Что такое тепловая энергия на гвс? Тариф на подогрев воды


Тепловая энергия на гвс в квитанции

В квитанциях за коммунальные услуги появилась новая графа – ГВС. У пользователей она вызвала недоумение, поскольку не все понимают, что это такое и почему нужно вносить платежи по этой строке. Есть и такие собственники квартир, которые вычеркивают графу. Это влечет за собой накопление долга, пени, штрафы и даже судебные разбирательства. Чтобы не доводить дело до крайних мер, нужно знать, что такое ГВС, теплоэнергия ГВС и почему за эти показатели нужно платить.

Что такое ГВС в квитанции?

ГВС – такое обозначение расшифровывается, как горячее водоснабжение. Его цель заключается в обеспечении квартир в многоквартирных домах и иных жилых помещений горячей водой с приемлемой температурой, но ГВС – это не сама горячая вода, а тепловая энергия, которая затрачивается на подогрев воды до приемлемой температуры.

Специалисты разделяют системы горячего водоснабжения на два вида:

  • Центральная система. Здесь вода нагревается на теплостанции. После этого она распределяется в квартиры многоквартирных домов.
  • Автономная система. Она обычно используется в частных домах. Принцип действия такой же, как и в центральной системе, но здесь вода нагревается в котле или бойлере и используется только для нужд одного конкретного помещения.
Обе системы имеют одну цель – обеспечить владельцев жилого помещения горячей водой. В многоквартирных домах обычно используется центральная система, но многие пользователи устанавливают бойлер на случае, если горячую воду отключат, как это ни раз бывало на практике. Автономная система устанавливается там, где нет возможности подключиться к центральному водоснабжению. За ГВС платят только те потребители, которые пользуются центральной системой отопления. Пользователи автономного контура оплачивают коммунальные ресурсы, которые затрачиваются для нагревания теплоносителя – газ или электроэнергия.

Важно! Еще одна в графа в квитанции, связанная с ГВС – это ГВС на ОДН. Расшифровка ОДН – общедомовые нужды. Значит, графа ГВС на ОДН – это расходование энергии на подогрев воды, используемой на общие нужды всех жильцов многоквартирного дома.

К ним относятся:

  • технические работы, которые выполняются перед сезоном отопления;
  • опрессовка системы отопления, проводимая после ремонта;
  • ремонтные работы;
  • отопление мест общего пользования.

Закон о горячей воде

Закон о ГВС был принят в 2013 году. Постановление Правительства за номером 406 гласит, что пользователи центральной системы отопления обязаны осуществлять оплату по двухкомпонентному тарифу. Это говорит о том, что тариф разделили на два элемента:

  • тепловая энергия;
  • холодная вода.

Так в квитанции появилась ГВС, то есть тепловая энергия, затраченная на нагрев холодной воды. Специалисты ЖКХ пришли к выводу, что стояки и полотенцесушители, которые подключены к контуру горячего водоснабжения, расходуют тепловую энергию для обогрева нежилого помещения. До 2013 года эта энергия в квитанциях не учитывалась, и потребители пользовались целые десятилетия ей на безвозмездной основе, поскольку вне отопительного сезона нагрев воздуха в санузле продолжался. На основании этого чиновники разделили тариф на две составляющих, и теперь гражданам приходится оплачивать ГВС.

Оборудование для нагрева воды

Оборудованием, осуществляющим нагрев жидкости, является водонагреватель. Его поломка не оказывает влияния на тариф на горячую воду, но стоимость работ за ремонт оборудования обязаны оплатить пользователи, поскольку водонагреватели – это часть имущества владельцев жилья в многоквартирном доме. Соответствующая сумма появится в квитанции за содержание и ремонт имущества.

Важно! К этой платежке следует внимательно относиться собственникам тех квартир, которые не пользуются горячей водой, поскольку в их жилье установлена автономная система отопления. Специалисты ЖКХ не всегда обращают внимание на это, просто распределяя сумму на ремонт водонагревателя между всеми гражданами.

В результате таким собственникам квартир приходится вносить плату за оборудование, к которым они не пользовались. При обнаружении повышения тарифа за ремонт и содержание имущества, необходимо выяснить, с чем это связано и обратиться в управляющую компанию за перерасчетом, если платеж насчитан неправильно.

