7. Последовательность действий оперативного персонала. Какое действие необходимо выполнить непосредственно перед отключением гва


Порядок проверки ПН-40 на разряжение: забор воды без вакуум-аппарата

Проверка насоса на сухой вакуум

необходимо закрыть все краны и задвижки на насосе, включить двигатель и создать разрежение в насосе при помощи вакуумной системы 73…76 кПа (0,73…0,76 кгс/см2). Падение разрежения в насосе должно быть не более 13 кПа (0,13 кгс/см2) за 2,5 минуты.

Если насос не выдерживает испытания на вакуум, необходимо произвести опрессовку насоса воздухом под давлением 200…300 кПа (2…3 кгс/см2) или водой под давлением 1200 …1300кПа (12… 13 кгс/см2). Перед опрессовкой места соединений целесообразно смочить мыльным раствором.

Для измерения разрежения в насосе необходимо использовать приставной вакуумметр с соединительной головкой или резьбой для установки на всасывающий патрубок насоса или вакуумметр, установленный на насосе. В этом случае на всасывающий патрубок устанавливают заглушку.

Забор воды из водоема без вакуум аппарата

При отказе вакуум-аппарата воду из водоема забрать можно взять двумя способами:

а) заливкой всасывающей линии:

б) кольцеванием цистерны.

При заливке всасывающей линии необходимо:

  • Присоединить выкидные и всасывающие рукава с сеткой и проверить плотность соединений.
  • Закрыть все вентили и сливной краник.
  • Проверить плотность закрытия клапана сетки и опустить ее в воду.
  • Открыть вакуум-клапан (на себя).
  • Открыть вентиль из цистерны.
  • Когда вода появится в смотровом глазке и пойдут пузырьки воздуха, закрыть вакуум клапан.
  • Включить сцепление.
  • Закрыть вентиль из цистерны.
  • Прибавить газ до 2-4 атм. по манометру.
  • Плавно открыть выкидной штуцер.
  • Установить газом необходимое давление.
  • При необходимости открыть вентили теплообменника.

Наиболее характерные ошибки допускаемые при заборе
  1. Преждевременное закрытие вакуум-клапана.
  2. Большие обороты и давление при открывании выкидного штуцера.
  3. Резкое открывание выкидного штуцера.
  4. Резкое включение сцепления.
  5. Включение к выключение сцепления при больших оборотах.
  6. Несвоевременное закрытие вентиля из цистерны.
Дополнения и пояснения забор воды

1. Если вентиль из цистерны закрывать после подачи воды в линию, вероятность обрыва водяного столба уменьшается. В этом случае сразу после пуска воды» надо закрыть цистерну.

2. При заливке всасывающей линии клапан всасывающей сети должен быть надежно закрыт, а через вакуум-клапан должен свободно выходить воздух. Если эти условия выполнить невозможно, воду надо брать кольцеванием цистерны.

Кольцевание цистерны

  • подготовить выкидную и всасывающую линий,
  • закрыть все вентили и сливной краник,
  • включить сцепление,
  • открыть полностью вентили в цистерну и из цистерны.
  • установить средние обороты (2000-2500- об/мин) по тахометру,
  • прикрыть вентили из цистерны до появления необходимого разрежения по вакуумметру.

После заполнения всасывающей линии и насоса водой давление на манометре повысится и изменится звук работы двигателя:

  • закрыть вентили из цистерны и в цистерну,
  • плавно открывать выкидной штуцер,
  • установить необходимое давление,
  • при необходимости открыть вентили теплообменника.
Наиболее характерные ошибки допускаемые при кольцевании
  1. Те же, что и при заливке.
  2. Дополнительно:

а) чрезмерно большие или малые обороты, недостаточные для создания разрежения;

б) недостаточное прикрытие вентиля из цистерны во время кольцевания.

Дополнения и пояснения кольцевание

Всасывание воды кольцеванием происходит только в том случае, когда насос испытывает небольшой недостаток воды. С этой целью и прикрывается вентиль из цистерны. Однако, если прикрыть этот вентиль больше, то насос будет работать в неустойчивом режиме, сопровождающемся вибрацией. То же происходит и при чрезмерно больших оборотах. Учитывая это, обороты двигателя и степень прикрытия вентиля 5 , 6 должны выбираться для каждого автомобиля индивидуально, с учетом высоты всасывания.

На автомобилях, где патрубок в цистерну установлен на нижней спиральной камере насоса (например—ПМЗ-17). забор воды указанным способом невозможен, т. к. воздух скапливается в верхней части насоса. В этих случаях цистерну можно закольцевать через выкидной штуцер от верхней камеры и рукав в верхний люк или при исправном вакуум клапане провести кольцевание с открытым вакуум-клапаном.

Существует аналогичный способ забора воды из водоема с одновременной подачей ее из цистерны в линию к стволу. В это время вода подается из цистерны непосредственно в выкидную линию и одновременно отсасывается воздух из всасывающего рукава.

Однако применение этого способа в условиях пожара сложно и нецелесообразно по следующим причинам:

  • Степень прикрытия вентиля зависит от диаметра спрыска ствола.
  • Релсим всасывания устанавливается только после заполнения рукавной линии водой, а давление будет недостаточным для работы ствола. Требуется своевременно закрыть цистерну во избежание обрыва водяного столба, т. к. цистерна при этом не пополняется.
  • Наконец, может вообще не хватить воды, которую можно было бы сразу израсходовать для тушения пожара.
  1. При обучении способу забора воды кольцеванием, клапан сетки нужно открыть или на время занятий убрать совсем, т. к. при закрытом клапане вместо подсоса может произойти простая заливка рукава.

