Урок решения задач по теме "Закон Ома для участка цепи, последовательное и параллельное соединения". Параллельное и последовательное соединение резисторов задачи


Примеры решения задач по теме «Закон Ома. Последовательное и параллельное соединения проводников»

Примеры решения задач по теме «Закон Ома. Последовательное и параллельное соединения проводников»

«Физика - 10 класс»

При решении задач на применение закона Ома необходимо учитывать, что при последовательном соединении проводников сила тока во всех проводниках одинакова, а при параллельном их соединении напряжение одинаково на всех проводниках.

Задача 1.

Параллельно амперметру, имеющему сопротивление Rа = 0,5 Ом, подсоединён медный провод длиной l = 0,4 м и диаметром d = 0,001 м. Удельное сопротивление меди ρ = 1,7 • 10-8 Ом • м. Определите полную силу тока в цепи, если амперметр показывает силу тока Iа = 0,2 А.

Р е ш е н и е.

Так как амперметр и провод подключены параллельно, то напряжение на амперметре равно напряжению на проводе:

IаRа = InRn.

Определим сопротивление провода:

Тогда

Полная сила тока в цепи

Задача 2.

На рисунке 15.7 все сопротивления резисторов равны R. Определите эквивалентное сопротивление цепи.

Чему равна полная сила тока в цепи, если на клеммы 1, 2 подано напряжение U?

Р е ш е н и е.

Трудно определить, как соединены резисторы R1 и R3 — последовательно или параллельно. В подобных схемах всегда нужно искать резисторы, соединения которых очевидны. Так, очевидно, что резисторы 7?5 и R6 соединены последовательно. Значит, R5,6 = R5 + R6 = 2R. Эквивалентный резистор сопротивлением R5,6 соединён с резистором R4 параллельно. Следовательно,

Эквивалентный резистор сопротивлением R4-6, в свою очередь, соединён последовательно с резистором R3:

R3-6 = R3 + R4-6 = R + (2/3)R = (5/3)R,

а эквивалентный резистор сопротивлением R3-6 — параллельно с резистором R2:

И наконец, эквивалентный резистор R2-6 соединён последовательно с резистором R1, так что

Rэкв = R2-б + R = (5/8)R + R = (13/8)R.

Из закона Ома следует, что сила тока

Задача 3.

К участку цепи с напряжением U через резистор сопротивлением R подключены параллельно десять лампочек, имеющих одинаковое сопротивление r.

Определите напряжение на каждой лампочке.

Р е ш е н и е.

Начертим схему цепи (рис. 15.8). Очевидно, что напряжение на каждой лампочке будет одинаково, так как они соединены параллельно. Резистор сопротивлением R и участок цепи с лампочками соединены последовательно, следовательно, U = U1 + U2 = IR + IRэкв. Запишем закон Ома для каждого из участков цепи: откуда или Решив это уравнение относительно U2, получим Найдём эквивалентное сопротивление участка цепи с лампочками из соотношения

откуда

Окончательно получим

Источник: «Физика - 10 класс», 2014, учебник Мякишев, Буховцев, Сотский

Законы постоянного тока - Физика, учебник для 10 класса - Класс!ная физика

Электрический ток. Сила тока --- Закон Ома для участка цепи. Сопротивление --- Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников --- Примеры решения задач по теме «Закон Ома. Последовательное и параллельное соединения проводников» --- Работа и мощность постоянного тока --- Электродвижущая сила --- Закон Ома для полной цепи --- Примеры решения задач по теме «Работа и мощность постоянного тока. Закон Ома для полной цепи»

class-fizika.ru

Урок решения задач по теме "Закон Ома для участка цепи, последовательное и параллельное соединения"

Разделы: Физика

Цель урока: Закрепить изученный материал путем решения задач.

Задачи:

Образовательные:

  • Научить учащихся решать задачи на последовательное и параллельное соединение проводников;
  • Углубить и расширить знания о данных видах соединения проводников;
  • Научить определять силу тока, напряжение, сопротивление при последовательном и параллельном соедини проводников;
  • Научить решать задачи на смешанное соединение проводников;
  • Научить учащихся разбираться в схемах электрических цепей.

Воспитательные:

  • Развить личные качества учащихся: аккуратность, внимание, усидчивость;
  • Воспитывать культуру общения при работе в группах.

Развивающие:

  • Продолжить развитие навыков решения задач на данную тему;
  • Продолжить развитие умений анализировать условия задач и ответов, умений делать выводы, обобщения;
  • Продолжить развитие памяти, творческих способностей.

План урока

Этап Время Метод
  Организационный момент 2 мин Словесный
I Актуализация знаний 5 мин Письменная работа в парах
II Вводная часть 2 мин Слово учителя, опрос учащихся
III Решение задач 45-50 мин Работа учителя, учащихся у доски
IV Работа учащихся в группах 20 мин Групповой работы, устный, письменный
V Итог урока 1-2 мин Словесный метод

Оформление класса: Проектор с экраном, доска с мелом. Раздаточный материал.

Слайд 1 включен в начале урока. Урок начинается с физического диктанта.

I. Актуализация знаний.

На слайде физический диктант. (Слайд 2). Учащимся выдается таблица для заполнения.

1. Заполнить двенадцать ячеек таблицы на карточке:

Ученый Физическая величина Формула Единица измерения
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
Выполнил ______________ Проверил __________ Оценка__________

2. После заполнения таблиц учащиеся меняют карточками с соседом по парте, проверяют вместе с учителем и выставляют оценку:

Кол-во ошибок 1 2-3 4-6 7 и более
Оценка 5 4 3 2

II. Вводное слово.

Сегодня на уроке мы с вами будем решать задачи на закон Ома, на последовательное и параллельное соединение проводников. (Слайд 3).

Запишите тему урока. (Слайд 4).

Для этого вспомним формулы и законы, которые нам пригодятся при решении задач.

III. Решение задач.

(3 ученика выходят к доске и записывают: первый закон Ома и выражает и него напряжение и сопротивление; второй – формулы справедливые для последовательного соединения; третий – формулы справедливые для последовательного соединения).

Задача 1. Для начала решим устную задачу на запоминание закона Ома. (Слайд 5)

a) U = 20B,R=10Om,I-? б) I=10A,R = 5Om, R-? в) I = 5A,U=15B,R-?

Ответ: а) I = 2А; б) U= 50 Ом; в) R = 3 Ом.

Задача 2. (Решает учитель с использованием презентации) Слайд 6.

Рассчитать силу тока, проходящую по медному проводу длиной 100м, площадью поперечного сечения 0,5мм2, если к концам провода приложено напряжение 6,8B.

Дано:

I=100м S=0,5мм2 U=6,8В

I-?

Решение:

Ответ: Сила тока равна 2А.

Вопросы: Что известно из условия задачи? Какую величину необходимо определить? По какому закону будем определять силу тока? Какие величины нам неизвестны для нахождения силы тока и как их найти? ( – берется из таблицы). Теперь найдем R и полученное значение подставим в формулу для нахождения силы тока. (Перевод S в м2 не нужно делать, т.к. в единицах измерения плотности тоже присутствуют тоже мм2)

Задача 3. (Решает у доски сильный ученик) Условия задачи Слайд 7.

В электрическую цепь включены последовательно резистор сопротивлением 5 Ом и две электрические лампы сопротивлением 500 Ом. Определите общее сопротивление проводника.

Дано:

RAB=5 Ом RBC=500 Ом RCD=500 Ом

RAD-?

Решение:

Ответ: Общее сопротивление проводника равно 1005 Ом.

Вопросы: Какие элементы цепи нам даны? Как найти общее сопротивление?

Задача 4. (Класс делится на 2 группы, каждая из которой решает задачу своим способом (одни находя силу тока используя закон Ома, вторые используя формулу параллельного соединения). Затем по одному представителю пишут решения на доске) Условия задачи Слайд 8.

Два резистора сопротивлением r 1 = 5 Ом и r2= 30 Ом включены, как показано на рисунке, к зажимам источника тока напряжением 6В. Найдите силу тока на всех участках цепи.

Дано:

r1=5 Ом r2=30 Ом U=6B

I0-?

Решение:

Ответ: Сила тока на всех участках цепи равна 1,4 А.

Вопросы: Какой тип соединения рассматривается в задаче? Что известно из условия? Какие величины необходимо найти? Как найти I0? Что для этого неизвестно? Как найти I 1 и I2?