Компонент «тепловая энергия»

Что это такое – компонент на теплоноситель? Это и есть подогрев холодной воды. На компонент тепловой энергии не устанавливается прибор учета, в отличие от горячей воды. По этой причине нельзя сделать расчет этого показателя по счетчику. Как в таком случае рассчитывается тепловая энергия для ГВС? При подсчете платежа учитываются следующие моменты:

  • тариф, который установлен на ГВС;
  • расходы, затраченные на содержание системы;
  • стоимость потери тепла в контуре;
  • расходы, затраченные на передачу теплоносителя.

Важно! Расчет стоимости горячей воды выполняется с учетом объема израсходованной воды, которая измеряется в 1 кубическом метре.

Размер платы за энергию обычно вычисляется, основываясь на значение показаний общедомового прибора учета горячей воды и количества энергии в горячей воде. Рассчитывается энергия и для каждой отдельной квартиры. Для этого берутся данные потребления воды, которые узнают из показаний счетчика, и умножаются на удельный расход тепловой энергии. Полученные данные умножаются на тариф. Эта цифра и есть тот необходимый взнос, который указывается в квитанции.

Как сделать самостоятельный расчет

Не все пользователи доверяют расчетному центру, поэтому и возникает вопрос, как посчитать стоимость ГВС самостоятельно. Полученный показатель сравнивается с суммой в квитанции и на основании этого делается вывод о правильности начислений.

Чтобы рассчитать стоимость ГВС, необходимо знать тариф на тепловую энергию. На сумму также влияет наличие или отсутствие прибора учета. Если он есть, то берутся показания со счетчика. При отсутствии счетчика берется норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды. Такой нормативный показатель устанавливается энергосберегающая организация.

Если в многоэтажном доме установлен прибор учета расхода энергии и в жилье есть счетчик на горячую воду, то сумма за горячее водоснабжение вычисляется на основании данных общедомового учета и последующего пропорционального распределения теплоносителя по квартирам. При отсутствии счетчика берется норма расхода энергии на 1 куб воды и показания индивидуальных счетчиков.

Жалоба из-за неправильного расчета квитанции

Если после самостоятельного вычисления суммы взносов за ГВС выявлена разница, необходимо обратиться в управляющую компанию за разъяснениями. Если сотрудники организации отказываются давать объяснений по этому поводу, необходимо подать письменную претензию. Ее сотрудники компании не имеют права проигнорировать. Ответ должен поступить в течение 13 рабочих дней.

Важно! Если ответа не поступило или из него не понятно, почему возникла такая ситуация, то гражданин имеет право подать претензию в прокуратуру или исковое заявление в суд. В инстанции будет рассмотрено дело и вынесено соответствующее объективное решение. Можно также обратиться в организации, контролирующие деятельность управляющей компании. Здесь будет рассмотрена жалоба абонента и вынесено соответствующее решение.

Электроэнергия, используемая для подогрева воды, не является бесплатной услугой. Плата за нее взимается на основании Жилищного Кодекса Российской Федерации. Каждый гражданин может самостоятельно вычислить сумму этого платежа и сравнить полученные данные с суммой в квитанции. При возникновении неточности следует обратиться в управляющую компанию. В этом случае разница будет компенсирована, если ошибка будет признана.

okommunalke.ru

Об особенностях рассчета платы за горячую воду при применении двухкомпонентного тарифа

В связи с многочисленными обращениями, мы решили подробно разъяснить, почему горячая вода в платежках отображена двумя строчками, и откуда взяты странные цифры о расходе тепловой энергии на приготовление горячей воды.

14 февраля 2015 года было опубликовано Постановление Правительства РФ № 129 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду". Этим постановлением были внесены изменения в Правила установления и определения нормативов коммунальных услуг (Постановление № 306 от 23.05.2006) и Правила предоставления коммунальных услуг (Постановление № 354 от 06.05.2011).

В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду, размер платы за горячую воду определяется по формуле:

То есть, горячая вода состоит из двух компонентов:

- Это холодная вода, затраченная на приготовление горячей. Стоимость ее определяется как произведение объема потребленной горячей воды на утвержденный тариф на горячую воду.

