Куда заманит виртуальный покемон? Кибертехнологии это


Кибертехнологии. - Mozzilla

                                                 Киборги.

Знаете что такое киборг? Если просто то это симбиоз живых и искуственных(механических и электронных) компонентов, но есть одно но. Организм считается кибернетическим только если он изначально был чисто биологическим, а уже потом получил синтетические части тела, то есть терминатор(модель т-800, та что с живой тканью поверх металла) под эту категорию не подходит-он андроид(человекоподобный робот)

  А самый знаменитый из них-это Робокоп.Вы наверняка смотрели фильмы ну или по крайней мере слышали про него.У него почти все органы заменены на синтетику. Улучшения защищают его от пуль, дают огромную силу, делают его точным инструментом, почти роботом.

  И это уже не фантастика.В наши дни существуют технологии позволяющие, например, заменить утраченную конечность или орган.Лучше всего преуспели в технологии возвращения слуха(наверняка вы видели по телевизору эти приборы которые висят за ухом у людей с заболеваниями слуха) и зрения, хотя нынешние протезы, представленные учёными не идеальны.Но эти технологии в ближайшие 10-20 лет могут развиться достаточно хорошо и стать  доступными по цене(сейчас цена даже не самых навороченных протезов измеряется в тысячах евро), чтобы повсеместно внедриться в нашу жизнь и полностью ее изменить.

 Хотели бы вы себе что-то подобное? Если бы у меня была возможность заменить себе тело или хотябы его часть я бы это сделал. Защиту от холода, огня, механических повреждений, нешуточную физическую силу, возможность напрямую через мозг управлять различными приборами с помощью вживлённых чипов и это не всё.А что насчёт эстетики? Лично я бы хотел быть подчёркнуто модифицированным, но не слишком. А что до других то можно будет улучшить себя и при этом ни капельки не измениться внешне, разве что вы станете немного крупнее или тяжелее, всё зависит от того что вы выберете, какие из модификаций. К примеру есть технология, которая заменяет вашу обычную кожу на пуленепробиваемую(!), а по внешнему виду ничем не отличающуюся.

 Хотя, подобные улучшения могут и навредить, и иметь скрытую угрозу.Возможный вариант: компания специализирующаяся на производстве чипов для мозга распространив их в достаточном колличестве взяла людей являющихся носителями их чипов под контроль и получила бесплатную рабочую силу(или армию).И не надо говорить что это невозможно, всякими букашками и грызунами(преимущественно насекомыми ) уже научились управлять дистанционно с помощь всё тех же чипов. Технология отрабатывалась не только на букашках и грызунах, проводились опыты и на кошках, и если не изменяет память на дельфинах, а возможно, и на людях(правда управлять млекопитающими намного сложнее чем насекомыми, из-за более сложного мозга но учёные балду не пинают, а работают и кто знает, что они уже создали).При внедрении чипов в мозг возможны непредсказуемые изменения в организме и различные болезни например «рак»(очень страшное слово не правда ли?). Также возможно отторжение чужеродных органов-это кстати одно из самых больших препятствий, которое, тем не менее, скоро будет преодалено.

 

Что вы думаете про «модификации»? Пугают ли они вас? Как вы к ним относитесь?

 

kiborgs.ru/board — вот одна из интересных статей на эту тему.

 

mozzilla.mypage.ru

Кибертехнологии заставили задуматься о будущем человеческой цивилизации — Российская газета

Информация о деятельности АНБ, ЦРУ и других разведывательных служб США, ставшая достоянием гласности в результате разоблачений Эдварда Сноудена, заставляет задуматься не только о проблемах национальной безопасности, прав человека, но и самого будущего человеческой цивилизации.

Авторы научно-фантастических романов прошлого были бы, пожалуй, сильно разочарованы, попади они в наше время: многое из того, о чем они мечтали, столь же далеко от осуществления, как и в их времена. Человечество так и не открыло обитаемых планет, не установило контактов с внеземными цивилизациями. Более того, люди так и не установили приемлемый порядок у себя дома - на планете Земля. Они по-прежнему ведут кровопролитные войны, с континента на континент перемещаются отчаявшиеся беженцы, миллионы людей страдают от голода и жажды, социальное неравенство остается запредельным.

Но есть направление научно-технического прогресса, где реальные достижения, пожалуй, превзошли многое из того, что описано в знаменитых утопиях прошлого. Система тотального контроля, которую создали и активно используют американские, английские и другие спецслужбы, не только не уступает достижениям "полиции мыслей" из знаменитого романа Дж. Оруэлла "1984", но и превосходит их. "Большой брат" и его подручные ставили своей целью "забраться" в сознание и подсознание человека, узнать, о чем он думает, как относится к происходящему, чего хочет на самом деле. В романе это не удалось. Современные программы слежения позволяют добиться этой цели: анализируя электронную переписку в Интернете, фотографии, записи и комментарии в социальных сетях, можно не только составить полный психологический портрет человека, но и определить, например, как он будет реагировать на ту или иную информацию, какие товары, идеи или, скажем, политические предложения его могут заинтересовать, какие события способны привести его в неконтролируемое негодование, вывести на улицу и заставить принять участие в тех или иных протестных акциях или даже в насильственных бунтах.

По всей видимости, эти разработки уже активно используются. Мы наблюдаем, например, как под воздействием кибертехнологий огромные массы людей охватывает некое подобие средневековых "психических эпидемий", таких, например, как "охота на ведьм". Только в наше время ловят не живых ведьм, а, например, виртуальных покемонов. Зрелище, согласитесь, странное. Тысячи молодых людей в летнюю жару тысячами собирались в местах мнимого скопления виртуальных уродцев и проводили долгие часы, сосредоточенно глядя на экраны электронных гаджетов. Неужели это и есть идеал проведения свободного времени гармонично развитой личности?

Стилистика электронных игр подчас переносится в Интернете на борьбу с оппонентами в лице живых людей

Иные в погоне за покемонами забредали в больницы, на кладбища, в храмы и другие неподходящие для преследования "нечистой силы" места, что порой оборачивалось серьезными конфликтами. Все это напоминает известную легенду, когда взрослые "дети" как заколдованные следуют за виртуальными "крысоловами".

Но есть примеры и не столь безобидные. Возьмем, например, известные события на Украине. Спору нет: Виктор Янукович был бездарным правителем, социально-экономическая ситуация при нем не улучшалась, а коррупция процветала. Но все же невозможно утверждать, что люди были доведены до такого отчаяния, когда и жизнь не мила и лучше погибнуть, чем влачить невыносимое существование. Да и что, собственно говоря, мешало дождаться скорых уже выборов и поменять президента? Однако многие почему-то бросились в протест, обернувшийся большой кровью, государственным переворотом и угрозой распада страны. Создается впечатление, что многие участники Майдана находились под сильным внешним воздействием, были "запрограммированы" именно на радикальные, насильственные действия. А разве не наблюдалось подобное в Тунисе, Египте, Йемене, Ливии, Сирии и других странах? Не имеем ли мы дело с кибертехнологиями в действии? Заметим, кстати, что упомянутые страны так и остались столь же далеко от либеральной демократии, как и были до начала революционных потрясений.