Второй способ решения данной задачи:

Дано:

r1=5 Ом r2=30 Ом U=6B

I0-?

Решение:

Ответ: Сила тока на всех участках цепи равна 1,4А.

Вопросы: Какой тип соединения рассматривается в задаче? Что известно из условия? Какие величины необходимо найти? По какой формуле будем находить общий ток в цепи? Какая величина нам неизвестна при нахождении силы тока и как ее найти?

Задача 5. (Решает ученик, можно вызвать два ученика по очереди). Определите полное сопротивление цепи и токи в каждом проводнике, если проводники соединены так, как показано на рисунке, а r1=1 Ом, r2=2 Ом, r3= 3 Ом, UAC = 11В. Условие задачи Слайд 9.

Дано:

r1=1 Ом r2=2 Ом r3=3 Ом UAB=11B

RAC-? I1-? I2-? I3-?

Решение:

Ответ: RАС =2,2 Ом, I1=2A, I2=3 А, I3=2A.

Вопросы: Какие типы соединения изображены на рисунке? Что нужно определить? Как найти полное сопротивление и величины в него входящие? Как найти силу тока в цепи? Как определить I1 и 12? Как определить UBC?

Задача 6. Условия задачи Слайд 10. (Вопросы 1,2,5 решаются устно. 3,4 – два ученика).

  1. Какому значению силы тока и напряжения соответствует точка А?
  2. Какому значению силы тока и напряжения соответствует точка В?
  3. Найдите сопротивление в точке А и в точке В.
  4. Найдите по графику силу тока в проводнике при напряжении 8 В и вычислите сопротивление в этом случае.
  5. Какой вывод можно проделать по результатам задачи?

Ответ:

  1. Сила тока = 0,4 А, напряжение – 4В.
  2. Сила тока = 0,6 А, напряжение – 6В.
  3. Сопротивление в т.А – 10 Ом, в т.В – 10 Ом.
  4. Сила тока = 0,8А, сопротивление – 10 Ом.
  5. При изменении силы тока и напряжения на одинаковую величину, сопротивление остается постоянным.

IV. Самостоятельная работа в группах.

Учащиеся делятся на 4 группы и каждой группе дается карточка с заданием.

Учитель объясняет критерии выставления оценок:

Во время работы в группах ведется наблюдение за более и менее активными участниками группы. Соответственно это будет влиять на более или менее высокую оценку при проверке записей в тетради, также будет учитываться уровень сложности решенных задач. Тетради с записями сдаются в конце урока. Время для решения задач ограниченное.

Задание 1. Слайд 11. (8 мин.)

Вопросы к карточкам:

  1. Перечислите все элементы цепи.
  2. Какие виды соединения используются?
  3. Рассчитайте напряжение на лампе.
  4. Рассчитайте напряжение на реостате.
  5. Рассчитайте силу тока на всем участке цепи.

Задание 2. Слайд 12. (4 мин.)

Определить общее сопротивление в цепи.

R1 = 2 Ом, R2 = 102 Ом, R 3 = 15 Ом, R4 = 4 Ом.

Задание 3. Слайд 13. (3 мин.)

Определите силу тока I при заданных U и R.

Группа R, Ом U, В I, А
I 2 55 ?
II 14,2 87,4 ?
III 21 100 ?
IV 0,16 0,28 ?

Задание 4. Слайд 14. (5 мин)

Моток проволоки имеет сопротивление R и длину l .

Вычислить площадь поперечного сечения S.

Группа Материал Параметры
Сопротивление Длина проводника Удельное сопротивление
R, Ом l, мм2 p, Ом·мм2/м
I Медь 0,83 33,9 1,7·10-2
II Алюминий 16,1 83,1 2,8·10-2
III Серебро 0,39 0,234 1,6·10-2
IV Сталь 23,2 3,06 12·10-2

После выполнения заданий группами, тетради сдаются учителю.

V. Итог урока.

На сегодня все. Мы с вами научились решать задачи на последовательное и параллельное соединение проводников, закрепили знания о законе Ома для участка цепи.

Домашнее задание. Повторить все формулы и физические величины.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Решение задач. Параллельное соединение проводников. 8 класс.

Решение задач.

Параллельное соединение проводников.

Что знать?

𝐔₁ = 𝐔₂ = 𝐔

𝓘 =

 

𝓘 = 𝓘₁ + 𝓘₂

= +

 

Рассчитайте общее сопротивление

цепи и определите показания

амперметра, если

R ₁ = R ₂ = 12 Ом.

R =

 

= +

 

R ₁ = R ₂

=

 

𝐑 =

 

𝐑 = 6 Ом

𝐔₁ = 𝐔₂ = 𝐔

𝓘 ₁ =

 

𝓘 ₁ = = 0,5 А

 

𝓘 ₂ = = 0,5 А

 

𝓘 ₂ =

 

𝓘 = 𝓘 ₁ + 𝓘

 

𝓘 = 0,5 А + 0,5 А = 1 А

Определите показания амперметра А и напряжение на концах каждого проводника, если

R ₁ = 15 Ом,

R ₂ = 10 Ом.

R ₁ = 15 Ом

R ₂ = 10 Ом

𝓘 = 𝓘 ₁ + 𝓘

 

𝓘 = 1 А + 1,5 А = 2,5 А

𝐔₁ = 𝓘₁𝐑₁

𝐔₁ = 1 𝐀 ·15 Ом = 15 В

𝐔 ₂ = 1,5 𝐀 ·10 Ом = 15 В

𝐔 ₂ = 𝓘₂𝐑₂

𝐔₁ = 𝐔₂ = 𝐔

Рассчитайте на­пряжение на концах каждого проводника

и показания амперметров А ₂ и А,

если R ₁ = 20 Ом,

R ₂ = 30 Ом.

R ₁ = 20 Ом

R ₂ = 30 Ом

𝐔₁ = 𝓘₁𝐑₁

𝐔₁ = 0,15 𝐀 ·20 Ом =

= 3 В

𝐔₁ = 𝐔₂ = 𝐔

𝓘 ₂ =

 

𝓘 ₂ = = 0,1 А

 

𝓘 = 𝓘 ₁ + 𝓘

 

𝓘 = 0,15 А + 0,1 А = 0,25 А

Определите сопротивление проводника R ₂ , если R ₁ = 10 Ом.

 

R ₁ = 10 Ом

𝐔₁ = 𝓘₁𝐑₁

𝐔₁ = 2 𝐀 ·10 Ом =

= 20 В

𝐔₁ = 𝐔₂ = 𝐔

𝓘 = 𝓘 ₁ + 𝓘

 

𝓘₂ = 𝓘 - 𝓘₁

𝓘₂ = 6 А – 2 А = 4 А

𝐑₂ =

 

𝐑₂ = = 5 Ом

 

Определите силу тока в лампочке и ее сопротивление.

𝓘 = 𝓘 ₁ +

 

= 𝓘 - 𝓘₁

 

= 1,5 А – 1 А = 0,5 А

 

𝐑 ₂ =

 

𝐑₂ = = 16 Ом

 

Вычислите величину сопротивления R ₃ ,

если

R ₁ = 6 Ом,

R ₂ = 4 Ом,

𝓘 ₂ = 3 А,

𝓘 = 9 А.

 

R ₁ = 6 Ом R ₂ = 4 Ом

𝓘 ₂ = 3 А 𝓘 = 9 А.

 

𝐔 ₂ = 𝓘₂𝐑₂

𝐔 ₂ = 3 𝐀 ·4 Ом = 12 В

𝐔₁ = 𝐔₂ = 𝐔₃ = 𝐔

𝓘 ₁ = = 2 А

 

 

𝓘 ₁ =

𝐑 ₃ =

 

𝓘 = 𝓘 ₁ + 𝓘 ₂ + 𝓘₃

𝓘₃ = 𝓘 - 𝓘₁ - 𝓘₂

𝐑 ₃ = = 3 Ом

 

𝓘₃ = 9 А - 2 А - 3 А = 4 А

Амперметр А показывает силу тока 1,6 А при напряжении 120 В. Сопротивление резистора R ₁ =100 Ом. Определите сопротивление резистора R ₂ и показания амперметров А ₁ и А ₂ .