- Тепловая энергия, затраченная на приготовление горячей воды. Стоимость ее определяется как произведение объема тепловой энергии затраченной на подогрев горячей воды на утвержденный тариф на тепловую энергию.

Цифры, описывающие стоимость этих двух компонентов мы и видим в наших платежках:

Если в квартире нет индивидуального прибора учета горячей воды, то во всех этих формулах потребленный объем горячей воды заменяется на утвержденный норматив потребления горячей воды, помноженный на количество проживающих.

И если с количеством затраченной воды все понятно, так как это те цифры, которые показал нам счетчик. То с количеством тепловой энергии для простого собственника все не так понятно.

Количество тепловой энергии, затраченной на приготовление горячей воды, считается как произведение количества потребленной горячей воды и норматива расхода тепловой энергии, используемой на приготовление горячей воды:

Согласно пункту 32 Постановления № 306 от 23.05.2006, введенному Постановлением № 129 от 14.02.2015, норматив расхода тепловой энергии, используемой на приготовление горячей воды устанавливается уполномоченным органом исходя из конструктивных особенностей системы горячего водоснабжения дома.

Так как этот норматив в Красноярском крае не установлен, управляющие организации определяют его самостоятельно расчетным методом согласно все тому же 306 постановлению по формуле:

Где с – удельная теплоемкость воды, равная 1х10-6 Гкал/(кг х оС).

Р – плотность воды, определяемая по таблице в зависимости от температуры горячей воды и давления в системе горячего водоснабжения.

[accordion] [accordion_item title='Плотность']

Фактически по таблице, приведенной в постановлении, плотность зависит только от температуры.

[/accordion_item] [accordion_item title='Что бы посмотреть таблицу, из которой берется значение плотности, нажми сюда:']
Температура воды (°C)Плотность воды (кг/м3)Температура воды (°C)Плотность воды (кг/м3)Температура воды (°C)Плотность воды (кг/м3)
5100029996,0253986,62
6999,9930995,7154986,14
7999,9631995,4155985,65
8999,9132995,0956985,16
9999,8533994,7657984,66
10999,7734994,4358984,16
11999,6835994,0859983,64
12999,5836993,7360983,13
13999,4637993,3761982,6
14999,333899362982,07
15999,1939992,6363981,54
16999,0340992,2564981
17998,8641991,8665980,45
18998,6842991,4666979,9
19998,4943991,0567979,34
20998,2944990,6468978,78
21998,0845990,2269978,21
22997,8646989,870977,63
23997,6247989,3671977,05
24997,3848988,9272976,47
25997,1349988,4773975,88
26996,8650988,0274975,28
27996,5951987,5675974,68;
28996,3152987,09
[/accordion_item] [/accordion]

Температура горячей воды по 306 постановлению определяется исходя из СанПиН 2.1.4.2496-09 и составляет обычно 60 - 65 градусов. Ряд управляющих организаций при расчете используют максимальную планку в 75 градусов, установленную СанПиН, что по нашему мнению недопустимо и приводит к необоснованному завышению платы.

Ктпотери тепла – коэффициент потери тепла. Определяется по таблице в зависимости от конструктивного исполнения системы горячего водоснабжения:

Система горячего водоснабжения

Коэффициент, учитывающий тепловые потери трубопроводами систем горячего водоснабжения

С наружной сетью горячего водоснабжения

Без наружной сети горячего водоснабжения.

С изолированными стояками:

- с полотенцесушителями

0,25

0,2

- без полотенцесушителей

0,15

0,1

С неизолированными стояками

- с полотенцесушителями

0,35

0,3

- без полотенцесушителей

0,25

0,2

В среднем норматив расхода тепловой энергии колеблется от 0,06 до 0,065 гигакалорий на метр кубический горячей воды. Кстати, изоляция стояков обходится не так дорого, а экономию дает ощутимую.

В случае, если приготовление горячей воды в ИТП производится не только в отопительный период, либо установлен отдельный счетчик тепла на горячую воду, норматив расхода тепловой энергии на приготовление горячей воды можно рассчитать методом аналогов. В этом случае он равен общему количеству тепла, затраченному на подогрев воды в заданный период и измеренному счетчиком, поделенному на сумму показаний всех индивидуальных счетчиков расхода горячей воды за тот же период. Но на практике так считают крайне редко.