Вам также может быть интересно:

fireman.club

 

Полезная модель относится к насосным установкам пожарных автомобилей, в частности к вакуумным аппаратам вакуумной системы пожарного насоса, и может быть использована для заполнения водой всасывающей линии насоса. Техническая задача - повышение производительности вакуумного аппарата и снижение трудоемкости его изготовления и обслуживания. Для решения задачи воздушно-газоструйный вакуум аппарат содержит цилиндрический корпус (1) с впускным (2) и выпускным (5) патрубками, связанный с всасывающей линией (8) пожарного насоса (9). В корпусе (1) установлено сопло (10) с отверстием (11) и конусным участком (12) на наружной поверхности, сужающимся в сторону выпускного патрубка (5) с образованием вакуумной камеры. На наружной поверхности корпуса выполнен всасывающий патрубок (6) с отверстием (7), связанным с всасывающей линией (8) и вакуумной камерой. Диаметр отверстия (11) сопла (10) не превышает половины диаметра выпускного патрубка (5) и одной пятой диаметра корпуса (1). 3 ил.

Воздушно-газоструйный вакуум аппарат является частью вакуумной системы насосного агрегата пожарных насосов. Он предназначен для предварительного заполнения водой всасывающей линии центробежного насоса при заборе воды из открытого водного источника (водоема) и создания необходимого при водозаполнении разряжения в полости насоса и всасывающих рукавов. Применяется для комплектации насосных установок пожарных автомобилей. Кроме того, вакуумная система может быть использована для проверки герметичности пожарного насоса.

Известна вакуумная система, используемая в настоящее время на отечественных пожарных автомобилях, состоящая из газоструйного вакуумного аппарата (ГВА) с насосом струйного типа (см. Преснев А.И., Каменцев А.Я. и др. Пожарные автомобили: Учебник водителя пожарного автомобиля - Санкт-Петербург, 2006 г., 507 с. Одобрено и рекомендовано к изданию Санкт-Петербургским университетом ГПС МЧС России).

Данная вакуумная система состоит из вакуумного клапана (затвора), установленного на коллекторе пожарного насоса, газоструйного вакуумного аппарата, установленного в выпускном тракте двигателя пожарного автомобиля, перед глушителем, механизма управления ГВА, рычаг управления которым размещен в насосном отсеке, и трубопровода, соединяющего газоструйный вакуумный аппарат и вакуумный клапан (затвор).

Корпус газоструйного вакуумного аппарата имеет заслонку, которая изменяет направление движения отработавших газов двигателя пожарного автомобиля либо к струйному наосу, либо в выпускную трубу. Вакуумный клапан установлен на насосе и сообщается с ним через отверстие. Внутри корпуса вакуумного клапана пружинами к седлам прижимаются два клапана, которые при перемещении рукоятки, в зависимости от ее направления, попеременно отжимаются от седел.

При заборе воды из открытого водного источника после присоединения к насосу всасывающей линии, рукояткой вакуумного клапана отжимают нижний клапан вниз. При этом полость насоса через полость вакуумного клапана и трубопровод соединяется с полостью струйного насоса. Заслонку переводят в вертикальное положение. Отработавшие газы будут направлены в струйный насос. При этом во всасывающей полости насоса будет создаваться разряжение, и насос будет заполнен водой под атмосферным давлением. После заполнения насоса водой перемещая рукоятку, отжимают от седла верхний клапан. Всасывающая полость насоса отключается от атмосферы и происходит выключение вакуумной системы.

Недостатком использования данной вакуумной системы является ее низкая производительность в связи с тем, что для заполнения насоса требуется достаточно длительное время, что в первую очередь сказывается на скорости тушения пожара, а также требует повышенного расхода топлива работающего двигателя автомобиля и снижает ресурс двигателя.

Кроме того, недостатком является высокая трудоемкость, связанная со сложностью конструкции, использованием дорогостоящих материалов, и длительностью ее изготовления.

Недостатками также являются сложность монтажа и обслуживания вакуумного аппарата, большой его вес и габариты.

Технической задачей полезной модели является повышение производительности работы вакуумного аппарата и вакуумной системы пожарного насоса и снижение трудоемкости его изготовления и обслуживания.

Технический результат, достигаемый при решении поставленной задачи, заключается в сокращении времени заполнения насоса, снижении расхода топлива работающего двигателя автомобиля, а также в снижении металлоемкости и себестоимости его изготовления, сокращении времени на изготовление и обслуживание вакуумного аппарата и насоса в целом.

Поставленная задача решается тем, что воздушно-газоструйный вакуум аппарат содержит корпус, связанный с впускным и выпускным патрубками и всасывающей линией пожарного насоса. В корпусе установлено сопло с осевым отверстием, имеющее участок с конусной наружной поверхностью, сужающейся в сторону выпускного патрубка с образованием вакуумной камеры, на наружной поверхности корпуса выполнен всасывающий патрубок с отверстием, сообщающимся с всасывающей линией и вакуумной камерой. При этом диаметр осевого отверстия сопла не превышает половины диаметра выпускного патрубка и одной пятой диаметра корпуса.