1,6 А

120 В

R ₁ =100 Ом

𝐔₁ = 𝐔₂ = 𝐔

𝓘 ₁ =

 

𝓘 ₁ = = 1,2 А

 

𝐑 ₂ =

 

𝓘 = 𝓘 ₁ + 𝓘 ₂

𝐑₂ = = 300 Ом

 

𝓘₂ = 𝓘 - 𝓘₁

𝓘₂ = 1,6 А – 1,2 А = 0,4 А

Четыре резистора соединены параллельно. Их сопротивления равны соответственно 1 Ом, 2 Ом, 3 Ом и 4 Ом. Какова сила тока в каждом резисторе, если в общей части цепи течет ток силой 50 А? Каково напряжение на каждом резисторе?

= + + + = =

 

𝐑 = = 0,48 (Ом) – «меньше меньшего»

 

𝐔 = 50 А· 0,48 Ом = 24 В

𝐔 = 𝓘𝐑

𝐔₁ = 𝐔₂ = 𝐔 ₃ = 𝐔₄ = 𝐔

 

𝓘 ₁ =

𝓘 ₁ = = 24 А

 

 

𝓘 ₂ =

𝓘 ₂ = = 12 А

 

𝓘 ₃ =

 

𝓘 ₃ = = 8 А

 

𝓘 ₄ =

 

𝓘 ₄ = = 6 А

 

Домашнее задание.

Три проводника с сопротивлениями 3 Ом, 6 Ом и 18 Ом соединен параллельно. Сила тока в первом проводнике 3 А. Найти напряжение на концах цепи и силу тока во втором и третьем проводниках.

 

Четыре проводника соединены параллельно. Сопротивления их равны 4 Ом, 2 Ом, 3 Ом и

6 Ом. Напряжение на первом проводнике

2,4 В. Найти силу тока в проводниках.

multiurok.ru

Задачи с решением последовательное и параллельное соединение проводников

Скачать ГДЗ на НЕ ХОЧУ ру, ответы, решения и готовые домашние задания по математике, 2 класс. Моро М. И., 1 часть, 2 часть.

Задачи: Образовательные: Научить учащихся решать задачи на последовательное и параллельное соединение проводников; Углубить и расширить знания о данных видах соединения проводников

Тема урока: Решение задач

На последовательное и параллельное соединение проводников

Цель урока: Закрепить изученный материал путем решения задач разных типов (графические, экспериментальные, расчетные).

Научить учащихся решать задачи на последовательное и параллельное соединение проводников;

Углубить и расширить знания о данных видах соединения проводников;

Научить определять силу тока, напряжение, сопротивление при последовательном и параллельном соедини проводников;

Научить решать задачи на смешанное соединение проводников;

Научить учащихся разбираться в схемах электрических цепей.

Развить личные качества учащихся: аккуратность, внимание, усидчивость;

Воспитывать культуру общения при работе в группах.

Продолжить развитие навыков решения задач на данную тему;

Продолжить развитие умений анализировать условия задач и ответов, умений делать выводы, обобщения;

Продолжить развитие памяти, творческих способностей.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений, навыков.

Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оформление кабинета: Проектор с экраном, доска с мелом. Раздаточный материал.

Оборудование: амперметр, вольтметр, источник тока, лампочка на подставке, резистор, исследуемый проводник, соединительные провода, ключ.

Работа в группах.

Подведение итогов. Рефлексия.

I. Организационный момент. Сегодня на уроке мы с вами будем решать задачи на закон Ома, на последовательное и параллельное соединение проводников. Запишите тему урока.

Для этого вспомним формулы и законы, которые нам пригодятся при решении задач.

II. Фронтальная работа.

– Назовите три физические величины, с которыми мы имеем дело при сборке любой электрической цепи.

(Cила тока, напряжение, сопротивление.)

– Что называется электрическим током?

(Упорядоченное движение заряженных частиц.)

– Как выражается сила тока через заряд и время его прохождения?

– Назовите основную единицу измерения силы тока?

– Каким прибором измеряют силу тока в цепи?

– Способ включения амперметра в цепь?

— Какое соединение проводников называется последовательным?

(соединение при котором конец первого проводника соединяется с началом второго, конец второго – с началом третьего, и т. д.)

– Что называют напряжением?

(Напряжение – это физическая величина, которая характеризует работу электрического тока.)

– Назовите основную единицу измерения напряжения?

– Каким прибором измеряют напряжение?

— Как включается вольтметр в цепь?

— Какое соединение проводников называется параллельным?

(соединение при котором всеначала проводников соединяется в одну точку электрической цепи, а все концы в другую)

– Что называют сопротивлением?

(Сопротивление – это свойство проводника ограничивать силу тока в цепи.)

– Назовите основную единицу сопротивления?

– Каким прибором измеряют сопротивление?

– Дана электрическая цепь. Назовите приборы, из которых составлена электрическая цепь.

(Источник тока, ключ, амперметр, резистор, вольтметр, реостат.)

(Амперметр – включается в цепь последовательно, вольтметр параллельно резистору.)

— Сформулируйте закон Ома.

(Сила тока на участке цепи прямо пропорциональна напряжению и обратно пропорциональна сопротивлению)

— Заполните таблицу: (Таблица записывается в тетрадь)

III. Решение задач.

Задача 1. Условия задачи (Вопросы 1,2,5 решаются устно. 3,4 – два ученика).

Какому значению силы тока и напряжения соответствует точка А?

Какому значению силы тока и напряжения соответствует точка В?

Найдите сопротивление в точке А и в точке В.

Найдите по графику силу тока в проводнике при напряжении 8 В и вычислите сопротивление в этом случае.

Какой вывод можно проделать по результатам задачи?

Сила тока = 0,4 А, напряжение – 4В.

Сила тока = 0,6 А, напряжение – 6В.

Сопротивление в т. А – 10 Ом, в т. В – 10 Ом.

Сила тока = 0,8А, сопротивление – 10 Ом.

При изменении силы тока и напряжения на одинаковую величину, сопротивление остается постоянным.

Задача 2.: На рисунке представлены графики зависимости силы тока от напряжения для трёх металлических проводников. Какой проводник обладает наибольшим электрическим сопротивлением?

При решении задачи используем закон Ома R=U/I. Выберем одно значение для напряжения U=2 В, I1=1 A, I2=0,5 A, I3=2A. Посчитав по формуле R=U/I нашли, что R1=2 Ом, R2=4 Ом, R3=1Ом. Наибольшим сопротивлением обладает второй проводник.

Задача 3. (Решает ученик, можно вызвать два ученика по очереди). Определите полное сопротивление цепи и токи в каждом проводнике, если проводники соединены так, как показано на рисунке, а r1=1 Ом, r2=2 Ом, r3= 3 Ом, UAC = 11В. Условие задачи

А) Обозначить точки соединения проводников.

Б) Обозначить цветными карандашами направление токов после точки разветвления и точки соединения токов.

В) Последовательно соединены те проводники, через которые проходит ток «одного цвета» , параллельно — проводники, через которые проходит ток «разного цвета».

Вопросы: Какие типы соединения изображены на рисунке? Что нужно определить? Как найти полное сопротивление и величины в него входящие? Как найти силу тока в цепи? Как определить I1 и I2? Как определить UBC?

Встали все. Учитель показывает несколько приготовленных карточек с двумя ответами. Задаёт вопросы. Если верный ответ записан вверху – поднимаем руки вверх, шевелим пальцами; если правильный ответ внизу – руки вниз, приседаем.

Буква, обозначающая заряд.

Буква, обозначающая силу тока.

Единица измерения заряда.

Единица измерения силы тока?

Каким прибором измеряется напряжение?

Решение экспериментальных задач.

(Два игрока от каждого ряда собирают цепь и чертят схему на доске.)

Соберите цепь из трех ламп так, чтобы одним ключом можно было выключить сразу две лампы, а другим – одну.

В это же время остальные учащиеся решают следующие задачи:

Класс делится на группы по 4 человека. Каждая группа получает индивидуальное задание: по очереди вытягивает листочек с номером задачи. Задачи даны в виде схем. Результат выполненного задания оформляется в тетради.

Определить общее сопротивление в цепи.

На сегодня все. Мы с вами научились решать задачи на последовательное и параллельное соединение проводников, закрепили знания о законе Ома для участка цепи.

Что интересного запомнилось вам на уроке?

Что оказалось для вас полезным?

