Инновационный продукт: технология и классификация. Инновации в технологиях
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ЭТО: Инновация — Википедия
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ — это наборы методов и средств,поддерживающих этапы реализации нововведения. В соответствии с вышесказанным есть смысл различать базовые и частные социальные технологии. Дебаты” – это еще одна технология компетентностно-ориентированного образования.
Инновация — это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьёзно повышает эффективность действующей системы. Понятие инновация относится как к радикальным, так и постепенным (инкрементальным) изменениям в продуктах, процессах и стратегии организации (инновационная деятельность).
Смотреть что такое “Инновационные технологии” в других словарях:
Понятия «изменения» и «креативность» также иногда могут быть употреблены вместо понятия «инновации». В рамках этого взгляда инновация не является инновацией до того момента, пока она успешно не внедрена и не начала приносить пользу. Понятие экономической инновации было разработано Йозефом Шумпетером в работе «Теория экономического развития» (1911).
Инновации в области организации и управления производством не относятся к технологическим. В связи с этим сталкиваемся с понятием экономической эффективности. На основе метода анализа среды функционирования был проведён анализ конкурентоспособности белорусской экономики и влияние инновационной деятельности на данный показатель. Согласно опросу консалтинговой компании StrategyOne(англ.)русск., большинство менеджеров ведущих мировых компаний включили Китай в пятёрку самых инновационных стран.
В инновационную стратегию Китая входят кластеры, созданные вокруг университетов, но не только. В Китае успешно поощряются инновационные деятели, потоки технологий и инвестиций, а также взаимодействие между отечественными и международными рынками. Все эти элементы важны для того, чтобы определить, генерировать, эксплуатировать и продвигать новые бизнес-идеи.
Если Вам полезен этот материал, то вы можете добавить его в закладку вашего браузера. Теперь попробуем объединить эти понятия. Давайте разберемся в понятиях конкретнее. Технология – комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и / или эксплуатацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами.
При этом процесс реализации нововведения становится более оптимальным. Инновационная диагностика предполагает осуществление процедуры анализа, диагноза и прогноза относительно конкретного нововведения. В узком смысле слова понятие «социальные технологии» имеет два значения. В этом плане технологичность воздействия наполнена такими понятиями, как этапность, процедурность, операциональность.
Базовые – технологии стратегического (долгосрочного) проектирования социального объекта
При этом не имеет значения, что понимается под социальным объектом. Частные – разновидность форм тактико-оперативного (краткосрочного) воздействия на социальный объект. Таким образом, социальные технологии олицетворяют собой разные ипостаси социальной самоорганизации. Время стремительно… Особенно замечаешь его бег по тем переменам, которые происходят в жизни. Перемены эти связаны, прежде всего, с внедрением в повседневную жизнь достижений науки и техники.
Это способствует формированию положительного отношения к изучаемому предмету, учёбе, школе. В течение урока учащиеся не только усваивают новый материал, но и переживают ситуации успеха. Это способствует как росту общей информационной культуры ученика, так и углублению знаний по истории. Благодаря использованию ИКТ происходит погружение в проблему с одной стороны и серьезная экономия учебного времени – с другой.
Все это создает дополнительные возможности для повышения качества образования и использования инновационных технологий в обучении
В современных условиях модернизации российского образования изменяются цели и задачи стоящие перед школой и учителями. Таким образом, происходит переориентация на гуманистический подход в обучении. Внедряются инновационные педагогические технологии, предусматривающие учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся. Современные образовательные технологии можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени.
При этом на первый план выходит личность учителя, его умение с наибольшей эффективностью использовать ту или иную образовательную технологию. Я глубоко уверенна, чтобы уроки были действительно интересными и эффективными учитель должен находиться в постоянном поиске, экспериментировать, совершенствовать формы, методы, приемы работы. И самое главное, учитывая опыт предшествующих поколений, уметь ориентироваться в современном информационном, социально-экономическом и политическом пространстве.
Применяя данные технологии в инновационном обучении, учитель делает процесс более полным, интересным, насыщенным
В этих условиях необходимо не только ознакомить учащихся с различными точками зрения на тот или иной вопрос, но и дать возможность выработать свое мнение, обосновать его и отстоять. При отборе методов, приемов и средств обучения, я учитываю возрастные особенности учащихся, а также тему, цель и место урока в образовательной программе. Одним из часто используемых мною методов технологии проблемного обучения является метод открытых вопросов и “Кейс-метод” или метод оценки и анализа реальной жизненной ситуации.
Мною использование информационных технологий в образовательном процессе происходит главным образом на уровне учебного процесса и внеурочной деятельность учащихся. Он предполагает использование одновременно в различных соотношениях звуковых и зрительных технических средств обучения.
В этой связи я считаю целесообразным использовать в своей работе методические приемы формирования исторической эмпатии школьников. Идет развитие разных сторон личности обучающихся, путем внедрения в учебный процесс различных видов деятельности учащихся.
Это социальное конструирование, практически-предметное урегулирование отношений и операций, оптимизация социального взаимодействия на разных уровнях. Инновационная практика всегда была сложной и неоднозначной. В подобном социальном сценарии социальная технология должна учитывать все возможные изменения.
Уже опубликовано на сайте:
labrowendosin.ru
Инновационные технологии управления
В настоящее время в научной литературе уделяется большое внимание инновациям и инновационным технологиям управления. Выдвигаются различные точки зрения на этот феномен.
Сам термин "инновации" появился в XIX в. в культурологии и использовался при исследованиях инфильтрации европейских обычаев в африканские и азиатские страны.
В настоящее время - во время смены эпох, во время перехода от традиционного общества к обществу информационному - значительно возрастает роль инноваций, инновационных социальных технологий в управлении крупными промышленными коллективами.
Существует множество трактовок самого термина "инновации". Й. Шумпетер характеризовал инновации как часть процесса "изобретение - нововведение - диффузия". П. Друкер различал понятия "научное открытие", "новшество" и "инновация". Под научным открытием он понимал добавление знаний к пониманию явлений природы. Новшество у П. Друкера - это новая техническая возможность. Инновация - результат влияния новшества на жизнь людей. Г. Ригс рассматривал новшество как концептуализацию новых идей, а инновацию - как коммерческое освоение новой идеи. В. Хиппель понимал под новшеством новый продукт или процесс, под инновацией - применение нового продукта или процесса на практике. В. Кингстон считал, что научное открытие представляет собой идею, новшество - подтверждение идеи, инновация - преобразование идей в конкретный предмет. С. Мендел, Д. Энис понимали новшество как новый замысел, а инновацию - как новые уникальные продукты, процессы и услуги. П.Н. Завлин рассматривал инновацию как использование результатов научных исследований и разработок. А.И. Пригожин понимал под новшеством какой-либо элемент нововведений, под инновацией - "клеточку" управляемого развития, целенаправленных изменений.
Анализ существующей литературы по инновациям позволил выделить две концептуальные трактовки этого понятия: экономическую и социальную. Экономическая трактовка понятия "инновации" подразумевает создание нового продукта, новой технологии. Для создания нового продукта требуются инвестиции или накопленный собственный капитал. По мнению ведущих экономистов, инвестиции делают инновации эффективнее и благодаря инвестициям инновации быстрее и успешнее осуществляются. Сочетание инноваций с инвестициями повышает конкурентоспособность продукта, услуги, приводит к изменениям хозяйственных связей. Изменения в хозяйственных связях влияют на процессы управления, на протекание экономических коммуникаций.
При социологическом рассмотрении инноваций внимание уделяется процессу нововведения в общество, в организацию, коллектив. При социологической трактовке инноваций упор делается на рассмотрение конфликтов, на согласование интересов. Согласно этому пониманию инновация представляет собой превращение знаний в производственные, экономические, социальные технологии. В данном случае инновация - это коммерциализация знаний, извлечение из них прибыли. Автор предлагает свое собственное видение проблемы.
Согласно авторской точке зрения в основе всех управленческих (социальных) технологий лежит процесс социальной коммуникации. То есть любое управленческое воздействие можно свести к процессу общения. Как известно, социальная коммуникация может протекать в следующих коммуникативных каналах:
- человек - человек;
- человек - машина;
- человек - общество;
- автокоммуникации.
