Таи (народ). Таи это


43 - это... Что такое ТАИ-43?

ТАИ — 43  — военно-полевой телефонный аппарат системы МБ производства СССР, выпускался с 1943 года. Снят с производства.

История

Поступил на вооружение в 1943 году. Конструктор О. И. Репина. Пришел на смену УНА.Был создан на базе трофейных образцов немецких полевых телефонов FF-33.Внешне они очень схожи.

ТАИ-43 в деревянном корпусе

.

После второй мировой войны оборудование с немецкого завода по производству FF-33 был перевезено в СССР,в связи с этим в 1953 году деревянный корпус был заменен на бакелитовый (такой же как и на FF-33). Хорошо зарекомендовал себя за все время применения. На смену ему пришел полевой телефон ТА-57.

ТТХ

Питание осуществлялось от двух элементов типа «Сатурн». Дальность связи по ПТФ-7Х2 до 25 км, а по постоянной 3-мм воздушной цепи — до 250 км.[1]

См. также

Примечания

3dic.academic.ru

Горные таи - это... Что такое Горные таи?

Горные таи — группа народов, которая проживает в горах и горных долинах Северного Лаоса и в соседних районах Северного Вьетнама. Существует множество племён этих народов: белые и чёрные тай (тай кхао и тай дам), которые находятся в Лаосе и Вьетнаме, красные тай (тай денг)- Вьетнам. В Лаосе живут ныа, фуан и футай. Эти названия происходят от названий традиционных цветов женской одежды, которые носят в этих общинах.

Население

Численность, по некоторым данным, составляет 375 тысяч человек[1]. Иногда к этим народам относят юан и тхай. Наиболее близкие друг к другу красные тай и белые тай.

Язык

Горные таи говорят на нескольких языках тайской группы тай-кадайской семьи. Распространены вьетнамский и лаосский языки, а из-за близости Китая и китайский язык.

Поселение

Горные таи отличаются миграционной активностью в пределах Северного Индокитая. Благодаря этому, происходит ассимиляция народов, которые живут рядом с ними. Ныа, фуан и футай, поселяясь на равнинах рядом с лао, постепенно смешиваются.

Тип хозяйства

Основным занятием этих народов является сельское хозяйство. К нему относится пашенное поливное рисоводство. Так же активно используется подсечно-огневое земледелие (рис, кукуруза, батат, маниок и овощи).

Социальная структура

В традиционном политическом строе выраженно чёткое разделение на аристократов, жрецов, и крестьян.

Религия

Традиционная религия — поклонение аграрным духам. Так же, из-за близости Китая, распространена религия Конфуцианство и Буддизм[2].

Примечание

  1. ↑ Кожевников В. А. Очерки новейшей истории Лаоса / Наука. М., 1979. С. 153.
  2. ↑ Альберто Золо. Китай /АСТ, Астрель. М., 2003. С. 36

Литература

  • Чеснов Я. В. «Горные таи» // Народы и религии мира / Глав. ред. В. А. Тишков. М.: Большая российская Энциклопедия, 1999. С. 284.
  • Альберто Золо. Китай /АСТ, Астрель. М., 2003. 128 с.
  • Кожевников В. А. Очерки новейшей истории Лаоса / Наука. М., 1979. 246 с.ru:Тайшань

biograf.academic.ru

Таи (народ) - это... Что такое Таи (народ)?

Таи (народ)

Общая численность: Расселение: Язык: Религия:
Таи

1200 тыс. человек

Северный и Восточный Вьетнам: Каобанг, Лангшон, Бактхай,

Тхо

Буддизм, Анимизм

Тàи (самоназвание – «человек»), тхо.

Народ группы таи во Вьетнаме. Численность 1200 тысяч человек. Близки нунг. Расселены чересполосно с другими народами на С-В Вьетнама, наиболее компактно – в провинциях Каобанг, Лангшон, Хатуен, Бактхай. К востоку от реки Хонгха.

Расселение

Предки тайских народов, жившие во 2-1 тыс. до н.э. южнее долины реки Янцзы, постепенно мигрировали на юг, к 3 в. н.э. достигли территории Вьетнама. Расселение тайских народов шло по двум путям: из провинции Юньнань по долине Хонгха в северо-западный Вьетнам и из провинции Гуандун и Гуанси в северо-восточный Вьетнам.

Язык

Таи, осевшие в Вьетбаке, испытали сильное влияние вьетов. В языковом и культурном отношениях таи весьма близки к народу чжуан Южного Китая. Говорят на языке тхо (тай). Распространен также Вьетнамский язык.

Традиционные занятия

Сельское хозяйство

Основное занятие – пашенное поливное земледелие и садоводство ( рис, кукуруза, батат, маниок, овощи и фрукты: бананы, персики, груши и др.; технические культуры – корица, анис, табак, хлопок). Развиты шелководство.