Информационные технологии, направленные на осуществление тотальной слежки и манипулирование людьми, не остались монополией спецслужб. Они стали достоянием различных радикальных движений, включая запрещенную в России ИГИЛ. С помощью Интернета террористы вербуют по всему миру новых бойцов, для которых "романтика революционной борьбы" оказывается привлекательной. А анонимные хакеры без труда проникают в переписку лидеров государств, взламывают системы электронной защиты важных ведомств. Причем для этого им совершенно не требуется огромных финансовых и организационных ресурсов. Теоретически совершенно нельзя исключать, что со временем некие злоумышленники окажутся способными запустить вирусы в системы управления атомными электростанциями, пусками баллистических ракет с ядерными боеголовками или, допустим, "запрограммировать" тех или иных ответственных лиц на некие иррациональные, разрушительные решения.

Уже сегодня мы видим, как информационные технологии способствуют резкому росту напряженности в обществе. Традиционно считалось, что в политике принимается во внимание только то, что говорится публично. Лев Троцкий, например, возмущался, когда в 1924 году его оппоненты во главе со Сталиным опубликовали без его согласия его давнее письмо меньшевику Чхеидзе, содержавшее резкие выпады в адрес Ленина. Однако сегодня подобным уже никого не смутишь. Совсем недавно, например, анонимные хакеры выложили в открытый доступ электронные письма бывшего госсекретаря США Колина Пауэлла своем другу, содержащие, в частности, крайне нелицеприятные оценки одного из кандидатов на пост президента США - Хиллари Клинтон. Что, безусловно, способно повлиять на ход избирательной кампании.

Под воздействием кибертехнологий у людей стирается грань между виртуальным миром и реальностью. В виртуальном мире можно тысячами уничтожать своих врагов, стирать с лица земли их города и страны и подвергать их всяческим бедствиям. Эта стилистика электронных игр переносится многими пользователями Интернета на борьбу со своими оппонентами в лице живых людей. В комментариях к блогам мы найдем такое обилие оскорблений и такой накал взаимной ненависти, что кажется, если эти люди встретятся друг с другом в реальной жизни, смертоубийства просто не избежать.

Они, однако, не встретятся. Информационные технологии все более заменяют людям реальное общение. Трудно даже представить, что когда-то люди писали дружеские письма гусиным пером. И какие письма - иные из них до сих пор переиздаются и читаются с восхищением! А сегодня в социальных сетях иные пользователи имеют тысячи "друзей", которых они никогда не видели в жизни и даже не представляют, кем они на самом деле являются. Кроме того, многие бездумно выкладывают в социальные сети фотографии своих детей по мере их взросления, совершенно не задумываясь, приятно ли будет этим детям, когда они вырастут, созерцать свои изображения, которые могут попасть куда угодно.

Разрушители машин, так называемые луддиты, действовавшие на заре промышленной революции, возможно, подсознательно предчувствовали, что человек превращается в придаток машины. Сегодня этот процесс вышел на принципиально новый уровень. Компьютер в его различных модификациях заменяет человеку друзей, становится едва ли не единственным способом проведения свободного времени. Перемещает индивидуума в виртуальный мир, где действуют не выработанные человечеством, а какие-то иные законы и ценности. Некоторые ученые считают, что недалек день, когда мозг человека будет непосредственно соединен с машиной, и таким образом мы получим некое новое, "компьютерное" существо. Не станем гадать, сможет ли выжить подобная новая цивилизация или она вследствие тех или иных компьютерных сбоев уничтожит сама себя. Но одно можно сказать наверняка: это уже не будет человеческая цивилизация в привычном смысле этого слова.

Традиционно ученые всего мира делились на тех, кто отстаивал безграничную свободу научно-технического прогресса, и тех, кто полагал, что необходимы определенные правовые и этические ограничения. Сегодня в связи с неконтролируемым и взрывным развитием кибертехнологий этот вопрос приобретает особую остроту. Мы не можем громоздить искусственные препятствия на пути очередной технологической революции. Но нужно сделать так, чтобы машина служила человеку, а не наоборот.

rg.ru

Топ 5 кибер-технологий, которые становятся реальностью

18+

Новости Фонд События Новичкам Статьи Курсы Калькулятор
  • $6604.63
  • $513.42
  • $225.91
  • $0.48
  • $10.88
  • $58.11
  • $114.39
  • $125.62
  • $181.23
  • $18.04

bitjournal.media

Реферат - Кибернетика и кибертехнологии

Реферат - Кибернетика и кибертехнологиискачать (79.5 kb.)

Доступные файлы (1):

содержание

1.doc

Реклама MarketGid: МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра "Прикладной математики и информационных систем"

Реферат

по предмету: « Компьютерная графика »

Тема: « Кибернетика и кибертехнологии »
Выполнил студент 3 курса

факультета автоматизации

группы ПИ-311 Шустов Е.О.Проверил: Силаенков А.Н.

Омск 2007

Содержание

Содержание 2

Введение 3

Механический подход. 3

Электронный подход. 4

Кибернетический подход. 5

Нейронный подход. 6

Появление перцептрона. 7

Искусственный интеллект и теоретические проблемы психологии. 8

Заключение 9

Литература: 10

Введение

С конца 40-х годов ученые все большего числа университетских и промышленных исследовательских лабораторий устремились к дерзкой цели: построение компьютеров, действующих таким образом, что по результатам работы их невозможно было бы отличить от человеческого разума.

Терпеливо продвигаясь вперед в своем нелегком труде, исследователи, работающие в области искусственного интеллекта (ИИ), обнаружили, что вступили в схватку с весьма запутанными проблемами, далеко выходя­щими за пределы традиционной информатики. Оказалось, что прежде всего необходимо понять механизмы процесса обучения, природу языка и чувс­твенного восприятия. И тогда многие исследователи пришли к выводу, что пожалуй самая трудная проблема, стоящая перед современной наукой - познание процессов функционирования человеческого разума, а не просто имитация его работы. Что непосредственно затраги­вало фундаментальные теоретические проблемы психологической науки. В самом деле, ученым трудно даже прийти к единой точке зрения относи­тельно самого предмета их исследований - интеллекта.

Некоторые считают, что интеллект - умение решать сложные задачи; другие рассматривают его как способность к обучению, обобщению и ана­логиям; третьи - как возможность взаимодействия с внешним миром путем общения, восприятия и осознания воспринятого.

