Деревянные опоры ЛЭП: производство, вес, срок службы, правила монтажа. Опоры лэп
КЛАССИФИКАЦИЯ ОПОР ЛЭП ПО ОБЩЕМУ ВИДУ
Это классификация не совсем официальная (некоторые названия, вроде «метапортальных», «пирамидальных» и т.д. в офиц. литературе не встречаются). Во многих старых справочниках, в главах посвящённых разделению опор по внешнему виду, информация поверхностная, например, там зачастую выделены только А-образные, П-образные, столбовые, АП-образные мачты. Об остальных ни слова. Вот и появилась необходимость в моей собственной классификации, так сказать, для личного пользования, но возможно, она будет интересна и вам. В её основе, разделение всех опор на классы, семейства, роды, виды и подвиды (т.е. модификации) по внешнему виду. Ниже представлена лишь обзорная классификация (в основном только классы).
Класс: «Башенные решётчатые опоры»Классические, самые распространенные из всех опор ЛЭП высокого напряжения. Могут иметь от одного до 9-ти параллельных траверс, и применятся для одно- двух- или многоцепных ЛЭП. Все башенные опоры решётчатые объединяет общая черта – их ствол сужается от базы к верхушке. Подразделяются на два семейства:-Широкоствольные решётчатые (если основание мачты шире товарного вагона,). Это самые распространенные опоры. Могут быть одноцепными («Крымского типа»), двухцепные (типа «Бочка») и многоцепные («комби»)
Узкоствольные решётчатые (соответственно их основание уже товарного вагона). Класс: «Портальные опоры»Семейство: Ортопортальные Опоры из металла, дерева или железобетона (см. также семейство «П-образные столбовые»), напоминающие букву «П» либо букву «Н», имеющие два основания и общий траверс(ы). Пользуются особо широким распространением на ЛЭП 330-750 кВ. Как правило, одноцепные.Семейство: Метапортальные опоры Анкеры, иногда напоминающие букву «m». От обычных ортопопортальных отличаются тем, что имеют более двух оснований. Самая широкая разновидность метапортальных опор – подстанционные порталы (офиц. термин) – это конструкции, устанавливаемые перед началом линий, на электроподстанциях.
Семейство: Протопортальные Зачастую это архаичные, одноцепные опоры, у которых портал ещё окончательно не сформировался. Имеется сросток между стенками портала. Применялись с 30-х годов. Для некоторых таких опор характерно подобие двух букв «Х» стоящих друг на друге, если смотреть на мачту в анфас. Типичные представители – анкер АС и опоры «Свирского типа» (30-е годы), специальная опора АС-40В и т.п.Класс: «АП-образные опоры»Одноцепные опоры, созданные при помощи сварных металлических труб, МГС либо дерева, в профиль напоминающие букву «А», в анфас букву «П». Сечение труб в этих опорах может достигать 1300 мм, а высота может быть свыше 80 м. На фото пример такой трубчатой опоры при переходе линии 330кВ через Днепр, на Украине. Внутри её стоек, находятся лестницы для подъёма на вершину, а всего опора имеет четыре колена высотой 21 метр каждый (они окрашены в разные цвета), общая высота мачты около 85 метров. Подробнее можно прочитать тут - http://io.ua/s93360.Класс: «Пирамидальные опоры»(офиц. термин - трехстоечные раздельностоящие решётчатые опоры)Трёхстоечные решётчатые опоры, как правило, стоят на поворотах и переходах ЛЭП 500кВ и 750кВ, используются в качестве анкерных (фото).
Класс: «Л-образные (качающиеся) опоры»Представляют собой плоские Л-образные решётчатые конструкции, шарнирно сочленённые с двумя фундаментами. Наверху опоры – траверса для крепления 4-х несущих тросов, удерживающих опору в вертикальном положении. Ниже расположены ещё три (реже две) траверсы, для подвеса проводов. Л-образные вышки применялись, в частности, как переходные для двух цепей ВЛ 110кВ или 220 кВ. Их применение позволило сэкономить металл и упростить фундамент. Такие опоры было целесообразно применять в заливаемых водою территориях при половодье. Особенности конструкции не дали этим опорам получить широкое распространение.Класс: «Y-образные опоры» («рюмки»)Одноцепные мачты напоминающие букву «Y» или рюмку. Существуют разных типов и применяются достаточно давно и у нас и заграницей, в том числе в качестве переходных (например, ПС-101). Всегда выполнены из металла, обычно решётчатые, реже состоят из многогранных гнутых стоек.
Класс: «Дельтавидные опоры»Одноцепные решётчатые опоры, всегда имеющие широкую базу, а верхушкой они напоминает Y-образные мачты. Широко распространены на Западе (особенно в США). На фото пример дельтавидной опоры ЛЭП в Швейцарии, с железобетонными антилавинными «штанами».
Класс: «Столбовые опоры» (т.е. не решётчатые)Это опоры, в основе которых деревянные, металлические либо железобетонные столбы. Существуют одностоечные и портальные. Семейство: Одностоечные столбовые опоры Одностоечные опоры из железобетона – самые широко распространенные промежуточные опоры ЛЭП на напряжениях 35-220 кВ. Относительно недавно получил распространение прогрессивный тип металлических одностоечных столбовых опор – с применением МГС. Если говорить точнее, то в США такие опоры применяются довольно давно, а в СНГ они только начинают завоёвывать популярность. Применение МГС позволило создавать столбовые многоцепные опоры.
Семейство – Портальные (П-образные) столбовыеПортальные столбовые опоры состоят из двух столбов (деревянных, железобетонных или МГС) скреплённых общей траверсой. Особое распространение у нас получили столбовые одноцепные портальные ж-б опоры ПВС для линий 220 и 330 кВ. Разновидность портальных столбовых опор – «высоковольтные ворота» (опоры с ригелем из железобетона). Часто они имеют более двух стоек в основании и используются в качестве подстанционных порталов. Семейство – Раздельностоящие столбовыеВ отличие от портальных столбовых, не скреплены общей траверсой. Каждая из этих опор поддерживает лишь одну фазу ЛЭП, встречаются редко, в основном на 500кВ.Класс: V-образные Промежуточные поры с оттяжками, применяемы на трассах ЛЭП 330-1150кВ, к примеру, опоры типа «Набла» для 750 кВ. Напоминают перевернутый треугольник - наблу. Исключительно одноцепные.
Класс: Опоры типа «Кошка» Весьма интересные оригинальные опоры, пользуются большой популярности в странах западной Европы, особенно во Франции.
Нестандартные опорыК ним относятся различные не классифицируемые выше, нестандартные опоры и экзотика, например многочисленные декоративные опоры. Это очень обширная тема, поэтому требует отдельного описания.
Надеюсь, эта подборка заинтересует вас этой темой). Если заинтересовала, то добро пожаловать на фотогалерею ЛЭП «PowerLiner» www.novoklimov.io.ua Тут вы сможете увидеть более 2300 фото снимков ЛЭП и подстанций России и Украины.Буду также рад видеть Вас на своём блоге, посвящённом хайвольтаж-трэвеллингуwww.novoklimov.blogspot.com
novoklimov.livejournal.com
Опоры воздушных линий электропередач
Опоры ВЛ делятся на анкерные и промежуточные. Опоры этих двух основных групп различаются способом подвески проводов. На промежуточных опорах провода подвешиваются с помощью поддерживающих гирлянд изоляторов. Опоры анкерного типа служат для натяжения проводов, на этих опорах провода подвешиваются с помощью подвесных гирлянд. Расстояние между промежуточными опорами называется промежуточным пролетом или просто пролетом, а расстояние между анкерными опорами — анкерным пролетом.
1. Анкерные опоры предназначены для жесткого закрепления проводов в особо ответственных точках ВЛ: на пересечениях особо важных инженерных сооружений (например, железных дорог, ВЛ 330—500 кВ, автомобильных дорог шириной проезжей части более 15 м и т. д.), на концах ВЛ и на концах прямых ее участков. Анкерные опоры на прямых участках трассы ВЛ при подвеске проводов с обеих сторон от опоры с одинаковыми тяжениями в нормальных режимах работы ВЛ выполняют те же функции, что и промежуточные опоры. Но анкерные опоры рассчитываются также и на восприятие значительных тяжений по проводам и тросам при обрыве части из них в примыкающем пролете. Анкерные опоры значительно сложнее и дороже промежуточных и поэтому число их на каждой линии должно быть минимальным.