Полезная модель поясняется чертежами, где на фиг. 1 изображен воздушно-газоструйный вакуум аппарат в разрезе; на фиг. 2 - схема забора воды с помощью вакуумной системы центробежного пожарного насоса; на фиг. 3 - схема работы воздушно-газоструйного вакуум аппарата.

Воздушно-газоструйный вакуум аппарат содержит цилиндрический корпус 1, с одной стороны через впускной патрубок 2 соединенный с ресивером 3 пневмосистемы автомобиля 4. С другой стороны к корпусу 1 присоединен выпускной патрубок 5, который имеет выход в атмосферу.

Снаружи на корпусе 1 наклонно выполнен цилиндрический всасывающий патрубок 6 с отверстием 7, связанный с всасывающей линией 8 пожарного насоса 9.

В корпусе 1 установлено сопло 10 с осевым отверстием 11, на наружной поверхности сопла 10 имеется участок 12 с конусной поверхностью, сужающейся в сторону выпускного патрубка 5.

Свободная зона внутри корпуса 1 между ним и наружной поверхностью сопла 10 сообщается с отверстием 7 всасывающего патрубка 6, образуя вакуумную камеру, соединяемую с всасывающей линией 8 пожарного насоса 9.

Диаметр осевого отверстия 11 сопла 10 не превышает половины диаметра выпускного патрубка 5 и одной пятой диаметра корпуса 1.

За счет резкого сужения диаметров при прохождении воздуха из корпуса 1 в отверстие 11 сопла 10 скорость потока значительно увеличивается. А при выходе воздушного потока из осевого отверстия 11 сопла 10 в выпускной патрубок 5 за счет увеличения диаметров скорость потока резко замедляется и в вакуумной камере создается разряжение.

Работа воздушно-газоструйного вакуум аппарата осуществляется следующим образом.

Воздушно-газоструйный вакуум аппарат работает от пневмосистемы автомобиля с рабочим давлением 8-8,5 атм. Он подсоединяется от ресивера пневмосистемы автомобиля к входному патрубку аппарата. Для начала работы воздушно-газоструйного вакуум аппарата необходимо открыть вакуумный кран на пожарном насосе и открыть кран подачи воздуха под давлением. Воздух под давлением проходит через воздушно-газоструйный вакуум аппарат.

Проходя через отверстия разного диаметра за счет резкого уменьшения диаметров скорость воздушного потока возрастает. Затем воздух выходит из сопла и за счет расширения диаметров в вакуумной камере создается разряжение (сила разряжения составляет не ниже 0,73 атм), при этом из всасывающего рукава и полости центробежного насоса вытесняется воздух и полость заполняется водой.

Воздушно-газоструйный вакуум аппарат может быть выполнен из стали Х6СМ, сопло выполнено латунным.

Максимальное разряжение, создаваемое вакуумным аппаратом, составляет 0,75-0,76 кгс/см2. Время создания разряжения 0,75 кгс/см2 - 5-7 сек. Время водозаполнения пожарного центробежного насоса с высоты всасывания 7,5 метров - 14-22 сек. (в сравнение: время заполнения известного газоструйного аппарата составляет 35 сек.). Длина агрегата составляет 200 мм, масса изделия - 400 г.

Использование воздушно-газоструйного вакуум аппарата обеспечивает следующие преимущества:

- высокая производительность;

- экономичность и дешевизна (на изготовление данного аппарата затрачивается максимум 4 часа и минимум материалов). Проверки на «сухой вакуум» производятся на холостом ходу, что принципиально упрощает данные проверки и составляет 2 секунды (для сравнения проверка газоструйного вакуумного аппарата составляет до 3-х минут). Это позволяет экономить топливо (экономится примерно 400 литров жидкого топлива в год для одного пожарного автомобиля во время использования его для приема и сдачи дежурства без учета работы на пожарных авариях, учениях и т.п.) и положительно сказывается на ресурсе двигателя;

- простота обслуживания (максимальное время обслуживания составляет один час). Изделие легко и быстро снимается (примерно три минуты), разбирается, чистится и т.п., в то время как на обслуживание газоструйного вакуумного аппарата затрачивается примерно 1,5 недели;

- изделие очень просто монтируется на любом пожарном автомобиле. Замена газоструйного аппарата на воздушно-газоструйный вакуум аппарат может производиться непосредственно в пожарных частях, без привлечения дополнительных специалистов;

- малые габариты и вес;

- высокая надежность и устойчивость к различным нештатным ситуациям в работе. При отказе пневмосистемы начинает работу резервный источник, подключенный к выхлопной системе машины (т.е. закрывается заслонка на резервном аппарате, выхлопные газы идут по трубопроводу к вакуум аппарату, в вакуумной системе создается разряжение, которое передается в полость насоса, и насос заполняется водой). Резервный источник воздушно-газоструйного вакуум аппарата изготовлен из прочного материала - чугуна СЧ 15-32.

Изделие рассчитано на присоединение к насосам типа ПН-40 и стандартным вакуумным затворам.

Воздушно-газоструйный вакуум аппарат экспонировался на VII международном салоне «Комплексная безопасность - 2014» и был удостоен медали «Гарантия качества и безопасности» (г. Москва, 22.05.2014 г.).