^

Идея создания мыслящих машин "человеческого типа", которые каза­лось бы думают, двигаются, слышат , говорят, и вообще ведут себя как живые люди уходит корнями в глубокое прошлое. Еще древние египтяне и римляне испытывали благоговейный ужас перед культовыми статуями, кото­рые жестикулировали и изрекали пророчества (разумеется не без помощи жрецов). В средние века и даже позднее ходили слухи о том, что у кого-то из мудрецов есть гомункулы (маленькие искусственные человечки) - настоящие живые, спо­собные чувствовать существа. Выдающийся швейцарский врач и естествоис­пытатель XVI в Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм (более известный под именем Парацельс) оставил руководство по изготовлению гомункула, в ко­тором описывалась странная процедура, начинавшаяся с закапывания в ло­шадиный навоз герметично закупоренной человеческой спермы. "Мы будем как боги, - провозглашал Парацельс. - Мы повторим величайшее из чудес господних - сотворение человека!".

В XVIII в. благодаря развитию техники, особенно разработке часо­вых механизмов, интерес к подобным изобретениям возрос, хотя результа­ты были гораздо более "игрушечными", чем это хотелось бы Парацельсу. В середине 1750-х годов Фридрих фон Кнаус, австрийский автор, служивший при дворе Франциска I, сконструировал серию машин, которые умели держать перо и могли писать довольно длинные тексты.

Успехи механики XIX в. стимулировали еще более честолюбивые за­мыслы. Так, в 1830-х годах английский математик Чарльз Бэббидж заду­мал, правда, так и не завершив, сложный цифровой калькулятор, который он назвал Аналитической машиной; как утверждал Бэббидж, его машина в принципе могла бы рассчитывать шахматные ходы. Позднее, в 1914 г., ди­ректор одного из испанских технических институтов Леонардо Тор­рес-и-Кеведо действительно из готовил электромеханическое устройство, способное разыгрывать простейшие шахматные эндшпили почти также хоро­шо, как и человек.

^

Однако только после второй мировой войны появились устройства, казалось бы, подходящие для достижения заветной цели - моделирования разумного поведения; это были электронные цифровые вычислительные ма­шины. "Электронный мозг", как тогда восторженно называли компьютер, поразил в 1952 г. телезрителей США, точно предсказав результаты прези­дентских выборов за несколько часов до получения окончательных данных. Этот "подвиг" компьютера лишь подтвердил вывод, к которому в то время пришли многие ученые: наступит тот день, когда автоматические вычисли­тели, столь быстро, неутомимо и безошибочно выполняющие автоматические действия, смогут имитировать невычислительные процессы, свойственные человеческому мышлению, в том числе восприятие и обучение, распознава­ние образов, понимание повседневной речи и письма, принятие решений в неопределенных ситуациях, когда известны не все факты.

Многие изобретатели компьютеров и первые программисты развлека­лись составляя программы для отнюдь не технических занятий, как сочи­нение музыки, решение головоломок и игры, на первом месте здесь оказа­лись шашки и шахматы. Некоторые романтически настроенные программисты даже заставляли свои машины писать любовные письма.

К концу 50-х годов все эти увлечения выделились в новую более или менее самостоятельную ветвь информатики, получившую название "искусс­твенный интеллект". Исследования в области ИИ, первоначально сосредо­точенные в нескольких университетских центрах США - Массачусетском технологическом институте, Технологическом институте Карнеги в Питт­сбурге, Станфордском университете, - ныне ведутся во многих других университетах и корпорациях США и других стран. В общем исследователей ИИ, работающих над созданием мыслящих машин, можно разделить на две группы. Одних интересует чистая наука и для них компьютер - лишь инс­трумент, обеспечивающий возможность экспериментальной проверки теорий процессов мышления. Интересы другой группы лежат в области техники: они стремятся расширить сферу применения компьютеров и облегчить поль­зование ими. Многие представители второй группы мало заботятся о выяс­нении механизма мышления - они полагают, что для их работы это едва ли более полезно, чем изучение полета птиц и самолетостроения.

В настоящее время, однако, обнаружилось, что как научные так и технические поиски столкнулись с несоизмеримо более серьезными трудно­стями, чем представлялось первым энтузиастам. На первых порах многие пионеры ИИ верили, что через какой-нибудь десяток лет машины машины обретут высочайшие человеческие таланты. Предполагалось, что преодолев период "электронного детства" и обучившись в библиотеках всего мира, хитроумные компьютеры, благодаря быстродействию точности и безотказной памяти постепенно превзойдут своих создателей-людей. Сейчас мало кто говорит об этом, а если и говорит, то отнюдь не считает, что подобные чудеса не за горами.

Несмотря на многообещающие перспективы, ни одну из разработанных до сих пор программ ИИ нельзя назвать "разумной" в обычном понимании этого слова. Это объясняется тем, что все они узко специализированы; самые сложные экспертные системы по своим возможностям скорее напоми­нают дрессированных или механических кукол, нежели человека с его гиб­ким умом и широким кругозором. Даже среди исследователей ИИ теперь многие сомневаются, что большинство подобных изделий принесет сущест­венную пользу. Немало критиков ИИ считают, что такого рода ограничения вообще непреодолимы.

К числу таких скептиков относится и Хьюберт Дрейфус, профессор философии Калифорнийского университета в Беркли. С его точки зрения, истинный разум невозможно отделить от его человеческой основы, заклю­ченной в человеческом организме. "Цифровой компьютер - не человек, ­говорит Дрейфус. - У компьютера нет ни тела, ни эмоций, ни потребнос­тей. Он лишен социальной ориентации, которая приобретается жизнью в обществе, а именно она делает поведение разумным. Я не хочу сказать, что компьютеры не могут быть разумными. Но цифровые компьютеры, зап­рограммированные фактами и правилами из нашей, человеческой, жизни, действительно не могут стать разумными. ^

Попытки построить машины, способные к разумному поведению, в зна­чительной мере вдохновлены идеями профессора МТИ Норберта Винера. Винер был убежден, что наиболее перспективны научные исследования в так называемых пограничных областях, которые нельзя конкретно отнес­ти к той или иной конкретной дисциплины. Они лежат где-то на стыке на­ук, поэтому к ним обычно не подходят столь строго. Винеру и его сотруднику Джулиану Бигелоу принадлежит разработка принципа "обратной связи", который был успешно применен при разработке нового оружия с радиолокационным наведением. Принцип обратной связи заключается в использовании информации, поступающей из окружающего ми­ра, для изменения поведения машины. В основу разработанных Винером и Бигелоу систем наведения были положены тонкие математические методы; при малейшем изменении отраженных от самолета радиолокационных сигна­лов они соответственно изменяли наводку орудий, то есть - заметив по­пытку отклонения самолета от курса, они тотчас расчитывали его даль­нейший путь и направляли орудия так, чтобы траектории снарядов и само­летов пересеклись.

В дальнейшем Винер разработал на принципе обратной связи теории как машинного так и человеческого разума. Он доказывал, что именно благодаря обратной связи все живое приспосабливается к окружающей сре­де и добивается своих целей.