В наихудших условиях находятся концевые анкерные опоры, устанавливаемые при выходе линии с электростанции или на подходах к подстанции. Эти опоры испытывают одностороннее тяжение всех проводов со стороны линии, так как тяжение проводов со стороны портала подстанции незначительно.
2. Промежуточные прямые опоры устанавливаются на прямых участках ВЛ для поддержания провода в анкерном пролете. Промежуточная опора дешевле и проще в изготовлении, чем анкерная, так как благодаря одинаковому тяжению проводов по обеим сторонам она при необорванных проводах, т. е. в нормальном режиме, не испытывает усилий вдоль линии. Промежуточные опоры составляют не менее 80—90 % общего числа опор ВЛ.
3. Угловые опоры устанавливают в точках поворота линии.
Кроме нагрузок, воспринимаемых промежуточными прямыми опорами, на угловые опоры действуют также нагрузки от поперечных составляющих тяжения проводов и тросов. Чаще всего при углах поворота линий до 20° применяют угловые опоры анкерного типа (см. рис. 1.). При углах поворота линии электропередачи более 20° вес промежуточных угловых опор значительно возрастает.
Рис. 1. Схема анкерного пролета ВЛ и пролета пересечения с железной дорогой.
4. Деревянные опоры широко применяют на ВЛ до 110кВ включительно. Разработаны деревянные опоры также и для ВЛ 220 кВ, но они не нашли широкого распространения. Достоинства этих опор — малая стоимость (в районах, располагающих лесными ресурсами) и простота изготовления. Недостаток — подверженность древесины гниению, особенно в месте соприкосновения с почвой. Эффективное средство против гниения — пропитка специальными антисептиками.
Опоры делают в большинстве случаев составными. Нога опоры состоит из двух частей длинной (стойки) и короткой (пасынка ). Пасынок соединяют со стойкой двумя бандажами из стальной проволоки. Анкерные и промежуточные угловые опоры для ВЛ 6—10 кВ выполняются в виде А-образной конструкции.
Промежуточная опора представляет собой портал, имеющий две стойки с ветровыми связями и горизонтальную траверсу. Анкерные угловые опоры для В Л 35—110 кВ выполняются в виде пространственных А—П-образных конструкций.
5. Металлические опоры (стальные), применяемые на линиях электропередачи напряжением 35 кВ и выше, достаточно металлоемкие и требуют окраски в процессе эксплуатации для защиты от коррозии. Устанавливают металлические опоры на железобетонных фундаментах. Наиболее распространенная конструкция опоры 500 кВ — портал на оттяжках (рис.2). Для линии 750 кВ применяются как портальные опоры на оттяжках, так и V-образные опоры типа «Набла» с расщепленными оттяжками. Для использования на линиях 1150 кВ в конкретных условиях разработан ряд конструкций опор — портальные, V-образные, с вантовой траверсой. Основным типом промежуточных опор для линий 1150 кВ являются V-образные опоры на оттяжках с горизонтальным расположением проводов (рис.2). Линию постоянного тока напряжением 1500 (±750) кВ Экибастуз—Центр проектируют на металлических опорах (рис.2).
Рис.2. Металлические опоры:
а — промежуточная одноцепная на оттяжках 500 кВ; б — промежуточная V-образная 1150 кВ; в — промежуточная опора ВЛ постоянного тока 1500 кВ; г — элементы пространственных решетчатых конструкций
6. Железобетонные опоры долговечнее деревянных, требуют меньше металла, чем металлические, просты в обслуживании и поэтому широко применяются на ВЛ до 500 кВ включительно. Проведена унификация конструкций металлических и железобетонных опор для ВЛ 35—500 кВ. В результате сокращено число типов и конструкций опор и их деталей. Это позволило серийно производить опоры на заводах, что ускорило и удешевило сооружение линий.
Типы опор
Следующая >Используемые проводники |
xn----8sbnaarbiedfksmiphlmncm1d9b0i.xn--p1ai
производство, вес, срок службы, правила монтажа
Использование древесного материала в обустройстве коммуникационной инфраструктуры оправдывает себя по многим параметрам. Одним из ключевых факторов такого выбора для многих пользователей является низкая цена. Дешевые столбы сами по себе обходятся недорого и в процессе эксплуатации практически не требуют вложений в техническое обслуживание. Такое решение облегчает и эксплуатацию линий электропередач (ЛЭП) в суровых погодных условиях. Натуральный материал противостоит и заморозкам, и шквальному ветру, а также не подвергается разрушению под действием влаги. С другой стороны, деревянные опоры ЛЭП имеют и немало минусов, которые заключаются по большей части в скромных показателях прочности. Так или иначе, есть немало организаций, занимающихся обслуживанием электросетей, которые делают ставку именно на эту разновидность опор.
Подготовка древесного сырья для опор
В качестве основы для столбов, поддерживающих линии электропередач, выбираются цельные массивы преимущественно хвойных пород. Как правило, благодаря высоким показателям прочности и стойкости к внешним воздействиям для таких нужд подбирают сосну или пихту. Иногда используются и лиственничные бревна. Независимо от выбранных пород каждая заготовка подвергается тщательному обследованию на предмет поражения грибками и насекомыми. Это важно для последующего поддержания оптимальных технико-эксплуатационных показателей. В зависимости от технологии, по которой будет осуществляться изготовление деревянных опор ЛЭП, первичная обработка основы может предусматривать операции лущения и окорки. При помощи специальных станков бревна подвергаются переработке, в процессе которой снимается верхний слой, чтобы в дальнейшем он не препятствовал проникновению защитной пропитки.
Технология изготовления опор
Основной этап производства опорных бревен все же предполагает выполнение механической обработки с целью формирования технологических проемов с отверстиями. Горизонтальные торцы защищают при помощи специальных паст уже на стадии базовой доработки. При необходимости исправляются имеющиеся зарубы, отколы и затесы – их можно устранять при условии, если глубина составляет не больше 10% от диаметра заготовки. Для соблюдения точности в процессе механической обработки производство деревянных опор ЛЭП на некоторых предприятиях предусматривает использование специальных шаблонов. По ним, к примеру, сверяются параметры затесов и зарубок.
Далее начинается этап сушки, который подготавливает древесину к пропитке. Согласно нормативам, защитные средства можно наносить только при условии, что влажность массива составляет не более 28%. Окоренные бревна просушиваются в специальных термических камерах, которые отличаются необычной конструкцией. Дело в том, что в таких агрегатах горячие воздушные потоки не направляются на заготовку, а циркулируют вокруг нее. Таким образом, не допускается растрескивание и перегрев материала.
Пропитка опор
Использование специальных пропиток ставит целью обеспечение защиты древесины от гниения, разрушения структуры и в целом утраты эксплуатационных свойств перед внешними воздействиями. В частности, защитные составы оберегают деревянные опоры ЛЭП от поражения грибком, разъедания насекомыми и развития плесени. Такую защиту, к примеру, обеспечивает антисептический водорастворимый препарат из семейства ССА. Данное средство отличается повышенной эффективностью и экологической безопасностью, что и сделало его одним из самых распространенных видов пропиток.
На первой стадии, после нанесения, формируется в некотором роде вакуум, способствующий выведению из древесных пор лишней влаги. В дальнейшем активные компоненты состава растворяются по всей структуре дерева, укрепляя ее и образуя защитный барьер.
Размеры и вес
Существует несколько категорий опорных столбов, которые обуславливают различия в типоразмерах. Так, начальный уровень – это бревна длиной 9,5 м, которые имеют в диаметре 160 мм. Масса такой заготовки составляет 200 кг. Далее следуют опоры средней прочности, которые могут достигать в длину 11 м, их диаметр составляет уже 210 мм, а масса – 300 кг. Наиболее мощные конструкции с точки зрения способности выносить физические нагрузки позволяет сооружать деревянная опора ЛЭП, вес которой достигает 400 кг. При этом длина остается той же, что и в случае со столбами средней прочности, – 11 м. Зато диаметр такой опоры увеличивается до 240 мм.
Эксплуатационный срок
В зависимости от технологии производства срок эксплуатации в среднем может варьироваться от 10 до 20 лет. Это именно средний коридор, поскольку встречаются и бревна, рабочий ресурс которых не превышает 5 лет, а также высокопрочные конструкции, сохраняющие первоначальные свойства и через 50 лет. Как правило, гарантийный срок службы деревянных опор ЛЭП не превышает 10 лет. На практике же чаще всего обычные столбы такого типа используются 5-7 лет. Столь короткий срок обуславливается отсутствием должного содержания объекта или же тем, что на этапе изготовления вовсе не применялась специальная пропитка. К слову, в зависимости от характеристик защитных средств рабочий срок опоры может продлиться на 4-6 лет. Современные препараты действуют и до 15 лет. Впрочем, многое зависит и от того, насколько правильно была выполнена техника обработки составом.