В настоящее время благодаря развитию новых информационных технологий появляются дополнительные типы коммуникативных каналов в процессе социальных технологий и коммуникаций. Их появление стало возможным из-за повсеместного распространения Интернета во многих сферах человеческой деятельности и во всех сферах, связанных с управлением обществом, отраслями экономики, трудовыми коллективами. К ним можно отнести следующие типы каналов:
- человек - машина - общество;
- человек - машина - человек.
Под инновационными социальными технологиями понимаются...
1. Новые формы электронной коммуникации, основанные на использовании Интернета: голосовая почта, рассылка видеопосланий, IP-телефония и т.д.
2. Управление корпоративными знаниями, представляющее собой процесс, в результате которого индивидуальные знания отдельного человека превращаются в корпоративные. В этом случае знания отдельного человека отчуждаются от их носителя и становятся нематериальным активом компании. При конструировании инновационной технологии управления знаниями следует учитывать следующие факторы: тип бизнес-процесса, какая информация нужна при конструировании того или иного бизнес-процесса. Дальнейшим шагом должно стать создание карты движения информации при развертывании определенного бизнес-процесса. При создании карты движения информации необходимо учитывать степень новизны и важности информации. Эта инновационная технология может быть осуществлена практически в процессе проектной работы, в ходе работы проектных групп над той или иной проблемой. Важным этапом структурирования этой социальной технологии является определение носителей корпоративных знаний, к которым следует отнести работников знаний. Отличительными чертами работников знаний являются:
- работники знаний полностью владеют своими собственными производственными средствами: интеллектом, опытом, навыками, умениями;
- работник знаний эффективнее всего работает в команде. "Работник знания - вовсе не ученый-одиночка, не уникальный творец, это обычный участник общего корпоративного дела, продуктом которого являются знания", - говорил П. Друкер;
- стремительное повышение объема скрытых знаний.
Первым и самым важным этапом управления корпоративными знаниями является процесс их отчуждения, т.е. письменной фиксации в виде бизнес-процессов, социальных технологий, инструкций, положений, рекомендаций. Отчуждение (фиксация) знаний должно быть системным, этичным, мотивированным. Фиксацию знаний интеллектуальных работников необходимо выделять как новую функцию, которая должна планироваться, реализовываться и контролироваться. Не всегда работник знания легко соглашается на отчуждение своих знаний. Процесс фиксации знаний может быть очень конфликтным, связанным с сопротивлением работника знаний. Сопротивления процессу отчуждения со стороны работника можно избежать с помощью принуждения, с помощью правильной мотивации работника на обогащение его собственного интеллектуального капитала. Для создания оптимальной социальной технологии управления корпоративными знаниями можно предложить следующие рекомендации:
- при управлении интеллектуальными сотрудниками необходимо учитывать их повышенную степень свободы;
- стиль управления и организационная культура должны соответствовать уровню самоидентификации знаний;
- необходимо своевременно уточнять у работников знаний их требования и внимательно учитывать эти запросы;
- работник знаний должен быть уважаем в компании не только как профессионал, но и как личность.
3. Оценка и анализ персонала, основанные на использовании компьютерных экспертных систем. Под экспертными системами понимаются особые компьютерные программы, моделирующие действие эксперта, человека, при решении задач в какой-либо предметной области, основанной на составлении базы данных. Экспертные системы - это программные комплексы, аккумулирующие знания конкретных специалистов в конкретных предметных областях и тиражирующие их для менее квалифицированных пользователей. Основная разница между информационно-поисковыми и экспертными системами заключается в том, что первые осуществляют лишь поиск имеющейся в базе заданной информации, а вторые - еще и логическую переработку ее с целью получения новой информации. Структура типичной экспертной системы включает:
- интерфейс пользователя;
- подсистему логического вывода;
- базу знаний;
- подсистему объяснения;
- интеллектуальный редактор базы данных.
Ядром системы является база данных, которая представляет собой совокупность знаний в определенной области, записанную на машинном носителе. Для создания базы знаний необходимо привлечь экспертов, т.е. профессионалов-практиков высокого уровня в своей области. Современные базы знаний используют практический опыт десятков и даже нескольких сотен и тысяч экспертов, причем эти базы данных можно развивать и дополнять.
Получать знания от экспертов - это целое научное направление в области искусственного интеллекта, инженерия знаний. Специалист, представляющий это направление, выступает в роли буфера между экспертом и базой знаний. Основная его задача - получить знания от эксперта, выделить ключевые понятия, отношения и характеристики, структурировать эти знания и выбрать модель для последующего наполнения ядра системы. Если предметная область большая, то ее необходимо разделить на подпроблемы, не нарушая при этом логическую структуру. В этом случае экспертная система будет состоять из нескольких блоков. Чаще всего именно таким образом строятся кадровые экспертные системы, поскольку и предметная область этой сферы деятельности, и спектр решаемых задач очень широкие.
Таким образом, ядро экспертной системы представляет собой базу знаний, состоящую из:
- свода эмпирических правил истинности высказываний экспертов по данной проблеме;
- свода эмпирических данных и описаний проблем и вариантов их решения.
Экспертные компьютерные системы начали разрабатываться в середине XX в. в США. Разработчиками этих систем по праву можно считать ученых Б. Сойера, Д. Фостера. В настоящее время существует уже пятое поколение компьютерных экспертных систем. Они замечательно себя зарекомендовали при оценке личностного и профессионального потенциала персонала, уровня конфликтности и стрессоустойчивости работников, в других кадровых технологиях. За последнее десятилетие создано пятое поколение - так называемые прецедентные экспертные системы, которые позволяют сравнивать личные, профессиональные и психофизиологические качества объекта социальных технологий с аналогичными параметрами лучших специалистов. Такие системы основаны на богатой базе реальных экономических, управленческих ситуаций. В результате использования таких экспертных систем решение принимается на основании реальных наблюдений, на основе реальных ситуаций, имевших место на том или ином предприятии, в управленческой практике того или иного управленца. Прецедентные экспертные системы используют наряду с математическими алгоритмами человеческую логику. В области управления персоналом предприятий данные системы можно использовать для:
- оптимизации структуры предприятия на основе многомерного анализа позитивных или негативных тенденций развития и состояния персонала, анализа имиджа руководителя, характера его взаимоотношений с коллективом;
- определения для каждого работника профессиональных, психологических, физиологических параметров, для выявления и оценки его негативных проявлений, особенностей поведения в конфликтной ситуации, совместимости, самооценки, потенциальных возможностей, социально-психологической компетенции, формирования для работника различных текстовых характеристик;
- для общей и целевой профориентации, профотбора, приема на работу, для сокращения штатов, аттестации, оценки профпригодности работника и его способностей к обучению, получения рекомендаций по наиболее эффективному использованию каждого работника в конкретных условиях предприятия, создания профилей профессий, должностей, "негативных" профилей.
Опыт работы и управленческого консультирования позволяет автору дать несколько рекомендаций кадровым службам предприятий по использованию экспертных прецедентных систем. Во-первых, эти системы должны позволять реализовывать экспорт и импорт информации через стандартный текстовый файл или буфер обмена. Это позволит соблюсти принцип единого информационного пространства. Во-вторых, система должна быть надежно защищена от несанкционированного доступа к данным, так как большинство информации о персонале закрыто и защищено законом. В-третьих, важно, чтобы экспертная система была ориентирована на специфическую сферу деятельности организации (промышленность, торговля, банковское дело и т.п.), на опыт работы, характер, образование. В-четвертых, рекомендуется использовать отечественные продукты, так как они учитывают национальную культуру, национальное своеобразие систем управления.
Подобно экспертным системам работают в настоящее время особые интернет-технологии по электронному поиску и подбору персонала, представленные на сайтах: Hotjobs.com, Headhunter.ru. Кандидат размещает свое резюме, которое подвергается электронной экспертной проверке, потом по электронной почте поступают рекомендации по изменению, улучшению некоторых его частей.
Таким образом, под инновационными социальными технологиями следует понимать такие технологии, которые основаны на использовании нового канала социальной коммуникации - канала "человек - машина - человек". Инновационные технологии, их использование в реальной управленческой деятельности еще слабо изучены, слабо применяются в реальной жизни, а их теоретическое осмысление еще ждет своего исследователя.
