Тепловое реле - конструкция и принцип работы. Устройство теплового реле


Подключение теплового реле: схема, видео, фото

У каждого мастера на все руки имеется пара задумок соорудить какой-либо станок, точильный, токарный или подъемник. Сегодня поговорим о важном элементе электропривода — тепловом реле, которое еще называют токовым или теплушкой. Данное устройство реагирует на величину тока через него проходящее и в случае превышения установленного значения производит переключение контактов, отключая привод или сигнализируя о внештатной ситуации. В одной из наших статей мы уже рассматривали типы теплушек и принцип их работы, а также по каким параметрам происходит выбор теплового реле. В этой статье мы рассмотрим, как производится установка и подключение теплового реле своими руками. Инструкция будет предоставлена со схемами, фото и видео примерами, чтобы вам были понятны все нюансы монтажа.

Что важно знать?

Чтобы не повторятся, и не нагромождать лишний текст, кратко изложу смысл. Токовое реле является обязательным атрибутом системы управления электроприводом. Данное устройство реагирует на ток, который проходит через него на двигатель. Оно не защищает электродвигатель от короткого замыкания, а только оберегает от работы с повышенным током, возникающим при перегрузке или нештатной работе механизма (например, клин, заедание, затирание и прочие непредвиденные моменты).

При выборе теплового реле руководствуются паспортными данными электродвигателя, которые можно взять с таблички на его корпусе, как на фото ниже:

Как видно на бирке, номинальный ток электродвигателя 13.6 / 7.8 Ампера, для напряжений 220 и 380 Вольт. Согласно правилам эксплуатации, тепловое реле необходимо выбирать на 10-20 % больше номинального параметра. От правильного выбора данного критерия зависит способность теплушки вовремя сработать и не допустить порчу электропривода. При расчете тока установки для приведенного на бирке номинала на 7.8 А, у нас получился результат 9.4 Ампера для токовой уставки аппарата.

При выборе в каталоге продукции нужно учесть, что данный номинал не был крайним на шкале регулировки уставки, поэтому желательно подобрать значение ближе к центру регулируемых параметров.К примеру, как на реле РТИ-1314:

Особенности монтажа

Как правило, установку теплового реле производят совместно с магнитным пускателем, который и осуществляет коммутацию и запуск электропривода. Однако существуют также и приборы с возможностью установки как отдельное устройство рядом на монтажной панели или DIN рейке, такие как ТРН и РТТ. Все зависит от наличия нужного номинала в ближайшем магазине, складе или в гараже в «стратегических запасах».

Наличие у теплового реле ТРН только двух входящих подключений не должно вас пугать, поскольку фазы три. Неподключенный провод фазы уходит с пускателя на двигатель, минуя реле. Ток в электродвигателе меняется пропорционально во всех трех фазах, поэтому контролировать достаточно любые две из них. Собранная конструкция, пускатель с теплушкой ТРН будет выгладить так: Или так с РТТ:

Реле снабжены двумя группами контактов нормально замкнутой и нормально открытой группой, которые подписаны на корпусе 96-95, 97-98. На картинке ниже структурная схема обозначения по ГОСТу:Давайте разберемся каким образом собрать схему управления которая бы отключала двигатель от сети при возникновении аварийной ситуации перегрузки или обрыва фазы. Из нашей статьи про подключение двигателя через магнитный пускатель, вы уже узнали некоторые нюансы. Если еще не успели ознакомится то просто перейдите по ссылке.

Рассмотрим схему из статьи в которой трехфазный двигатель вращается в одну сторону и управление включением осуществляется с одного места двумя кнопками СТОП И ПУСК.

Автомат включен и на верхние клеммы пускателя поступает напряжение. После нажатия на кнопку ПУСК, катушка пускателя А1 и А2 оказывается подключена к сети L2 и L3. В данной схеме используется пускатель с катушкой на 380 вольт, вариант подключения с однофазной катушкой 220 вольт ищите в нашей отдельной статье (ссылка выше).

Катушка включает пускатель и замыкаются дополнительные контакты No(13) и No(14), теперь можно отпустить ПУСК, контактор останется включенным. Данная схема называется «пуск с самоподхватом». Теперь для того чтобы отключить двигатель от сети необходимо обесточить катушку. Проследив по схеме путь тока, видим что это может произойти при нажатии СТОП или размыкании контактов теплового реле (выделен красным прямоугольником).