В долинах и на склонах окружающих их гор распространено поливное земледелие. На террасные поля (жуонг) вода подается из рек, протекающих в долинах, с помощью систем водоподъемных сооружений, либо путем отвода воды по бамбуковым трубам и канавам из горных ручьев, берущих начало выше террас. Последние годы все более распространяется трех сезонная обработка земель и выращивание риса сорта нам нить.

Сельскохозяйственные орудия мало отличаются от вьетских. Для обрушки риса таи издавна используют силу текущей воды, устанавливая на реках водяное колесо.

Скотоводство

Второе место по значению в хозяйстве таи занимает скотоводство. Они разводят буйволов, быков, свиней, кур, гусей и лошадей. Если буйволы имеются почти в каждом хозяйстве, то лошадей используют лишь для транспортных целей.

Рыболовство

Рыболовство распространено у таи, живущих вдоль берегов рек. Они ловят рыбу преимущественно индивидуально, и реже коллективно – устанавливая запруды. Способов рыбной ловли много, чаще всего похожие на вьетские.

Охота

Когда зреет урожай, таи охотятся на различных животных: на кабанов, оленей, обезьян и др. В основном это облавная охота на крупных животных, когда собираются почти все взрослые мужчины деревни. Добычу делят поровну между всеми участниками охоты, а тому, голову отдают тому, кто первый нанес животному смертельную рану. В непромысловой охоте на обезьян, опустошающих поля, активное участие принимают дети, уничтожающие их из самострелов.

Ремесла

У таи широко развито использование природных богатств: заготовка древесины и дров, ротана и бамбука, клубней кунау, дикого кардамона, зерна которого широко используются в медицине, шеллак и т.д. Развиты ремёсла, домашние и кустарные промыслы – плетение из бамбука и ротанга различных предметов домашней утвари, кузнечное, также развито маслоделие и сахароварение. Но главное значение все равно придается ткачеству и прядению. Почти в каждой семье у nаи есть свой ткацкий станок, и этот народ способен обеспечивать хлопчатобумажными тканями не только себя, но и соседние народы. Тайская парча и вышитые ткани пользуются большим спросом.

Жилище

Поселения таи (бан) от 20-25 домов до 60-70 располагаются на берегах рек и ручьев, склонах холмов, удобных для обработки земель, вдоль дорог, а главный фасад жилища обычно ориентируют на долины. Прямоугольные дома на сваях, просторные, до 100 кв.м., среди зелени или бамбукового ограждения, которое окружает всю деревню. Лишь в районах соприкосновения с китайцами и вьетами можно увидеть простые наземные дома, на строительство которых уходит меньше затрат и времени. На полу настил из расщепленных стволов бамбука, стены также сплетены из бамбука: небольших полос с маленькими квадратными оконными проемами.

Часто таи обходятся без «комнатных» перегородок, условно разделяя дом на две половины; ближе к углу, где расположен алтарь предков, спят родители, затем неженатые сыновья и незамужние дочери и, наконец, в противоположном конце – женатый сын с семьей. Спят на циновках, головами к главному фасаду дома, поперек бамбукового настила.

В помещении, как правило, имеются два очага: на одном готовят пищу для семьи, на другом – для гостей. Очаг выглядит как железный треножник, стоящий на квадратной глиняной опоке. К дому примыкает площадка, ограниченная различными хозяйственными постройками, огородом и небольшим фруктовым садом. Амбар, хлев, курятник сделаны из досок бамбука, стоят на земле, а в хозяйствах, где нет хлева, скот и птицу на ночь загоняют в сооруженные под домом специальные загоны.

Быт

Женская и мужская одежда состоит из рубашки без воротника, длинной куртки и штанов тёмно-синего цвета ( у женщин – прямая юбка), по праздникам надевают белые куртки, поэтому таи называют «канн шлыа кхао» - «люди, носящие белую куртку». Женщины также носили головную повязку черного цвета, на концах украшенную цветной вышивкой, множество серебряных украшений. Пища – в основном рис, рыба, овощи, реже мясо. Варят рис на пару в составном сосуде (мо нынг) и занимает это довольно долгое время. Сваренный высыпанный на круглое деревянное блюдо рис едят левой рукой, а приправы – мясо, рыба и овощи, нарезанные довольно мелко, едят правой рукой с помощью палочек.

Брак и семья

В прошлом у таи бытовали сильные пережитки патриархальных отношений, когда глава семьи – отец или старший брат – имел огромную власть над остальными членами семьи, а женщины были в униженном положении. Так им запрещалось сидеть с мужчинами за одним столом и есть из одного блюда.

При разделе имущества старший сын обычно получал участок земли, доход с которого шел на содержание его родителей, а после их смерти на отправление культа предков. Плюс к этому, он получал свою долю.

До сих пор у таи ещё встречаются такие семьи, где родители и семьи женатых сыновей живут в одном доме, работая и потребляя под одной крышей. Муж с женой могут иметь лишь небольшой участок для огорода, доходы с которого идут на их личные нужды.