И.А.Юрасов
Журнал "Управление персоналом"
hr-portal.ru
Инновационные технологии в образовании
Содержание статьи:
Современный уровень развития общества требует использования в практике среднего образования инноваций, опирающихся на достижения психологии, педагогики и экономики. Педагогическая инновация — новая технология обучения, внутрисистемное изменение, которое призвано развивать и улучшать педагогический процесс. Современные инновационные технологии в образовании обоснованы и тщательно отобраны по принципу рациональности организационных форм и содержания. Они ориентированы на результат и призваны:
- мотивировать учащихся к самостоятельному познанию;
- повысить практическую ценность изучаемого и уровень образования в целом;
- стимулировать появление нового поколения детей, а вместе с тем способствовать повышению мастерства педагогов;
- активизировать учебно-познавательную деятельность детей.
Инновационные педтехнологии в российском образовании спровоцированы социально-экономическими новациями, вхождением общеобразовательных учреждений в рыночные отношения, систематическим изменением состава и объема учебных дисциплин, гуманизацией образовательного процесса, трансформацией роли учителя.
Инновационные технологии в образовании: суть понятия
Несмотря на то, что советская, а после и российская система образования считалась одной из лучших в мировой практике, она нуждается в реформации. Консерватизм мешает передовым тенденциям — дополненной реальности, интерактивным доскам, онлайн-обучению, электронным тетрадям и учебникам, инновационным технологиям в образовании — быть задействованными в процессе обучения.
При этом новшества уже стоят на пороге образовательных учреждений и ждут апробации. Одним из таких нововведений может стать электронная карта ученика, которая станет универсальным мультипаспортом, пропускающим детей на занятия, помогающим оплачивать услуги школьной столовой, а также выступит в роли электронного дневника. Внедрение подобного технологического решения позволит учащимся и их родителям в режиме онлайн контролировать академическую успешность ребенка, домашнее задание, расписание занятий.
Однако пока массового появления электронных карт ждать не стоит, инновационные технологии в школе в первую очередь затрагивают образовательный процесс, поскольку развитие личности зависит от эффективности составления учебных программ, профессионализма учителя, набора апробированных методов обучения и индивидуальных психологических факторов. В связи с этим возникает потребности в поиске передовых образовательных технологий, отвечающих потребностям учеников и включающих интегрированные средства, идеи, способы организации обучения и участников этого процесса.
Значение педтехнологии распространяется не только на учащихся, но и на педагогов. Функции технологий:
- организационная — педагоги и учащиеся организуют совместную и индивидуальную учебную деятельность;
- проектировочная — участники образовательного процесса прогнозируют результаты обучения и принципы педагогического взаимодействия;
- коммуникативная — взаимодействие учеников между собой и представителями педагогического коллектива;
- рефлексивная — самооценка и самоанализ учащихся и педагогов, оценка собственных достижений и неудач;
- развивающая — формирование необходимых для всестороннего развития условий, обеспечение непрерывного самообразования педагога и учеников.
Методы инновационных технологий в образовании
Сравнение традиционных и инновационных технологий в образовании говорит в пользу последних. До реформации системы образования школьное обучение использовало репродуктивный и пояснительно-иллюстративный методы, каждый из которых предполагал передачу готовых знаний учащимся, рассеивал внимание, обеспечивал нагрузку на память, работу в среднем темпе обучения:
- репродуктивный — не развивает мыслительный и творческий процесс, хотя отчасти стимулирует учеников на добычу информации;
- пояснительно-иллюстративный — педагог передает учащимся готовую информацию различными доступными способами (устно, наглядными средствами, посредством печатного слова) а дети фиксируют в памяти то, что осознают.
В результате традиционных методов самостоятельность учеников находится на незначительном уровне, обеспечивая только частичное усвоение материала и полное неумение самостоятельно добывать знания и принимать решения. В отличие от них, методы инновационных технологий в образовании демонстрируют интеграцию интерактивных и активных форм работы, которые предусматривают деятельностный подход и максимальное вовлечение детей в процесс добычи знаний, а также использование всех индивидуальных средств обучения (ПК, тетрадей, учебников, интерактивных средств).
Передовые технологии подразумевают освоение знаний в процессе сотрудничества с другими учениками и партнерства с учителем, они стимулируют познавательный интерес, учат самостоятельно добывать, а после обобщать и классифицировать материал, дискутировать на тему него, отстаивая собственные взгляды. Чаще всего на уроках они реализуются через:
- уроки-экскурсии, уроки-путешествия;
- групповые задания, работу в мини-группах или парах;
- упражнения, требующие креативного (творческого) подхода;
- деловые, дидактические, образовательные игры;
- использование средств наглядности, интернет-источников, видеоматериалов.
Наглядная демонстрация различий между инновационными и традиционными методами обучения выглядит следующим образом:
Традиционные | Новаторские | |
Цель | Формирование навыков и умений, получение знаний | Развитие способности ставить образовательные цели, разрабатывать задачи и достигать их решения, в том числе и в нестандартных ситуациях |
Формы работы | Индивидуальные, фронтальные (работа со всем классом) | Коллективные (совместная деятельность), групповые |
Методы | Информационный, пояснительно-иллюстративный, репродуктивный | Исследовательский, проблемно-поисковый, частично-поисковый, проблемного изложения |
Основной вид деятельности | Воспроизведение, освоение | Творческий, проблемный, продуктивный |
Способы освоения материала | Работа по алгоритму, заучивание и репродукция заученного | Поисково-исследовательская работа, рефлексия |
Задачи педагога | Хранить традиции и нормы, быть носителем информации, передаваемой ученикам | Консультировать, быть организатором исследовательской деятельности, сотрудничества |
Действия ученика | Пассивное восприятие передаваемой учителем информации, отсутствие интереса и мотивации к познанию | Интерес к учебной деятельности, мотивация к личностному росту, активная исследовательская позиция |
Инновационные методы обучения — способы сотрудничества учеников и учителя, делятся на:
- Организационные — словесные (беседа, объяснение, рассказ, работа с книгой), наглядные (демонстрация видеоматериалов, наблюдение, изучение наглядного материала), практические (лабораторные и самостоятельные работы, письменные и устные упражнения).
- Контролирующие — устные (фронтальный или индивидуальный опрос), письменные (диктант, изложение, сочинение, самостоятельная или контрольная работа), лабораторный контроль (опрос, тест, лабораторная работа).
- Стимулирующие — интеграция организационных методов, необходимая для повышения мотивации к учебной деятельности.
Классификация инновационных технологий в образовании
Суть педтехнологии заключается в основополагающей роли, поскольку именно на ней выстраивается весь педагогический процесс, обеспечивается достижение поставленных целей. Она характеризуется системностью, целенаправленностью, целостностью, эффективностью, научной обоснованностью и проектируемостью.
Классификация инновационных технологий в образовании является вариативной, поскольку все технологии несут в себе авторские особенности и были созданы в разное время. Методисты различают технологии: по технологическим моделям, компонентам методсистемы, принципам сочетания с традиционными методиками.
Как правило, современные инновационные технологии в образовании делятся по объему охвату новаторских мероприятий на частичные, глобальные, массовые, фундаментальные, а также по способу возникновения на плановые и стихийные.
По принципу возникновения передовых технологий они делятся на:
- Технологии демократизации и гуманизации взаимоотношений педагогов и учащихся, ставящие приоритет на индивидуальный подход, процессуальную ориентацию. Сюда относят педагогику сотрудничества, личностно-ориентированные технологии, гуманно-личностные технологии.
- Педтехнологии, активизирующие ученическую деятельность — проблемное обучение, игровые технологии, коммуникативное обучение.
- Технологии, которые опираются на управление образовательным процессом и эффективность его организации, — дифференцированное обучение, информационно-инновационные технологии в образовании, коллективные и групповые методы, индивидуализации обучения.
- Природосообразные, применяющие принципы народной педагогики и естественный ход развития детей.
Инновационные педагогические технологии в современном образовании
Глубинные социальные и экономические процессы, которые переживает современное общество, находят отражение в методологии образования, склоняя его к личностно-деятельностному подходу и общей гуманизации учебно-воспитательного процесса. Инновационные педагогические технологии в современном образовании:
- ориентированы на реализацию природных способностей и возможностей ребенка;
- призваны подготовить его к успешной в жизни в постоянно меняющемся мире;
- развивают творческий подход к решению задач, механизмы новаторства и нешаблонного мышления;
- стимулируют навыки ориентирования в полученной информации, самостоятельной ее систематизации.