Воздушно-газоструйный вакуум аппарат, содержащий цилиндрический корпус, связанный с впускным и выпускным патрубками и всасывающей линией пожарного насоса, отличающийся тем, что в корпусе установлено сопло с осевым отверстием, имеющее участок с конусной наружной поверхностью, сужающейся в сторону выпускного патрубка с образованием вакуумной камеры, на наружной поверхности корпуса наклонно выполнен всасывающий патрубок с отверстием, сообщающимся с всасывающей линией пожарного насоса и вакуумной камерой, при этом диаметр осевого отверстия сопла не превышает половины диаметра выпускного патрубка и одной пятой диаметра корпуса.

РИСУНКИ

poleznayamodel.ru

§2.Технические мероприятия, обеспечивающие безопасность работ в ЭУ.

Категории работ в отношении мер безопасности.

Работы в ЭУ подразделяются на выполняемые:

1) Со снятием напряжения;

2) Без снятия напряжения на токоведущих частях и вблизи них.

К ним относятся работы в ЭУ более 1000В и на воздушных линиях до 1000В выполняемые на расстоянии от токоведущих частей меньшее указанных в таблице.

 

Эти работы выполняют не менее двух человек, производитель с группой не ниже четвертой, остальные не ниже третей.

3) Без снятия напряжения вдали от токоведущих частей, находящихся под напряжением.

К ним относится работа, при которой исключено случайное приближение работающих людей и используемых ими ремонтной оснастки и инструментов к токоведущим частям на расстояние меньшее указанных в таблице и не требуется принятия технических или организационных мер для предотвращения такого приближения (например, непрерывный надзор).

 

Технические мероприятия в ЭУ.

Для подготовки рабочего места при работах со снятием напряжения должны быть выполнены в указанном порядке следующие технические мероприятия:

1). Произведены необходимые отключения и приняты меры, препятствующие подаче напряжения на место работы вследствие ошибочного или самопроизвольного включения коммутационных аппаратов.

2). На приводах ручного и ключах дистанционного управления коммутационных аппаратов вывешены запрещающие плакаты.

3). Проверено отсутствие напряжения на токоведущих частях, которые должны быть заземлены для защиты людей от поражения электрическим током.

4). Наложено заземление (Включены ЗН и установлены ПЗ).

5). Вывешены предупреждающие и предписывающие плакаты, ограждены при необходимости рабочие места и оставшиеся под напряжением токоведущие части.

При оперативном обслуживании эти операции выполняют двое и более лиц.

 

1) Производство отключений.

В ЭУ выше 1000В должны быть отключены:

1). Токоведущие части, на которых будет проводиться работа.

2). Не огражденные токоведущие части, к которым возможно приближение людей менее допустимого расстояния.

С каждой стороны, откуда может быть подано напряжение, на место работы должен быть видимым разрыв, образованный отсоединением или снятием шин, проводов, отключением разъединителей, снятием предохранителей, отключением отделителей.

Трансформаторы напряжения и силовые трансформаторы, связанные с участком для работы должны быть отключены со стороны низшего напряжения, чтобы исключить обратную трансформацию.

В ЭУ до 1000В должно быть снято напряжение:

С токоведущих частей, на которых будет проводиться работа. Напряжение со всех сторон должно быть снято отключением коммутационных аппаратов с ручным приводом, снятием предохранителей.

 

2). Принятие мер препятствующих ошибочному или самопроизвольному включению.

В ЭУ выше 1000В:

1) У разъединителей, отделителей, выключателей нагрузки ручные приводы в отключенном положении заперты на механический замок.

2) У разъединителей управляемых оперативной штангой, стационарные ограждения запреты на механический замок.

3) У проводов коммутационных аппаратов, имеющих дистанционное управление, отключены силовые цепи и цепи оперативного тока, а у пневматических приводов на подводящем трубопроводе сжатого воздуха - закрыт и заперт на механический замок клапан, выпущен сжатый воздух, спускные клапаны оставлены в открытом положении.

4) У грузовых и пружинных приводов включающий груз или выключающие пружины приведены в нерабочее положение.

5) В КРУН при работе с выкатными тележками.

- При работе в отсеке шкафа КРУН тележку с оборудованием необходимо выкатить; шторку отсека, в котором остались токоведущие части под напряжением необходимо запереть на замок, вывесить плакат «стой, напряжение» и в отсеке - «работать здесь».

- При работе вне КРУ на отходящих ВЛ и КЛ на подключенном к ним оборудовании, тележку с выключателями необходимо выкатить из шкафа, верхнюю шторку запереть на замок и вывесить плакат «не включать - работают люди», «не включать - работа на линии».

6) В электрических установках напряжением 6 – 10кВ с однополюсным разъединителем надо надеть на ножи специальные резиновые колпаки.

В ЭУ до 1000В:

При отсутствии предохранителей п.2 обеспечивается следующим образом:

1) Запирание рукояток или дверец шкафа.

2) Укрытие кнопок.

3) Установка между контактами изолирующих прокладок и др.

4) Расшиновкой или отсоединением концов кабеля, проводов от оборудования на котором производится работа.

 

3) Вывешивание плакатов, ограждение.

После отключений на приводах разъединителей, отделителей, выключателей нагрузки при напряжении выше 1000В, на ключах и кнопках ДУ или на коммутационных аппаратах до 1000В (автоматах, рубильниках, выключателях) должны быть вывешены таблички «не включать - работают люди» , «не включать - работа на линии».

У разъединителей управляемых оперативной штангой плакаты вывешиваются на ограждениях или приводе каждого полюса.