^

К этому времени и другие ученые стали понимать, что создателям вычислительных машин есть чему поучиться у биологии. Нейрофизиолог Уоррен Маккалох со своим 18-летним протеже, блестящим математиком Уолтером Питтсом, разработал теорию деятельности головного мозга. Эта теория и являлась той основой, на которой сформировалось широко расп­ространенное мнение, что функции компьютера и мозга в значительной ме­ре сходны.

Исходя отчасти из предшествующих исследований нейронов (основных активных клеток, составляющих нервную систему животных), проведенных Маккаллохом, они с Питтсом выдвинули гипотезу, что нейроны можно упро­щенно рассматривать как устройства, оперирующие двоичными числами. Двоичные числа, состоящие из цифр единица и нуль, - рабочий инструмент одной из систем математической логики. Английский математик XIXв. Джордж Буль, предложивший эту остроумную систему, показал, что логи­ческие утверждения можно закодировать в виде единиц и нулей, где еди­ница соответствует истинному высказыванию а нуль - ложному, после че­го этим можно оперировать как обычными числами. В 30-е годы XX в. пи­онеры информатики, в особенности американский ученый Клод Шеннон, по­няли, что двоичные единица и нуль вполне соответствуют двум состояниям электрической цепи (включено-выключено), поэтому двоичная система иде­ально подходит для электронно-вычислительных устройств. Маккалох и Питтс предложили конструкцию сети из электронных "нейронов" и показа­ли, что подобная сеть может выполнять практически любые вообразимые числовые или логические операции. Далее они предположили, что такая сеть в состоянии также обучаться, распознавать образы, обобщать, т.е. она обладает всеми чертами интеллекта.

Из этого кибернетического, или нейромодельного, подхода к машин­ному разуму скоро сформировался так называемый "восходящий метод" ­движение от простых аналогов нервной системы примитивных существ, об­ладающих малым числом нейронов, к сложнейшей нервной системе человека и даже выше. Конечная цель виделась в создании "адаптивной сети", "са­моорганизующейся системы" или "обучающейся машины". Основной трудностью, с кото­рой столкнулся "восходящий метод" на заре своего существования, была высокая стоимость электронных элементов. Слишком дорогой оказывалась даже модель нервной системы муравья, состоящая из 20 тыс. нейронов, не говоря уже о нервной системе человека, включающей около 100 млрд. ней­ронов. Даже самые совершенные кибернетические модели содержали лишь неколько сотен нейронов. ^ Одним из тех, кого ничуть не испугали трудности был Фрэнк Розенб­лат, труды которого казалось отвечали самым заметным устремлениям ки­бернетиков. В середине 1958 г. им была предложена модель электронного устройства, названного им перцептроном, которое должно было бы имити­ровать процессы человеческого мышления. Два года спустя была проде­монстрирована первая действующая машина "Марк-1", которая могла нау­чится распознавать некоторые из букв, написанных на карточках, которые подносили к его "глазам", напоминающие кинокамеры. Перцептрон Розенб­лата оказался наивысшим достижением "восходящего", или нейромодельного метода создания искусственого интеллекта. Чтобы научить перцептрон способности строить догадки на основе исходных предпосылок, в нем пре­дусматривалась некая элементарная разновидность автономной работы или "самопрограммирования". При распознании той или иной буквы одни ее элементы или группы элементов оказываются гораздо более существеными, чем другие. Перцептрон мог научаться выделять такие характерные осо­бенности буквы полуавтоматически, своего рода методом проб и ошибок, напоминающим процесс обучения. Однако возможности перцептрона были ог­раниченными: машина не могла надежно распознавать частично закрытые буквы, а также буквы иного размера или рисунка, нежели те, которые ис­пользовались на этапе ее обучения.

Ведущие представители так называемого "нисходящего метода" специ­ализировались, в отличие от представителей "восходящего метода", в составлении для цифровых компьютеров общего назначения программ реше­ния задач, требующих от людей значительного интеллекта, например для игры в шахматы или поиска математических доказательств.

Интерес к кибернетике в последнее время возродился, так как сто­ронники "нисходящего метода" столкнулись со столь же неодолимыми труд­ностями. Но в основном ИИ стал синонимом нисходящего подхода, который выражался в составлении все более сложных программ для компьютеров, моделирующих сложную деятельность человеческого мозга.^

Можно выделить две основные линии работ по ИИ. Первая связана с совершенствованием самих машин, с повышением "интеллектуальности" ис­кусственных систем. Вторая связана с задачей оптимизации совместной работы "искусственного интеллекта" и собственно интеллектуальных возможностей человека.

В 1963 г. выступая на совещании по философским вопросам физиоло­гии ВНД и психологии, А.Н. Леонтьев сформулировал следующую позицию: машина воспроизводит операции человеческого мышления, и следовательно соотношение "машинного" и "немашинного" есть соотнесение операциональ­ного и неоперационального в человеческой деятельности в то время этот вывод был достаточно прогрессивен и выступал против кибернетического редукционизма. Однако в последствии при сравнени операций, из которых слагается работа машины, и операций как единиц деятельности человека выявились существенные различия - в психологическом смысле "операция" отражает способ достижения результатов, процессуальную характеристику, в то время как прменительно к машинной работе этот термин используется в логико-математическом смысле (характеризуется результатом).

В работах по искусственному интеллекту постоянно используется термин "цель". Анализ отношения средств к цели А.Ньюэлл и Г.Саймон на­зывают в качестве одной из "эвристик". В психологической теории дея­тельности "цель" является конституирующим признаком действия в отличии от операций (и деятельности в целом). В то время как в искусственных системах "целью" называют некоторую конечную ситуацию к которой стре­мится система. Признаки этой ситуации должны быть четко выявленными и описанными на формальном языке. Цели человеческой деятельности имеют другую природу. Конечная ситуация может по разному отражаться субъек­том: как на понятийном уровне, так и в форме представлений или перцеп­тивного образа. Это отражение может характеризоваться разной степенью ясностьи, отчетливости. Кроме того, для человека характерно не просто достижение готовых целей но и формирование новых.

Также работа систем искусственно интеллекта, характеризуется не просто наличием операций, программ,"целей", а как отмечает О.К.Тихоми­ров,- оценочными функциями. И у искусственных систем есть своего рода "ценностные орентации". Но специфику человеческой мотивационно-эмоцио­нальной регуляции деятельности составляет использование не только константных, но и ситуативно возникающих и динамично меняющихся оце­нок, существенно также различие между словесно-логическими и эмоцио­нальными оценками. В существовании потребностей и мотивов видится раз­личие между человеком и машиной на уровне деятельности. Этот тезис повлек за собой цикл исследований, посвященных анализу специфики чело­веческой деятельности. Так в работе Л.П.Гурьевой показана зависи­мость структуры мыслительной деятельности при решении творческих задач от изменения мотивации.