Инновационные процессы в образовании должны объединять и методологическую, и практическую сторону вопроса, подчеркивать возрастающую роль учителя как воспитателя, советчика и консультанта, а также разработчика, автора и пропагандиста передовых технологий. Сегодня ключевое значение имеет не транслирование рекомендованных министерством новшеств, а разработка собственных педагогических инноваций.
Виды инновационных технологий в образовании
Современное преподавание отказывается от ориентирования на «среднего ученика», стремясь донести информацию до каждого и в равной степени эффективно. Важно не только передавать и стимулировать получение знаний, но помогать детям получать коммуникативные и адаптивные навыки, умение находить выход из конфликтных ситуаций, преодолевать стрессы, воспринимать информацию в интерактивном режиме. Для этого образовательный процесс использует десятки новаторских технологий, среди которых особое место занимают десять основных. Объем и количество инновационных технологий зависит от статуса школы и консерватизма ее администрации.
Информационно-инновационные технологии в образовании
Информационно-коммуникативные или ИКТ технологии — интеграция информатики в ход освоения других учебных предметов. ИКТ относится к передовым способам передачи и получения знаний, согласно которому ученики самостоятельно ищут источники новой информации, воспитывая в себе ответственность и самостоятельность. Информационные технологии успешно интегрируются в другие области, способствуя глубокому и всеобъемлющему освоению материала.
Дети активнее усваивают материал, который видят на интерактивной доске или экране монитора. Компьютерные программы позволяют моделировать жизненные и учебные ситуации, делать обучение индивидуально ориентированным. Информационно-коммуникативные технологии находят отражение в:
- Уроках-визуализациях — изучение материала, которое сопровождается демонстрацией аудио-, фото- или видеоматериалов.
- Практических уроках, на которых результаты исследовательской или проектной деятельности представляются в виде презентации.
Для эффективного использования ИКТ педагогам следует сформировать у себя азы информационной культуры личности, чтобы успешно выступать наставником детей в вопросах компьютерных программ, используя которые он сможет оформлять документацию, формировать иллюстративный материал к урокам, создавать презентации, обмениваться опытом с коллегами.
Личностно-ориентированные технологии
Личность ребенка является центральной в образовательной системе, в соответствии с потребностями и возможностями которой формируются безопасные и комфортные условия развития, создаются индивидуальные программы обучения.
Согласно личностно-ориентированной инновационной технологии в образовании в школе, педагог концентрируется на стимулировании эмоциональных возможностей и раскрытии творческого потенциала ребенка, он направляет подопечных. Учитель создает условия, необходимые для:
- выбора правильного способа действий на уроке;
- беспристрастной оценки границ собственного «Я»;
- принятии ответственности;
- справедливой оценки своей и чужой деятельности.
Учитывая возраст, психотип, уровень интеллектуального развития, способностей, такой подход позволяет сформировать инициативных и ответственных учащихся. Ведущей целью является становление личности, развитие коммуникативных, мыслительных и творческих способностей детей. Реализация педтехнологии возможна при условии:
- приоритета самобытности и индивидуальности ребенка;
- единства учения и обучения;
- сложной диагностической работы по выявлению социального опыта учащихся;
- взаимодействия субъектного и исторического опыта;
- развития личности ученика через преобразование субъектного опыта и его постоянное обогащение.
Технология опирается на субъектный опыт ученика, его сравнение и анализ. Именно поэтому педагоги проектируют работу, обеспечивая максимальную свободу для освоения знаний учениками, демонстрацию избирательности к форме и виду материала. Эффективная реализация технологии строится на принципах структуризации, алгоритмизации, креативности, активизации и деятельностной направленности. Личностно-ориентированное обучение реализуется в форме: разноуровневого и модульного обучения, коллективного «взаимообучения» и полного освоения знаний, благодаря чему адаптируются к потребностям и способностям учеников.
Игровые технологии
Игровая деятельность чаще используется в начальной школе, поскольку у младшеклассников она является превалирующей, помогая осваивать новую информацию и получать знаний. Однако внедрение в образование инновационных технологий позволило использовать игровые формы в средней и старшей школе. Игра — важный механизм воспитания и обучения, который требует от учителя предварительной разработки сюжета и правил, подготовки реквизита. Наиболее востребованные игровые формы — уроки-путешествия и уроки-соревнования.
Технологии игры находятся в тесном взаимодействии с дидактическими. Так, дидактические игры стимулируют интерес к изучаемому, реализуют развивающую и образовательную функции. Средством игры становится материал урока, дидактическое задание становится условием успешного участия в ней. Согласно функциональной и смысловой нагрузке игры могут быть диагностическими, коммуникативными, расслабляющими, эмоциональными, терапевтическими, культурно-социологическими.
Опытные педагоги используют игровые приемы, чтобы:
- в форме игровой задачи поставить дидактическую цель;
- учебную деятельность подчинить игровой форме и правилам;
- ввести соревновательный элемент в процесс обучения, сделав игровым результатом успешность выполнения задания;
- использовать изучаемый материал в качестве игрового средства.
Игровая деятельность уместна на любом этапе урока, поскольку предполагает эмоциональность, чувство удовлетворения от достигнутого результата или сопереживания, повышает интерес к изучаемому и концентрацию внимания детей. Дидактические игры облегчают усвоение материала, делают процесс преодоления учебных затруднений увлекательным.
Технология проблемного обучения
Согласно дидактической системе проблемного обучения учитель проектирует проблемные ситуации, стимулирующие осознанное освоение знаний и получение новых навыков учащимися. Проблемная ситуация вынуждает ученика искать новые или углублять имеющиеся знания, чтобы эффективно решить поставленную задачу. Ученик осознает противоречие между имеющимися у него навыками и знаниями и теми, что требуются для решения. Самостоятельное изучение материала или учительское пояснение предшествует созданию проблемной ситуации. Проблема должна интересовать учеников, сподвигать их к познанию, а решение проблемы — быть связано с определенным познавательным затруднением, которое нуждается в мыслительной активности детей.
Поскольку главная цель инновационных технологий в образовании — стимулирование познавательной активности, проблемное обучение как нельзя лучше отвечает ей, поскольку для освоения сложных знаний применяется определенная система освоения:
- сложные упражнения делятся на мелкие;
- в одной проблеме может быть только один неизвестный элемент;
- информация, полученная учениками самостоятельно или от учителя, должна дифференцироваться.
Проблемное обучение является частью урока, а одним из методов такого обучения является эвристическая беседа.
Здоровьесберегающие технологии
Технология сохранения здоровья учеников предполагает ответственность педагогов за соответствие физиологических особенностей детей специфике учебного процесса. Учители должны стремиться к физиологическому ходу урока, всячески предотвращать психологические и физические недуги учеников, активно внедрять профилактические меры.
Здоровьесберегающие инновационные педагогические технологии в образовании предполагают:
- оптимизацию учебной нагрузки;
- снятие повышенной утомляемости и стресса;
- профилактику физического и эмоционального переутомления;
- обучение методикам контроля своего состояния.
В результате комплексного воздействия выпускник школы должен быть не только здоров, но и уметь следить за состоянием своего здоровья, осознавая важность ведения здорового образа жизни.
Если здоровьесберегающие технологии не используются или реализуются на недостаточно уровне, дети не могут сконцентрироваться на заданиях, демонстрируют рассеянность, отсутствие смекалки и креативности, не могут настроиться на учебу после перемены или урока физкультуры. Однако для правильной реализации педтехнологии методики сохранения детского здоровья должны быть адаптированы для определенного возраста, а учителю не стоит проявлять излишнюю авторитарность. Педагогу достаточно своевременно определить наличие проблемы и помочь ребенку (детям) сбалансировать учебные нагрузки.
Коррекционные технологии
Для снятия психоэмоционального напряжения в классе используются коррекционные технологии. Все они направлены на детскую экспериментальную деятельность, в ходе которой ученики смогут принять непосредственное участие, а также увидеть результат своих трудов. Коррекционные технологии опираются на методы наблюдения, игровое обучение, беседы, моделирование, трудовые поручения и творчество. Сложный материал в увлекательной форме воспринимается через искусство, применение художественных образов.