Заключение

Теперь вы можете проверить насколько правильно управляющая компания начисляет вам плату за горячее водоснабжение. Оставайтесь с нами.

Дмитрий Иванов для нкжкх.рф

nkgkh.ru

Оплата теплоэнергии в составе ГВС

Постановлением Правительства РФ от 14.02.2015 № 129 в целях регулирования порядка применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду внесены изменения в ПП РФ от 06.05.2011 № 354 и ПП РФ от 23.05.2006 № 306. Согласно внесенным поправкам при установлении двухкомпонентных тарифов на горячее водоснабжение (далее — ГВС) «размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению» (абзац 6 пункта 38 Правил 354), при этом уполномоченный орган субъекта РФ «устанавливает норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению» (пункт 32(1) Правил 306). И если порядок расчета стоимости ГВС между потребителем и исполнителем коммунальной услуги (далее — ИКУ) был решен (хотя и по сей день имеется огромное число случаев его нарушения), то при расчете между ИКУ и ресурсоснабжающей организацией (далее — РСО) возникали и продолжают возникать споры, особенно в случаях оборудования домов общедомовыми приборами учета, определяющими как объем потребления ГВС, так и количество теплоэнергии в составе потребленной горячей воды.

 

Тепло в ГВС: обем потребления и стоимость к оплате

Если рассматривать потребление горячей воды в помещениях МКД, то легко установить случаи, в которых при одинаковом объеме потребления горячей воды потребление тепла в составе этой воды будет различным. К таким случаям можно отнести потребление при отсутствии циркуляции в доме «остывшей» горячей воды теми жильцами, кто раньше просыпается с утра или позже ложится спать вечером. Очевидно, что более горячей будет вода при длительном единовременном потреблении по сравнению с множеством кратковременных включений, даже если суммарный объем кратковременных включений будет равен объему длительного единовременного потребления. В межотопительный период наблюдается существенная разница температуры горячей воды в однотипных домах (для которых услановлены одинаковые нормативы потребления) в зависимости от протяженности сети ГВС от этих домов до РСО (удаленность МКД от котельной) — жильцы домов, подключенных к «концевым» сегментам теплосетей, обычно пользуются менее горячей водой, чем дома, подключенные к «транзитным» трубопроводам тех же сетей.

Вероятно, для создания некой усредненной унифицированной системы расчета Правительство РФ приняло решение утверждать нормативы расхода теплоэнергии на подогрев ГВС и наделило правом устанавливать такие нормативы субъекты РФ, уполномоченные утверждать нормативы потребления коммунальных услуг. Тем самым была исключена возможность определения различной стоимости горячей воды (в рублях за куб.метр), например, для жильцов различных квартир одного и того же многоквартирного дома. Необходимо отметить, что также исключена и различная стоимость горячей воды (в рублях за куб.метр) для жильцов одного дома в различные месяцы — ведь расчет стоимости кубометра горячей воды, потребленного потребителем, должен проивзодиться исходя из стоимости компонента на холодную воду, тариф на которую утверждается субъектом РФ, и стоимости компонента на тепловую энергию, тариф на которую и объем на каждую единицу воды (норматив тепла на подогрев ГВС) тоже утверждается субъектом РФ. Таким образом, стоимость одного кубометра горячей воды никак не зависит от реального расхода тепла на подогрев этой воды (каким-либо образом измеренного или рассчитанного), а рассчитывается исходя только из тех параметров, которые утверждены органами госвласти субъекта РФ.

Если говорить о количестве теплоэнергии, потребляемом на цели горячего водоснабжения всем многоквартирным домом (далее — МКД), то, разумеется, такое количество можно определить таким общедомовым прибором учета (далее — ОПУ), который измеряет не только расход горячей воды на нужды ГВС, но и теплосодержание этой воды. Позиция подавляющей части РСО, заключающаяся в том, что тепло, поступившее в МКД, подлежит оплате в полном объеме, является разумной и логичной. Не менее логичным является определение количества теплоэнергии в составе ГВС, потребленного всем МКД, по ОПУ, позволяющему такое количество измерить. При этом в применении норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, утвержденного органами госвласти субъекта РФ, по мнению указанных РСО, необходимости нет. В случае же отсутствия в общедомовом приборе учета ГВС функции по измерению количества тепла (а тем более при отсутствии ОПУ вообще) те же РСО полагают использование норматива тепла на подогрев ГВС уже необходимым.