Между прочим, именно недостаточная изученность процесса целеобра­зования нашла свое отражение в формулировании "социального заказа" для психологии со стороны исследователей ИИ, и оказала существенное стиму­лирующее влияние психологической науки.

Информационная теория эмоций Симонова также в значительной степе­ни питается аналогиями с работами систем ИИ. Кроме того проблема воле­вого принятия решения в психологии в некоторых работах рассматривается как формальный процесс выбора одной из множества заданных альтернатив, опуская тем самым специфику волевых процессов. В то же время, Ю.Д.Ба­баевой была предпринята попытка изучения возможности формализации процесса целеобразования на основе глубокого психологического анализа этого процесса в деятельности человека.

Таким образом все три традиционные области психологии - учения о познавательных, эмоциональных и волевых процессах оказались под влия­нием работ по ИИ, что по мнению О.К.Тихомирова привело к оформлению нового предмета психологии - как наука о переработке информации, науч­ность этого определения достигалась за счет "технизации" психологичес­кого знания.

Обращаясь к проблеме роли ИИ в обучения Л.И.Ноткин рассматри­вает этот процесс как одну из разновидностей взаимодействия человека с ЭВМ, и раскрывает среди перспективных возможностей те , которые напр­влены на создание так называемых адаптивных обучающихся систем, имити­рующих оперативный диалог учащегося и преподавателя-человека.

Таким образом взаимодействие между исследованиями искусс­твенного интеллекта и психологической наукой можно охарактеризовать как плодотворный диалог, позволяющий если не решать то хотя бы нау­читься задавать вопросы такого высокого философского уровня как - "Что есть человек ?".

Заключение

Развитие информационной техники позволило компенсировать человеку психофизиологическую ограниченность своего организма в ряде направлений. «Внешняя нервная система», создаваемая и расширяемая человеком, уже дала ему возможность вырабатывать теории, открывать количественные закономерности, раздвигать пределы познания сложных систем. Искусственный интеллект и его совершенствование превращают границы сложности, доступные человеку, в систематически раздвигаемые. Это особенно важно в современную эпоху, когда общество не может успешно развиваться без рационального управления сложными и сверхсложными системами. Разработка проблем искусственного интеллекта является существенным вкладом в осознание человеком закономерностей внешнего и внутреннего мира, в их использование в интересах общества и тем самым в развитие свободы человека.

Литература:

1) Дрейфус Х. «Чего не могут вычислительные машины».- М.: Прогресс, 1979

2) «Компьютер обретает разум». Москва Мир 1990

3) Бабаева Ю.Д. «К вопросу о формализации процесса целеобразования».

4) Брушлинский А.В. «Возможен ли «искусственный интеллект»?».

5) Гурьева Л.П. «Об изменении мотивации в условиях использования ис­кусственного интеллекта».

6) Тихомиров О.К. «Искусственный интеллект и теоретические вопросы психологии».

Скачать файл (79.5 kb.)

gendocs.ru

Будущее за кибертехнологиями? » Военное обозрение

Начиная с 40-х годов прошлого столетия все большее число промышленных и университетских исследовательских лабораторий устремились к достижению дерзкой цели: создать компьютеры, которые действовали бы таким образом, чтобы результаты их работы невозможно было отличить от человеческого разума. О том, что ученым удалось достичь больших успехов в данном направлении, свидетельствует сложившаяся в настоящее время ситуация.

Одним из лидеров в развитии кибертехнологий являются Соединенные Штаты Америки. Правительство очень серьезно подходит к проблеме возможности ведения войны в киберпространстве. Поэтому и появилась программа под названием «План Х». Основной целью ее является создание инструментов для доминирования Америки в данной сфере. Автором программы является агентство передовых оборонных исследовательских проектов, известное в мире, как DARPA.

В сети размещен официальный документ, согласно которому основная цель проекта сводится к созданию революционных технологий, которые обеспечат возможность понимания, планирования и управления кибервойной в условиях реального времени, динамичных сетевых инфраструктур и крупных масштабов. Кроме того, проект направлен на проведение инновационных исследований с целью определения цели кибервойн, а также разработки фундаментальных стратегий и тактики, которые необходимы для обеспечения доминирования в киберпространстве.

В программе выделено четыре основных области. Первая направлена на разработку технологии автоматического анализа с целью дальнейшего планирования операций. Вторая область включает в себя разработку технологии автоматического управления и контроля над кибероперациями. Третья направлена на разработку платформ и операционных систем для проведения анализа возможных повреждений, развертывание адаптивной защиты и боевых технологий. Целью четвертой области является проведение разработок технологий для визуализации поля кибервойн.

Группа разработчиков, которая станет во главе проекта, будет отвечать также и за создание работоспособной системы ведения кибервойн. Кроме того, она также должна обеспечить разработку характеристик форматов данных, интерфейсов форматирования и закупку аппаратного обеспечения.

В конце сентября планируется проведение встречи с партнерами правительства и поставщиками решений, в ходе которой будут представлены требования и примеры. Однако как долго проект будет находиться в стадии разработки – пока неизвестно.

Необходимо отметить, что в прошлом году агентство получило порядка 500 миллионов долларов на 5 лет. Только в будущем году планируется потратить более 208 миллионов долларов, а это практически в два раза больше, чем в предыдущем. По словам директора агентства DARPA Реджины Дуган в будущем планируется увеличение ассигнований в данную сферу, потому как объем исследований по технологиям наступления в киберпространстве будут возрастать. Она также отметила, что уверена в том, что применение подобных технологий поможет укрепить военную мощь государства.

Необходимо напомнить, что Соединенные Штаты Америки стали первым государством, которое объявило в 2009 году о том, что намерено создать кибервойска – то есть специальные военные подразделения, основной задачей которых станет отражение атак на правительственные информационные сети со стороны других государств. Европейский Союз эту инициативу поддержал.

Впрочем, американское правительство и не скрывает, что усиленно занимается разработками кибероружия нового поколения. Неоднократно в прессе появлялась информация о том, что американцы гораздо более активно, чем предполагалось, используют кибертехнологии для достижения своих целей на ближневосточных территориях. Достоверно известно, что американское правительство причастно к созданию Stuxnet – компьютерного червя, который использовался для сбора информации по иранской ядерной программе, а также к созданию вируса Flame. Было установлено, что разработки этой вредоносной программы были начаты еще в 2006 году и продолжаются по сей день.

Представители «Лаборатории Касперского» утверждают, что этот вирус проникает в компьютер и может добыть практически любые данные. Помимо этого, после проведенного анализа некоторых серверов, использованных создателями программы, были обнаружены еще три вируса. Были использованы сложные методы шифровки для того, чтобы никто, кроме киберспутников не мог получить информацию с зараженных компьютеров. Таким образом, компьютеры жертв подвергались воздействию как минимум четырех вирусов, причем один из них, родственный с Flame, продолжает активное свое распространение. При этом в «Лаборатории» уверены, что обе программы появились при активной государственной поддержке.

