Методическая разработка на тему: Проект открытого урока по электротехнике. Тема:»Электрические измерения. Электроизмерительные приборы».
Проект открытого урока (методическая разработка )
Дисциплина: Электротехника и электроника
Тема: «Электрические измерения. Электроизмерительные приборы».
Тип урока: Изучение нового материала (комбинированный)
Цели:
Дидактические:
— изучить методы измерений электрических параметров электрических цепей, погрешности измерений,
конструкции и принцип действия электроизмерительных приборов различных систем;
— развитие умений анализировать ситуации, проблемы, предлагать варианты решений проблемы, выбирать лучшее;
— развитие навыков работы в коллективе, отстаивания своего мнения, умения презентации результатов.
Методические:
— исследовать особенности проведения занятий с использованием электронного оборудования
Методы обучения: фронтальная, групповая работа, беседа.
Оснащение: комплект учебной документации , мультимедийная установка, рабочие тетради.
Межпредметные связи: математика, электрооборудование автомобилей
Структура урока
!.Организационный момент 5мин
2. Актуализация знаний 12мин
3. Изучение нового материала. Самостоятельная работа в группах 30мин
4. Презентация результатов работы групп. 30мин
5. Контроль 10мин
5. Итоги урока. 3мин
Литература:
- М.В.Гальперин.Электротехника и электроника.2010
- И.А.Данилов, П.М.Иванов.Общая электротехника с основами электроники. М.2013.
- М.В.Немцов, М.Л.Немцова. Электротехника и электроника.М.Академия.2015
- п/р Б.И.Петленко. Электротехника и электроника.М.2005.
- В.С.Попов,С.А.Николаев.Общая электротехника с основами электроники.М.2005
- Ю.Г.Синдеев.Электротехника с основами электроники.Ростов-на-Дону.Феникс.2014
- В.М.Прошин.Электротехника для неэлектротехнических профессий.М.Академия.2014
- В.И.Полещук.Задачник по электротехнике и электронике.М.Академия.2010
- — http://elib.ispu.ru/library/electro1/index.htm
- — http://ftemk.mpei.ac.ru/elpro/
Технологическая карта урока
Этапы | Время | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемый результат |
1. Орг. момент 2.Актуализация знаний. Прежде, чем изучать новую тему, необходимо вспомнить такие вопросы: — назвать основные параметры эл. цепей; — электромагнитные явления. Беседа. Органы чувств человека не могут непосредственно наблюдать электрические величины ( ток, напряжение,мощность…). Этим определяется большое значение эл. измерений. Особую важность приобретают электроизмерительные приборы с ростом автоматизации и роботизации производственных процессов, с необходимостью передачи и измерения информации на расстоянии (телеметрия)- в океане, космосе. Электроизмерительные приборы также служат для измерения неэлектрических величин. Например, на автомобилях установлено много контрольно-измерительных приборов, которые определяют: — скорость движения автомобиля, — частоту вращения коленчатого вала двигателя, — количество топлива в баке, — температуру охлаждающей жидкости … Таким образом, можно сделать вывод: сейчас от специалистов требуется повышение знаний теории и практики электрических измерений и электроизмерительной техники. 3 Изучение нового материала. Самостоятельная работа в группах. Вначале проводится фронтальная работа по изучению материала с помощью слайдов, проецируемых на экран ( слайды 1…5) (см приложения). Затем демонстрируется слайд 6, на котором представлены рисунки электроизмерительных приборов четырех систем: электромагнитной, магнитоэлектрической, электродинамической и индукционной и сообщается, что именно приборы этих систем необходимо изучить сегодня. Раздается учебный материал (таблицы) для самостоятельной работы в группах.
4. Презентация результатов работы групп. 5. Контроль знаний. 6. Итоги урока. | 5мин 12мин 30мин 30мин 10мин 3мин | Проверяет готовность к уроку. Сообщает тему и план урока. Задает вопросы. Проводит беседу. Демонстрирует слайды1…5, ставит вопросы и объясняет материал по вопросам. Демонстрирует слайд 6, сообщает, что самостоятельная работа будет проводиться по таблицам (см. приложение) в соответствии с этим слайдом. Раздает таблицы для групп (в целях экономии времени группы формируются до занятия). Консультирует. Слушает, задает вопросы, уточняет. Раздает карточки с заданием. Проводит тест (см. приложение). Организует контроль: — расшифровать условные обозначения на шкале прибора; — выполнить тест. Обобщает результаты работы, анализирует. В конце демонстрируется на экране заполненная таблица с данными о приборах. | Слушают, делают записи в тетрадях Отвечают на вопросы Участвуют в беседе, отвечают на вопросы. Изучают материал, отвечают на вопросы, делают записи в тетрадях. Выбирают спикера. Работают в группах: изучают учебный материал, анализируют, заполняют таблицу «Данные аналоговых ЭИП», (см. приложение), составляют тезисы выступления, оформляют таблицу «Оценка работы групп» (см приложение). Могут попросить дополнительную информацию, консультацию) Спикеры групп выступают с результатами работы. Остальные учащиеся слушают, анализируют, заполняют таблицу данных о приборах. Выполняют задание по карточкам. Выполняют тест. Самоанализ. Самооценка. | Формиро-вание общих компетен ций |
ПРИЛОЖЕНИЯ.
1.Слайд1.
Электрические измерения – это нахождение параметров электрических величин опытным путем при помощи специальных средств.
Средства измерения
Меры Измерительные Измерительные Измерительные Измерительно-
Приборы преобразователи системы вычислительные
Комплексы
2. Слайд 2.