То есть, при возникновении внештатной ситуации, когда теплушка сработает, она разорвет цепь схемы и снимет пускатель с самоподхвата, обесточив двигатель от сети. При срабатывании данного устройства контроля тока, перед повторным запуском необходимо осмотреть механизм, для выяснения причины возникновения отключения, и не включать до ее устранения. Часто причиной срабатывания является высокая внешняя температура окружающего воздуха, данный момент необходимо учитывать при эксплуатации механизмов и их настройке.

Сфера применения в домашнем хозяйстве тепловых реле не ограничивается только самодельными станками и прочими механизмами. Правильно было бы использовать их в системе контроля тока насоса системы отопления. Специфика работы циркуляционного насоса в том, что на лопастях и улитке образуется известковый налет, который может стать причиной заклинивания мотора и выхода его из строя. Используя приведенные схемы подключения, можно собрать блок контроля и защиты насоса. Достаточно установить в цепи питания нужный номинал теплушки и подключить контакты.

Кроме того будет интересна схема подключения теплового реле через трансформаторы тока, для мощных двигателей, таких как насос системы водополива для дачных поселков или фермерских хозяйств. При установке трансформаторов в цепи питания, учитывается коэффициент трансформации, к примеру 60/5 это при токе через первичную обмотку в 60 ампер, на вторичной обмотке он будет равен 5А. Применение такой схемы позволяет сэкономить на комплектующих, при этом не потеряв в эксплуатационных характеристиках.

Как видно, красным цветом выделены трансформаторы тока, который подключены к реле контроля и амперметру для визуальной наглядности происходящих процессов. Трансформаторы подключены схемой звезда, с одной общей точкой. Такая схема не представляет из себя больших трудностей в реализации, поэтому вы можете самостоятельно ее собрать и подключить к сети.

Напоследок рекомендуем просмотреть видео, в котором наглядно показывается процесс подключения теплового реле к магнитному пускателю для защиты электродвигателя:

Вот и все, что вы должны знать о подключении теплового реле своими руками. Как вы видите, монтаж не представляет особой сложности, главное правильно составить схему подсоединения всех элементов в цепи!

Будет интересно прочитать:

samelectrik.ru

Тепловая защита электродвигателя. Электротепловое реле.

Здравствуйте уважаемые читатели сайта sesaga.ru. В предыдущей статье мы с Вами рассмотрели принципиальные схемы включения магнитного пускателя, обеспечивающие реверс вращения электродвигателя.

Продолжаем знакомиться с магнитным пускателем и сегодня рассмотрим типовые схемы подключения электротеплового реле типа РТИ, которое предназначено для защиты от перегрева обмоток электродвигателя при токовых перегрузках.

1. Устройство и работа электротеплового реле.

Электротепловое реле работает в комплекте с магнитным пускателем. Своими медными штыревыми контактами реле подключается к выходным силовым контактам пускателя. Электродвигатель, соответственно, подключают к выходным контактам электротеплового реле.

Внутри теплового реле находятся три биметаллические пластины, каждая из которых сварена из двух металлов, имеющих различный коэффициент теплового расширения. Пластины через общее «коромысло» взаимодействуют с механизмом подвижной системы, которая связана с дополнительными контактами, участвующими в схеме защиты электродвигателя:

1. Нормально-замкнутый NC (95 – 96) используют в схемах управления пускателем;2. Нормально-разомкнутый NO (97 – 98) применяют в схемах сигнализации.

Принцип действия теплового реле основан на деформации биметаллической пластины при ее нагреве проходящим током.

Под действием протекающего тока биметаллическая пластина нагревается и прогибается в сторону металла, имеющего меньший коэффициент теплового расширения. Чем больший ток будет протекать через пластину, тем сильнее она будет греться и прогибаться, тем быстрее сработает защита и отключит нагрузку.

Допустим, что электродвигатель подключен через тепловое реле и работает в нормальном режиме. В первый момент времени работы электродвигателя через пластины течет номинальный ток нагрузки и они нагреваются до рабочей температуры, которая не вызывает их изгиб.

По какой-то причине ток нагрузки электродвигателя стал увеличиваться и через пластины потек ток выше номинального. Пластины начнут сильнее греться и прогибаться, что приведет в движение подвижную систему и она, воздействуя на дополнительные контакты реле (95 – 96), обесточит магнитный пускатель. По мере остывания пластины вернутся в исходное положение и контакты реле (95 – 96) замкнутся. Магнитный пускатель опять будет готов к запуску электродвигателя.

В зависимости от величины протекающего тока в реле предусмотрена уставка срабатывания по току, влияющая на силу изгиба пластины и регулирующаяся поворотным регулятором, расположенным на панели управления реле.