Как вы оцениваете свою деятельность, активность на уроке?

На какие вопросы вы не получили ответа?

VIII. Домашнее задание. КРОССВОРД

1. Отрицательно заряженная частица, входящая в состав атома.

2. Нейтральная частица, входящая в состав атомного ядра.

3. Физическая величина, характеризующая противодействие, оказываемое проводником электрическому току.

4. Единица электрического заряда.

5. Прибор для измерения силы тока.

6. Физическая величина, равная отношению работы тока к переносимому заряду.

1. Процесс сообщения телу электрического заряда.

2. Положительно заряженная частица, входящая в состав атомного ядра.

3. Единица напряжения.

4. Единица сопротивления.

5. Атом, присоединивший или потерявший электрон.

6. Направленное движение заряженных частиц.

Задачи с решением последовательное и параллельное соединение проводников

Задачи: Образовательные: Научить учащихся решать задачи на последовательное и параллельное соединение проводников; Углубить и расширить знания о данных видах соединения проводников

Тема урока: Решение задач

На последовательное и параллельное соединение проводников

Цель урока: Закрепить изученный материал путем решения задач разных типов (графические, экспериментальные, расчетные).

Научить учащихся решать задачи на последовательное и параллельное соединение проводников;

Углубить и расширить знания о данных видах соединения проводников;

Научить определять силу тока, напряжение, сопротивление при последовательном и параллельном соедини проводников;

Научить решать задачи на смешанное соединение проводников;

Научить учащихся разбираться в схемах электрических цепей.

Развить личные качества учащихся: аккуратность, внимание, усидчивость;

Воспитывать культуру общения при работе в группах.

Продолжить развитие навыков решения задач на данную тему;

Продолжить развитие умений анализировать условия задач и ответов, умений делать выводы, обобщения;

Продолжить развитие памяти, творческих способностей.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений, навыков.

Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оформление кабинета: Проектор с экраном, доска с мелом. Раздаточный материал.

Оборудование: амперметр, вольтметр, источник тока, лампочка на подставке, резистор, исследуемый проводник, соединительные провода, ключ.

Работа в группах.

Подведение итогов. Рефлексия.

I. Организационный момент. Сегодня на уроке мы с вами будем решать задачи на закон Ома, на последовательное и параллельное соединение проводников. Запишите тему урока.

Для этого вспомним формулы и законы, которые нам пригодятся при решении задач.

II. Фронтальная работа.

– Назовите три физические величины, с которыми мы имеем дело при сборке любой электрической цепи.

(Cила тока, напряжение, сопротивление.)

– Что называется электрическим током?

(Упорядоченное движение заряженных частиц.)

– Как выражается сила тока через заряд и время его прохождения?

– Назовите основную единицу измерения силы тока?

– Каким прибором измеряют силу тока в цепи?

– Способ включения амперметра в цепь?

— Какое соединение проводников называется последовательным?

(соединение при котором конец первого проводника соединяется с началом второго, конец второго – с началом третьего, и т. д.)

– Что называют напряжением?

(Напряжение – это физическая величина, которая характеризует работу электрического тока.)

– Назовите основную единицу измерения напряжения?

– Каким прибором измеряют напряжение?

— Как включается вольтметр в цепь?

— Какое соединение проводников называется параллельным?

(соединение при котором всеначала проводников соединяется в одну точку электрической цепи, а все концы в другую)

– Что называют сопротивлением?

(Сопротивление – это свойство проводника ограничивать силу тока в цепи.)

– Назовите основную единицу сопротивления?

– Каким прибором измеряют сопротивление?

– Дана электрическая цепь. Назовите приборы, из которых составлена электрическая цепь.

(Источник тока, ключ, амперметр, резистор, вольтметр, реостат.)

(Амперметр – включается в цепь последовательно, вольтметр параллельно резистору.)

— Сформулируйте закон Ома.

(Сила тока на участке цепи прямо пропорциональна напряжению и обратно пропорциональна сопротивлению)

— Заполните таблицу: (Таблица записывается в тетрадь)

III. Решение задач.

Задача 1. Условия задачи (Вопросы 1,2,5 решаются устно. 3,4 – два ученика).

Какому значению силы тока и напряжения соответствует точка А?

Какому значению силы тока и напряжения соответствует точка В?

Найдите сопротивление в точке А и в точке В.

Найдите по графику силу тока в проводнике при напряжении 8 В и вычислите сопротивление в этом случае.

Какой вывод можно проделать по результатам задачи?

Сила тока = 0,4 А, напряжение – 4В.

Сила тока = 0,6 А, напряжение – 6В.

Сопротивление в т. А – 10 Ом, в т. В – 10 Ом.

Сила тока = 0,8А, сопротивление – 10 Ом.

При изменении силы тока и напряжения на одинаковую величину, сопротивление остается постоянным.

Задача 2.: На рисунке представлены графики зависимости силы тока от напряжения для трёх металлических проводников. Какой проводник обладает наибольшим электрическим сопротивлением?

При решении задачи используем закон Ома R=U/I. Выберем одно значение для напряжения U=2 В, I1=1 A, I2=0,5 A, I3=2A. Посчитав по формуле R=U/I нашли, что R1=2 Ом, R2=4 Ом, R3=1Ом. Наибольшим сопротивлением обладает второй проводник.

Задача 3. (Решает ученик, можно вызвать два ученика по очереди). Определите полное сопротивление цепи и токи в каждом проводнике, если проводники соединены так, как показано на рисунке, а r1=1 Ом, r2=2 Ом, r3= 3 Ом, UAC = 11В. Условие задачи

А) Обозначить точки соединения проводников.

Б) Обозначить цветными карандашами направление токов после точки разветвления и точки соединения токов.

В) Последовательно соединены те проводники, через которые проходит ток «одного цвета» , параллельно — проводники, через которые проходит ток «разного цвета».

Вопросы: Какие типы соединения изображены на рисунке? Что нужно определить? Как найти полное сопротивление и величины в него входящие? Как найти силу тока в цепи? Как определить I1 и I2? Как определить UBC?

Встали все. Учитель показывает несколько приготовленных карточек с двумя ответами. Задаёт вопросы. Если верный ответ записан вверху – поднимаем руки вверх, шевелим пальцами; если правильный ответ внизу – руки вниз, приседаем.

Буква, обозначающая заряд.

Буква, обозначающая силу тока.

Единица измерения заряда.

Единица измерения силы тока?

Каким прибором измеряется напряжение?

Решение экспериментальных задач.

(Два игрока от каждого ряда собирают цепь и чертят схему на доске.)

Соберите цепь из трех ламп так, чтобы одним ключом можно было выключить сразу две лампы, а другим – одну.

В это же время остальные учащиеся решают следующие задачи:

Класс делится на группы по 4 человека. Каждая группа получает индивидуальное задание: по очереди вытягивает листочек с номером задачи. Задачи даны в виде схем. Результат выполненного задания оформляется в тетради.

Определить общее сопротивление в цепи.

На сегодня все. Мы с вами научились решать задачи на последовательное и параллельное соединение проводников, закрепили знания о законе Ома для участка цепи.

Что интересного запомнилось вам на уроке?

Что оказалось для вас полезным?

Как вы оцениваете свою деятельность, активность на уроке?

На какие вопросы вы не получили ответа?

VIII. Домашнее задание. КРОССВОРД

1. Отрицательно заряженная частица, входящая в состав атома.

2. Нейтральная частица, входящая в состав атомного ядра.

3. Физическая величина, характеризующая противодействие, оказываемое проводником электрическому току.

4. Единица электрического заряда.

5. Прибор для измерения силы тока.

6. Физическая величина, равная отношению работы тока к переносимому заряду.

1. Процесс сообщения телу электрического заряда.

2. Положительно заряженная частица, входящая в состав атомного ядра.

3. Единица напряжения.

4. Единица сопротивления.

5. Атом, присоединивший или потерявший электрон.

6. Направленное движение заряженных частиц.

Задачи с решением последовательное и параллельное соединение проводников

Последовательное и параллельное соединение проводников (конспект урока по физике)

Страницы работы

Содержание работы

Конспект урока по физике для 9 класса по учебнику А. В.Перышкина, Е. М. Гутник

2)Проверка домашнего задания. Индивидуальный опрос у доски.

3)Закрепление материала. Решение задач у доски.