На клапанах закрывающих доступ воздуха в пневматические приводы разъединителей, вывешиваются плакаты «не открывать-  работают люди».

На присоединениях напряжением до 1000В не имеющих автоматических выключателей, плакаты вывешиваются у снятых предохранителей.

Не отключенные токоведущие части доступные для непреднамеренного прикосновения должны быть ограждены, могут применяться щиты, ширмы, экраны из дерева или других изоляционных материалов.

Необходимость временного ограничения, их вид, способ установки определяется из местных условий лицом, подготавливающим рабочее место и ответственным руководителем.

Установка ограждений производится с особой осторожностью под наблюдением руководителя работ. На временных ограждениях – плакат «стой, напряжение».

После включения ЗН или установки ПЗ в ЗРУ на сетчатых или сплошных ограждениях ячеек соседних с местом работы  или расположенных напротив должны быть вывешены плакаты «стой, напряжение».

На конструкциях соседних сетей, по которым не разрешается подъем, внизу должен быть плакат «не влезай, убьет».

На стационарных лестницах и конструкциях, по которым разрешено подниматься должен быть плакат «влезать здесь».

В ЭУ(кроме ВЛ на всех подготовленных рабочих местах после наложения заземления и ограждения рабочего места должен быть плакат «работать здесь»).

Все плакаты и ограждения устанавливаются и снимаются только по распоряжению оперативного персонала.

 

4) Проверка отсутствия напряжения.

Проверка осуществляется допускающим после вывешивания запрещающих плакатов.

В ЭУ проверка отсутствия напряжения поводится с помощью указателей напряжения заводского изготовления, исправность которого перед применением должна быть установлена специальным прибором или приближением к токоведущим частям заведомо находящимся под напряжением.

В ЭУ выше 1000В пользоваться указателями напряжения необходимо в диэлектрических перчатках. Проверка должна быть пофазной, а у выключателей и разъединителей - на всех шести выводах, зажимах.

В ЭУ 35кВ и более, для проверки можно использовать изолирующую штангу, прикасаясь ей несколько раз к токоведущим частям, признаком присутствия напряжения будут искрение, потрескивание.

В ОРУ 220кВ штангой проверку можно осуществить только в сухую погоду. (В сырую погоду – прослеживанием схемы в натуре, отсутствие напряжения подтверждается оперативно – диспетчерским персоналом.)

Проверку отсутствия напряжения при вертикальном подвесе проводов начинают с нижнего провода, при горизонтальном – с ближайшего.

В ЭУ до 1000В с заземленной нейтралью при применении двухполюсного указателя проверять отсутствие напряжения нужно между фазами, каждой фазой и корпусом оборудования или заземляющим (зануляющим) проводом.

Проверять отсутствие напряжения в ЭУ ПС и РУ разрешается одному лицу из оперативного персонала с группой не менее четвертой в ЭУ более 1000В, а в ЭУ до 1000В с группой не менее третьей.

На ВЛ – 2 лица выше1000В – 4 и 3 группы;

до 1000В – с 3 группой.

 

5) Наложение заземления.

Наложение заземления производится в цепях защиты работающих от поражения током в случае ошибочной подачи напряжения на место работы.

Накладывается ПЗ на токоведущую часть непосредственно после проверки отсутствия напряжения, сначала присоединяется  ПЗ к земле, а затем после проверки отсутствия напряжения на токоведущую часть.

Снимать – в обратном порядке. Работа выполняется в диэлектрических перчатках, а в ЭУ работающих выше 1000В с применением изолирующей штанги.

В ЭУ выше 1000В:

-  включение заземляющих ножей разрешается одному лицу с группой не ниже четвертой из оперативного персонала.

-  накладывать ПЗ – двоим с группой 4 и 3.

-  отключать ЗН, снимать ПЗ разрешается одному лицу с группой не ниже 3.

В ЭУ до 1000В все операции производит одно лицо с группой не ниже 3 из оперативного, оперативно – ремонтного персонала.

На ВЛ накладываются ПЗ и включаются ЗН двумя лицами:

В ЭУ выше 1000В - производитель работ с группой 4 и член бригады с группой 3;

В ЭУ до 1000В – производитель работ с 3гр и лицо с 3гр.

Снимаются ПЗ с ВЛ двумя лицами с 3гр.

Отключаются ЗН одним лицом с 3гр.

Переносное заземление – это одно или несколько соединенных отрезков неизолированного медного многожильного провода, снабженных зажимами для присоединения к токоведущим частям и заземляющему устройству.

ПЗ состоит из:

  1. заземляющего проводника для заземления (закорачивания) между собой токоведущих частей всех фаз ЭУ;
  2. зажимов для присоединения к заземляемым проводам;
  3. наконечник (струбцина) для присоединения к заземляющим конструкциям или заземлителю.
§1. Организационные мероприятия, обеспечивающие безопасность работ в электроустановках.< Предыдущая

xn----8sbnaarbiedfksmiphlmncm1d9b0i.xn--p1ai

7. Последовательность действий оперативного персонала

7.1. Время начала плановых переключений обусловлено заявками, но в каждом конкретном случае оно определяется диспетчером, в оперативном подчинении которого находится оборудование. Плановые переключения должны проводится при температуре воздуха не ниже 10оС и при освещенности на рабочих местах, которая позволяет четко видеть надписи на оборудовании, положение указателей, состояние контактов и опорной изоляции коммутационных аппаратов.