Помимо поворотного регулятора на панели управления расположена кнопка «TEST», предназначенная для имитации срабатывания защиты реле и проверки его работоспособности до включения в схему.

«Индикатор» информирует о текущем состоянии реле.

Кнопкой «STOP» обесточивается магнитный пускатель, но как в случае с кнопкой «TEST», контакты (97 – 98) не замыкаются, а остаются в разомкнутом состоянии. И когда Вы будете задействовать эти контакты в схеме сигнализации, то учитывайте этот момент.

Электротепловое реле может работать в ручном или автоматическом режиме (по умолчанию стоит автоматический режим).

Для перевода в ручной режим необходимо повернуть поворотную кнопку «RESET» против часовой стрелки, при этом кнопка слегка приподнимается.

Предположим, что сработало реле и своими контактами обесточило пускатель.При работе в автоматическом режиме после остывания биметаллических пластин контакты (95 — 96) и (97 — 98) автоматически перейдут в исходное положение, тогда как в ручном режиме перевод контактов в исходное положение осуществляется нажатием кнопки «RESET».

Кроме защиты эл. двигателя от перегрузок по току, реле обеспечивает защиту и в случае обрыва питающей фазы. Например. При обрыве одной из фаз, электродвигатель, работая на оставшихся двух фазах, станет потреблять больше тока, отчего биметаллические пластины нагреются и реле сработает.

Однако электротепловое реле не способно защитить двигатель от токов короткого замыкания и само нуждается в защите от подобных токов. Поэтому при установке тепловых реле необходимо устанавливать в цепь питания электродвигателя автоматические выключатели, защищающие их от токов короткого замыкания.

При выборе реле обращают внимание на номинальный ток нагрузки электродвигателя, который будет защищать реле. В инструкции по эксплуатации, идущей в коробке, есть таблица, по которой выбирается тепловое реле для конкретной нагрузки:

Например.Реле РТИ-1302 имеет предел регулировки тока уставки от 0,16 до 0,25 Ампер. Значит, нагрузку для реле следует выбирать с номинальным током около 0,2 А или 200 mA.

2. Принципиальные схемы включения электротеплового реле.

В схеме с тепловым реле используют нормально-замкнутый контакт реле КК1.1 в цепи управления пускателем, и три силовых контакта КК1, через которые подается питание на электродвигатель.

При включении автоматического выключателя QF1 фаза «А», питающая цепи управления, через кнопку SB1 «Стоп» поступает на контакт №3 кнопки SB2 «Пуск», вспомогательный контакт 13НО пускателя КМ1, и остается дежурить на этих контактах. Схема готова к работе.

При нажатии на кнопку SB2 фаза через нормально-замкнутый контакт КК1.1 поступает на катушку магнитного пускателя КМ1, пускатель срабатывает и его все нормально-разомкнутые контакты замыкаются, а нормально-замкнутые размыкаются.

При замыкании контакта КМ1.1 пускатель встает на самоподхват. При замыкании силовых контактов КМ1 фазы «А», «В», «С» через контакты теплового реле КК1 поступают на обмотки электродвигателя и двигатель начинает вращение.

При увеличении тока нагрузки через силовые контакты термореле КК1, реле сработает, контакт КК1.1 разомкнется и пускатель КМ1 обесточится.

Если возникнет необходимость в простой остановке двигателя, то достаточно будет нажать на кнопку «Стоп». Контакты кнопки разорвутся, фаза прервется и пускатель обесточится.

На фотографиях ниже показана часть монтажной схемы цепей управления:

Следующая принципиальная схема аналогична первой и отличается лишь тем, что нормально-замкнутый контакт термореле (95 – 96) разрывает ноль пускателя. Именно эта схема получила наибольшее распространение из-за удобства и экономичности монтажа: ноль сразу заводят на контакт термореле, а со второго контакта реле бросают перемычку на катушку пускателя.

При срабатывании термореле контакт КК1.1 размыкается, «ноль» разрывается и пускатель обесточивается.

И в заключении рассмотрим подключение электротеплового реле в реверсивной схеме управления пускателем.

От типовой схемы она, как и схема с одним пускателем, отличается лишь наличием нормально-замкнутого контакта реле КК1.1 в цепи управления, и тремя силовыми контактами КК1, через которые запитывается электродвигатель.