Но на этом «киберпроиски» американцев не закончились. В начале года в Венесуэле произошло весьма странное событие – боевой истребитель потерпел крушение. И все бы ничего, подумаешь, подобное нередко случается. Если бы не одно «но»: по словам пилота, перед падением самолет перестал его слушаться и начал выполнять совершенно другие команды. Складывалось такое впечатление, что управлял самолетом кто-то неведомый. Вполне возможно, что это было одной из кибердиверсий. Данное понятие прочно укоренилось в военном лексиконе, поскольку дает определенный эффект. Так, в частности, проведение атаки на компьютерные системы противника позволяют взрывать нужные предприятия и заводы, происходит сбой финансовых систем, электросетей, а противник полностью теряет контроль над спутниками. Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать только один вывод – государство, которое владеет в совершенстве проведением кибератак, может по своему усмотрению менять современное мироустройство.

Чтобы не быть голословными, приведем некоторые примеры доказанных фактов проведения кибердиверсий. В ходе тренировочного полета иранский истребитель «Фантом» в 2010 году, совершенно неожиданно изменил курс, и чуть не врезался в Бушер (атомная станция). Иранским военным пришлось лично уничтожать истребитель Ф-4, чтобы не допустить разрушения основного объекта ядерной программы. Несмотря на то, что результаты расследования обнародованы не были, военные эксперты уверены, что пилоты просто-напросто потеряли контроль над самолетом. Вместе с тем, еще труднее поверить в то, что неуправляемый истребитель самостоятельно взял курс на атомную станцию. Единственное логическое объяснение – руководили «Фантомом» кибердиверсанты, которые и задавали курс.

По словам военных экспертов, впервые кибердиверсия была применена американскими военными еще в ходе проведения операции «Буря в пустыне». Тогда были выведены из строя все системы иракской противовоздушной обороны. Система не сработала, потому как иракские радары приняли американские истребители за свои. Позже американское правительство признало, что использует кибертехнологии, в том числе и при проведении боевых операций.

Впрочем, среди американских киберразработок есть и вполне невинные на первый взгляд. Среди таких разработок можно назвать тараканов-киборгов. Создателями их являются ученые из университета Северной Каролины. В качестве подопытных были выбраны мадагаскарские шипящие тараканы. Но почему выбор пал именно на этот вид – ученые не уточняют. Этот вид весьма крупный, длина таракана может достигать до 5-6 сантиметров. Если говорить о внешних его характеристиках, то выглядит он невпечатляюще. На спине его ученые прикрепили несколько чипов, которые соединяются с усиками, и таким образом, таракан может ориентироваться и передвигаться в пространстве.

Но невзрачный внешний вид полностью компенсировался результатами исследований. Ученым удалось, опираясь на знания биологии и технологии, научиться управлять тараканами с большого расстояния. Для этого на антенну его подавались сигналы о присутствии опасности, и они убегали в совершенно противоположном направлении. В случае необходимости, таракана можно остановить, подав ему соответствующий сигнал. И хотя сейчас разработки далеки от завершения, уже в не очень далеком будущем таких тараканов-киборгов смогут использовать в благих целях, в частности, для поисков людей под завалами зданий.

В целом, за развитие кибертехнологий выступают не только американцы. Так, в частности, по словам британского министра по делам вооруженных сил Ника Харви, в том случае, если ведение кибервойны сделать более эффективным, и благодаря этому риск для мирного населения и солдат будет меньшим, то такой способ ведения боевых действий и правда можно будет назвать более цивилизованным. Но, в то же время, для определенного числа стран развитие кибертехнологий может оказаться слишком затратным, что сделает эти государства беззащитными против угроз нового времени.

По словам Министра обороны Канады Питера Маккэя, игнорировать развитие кибертехнологий нельзя. Хотя даже в условиях жесткой экономии, внедрение новых технологий может стать слишком невыгодным с финансовой точки зрения предприятием.

А что же Россия? Конечно же, в стороне она остаться не может. Так, весной 2012 года в Германии был проведен форум, в ходе которого был рассмотрен проект конвенции Организации Объединенных Наций «Об обеспечении информационной безопасности», предложенный российскими представителями. Такая инициативность продиктована, в первую очередь, тем, что Россия в значительной мере отстает от Америки в развитии новых кибертехнологий, поэтому американцы пользуются своими преимуществами при любом удобном случае. В таких условиях РФ вынуждена готовиться к возможным кибервойнам.

По словам Владислава Шерстюка, первого заместителя Совета безопасности России, ежедневно приходится сталкиваться с сообщениями о различным кибернетических атаках, киберпреступлениях и кибервойнам, которые угрожают безопасности страны. Преступления, совершенные с использованием компьютерной техники, оцениваются в триллионы долларов.

На сегодняшний день уже более 120 государств в мире втянуты в информационные и кибервойны.

Но уже сейчас очевидно, что принять предложенный Россией проект будет очень непросто. Соединенные Штаты, безоговорочный лидер в этой отрасли, ясно дали понять, что никаких документов подписывать не собираются, поскольку этот проект предусматривает установление государственного контроля над информационным пространством.

В то же время, в Америке вовсе не игнорируется угроза кибервойн. В 2011 году Пентагоном совместно с американским правительством была принята стратегия, согласно которой любая кибератака будет восприниматься как действие военной направленности. Поэтому государство имеет полное право реагировать по своему усмотрению, вплоть до применения ядерного оружия. В 2011 году Конгресс дал разрешение для создания наступательного кибероружия.

Таким образом, можно с полной уверенностью говорить о том, что пока Россия будет отставать от Америки в области развития кибертехнологий, правительствам этих двух государств договориться не удастся.

Использованы материалы:http://biz.cnews.ru/top/2012/08/22/ssha_zaymutsya_kiberatakami_na_drugie_gosudarstva_500157http://www.hardforum.ru/t92299/http://glavcom.ua/news/45509.htmlhttp://www.snariad.ru/2011/01/16/%D0%BA%D0%B8%D0%B1%D0%B5%D1%80-%D0%B4%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D0%B8-%E2%80%93-%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8C-%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD-%D0%B1%D1%83%D0%B4%D1%83%D1%89%D0%B5%D0%B3%D0%BE/http://www.utro.ru/articles/2012/09/08/1070567.shtml

topwar.ru

Кибернетика

Кибернетика — это наука об общих законах управления в машинах и живых организмах. Возникновение кибернетики обусловлено прежде всего потребностями практики — необходимостью создания сложных систем автоматического управления. В отличие от других наук, также связанных с созданием указанных систем, кибернетика занимается не исследованием и разработкой отдельных, частных технических вопросов, а изучает то общее, что свойственно всем процессам управления, независимо от их физической природы. Основная задача кибернетики состоит в создании единой теории процессов управления.

Одним из важнейших понятий кибернетики является понятие о цели управления. Управление — всегда целенаправленный процесс. Система управления существует или создается именно для обеспечения достижения определенной цели.