Среди помещиков и богатых крестьян были нередки случаи многоженства: мужчина должен был либо заплатить за жену выкуп, либо отработать длительный срок в семье её родителей (от 6 до 12 лет). При отсутствии сыновей зять обязан перейти в дом родителей жены, где он будет не только помогать им, но и обязан продолжить их род, получая их фамилию и все права наследника.

Верования

Религиозные верования в жизни таи играют значительную роль. Особое место занимает вера в духа петуха, способного поселиться в семье и причинять вред окружающим.

Чтобы вылечить какую-то болезнь, приглашают колдуна, который совершает обряд изгнания злого духа, сопровождая это жертвоприношениями.

Замужние дочери, которые живут в другой семье, строят недалеко от дома небольшой алтарь на сваях, где они обязаны молиться духу умершего отца. В алтарь они ставят чашечку с рисом, водой и алкоголем. Но в жилом доме женщины имеют право отправлять культ лишь умерших родителей мужа.

Похороны

До недавнего времени похоронные обряды таи были очень дорогими и продолжительными – от пяти дней до месяца, пока колдун не определит благоприятный день для захоронения. Сейчас похоронные обряды с каждым годом упрощаются, а больные все чаще обращаются к медицинской помощи. Хотя, стоит отметить, что таи продолжают приносить жертвы духам.

Праздники

Главный праздник – Новый год, его отмечают наиболее торжественно: в течении первого лунного месяца устраивают жертвоприношения предкам и духу деревни. Праздник весны (лонг тонг) – отмечают перед началом сева, основным содержанием которого является вспашка первой борозды старейшиной деревни, так как раньше было поверье, что если поле вспахали до провидения этого обряда – то деревню ждет неурожай. Так же отмечают осенний праздники (хой хай).

Культура

Устное народное творчество весьма разнообразно и самобытно. Песни, сказания и исторические предания передаются из поколения в поколение.

Песни

Любимые народные песни – свадебные песни (куанг ланг), когда семьи жениха и невесты приветствуют и хвалят будущих родственников и «чередующиеся песни» (лыон), которые связаны со знакомством и любовью молодых людей, которые после трудового дня, разделившись на группы, поют друг другу. Любимое народное развлечение – песенно-поэтические состязания (хан кхуонг), когда группа девушек стоит на помосте, а юноши перед ними, и поочередно поют.

Литература

Молодежь любит демонстрировать свое искусство в импровизации стихов о природе, труде и историческом прошлом своего народа Исторические сказания, героические и лирические поэмы («Фам таи-Нгок хоа», «Чан Тю Лук Пиа», «Нам Ким-Тхи Дан») исполняются речитативом в сопровождении музыки (этот жанр называется фонг слы).

Письменность

До Августовской революции таи не имели письменности, а пользовались лишь китайской иероглификой, видоизмененной в соответствии с тайской фонетикой. В настоящее время, на основе вьетнамской письменности и тайской фонетики, выработана национальная письменность таи. На базе этой письменности ведется обучение детей в школах, издается политическая и художественная литература.

Литература

  • Егорунин О.В., Нго Дык Тхинъ // Народы и религии мира / Глав. ред. В. А. Тишков. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1999. - С. 509 - 510.
  • Народы мира. Этнографические очерки : Народы юго-восточной азии / Глав. ред. С. П. Толстова Наука - М. : 1966. - С. 130 - 134.

dikc.academic.ru

Таи (народ) - это... Что такое Таи (народ)?

Таи (народ)

Общая численность: Расселение: Язык: Религия:
Таи

1200 тыс. человек

Северный и Восточный Вьетнам: Каобанг, Лангшон, Бактхай,

Тхо

Буддизм, Анимизм

Тàи (самоназвание – «человек»), тхо.

Народ группы таи во Вьетнаме. Численность 1200 тысяч человек. Близки нунг. Расселены чересполосно с другими народами на С-В Вьетнама, наиболее компактно – в провинциях Каобанг, Лангшон, Хатуен, Бактхай. К востоку от реки Хонгха.

Расселение

Предки тайских народов, жившие во 2-1 тыс. до н.э. южнее долины реки Янцзы, постепенно мигрировали на юг, к 3 в. н.э. достигли территории Вьетнама. Расселение тайских народов шло по двум путям: из провинции Юньнань по долине Хонгха в северо-западный Вьетнам и из провинции Гуандун и Гуанси в северо-восточный Вьетнам.

Язык

Таи, осевшие в Вьетбаке, испытали сильное влияние вьетов. В языковом и культурном отношениях таи весьма близки к народу чжуан Южного Китая. Говорят на языке тхо (тай). Распространен также Вьетнамский язык.