При срабатывании защиты контакты КК1.1 разрываются и отключают «ноль». Работающий пускатель обесточивается и двигатель останавливается. При возникновении необходимости в простой остановке двигателя достаточно нажать на кнопку «Стоп».

Вот и подошел к логическому завершению рассказ о магнитном пускателе.Понятно, что только одних теоретических знаний мало. Но если Вы будете практиковаться, то сможете собрать любую схему с применением магнитного пускателя.

И уже по сложившейся традиции небольшой видеоролик о применении электротеплового реле.

Удачи!

sesaga.ru

Тепловое реле - конструкция и принцип работы :: SYL.ru

Тепловое реле - это электронный аппарат, созданный для того, чтобы защищать электродвигатели от токовых перегрузок. Есть несколько наиболее распространенных типов реле термических: ТРН, РТТ, ТРП, РТЛ. Перегрузки очень сильно влияют на долговечность электроэнергетического оборудования. Для любого объекта есть зависимость величины тока от продолжительности его протекания. Эта зависимость характеризует надежность и время эксплуатации того или иного оборудования. Если протекает ток, который больше, чем номинальный, то это создает дополнительное старение изоляции вследствие увеличения температуры.

Тепловое реле с биметаллической пластиной

Пластинка такого термического реле состоит из двух пластов. Один имеет большую температуру нагревания (большой температурный коэффициент), другой - меньшую. Эти две части скреплены друг с другом в местах прилегания за счет сварки или же за счет проката в раскаленном состоянии. Тепловое реле базируется именно на работе этой пластины. Если она разогревается, то происходит ее изгиб в сторону материала с самым маленьким коэффициентом температурного расширения. Наиболее распространена хромоникелевая сталь либо немагнитная. Биметаллическая пластина у такого прибора, как реле тепловое, нагревается за счет того, что под воздействием тока нагрузки выделяется тепло в пластинке. Часто для усиления нагрева изготавливают специальный дополнительный нагреватель. Такой процесс называется комбинированным нагревом. Пластинка греется и с помощью нагревателя, обтекаемого током нагрузки, и за счет тепла от тока, проходящего через биметалл. Прогибаясь под действием тепла, пластинка свободным концом влияет на контакты реле и размыкает его.

Тепловое реле и его основные свойства

Как уже было сказано выше, основная черта реле - зависимость времени его срабатывания от токов нагрузки (времятоковая характеристика). При проверке этих значений следует учитывать то, из какого именно состояния будет срабатывать реле: из прохладного или из перегретого. При выборе всех этих параметров нужно четко представлять то, какие функции будет выполнять то или иное защитное устройство.

Тепловое реле и параметры его выбора

Выбирают этот агрегат, исходя из номинальных значений тока, нагрузки и напряжения. Также необходимо учесть времятоковую характеристику. Нагрев пластины находится в непосредственной зависимости и от температуры окружающей среды, поэтому, если температура сильно отличается от номинальной, необходимо или подбирать другой нагревательный элемент, или проводить плавную дополнительную регулировку реле. Прогиб самой пластины - обычно медленный процесс. Поэтому пластинка воздействует на контактную систему через специальное ускоряющее устройство. Тепловое реле РТЛ, предназначенное для защиты непосредственно электродвигателей и генераторов, может обеспечивать защиту от несимметричных составляющих тока и от выпадения фазы. Электротепловые и термические РТЛ могут быть установлены как вместе с пускателями, так и отдельно.

www.syl.ru

Что такое тепловое реле

Для защиты электродвигателей переменного и постоянного тока от сильного перегрева, который возникает из-за долговременной перегрузки, применяется тепловое реле перегрузки.

Принцип действия данного устройства состоит в том, что при длительном, сильном перегреве, биметаллические пластины, находящиеся внутри реле разогреваются, возникает деформация, которая и воздействует на блок-контакты. После чего блок-контакты, при помощи контактора, полностью отключают электропитание потребителя.

Чтобы обеспечить гарантированную защиту электродвигателя не только от перегрузки тока, но и от перегрева необходимо осуществить оптимальную подборку теплового реле. В таком случае полностью исключается перекос фаз, заклинивание ротора, продолжительный затяжной пуск.

Всегда нужно помнить, что тепловое реле не обеспечивает защиту электродвигателя от короткого замыкания.

Как подобрать нужный вариант теплового реле

Подбор по значению тока производится исходя из запланированной нагрузки на электродвигатель. Поэтому реле должно выбираться таким образом, чтобы его ток был больше номинального значения тока электрического двигателя ориентировочно в 1,3-1,5 раза. Так будет обеспечена защита при наступлении перегрузки в пределах 25-30 %, продолжающейся 20-25 минут. Время нагревания электродвигателя целиком зависит от времени действия перегрузки тока.