Позиция, безусловно, не лишена логики, однако действующее законодательство РФ не дает права выбора — использовать в расчетах норматив тепла на подогрев ГВС или не использовать. Нормы о применении в расчетах именно норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, являются императивными, подлежащими безусловному исполнению. В то же время никаких норм о возможности применения в расчетах показаний ОПУ, определяющих количество теплоэнергии в составе ГВС, законодательство РФ попросту не содержит. Таким образом, использование в расчетах таких показаний ОПУ хотя и логично, но не основано на законе, а следовательно — неправомерно. При этом использование в расчетах норматива тепла на подогрев ГВС — не право, предусмотренное для отдельных случаев (например, отсутствие ОПУ, либо отсутствие функции ОПУ по измерению теплосодержания в ГВС), а обязанность для любых случаев без исключения.

Из вышесказанного следует, что при расчете стоимости ГВС (как между потребителем и исполнителем услуги по ГВС, так и между ИКУ и РСО) используется не фактически потребленный объем теплоэнергии на подогрев воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, а норматив потребления тепла на подогрев ГВС.

 

Что установил суд?

Указанные обстоятельства изучил Арбитражный суд Московской области, а потом — по апелляционной жалобе — 10-й Арбитражный апелляционный суд, при рассмотрении дела по иску ООО «Орехово-Зуевская Теплосеть» к ТСЖ «Автопроезд» (дело № А41-18008/16) о взыскании задолженности по оплате тепловой энергии. В качестве третьих лиц к участию в деле были привлечены Главное Управление Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области», Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Московской области.

В Решении от 12.12.2016 по делу № А41-18008/16 АС Московской области указал:

«Непосредственно, полно и объективно исследовав представленные сторонами доказательства в обоснование заявленных требований и возражений, суд пришел к следующему.

Как установлено судом, 26 сентября 2012 года, между истцом и ответчиком заключен Договор на теплоснабжение № 240, в соответствии с которым истец является энергоснабжающей организацией, ответчик — абонент.

В соответствии с п.1 ст.539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) по договору энергоснабжения, энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию...

На основании ст.544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии с положениями статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Частью 5 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» установлено, что тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.

Согласно части 9 статьи 32 Федерального закона от 7 декабря 2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Пунктом 88 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406, предусмотрено, что органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.

Таким образом, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) принимают решения об установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду в соответствии с нормами действующего законодательства.

В целях регулирования порядка применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2015 г. № 129 (вступило в силу 28 февраля 2015 года) внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011г. № 354 (далее — Правила №354), и Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306 (далее — Правила № 306).

Пунктом 38 Правил № 354 предусмотрено, что в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

В соответствии с пунктом 42 Правил № 354 в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 23 приложения № 2 к Правилам № 354 исходя из показаний приборов учета горячей воды и норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды, а при отсутствии такого прибора учета — исходя из норматива потребления горячей воды и норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды.

Вместе с тем, Правилами № 354 не предусмотрено применение тепловой энергии в качестве коммунальной услуги, что соответствует положениям части 4 статьи 154 ЖК РФ.

Учитывая изложенное, Правилами № 354 предусматривается распределение тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в рамках норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

В связи с этим соответствующими изменениями, внесенными в Правила № 306, предусматривается, что норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению определяется путем установления норматива потребления горячей воды в жилом помещении и норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.

Так, согласно пункту 7 Правил № 306 при выборе единицы измерения нормативов потребления в отношении горячего водоснабжения (горячей воды) используются следующие показатели:

в жилых помещениях — куб. метр холодной воды на 1 человека и Гкал на подогрев 1 куб. метра холодной воды или куб. метр горячей воды на 1 человека;

на общедомовые нужды — куб. метр холодной воды и Гкал на подогрев 1 куб. метра холодной воды на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, или куб. метр горячей воды на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

Данный принцип обеспечивает справедливое распределение тепловой энергии на подогрев кубометра воды между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды. В этой связи, порядок определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, установленный Правилами № 354, полностью соответствует требованиям ЖК РФ и установлен с учетом исключения возникновения несправедливой финансовой нагрузки на граждан.