Традиционные занятия

Сельское хозяйство

Основное занятие – пашенное поливное земледелие и садоводство ( рис, кукуруза, батат, маниок, овощи и фрукты: бананы, персики, груши и др.; технические культуры – корица, анис, табак, хлопок). Развиты шелководство.

В долинах и на склонах окружающих их гор распространено поливное земледелие. На террасные поля (жуонг) вода подается из рек, протекающих в долинах, с помощью систем водоподъемных сооружений, либо путем отвода воды по бамбуковым трубам и канавам из горных ручьев, берущих начало выше террас. Последние годы все более распространяется трех сезонная обработка земель и выращивание риса сорта нам нить.

Сельскохозяйственные орудия мало отличаются от вьетских. Для обрушки риса таи издавна используют силу текущей воды, устанавливая на реках водяное колесо.

Скотоводство

Второе место по значению в хозяйстве таи занимает скотоводство. Они разводят буйволов, быков, свиней, кур, гусей и лошадей. Если буйволы имеются почти в каждом хозяйстве, то лошадей используют лишь для транспортных целей.

Рыболовство

Рыболовство распространено у таи, живущих вдоль берегов рек. Они ловят рыбу преимущественно индивидуально, и реже коллективно – устанавливая запруды. Способов рыбной ловли много, чаще всего похожие на вьетские.

Охота

Когда зреет урожай, таи охотятся на различных животных: на кабанов, оленей, обезьян и др. В основном это облавная охота на крупных животных, когда собираются почти все взрослые мужчины деревни. Добычу делят поровну между всеми участниками охоты, а тому, голову отдают тому, кто первый нанес животному смертельную рану. В непромысловой охоте на обезьян, опустошающих поля, активное участие принимают дети, уничтожающие их из самострелов.

Ремесла

У таи широко развито использование природных богатств: заготовка древесины и дров, ротана и бамбука, клубней кунау, дикого кардамона, зерна которого широко используются в медицине, шеллак и т.д. Развиты ремёсла, домашние и кустарные промыслы – плетение из бамбука и ротанга различных предметов домашней утвари, кузнечное, также развито маслоделие и сахароварение. Но главное значение все равно придается ткачеству и прядению. Почти в каждой семье у nаи есть свой ткацкий станок, и этот народ способен обеспечивать хлопчатобумажными тканями не только себя, но и соседние народы. Тайская парча и вышитые ткани пользуются большим спросом.

Жилище

Поселения таи (бан) от 20-25 домов до 60-70 располагаются на берегах рек и ручьев, склонах холмов, удобных для обработки земель, вдоль дорог, а главный фасад жилища обычно ориентируют на долины. Прямоугольные дома на сваях, просторные, до 100 кв.м., среди зелени или бамбукового ограждения, которое окружает всю деревню. Лишь в районах соприкосновения с китайцами и вьетами можно увидеть простые наземные дома, на строительство которых уходит меньше затрат и времени. На полу настил из расщепленных стволов бамбука, стены также сплетены из бамбука: небольших полос с маленькими квадратными оконными проемами.

Часто таи обходятся без «комнатных» перегородок, условно разделяя дом на две половины; ближе к углу, где расположен алтарь предков, спят родители, затем неженатые сыновья и незамужние дочери и, наконец, в противоположном конце – женатый сын с семьей. Спят на циновках, головами к главному фасаду дома, поперек бамбукового настила.

В помещении, как правило, имеются два очага: на одном готовят пищу для семьи, на другом – для гостей. Очаг выглядит как железный треножник, стоящий на квадратной глиняной опоке. К дому примыкает площадка, ограниченная различными хозяйственными постройками, огородом и небольшим фруктовым садом. Амбар, хлев, курятник сделаны из досок бамбука, стоят на земле, а в хозяйствах, где нет хлева, скот и птицу на ночь загоняют в сооруженные под домом специальные загоны.

Быт

Женская и мужская одежда состоит из рубашки без воротника, длинной куртки и штанов тёмно-синего цвета ( у женщин – прямая юбка), по праздникам надевают белые куртки, поэтому таи называют «канн шлыа кхао» - «люди, носящие белую куртку». Женщины также носили головную повязку черного цвета, на концах украшенную цветной вышивкой, множество серебряных украшений. Пища – в основном рис, рыба, овощи, реже мясо. Варят рис на пару в составном сосуде (мо нынг) и занимает это довольно долгое время. Сваренный высыпанный на круглое деревянное блюдо рис едят левой рукой, а приправы – мясо, рыба и овощи, нарезанные довольно мелко, едят правой рукой с помощью палочек.

Брак и семья

В прошлом у таи бытовали сильные пережитки патриархальных отношений, когда глава семьи – отец или старший брат – имел огромную власть над остальными членами семьи, а женщины были в униженном положении. Так им запрещалось сидеть с мужчинами за одним столом и есть из одного блюда.

При разделе имущества старший сын обычно получал участок земли, доход с которого шел на содержание его родителей, а после их смерти на отправление культа предков. Плюс к этому, он получал свою долю.