Среди всех видов коррекционных инновационных технологий в образовании свою эффективность доказали:
Арт-терапия |
Арт-уроки способствуют развитию творческого подхода, высвобождению творческо-энергетических резервов, эффективному взаимодействию детей, выражению своего отношения к предмету или материалу посредством художественных образов. Арт-терапия в школе опирается на:
Реализуя коррекционную технологию арт-терапии, чаще всего педагоги используют виртуальные путешествия, театрализованные постановки, прикладные виды детского творчества и моделирования. В равной степени эффективны самостоятельная творческая деятельность и создание художественных образов на школьных уроках. |
Музыкальная терапия |
На уроках целостно или изолированно музыка применяется в качестве коррекционного средства, помогая:
Музыкотерапия особенно актуальна в работе со сложными учащимися, она оказывает мощное успокаивающее воздействие на замкнутых или гиперактивных детей. На уроках учителя используют технические средства воспроизведения музыки, либо же импровизируют с помощью музыкальных инструментов и голоса. |
Логоритмика |
Технология преодоления речевых нарушений посредством развития двигательной сферы в сочетании музыки и слова. Логоритмическое воздействие преследует цель:
Занятия логоритмикой систематически проводятся при участии музруководителя и педагога, либо же являются частью урока, опираясь на лексические темы и выступая игровой и тематической целостностью. |
Цветотерапия | Технология используется для снятия раздражительности, апатии, агрессивности. Для укрепления психофизического здоровья учеников используются методы цветовой медитации и визуализации, которые позволяют всего за 10 минут оказать максимальное воздействие на центральную нервную систему. Посредством цветотерапии учителям удается мотивировать детей к творческой инициативности и художественной деятельности, создать благоприятный психоэмоциональный фон в классе. |
Сказкотерапия |
Технология используется для интеграции личности ребенка, его социализации, приобретения знаний о законах жизни, расширения сознания и развития творческих способностей. Сказкотерапия на уроках применяется для:
Учителя используют дидактические, художественные, медиативные, психотерапевтические и психокоррекционные сказки. Они используются в качестве метафоры, задействуются в художественной деятельности, становятся предметом обсуждения, пересказа, драматизации и анализа. |
Интерактивная или групповая технология обучения
Диалоговые формы процесса познания являются ключевыми в реализации групповых образовательных технологий — деловых игр, игрового моделирования, дискуссий, работы в группах, «мозгового штурма». Эти педтехнологии позволяют каждому ученику:
- принять участие в работе, высказать свое мнение и выслушать чужое;
- развить собственные коммуникативные навыки, толерантность, терпимость, умение слушать и слышать;
- выработать навыки коллективного творчества и эффективного сотрудничества;
- выступать в активной роли деятеля, а не наблюдателя.
Групповое взаимодействие в рамках интерактивной учебной деятельности предполагает индивидуальную работу, взаимодействие в парах и последующее принятие коллективных решений. В группах имеются роли (мудрец, наблюдатель, деятель, эксперт, мыслитель), каждую из которых должны опробовать все участники работы.
Учитель помогает сформировать группы, в которых слабым ученикам подбирают доброжелательных и терпеливых партнеров, а для получения интересного и живого обсуждения намеренно объединяют учащихся с противоположными взглядами.
Интерактивная технология, позволяющая сформировать толерантную, коммуникабельную личность с мощными организаторскими и лидерскими качествами, находится в тесной взаимосвязи с технологией коллективного взаимообучения. Последняя способствует повышению ответственности за успехи минигруппы (пары) и результаты коллективного труда, позволяет сформировать беспристрастную оценку личности, развить мыследеятельность, задействовать предыдущие знания и опыт, активизировать логическое мышление и память.
Парная работа выстраивается в трех направлениях:
- Статическая пара — ученики объединяются и распределяют роли по своему желанию, потому при наличии взаимного расположения могут успешно взаимодействовать сильный и слабый, два сильных или два слабых учащихся;
- Динамическая — для выполнения задания, состоящего из четырех частей, выбирают четверых учеников, каждый из которых обсуждает упражнение с партнерами по заданию, подстраиваясь под индивидуальные особенности одноклассников для достижения максимального результата;
- Вариативная — каждый участник группы из четверых учеников получает индивидуальное задание, правильность выполнения которого обсуждает с педагогом, а после проводит взаимообучение одноклассников членов группы.
Кейс-метод
Метод кейса (case study) — инновационная технология в образовании, примеры которой позволяют находить проблему и пути ее решения или разрабатывать решение проблемы, когда она уже поставлена. В процессе реализации педтехнологии ученики получают от учителя пакет документов, который разбирают в индивидуальном порядке, в составе группы или фронтально, представляя итоги работы в устной или письменной форме.
Изучать кейсы, источникам которых могут быть не только готовые разработки, но и кинофильмы, произведения искусства, литературные произведения, научная или медийная информация, дети могут заранее или непосредственно в классе. Кейс-метод опирается на реальные и жизненные проблемные ситуации и предусматривает:
- открытое обсуждение обозначенных в документах проблем;
- получение опыта классификации, анализа и выделения информации;
- всесторонний анализ полученной информации с последующим формированием аналитических навыков;
- умение интегрировать имеющиеся навыки и знания, приобщение логики и творчества;
- получение навыка принятия взвешенных решений.
Исследовательская технология
Проектная деятельность реализует главные задачи инновационных технологий в образовании — стимулирование познавательного интереса, мыслительных процессов и самообразования, творческих способностей посредством планирования и осуществления проектов, формируя ключевые компетенции, которые соответствуют интересам ребенка. Метод проектов позволяет сформировать и развить:
- поисковые умения;
- навыки рефлексии;
- практику сотрудничества;
- организаторские способности;
- коммуникабельность;
- презентационные навыки.
Образовательный процесс, согласно технологии проектной деятельности, строится на диалоге учителя и ребенка, который учитывает возможности, интересы и индивидуальные особенности учащегося.
Метод проектов опирается на проблемную деятельность, а знания, получаемые в процессе реализации задания, закрепляются в системе знаний о мире и превращаются в личное достояние ученика. Классификация проектов предполагает различные подходы:
- по тематике они делятся на исследования природных или общественных явлений, культурных и исторических ценностей, семейных взаимоотношений;
- по длительности на долгосрочные, средней продолжительности и краткосрочные;
- по числу участников на групповые, парные, фронтальные и индивидуальные.
Проектная технология — это настоящее научное исследование, которое начинается с выбора и обоснования актуальности темы, определения спектра задач и целей, выдвижения гипотезы с последующим ее доказательством или опровержением. Технология позволяет сформировать у учащихся адаптационные способности, навыки ориентирования в сложных ситуациях, работать в коллективе, ставить и достигать поставленных целей.
- Если проект практически ориентирован, продукт исследования может использоваться в жизни школы или класса.
- Информационное исследование предполагает сбор материалов о явлении или объекте с последующим анализом и систематизацией информации.
- Творческий проект опирается на максимальную свободу действий, креативность подхода к презентации результатов работы.
- Ролевое исследование относится к наиболее сложным, поскольку участникам необходимо перевоплотиться в роли вымышленных персонажей, исторических личностей или литературных героев.
Технология развития критического мышления — портфолио
Программа инновационных технологий в образовании предполагает оценку личных достижений, акцент на рефлексивную деятельность, что связано с реализацией личностно-ориентированного подхода и гуманистической парадигмой обучения. Самоанализ и самооценка способствуют развитию ответственности, волевой регуляции, мотивации к самообразованию и развитию.
Технология портфолио как нельзя лучше отвечает потребностям накопительной системы самооценки достижений, фиксируя результаты учащегося, оценку его работ, прогресс в достижениях и интересах. Создание портфолио требует взаимодействия педагогов, ученика и его родителей, выполняя ряд важных функций:
- целеполагания — работа в рамках целевого поля, обозначенного госстандартом;
- мотивации — стимул к взаимодействию и активной ученической позиции;
- диагностики — фиксация изменений за выбранный период;
- содержания — раскрывая весь спектр реализуемых работ и ученических достижений;
- развития — непрерывность самообразования и развития;
- рейтинговая — демонстрирует диапазон умений и навыков.