Метод: устного контроля: беседа

Последовательное и параллельное соединение проводников

Повторение и закрепление изученного материала.

. систематизация и обобщение учебного материала, выделение главных положений, понимание соотношения теоретического и фактического материала.

Закрепить и углубить знания учащихся о различных типах соединений. Закрепление обоснованных связей между напряжением, сопротивлением и силой тока для различных типов соединения проводников.

Развить умение решать физические задачи на применения различных типов соединений проводников. Формировать элементы творческого поиска на основе приемов обобщения. Проверить уровень самостоятельности применения знаний в различных ситуациях.

Сформировать представление о зонах применения различных типов соединений на практике.

М. С. Кузей «Уроки физики в 6 – 7 кл»

А. В Перышкин «преподавание физики в средней школе»

Лукашик «сборник задач по физике 7-9 кл»

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Староста назовите фамилии тех, кто сегодня отсутствует.

(отмечаю в журнале)

Открываем все свои тетради, берем в руки ручки и записываем тему сегодняшнего урока:

Повторение «параллельного и последовательного соединение проводников»

Повторение изученного материала.

(если ученик не справляется то вопрос задается классу, к доске вызываем самого активного ученика что бы он не мешал нам давать материал а наоборот участвовал в процессе обучения.)

На предыдущих уроках вы подробно изучали «параллельного и последовательного соединение проводников». Нужно помнить, какое различие и какая связь существует между параллельным и последовательным соединение проводников.

На этом уроке мы будем повторять параллельное и последовательное соединение проводников. Вспомним условия при которых соединение проводников можно назвать параллельным, последовательным. Повторим связи таких физических величин как — сила тока, напряжение и сопротивление, для параллельного и последовательного соединение проводников.

Какое соединение проводников называют последовательным?

Это такое соединение, при котором все элементы цепи включаются последовательно друг за другом.

Нарисуй на доске схематический пример последовательного соединения двух сопротивлений.

Рисует пример последовательного соединения.

Всех проводников, соединенных последовательно?

Верно. Запиши формулу на доске.

Как найти общее сопротивление цепи, зная сопротивление отдельных проводников, при последовательном соединении?

Чтобы найти общее сопротивление цепи, при последовательном соединении, необходимо сложить отдельное сопротивление проводников.

Верно запиши на доске формулу для нахождения сопротивления, для данной цепи.

А если в цепь последовательно включить еще один резистор, назовем его R 3, как будет выглядеть формула для нахождения Rобщ?

Как найти общее напряжение цепи, соединенной последовательно?

Полное напряжение в цепи при последовательном соединении равно сумме напряжений на отдельных участках цепи.

Запиши формулу для нахождения общего напряжения для данного соединения.

Садись, на вопросы по параллельному соединению нам ответит Ученик2, выходи к доске.

Какое соединение проводников называют параллельным?

Параллельное соединение это такое соединение, при котором элементы цепи соединены параллельно.

Зарисуй на доске пример параллельного соединения двух резисторов R1 и R2.

Запиши формулу для нахождения общего напряжения для данного соединения.

Как найти общее значение силы тока в цепи соединенной параллельно?

Сила тока в неразветвленной части цепи равна сумме сил токов в отдельных параллельно соединенных проводниках.

Правильно, запиши формулу для нахождения силы тока для данной цепи.

По какой формуле можно найти общее сопротивление данной цепи?

Верно. А если в цепь добавить еще один резистор, скажем R3 , какой вид примет формула для сопротивления?

Закрепление повторенного материала решение задач.

Хорошо, вы отлично справились. Теперь открываем все свои сборники задач на странице 76 и начинаем решать задачи у доски, начиная с 1023 номера.

Хорошо, к доске пойдет решать задачу Ученик3.

Читайте задачу вслух!

Цепь состоит из двух последовательно соединенных проводников, сопротивление которых 4 и 6 Ом. Сила тока в цепи 0,2 А. Найдите напряжение на каждом из проводников и общее напряжение в цепи.

Итак, разберем задачу! О чем говорится в условиях задачи? Сейчас все включаемся в работу, решаем задачу все вместе.

В задаче говорится, что есть цепь, состоящая из двух последовательно соединенных проводников различного сопротивления.

Сделаем рисунок к задаче.

Записываем начальные даны к задаче. Что необходимо найти исходя из условия задачи?

Необходимо найти напряжение на каждом из проводников и общее напряжением в цепи.

Хорошо записываем основные уравнения, по которым будем производить вычисления.

Итак, для начала необходимо найти общее сопротивление цепи применяя правило для последовательного соединения проводников.

Записываем его на доске.

Ученик пишет на доске уравнение.

Какие идеи для решения задачи?

Находим общее напряжение цепи, затем напряжение для каждого участка цепи.

Отлично решаем, каждый самостоятельно. Первый кто решит получит дополнительный плюс за работу на уроке.

Молодцы, сверяем свои решения с решением на доске. Как можно было решить эту задачу по другому?

Можно найти напряжение для каждого участка цепи, а затем сложить и получить полное напряжение цепи.

Есть ли принципиальная разница в подходах при решения задач?

Нет, ответ получается одинаковый

Верно, решаем следующую задачу. Читайте задачу вслух!

Два проводника сопротивление 10 и15 Ом соединены параллельно и подключены к напряжению 12 В определите силу тока в каждом проводнике и силу тока до разветвления.

Разберем задачу. Какой вид соединения представлен в

Параллельное соединение проводников.

Какие идеи есть по решению задачи?

Находим силу тока на каждом участке цепи, а затем силу тока до разветвления. При этом учитываем, что напряжение во всей цепи одинаково.

Записываем начальные данные задачи и делаем рисунок.

Отлично, записываем основные уравнения и решаем задачу самостоятельно.

Сверяем свое решение с решением у доски. У всех ли получился такой ответ?!

Найдите общее сопротивление этой цепи. Еще раз напоминаю соединение параллельное и поэтому общее сопротивление цепи равно

Находим сопротивление самостоятельно!

Сопротивление равно 6 Ом.

Ребята, из решения задачи видно что при параллельном соединении проводников общее сопротивление цепи уменьшается. Как вы думаете выгодно применять такое соединение проводников в быту? И почему?

Параллельное соединение проводников применять в быту выгодно за счет того, что можно подключать различные электроприборы, рассчитанные на одинаковое напряжение, но разную силу тока.

Правильно. Садись к доске пойдет Ученик4, решим еще одну задачу!

Вслух читаем условие задачи.

На рисунке дана схема смешанного соединения проводников. Сопротивление каждого проводника R, найдите общее сопротивление цепи.

Аккуратно перерисовываем схему на доску и к себе в тетради.

Данную схему можно перерисовать, объединив одинаковые виды соединений в эквивалентные сопротивления. И так эту схему можно изобразить следующим образом: заменив параллельные ветви эквивалентной последовательной ветвью, обратите внимание что сопротивление параллельной ветви не поменяется.

Рассчитайте сопротивление двух параллельных ветвей, R* — это сопротивление эквивалентной ветви.

Значит, сопротивление каждой параллельной ветви равно R/2?

Теперь эту схему можно рассматривать с точки зрения последовательного соединения. Запишем формулу для последовательного соединения проводников R = R1 + R2 … +Rn где n количество проводников соединенных последовательно.

R = R + R + R/2 + R/2 + R + R = 5 R тогда схему можно заменить одним сопротивлением равным 5 R.

Сегодня на уроке, ребята мы повторили «параллельное и последовательное соединение проводников» и решили задачи. Отрабатывали понятия сопротивление, напряжения, и сила тока. Повторили единицы сопротивление, напряжения, и сила тока.

Напоследок ответьте на пару вопросов:

Если вам нужно включить в цепь несколько приборов с одинаковым напряжением какой тип соединения вы выберете? А силой тока?

При параллельном соединении напряжение на каждом участке цепи остается постоянным, а при последовательном постоянная сила тока.