До сих пор у таи ещё встречаются такие семьи, где родители и семьи женатых сыновей живут в одном доме, работая и потребляя под одной крышей. Муж с женой могут иметь лишь небольшой участок для огорода, доходы с которого идут на их личные нужды.

Среди помещиков и богатых крестьян были нередки случаи многоженства: мужчина должен был либо заплатить за жену выкуп, либо отработать длительный срок в семье её родителей (от 6 до 12 лет). При отсутствии сыновей зять обязан перейти в дом родителей жены, где он будет не только помогать им, но и обязан продолжить их род, получая их фамилию и все права наследника.

Верования

Религиозные верования в жизни таи играют значительную роль. Особое место занимает вера в духа петуха, способного поселиться в семье и причинять вред окружающим.

Чтобы вылечить какую-то болезнь, приглашают колдуна, который совершает обряд изгнания злого духа, сопровождая это жертвоприношениями.

Замужние дочери, которые живут в другой семье, строят недалеко от дома небольшой алтарь на сваях, где они обязаны молиться духу умершего отца. В алтарь они ставят чашечку с рисом, водой и алкоголем. Но в жилом доме женщины имеют право отправлять культ лишь умерших родителей мужа.

Похороны

До недавнего времени похоронные обряды таи были очень дорогими и продолжительными – от пяти дней до месяца, пока колдун не определит благоприятный день для захоронения. Сейчас похоронные обряды с каждым годом упрощаются, а больные все чаще обращаются к медицинской помощи. Хотя, стоит отметить, что таи продолжают приносить жертвы духам.

Праздники

Главный праздник – Новый год, его отмечают наиболее торжественно: в течении первого лунного месяца устраивают жертвоприношения предкам и духу деревни. Праздник весны (лонг тонг) – отмечают перед началом сева, основным содержанием которого является вспашка первой борозды старейшиной деревни, так как раньше было поверье, что если поле вспахали до провидения этого обряда – то деревню ждет неурожай. Так же отмечают осенний праздники (хой хай).

Культура

Устное народное творчество весьма разнообразно и самобытно. Песни, сказания и исторические предания передаются из поколения в поколение.

Песни

Любимые народные песни – свадебные песни (куанг ланг), когда семьи жениха и невесты приветствуют и хвалят будущих родственников и «чередующиеся песни» (лыон), которые связаны со знакомством и любовью молодых людей, которые после трудового дня, разделившись на группы, поют друг другу. Любимое народное развлечение – песенно-поэтические состязания (хан кхуонг), когда группа девушек стоит на помосте, а юноши перед ними, и поочередно поют.

Литература

Молодежь любит демонстрировать свое искусство в импровизации стихов о природе, труде и историческом прошлом своего народа Исторические сказания, героические и лирические поэмы («Фам таи-Нгок хоа», «Чан Тю Лук Пиа», «Нам Ким-Тхи Дан») исполняются речитативом в сопровождении музыки (этот жанр называется фонг слы).

Письменность

До Августовской революции таи не имели письменности, а пользовались лишь китайской иероглификой, видоизмененной в соответствии с тайской фонетикой. В настоящее время, на основе вьетнамской письменности и тайской фонетики, выработана национальная письменность таи. На базе этой письменности ведется обучение детей в школах, издается политическая и художественная литература.

Литература

  • Егорунин О.В., Нго Дык Тхинъ // Народы и религии мира / Глав. ред. В. А. Тишков. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1999. - С. 509 - 510.
  • Народы мира. Этнографические очерки : Народы юго-восточной азии / Глав. ред. С. П. Толстова Наука - М. : 1966. - С. 130 - 134.

dal.academic.ru

Горные таи - это... Что такое Горные таи?

Горные таи — группа народов, которая проживает в горах и горных долинах Северного Лаоса и в соседних районах Северного Вьетнама. Существует множество племён этих народов: белые и чёрные тай (тай кхао и тай дам), которые находятся в Лаосе и Вьетнаме, красные тай (тай денг)- Вьетнам. В Лаосе живут ныа, фуан и футай. Эти названия происходят от названий традиционных цветов женской одежды, которые носят в этих общинах.

Население

Численность, по некоторым данным, составляет 375 тысяч человек[1]. Иногда к этим народам относят юан и тхай. Наиболее близкие друг к другу красные тай и белые тай.

Язык

Горные таи говорят на нескольких языках тайской группы тай-кадайской семьи. Распространены вьетнамский и лаосский языки, а из-за близости Китая и китайский язык.

Поселение

Горные таи отличаются миграционной активностью в пределах Северного Индокитая. Благодаря этому, происходит ассимиляция народов, которые живут рядом с ними. Ныа, фуан и футай, поселяясь на равнинах рядом с лао, постепенно смешиваются.