Контроль качества
В процессе изготовления опоры проходят несколько этапов контроля качества. Первый предусматривает обследование элемента будущей линии электропередач на предмет геометрической точности. После этого заготовка отправляется на сушку. Перед пропиткой материал проверяют на показатель влажности, который не должен превышать 28%. Далее предусматриваются контрольные проверочные мероприятия, в ходе которых определяются характеристики защитного средства, которым обрабатывались деревянные опоры ЛЭП. Правила монтажа требуют, чтобы на место установки материал доставлялся с оптимально пропитанной структурой. Для соблюдения этого условия технологи оценивают глубину пропитки, а на основе результатов анализа формируется соответствующий сертификат качества.
Сборка арматуры
В процессе сборочных мероприятий выполняется оснащение опоры функциональной оснасткой, которая потребуется при подключении к линии электропередач. План монтажных мероприятий обычно предусматривает выполнение разметки мест расположения крюков, создание отверстий для крюков и непосредственную инсталляцию арматуры с изоляторами. Точки размещения крюков размечаются с помощью шаблона, который может быть выполнен из куска алюминиевой прямоугольной шины. Как правило, монтаж деревянных опор ЛЭП с применением сверления выполняется на специальных станках в заводских условиях. Это обеспечивает высокую точность работ и соответствующее качество. Однако при транспортировке собранная конструкция может повредиться, поэтому обработку заготовки с монтажными действиями иногда проводят прямо на месте установки. В этом случае используется аккумуляторный электроинструмент в виде шуруповертов с функцией сверла.
Техника установки
Чаще всего установка выполняется с применением бурильно-крановых машин. Лишь в некоторых случаях при работе с тяжеловесными или габаритными конструкциями предусматривается задействование тракторных кранов. На месте установки в первую очередь формируется яма, в которую будет установлен столб. Ее необходимо тщательно утрамбовать, при необходимости выполнить дренаж и покрыть специальными изоляторами. Далее выполняется непосредственная установка деревянных опор ЛЭП с помощью техники. Рабочие органы крана или бурильно-крановой машины фиксируют подготовленный столб, после чего перемещают его в яму. Но это относится к легковесным опорам, высота которых не превышает 10 м. Тяжелые бревна устанавливаются в котлованы с бетонными приставками – это своего рода фундамент, в котором производится механическая фиксация столба.
Производители опор
В России достаточно широко представлена продукция в виде комплектующих и расходных материалов для оснащения линий электропередачи. Одним из крупнейших представителей этой ниши является «Котельничский мачтопропиточный завод». Данное предприятие более 30 лет занимается изготовлением качественных деревянных столбов, а в последние годы успешно переходит на высокотехнологичное автоматизированное изготовление продукции. Впрочем, обновлением мощностей занимаются многие производители деревянных опор ЛЭП в России, среди которых также выделяются предприятия «ОСМК» и «ПрофТрейд». Если первый упомянутый изготовитель ориентируется конкретно на выпуск опор, то в ассортименте этих компаний также можно найти арматурные компоненты, изоляционные материалы и вспомогательные элементы специально под характеристики конкретных опор.
Железобетонные конструкции как альтернатива
Сразу надо отметить, что с точки зрения эксплуатации выгоднее использовать железобетонные конструкции. Они надежнее по всем техническим параметрам, но, конечно, стоят значительно дороже. В свою очередь, деревянные опоры ЛЭП даже в лучших исполнениях могут лишь приближаться по характеристикам к железобетонным конструкциям с тем или иным успехом. Данный материал и при условии качественной пропитки не сможет прослужить столько же, сколько бетонная конструкция. Тем не менее, низкий срок службы компенсируется стоимостью. Регулярная замена столбов с интервалами минимум в 5 лет вполне укладывается в смету на использование железобетонных аналогов.
Заключение
Деревянные опоры, предназначенные для организации линий электропередач, подтверждают ценность природного стройматериала. Даже современные пластики на основе стекловолокна не способны заменить такие столбы. Конечно, это не значит, что деревянные опоры ЛЭП выигрывают у композитов в показателях прочности и защищенности от внешних разрушающих воздействий. Более того, то же стекловолокно по целому ряду характеристик опередит и бетонные конструкции. Но если оценивать материалы в совокупности качеств, то древесина оказывается практичнее. Ее проще обрабатывать, производить, осуществлять доставку и выполнять с ней монтажные операции.
fb.ru
Монтаж опор линий электропередачи
Строительные машины и оборудование, справочник
Категория:
Монтаж строительных конструкций
Монтаж опор линий электропередачиОпоры линий электропередачи (ЛЭП) по назначению и положению на траосе разделяют на промежуточные, которые лишь поддерживают провода, и анкерные, основное назначение которых — восприятие натяжения проводов и тросов. Анкерные опоры бывают угловые, располагаемые в точках поворота трассы ЛЭП, и концевые, устанавливаемые в начале и в конце трассы. Опоры изготовляют стальные (на напряжение 330—500 кв), железобетонные (на напряжение 110—500 кв и менее) и деревянные (на напряжение 110—220 кв и менее). Высота опор на трассах ЛЭП напряжением 110— 500 кв с относительно спокойным рельефом местности составляет 15—30 м, а при большой разности отметок, например в местах переходов через реки, поймы, водохранилища, ущелья, железные дороги, автострады, каналы и др., достигает 93,5 м.
Опоры ЛЭП часто устанавливают в местах, удаленных от населенных пунктов, железных и автомобильных дорог, что осложняет транспортирование и монтаж. В этих условиях особенно важно использовать все средства индустриализации строительства: применять сборные железобетонные фундаменты; укрупнять на заводах или на центральных складах элементы опор до пределов грузоподъемности кранов, транспортных средств и допускаемых габаритов; применять специальные приспособления при перевозке опор, а также для их сборки перед подъемом; механизировать процессы, связанные с установкой опор в проектное положение.
Монтаж сборных фундаментов. Сборные железобетонные фундаменты применяют под опоры любой линии электропередачи; лишь фундаменты опор при переходах через судоходные реки и опор на болотах выполняют из монолитного железобетона.
Сборные фундаменты под опоры монтируют при помощи автомобильных и гусеничных кранов. В зависимости от массы фундаментов и состояния проездов используют автомобильные краны грузоподъемностью 6,3—10 г; краны-трубоукладчики и др.
Для обеспечения правильного положения всех четырех фундаментов под широкобазовые опоры применяют инвентарный шаблон в виде жесткой рамы из уголковой стали с отверстиями, соответствующими расположению анкерных болтов на фундаментах. Шаблон накладывают при помощи крана сразу на все опущенные в котлованы фундаменты опоры, ориентируя его положение относительно оси линии электропередачи по рискам. После этого каждый фундамент передвигают краном так, чтобы все болты вошли в отверстия рамы. Шаблон снимают после окончательной выверки фундаментов и засыпки котлованов не менее чем на половину их глубины. При монтаже опор методом поворота фундаменты необходимо усиливать установкой временных упоров между верхней частью стоек и плотным грунтом для обеспечения их устойчивости при восприятии горизонтальных монтажных усилий.
Монтаж стальных опор. Стальные опоры ЛЭП изготовляют преимущественно сварными пространственными секциями. В зависимости от условий транспортирования эти секции могут быть укрупнены на сборочных площадках и в целом виде (с траверсами или без них) перевозиться к месту установки. Если условия перевозки (ширина дорог, проездов, грузоподъемность транспортных средств) не позволяют транспортировать опоры секциями, их изготовляют из отдельных деталей, которые транспортируют в пакетах и собирают на болтах у мест установки.
Сборку опор производят при помощи автомобильных или гусеничных кранов: выкладывают укрупняемые части, соединяют их на сборочных болтах, предусмотренных проектом, и выверяют собранную конструкцию. Если же на заводе-изготовителе производят контрольную сборку, соединение частей у мест монтажа (на пикете) выполняют на проектных болтах без сборочных. В собранных опорах, кроме геометрических размеров, проверяют: симметричность расположения подкосов по отношению к оси опоры; перпендикулярность траверс оси опоры; расположение осей подкосов и оси опоры в одной плоскости, перпендикулярной оси траверсы.