Откройте свои дневники и запишите домашнее задание: подготовиться к контрольной работе, решить задачи под номерами: 1173, 1175, 1216, 1225, 1226 на оценку. Что значит подготовиться к контрольной работе? Это

R = R + R + R/2 + R/2 + R + R = 5 R

Похожие материалы

Информация о работе

    АлтГТУ 419 АлтГУ 113 АмПГУ 296 АГТУ 266 БИТТУ 794 БГТУ «Военмех» 1191 БГМУ 172 БГТУ 602 БГУ 153 БГУИР 391 БелГУТ 4908 БГЭУ 962 БНТУ 1070 БТЭУ ПК 689 БрГУ 179 ВНТУ 119 ВГУЭС 426 ВлГУ 645 ВМедА 611 ВолгГТУ 235 ВНУ им. Даля 166 ВЗФЭИ 245 ВятГСХА 101 ВятГГУ 139 ВятГУ 559 ГГДСК 171 ГомГМК 501 ГГМУ 1967 ГГТУ им. Сухого 4467 ГГУ им. Скорины 1590 ГМА им. Макарова 300 ДГПУ 159 ДальГАУ 279 ДВГГУ 134 ДВГМУ 409 ДВГТУ 936 ДВГУПС 305 ДВФУ 949 ДонГТУ 497 ДИТМ МНТУ 109 ИвГМА 488 ИГХТУ 130 ИжГТУ 143 КемГППК 171 КемГУ 507 КГМТУ 269 КировАТ 147 КГКСЭП 407 КГТА им. Дегтярева 174 КнАГТУ 2909 КрасГАУ 370 КрасГМУ 630 КГПУ им. Астафьева 133 КГТУ (СФУ) 567 КГТЭИ (СФУ) 112 КПК №2 177 КубГТУ 139 КубГУ 107 КузГПА 182 КузГТУ 789 МГТУ им. Носова 367 МГЭУ им. Сахарова 232 МГЭК 249 МГПУ 165 МАИ 144 МАДИ 151 МГИУ 1179 МГОУ 121 МГСУ 330 МГУ 273 МГУКИ 101 МГУПИ 225 МГУПС (МИИТ) 636 МГУТУ 122 МТУСИ 179 ХАИ 656 ТПУ 454 НИУ МЭИ 641 НМСУ «Горный» 1701 ХПИ 1534 НТУУ «КПИ» 212 НУК им. Макарова 542 НВ 777 НГАВТ 362 НГАУ 411 НГАСУ 817 НГМУ 665 НГПУ 214 НГТУ 4610 НГУ 1992 НГУЭУ 499 НИИ 201 ОмГТУ 301 ОмГУПС 230 СПбПК №4 115 ПГУПС 2489 ПГПУ им. Короленко 296 ПНТУ им. Кондратюка 119 РАНХиГС 186 РОАТ МИИТ 608 РТА 243 РГГМУ 118 РГПУ им. Герцена 124 РГППУ 142 РГСУ 162 «МАТИ» — РГТУ 121 РГУНиГ 260 РЭУ им. Плеханова 122 РГАТУ им. Соловьёва 219 РязГМУ 125 РГРТУ 666 СамГТУ 130 СПбГАСУ 318 ИНЖЭКОН 328 СПбГИПСР 136 СПбГЛТУ им. Кирова 227 СПбГМТУ 143 СПбГПМУ 147 СПбГПУ 1598 СПбГТИ (ТУ) 292 СПбГТУРП 235 СПбГУ 582 ГУАП 524 СПбГУНиПТ 291 СПбГУПТД 438 СПбГУСЭ 226 СПбГУТ 193 СПГУТД 151 СПбГУЭФ 145 СПбГЭТУ «ЛЭТИ» 380 ПИМаш 247 НИУ ИТМО 531 СГТУ им. Гагарина 114 СахГУ 278 СЗТУ 484 СибАГС 249 СибГАУ 462 СибГИУ 1655 СибГТУ 946 СГУПС 1513 СибГУТИ 2083 СибУПК 377 СФУ 2423 СНАУ 567 СумГУ 768 ТРТУ 149 ТОГУ 551 ТГЭУ 325 ТГУ (Томск) 276 ТГПУ 181 ТулГУ 553 УкрГАЖТ 234 УлГТУ 536 УИПКПРО 123 УрГПУ 195 УГТУ-УПИ 758 УГНТУ 570 УГТУ 134 ХГАЭП 138 ХГАФК 110 ХНАГХ 407 ХНУВД 512 ХНУ им. Каразина 305 ХНУРЭ 324 ХНЭУ 495 ЦПУ 157 ЧитГУ 220 ЮУрГУ 306

Полный список ВУЗов

Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).

poiskvstavropole.ru

Задачи: Образовательные: Научить учащихся решать задачи на последовательное и параллельное соединение проводников; Углубить и расширить знания о данных видах соединения проводников

Тема урока: Решение задач

на последовательное и параллельное соединение проводников

Цель урока: Закрепить изученный материал путем решения задач разных типов (графические, экспериментальные, расчетные).

Задачи:

Образовательные:

  • Научить учащихся решать задачи на последовательное и параллельное соединение проводников;

  • Углубить и расширить знания о данных видах соединения проводников;

  • Научить определять силу тока, напряжение, сопротивление при последовательном и параллельном соедини проводников;

  • Научить решать задачи на смешанное соединение проводников;

  • Научить учащихся разбираться в схемах электрических цепей.

Воспитательные:

  • Развить личные качества учащихся: аккуратность, внимание, усидчивость;

  • Воспитывать культуру общения при работе в группах.

Развивающие:

  • Продолжить развитие навыков решения задач на данную тему;

  • Продолжить развитие умений анализировать условия задач и ответов, умений делать выводы, обобщения;

  • Продолжить развитие памяти, творческих способностей.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений, навыков.

Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оформление кабинета: Проектор с экраном, доска с мелом. Раздаточный материал.

Оборудование: амперметр, вольтметр, источник тока, лампочка на подставке, резистор, исследуемый проводник, соединительные провода, ключ.

Структура урока

  1. Организационный момент.

  2. Фронтальная работа.

  3. Решение задач.

  4. Физминутка.

  5. Работа в группах.

  6. Самостоятельная работа..

  7. Подведение итогов. Рефлексия.

  8. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент. Сегодня на уроке мы с вами будем решать задачи на закон Ома, на последовательное и параллельное соединение проводников. Запишите тему урока.

Для этого вспомним формулы и законы, которые нам пригодятся при решении задач.

II. Фронтальная работа.

– Назовите три физические величины, с которыми мы имеем дело при сборке любой электрической цепи.

(Cила тока, напряжение, сопротивление.)

– Что называется электрическим током?

(Упорядоченное движение заряженных частиц.)

– Как выражается сила тока через заряд и время его прохождения?

(I =q/t)

– Назовите основную единицу измерения силы тока?

(Ампер.)

– Каким прибором измеряют силу тока в цепи?

(Амперметр.)

– Способ включения амперметра в цепь?

(Последовательно.)

- Какое соединение проводников называется последовательным?

(соединение при котором конец первого проводника соединяется с началом второго, конец второго – с началом третьего, и т.д.)

– Что называют напряжением?

(Напряжение – это физическая величина, которая характеризует работу электрического тока.)

– Назовите основную единицу измерения напряжения?

(Вольт.)

– Каким прибором измеряют напряжение?

(Вольтметр.)

- Как включается вольтметр в цепь?

(параллельно)

- Какое соединение проводников называется параллельным?

(соединение при котором всеначала проводников соединяется в одну точку электрической цепи, а все концы в другую)

– Что называют сопротивлением?

(Сопротивление – это свойство проводника ограничивать силу тока в цепи.)

– Назовите основную единицу сопротивления?

(Ом.)

– Каким прибором измеряют сопротивление?

(Омметр)

– Дана электрическая цепь. Назовите приборы, из которых составлена электрическая цепь.

(Источник тока, ключ, амперметр, резистор, вольтметр, реостат.)

– Найдите ошибки.

(Амперметр – включается в цепь последовательно, вольтметр параллельно резистору.)

Рис. 1

- Сформулируйте закон Ома.

(Сила тока на участке цепи прямо пропорциональна напряжению и обратно пропорциональна сопротивлению)

- Заполните таблицу: (Таблица записывается в тетрадь)

 

Последовательное

Параллельное

Сила тока

 

 

Напряжение

 

 

Сопротивление

 

 

III. Решение задач.

Задача 1. Условия задачи (Вопросы 1,2,5 решаются устно. 3,4 – два ученика).

Рис. 2

  1. Какому значению силы тока и напряжения соответствует точка А?

  2. Какому значению силы тока и напряжения соответствует точка В?

  3. Найдите сопротивление в точке А и в точке В.