Тип хозяйства

Основным занятием этих народов является сельское хозяйство. К нему относится пашенное поливное рисоводство. Так же активно используется подсечно-огневое земледелие (рис, кукуруза, батат, маниок и овощи).

Социальная структура

В традиционном политическом строе выраженно чёткое разделение на аристократов, жрецов, и крестьян.

Религия

Традиционная религия — поклонение аграрным духам. Так же, из-за близости Китая, распространена религия Конфуцианство и Буддизм[2].

Примечание

  1. ↑ Кожевников В. А. Очерки новейшей истории Лаоса / Наука. М., 1979. С. 153.
  2. ↑ Альберто Золо. Китай /АСТ, Астрель. М., 2003. С. 36

Литература

  • Чеснов Я. В. «Горные таи» // Народы и религии мира / Глав. ред. В. А. Тишков. М.: Большая российская Энциклопедия, 1999. С. 284.
  • Альберто Золо. Китай /АСТ, Астрель. М., 2003. 128 с.
  • Кожевников В. А. Очерки новейшей истории Лаоса / Наука. М., 1979. 246 с.ru:Тайшань

dis.academic.ru

Таи (народ) - это... Что такое Таи (народ)?

Таи (народ)

Общая численность: Расселение: Язык: Религия:
Таи

1200 тыс. человек

Северный и Восточный Вьетнам: Каобанг, Лангшон, Бактхай,

Тхо

Буддизм, Анимизм

Тàи (самоназвание – «человек»), тхо.

Народ группы таи во Вьетнаме. Численность 1200 тысяч человек. Близки нунг. Расселены чересполосно с другими народами на С-В Вьетнама, наиболее компактно – в провинциях Каобанг, Лангшон, Хатуен, Бактхай. К востоку от реки Хонгха.

Расселение

Предки тайских народов, жившие во 2-1 тыс. до н.э. южнее долины реки Янцзы, постепенно мигрировали на юг, к 3 в. н.э. достигли территории Вьетнама. Расселение тайских народов шло по двум путям: из провинции Юньнань по долине Хонгха в северо-западный Вьетнам и из провинции Гуандун и Гуанси в северо-восточный Вьетнам.

Язык

Таи, осевшие в Вьетбаке, испытали сильное влияние вьетов. В языковом и культурном отношениях таи весьма близки к народу чжуан Южного Китая. Говорят на языке тхо (тай). Распространен также Вьетнамский язык.

Традиционные занятия

Сельское хозяйство

Основное занятие – пашенное поливное земледелие и садоводство ( рис, кукуруза, батат, маниок, овощи и фрукты: бананы, персики, груши и др.; технические культуры – корица, анис, табак, хлопок). Развиты шелководство.

В долинах и на склонах окружающих их гор распространено поливное земледелие. На террасные поля (жуонг) вода подается из рек, протекающих в долинах, с помощью систем водоподъемных сооружений, либо путем отвода воды по бамбуковым трубам и канавам из горных ручьев, берущих начало выше террас. Последние годы все более распространяется трех сезонная обработка земель и выращивание риса сорта нам нить.

Сельскохозяйственные орудия мало отличаются от вьетских. Для обрушки риса таи издавна используют силу текущей воды, устанавливая на реках водяное колесо.

Скотоводство

Второе место по значению в хозяйстве таи занимает скотоводство. Они разводят буйволов, быков, свиней, кур, гусей и лошадей. Если буйволы имеются почти в каждом хозяйстве, то лошадей используют лишь для транспортных целей.

Рыболовство

Рыболовство распространено у таи, живущих вдоль берегов рек. Они ловят рыбу преимущественно индивидуально, и реже коллективно – устанавливая запруды. Способов рыбной ловли много, чаще всего похожие на вьетские.

Охота

Когда зреет урожай, таи охотятся на различных животных: на кабанов, оленей, обезьян и др. В основном это облавная охота на крупных животных, когда собираются почти все взрослые мужчины деревни. Добычу делят поровну между всеми участниками охоты, а тому, голову отдают тому, кто первый нанес животному смертельную рану. В непромысловой охоте на обезьян, опустошающих поля, активное участие принимают дети, уничтожающие их из самострелов.

Ремесла

У таи широко развито использование природных богатств: заготовка древесины и дров, ротана и бамбука, клубней кунау, дикого кардамона, зерна которого широко используются в медицине, шеллак и т.д. Развиты ремёсла, домашние и кустарные промыслы – плетение из бамбука и ротанга различных предметов домашней утвари, кузнечное, также развито маслоделие и сахароварение. Но главное значение все равно придается ткачеству и прядению. Почти в каждой семье у nаи есть свой ткацкий станок, и этот народ способен обеспечивать хлопчатобумажными тканями не только себя, но и соседние народы. Тайская парча и вышитые ткани пользуются большим спросом.