При кратковременной перегрузке, происходит лишь нагрев обмотки двигателя, тогда как при длительной перегрузке нагревается вся его масса. В этих случаях время нагревания (постоянная нагрева) при кратковременной перегрузке составляет 10-15 минут, а при длительной – 40-60 минут. Поэтому тепловые реле применяют в тех случаях, когда электрическое устройство рассчитано на работу не менее 30 минут.

Время срабатывания полностью зависит от тока нагрузки. Также нужно учесть, что нагревательные элементы испытывают очень сильное воздействие от короткого замыкания.

Рассмотрим зависимость работы от температуры окружающего воздуха

Здесь можно наблюдать прямую зависимость нагрева биметаллической пластинки от наружной температуры. Если температура увеличивается – ток срабатывания реле уменьшается. При значительном увеличении температуры необходимо провести дополнительную регулировку устройства. Можно подобрать соответствующую биметаллическую пластинку. Чтобы уменьшить влияние температуры на ток срабатывания, при регулировке нужно устанавливать наибольшую температуру срабатывания. Нормальная работа реле и защищаемого устройства наилучшим образом обеспечивается при расположении их в одном помещении.

В настоящее время производится большое количество разных видов реле. Для того, чтобы сделать правильный выбор, а затем установить и отрегулировать устройство лучше всего воспользоваться услугами квалифицированного электротехника.

electric-220.ru

5.1.1.Устройство теплового реле типа трп.

Рис.3. Устройство теплового реле типа ТРП:

1 - Биметаллическая пластина; 2 - регулировочная ручка;3 - прыгающий контактный мостик; 4 - кнопка возврата;5 - нагреватель.

Биметаллическая пластина теплового реле ТРП имеет комбинированную систему нагрева. Пластина 1 нагревается как за счет нагревателя 5, так и за счет прохождения тока через саму пластину. При прогибе конец биметаллической пластины воздействует на прыгающий контактный мостик 3.

Тепловое реле ТРП позволяет иметь плавную регулировку тока срабатывания в пределах (±25% номинального тока уставки). Эта регулировка осуществляется ручкой 2, меняющей первоначальную деформацию пластины. Такая регулировка позволяет резко снизить число потребных вариантов нагревателя.

Возврат реле ТРП в исходное положение после срабатывания производится кнопкой 4. Возможно исполнение и с самовозвратом после остывания биметалла.

Высокая температура срабатывания (выше 200°С) уменьшает зависимость работы реле от температуры окружающей среды.

Установка теплового реле ТРП меняется на 5% при изменении температуры окружающей среды на КУС. Высокая ударо- и вибростойкость теплового реле ТРП позволяют использовать его в самых тяжелых условиях.

5.2.Тепловые реле ртл.

Реле тепловое РТЛ предназначено для обеспечения защиты электродвигателей от токовых перегрузок недопустимой продолжительности. Они также обеспечивают защиту от не симметрии токов в фазах и от выпадения одной из фаз. Выпускаются электротепловые реле РТЛ с диапазоном тока от 0.1 до 86 А. Тепловые реле РТЛ могут устанавливаться как непосредственно на пускатели ПМЛ, так и отдельно от пускателей (в последнем случае они должны быть снабжены клеммниками КРЛ). Разработаны и выпускаются реле РТЛ и клеммники КРЛ которые имеют степень защиты ІР20 и могут устанавливаться на стандартную рейку. Номинальный ток контактов равен 10 А.

5.3.Тепловые реле ртт.

Реле тепловые РТТ предназначены для защиты трехфазных асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором от перегрузок недопустимой продолжительности, в том числе возникающих при выпадении одной из фаз, а также от несимметрии в фазах. Реле РТТ предназначены для применения в качестве комплектующих изделий в схемах управления электроприводами, а также для встройки в магнитные пускатели серии ПМА в целях переменного тока напряжением 660В частотой 50 или 60Гц, в целях постоянного тока напряжением 440В.

5.3.1.Выбор теплового реле

Так как пускатель мы выбирали с тепловым реле, то тепловое реле у нас уже выбрано и автоматически выполняются все условия для нормальной работы реле.