Опоры высотой до 50 м устанавливают преимущественно при помощи гусеничных или тракторных стреловых кранов; застропив опору несколько выше центра тяжести, ее устанавливают обычным способом. Чтобы снизить центр тяжести опоры, к ее нижней части можно прикрепить тяжелые инвентарные плиты.
Опоры больших размеров и массы поднимают при помощи падающей стрелы, используя тяговую и тормозную лебедки, однако при этом требуются многорольные полиспасты со сложным комплексом блоков, тросов и якорей. Более целесообразно применение совместно гусеничных кранов для подъема и тракторов для тяги и торможения, что значительно упрощает работу и сокращает ее продолжительность. При этом опору поднимают краном, устанавливают в наклонное положение, определяемое параметрами крана, и затем доводят ее до проектного положения тракторами.
Рис. 1. Схема монтажа опор гусеничным краном
Рис. 2. Схема подъема опоры при помощи падающей стре-. лы: а — первоначальное положение; б — промежуточные и конечные положения; в — диаграмма усилий в начале подъема; 1 — подъемная лебедка; 2 — якорь полиспаста; 3 — подъемный полиспаст; 4 — стрела; 5 — тяговый трос; 6 —тормозная лебедка; 7 — тормозной трос
В положении II стрела выходит из работы, подъемный и тяговый тросы располагаются на одной прямой, усилие в стреле S2 будет равно нулю.
В положении III центр тяжести опоры будет находиться на вертикали, проведенной через ось шарнира А. Из положения III опора может поворачиваться только под действием своей массы; при этом подъемный механизм выключается и включается в работу тормозной трос. Возникающие при подъеме усилия в стреле 5, тяговом тросе Т и подъемном тросе D определяют графическим методом. Наибольшие значения эти усилия имеют в начальный момент подъема.
Рис. 3. Схема монтажа опор линий электропередачи безъякорным методом: 1 — тяговой канат; 2 — нижние расчалки; 3 — верхние расчалки; 4 — подъемный полиспаст; 5 — вспомогательная мачта; 6 — положение опоры при сборке; 7 — трактор
При подъеме опор в элементах такелажа вследствие рывков и сотрясений возникают динамические усилия, учитываемые коэффициентом, значение которого зависит от применяемых монтажных средств: при лебедке и полиспасте значение этого коэффициента принимают равным 1,1; то же, без полиспаста—1,2; при тракторе или автомашине и полиспасте — 1,3; то же, без полиспаста — 1,4. При массе опор до 10 т применяют мачтовые падающие стрелы, а при большей массе — Л-образные. Мачтовые стрелы расчаливают в направлении, перпендикулярном подъему. Опоры линий электропередачи монтируют также безъякорным методом (рис. 3). В этом случае вспомогательную мачту устанавливают внутри опоры и крепят за ее башмаки двумя расчалками. После подъема опоры в положение, при котором центр ее тяжести располагается над осью установленных на башмаках поворотных шарниров, опору удерживают от опрокидывания при помощи тормозной расчалки, прикрепленной к трактору. При такой схеме подъема горизонтальные усилия, передаваемые от опоры на фундамент, незначительны и поэтому не требуется дополнительного раскрепления столбчатых фундаментов.
В тех случаях, когда внутрь опоры нельзя установить вспомогательную мачту, применяют монтажные порталы.
Перед подъемом ноги широкобазовых опор понизу скрепляют связями, образующими временную жесткую диафрагму, и усиливают в местах привязки тросов путем постановки временных бревенчатых распорок. В начале подъема тяжелых опор, требующего максимальных усилий, тяга создается путем совместной работы двух (иногда трех) тракторов, причем после подъема опоры на 50— 60° один из тракторов переходит на торможение. При установке тяжелых промежуточных опор применяют два совместно работающих трактора С-100; при установке анкерных опор — три трактора и угловых опор — четыре трактора.
Полностью собранную промежуточную портальную опору поднимают при помощи А-образной падающей стрелы и двух тракторов С-100. При подъеме опоры с оттяжками стойки ее крепят к фундаментам (подножникам) съемными шарнирами со встроенными домкратами. В последней стадии подъема пята опоры располагается выше штырей под-ножников. При помощи домкрата пята опускается на штырь подножника, после чего шарнир удаляют.
Анкерно-угловые опоры устанавливают тремя-четырьмя тракторами, два из которых в конце подъема переводят на торможение. Поднимают и крепят решетчатые подкосы таких опор после установки опоры. Окончательно крепят опору после выверки ее положения. К установке опор целесообразно приступать только после устройства всех фундаментов и сборки опор на определенном участке трассы, без пропусков, так как возвращение на пропущенные пикеты приводит к большим затратам труда и времени.
Переходные опоры большой высоты и массы монтируют методом наращивания; секции собирают в вертикальном положении ползучим краном, вертолетом или при помощи монтажной мачты.
Рис. 4. Съемный шарнир с домкратом для подъема продольной опоры линий электропередачи 400 кв\ 1 — конечное положение опоры; 2 — подвижная часть шарнира; 3— встроенный домкрат; 4 — исходное положение опоры; 5 — штырь; в — неподвижная часть шарнира; 7 — подножник
На рис. 5 показана схема монтажа переходной опоры высотой 58 м, массой 45 г методом посекционного наращивания при помощи ползучего крана. Первые две секции опоры устанавливают стреловым краном. Этим же краном и полиспастом, закрепленным вверху второй смонтированной секции, устанавливают трубчатый ползучий кран с поворотной головкой. Третью и последующие секции монтирует ползучий кран, который последовательно перемещается на каждую из установленных секций самоподъемным устройством. Переходную опору высотой 70 м, массой 320 т на ЛЭП 400 кв Куйбышев — Москва монтировали методом наращивания секций с применением переставной монтажной мачты высотой 30 м (так же, как на рис. 144). Траверсу опоры массой 45 т, полностью собранную на земле, поднимали двумя кранами с качающимися стрелами.
До монтажа опоры в центре ее краном устанавливали монтажную мачту; затем этим же краном монтировали первую секцию опоры, производили укрупнительную и контрольную сборки секций. Монтажную мачту последовательно переставляли на каждую готовую секцию для монтажа следующей. Опорой для мачты служила специальная балка, закрепляемая на распорках секции. С этой балкой мачта соединялась посредством шкворня и двух горизонтальных шарниров, благодаря чему свободно поворачивалась в горизонтальной и вертикальной плоскостях.
Верх мачты с поворотным «пауком» раскреплялся четырьмя вантами, направленными, к лебедкам, расположенным по осям опоры. Таким образом, мачта устанавливалась в любое положение, удобное для наводки и стыкования секций. С одной секции на другую мачту, опорную мачту и опорную балку поднимали полиспастом, закрепленным на специальной консоли. Последнюю устанавливали на верхних концах стоек секций до их подъема. Поднятую балку ставили на распорки секции. Подвесные подмости, состоящие из четырех отдельных площадок, поднимали четырьмя лебедками и устанавливали на наклонных гранях опоры по угловым стойкам, где сосредоточено большинство монтажных стыков.
Две трубчатые качающиеся стрелы, представляющие собой прямоугольный треугольник высотой 7,4 м, поднимали монтажной мачтой на ее последней стоянке. Затем их шарнирно крепили к специальным консолям на верху опоры и расчаливали четырьмя вантами. Кроме того, стрелы связывали между собой тросом, натяжение которого регулировали фаркопфом, и снабжали полиспастами. Перед подъемом обе стрелы наклоняли вперед. Траверсу, собранную у ног опоры вдоль ее параллельных стоек, стропили в двух местах, расположенных точно под монтажными стрелами. Во время подъема стрелы оставались неподвижно закрепленными, а траверса сдерживалась оттяжками.
Монтаж железобетонных опор. Грузят, транспортируют и разгружают железобетонные опоры с особой осторожностью: они более подвержены повреждению, чем стальные. Погрузку длинных стоек следует производить с применением монтажных траверс. При перевозке по железной дороге длинные стойки грузят на сцепы из трех платформ, причем жестко привязывают только к средней платформе; на крайних платформах стойки укладывают на деревянные подкладки без привязки с тем, чтобы обеспечить их скольжение на кривых участках, пути. При перевозке на автомобилях с полуприцепами в качестве подкладок применяют швеллеры.