Жилище

Поселения таи (бан) от 20-25 домов до 60-70 располагаются на берегах рек и ручьев, склонах холмов, удобных для обработки земель, вдоль дорог, а главный фасад жилища обычно ориентируют на долины. Прямоугольные дома на сваях, просторные, до 100 кв.м., среди зелени или бамбукового ограждения, которое окружает всю деревню. Лишь в районах соприкосновения с китайцами и вьетами можно увидеть простые наземные дома, на строительство которых уходит меньше затрат и времени. На полу настил из расщепленных стволов бамбука, стены также сплетены из бамбука: небольших полос с маленькими квадратными оконными проемами.

Часто таи обходятся без «комнатных» перегородок, условно разделяя дом на две половины; ближе к углу, где расположен алтарь предков, спят родители, затем неженатые сыновья и незамужние дочери и, наконец, в противоположном конце – женатый сын с семьей. Спят на циновках, головами к главному фасаду дома, поперек бамбукового настила.

В помещении, как правило, имеются два очага: на одном готовят пищу для семьи, на другом – для гостей. Очаг выглядит как железный треножник, стоящий на квадратной глиняной опоке. К дому примыкает площадка, ограниченная различными хозяйственными постройками, огородом и небольшим фруктовым садом. Амбар, хлев, курятник сделаны из досок бамбука, стоят на земле, а в хозяйствах, где нет хлева, скот и птицу на ночь загоняют в сооруженные под домом специальные загоны.

Быт

Женская и мужская одежда состоит из рубашки без воротника, длинной куртки и штанов тёмно-синего цвета ( у женщин – прямая юбка), по праздникам надевают белые куртки, поэтому таи называют «канн шлыа кхао» - «люди, носящие белую куртку». Женщины также носили головную повязку черного цвета, на концах украшенную цветной вышивкой, множество серебряных украшений. Пища – в основном рис, рыба, овощи, реже мясо. Варят рис на пару в составном сосуде (мо нынг) и занимает это довольно долгое время. Сваренный высыпанный на круглое деревянное блюдо рис едят левой рукой, а приправы – мясо, рыба и овощи, нарезанные довольно мелко, едят правой рукой с помощью палочек.

Брак и семья

В прошлом у таи бытовали сильные пережитки патриархальных отношений, когда глава семьи – отец или старший брат – имел огромную власть над остальными членами семьи, а женщины были в униженном положении. Так им запрещалось сидеть с мужчинами за одним столом и есть из одного блюда.

При разделе имущества старший сын обычно получал участок земли, доход с которого шел на содержание его родителей, а после их смерти на отправление культа предков. Плюс к этому, он получал свою долю.

До сих пор у таи ещё встречаются такие семьи, где родители и семьи женатых сыновей живут в одном доме, работая и потребляя под одной крышей. Муж с женой могут иметь лишь небольшой участок для огорода, доходы с которого идут на их личные нужды.

Среди помещиков и богатых крестьян были нередки случаи многоженства: мужчина должен был либо заплатить за жену выкуп, либо отработать длительный срок в семье её родителей (от 6 до 12 лет). При отсутствии сыновей зять обязан перейти в дом родителей жены, где он будет не только помогать им, но и обязан продолжить их род, получая их фамилию и все права наследника.

Верования

Религиозные верования в жизни таи играют значительную роль. Особое место занимает вера в духа петуха, способного поселиться в семье и причинять вред окружающим.

Чтобы вылечить какую-то болезнь, приглашают колдуна, который совершает обряд изгнания злого духа, сопровождая это жертвоприношениями.

Замужние дочери, которые живут в другой семье, строят недалеко от дома небольшой алтарь на сваях, где они обязаны молиться духу умершего отца. В алтарь они ставят чашечку с рисом, водой и алкоголем. Но в жилом доме женщины имеют право отправлять культ лишь умерших родителей мужа.

Похороны

До недавнего времени похоронные обряды таи были очень дорогими и продолжительными – от пяти дней до месяца, пока колдун не определит благоприятный день для захоронения. Сейчас похоронные обряды с каждым годом упрощаются, а больные все чаще обращаются к медицинской помощи. Хотя, стоит отметить, что таи продолжают приносить жертвы духам.

Праздники

Главный праздник – Новый год, его отмечают наиболее торжественно: в течении первого лунного месяца устраивают жертвоприношения предкам и духу деревни. Праздник весны (лонг тонг) – отмечают перед началом сева, основным содержанием которого является вспашка первой борозды старейшиной деревни, так как раньше было поверье, что если поле вспахали до провидения этого обряда – то деревню ждет неурожай. Так же отмечают осенний праздники (хой хай).

Культура

Устное народное творчество весьма разнообразно и самобытно. Песни, сказания и исторические предания передаются из поколения в поколение.