  4. Найдите по графику силу тока в проводнике при напряжении 8 В и вычислите сопротивление в этом случае.

  5. Какой вывод можно проделать по результатам задачи?

Ответ:

  1. Сила тока = 0,4 А, напряжение – 4В.

  2. Сила тока = 0,6 А, напряжение – 6В.

  3. Сопротивление в т.А – 10 Ом, в т.В – 10 Ом.

  4. Сила тока = 0,8А, сопротивление – 10 Ом.

  5. При изменении силы тока и напряжения на одинаковую величину, сопротивление остается постоянным.

Задача 2.: На рисунке представлены графики зависимости силы тока от напряжения для трёх металлических проводников. Какой проводник обладает наибольшим электрическим сопротивлением?

Рис. 3

Ответ:

При решении задачи используем закон Ома R=U/I. Выберем одно значение для напряжения U=2 В, I1=1 A, I2=0,5 A, I3=2A. Посчитав по формуле R=U/I нашли, что R1=2 Ом, R2=4 Ом, R3=1Ом. Наибольшим сопротивлением обладает второй проводник.

Задача 3. (Решает ученик, можно вызвать два ученика по очереди). Определите полное сопротивление цепи и токи в каждом проводнике, если проводники соединены так, как показано на рисунке, а r1=1 Ом, r2=2 Ом, r3= 3 Ом, UAC = 11В. Условие задачи

Дано:

r1=1 Омr2=2 Омr3=3 ОмUAB=11B

RAC-?I1-?I2-?I3-?

Рис. 4

Решение

А) Обозначить точки соединения проводников.

Б) Обозначить цветными карандашами направление токов после точки разветвления и точки соединения токов.

В) Последовательно соединены те проводники, через которые проходит ток "одного цвета" , параллельно - проводники, через которые проходит ток "разного цвета".

Ответ: RАС =2,2 Ом, I1=2A, I2=3 А, I3=2A.

Вопросы: Какие типы соединения изображены на рисунке? Что нужно определить? Как найти полное сопротивление и величины в него входящие? Как найти силу тока в цепи? Как определить I1 и I2? Как определить UBC?

IV. Физминутка.

Встали все. Учитель показывает несколько приготовленных карточек с двумя ответами .Задаёт вопросы. Если верный ответ записан вверху – поднимаем руки вверх, шевелим пальцами; если правильный ответ внизу – руки вниз, приседаем.

  • Буква, обозначающая заряд.

  • Буква, обозначающая силу тока.

  • Единица измерения заряда...

  • Единица измерения силы тока?

  • Каким прибором измеряется напряжение?

V. Работа в группах.

Решение экспериментальных задач.

(Два игрока от каждого ряда собирают цепь и чертят схему на доске.)

Соберите цепь из трех ламп так, чтобы одним ключом можно было выключить сразу две лампы, а другим – одну.

В это же время остальные учащиеся решают следующие задачи:

Класс делится на группы по 4 человека. Каждая группа получает индивидуальное задание: по очереди вытягивает листочек с номером задачи. Задачи даны в виде схем. Результат выполненного задания оформляется в тетради.

VI. Самостоятельная работа.

Определить общее сопротивление в цепи.

R1 = 2 Ом, R2 = 102 Ом, R 3 = 15 Ом, R4 = 4 Ом.

VII. Итог урока. Рефлексия.

На сегодня все. Мы с вами научились решать задачи на последовательное и параллельное соединение проводников, закрепили знания о законе Ома для участка цепи.

  1. Что интересного запомнилось вам на уроке?

  2. Что оказалось для вас полезным?

  3. Как вы оцениваете свою деятельность, активность на уроке?

  4. На какие вопросы вы не получили ответа?

VIII. Домашнее задание. КРОССВОРД

По горизонтали:

1. Отрицательно заряженная частица, входящая в состав атома.

2. Нейтральная частица, входящая в состав атомного ядра.

3. Физическая величина, характеризующая противодействие, оказываемое проводником электрическому току.

4. Единица электрического заряда.

5. Прибор для измерения силы тока.

6. Физическая величина, равная отношению работы тока к переносимому заряду.

По вертикали:

1. Процесс сообщения телу электрического заряда.

2. Положительно заряженная частица, входящая в состав атомного ядра.

3. Единица напряжения.

4. Единица сопротивления.

5. Атом, присоединивший или потерявший электрон.

6. Направленное движение заряженных частиц.

gigabaza.ru

Последовательное и параллельное соединение резисторов — КиберПедия

Понимание последствий параллельного или последовательного подключения резисторов очень важно и поможет вам понять и упростить схемы с помощью этих простых формул для последовательного и параллельного сопротивления:

В этом примере схемы, R1 и R2 соединены параллельно, и могут быть заменены одним резистором R3 в соответствии с формулой:В случае с 2-мя параллельно соединёнными резисторами, формулу можно записать так:

Кроме того, что эту формулу можно использовать для упрощения схем, она может быть использована для создания номиналов резисторов, которых у вас нет.Отметим также, что значение R3 будет всегда меньше, чем у 2 других эквивалентных резисторов, так как добавление параллельных резисторов обеспечивает дополнительные путиэлектрическому току, снижая общее сопротивление цепи.

Последовательно соединённые резисторы могут быть заменены одним резистором, значение которого будет равно сумме этих двух, в связи с тем, что это соединение обеспечивает дополнительное сопротивление тока. Таким образом, эквивалентное сопротивление R3 очень просто вычисляется: R3=R1+R2

В интернете есть удобные он-лайн калькуляторы для расчета последовательного и параллельного соединения резисторов.

Токоограничивающий резистор

Самая основная роль токоограничивающих резисторов - это контроль тока, который будет протекать через устройство или проводник. Для понимания их работы, давайте сначала разберём простую схему, где лампа непосредственно подключена к 9В батареи. Лампа, как и любое другое устройство, которое потребляет электроэнергию для выполнения определенной задачи (например, светоизлучение) имеет внутреннее сопротивление, которое определяет его текущее потребление. Таким образом, отныне, любое устройство может быть заменено на эквивалентное сопротивление.

Теперь, когда лампа будет рассматриваться как резистор, мы можем использовать закон Ома для расчета тока, проходящего через него. Закон Ома гласит, что ток, проходящий через резистор равен разности напряжений на нем, поделенное на сопротивление резистора: I=V/R или точнее так:I=(V1-V2)/Rгде (V1-V2) является разностью напряжений до и после резистора.

Теперь обратите внимание на рисунок выше, где добавлен токоограничительный резистор. Он будет ограничивать ток идущий к лампе, как это следует из названия. Вы можете контролировать, количество тока протекающего через лампу, просто выбрав правильное значение R1. Большой резистор будет сильно снижать ток, а небольшой резистор менее сильно (так же, как в нашей аналогии с водой).

Математически это запишется так:

Из формулы следует, что ток уменьшится, если значение R1 увеличится. Таким образом, дополнительное сопротивление может быть использовано для ограничения тока. Однако важно отметить, что это приводит к нагреву резистора, и вы должны правильно рассчитать его мощность, о чем будет написано дальше.

Вы можете воспользоваться он-лайн калькулятором для расчета токоограничительного резистора светодиода.

cyberpedia.su

Решение задач на последовательное и параллельное соединение проводников

Тема урока: Решение задач

на последовательное и параллельное соединение проводников

Цель урока: Закрепить изученный материал путем решения задач разных типов (графические, экспериментальные, расчетные).

Задачи:

Образовательные:

  • Научить учащихся решать задачи на последовательное и параллельное соединение проводников;
  • Углубить и расширить знания о данных видах соединения проводников;
  • Научить определять силу тока, напряжение, сопротивление при последовательном и параллельном соедини проводников;
  • Научить решать задачи на смешанное соединение проводников;
  • Научить учащихся разбираться в схемах электрических цепей.
Воспитательные:
  • Развить личные качества учащихся: аккуратность, внимание, усидчивость;
  • Воспитывать культуру общения при работе в группах.

Развивающие:

  • Продолжить развитие навыков решения задач на данную тему;
  • Продолжить развитие умений анализировать условия задач и ответов, умений делать выводы, обобщения;
  • Продолжить развитие памяти, творческих способностей.
^ урок совершенствования знаний, умений, навыков.

Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

^ Проектор с экраном, доска с мелом. Раздаточный материал.