Рис. 5. Схема монтажа переходной опоры высотой 58 м ползучим краном: а — установка двух первых секций; б —установка ползучего крана; в — установка секции краном; г — завершение монтажа; 1 — расчалки; 2 — полиспаст; 3 — ползучий кран; 4 — якорь; 5 — оттяжка
Железобетонные стойки опор, доставленные на пикет без траверс, соединяют со стальными траверсами посредством болтов. Болты пропускают через отверстия в уголках траверсы и через стальные трубки, заделанные в стойку при ее изготовлении. Крепление может осуществляться также стальными хомутами, охватывающими стойку.
При сборке анкерных плоскостных опор на тросовых оттяжках с двумя траверсами обе стойки и траверсы выкладывают на выровненной площадке у места установки. Затем стойки соединяют с траверсами и крепят концы оттяжек. Собранная таким образом опора обладает достаточной жесткостью для подъема ее целиком без применения временных связей между стойками.
Железобетонные опоры со стальными траверсами устанавливают на весу при помощи стреловых кранов. Опоры с более тяжелыми железобетонными траверсами поднимают трактором с падающей стрелой. В отличие от стальных опор концы подъемного троса при высоте железобетонной опоры 15 м и более закрепляют на стойке в двух местах — под верхней и нижней траверсами, чтобы уменьшить в ней монтажные усилия. В начале подъема низ опоры упирается в стенку котлована, благодаря чему нижний тормозной трос не требуется. Тормозные расчалки, необходимые в конце подъема, когда стрела выходит из работы, крепят к стойке под средней траверсой. Монтаж опор ЛЭП при помощи вертолетов. В труднопроходимых гористых, болотистых и лесных местностях, где устройство дорог, транспортирование опор ЛЭП, материалов к местам установки весьма сложны, экономически невыгодны или технически невозможны, оказалось целесообразным применение вертолетов не только для доставки деталей опор на пикеты, но н для их монтажа.
Для строительства ЛЭП в гористой, сильно пересеченной местности, покрытой густым высоким лесом в Крыму были использованы вертолеты грузоподъемностью 1,3 г с приспособлениями для подвески грузов. Опоры или секции доставляли вертолетом к месту установки подвешенными на стропах в горизонтальном положении и укладывали вблизи фундаментов при зависании и плавном опускании вертолета. Возникающая при этом слабина стропа позволяла быстро отцепить груз, и вертолет возвращался за следующим грузом. Элементы опор собирали на земле и крепили к фундаменту посредством инвентарного шарнира. При монтаже вертолет зависал над опорой, монтажники крепили свисающий с него строп к тяговой нитке полиспаста, и вертолет, набирая высоту, плавно поднимал опору методом поворота (рис. 6, а). Связь между вертолетом и монтажниками осуществлялась по радио или внутреннему переговорному устройству. Таким способом устанавливали опоры высотой до 22 м, масса которых примерно вдвое превышала грузоподъемность вертолета. Монтаж методом поворота вертолетами производят также посредством удлинения опоры временной монтажной стойкой (рис. 6, б). При этом отдельные секции опоры доставляют вертолетом к фундаменту, где производится ее сборка. Собранную опору устанавливают на инвентарный шарнир. Затем в опору заводят крестовину, а на верхушку опоры устанавливают стойку и крепят ее при помощи вант с винтовыми стяжками.
Рис. 6. Схемы монтажа конструкций опор при помощи вертолета: а — методом поворота; б — посредством временной монтажной стойки; 1 — фундамент; 2 — наземный якорь; 3 — полиспаст; 4 — опора; 5 — шарнир; 6 — крестовина; 7 — винтовые стяжки; S —ванты; 9 — монтажная стойка; 10 — шпальная клетка
Монтаж высоких опор (высота их достигает 93,5 м) осуществляют крупными блоками методом наращивания при помощи вертолета. Нижнюю часть опор примерно до высоты 50 м монтируют гусеничным краном. Чтобы точно установить блоки в проектное положение, к выступающим верхним концам поясов монтируемого блока при помощи болтов заранее крепят стыковые накладки с наклонными направляющими стержнями, которые значительно облегчают установку монтируемой секции и предупреждают возможность соскальзывания нижних ее концов со стыковых накладок. Чтобы нижние концы поясов монтируемой секции не расходились, их стягивают стальной проволокой. Чтобы предупредить раскачивание и вращение секции в процессе полета, к низу фюзеляжа вертолета крепят жесткую раму, охватывающую верх подвешенной секции. Продолжительность монтажа одной секции составляет 35— 40 мин.
Читать далее: Монтаж прожекторных опор
Категория: - Монтаж строительных конструкций
Главная → Справочник → Статьи → Форум
stroy-technics.ru
Типы опор ЛЭП
Виды опор ВЛ
Услуги по изготовлению металлоконструкций опор ЛЭП, производству металлоизделий, услуги по металлообработке на заказ предоставляются компанией "Схид-будконструкция", Украина.
Какие типы опор ЛЭП существуют?
При производстве металлоконструкций ЛЭП различают сдующие типы опор ВЛ: промежуточные опоры ЛЭП, анкерные опоры ЛЭП, угловые опоры ЛЭП и специальные металлоизделия для ЛЭП. Разновидности типов конструкций воздушных линий электропередач, являющиеся наиболее многочисленными на всех ЛЭП, это промежуточные опоры, которые предназначены для поддерживания проводов на прямых участках трассы. Все высоковольтные провода крепятся к траверсам ЛЭП через поддерживающие гирлянды изоляторов и другие конструктивные элементы воздушных линий электропередач . В нормальном режиме опоры ВЛ этого типа воспринимают нагрузки от веса смежных полупролетов проводов и тросов, веса изоляторов, линейной арматуры и отдельных элементов опор, а также ветровые нагрузки, обусловленные давлением ветра на провода, тросы и саму металлоконструкцию ЛЭП. В аварийном режиме конструкции промежуточных опор ЛЭП должны выдерживать напряжения, возникающие при обрыве одного провода или троса.
Расстояние между двумя соседними промежуточными опорами ВЛ называется промежуточным пролетом. Угловые опоры ВЛ могут быть промежуточными и анкерными. Промежуточные угловые элементы ЛЭП применяют обычно при небольших углах поворота трассы (до 20°). Устанавливаются анкерные или промежуточные угловые элементы ЛЭП на участках трассы линии, где меняется ее направление. Промежуточные угловые опоры ВЛ в нормальном режиме, кроме нагрузок, действующих на обычные промежуточные элементы ЛЭП, воспринимают суммарные усилия от тяжения проводов и тросов в смежных пролетах, приложенные в точках их подвеса по биссектрисе угла поворота линии ЛЭП. Число анкерных угловых опор ВЛ составляет обычно небольшой процент от общего числа на линии (10… 15%). Применение их обуславливается условиями монтажа линий, требованиями, предъявляемыми к пересечениям линий с различными объектами, естественными препятствиями, т. е. они применяются, например в горной местности, а также когда промежуточные угловые элементы не обеспечивают требуемой надежности. Используются анкерные угловые опоры и в качестве концевых, с которых провода линии идут в распределительное устройство подстанции или станции. На линиях, проходящих в населенной местности, число анкерных угловых элементов ЛЭП также увеличивается. Провода ВЛ крепятся через натяжные гирлянды изоляторов. В нормальном режиме на эти опоры леп, кроме нагрузок, указанных для промежуточных элементов леп, действуют разность тяжений по проводам и тросам в смежных пролетах и равнодействующая сил тяжения по проводам и тросам. Обычно все опоры анкерного типа устанавливаются так, чтобы равнодействующая сил тяжения была направлена по оси траверсы опоры. В аварийном режиме анкерные стойки ЛЭП должны выдерживать обрыв двух проводов или тросов. Расстояние между двумя соседними анкерными опорами ЛЭП называют анкерным пролетом. Ответвительные элементы ЛЭП предназначены для выполнения ответвлений от магистральных воздушных линий при необходимости электроснабжения потребителей, находящихся на некотором расстоянии от трассы. Перекрестные элементы применяются для выполнения на них скрещивания проводов ВЛ двух направлений. Концевые стойки ВЛ устанавливаются в начале и конце воздушной линии. Они воспринимают направленные вдоль линии усилия, создаваемые нормальным односторонним тяжением проводов. Для воздушных линий применяются также анкерные опоры ЛЭП, имеющие повышенную по сравнению с перечисленными выше типами стойки прочность и более сложную конструкцию. Для воздушных линий с напряжением до 1 кВ в основном применяются железобетонные стойки.