Песни

Любимые народные песни – свадебные песни (куанг ланг), когда семьи жениха и невесты приветствуют и хвалят будущих родственников и «чередующиеся песни» (лыон), которые связаны со знакомством и любовью молодых людей, которые после трудового дня, разделившись на группы, поют друг другу. Любимое народное развлечение – песенно-поэтические состязания (хан кхуонг), когда группа девушек стоит на помосте, а юноши перед ними, и поочередно поют.

Литература

Молодежь любит демонстрировать свое искусство в импровизации стихов о природе, труде и историческом прошлом своего народа Исторические сказания, героические и лирические поэмы («Фам таи-Нгок хоа», «Чан Тю Лук Пиа», «Нам Ким-Тхи Дан») исполняются речитативом в сопровождении музыки (этот жанр называется фонг слы).

Письменность

До Августовской революции таи не имели письменности, а пользовались лишь китайской иероглификой, видоизмененной в соответствии с тайской фонетикой. В настоящее время, на основе вьетнамской письменности и тайской фонетики, выработана национальная письменность таи. На базе этой письменности ведется обучение детей в школах, издается политическая и художественная литература.

Литература

  • Егорунин О.В., Нго Дык Тхинъ // Народы и религии мира / Глав. ред. В. А. Тишков. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1999. - С. 509 - 510.
  • Народы мира. Этнографические очерки : Народы юго-восточной азии / Глав. ред. С. П. Толстова Наука - М. : 1966. - С. 130 - 134.

dik.academic.ru

Горные таи - это... Что такое Горные таи?

Горные таи — группа народов, которая проживает в горах и горных долинах Северного Лаоса и в соседних районах Северного Вьетнама. Существует множество племён этих народов: белые и чёрные тай (тай кхао и тай дам), которые находятся в Лаосе и Вьетнаме, красные тай (тай денг)- Вьетнам. В Лаосе живут ныа, фуан и футай. Эти названия происходят от названий традиционных цветов женской одежды, которые носят в этих общинах.

Население

Численность, по некоторым данным, составляет 375 тысяч человек[1]. Иногда к этим народам относят юан и тхай. Наиболее близкие друг к другу красные тай и белые тай.

Язык

Горные таи говорят на нескольких языках тайской группы тай-кадайской семьи. Распространены вьетнамский и лаосский языки, а из-за близости Китая и китайский язык.

Поселение

Горные таи отличаются миграционной активностью в пределах Северного Индокитая. Благодаря этому, происходит ассимиляция народов, которые живут рядом с ними. Ныа, фуан и футай, поселяясь на равнинах рядом с лао, постепенно смешиваются.

Тип хозяйства

Основным занятием этих народов является сельское хозяйство. К нему относится пашенное поливное рисоводство. Так же активно используется подсечно-огневое земледелие (рис, кукуруза, батат, маниок и овощи).

Социальная структура

В традиционном политическом строе выраженно чёткое разделение на аристократов, жрецов, и крестьян.

Религия

Традиционная религия — поклонение аграрным духам. Так же, из-за близости Китая, распространена религия Конфуцианство и Буддизм[2].

Примечание

  1. ↑ Кожевников В. А. Очерки новейшей истории Лаоса / Наука. М., 1979. С. 153.
  2. ↑ Альберто Золо. Китай /АСТ, Астрель. М., 2003. С. 36

Литература

  • Чеснов Я. В. «Горные таи» // Народы и религии мира / Глав. ред. В. А. Тишков. М.: Большая российская Энциклопедия, 1999. С. 284.
  • Альберто Золо. Китай /АСТ, Астрель. М., 2003. 128 с.
  • Кожевников В. А. Очерки новейшей истории Лаоса / Наука. М., 1979. 246 с.ru:Тайшань

veter.academic.ru


Видеоматериалы

24.10.2018

Опыт пилотных регионов, где соцнормы на электроэнергию уже введены, показывает: граждане платить стали меньше

Подробнее...
23.10.2018

Соответствует ли вода и воздух установленным нормативам?

Подробнее...
22.10.2018

С начала года из ветхого и аварийного жилья в республике были переселены десятки семей

Подробнее...
22.10.2018

Столичный Водоканал готовится к зиме

Подробнее...
17.10.2018

Более 10-ти миллионов рублей направлено на капитальный ремонт многоквартирных домов в Лескенском районе

Подробнее...

Актуальные темы

13.05.2018

Формирование энергосберегающего поведения граждан

 

Подробнее...
29.03.2018

ОТЧЕТ о деятельности министерства энергетики, ЖКХ и тарифной политики Кабардино-Балкарской Республики в сфере государственного регулирования и контроля цен и тарифов в 2012 году и об основных задачах на 2013 год

Подробнее...
13.03.2018

Предложения организаций, осуществляющих регулируемую деятельность о размере подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на 2013 год

Подробнее...
11.03.2018

НАУЧИМСЯ ЭКОНОМИТЬ В БЫТУ

 
Подробнее...

inetpriem


<< < Ноябрь 2013 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

calc

banner-calc

.