Ученики чаще выбирают формы портфолио-самооценки, отчета, достижений и планов. Все они для ребенка служат организатором его учебной деятельности, а для учителя — инструментом оценки. Портфолио предполагает личностно-ориентированный характер, опирается на взаимооценку, самооценку и рефлексивность. Работая над портфолио, ученик демонстрирует навыки структуризации и анализа информации, беспристрастной оценки результатов.
Передовые педтехнологии оптимизируют образовательный процесс, однако не заменяют традиционные методики преподавания, а лишь интегрируются с ними. В результате нагрузка от чрезмерной концентрации на определенной теме у детей снизится, повысится эффективность обучения и общий эмоциональный настрой. При этом важно осваивать и использовать не одну, а сразу несколько новаторских технологий, чтобы повысить эффективность обучения через интеграцию образовательных областей, формирование мобильности и гибкости мышления, изменения мировоззрения учащихся и педагогов.
Узнать больше об образовательных инновациях в школьной практике можно в статьях: 1. Концепция развития школы на основе инновационных технологий управления 2. Инновационная деятельность в школе 3. Инновационные уроки 4. Опыт применения современных педагогических технологий в учебном процессе, направленные на художественно-эстетическое развитие и воспитание школьников 5. Инновационная оценочная деятельность педагога начальной школы
www.menobr.ru
Инновации
В Ростехе существует четкое понимание того, что развитие прикладной науки стало вопросом первостепенной важности. Достижения в этой сфере – это основа, на которой строится экономическое благополучие не только корпорации, но и государства в целом.
Инновационная развитие Государственной корпорации «Ростех» осуществляется в соответствии со Стратегией развития Корпорации в рамках Программы инновационного развития (ПИР) на период 2016-2020 годов.
ПИР Корпорации разработана на основе Прогноза развития науки, техники и технологий в сфере деятельности организаций Государственной корпорации «Ростех» на период до 2025 года и Программы научно-технического развития до 2020 года.
Управление инновационным развитием в Корпорации обеспечивается Научно-технический советом и осуществляется на трех уровнях: корпорация – холдинговая компания – организация.
Реализация ПИР Корпорации осуществляются на данных уровнях в двух основных направлениях:
-
внутренние (закрытые) инновации предусматривают проведение собственных НИОКР по созданию конкурентоспособных продуктов и технологий, включая базовые и критические, реализацию проектов технологической модернизации организаций Корпорации, широкое применение передовых производственных технологий, включая компьютерное проектирование и моделирование, автоматизация производственных и управленческих процессов и робототехника, аддитивные технологии, новые материалы и конструкции;
-
открытые инновации предусматривают широкое взаимодействие организаций и холдинговых компаний Корпорации с внешним инновационном сообществом, включая разработчиков инноваций, вузы, научные организации, стартапы и другие организации в целях ускорения создания и вывода на рынок глобально конкурентоспособных продуктов и технологий совместно на основе использования внешних технологических компетенций.
Для ускорения развития открытых инноваций в Корпорации действует Центр открытых инноваций. Его целью является содействие компаниям Ростеха в вопросах внедрения механизмов открытых инноваций, включая системы управления уникальными технологическими компетенциями и запросами на внешние инновации, а также организацию взаимодействия с внешним инновационным сообществом.
Организация приема и экспертизы внешних инновационных предложений и проектов в Корпорации осуществляется в рамках «Окна открытых инноваций».
В корпорации, холдинговых компаниях и организациях ежегодно подводятся итоги реализации ПИР, которые представляются в виде отчетов.
rostec.ru
Инновационный продукт: технология и классификация
В современных условиях в качестве неотъемлемого условия повышения эффективности работы предприятий выступает инновационная деятельность. Внешние факторы отличаются неопределенностью и динамизмом, и развитие компаний всегда сопровождается высоким риском. Между тем, отказ от инноваций может повлечь достаточно серьезные негативные последствия.
Актуальность вопроса
Крупнейшие корпорации мира в своей работе делают особый упор на инновационные продукты и технологии. При этом они основываются на том, что нововведения – явление неизбежное. Управление ими является ключевым условием поддержания высокого уровня результативности работы. Невозможность применять продукты инновационного процесса отражает неспособность компании адаптироваться к внешним факторам и зачастую приводит к банкротству.
Специфика отрасли
Создание инновационного продукта представляет собой комплекс мероприятий, связанных с доведением научно-технического замысла до результата, пригодного для использования на практике. Эта работа включает в себя проектно-конструкторские операции, исследования, экспериментальные процедуры, освоение. Завершающей стадией выступает внедрение результатов работы на рынки инновационных продуктов.
Историческая справка
Наука, в рамках которой осуществляется исследование влияния инноваций на жизнедеятельность общества и развитие экономики, появилась в начале 20-го столетия. Первые труды по этим вопросам были опубликованы Кондратьевым и Шумпетером. Инновационные продукты, услуги стали наиболее востребованы в 40-х годах прошлого века. В то время возникла необходимость объяснить факторы интенсивного экономического роста ряда стран без применения значительных объемов капитала и труда. В рамках дисциплины нашло свое подтверждение положение о том, что научно-технические сдвиги и создание новшеств постоянно сопровождают развитие народно-хозяйственного комплекса.
Специфика управления
Вопросы, связанные с продвижением продуктов, решает инновационный менеджмент. Он представляет собой комплекс принципов, форм и методов управления работой занятых в этой сфере предприятий и их персоналом. Сфера распространения менеджмента постоянно расширяется. Это обуславливается постоянно растущим спросом на инновационные продукты, что, в свою очередь, стимулирует работу по их созданию.
Характеристика
Продукт инновационной деятельности может использоваться в конкретной сфере или являться универсальным. Он также может предназначаться для внутреннего применения (в пределах организации) или выступать в качестве предмета оборота. Инновационный продукт рассматривается в первую очередь как результат творческой работы. Он выражается в определенном предмете, технологии, методе и пр. Инновацией называют также процесс введения элементов, изделий, принципов, методов, подходов взамен действующих.
Ключевые признаки
Любой инновационный продукт выступает как объект. Для него устанавливается своя потребительская стоимость, определяемая на основе научно-технических достижений. Разработка инновационного продукта направлена на удовлетворение общественных потребностей с высоким уровнем полезного эффекта. Здесь ключевым свойством выступают не технические, а потребительские характеристики. Новые инновационные продукты – это результаты умственной работы человека. Соответственно, в них доля интеллектуальной составляющей достаточно велика. На практике зачастую возникает проблема оценки значимости результата умственного труда, а также его защиты от недобросовестных пользователей.
Нюанс
Инновационный продукт необходимо отличать от изобретения. Последнее также выступает как результат творческой и умственной работы. Однако во многих случаях оно может остаться нереализованным. Изобретение будет рассматриваться как инновационный продукт только тогда, когда будет востребовано потребителями. Результаты умственной работы должны приносить реальный полезный эффект. Инновация конкретно ориентирована на получение выгод через определенные изменения продукта, технологии, социально-экономического или управленческого подхода.
Классификация
На практике эксперты выделяют следующие группы инноваций:
- Технические. Они представляют собой новую продукцию и методы производства.
- Организационно-управленческие. К ним относят новые подходы к организации деятельности и администрированию.
- Социальные. Они представляют собой формы стимулирования, обучения, воспитательной работы.
Технология представляет собой комплекс средств, операций, методов, посредством которых происходит преобразование входящих производственных элементов в выходящие. Она распространяется на инструменты, машины, оборудование, знания, навыки.
Уровни
Новизна продукта представляет собой комплекс свойств, отражающих радикальность изменения в объекте. Она может существовать на уровне:
- Предприятия.
- Конкретного рынка.
- В мировом масштабе.
С точки зрения изготовителя, инновационный продукт отличается определенной степенью новизны, что отражается на готовности предприятия к его выпуску. Этот уровень может выражаться в уменьшении издержек, применении других материалов, средств, способов организации производства и реализации. Критериями эффективности при этом могут выступать повышение прибыли, увеличение объема сбыта, лидерство в торговле. С точки зрения покупателя/пользователя, степень новизны и результативность использования инновационного продукта выражается в возможности удовлетворить новые потребности или прежние нужды по-новому. Для потребителей изделие может не нести каких-то неизвестных ранее технических решений. Однако при этом оно будет являться новым.