Таким образом, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома, независимо от системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) (открытая или закрытая), а также независимо от периода времени года (отопительный или неотопительный), количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.

Соответственно, при наличии нормативов расхода тепловой энергии на подогрев горячей воды показания приборов учета, измеряющих тепловую энергию, используемую в целях горячего водоснабжения, не учитываются ни в расчетах с потребителями, ни в расчетах с ресурсоснабжающими организациями.

Иного порядка определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в рассматриваемом случае Правилами № 354 не предусмотрено.

Гражданские права и обязанности управляющей организацией или товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее — товарищество, кооператив) по осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, возникают из договоров ресурсоснабжения, заключаемых в порядке, предусмотренном Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. № 124 (далее соответственно — постановление № 124, Правила № 124).

Согласно подпунктам «г», «е» пункта 17 Правил № 124 порядок определения объемов поставляемого коммунального ресурса, порядок оплаты коммунального ресурса являются существенными условиями договора ресурсоснабжения.

При этом во взаимосвязи с требованиями Правил № 124 при заключении договора ресурсоснабжения подлежат применению также Требования при осуществлении расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. № 253 (далее — Требования).

Пунктом 4 Требований установлено, что в пользу ресурсоснабжающих организаций подлежат перечислению денежные средства, поступившие исполнителю от потребителей в счет оплаты именно коммунальных услуг.

При этом пунктом 5 Требований предусмотрено, что размер платежа исполнителя коммунальной услуги, причитающегося к перечислению в пользу ресурсоснабжающей организации, поставляющей конкретный вид ресурса, определяется в зависимости от оплаты потребителем соответствующей коммунальной услуги в полном размере, указанном в платежном документе, либо при частичной оплате, что в полной мере корреспондирует с указанными выше нормами Правил № 124.

На основании вышеуказанного, размер платежа исполнителя коммунальной услуги в пользу ресурсоснабжающей организации подлежит определению с учетом количества денежных средств, поступивших от потребителей коммунальных услуг, а также с учетом объемов коммунальных ресурсов в случае поставки ресурсоснабжающей организацией коммунального ресурса ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Кроме того, управляющие организации (товарищества, кооперативы) являясь исполнителями коммунальных услуг в многоквартирном доме, приобретают у ресурсоснабжающих организаций коммунальный ресурс не для перепродажи, а для предоставления соответствующей коммунальной услуги потребителям и оплачивают потребленный в таком многоквартирном доме объем коммунального ресурса из платежей, поступивших от потребителей за коммунальную услугу.

В соответствии с Решением Верховного Суда Российской Федерации от 8 июня 2012 г. № АКПИ12-604, согласно которым в рамках постановления № 124 управляющая организация, товарищество или кооператив, не являются хозяйствующими субъектами с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов жильцов как непосредственных потребителей коммунальных услуг. Данные организации осуществляют деятельность по предоставлению коммунальных услуг на основании договора управления многоквартирным домом и оплачивают объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, только из поступивших платежей потребителей. При таком положении размер платы за коммунальный ресурс по договору ресурсоснабжения должен быть равен размеру платы за коммунальную услугу, оплачиваемую всеми потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами их предоставления.

Учитывая изложенное, вне зависимости от договоренности стороны обязаны следовать императивным нормам, которые регулируют порядок расчетов за оказанные коммунальные услуги.

Согласно пунктам 10, 11 части 1 статьи 4 ЖК РФ отношения по поводу предоставления коммунальных услуг, внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги регулирует жилищное законодательство.

В соответствии с положениями статьи 8 ЖК РФ к жилищным отношениям, связанным, в том числе с использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных ЖК РФ.

С учетом изложенного, при заключении договора ресурсоснабжения с лицами, осуществляющими управление многоквартирным домом, и установления в нем условий, в том числе регламентирующих порядок прекращения поставки соответствующего вида коммунального ресурса в многоквартирный дом, необходимо в первую очередь руководствоваться нормами жилищного законодательства, в частности Правил № 124 с учетом положений Правил № 354.