Проводить плановые переключения в конце смены не разрешается.

7.2. Диспетчер, в оперативном управлении которого находится оборудование, перед началом переключений обязан проверить режим его работы и схему электросети, убедиться в возможности выполнения переключений, после чего запросить разрешение диспетчера, в ведении которого это оборудование находится.

Разрешение на переключения дается в общем виде, без перечисления отдельных операций, после проверки возможности их выполнения по существующей схеме, режиму работы оборудования, и проведения необходимых режимных мероприятий. Время выдачи разрешения на переключения фиксируется в оперативном журнале.

Получив разрешение на переключения, диспетчер, в оперативном управлении которого находится оборудование, обязан предупредить диспетчера смежного предприятия, схема которого ухудшается. Проинструктировать подчиненный персонал о порядке переключений и способы ликвидации возможных аварийных ситуаций, установить необходимую последовательность операций или подготовить соответствующую программу переключений и отдать распоряжение на них подчиненному оперативному персоналу с записью в оперативном журнале.

7.3. Распоряжение про переключения диспетчер отдает непосредственно подчиненному оперативному персоналу. Допускается передача распоряжения про переключения диспетчеру или дежурному электроустановки, прямая связь с которым нарушена, через дежурного диспетчера или дежурного другой электроустановки, который обязан записать распоряжение в свой оперативный журнал или на пленку звукозаписи и передать распоряжение по назначению.

7.4. В случае срочной необходимости и отсутствии на щите управления начальника смены электростанции, диспетчер имеет право отдать распоряжение на выполнение отдельной операции на оборудовании, а также устройствах РЗА (ПА), находящихся в его оперативном управлении, непосредственно начальнику смены электроцеха, который обязан выполнить распоряжение и уведомить об этом диспетчера отдавшего распоряжение и начальника смены электростанции.

7.5. Распоряжение нужно отдавать на одно задание. С целью экономии времени и рационального использования транспорта, персоналу ОВБ, который обслуживает подстанции и распределительные сети, разрешается отдавать одновременно несколько заданий на переключения (с указанием очередности их выполнения). Количество заданий для одной бригады определяется лицом, отдающим распоряжение.

К исполнению очередного задания персонал ОВБ должен приступать после сообщения диспетчеру о выполнении предыдущего задания. Если повреждение устраняется в сети 0,4 кВ, а связь с диспетчером нарушена, исполнение очередных заданий допускается без предварительного сообщения диспетчеру.

7.6. Дежурный, получивший распоряжение про переключения, обязан:

повторить распоряжение и получить от диспетчера подтверждение о том, что его поняли правильно;

записать задание в оперативный журнал, если распоряжение получено на рабочем месте;

по схеме проверить последовательность выполнения операций и, при необходимости, составить бланк переключений или подготовить к использованию типовой бланк переключений.

Допускается последовательное выполнение переключений по нескольким типовым бланкам.

Суть полученного распоряжения, цель и последовательность предстоящих операций следует разъяснить другому лицу, если оно будет задействовано в переключениях.

После проверки бланк должен быть подписан двумя лицами - тем, которое выполняет переключения и которое их контролирует.

7.7. Перед выполнением нетиповых сложных переключений по заданию диспетчера, он сам должен проверить составленный бланк.

7.8. Порядок выполнения переключений по бланкам:

на месте переключений персонал обязан проверить по надписям наименование присоединения и название аппарата, на котором нужно выполнить операции. Делать переключения по памяти категорически запрещается;

убедившись в правильности выбранного присоединения и аппарата, контролирующее лицо зачитывает из бланка переключений содержание операции;

лицо, выполняющее переключения, должно повторить содержание операции и, получив разрешение контролирующего лица, выполнить ее.

Если переключения делает один дежурный, ему необходимо прочитать в бланке содержание операции, после чего выполнить ее.

Чтобы исключить возможность пропуска какой - либо операции, после их выполнения в бланке следует делать соответствующие отметки. Использованный бланк перечеркивается.

Изменять установленную в бланке последовательность переключений запрещается.

Если возникли сомнения в правильности выполняемых операций, переключения необходимо прекратить. Последовательность операций проверить по схеме и, в случае необходимости, получить соответствующее разъяснение диспетчера или НСС, который отдал распоряжение.

При переключениях разговоры, не имеющие прямого отношения к полученному заданию, запрещаются. Перерывы в переключениях допускаются в исключительных случаях.

Пребывание лиц в зоне переключений, не имеющих к ним отношения, запрещается.

7.9. После окончания переключений в оперативном журнале делается запись про все операции с коммутационными аппаратами, изменения в схемах РЗА (ПА), включения (отключения) заземляющих ножей, наложения (снятия) переносных заземлений с отметкой их номеров и мест нахождения.

Порядок учета заземлений приведен в приложении А.

При выполнении операций по бланкам переключений в оперативном журнале следует указать его номер. Запись о выполненных операциях выполняется без лишней детализации.

В оперативную схему (мнемосхему) вносятся изменения, произошедшие после переключений. Порядок их ведения приведен в приложении Б.

Об окончании операций необходимо сообщить лицу, отдавшему распоряжение о переключениях.

7.10. Распоряжение диспетчера считается выполненным, если он получит сообщение от лица, получившего распоряжение.