Тепловое реле пускателя проверяется по времени tср срабатывания при пусковом токе двигателя, а номинальный ток нагревательного элемента Iн.нагрев теплового реле должен быть не меньше номинального тока двигателя. Для нормального пуска и защиты двигателя 1.5 tп >= tср > tп

6.Реле электротепловые токовые серии ртт

6.1.Общие сведения

Реле электротепловые токовые серии РТТ предназначены для защиты трехфазных электродвигателей с короткозамкнутым ротором от длительных перегрузок, а также от перегрузок, возникающих при обрыве одной из фаз.

Реле имеют исполнение для установки на металлических изоляционных панелях, рейках комплектного устройства и специальное исполнение для установки с пускателями серии ПМА (ТУ16 – 644.005 – 84). Трехполюсное исполнение реле, применение несменных нагревательных элементов и ускоренное срабатывание при обрыве фазы повышают надежность защиты электродвигателей по сравнению с однополюсными и двухполюсными исполнения реле.

studfiles.net

Тепловые реле — устройство, принцип действия, технические характеристики

Термические реле — это электронные аппараты, созданные для защитыэлектродвигателей от токовой перегрузки. Более всераспространенные типы термическихреле — ТРП, ТРН, РТЛ и РТТ.

Принцип деяния термических реле

Долговечность энергетического оборудования в значимой степени находится в зависимости от перегрузок, которым оно подвергается во время работы. Для хоть какого объекта можно отыскать зависимость продолжительности протекания тока от его величины, при которых обеспечивается надежная и долгая эксплуатация оборудования. Эта зависимость представлена на рисунке (кривая 1).

При номинальном токе допустимая продолжительность его протекания равна бесконечности. Протекание тока, большего, чем номинальный, приводит к дополнительному увеличению температуры и дополнительному старению изоляции. Потому чем больше перегрузка, тем кратковременнее она допустима. Кривая 1на рисунке устанавливается исходя из требуемой длительности жизни оборудования. Чем короче его жизнь, тем огромные перегрузки допустимы.

Время-токовые свойства термического реле и защищаемогообъекта

При безупречной защите объекта зависимость tср (I) для термического реле должна идти малость ни-же кривой для объекта.

Для защиты от перегрузок, более обширное распространение получили термические реле с биметаллической пластинкой.

Биметаллическая пластинка термического реле состоит из 2-ух пластинок, одна из которых имеет больший температурный коэффициент расширения, другая — наименьший. В месте прилегания друг к другу пластинки агрессивно скреплены или за счет проката в жарком состоянии, или за счет сварки. Если закрепить бездвижно такую пластинку и подогреть, то произойдет извив пластинки в сторону материала с наименьшим. Конкретно это явление употребляется в термических реле.

Обширное распространение в термических реле получили материалы инвар (маленькое значение a) и немагнитная либо хромоникелевая сталь (огромное значение a).

Нагрев биметаллического элемента термического реле может выполняться за счет тепла, выделяемого в пластинке током нагрузки. Очень нередко нагрев биметалла делается от специального нагревателя, по которому протекает ток нагрузки. Наилучшие свойства получаются при комбинированном нагреве, когда пластинка греется и за счет тепла, выделяемого током, проходящим через биметалл, и за счет тепла, выделяемого особым нагревателем, также обтекаемым током нагрузки.

Прогибаясь, биметаллическая пластинка своим свободным концом повлияет на контактную системутермического реле.

Время-токовые свойства термического реле

Основной чертой термического реле является зависимость времени срабатывания от тока нагрузки (времятоковая черта). В общем случае до начала перегрузки через реле протекает ток Iо, который нагревает пластинку до температуры qо.

При проверке времятоковых черт термических реле следуетучесть, из какого состояния (прохладного либо перегретого) происходитсрабатывание реле.

При проверке термических реле нужно подразумевать, чтонагревательные элементы термических реле термически неустойчивы при токах недлинногозамыкания.

Выбор термических реле

Номинальный ток термического реле выбирают исходя из номинальнойнагрузки электродвигателя. Избранный ток термического реле составляет (1,2 — 1,3)номинального значения тока электродвигателя (тока нагрузки), т. е.термическое релесрабатывает при 20- 30% перегрузке в течении 20 минут.

Неизменная времени нагрева электродвигателя находится в зависимости отпродолжительности токовой перегрузки. При краткосрочной перегрузке в нагревеучаствует только обмотка электродвигателя и неизменная нагрева 5 — 10 минут.При долговременной перегрузке в нагреве участвует вся масса электродвигателя ипостоянна нагрева 40-60 минут. Потому применение термических реле целенаправленотолько тогда, когда продолжительность включения больше 30 минут.