Процесс управления может происходить только в соответствующим образом организованной системе, в которой можно выделить управляющие и управляемые (исполнительные) органы. Между отдельными органами системы управления происходит обмен информацией. Любая система управления каким-либо образом взаимодействует с внешней для нее средой, являющейся источником различных возмущений, т. е. информации, не соответствующей цели функционирования. Восприятие этих возмущений и соответствующее реагирование на них характерно для любой системы управления. В этом случае также можно проследить соответствующие потоки информации— от чувствительных органов (датчиков)   к   управляющим   и   затем  к исполнительным. В свою очередь сигналы информации от исполнительных органов могут быть поданы на чувствительные или управляющие органы — сигналы обратной связи, обеспечивающие, например, информацию о состоянии исполнительного органа. Таким образом, в любой системе управления постоянно происходит необходимый обмен информацией. Понятие информации является одним из основных в кибернетике, которая изучает процессы управления именно с информационной точки зрения, уделяя значительно меньше внимания энергетическим и конструктивным характеристикам реальных систем управления. Поэтому нередко кибернетику определяют как науку о способах восприятия, передачи, хранения, переработки и использования информации в машинах и живых организмах.

В сферу рассмотрения кибернетики входит изучение структуры и различных физических принципов работы систем управления. При этом основное внимание уделяется способностям различных структур воспринимать и перерабатывать информацию. По своим методам кибернетика является наукой, широко использующей математический аппарат, в частности для формального описания работы систем управления и их органов — построения их математических моделей. Изучение математических моделей и применение математических методов позволяют создавать оптимальные с точки зрения выбранного критерия системы управления, т. е. системы, обеспечивающие наиболее близкое достижение   установленных   целей.

Значительное внимание в кибернетике уделяется так называемым самонастраивающимся, или адаптивным, системам, которые могут самостоятельно переходить из произвольных начальных состояний в устойчивые, соответствующие характеру внешних возмущений, являющимся в общем случае наиболее целесообразными для данных условий.

Наличие общей теории управления обеспечивает возможность успешного практического использования многих идей кибернетики. В зависимости от области интересов и исследований кибернетику подразделяют на ряд разделов. Так, например, выделяют техническую кибернетику — науку об управлении техническими системами, биологическую кибернетику — науку об управлении в живых организмах, и т. д.

Отдельные аспекты кибернетики выделяют в область конкретных практических интересов. Так, медицинская кибернетика имеет своей основной целью использование идей, понятий и достижений общей теории управления в области медицины.

Работы в области медицинской кибернетики направлены на создание устройств и систем управления, обеспечивающих возникновение новых эффективных методов и способов лечения. Подобные системы уже сегодня с успехом применяются на практике — аппараты «искусственная почка», «искусственное сердце» и т. д. Начинает внедряться в практику машинная диагностика: электронная вычислительная машина по заданной программе анализирует введенные в нее данные о состоянии больного и выдает свой диагноз. Ведутся работы по автоматизации управления медицинскими учреждениями и их комплексами и т. д. Однако внедрение идей кибернетики в медицину находится сегодня в начальной стадии.

www.medical-enc.ru

Кибернетика

Содержание:

Содержание ……………………………………………………2 стр.
Введение ……………………………………………………… 3 стр.

1. Кибернетика как наука, основные понятия кибернетики..5 стр.

2. Вклад кибернетики в научную картину мира…………….11 стр.

3. Аспекты философии в познании кибернетики……………13 стр.

4. Искусственный интеллект, как часть кибернетики……….18 стр.

5. Два вида науки о мышлении………………………………..24 стр.

6. От психологии к psyche-логии……………………………...32 стр.

7. Проблемы кибернетики…………………………………… 36 стр.

Заключение ……………………………………………………..42 стр.
Список литературы………………………………………………45 стр.

Введение

В естествознании первой половины нашего века ведущим направлением была физика. Начиная с 50-х годов, наряду с физикой, химией и биологией все возрастающее значение и влияние на развитие науки и всего уклада нашей жизни начала оказывать кибернетика. Кибернетика становится важнейшим фактором научно-технической революции на высших этапах ее развития. Кибернетика возникла на стыке многих областей знания математики, логики, семиотики, биологии и социологии. Обобщающий характер кибернетических идей и методов сближает науку об управлении, каковой является кибернетика, с философией.

Задача обоснования исходных понятий кибернетики, особенно таких, как информация, управление, обратная связь и др. требуют выхода в более широкую, философскую область знаний, где рассматриваются атрибуты материи - общие свойства движения, закономерности познания. Сама кибернетика как наука об управлении многое дает современному философскому мышлению. Она позволяет более глубоко раскрыть механизм самоорганизации материи, обогащает содержание категории связей, причинности, позволяет более детально изучить диалектику необходимости и случайности, возможности и действительности. Открываются пути для разработки "кибернетической" гносеологии, которая не подменяет диалектический материализм теорией познания, но позволяет уточнить, детализировать и углубить в свете науки об управлении ряд существенно важных проблем. Возникнув в результате развития и взаимного стимулирования ряда, в недалеком прошлом слабо связанных между собой, дисциплин технического, биологического и социального профиля кибернетика проникла во многие сферы жизни. Столь необычная "биография" кибернетики объясняется целым рядом причин, среди которых надо выделить две. Во-первых, кибернетика имеет необычайный, синтетический характер. В связи с этим до сих пор существуют различия в трактовке некоторых ее проблем и понятий. Во-вторых, основополагающие идеи кибернетики пришли в нашу страну с Запада, где они с самого начала оказались под влиянием идеализма и метафизики, а иногда и идеологии. То же самое, или почти то же самое происходило и в нашей стране. Таким образом, становится очевидной необходимость разработки философских основ кибернетики, освещение ее основных положений с позиции философского познания. Осмысление кибернетических понятий с позиции философии будет способствовать более успешному осуществлению теоретических и практических работ в этой области, создаст лучшие условия для эффективной работы и научного поиска в этой области познания.

1. Кибернетика как наука, основные понятия кибернетики

Кибернетика - наука об общих закономерностях процессов уп­равления и передачи информации в технических, биологических и социальных системах. Её основателем яв­ляется американский математикН. Винер (1894-1964), выпустивший в 1948 году книгу "Кибернетика, или управление их связь в животном и машине". Своё название новая наука получила от древнегреческого слова "кибернетес", что в переводе означает "управляющий", "руле­вой", "кормчий". Основной интерес этой науки широкий класс как живых, так и неживых систем.

Со сложными системами управления человек имел дело задолго до кибернетики (управление людьми, машинами; наблюдал регуляционные процессы у живых организмов и т.д.). Но кибернетика выделила общие закономерности управления в различных процессах и системах, а не их специфику. В «докибернетический» период знания об управлении и организации носили «локальный» характер, т.е. в отдельных областях. Так, еще в 1843 г. польский мыслитель Б. Трентовский опубликовал малоизвестную в настоящее время книгу «Отношении философии к кибернетике как искусству управления народом». В своей книге «Опыт философских наук» в 1834 году известный физик Ампер дал классификацию наук, среди которых третьей по счету стоит кибернетика – наука о текущей политике и практическом управлении государством (обществом)[1] .