Если переключения выполнялись не по программе, диспетчер, отдавший распоряжение о их выполнении, должен записать в оперативный журнал про все выполненные согласования и выданные распоряжения с отметкой времени их выполнения.

Запись о переключениях по программе выполняется в оперативном журнале сокращенно. В оперативную схему-макет должны быть внесены соответствующие изменения. О времени окончания переключений необходимо сообщить диспетчеру, давшему на них разрешение.

Диспетчер должен отметить в оперативном журнале время выполнения переключений и внести соответствующие изменения в мнемосхему.

7.11. Оперативные переговоры диспетчеров всех уровней должны фиксироваться магнитофоном или другим устройством. Оперативный персонал не имеет права влиять на их работу.

studfiles.net

типовая инструкция по переключениям в электроустановках=6

2.3.4. Переключения в электроустановках, за исключением сложных, могут проводиться единолично — при одном дежурном в смене или двумя лицами — при двух дежурных в смене или в составе ОВБ.

Сложные переключения должны выполнять два лица, из которых одно является контролирующим.

Все остальные переключения при наличии работоспособного блокировочного устройства могут быть выполнены единолично независимо от состава смены.

При выполнении переключений двумя лицами контролирующим, как правило, должен быть старший по должности, который кроме функций пооперационного контроля обязан осуществлять контроль за переключениями в целом.

В отдельных случаях непосредственное выполнение операций в соответствии с местной инструкцией может быть возложено и на старшего по должности.

При наличии в смене одного лица из числа оперативно-диспетчерского персонала контролирующим лицом может быть лицо из административно-технического персонала, допущенное к выполнению переключений распоряжением по энергообъекту.

Перед началом переключений он должен ознакомиться с оперативной схемой и сделать запись в оперативный журнал.

Ответственность за правильность переключений во всех случаях возлагается на оба лица, участвующих в переключениях.

При участии в переключениях более двух лиц, включая уполномоченное лицо из персонала службы РЗА, ответственность за правильность переключений возлагается на всех лиц, участвующих в переключениях.

Во время переключений персонал не имеет права изменять установленное местной инструкцией распределение обязанностей между участниками переключений.

Запрещается приступать к выполнению операций единолично, если в переключениях должны участвовать два человека.

2.3.5. Переключения по бланкам переключений должны выполняться н следующем порядке:

а) на месте переключений персонал обязан внимательно проверить по надписи наименование присоединения и название аппарата, на котором предстоит проведение операции, и соответствие их указанным в бланке переключений.

Запрещается переключение по памяти без прочтения надписи на аппарате;

б) убедившись в правильности выбранного присоединения и аппарата, контролирующее лицо зачитывает по бланку переключений содержание операции или проверочного действия, подлежащего выполнению;

в) лицо, выполняющее операцию, повторяет ее содержание и, получив разрешение контролирующего лица, выполняет операцию.

В случае чрезмерной плотности расположения аппаратов управления на пультах и панелях рекомендуется следующий порядок выполнения операции:

лицо, выполняющее операцию, берется за ключ управлении (накладку, испытательный блок и др.) и повторяет содержание данной операции;

контролирующее лицо убеждается в том, что ключ управления (накладка и др.) выбран правильно и понято содержание проводимой операции, дает разрешение на ее выполнение;

лицо, производящее переключение, выполняет операцию.

При выполнении переключений одним дежурным необходимо прочитать по бланку переключений содержание предстоящей операции и затем выполнить ее;

г) сразу после выполнения отдельных операций или проверочных действий в бланке переключений необходимо делать отметки об их выполнении, чтобы исключить возможность пропуска какой-либо операции;

д) перед началом и по окончании операций по переключениям в бланке переключений указать дату и время начала и окончания операций.

Использованный бланк перечеркивается и кладется в папку использованных бланков переключений.

Запрещается изменять установленную в бланке последовательность переключений.

При возникновении сомнений в правильности проводимых операций переключения должны быть прекращены, последовательность операций проверена по оперативной схеме или схеме-макету и в случае необходимости — получено соответствующее разъяснение оперативного руководителя, отдавшего распоряжение о переключении.

2.3.6. Во время переключений запрещаются разговоры, не имеющие прямого отношения к исполняемому заданию; недопустимы и перерывы в переключениях, если нет необходимости. Запрещается во время переключений отвлекать оперативный персонал на другие вопросы или работы, не входящие в объем выполняемых операций. Если во время переключений произошел вынужденный перерыв (например, в связи с ликвидацией технологических нарушений), то к прерванным переключениям можно приступить лишь после проверки соответствия бланка переключений новому состоянию схемы. При этом проверяется выполнение последней отмеченной в бланке переключений выполненной операции. При появлении несоответствия схемы должен быть составлен новый бланк переключений.

2.3.7. По окончании переключений в оперативном журнале должна быть сделана запись о всех операциях с коммутационными аппаратами, изменениях в цепях РЗА, о включении (отключении) заземляющих ножей, наложении (снятии) переносных заземлений с указанием их номеров и мест нахождения. Порядок учета, наложения и снятия заземлений указан в приложении А.

При проведении операций по бланку переключений в оперативном журнале указывается номер бланка переключений, по которому проводились операции, с указанием установленных (снятых) заземлений и делается запись об изменении первичной схемы электроустановки.

В бланках переключений и записях в оперативном журнале допускается употребление сокращенных наименований оборудования в соответствии с местной инструкцией.