Воздействие температуры среды на работу термическогореле

Нагрев биметаллической пластинки термического реле находится в зависимости от температуры среды, потому с ростом температуры среды ток срабатыванияреле миниатюризируется.

При температуре, очень отличающейся от номинальной, нужно или проводить дополнительную (плавную) регулировкутермического реле, или подбирать нагревательный элемент с учетом реальной температуры среды.

Для того чтоб температура среды меньше оказывала влияние на ток срабатываниятермического реле, нужно, чтоб температура срабатывания выбиралась может быть больше.

Для правильной работы термический защиты реле лучше располагать в том же помещении, что и защищаемый объект. Нельзя располагать реле поблизости концентрированных источников тепла — нагревательных печей, систем отопления и т. д. В текущее время выпускаются реле с температурной компенсацией (серии ТРН).

Конструкция термических реле

Прогиб биметаллической пластинки происходит медлительно. Если с пластинкой конкретно связать подвижный контакт, то малая скорость его движения, не сумеет обеспечить гашение дуги, возникающей при выключении цепи. Потому пластинка действует на контакт через ускоряющее устройство. Более совершенным является «прыгающий» контакт.

В обесточенном состоянии пружина 1 делает момент относительно точки 0, замыкающий контакты 2. Биметаллическая пластинка 3 при нагреве изгибается на право, положение пружины меняется. Она делает момент, размыкающий контакты 2 за время, обеспечивающее надежное гашение дуги.Современные контакторы и пускатели оснащаются с термическими реле ТРП (одно-фазное) и ТРН (двухфазное).

Термические реле ТРП

Термические токовые однополюсные реле серии ТРП с номинальными токами термических частей от 1 до 600 А предусмотрены приемущественно для защиты от недопустимых перегрузок трехфазных асинхронных электродвигателей, работающих от сети с номинальным напряжением до 500 В при частоте 50 и 60 Гц.Термические реле ТРП на токи до 150 А используют в сетях неизменного тока с номинальным напряжением до 440 В.

Устройство термического реле типа ТРП

Биметаллическая пластинка термического реле ТРП имеет комбинированную систему нагрева. Пластинка 1 греется как за счет нагревателя 5, так и за счет прохождения тока через саму пластинку. При прогибе конец биметаллической пластинки повлияет на прыгающий контактный мостик 3.

Термическое реле ТРП позволяет иметь плавную регулировку тока срабатывания в границах (±25% номинального тока уставки). Эта регулировка осуществляется ручкой 2, меняющей первоначальную деформацию пластинки. Такая регулировка позволяет резко понизить число надобных вариантов нагревателя.

Возврат реле ТРП в начальное положение после срабатывания делается кнопкой 4. Может быть выполнение и с самовозвратом после остывания биметалла.

Высочайшая температура срабатывания (выше 200°С) уменьшает зависимость работы реле от температуры среды.

Уставка термического реле ТРП изменяется на 5% при изменении температуры среды на КУС.

Высочайшая ударо- и вибростойкость термического реле ТРП позволяют использовать его в самых томных критериях.

Термические реле  РТЛ

Реле термическое РТЛ создано для обеспечения защиты электродвигателей от токовых перегрузок недопустимой длительности. Они также обеспечивают защиту от не симметрии токов в фазах и от выпадения одной из фаз. Выпускаются электротепловые релеРТЛ с спектром тока от 0.1 до 86 А.

Термические реле РТЛ могут устанавливаться как конкретно на пускатели ПМЛ, так и раздельно от пускателей (в последнем случае они должны быть снабжены клеммниками КРЛ). Разработаны и выпускаются реле РТЛ и клеммники КРЛ которые имеют степень защиты ІР20 и могут устанавливаться на стандартную рейку. Номинальный ток контактов равен 10 А.

Термические реле РТТ

Реле топловые РТТ созданы для защиты трехфазных асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором от перегрузок недопустимой длительности, в том числе возникающих при выпадении одной из фаз, также от несимметрии в фазах.

Реле РТТ созданы для внедрения в качестве девайсов изделий в схемах управления электроприводами, также для встройки в магнитные пускатели серии ПМА в целях переменного тока напряжением 660В частотой 50 либо 60Гц, в целях неизменного тока напряжением 440В.

elektrica.info

Тепловое реле для электродвигателя - принцип работы, устройство

 

В магнитных пускателях нередко устанавливают такие устройства, как тепловое реле. Они нужны для того, чтобы осуществить защиту питаемой через пускатель цепи (чаще всего это электродвигатели).