Оборудование: амперметр, вольтметр, источник тока, лампочка на подставке, резистор, исследуемый проводник, соединительные провода, ключ.

Структура урока

  1. Организационный момент.
  2. Фронтальная работа.
  3. Решение задач.
  4. Физминутка.
  5. Работа в группах.
  6. Самостоятельная работа..
  7. Подведение итогов. Рефлексия.
  8. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент. Сегодня на уроке мы с вами будем решать задачи на закон Ома, на последовательное и параллельное соединение проводников. Запишите тему урока.

Для этого вспомним формулы и законы, которые нам пригодятся при решении задач.

^

– Назовите три физические величины, с которыми мы имеем дело при сборке любой электрической цепи.

(Cила тока, напряжение, сопротивление.)

– Что называется электрическим током?

(Упорядоченное движение заряженных частиц.)

– Как выражается сила тока через заряд и время его прохождения?

(I =q/t)

– Назовите основную единицу измерения силы тока?

(Ампер.)

– Каким прибором измеряют силу тока в цепи?

(Амперметр.)

– Способ включения амперметра в цепь?

(Последовательно.)

- Какое соединение проводников называется последовательным?

(соединение при котором конец первого проводника соединяется с началом второго, конец второго – с началом третьего, и т.д.)

– Что называют напряжением?

(Напряжение – это физическая величина, которая характеризует работу электрического тока.)

– Назовите основную единицу измерения напряжения?

(Вольт.)

– Каким прибором измеряют напряжение?

(Вольтметр.)

- Как включается вольтметр в цепь?

(параллельно)

- Какое соединение проводников называется параллельным?

(соединение при котором всеначала проводников соединяется в одну точку электрической цепи, а все концы в другую)

– Что называют сопротивлением?

(Сопротивление – это свойство проводника ограничивать силу тока в цепи.)

– Назовите основную единицу сопротивления?

(Ом.)

– Каким прибором измеряют сопротивление?

(Омметр)

– Дана электрическая цепь. Назовите приборы, из которых составлена электрическая цепь.

(Источник тока, ключ, амперметр, резистор, вольтметр, реостат.)

– Найдите ошибки.

(Амперметр – включается в цепь последовательно, вольтметр параллельно резистору.)

Рис. 1

- Сформулируйте закон Ома.

(Сила тока на участке цепи прямо пропорциональна напряжению и обратно пропорциональна сопротивлению)

- Заполните таблицу: (Таблица записывается в тетрадь)

  Последовательное Параллельное
Сила тока    
Напряжение    
Сопротивление    
^

Задача 1. Условия задачи (Вопросы 1,2,5 решаются устно. 3,4 – два ученика).

Рис. 2

  1. Какому значению силы тока и напряжения соответствует точка А?
  2. Какому значению силы тока и напряжения соответствует точка В?
  3. Найдите сопротивление в точке А и в точке В.
  4. Найдите по графику силу тока в проводнике при напряжении 8 В и вычислите сопротивление в этом случае.
  5. Какой вывод можно проделать по результатам задачи?
Ответ:
  1. Сила тока = 0,4 А, напряжение – 4В.
  2. Сила тока = 0,6 А, напряжение – 6В.
  3. Сопротивление в т.А – 10 Ом, в т.В – 10 Ом.
  4. Сила тока = 0,8А, сопротивление – 10 Ом.
  5. При изменении силы тока и напряжения на одинаковую величину, сопротивление остается постоянным.
Задача 2.: На рисунке представлены графики зависимости силы тока от напряжения для трёх металлических проводников. Какой проводник обладает наибольшим электрическим сопротивлением?

^

Ответ:

При решении задачи используем закон Ома R=U/I. Выберем одно значение для напряжения U=2 В, I1=1 A, I2=0,5 A, I3=2A. Посчитав по формуле R=U/I нашли, что R1=2 Ом, R2=4 Ом, R3=1Ом. Наибольшим сопротивлением обладает второй проводник.

Задача 3. (Решает ученик, можно вызвать два ученика по очереди). Определите полное сопротивление цепи и токи в каждом проводнике, если проводники соединены так, как показано на рисунке, а r1=1 Ом, r2=2 Ом, r3= 3 Ом, UAC = 11В. Условие задачи

Дано:r1=1 Омr2=2 Омr3=3 ОмUAB=11B

RAC-?I1-?I2-?I3-?

^

Решение

А) Обозначить точки соединения проводников.

Б) Обозначить цветными карандашами направление токов после точки разветвления и точки соединения токов.

В) Последовательно соединены те проводники, через которые проходит ток "одного цвета" , параллельно - проводники, через которые проходит ток "разного цвета".

Ответ: RАС =2,2 Ом, I1=2A, I2=3 А, I3=2A.

Вопросы: Какие типы соединения изображены на рисунке? Что нужно определить? Как найти полное сопротивление и величины в него входящие? Как найти силу тока в цепи? Как определить I1 и I2? Как определить UBC?

^

Встали все. Учитель показывает несколько приготовленных карточек с двумя ответами .Задаёт вопросы. Если верный ответ записан вверху – поднимаем руки вверх, шевелим пальцами; если правильный ответ внизу – руки вниз, приседаем.

  • Буква, обозначающая заряд.
  • Буква, обозначающая силу тока.
  • Единица измерения заряда...
  • Единица измерения силы тока?
  • Каким прибором измеряется напряжение?
^

Решение экспериментальных задач.

(Два игрока от каждого ряда собирают цепь и чертят схему на доске.)

Соберите цепь из трех ламп так, чтобы одним ключом можно было выключить сразу две лампы, а другим – одну.

В это же время остальные учащиеся решают следующие задачи:

Класс делится на группы по 4 человека. Каждая группа получает индивидуальное задание: по очереди вытягивает листочек с номером задачи. Задачи даны в виде схем. Результат выполненного задания оформляется в тетради.

^

Определить общее сопротивление в цепи.

R1 = 2 Ом, R2 = 102 Ом, R 3 = 15 Ом, R4 = 4 Ом.

^

На сегодня все. Мы с вами научились решать задачи на последовательное и параллельное соединение проводников, закрепили знания о законе Ома для участка цепи.

  1. Что интересного запомнилось вам на уроке?
  2. Что оказалось для вас полезным?
  3. Как вы оцениваете свою деятельность, активность на уроке?
  4. На какие вопросы вы не получили ответа?

VIII. Домашнее задание. КРОССВОРД

По горизонтали:

1. Отрицательно заряженная частица, входящая в состав атома.

2. Нейтральная частица, входящая в состав атомного ядра.

3. Физическая величина, характеризующая противодействие, оказываемое проводником электрическому току.

4. Единица электрического заряда.

5. Прибор для измерения силы тока.

6. Физическая величина, равная отношению работы тока к переносимому заряду.

По вертикали:

1. Процесс сообщения телу электрического заряда.

2. Положительно заряженная частица, входящая в состав атомного ядра.

3. Единица напряжения.

4. Единица сопротивления.

5. Атом, присоединивший или потерявший электрон.

6. Направленное движение заряженных частиц.

uch.znate.ru


Видеоматериалы

24.10.2018

Опыт пилотных регионов, где соцнормы на электроэнергию уже введены, показывает: граждане платить стали меньше

Подробнее...
23.10.2018

Соответствует ли вода и воздух установленным нормативам?

Подробнее...
22.10.2018

С начала года из ветхого и аварийного жилья в республике были переселены десятки семей

Подробнее...
22.10.2018

Столичный Водоканал готовится к зиме

Подробнее...
17.10.2018

Более 10-ти миллионов рублей направлено на капитальный ремонт многоквартирных домов в Лескенском районе

Подробнее...

Актуальные темы

13.05.2018

Формирование энергосберегающего поведения граждан

 

Подробнее...
29.03.2018

ОТЧЕТ о деятельности министерства энергетики, ЖКХ и тарифной политики Кабардино-Балкарской Республики в сфере государственного регулирования и контроля цен и тарифов в 2012 году и об основных задачах на 2013 год

Подробнее...
13.03.2018

Предложения организаций, осуществляющих регулируемую деятельность о размере подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на 2013 год

Подробнее...
11.03.2018

НАУЧИМСЯ ЭКОНОМИТЬ В БЫТУ

 
Подробнее...

inetpriem


<< < Ноябрь 2013 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

calc

banner-calc

.