Все изменения в схемах электрических соединений электроустановок и в цепях устройств РЗА, выполненные при производстве переключений, а также места установки заземлений должны быть отражены на оперативной схеме или мнемосхеме (схеме-макете) но окончании переключений. Порядок ведения оперативной схемы и схемы-макета электрических соединений электростанций и подстанций указан в приложении Б.

Об окончании переключений необходимо сообщить диспетчеру, отдавшему распоряжение о переключении.

2.3.8. В местной инструкции должен быть указан порядок переключений, исключающий появление резонанса в РУ 110-500 кВ и высоких уровней высокочастотных коммутационных перенапряжений.

Не допускать отключение трансформаторов напряжения серии НКФ разъединителями после возникновения феррорезонансного процесса независимо от типа привода (ручной или с дистанционным управлением).

Не допускать производство плановых переключений разъединителями трансформаторов напряжения 110 кВ и выше, находящихся под напряжением, при наличии подключенных к шинам или другим присоединениям данного распределительного устройства вентильных разрядников типа РВМГ, а также типа РВС, имеющих значительные отклонения характеристик от нормативных.

2.3.9 Плановые переключения рекомендуется производить в часы наименьших нагрузок.

Время начала плановых переключений в каждом конкретном случае определяется диспетчером, в оперативном управлении и оперативном ведении которого находится данное оборудование.

Запрещается производство плановых переключений в часы максимума нагрузок и во время грозы или урагана, а также начинать переключения за полчаса до окончания смены оперативно-диспетчерского персонала.

Рекомендуется производить осмотр оборудования закрытых распределительных устройств в дневное время перед сложными переключениями в ночное время (с записью в оперативном журнале).

Переключения могут производиться при освещенности на рабочих местах, достаточной для четкого определения положения коммутационных аппаратов и прочтения надписей на оборудовании и переключающих устройствах.

2.4 Переключения в схемах релейной защиты и автоматики

2.4.1 Оперативный персонал должен знать принципы работы устройств РЗА, АСУ ТП, ПА, АСДУ, применяемых на данной электроустановке, а также назначение и расположение на панелях предохранителей и автоматических выключателей, испытательных блоков и рубильников, переключающих и отключающих устройств, с помощью которых выполняются переключения в схемах РЗА.

При переключениях в электроустановках оперативный персонал обязан своевременно выполнять все необходимые операции с устройствами РЗА в соответствии с требованиями местных инструкций.

2.4.2 Силовое электрооборудование и линии электропередачи могут находиться под напряжением или в автоматическом резерве только с включенной релейной защитой от всех видов повреждений.

При выводе из работы или неисправности отдельных видов защит оставшиеся в работе устройства релейной защиты должны обеспечить полноценную защиту электрооборудования, систем шин и линий электропередачи от всех видов повреждений. Если это условие не выполняется, то должна быть осуществлена временная быстродействующая защита или введено ускорение резервной защиты, в противном случае присоединение должно быть отключено.

2.4.3. При наличии быстродействующих релейных защит и УРОВ все операции по включению линий, сборных шин и оборудования после ремонта или нахождения без напряжения, а также по переключению разъединителями и воздушными выключателями должны выполняться при введенных в работу этих защитах.

Не разрешается отключать дифференциальную защиту шип при выполнении операций с шинными разъединителями и воздушными выключателями, находящимися под напряжением. До начала операций с шинными разъединителями необходимо проверить исправность дифференциальной защиты шин (измерением тока небаланса).

При отключенной дифференциальной защите шин операции с шинными разъединителями и воздушными выключателями 110 кВ и выше (находящимися под напряжением) должны выполняться при введенных ускорениях на соответствующих резервных защитах или при включенных временных защитах.

Если для работ в цепях дифференциальной зашиты шин узловых подстанций напряжением 110 кВ и выше требуется кратковременное (до 30 мин) выведение этой защиты из действия, допускается на период до обратного ее ввода в работу не включать ускорения резервных защит, но при этом, как правило, не следует выполнять в зоне действия этой защиты никаких операций по включению и отключению шинных разъединителей и воздушных выключателей под напряжением.

smolgelios.ru


Видеоматериалы

24.10.2018

Опыт пилотных регионов, где соцнормы на электроэнергию уже введены, показывает: граждане платить стали меньше

Подробнее...
23.10.2018

Соответствует ли вода и воздух установленным нормативам?

Подробнее...
22.10.2018

С начала года из ветхого и аварийного жилья в республике были переселены десятки семей

Подробнее...
22.10.2018

Столичный Водоканал готовится к зиме

Подробнее...
17.10.2018

Более 10-ти миллионов рублей направлено на капитальный ремонт многоквартирных домов в Лескенском районе

Подробнее...

Актуальные темы

13.05.2018

Формирование энергосберегающего поведения граждан

 

Подробнее...
29.03.2018

ОТЧЕТ о деятельности министерства энергетики, ЖКХ и тарифной политики Кабардино-Балкарской Республики в сфере государственного регулирования и контроля цен и тарифов в 2012 году и об основных задачах на 2013 год

Подробнее...
13.03.2018

Предложения организаций, осуществляющих регулируемую деятельность о размере подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на 2013 год

Подробнее...
11.03.2018

НАУЧИМСЯ ЭКОНОМИТЬ В БЫТУ

 
Подробнее...

inetpriem


<< < Ноябрь 2013 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

calc

banner-calc

.