В состав такого реле входит четыре основных части:

  • нагреватель, который подключается в контролируемую цепь последовательно;
  • пластина из биметалла;
  • рычажно-пружинная система;
  • контакты.

Принцип работы теплового реле

При прохождении по нагревателю тока, который превышает рабочий ток контролируемой цепи, происходит нагрев биметаллической пластины, которая, изгибаясь, давит на регулирующий винт, заставляя выйти из зацепления защелку.

В результате этого, воздействие пружины поднимает рычаг и размыкает контакты, разрывая, тем самым, управляющую цепь пускателя. Такие устройства имеют специальную кнопку, служащую для возврата реле в первоначальное состояние.

Для того, чтобы на работу устройства не влияла окружающая температура, в нем имеется еще одна пластина из биметалла, но направленная навстречу рабочей. Она называется компенсатором.

Магнитные пускатели типов пме-100 и 200, а также устройства типа пае-300 имеют реле типа РТН. Это модуль двухфазного типа, имеющий ручной возврат и термокомпенсацию. Они имеют косвенный нагрев биметалла и сменные нагреватели, рассчитанные под номинал тока до 40 ампер.

Уставка срабатывания устройства регулируется путем поворота эксцентрика, приближающего (либо удаляющего) термокомпенсатор к защелке. Шкала регулировки уставок имеет градуировку, в которой каждое деление соответствует 5%-ной величине номинала тока.

В то же время, не стоит забывать и про то, что биметаллические пластины прогибаются достаточно медленно, что может служить причиной появления дуги.

Чтобы исключить этот эффект, конструкция реле предусматривает наличие устройства, ускоряющего размыкание. Лучшим из таких устройств по праву считается «прыгающий контакт». Некоторые варианты термореле способны выполнять защиту не только от перегрузки, но и от фактов исчезновения одной из питающих фаз. Устанавливаться эти реле могут как внутри пускателя, так и на особой крепежной рейке.

Эти устройства имеют довольно большой разброс токов термоэлемента (он составляет 1-600 ампер). По этому, выбирая устройство тепловой защиты, следует руководствоваться номиналом нагрузочного тока защищаемой цепи (обычно это электромотор). В основном, ток сработки термореле выбирается в таких пределах, чтобы он был процентов на 20-30 выше номинального тока защищаемой цепи.

Это связано с тем, что при превышении рабочего тока в 1,2-1,3 раза «термушка» сработает в течении 20 минут. Это стало, так же, причиной того, что «термушки» используются только в тех случаях, когда длительность непрерывной работы оборудования (чаще всего это электродвигатели) составляет более 30 минут.

Само собой разумеется, что регулировать термореле необходимо в тех условиях, в которых ему предстоит работать. При этом, необходимо избегать средств, дающих концентрированное тепло (отопительных систем, нагревательных печей и пр.).

Я привел общее описание тепловых реле. В следующих своих статьях я коснусь некоторых их конкретных моделей (линейка РТТ и РТЛ), чтобы дать вам представление о том, что это такое и чем они различаются.

Пишите комментарии, дополнения к статье, может я что-то пропустил. Загляните на карту сайта, буду рад, если вы найдете на моем сайте еще что-нибудь полезное. Всего доброго.

podvi.ru


Видеоматериалы

24.10.2018

Опыт пилотных регионов, где соцнормы на электроэнергию уже введены, показывает: граждане платить стали меньше

Подробнее...
23.10.2018

Соответствует ли вода и воздух установленным нормативам?

Подробнее...
22.10.2018

С начала года из ветхого и аварийного жилья в республике были переселены десятки семей

Подробнее...
22.10.2018

Столичный Водоканал готовится к зиме

Подробнее...
17.10.2018

Более 10-ти миллионов рублей направлено на капитальный ремонт многоквартирных домов в Лескенском районе

Подробнее...

Актуальные темы

13.05.2018

Формирование энергосберегающего поведения граждан

 

Подробнее...
29.03.2018

ОТЧЕТ о деятельности министерства энергетики, ЖКХ и тарифной политики Кабардино-Балкарской Республики в сфере государственного регулирования и контроля цен и тарифов в 2012 году и об основных задачах на 2013 год

Подробнее...
13.03.2018

Предложения организаций, осуществляющих регулируемую деятельность о размере подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на 2013 год

Подробнее...
11.03.2018

НАУЧИМСЯ ЭКОНОМИТЬ В БЫТУ

 
Подробнее...

inetpriem


<< < Ноябрь 2013 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

calc

banner-calc

.