Пунктом 5 Требований установлено, что размер платежа исполнителя, причитающегося к перечислению в пользу ресурсоснабжающей организации, поставляющей конкретный вид ресурса, определяется в размере указанной в платежном документе платы за конкретную коммунальную услугу, начисленной потребителю за данный расчетный период в соответствии с Правилами № 354 (при оплате потребителем в полном объеме), а при оплате потребителем не в полном объеме — размере, пропорциональном размеру платы за конкретную коммунальную услугу в общем размере указанных в платежном документе платежей за работы и услуги, выполненные (предоставленные) за данный расчетный период.

Исходя из этого, товарищество собственников жилья обязано покрывать обязательства перед ресурсоснабжающими организациями за объем коммунального ресурса за счет средств, поступивших от потребителей в оплату потребленных коммунальных услуг по горячему водоснабжению, то есть рассчитанного исходя из норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

На основании вышеизложенного Арбитражный суд Московской области полагает, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями ст. 110, 112, 162, 167–170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Московской области

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований отказать».

 

Десятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев апелляционную жалобу на решение АС Московской области, принял Постановление от 17.04.2017 № 10АП-805/2017 по делу № А41-18008/16, которым повторил аргументы суда первой инстанции, дополнительно указав:

«Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы иска, были обоснованно отклонены судом первой инстанции.

Принимая во внимание совокупность изложенных обстоятельств, апелляционный суд не находит предусмотренных законом оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и удовлетворения требований апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Московской области от 12 декабря 2016 года по делу № А41-18008/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения».

 

Выводы

Арбитражный суд Московской области и поддержавший его мнение 10-й Арбитражный апелляционный суд при рассмотрении дела № А41-18008/16 установили, что независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома, независимо от типа системы теплоснабжения/горячего водоснабжения (открытая или закрытая), независимо от периода года (отопительный или межотопительный), «количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения..., при наличии нормативов расхода тепловой энергии на подогрев горячей воды показания приборов учета, измеряющих тепловую энергию, используемую в целях горячего водоснабжения, не учитываются ни в расчетах с потребителями, ни в расчетах с ресурсоснабжающими организациями».

В данный момент на рассмотренные в настоящей статье решения судов подана кассационная жалоба в Арбитражный суд Московского округа. Жалоба принята к рассмотрению, заседание назначено на 26.07.2017. Подписчики информационной рассылки АКАТО будут проинформированы о решении кассационной инстанции по указанному делу.

 

Решение АС Московской области от 12.12.2016 по делу № А41-18008/16 > > >

Постановление 10 ААС от 17.04.2017 № 10АП-805/2017 по делу N А41-18008/16 > > >

 

****************************************************************************

Результаты рассмотрения кассационной жалобы > > >

****************************************************************************

 

acato.ru


Видеоматериалы

24.10.2018

Опыт пилотных регионов, где соцнормы на электроэнергию уже введены, показывает: граждане платить стали меньше

Подробнее...
23.10.2018

Соответствует ли вода и воздух установленным нормативам?

Подробнее...
22.10.2018

С начала года из ветхого и аварийного жилья в республике были переселены десятки семей

Подробнее...
22.10.2018

Столичный Водоканал готовится к зиме

Подробнее...
17.10.2018

Более 10-ти миллионов рублей направлено на капитальный ремонт многоквартирных домов в Лескенском районе

Подробнее...

Актуальные темы

13.05.2018

Формирование энергосберегающего поведения граждан

 

Подробнее...
29.03.2018

ОТЧЕТ о деятельности министерства энергетики, ЖКХ и тарифной политики Кабардино-Балкарской Республики в сфере государственного регулирования и контроля цен и тарифов в 2012 году и об основных задачах на 2013 год

Подробнее...
13.03.2018

Предложения организаций, осуществляющих регулируемую деятельность о размере подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на 2013 год

Подробнее...
11.03.2018

НАУЧИМСЯ ЭКОНОМИТЬ В БЫТУ

 
Подробнее...

inetpriem


<< < Ноябрь 2013 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

calc

banner-calc

.