Определяющие факторы
Степень новизны имеет прямую связь с уровнем риска и существенностью управленческих вопросов, которые решаются при выполнении комплекса мероприятий по созданию инновационных продуктов. Ученые выделяют следующие факторы, оказывающие на нее влияние:
- Оригинальность идей и объем ассигнований на НИОКР.
- Расходы на маркетинг.
- Коэффициент обновления ОС.
- Норму прибыли.
- Объем реализации.
Влияние на поведение потребителей
Инновационные продукты могут не только удовлетворять уже существующие потребности, но и создавать новые нужды. Наименее разрушительное воздействие на сложившиеся модели поведения оказывают товары-имитаторы. Они являются модифицированными моделями существовавших ранее изделий. В некоторых классификациях такие товары определяют как непрерывные новшества. Они приносят достаточно хорошую прибыль, поскольку не требуют существенных затрат и усилий на разъяснение потребителям полезных свойств. Существуют также динамически непрерывные новшества. Как правило, они не изменяют устоявшиеся модели поведения людей, приобретающих и использующих их. При этом они могут кардинально отличаться от существующих изделий.
Выделяют также прерывные инновации – совершенно новые товары, в корне изменяющие существующие схемы поведения. Они рассматриваются как базисные, фундаментальные технологии. Результатом их применения является формирование новых отраслей, поколений, направлений деятельности. Американским исследователем Меншем было установлено, что технологии, обладающие таким существенным воздействием на общество, появляются в период депрессии экономики. Данный тезис подтверждается и возникновением крупных инноваций в 1935-1945 годы, а также в 1970 г.
В депрессивной фазе условия выживания и структура потребностей подвергаются значительным изменениям. В такой период действовавшие ранее технологии оказываются бесполезными. Это, в свою очередь, вынуждает искать новые решения. В депрессивной фазе внедрение фундаментальных инноваций становится единственной возможностью осуществить прибыльное инвестирование и преодолеть период спада.
Критерии высоких технологий
Современное общество формируется на основе пятой волны. Ее базой стали передовые достижения в сфере телекоммуникаций и информатики. Высокие технологии отличаются точностью производства, универсальным характером, большой наукоемкостью. Кроме того, они:
- Основываются на крупных изобретениях и научных открытиях.
- Сокращают потери продукции на промежуточных стадиях технологического цикла.
- Обладают максимальной согласованностью компонентов.
- Сопряжены со смежными технологиями.
- Требуют минимального объема ресурсов, материалов, труда, энергии.
- Отличаются экологичностью.
Современные технологии ориентированы преимущественно на удовлетворение личных потребностей. В связи с этим акцент делается на социальную и экономическую сторону инновационных продуктов.
Заключение
Инновационный продукт, право на который предлагается в рамках рыночного обмена, обладает общими признаками потребительской стоимости, характерными для традиционных изделий. Вместе с этим, он имеет существенные отличия от предшествующих и существующих товарных групп. В первую очередь они проявляются в определенной степени новизны. Ее наличие позволяет потребителю извлекать дополнительные выгоды от применения. Устаревшие для одного рынка товары могут переходить на другие торговые площадки и оставаться там новыми на протяжении определенного периода времени.
Сегодня существуют корпорации, основная работа которых направлена на освоение неизвестных ранее технологий и методов производства. Их деятельность сопровождается тщательным анализом потребительского рынка, прогнозированием развития спроса.
fb.ru
Coppyright.ru ТЕХНОЛОГИЯ И ИННОВАЦИИ инновационные технологии
На систему правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности государство возлагает особенную роль в сфере обеспечения конкуренции и контроля над соблюдением законности в процессе использования интеллектуальной собственности.
Технологии и инновации
«Инновации» и «инновационные технологии» - эти понятия не так давно считались чем-то новомодным и чужеродным в лексиконе россиянина или человека, живущего на, так называемом, постсоветском пространстве. Эти концепты полностью еще не сформировались и пока еще сложно довести некоторые положения до «вольных толкований». Поэтому, чтобы не создать предпосылок для неверного понимания некоторых моментов, мы постарались передать суть терминов предельно лаконично.
Понятие «инновация» (от англ. innovation - нововведение) в настоящее время закреплено в российском праве как «конечный результат инновационной деятельности, получивший свое выражение в виде нового или усовершенствованного продукта, распространяемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности». Цель инновации состоит в получении экономического, экологического, социального либо иного вида эффекта.
Деятельность, которая состоит из комплекса научных, финансовых, технологических и других мероприятий по созданию, освоению, распространению инноваций и направлена на использование результатов этих мероприятий с целью повышения конкурентоспособности определенного вида бизнеса, называется инновационной деятельностью.
К нормативно-правовым факторам государственного регулирования инновационной деятельности относится следующее: гарантирование государством охраны законных прав и интересов субъектов инновационной деятельности (в частности, охрана права интеллектуальной собственности), а также определение правил взаимодействия субъектов инновационной деятельности на правовой основе. Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, соответствующие им законы и нормативные акты РФ, субъектов РФ, международные договоры РФ являются источниками нормативно-правового регулирования инновационной деятельности.
Источником новых идей является умственная деятельность человека. «Новшество», «изобретение», «открытие», «рационализация» являются завершением умственного творческого труда человека, понятия эти напрямую связаны с понятием инновации.
Роль инноваций в экономике значительно возросла. Современные производства должны быть автоматизированы и оснащены программным обеспечением, дающим возможность быть конкурентоспособными. Создание конкурентоспособной продукции, отличающейся новизной и высоким научным содержанием, невозможно без применения инноваций. Они становятся эффективным средством в конкурентной борьбе, влекущим создание новых технологий.
Технология (от греч. - искусство, мастерство, умение; др.-греч. - мысль, причина; методика, способ производства) - это организационные меры и приемы в комплексе, направленные на изготовление или эксплуатацию изделия с учетом текущего уровня развития науки, техники и общества в целом.
Инновационные технологии это комплекс методов и средств, направленных на поддержание этапов реализации конкретного нововведения. Существуют следующие виды инновационных технологий: тренинг, внедрение, консалтинг, инжиниринг и трансферт. С развитием новых технологий и в результате инновационной деятельности компаний создается инновационная продукция, которая может быть в конкретной вещественной или в иной форме.
Поскольку инновации являются одним из важнейших видов нематериальных активов предприятия, первостепенной задачей становится их защита от несанкционированного использования технологий конкурентами. Создавшие такие нововведения начинают приобретать на них авторские права. Таким образом, появляется понятие «интеллектуальная собственность». В процессе инновационной деятельности предприятие приобретает серьезное преимущество перед конкурентами. Однако, компании, которые являются обладателями интеллектуальной собственности или результатов технологических разработок, могут стать жертвами рейдеров.
Преимущество перед конкурентами должно быть закреплено путем защиты инноваций, представляющих собой объекты интеллектуальной собственности. Интеллектуальной собственностью являются права авторов на изобретение и новое изделие или новую технологию. Понятие инновация связано с понятиями «Защита интеллектуальной собственности» и «авторское право», «патент» и «товарный знак». Правовые системы мира создали для защиты интеллектуальной собственности мощные охранные системы. Во всем мире применяют патенты, товарный знак и собственно регистрацию авторских прав в качестве основных типов защиты интеллектуальной собственности.
Являясь объектами интеллектуальной собственности, инновации требуют постоянной правовой защиты. В промышленной собственности объектами интеллектуальной собственности признаются изобретения, товарные знаки, промышленные образцы, полезные модели, знаки обслуживания и другие объекты. Их защита обеспечивается выдачей государственным органом патента - документа, подтверждающего авторство конкретного лица на изобретение и дающего исключительное право его владельцу на использование своего изобретения. Это значит, что без согласия владельца патента никто не вправе использовать интеллектуальную собственность.
Под патентную охрану подпадают только такие образцы товаров, которые можно воспроизвести промышленным путем. Патентный закон РФ использует новизну, оригинальность и также промышленную применимость в качестве характеристик охраноспособности промышленного образца. Предприятия придают большое значение дизайну и вкладывают в него много средств для придания товару внешнего привлекательного вида и удобства в применении. Это в условиях конкуренции дает преимущество перед другими аналогичными товарами.