Какие бывают опоры ЛЭП? Классификация разновидностей
По способу закрепления в грунте классифицируют:
- Опоры ВЛ, устанавливаемые непосредственно в грунт - Опоры ЛЭП, устанавливаемые на фундаменты Разновидности опор ЛЭП по конструкции:
- Свободностоящие опоры ЛЭП - Столбы с оттяжками
По количеству цепей классифицируют опоры ЛЭП:
- Одноцепные - Двухцепные - Многоцепные
Унифицированные опоры ЛЭП
На основании многолетней практики строительства, проектирования и эксплуатации ВЛ определяются наиболее целесообразные и экономичные типы и конструкции опор для соответствующих климатических и географических районов и проводится их унификация.
Обозначение опор ЛЭП
Какие виды опор применяют для сооружения вл?
Для металлических и железобетонных опор ВЛ 10 - 330 кВ принята следующая система обозначения.
П, ПС - промежуточные опоры
ПВС - промежуточные опоры с внутренними связями
ПУ, ПУС - промежуточные угловые
ПП - промежуточные переходные
У, УС - анкерно-угловые
К, КС - концевые
Б - железобетонные
М - Многогранные
Опоры ВЛ как маркируются?
Цифры после букв в маркировке обозначают класс напряжения. Наличие буквы «т» указывает на тросостойку с двумя тросами. Цифра через дефис в маркировке опор ВЛ указывает количество цепей: нечётное, например единица в нумерации опоры ЛЭП - одноцепная линия, четное число в нумерации - двух и многоцепные. Цифра через «+» в нумерации означает высоту приставки к базовой опоре (применимо к металлическим).
Например, условные обозначения опор ВЛ:У110-2+14 — Металлическая анкерно-угловая двухцепная опора с подставкой 14 метров ПМ220-1 — Промежуточная металлическая многогранная одноцепная опора У220-2т — Металлическая анкерно-угловаяПБ110-4 — Промежуточная железобетонная
sbk.ltd.ua
Многогранные опоры ЛЭП - проектирование, изготовление, монтаж
ОПОРЫ ЛЭП - МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ
Компания ПОЛИГОНАЛЬ осуществляет проектирование и изготовление металлических конструкций высоковольтных линий электропередачи на базе многогранных гнутых стоек - многогранные опоры ЛЭП . которые получили широкое распространение на западе и уже хорошо зарекомендовали себя в Украине.
Мы специализируемся на индивидуальном подходе, осуществляя проектирование металлических конструкций многогранных стоек ВЛ . в каждом конкретном случае.
Мы оказываем профессиональные консультации по выбору оптимальных решений, выполняя проектирование металлических конструкций линий электропередачи .
- Проектирование опор ЛЭП
- Изготовление конструкций опор ЛЭП
- Преимущества и достоинства многогранных опор ЛЭП
- Типовые опоры ЛЭП
- Металлоконструкции для железобетонных опор ЛЭП
- Стальные многогранные опоры ВЛ 6-10 кВ
- Стальные многогранные опоры ВЛ 35 кВ
- Стальные многогранные опоры ВЛ 110 кВ
- Стальные многогранные опоры ВЛ 220 кВ
- Рекомендации по сборке и монтажу стальных многогранных опор
- Способы подъема на стальные многогранные опоры
- Защита металлических конструкций ВЛ и ОРУ от коррозии
- Воздушные линии электропередачи
Изготовление конструкций опор ЛЭП
Проектирование и изготовление металлических конструкций многогранных опор ЛЭП осуществляется в соответствии с действующими в Украине нормами и правилами. Производственный технологический цикл состоит из следующего оборудования: линия резки трапециевидных заготовок, автоматическая установка плазменной резки, гидравлический листогибочный пресс с автоматизированной системой подачи листовых заготовок, одношовная автоматическая сварочная установка для столбов, состоящих из одной заготовки, двухшовная автоматическая сварочная установка для столбов, состоящих из двух заготовок, роботизированная резка и сварка, система рольгангов и накопительных столов.
Металлические конструкции многогранных опор ЛЭП получили широкое распространение при строительстве ВЛ благодаря целому ряду объективных причин. Есть несколько явных преимуществ многогранных опор ЛЭП перед решетчатыми, железобетонными и деревянными. Ниже эти преимущества перечислены. Именно эти факторы определяют успешность при модернизации высоковольтных сетей, основанной на использовании многогранных стоек .
Преимущества и достоинства многогранных опор ЛЭП
Отказ от массового применения типовых проектов. Проектирование каждой опоры или линии должно проводиться с учетом конкретных особенностей рельефа, климата, технических требований и т.п. Компания ПОЛИГОНАЛЬ осуществляет проектирование металлических конструкций многогранных опор ЛЭП для каждого конкретного случая.
Адаптивностьмногогранных опор заложена как в самой конструкции так и в технологии производства. Проектирование металлических конструкций опоры ЛЭП автоматизировано. Проектировщик изменяя геометрические характеристики опоры подбирает ту модификацию, которая для конкретных условий применения является оптимальной. Производитель в течении нескольких дней может организовать производство такой модификации многогранной опоры .
На линиях построенных с использованием многогранных опор ЛЭП отсутствуют катастрофические разрушения, которые типичны для железобетонных (эффект домино) и металлических решетчатых (скручивание) опор.
Срок службы металлических конструкций многогранных опор ЛЭП во всем мире принимается не менее 50 лет в то время как деревянных - 20 лет, железобетонных - 30 лет, металлических оцинкованных - 40 лет. Многогранные металлические конструкции практически не нуждаются в ремонте, но даже если такая необходимость возникает ремонт осуществляется в кратчайшие сроки. Кроме того, следует отметитьвандалоустойчивость . что является уязвимым местом у решетчатыхметаллических опор ЛЭП .
Это свойство многогранных опор ЛЭП сохранять в заданных пределах значения параметров, способности опоры выполнять требуемые функции после хранения, транспортировки, монтажа. По этому показателю есть явный аутсайдер - это железобетонные опоры.
По удобству и стоимости транспортирования многогранные опоры ЛЭП существенно выигрывают по сравнению с бетонными и решетчатыми опорами. Бетонные опоры требуют применения специального и дорогостоящего транспорта - опоровозы и сцепы платформ. При этом нормы загрузки значительно малы. Транспортировка решетчатых металлических конструкций достаточно проста и экономична. Однако если сборка решетчатой опоры ЛЭП будет производиться непосредственно на пикете, это приведет к потерям времени и средств на этапе монтажа опор. Если предполагается предварительная укрупнительная сборка и транспортировка на пикет укрупненных секций, то затраты резко возрастают, так как загрузка автотранспорта в этом случае резко падает. Но главные транспортные затраты у решетчатых опор связаны со строительством фундаментов при транспортировке грибовидных подножников, опорных плит, песчано-гравийной смеси и могут составлять до 20% от стоимости готовой опоры. Для автомобильной транспортировки металлических конструкций многогранных опорЛЭП применяются стандартные трейлеры, для железнодорожной - полувагоны.
По этому показателю многогранные опорыЛЭП превосходят все типы применяемых опорных конструкций.
Рекомендации по сборке и монтажу стальных многогранных опор
Многогранные опоры ЛЭП могут состоять из одной, двух или нескольких секций в зависимости от требуемой высоты. Максимальная длина многогранных секций (длина отправочных элементов), как правило, составляет не более 12 м и обуславливается удобством их транспортировки. При соединении секций между собой возможно два варианта исполнения: фланцевое и телескопическое соединение. Сборка фланцевого соединения многогранной опоры как правило не вызывает вопросов, сборка же телескопического соединения требует определенных навыков и умения. Телескопическое соединение будет надежным и эффективным если выполнится всего лишь только два условия: а) длина телескопического стыка должна быть равна номинальной “+” или “-” допускаемое отклонение. Допускаемое отклонение указывается в конструкторской документации и как правило составляет 10-12% длины самого стыка; б) стягивание секций провести возрастающей нагрузкой с шагом, зависящим от диаметра соединяемых секций, до прекращения перемещения секций относительно друг друга.
Благодаря конусности стягиваемая нагрузка создает плотное соединение секций многогранных опор . позволяющее передавать изгибающий момент без сдвига. Это соединение сравнимо с болтовым соединением с контролируемым моментом затяжки. Мы рекомендуем, чтобы стягиваемая нагрузка была не менее 10 тонн. Для контроля длины телескопического стыка заводы изготовители, как правило, наносят метки в пределах которых с учетом допускаемого отклонения должно произойти заклинивание секций многогранной стойки друг относительно друга. Если такой метки нет, то монтажники наносят ее сами при сборке в соответствии с инструкцией по сборке или монтажной схемой, которые разрабатывает завод-изготовитель и прилагает к отгрузочным документам.