Эволюция представления об управлении происходила в форме накопления, суммирования отдельных данных. Кибернетика рассматривает проблемы управления на устойчивом фундаменте, вводя в науку новые теоретические «заделы»,новый понятийный, категориальный аппарат. В общую кибернетику обычно включают теорию информации теорию алгоритмов, теорию игр и теорию автоматов, техническую кибернетику.

Техническая кибернетика - отрасль науки, изучающая технические системы управления. Важнейшие направления исследований разработка и создание автоматических и автоматизированных систем управления, а также автоматических устройств и комплексов для передачи, переработки и хранения информации.

К основным задачам кибернетики относятся:

1) установление фактов, общих для управляемых систем или для некоторых их совокупностей;

2) выявление ограничений, свойственных управляемым системам. и установление их происхождения;

3) нахождение общих законов, которым подчиняются управляе­мые системы;

4) определение путей практического использования установлен­ных фактов и найденных закономерностей1 .

«Кибернетический» подход к системам характеризуется рядом по­нятий. Основные понятия кибернетики:управление, управляющая си­стема, управляемая система, организация, обратная связь, алгоритм, модель, оптимизация, сигнал и др. Для систем любой природы понятие "управление" можно определить следующим образом: управление - это воздействие на объект, выбранное на основании имеющейся для этого информации из множества возможных воздействий, улучшаю­щее его функционирование или развитие. У управляемых систем все­гда существует некоторое множество возможных изменений, из кото­рого производится выбор предпочтительного изменения. Если у сис­темы нет выбора, то не может быть и речи об управлении.

Есть существенная разница между работой дачника, орудующе­го лопатой, и манипуляциями регулировщика движения на пере­крестке улиц. Первый оказывает на орудие силовое воздействие, вто­рой - управляет движением автомобилей. Управление - это вызов из­менений в системе или перевод системы из одного состояния в другое в соответствии с объективно существующей или выбранной целью.

Управлять - это и предвидеть те изменения, которые произойдут в системе после подачи управляющего воздействия (сигнала, несущего информацию). Всякая система управления рассматривается как един­ство управляющей системы (субъекта управления) и управляемой си­стемы - объекта управления. Управление системой или объектом всегда происходит в какой-то внешней среде. Поведение любой управля­емой системы всегда изучается с учетом ее связей с окружающей сре­дой. Поскольку все объекты, явления и процессы взаимосвязаны и влияют друг на друга, то, выделяя какой-либо объект, необходимо учитывать влияние среды на этот объект и наоборот. Свойством уп­равляемости может обладать не любая система. Необходимым усло­вием наличия в системе хотя бы потенциальных возможностей уп­равления является ее организованность.

Чтобы управление могло функционировать, то есть целе­направленно изменять объект, оно должно содержать четыре необхо­димых элемента:

1. Каналы сбора информации о состоянии среды и объекта.

2. Канал воздействия на объект.

3. Цель управления.

4. Способ (алгоритм, правило) управления, указывающий, каким образом можно достичь поставленной цели, располагая информаци­ей о состоянии среды и объекта.

Понятие цели и целенаправленности. Основатель кибернетики

Н. Винер писал, что "действие или поведение допускает истолкование как направленность на достижение некоторой цели, т.е. некоторого ко­нечного состояния, при котором объект вступает в определенную связь в пространстве и во времени с некоторым другим объектом или собы­тием"1 . Цель определяется как внеш­ней средой, так и внутренними потребностями субъекта управления. Цель должна быть принципиально достижимой, она должна соответ­ствовать реальной ситуации и возможностям системы (управляющей и управляемой).За счет управляющих воздействий управляемая сис­тема может целенаправленно изменять свое поведение. Целенаправ­ленность управления биологических управляемых систем сформиро­вана в процессе эволюционного развития живой природы. Она означает стремление организмов к их выживанию и размножению. Целе­направленность искусственных управляемых систем определяется их разработчиками и пользователями.

Понятие обратной связи. Управление по "принципу обратной свя­зи". Если между воздействием внешней среды и реакцией системы устанавливается связь, то мы имеем дело с обратной связью. Прин­цип обратной связи характеризует информационную и простран­ственно-временную зависимость в кибернетической системе. Если по­ведение системы усиливает внешнее воздействие, то мы имеем дело с положительной обратной связью, а если уменьшает, то с отрицатель­ной обратной связью. Понятие обратной связи имеет отношение к цели управления. Поведение объекта управляется величиной ошибки в по­ложении объекта по отношению к стоящей цели.

Понятие информации. Управление - информационный процесс. Иинформация - "пища", "ресурс" управления. Поэтому кибернетика есть вместе с тем наука, об информации, об информационных системах и процессах. Самый исходный смысл термина "информация" свя­зан со сведениями, сообщениями и их передачей. Бурное развитие в нашем веке телефона, телеграфа, радио, телевидения и других средств массовой коммуникации потребовало повышения эффективности про­цессов передачи, хранения и переработки передаваемых сообщении информации. "Докибернетическое" понятие информации связано с совокупностью сведений, данных и знаний. Оно стало явно непонятным, неопределенным с возникновением кибернетики. Понятие ин­формации в кибернетики уточняется в математических "теориях ин­формации". Это теории статистической, комбинаторной, топологи­ческой, семантической информации2 .

mirznanii.com


Видеоматериалы

24.10.2018

Опыт пилотных регионов, где соцнормы на электроэнергию уже введены, показывает: граждане платить стали меньше

Подробнее...
23.10.2018

Соответствует ли вода и воздух установленным нормативам?

Подробнее...
22.10.2018

С начала года из ветхого и аварийного жилья в республике были переселены десятки семей

Подробнее...
22.10.2018

Столичный Водоканал готовится к зиме

Подробнее...
17.10.2018

Более 10-ти миллионов рублей направлено на капитальный ремонт многоквартирных домов в Лескенском районе

Подробнее...

Актуальные темы

13.05.2018

Формирование энергосберегающего поведения граждан

 

Подробнее...
29.03.2018

ОТЧЕТ о деятельности министерства энергетики, ЖКХ и тарифной политики Кабардино-Балкарской Республики в сфере государственного регулирования и контроля цен и тарифов в 2012 году и об основных задачах на 2013 год

Подробнее...
13.03.2018

Предложения организаций, осуществляющих регулируемую деятельность о размере подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на 2013 год

Подробнее...
11.03.2018

НАУЧИМСЯ ЭКОНОМИТЬ В БЫТУ

 
Подробнее...

inetpriem


<< < Ноябрь 2013 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

calc

banner-calc

.