Задача охраны прав на дизайн - предоставить инновационным предприятиям возможность возмещения произведенных затрат и получения прибыли от реализации продуктов инновации. Важная роль в защите инноваций отводится дате подачи правильно оформленной заявки на изобретение объекта промышленной собственности.
Другой составляющей частью интеллектуальной собственности является авторское право. Охрана (правовая защита) результатов инновационной деятельности в виде научных произведений, литературных произведений, произведений искусства и других объектов, которые также являются объектами интеллектуальной собственности, осуществляется в соответствии с законодательством об авторском праве. Здесь имеются свои особенности. Так, задачей авторского права является охрана формы выражения произведения, а не его содержания. Например, сама книга, а не идеи, изложенные в ней. Для признания авторского права достаточно факта создания произведения науки, искусства, литературы. Законодательством об авторских и смежных с ними правах предусмотрен целый комплекс мер для защиты авторских прав.
Кроме объектов промышленной собственности и авторского права, охраняются законом и другие результаты инновационной деятельности. Конфиденциальная информация - это та документированная информация, которая содержит сведения о результатах инновационной деятельности конкретной организации, желающей сохранить эти сведения в секрете и самостоятельно использовать их. Вся документированная информация, распространение которой может нанести вред собственнику, является объектом охраны интеллектуальной собственности.Среди видов конфиденциальной информации особое место занимают ноу-хау («know-how»). Чаще всего это понятие делят на два элемента: секреты производства (промышленные секреты) и коммерческие секреты.
Консультация: (495) 921-22-31; Задать вопрос патентному поверенному
Статьи и новости по теме:
На последней пресс-конференции официальный представитель Федеральной службы по интеллектуальной собственности Григорий Ивлиев рассказал о последних событиях >>>
Как одновременно провести регистрацию на несколько технологий и закрепить за собой приоритет на изобретения >>>
Как подать иск в суд о нарушении патентных прав в США? Что делать, если ответчик ставит под сомнение ваши аргументы? >>>
Опубликовано обновлённое расписание для финальной стадии подготовки к открытию Единого патентного суда. В расписании указано, что суд может начать рассмотрение дел уже в декабре 2017 года, как только соглашение по проекту вступит в силу >>>
О разработке целевой программы по охране интеллектуальных прав отечественных инноваторов и предпринимателей и модельного закона >>>
Крупнейшая в мире социальная сеть запатентовала технологию, которая позволяет по анализу открытой в аккаунтах информации – так называемые «социальные сигналы» - выходить не только на пиратский контент на профилях пользователей, но и на пиратские сайты по пользовательским ссылкам >>>
На заседании столичного правительства принято решение о создании специализированного Совета, целью существования которого будет всемерное поощрение и поддержка всех видов инновационной деятельности в городе >>>
23 августа Президентом РФ подписан Указ «Об утверждении Положения об Управлении Президента Российской Федерации по применению информационных технологий и развитию электронной демократии» >>>
Крупнейший в мире поисковик с целью ограничить копирование пиратского контента в Интернете ввел особую технологию индексирования сайтов в Интернете >>>
[ 1 2 ]
www.copyright.ru
Инновационная технология - это... Что такое Инновационная технология?
Инновация — нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта, обеспечивающее качественное повышение эффективности производственной системы или качества продукции. Термин innovatio происходит из новой латыни и представляет собой синтез 2 слов - investio (одеваю) и novatio (обновляю).
Более обще это понятие может применяться также и к творческой идее, которая была осуществлена.
Общее определение инноваций
Инновация — это результат инвестирования в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей (технологии; изделия; организационные формы существования социума, такие как образование, управление, организация труда, обслуживание, наука, информатизация и т. д.) и последующий процесс внедрения (производства) этого, с фиксированным получением дополнительной ценности (прибыль, опережение, лидерство, приоритет, коренное улучшение, качественное превосходство, креативность, прогресс).
Таким образом необходим процесс: инвестиции — разработка — процесс внедрения — получение качественного улучшения.
Понятие инновация относится как к радикальным, так и постепенным (инкрементальным) изменениям в продуктах, процессах и стратегии организации (инновационная деятельность). Исходя из того, что целью нововведений является повышение эффективности, экономичности, качества, удовлетворенности клиентов организации, понятие инновационности можно отождествлять с понятием предприимчивости — бдительности к новым возможностям улучшения работы организации (коммерческой, государственной, благотворительной).
Инновация — это такой процесс (или результат процесса), в котором:
- используется частично или полностью охраноспособные результаты интеллектуальной деятельности; и/или
- обеспечивается выпуск патентоспособной продукции; и/или
- обеспечивается выпуск товаров и/или услуг, по своему качеству, соответствующих мировому уровню.
Инновация и др. похожие понятия
Инновации рассматриваются с разных точек зрения: в связи с технологиями, коммерцией, социальными системами, экономическим развитием и формулированием политики. Соответственно, в научной литературе существует широкий спектр подходов к концептуализации инноваций.
При концептуализации понятия «инновации» полезно сравнить его с другими понятиями. В частности, в научной литературе отмечается, что понятие «инновация» часто смешивается с понятием «изобретение», обозначающее создание новой технической разработки или усовершенствование старой. Кроме того, многие усовершенствования товаров и услуг было бы правильнее назвать просто словом «улучшение». Понятия «изменения» и «креативность» также иногда могут быть употреблены вместо понятия «инновации».
Чтобы отличать инновации от перечисленных выше понятий, нередко уточняется, что особенность инновации в том, что она позволяет создать дополнительную ценность, позволяет инноватору получить дополнительную ценность и связана с внедрением. В рамках этого взгляда инновация не является инновацией до того момента, пока она успешно не внедрена и не начала приносить пользу.
В рамках альтернативного подхода другие понятия используются как часть определения инноваций: «Инновация имеет место, когда кто-либо использует изобретение — или использует что-то уже существующее новым образом — для изменения образа жизни людей». В данном случае изобретением может быть новая концепция, устройство или другие вещи, которые облегчают деятельность, а инновационность не связывается с тем, получил ли организатор инновации какую-либо выгоду и принесла ли она позитивный эффект.
Примечания
Литература
- Азгальдов Г. Г., Костин А. В. Интеллектуальная собственность, инновации и квалиметрия // Экономические стратегии, 2008. — № 2(60). — С.162-164.
- Гольдштейн Г. Я. Инновационный менеджмент. — Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1998.
- Гольдштейн Г. Я. Стратегический инновационный менеджмент: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. — 267 с.
- Друкер, Питер Фердинанд [= М. Бизнес и инновации]. — «Вильямс», 2007. — С. 432. — ISBN 0-88730-618-7
- Кирьяков А. Г. Воспроизводство инноваций в рыночной экономике (Теоретико-методологический аспект). — Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2000.
- Орлов А. И., Орлова Л. А. Современные подходы к управлению инновациями и инвестициями // Экономика XXI века. — 2002. — N 12. — С. 3-26.
- Тычинский А. В. Управление инновационной деятельностью компаний: современные подходы, алгоритмы, опыт. — Таганрог: ТРТУ, 2006.
- Харгадон Эндрю Управление инновациями. Опыт ведущих компаний = How Breakthrouths Happen. The Surprising Truth About How Companies Innovate. — М.: «Вильямс», 2007. — С. 304. — ISBN 1-57851-904-7
См. также
Ссылки
рорападлзщштг ь нншгншгнршн yg yuihguigjuihg г шрпнгр
Wikimedia Foundation. 2010.
dvc.academic.ru
Видеоматериалы
Опыт пилотных регионов, где соцнормы на электроэнергию уже введены, показывает: граждане платить стали меньше
Подробнее...С начала года из ветхого и аварийного жилья в республике были переселены десятки семей
Подробнее...Более 10-ти миллионов рублей направлено на капитальный ремонт многоквартирных домов в Лескенском районе
Подробнее...Актуальные темы
ОТЧЕТ о деятельности министерства энергетики, ЖКХ и тарифной политики Кабардино-Балкарской Республики в сфере государственного регулирования и контроля цен и тарифов в 2012 году и об основных задачах на 2013 год
Подробнее...Предложения организаций, осуществляющих регулируемую деятельность о размере подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на 2013 год
Подробнее...
КОНТАКТЫ
360051, КБР, г. Нальчик
ул. Горького, 4
тел: 8 (8662) 40-93-82
факс: 8 (8662) 47-31-81
e-mail:
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.