Многогранные опоры ЛЭП для облегчения сборки секций иногда оснащают специальными проушинами, которые используют для закрепления ручных талей или домкратов, создающих стягивающее усилие. При стягивании секций многогранной стойки несколькими домкратами или талями необходимо следить за равномерностью приложения нагрузки, чтобы избежать завалов и раннего заклинивания секций, которые трудно восстановить. Читать далее.
→ Рекомендации по сборке и монтажу стальных многогранных опор
Способы подъема на стальную многогранную опору
Рассмотрены несколько способов подъема на стальную многогранную опору .
1. Лестница (стационарная или съемная) со ступенями и привязными ремнями безопасности. Страховочный ремень с безопасной рабочей нагрузкой - 17,5 кН. Рельсовый захват со стопорным механизмом мгновенного срабатывания с безопасной рабочей нагрузкой - 20,0 кН.
2. Съемные скобы-ступени и привязные ремни безопасности. Страховочный ремень с безопасной рабочей нагрузкой - 17,5 кН. Тросовый захват со стопорным механизмом мгновенного срабатывания с безопасной рабочей нагрузкой - 9,0 кН.
3. Съемная алюминиевая лестница и привязные ремни безопасности. Страховочный ремень с безопасной рабочей нагрузкой - 17,5 кН.
Защита металлических конструкций ВЛ и ОРУ от коррозии
Одной из причин снижения несущей способности стальных опор линий электропередачи (ЛЭП) в процессе эксплуатации является уменьшение сечения несущих элементов в результате коррозии металла.
Углеродистая и низколегированная стали, применяемые для изготовления металлических опор ЛЭП . корродируют, в зависимости от степени агрессивности окружающей среды, со средней скоростью 0,01-0,5 мм/год. Скорость коррозии возрастает с увеличением концентрации содержащихся в атмосфере воздуха агрессивных газов, аэрозолей солей и пыли, а также с увеличением продолжительности пребывания на поверхности металлоконструкций фазовой пленки влаги.
Так за 40 лет эксплуатации стальных опор в условиях неагрессивной и слабоагрессивной атмосферы в нормальной зоне влажности потеря сечения незащищенного от коррозии металлопроката из углеродистой стали составляет 1,6 мм, низколегированной стали 10ХНДП - 0,1 мм, низколегированных сталей 10ХСНД, 15ХСНД в сухой зоне влажности - 0,5 мм.
В настоящее время в Украине и за рубежом защита металлоконструкций осуществляется либо путем применения коррозионно-стойких для данной среды марок сталей, либо нанесением на поверхности конструкций металлических, лакокрасочных, металлизационно-лакокрасочных защитных покрытий.
Конструктивные формы элементов опор ЛЭП из металлопроката (решетчатых и многогранных) позволяют применять любые способы защиты от коррозии. Этому способствуют отсутствие сварных соединений, малые габариты, доступная для защиты от коррозии поверхность металлопроката.
При выборе способа защиты от коррозии следует руководствоваться реальными сроками службы защитных покрытий, необходимостью и технологией их возобновления в процессе эксплуатации опор ЛЭП . Читать далее.
→ Защита металлических конструкций ВЛ и ОРУ от коррозии
Воздушные линии электропредачи
Опоры ЛЭП. Учет конкретных особенностей
Высоковольтная линия электропередачи представляет собой сложный конструктивный комплекс, который при нагружении работает как пространственная сетевая система, состоящая из конструкций опор, соединенных проводами и тросами.
В настоящее время в Украинелинии электропередачи высокого напряжения сооружаются в основном на типовых унифицированных опорах, разработанных в 1968-70 г.г. До этого времени применялись опоры и фундаменты проекта унификации 1960 г. Каждая типовая конструкция предназначена для применения в определенной области параметров, однако, в нашей стране, ввиду ее больших размеров и, в основном, равнинного рельефа, область применения каждой типовой опоры ЛЭП достаточно широка.
Строительство по типовым проектам неизбежно приводит к перерасходу материала, вызванному необходимостью перехода от требуемых размеров конструкций индивидуального строительства к ближайшим большим, имеющимся в каталоге изделий, охватываемых типовыми проектами. Эти потери компенсируются тем, что увеличивается серийность изделий, в соответствии с чем уменьшается их стоимость.
В практике электросетевого строительства высота опоры и зависящий от нее шаг опоры на линии привязываются к рельефу местности путем изменения пролета опоры и устройства унифицированных понижающих (повышающих) секций ствола опоры.
Эти обстоятельства приводят к неоправданному усилению поясов, решетки ствола, траверс и других конструктивных элементов опор линии . Читать далее.
Издателем данного веб-сайта, далее - "сайт", является предприятие ООО ”ПОЛИГОНАЛЬ”, далее - "Компания". Просим ознакомиться с условиями использования сайта, так как дальнейшее его использование означает их принятие. Размещенные на сайте данные вносятся исключительно в информационных целях, основанные на источниках, которые Общество признает за достоверные и проверенные. Компания не несет ответственность за актуальность и точность информации, опубликованной на сайте. За любые риски, убытки или ущерб, прямые или косвенные, возникшие в результате использования данного сайта, которые являются следствием неточности или пропуска данных в информации, находящейся на сайте, ответственность несет сам пользователь. Компания оставляет за собой право на изменения данных и информации, содержащейся на сайте в любое время.
улица Гарнизоннаядом 1город Хмельницкий29000
http://polygonal.com.ua
legkoe-delo.ru
фото, размеры, вес. Монтаж и ремонт деревянных опор
На состояние ЛЭП оказывает значительное влияние тип используемых опор. В течение 100 лет деревянная опора оставалась одним из основных сооружений воздушных линий (ВЛ).
Только в 60-х годах прошлого века ее начали делать с защитной пропиткой. Тогда были даны указания о применении антисептиков, но они плохо выполнялись, что приводило к загниванию опор. Повсеместный переход на железобетонные столбы не решил все проблемы, поскольку у них обнаружились недостатки, не присущие изделиям из дерева:
- хрупкость при ударах;
- небольшая прочность на изгиб;
- значительный вес;
- наличие токов утечки.
Преимущества
Деревянная опора никогда не будет списана со счетов из-за следующих преимуществ:
- Небольшая стоимость.
- Малый вес.
- Когда падает опора деревянная, вес которой в 3 раза меньше железобетонной, она повисает на проводах без эффекта "домино", характерного для тяжелых столбов.
- Незаменимы в зонах с повышенной сейсмической активностью.
- Лучше выдерживают ветровые нагрузки.
- Высокие диэлектрические характеристики.
- Длительный срок службы при правильном изготовлении (до 40 лет).
- Не требуют особого обслуживания.
Недостатки
Наряду с преимуществами деревянная опора имеет недостатки.
- Пропиточные составы могут содержать вредные вещества, которые находятся в воздухе рабочей зоны (мазут, керосин, креозот и др.). Особенно вредны антисептики на масляной основе. Кроме того, они обладают повышенной пожароопасностью.
- Бревна необходимо изготавливать с необходимыми диаметрами и конусностью.
- Качественная продукция получается при зимней рубке и сушке под навесом в течение 6 мес. Здесь необходимо обрабатывать бревна антисептиком, чтобы они не загнивали.
Материалы
Опора ЛЭП деревянная изготавливается из хвойных пород деревьев, где смола является естественным консервантом и антисептиком. Наибольшим спросом пользуется северная сосна, обладающая высокой прочностью и эластичностью. Проблемы, которые есть у железобетонных столбов из-за их хрупкости, никогда не создают деревянные опоры (фото ниже - погрузка готовой продукции).
Для пропитки применяют сланцевое или креозотное масло, а также смеси, содержащие медь, хром, мышьяк. Дополнительно с антисептированием опоры обрабатываются средствами от возгорания (антипирены). Это позволяет закапывать столбы прямо в землю, без бетонных пасынков, что увеличивает срок их службы.
Самой высокой впитывающей способностью обладают изделия из сосны. Если для опор применяются ель и лиственница, пропитать их значительно трудней.
Пропитка позволяет закапывать столбы непосредственно в землю. Только здесь необходимо дополнительно защищать торцы защитной пастой или крышками. Важно перед пропиткой до 3 месяцев сушить деревянную опору. Крепление к пасынкам из железобетона приводит к расщеплению древесины под бандажами из катанки.
Важно! Для изготовления столбов используют нижнюю часть дерева (комлевую), где меньше веток и однородней структура.
Размеры и прочность
Длина опор составляет 3,5-13 м. В зависимости от диаметров в верхней (d) и нижней (D) частях они бывают следующие:
- легкие: d = 140 мм; D = 160-220 мм;
- средние: d = 160 мм; D = 180-235 мм;
- прочные: d = 195-210 мм; D = 210-260 мм.
Важным показателем является прочность в нижней части стойки. Для диаметра бревна 190 мм максимальный изгибающий момент составляет 55 кНм, а для 240 мм - 95 кНм.
Критерии выбора деревянной опоры
- В качестве материала используется северная сосна зимней рубки.
- В верхней части столба толщина не менее 16 см.
- В качестве пропитки применяется водный раствор ССА.
- Опора целиком или нижняя часть пропитывается на заводе под давлением 12-14 атм.
- Технологические отверстия делаются до пропитки.
- Глубина пропитки составляет 85 % от наружного слоя древесины - заболони (до 40 мм).
- Процесс пропитки закончен, если цвет опоры серо-зеленый. Если он коричневый или бурый, это означает, что реакция до конца не закончилась. Граница должна быть видна на срезе бревна.
- Опоры продаются по классам С1 и С3 с комплектацией по размерам.
Особенности пропитки опор
В грунт столбы устанавливаются без пасынков. Торцы пропитываются больше, чем боковая поверхность. При эксплуатации из них вымывается до 90 % защитного состава. Для предупреждения этого сверху торец накрывается крышей из оцинковки размером 250х250 мм, а низ закрывается плоским материалом, не пропускающим влагу.
По ГОСТ 20022.0-93 древесина под опоры пропитывается защитным средством ХМ-11 в пересчете на сухую соль в количестве 13-15 кг/м3. Приобретая бревна для столбов, следует выяснить, по каким условиям они изготавливались, поскольку в некоторых ТУ это количество занижено в 2 раза. Далеко не все производители правильно выдерживают технологию изготовления изделий. Здесь требуется организация контроля качества, хотя специалист может определить его визуально.
Технология производства опор
Процесс включает 4 важных этапа.
1. Окорка
На специализированном станке удаляется кора с лубом. Только после этого ствол начинает сохнуть. Заболоневая древесина должна затрагиваться по минимуму, поскольку именно она хорошо пропитывается антисептиком. Если весь верхний слой стесать, долговечность опоры намного уменьшится из-за того, что она будет больше подвержена гниению. Затем опора деревянная, размеры которой соответствуют требованиям, сортируется по назначению. Некоторые изготовители производят сушку без удаления луба, что дает возможность предотвратить растрескивание древесины. Затем луб снимается, так как он будет мешать процессу пропитки.
2. Сушка
Удаление влаги - длительный и энергозатратный процесс, от которого зависит качество пропитки. Недосушенную древесину невозможно пропитать. Влажность ее должна быть достигнута до уровня 28 %. Сушка производится естественным путем в штабелях (2-5 мес.) или теплым воздухом в сушильных камерах, который циркулирует с помощью вентиляторов (7-10 дней).
3. Пропитка в автоклаве
В камере создается разрежение, вытягивающее лишнюю влагу. Затем бревна закрываются водным раствором антисептика, после чего давление в камере поднимается до 14 атм. После раствор сливается, и там снова создается вакуум. Лучший пропиточный состав - это антисептик ССА финского производства. Отечественные аналоги изготавливаются из отходов производства и содержат примеси, уменьшающие глубину обработки и способствующие вымыванию состава из древесины.
4. Фиксация
Пропиточный состав содержит вредные вещества. Бревна вылеживаются некоторое время. При этом происходит образование нерастворимых соединений антисептика в структуре древесины. Температура среды должна быть положительной. Для ускорения процесса опоры обрабатывают в автоклаве перегретым паром. Канадские производители обрабатывают бревна специальными составами, увеличивая тем самым долговечность изделий.
Опоры ВЛ
Установка деревянных опор производится на ВЛ 3-го класса, где номинальное напряжение эксплуатации составляет 1 кВ и менее. Наиболее распространены промежуточные опоры, служащие для поддерживания проводов. Кроме того, они воспринимают ветровые нагрузки, а также вес арматуры и свой собственный. Самостоятельно они могут не выдержать усилий, возникающих вдоль линии, если произойдет обрыв. Эта нагрузка воспринимается анкерными опорами с расположением дополнительных подкосов вдоль оси ВЛ. В основном они служат для создания натяжения участка проводов. Чтобы воспринимать поперечные нагрузки, применяются анкерные опоры с расположением подкосов или "ног" в перпендикулярном направлении.
Есть еще угловые опоры, которые воспринимают продольные и поперечные нагрузки. Их устанавливают для поворота линий.
Монтаж деревянных опор производится с точной разметкой мест, а сборка - с плотной подгонкой деталей.
Зазор, где делаются врубки, не должен быть более 4 мм. Места сопряжения плотно подгоняются. Отверстия сверлятся.
Обслуживание и ремонт деревянных опор
Опора ЛЭП деревянная подлежит периодическим осмотрам и ремонтам. В летнее время на глубине 30-50 см проверяют глубину загнивания древесины. Если диаметр бревна 25 см, а загнивание составляет более 3 см, оно считается непригодным и должно быть заменено.
Капитальный ремонт линий, где большей частью установлены деревянные опоры, делается не реже чем через 6 лет. Остальные ремонтные работы производятся в сроки, зависящие от имеющихся ресурсов.
Пожароопасность деревянных опор требует трудоемких операций для ее снижения. При наличии деревянных приставок вокруг вырывается канава глубиной 0,4 м и удаляется трава с кустарником.
Детали с опор меняют на новые при работающей линии. Здесь необходимо учитывать, что на частях конструкции нагрузки могут превышать расчетные.
Если столбы отклонились от вертикали на недопустимую величину, дополнительные нагрузки могут вызвать изменение положения и схлестывание проводов или касание к деталям. Смещения происходят по причине ослабления фундамента или заделки основания опоры, смещения грунта, ослабления соединений.
Выправку производят стальными тросами, укрепленными на стойке. Основание откапывают на глубину до 1,5 м и тяговым механизмом выправляют опору. Затем яму засыпают и трамбуют.
Когда стойка перекашивается вследствие ослабления соединения с бандажом, ее выправляют, не смещая пасынки.
На подгнившую стойку устанавливают бандаж. Перед этим гниль убирают и покрывают столб антисептической пастой.
Поврежденные детали усиливают временными накладками из дерева или металла, используя полухомуты, болты и бандажную проволоку.
Детали перед вывозом на трассу проверяются на соответствие проектным параметрам.
Чтобы увеличить срок эксплуатации стоек, их следует дополнительно пропитывать в процессе эксплуатации диффузионным способом. На подземную и надземную части опоры и на места соединений устанавливают антисептические бандажи. В трещины и на вершины стоек с приставками наносят антисептическую пасту.
Благодаря тому, что масса деревянной опоры небольшая, при ремонте редко требуется тяжелая техника.
Не подлежащую ремонту опору освобождают от всех нагрузок и заменяют на новую с помощью специального оборудования.
Заключение
Деревянная опора с пропиткой не хуже железобетонной, а в некоторых случаях даже лучше, благодаря массе достоинств. Чтобы они активней применялись на практике, необходим отраслевой стандарт. Это позволит установить единые требования для всех производителей, чтобы качество было гарантированным.
fb.ru
Видеоматериалы
Опыт пилотных регионов, где соцнормы на электроэнергию уже введены, показывает: граждане платить стали меньше
Подробнее...С начала года из ветхого и аварийного жилья в республике были переселены десятки семей
Подробнее...Более 10-ти миллионов рублей направлено на капитальный ремонт многоквартирных домов в Лескенском районе
Подробнее...Актуальные темы
ОТЧЕТ о деятельности министерства энергетики, ЖКХ и тарифной политики Кабардино-Балкарской Республики в сфере государственного регулирования и контроля цен и тарифов в 2012 году и об основных задачах на 2013 год
Подробнее...Предложения организаций, осуществляющих регулируемую деятельность о размере подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на 2013 год
Подробнее...
КОНТАКТЫ
360051, КБР, г. Нальчик
ул. Горького, 4
тел: 8 (8662) 40-93-82
факс: 8 (8662) 47-31-81
e-mail:
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.