Виды измерений:
— прямые (по показаниям приборов)
— косвенные (значение измеряемой величины определяется на основе прямых измерений
других величин )
— совместные (прямые+косвенные)
3. Слайд 3.
Погрешности измерений:
— абсолютная – разность между измеренным и действительным значениями измеряемой
величины
— относительная – отношение абсолютной погрешности к действительному значению
измеряемой величины
— приведенная — отношение максимальной абсолютной погрешности к номинальному значению прибора
Приведенная погрешность определяет класс точности прибора. Существует 8 классов точности
электроизмерительных приборов:
0,05; 01; 0,2; 0,5; 1; 1,5; 2,5; 4
4. Слайд 4 (вариант на доске)
Пример расчета погрешности измерений
Дано: амперметр с классом точности 4 имеет шкалу с номинальным значением АНОМ=15А.
Рассчитать: максимальную абсолютную погрешность измерений.
Расчет
Класс точности прибора – это приведенная погрешность =100%, откуда абсолютная погрешность
равна: ΔА=γ АНОМ/100%= 4х15/100=0,64. Таким образом, погрешность при измерениях может быть ΔА=+о,6А.
5. Слайд5
Для изображения ЭИП в электрических схемах применяют условные обозначения по признаку измеряемой величины. Эти обозначения помещают на самих приборах вместе с другими данными: единица измеряемой величины, класс точности, род тока, рабочее положение прибора, товарный знак завода-изготовителя.
На таблице 1 показаны условные обозначения на шкалах ЭИП.
Электроизмерительные приборы классифицируют по нескольким признакам:
— по измеряемой величине
— по роду тока
— по системе
— по классу точности
— по условиям эксплуатации
— по степени защищенности
Таблица 2 отображает эти сведения.
6. Слайд 6.
На слайде изображены рисунки электроизмерительных приборов четырех систем и описание их.
7. Таблица 1 — Классификация электроизмерительных приборов
Признак классификации | Тип приборов |
По роду измеряемой величины | Амперметр, вольтметр, ваттметр, счетчик, фазометр, частотомер, омметр |
По роду тока | Приборы: — постоянного тока — переменного тока — постоянного и переменного тока |
По принципу действия | Системы: — электромагнитная — магнитоэлектрическая — электродинамическая — индукционная — ферродинамическая — выпрямительная |
По классу точности | Классы точности: 0,05; 0,1; 0,2; 0,5; 1; 1,5; 2,5; 4 |
По условиям эксплуатации | Группы: А- для сухих отапливаемых помещений Б- для закрытых неотапливаемых помещений В- для полевых, морских условий Г- в условиях тропического климата |
По устойчивости к механическим воздействиям | Приборы обыкновенные, вибропрочные, ударопрочные |
8. Тест
Билет №
№ | Вопрос | Ответ |
1 | Как обозначаются приборы магнитоэлектрической системы? | а) б) в) г) |
2 | Для какой из систем приборов неправильно указано явление, на котором Основан принцип ее действия | а) на взаимодействии проводников с током и магнитного поля б) на взаимодействии проводников с током в) на явлении самоиндукции г) на взаимодействии магнитных полей и вихревых токов |
3 | Прибор А Прибор В
Наибольшая абсолютная погрешность : ΔUA MAX=ΔUB MAX Номинальные величины приборов: UH A=450В UH B=250В Какой прибор точнее? | а) прибор А б) прибор В в) приборы одинаковой точности |
4 | Какой системы приборы больше всего подвержены влиянию внешних магнитных полей? | а) магнитоэлектрической б) электромагнитной в) ферродинамической г) индукционной |
5 | Какая измерительная система может использоваться для измерений эл. тока, напряжения, мощности? | а) магнитоэлектрическая б) электромагнитная в) электродинамическая |
9. Таблица2 — Данные аналоговых ЭИП
Система | Обозначение системы | Род тока | Область применения | На каком явлении основан принцип действия прибора | Расширение пределов измерения | Достоинства | Недостатки |
10. Образец выполненной таблицы
Система | Обозначение системы | Род тока | Область применения | На каком явлении основан принцип действия прибора | Расширение пределов измерения | Достоинства | Недостатки |
Магнито- электрическая | постоянный | А, V,Ω | Взаимодействие проводника с током и магнитного поля | Шунт, добавочное сопротивление | |||
Электро- магнитная | переменный | A,V, f | Взаимодействие магнитного поля и ферромагнитного сердечника | Добавочное сопротивление, трансформатор тока, трансформатор напряжения | |||
Электродинамическая | Постоянный переменный | A.V,W | Взаимодействие проводников с токами | Добавочное сопротивление, трансформатор тока, трансформатор напряжения | |||
Ферродинамическая | Постоянный переменный | W, cosφ, f | Взаимодействие проводников с токами с усилением магнитного поля за счет ферромагнитного сердечника | Добавочное сопротивление, трансформатор тока, трансформатор напряжения | |||
Индукционная | переменный | счетчик | Взаимодействие вихревых токов с вращающимся магнитным полем | Трансформатор тока, трансформатор напряжения |
Курс лекций «Средства измерения электрических величин»
(Электронный
вариант)
Введение
«Три пути ведут к познанию:
путь размышления – самый благородный;
путь подражания – самый легкий;
путь опыта – самый трудный»
Конфуций
В современном
обществе нет такой области научной,
технической и иной деятельности
человека, в которой можно было бы обойтись
без измерения физических величин. Общий
уровень развития науки и техники,
технический прогресс во всех отраслях
народного хозяйства всегда определялся
и определяется уровнем развития
измерительной техники, которая является
источником самой объективной информации
об окружающем материальном мире.
Среди всех видов
измерительной техники главная роль
принадлежит технике электрических
измерений в силу ее универсальности,
автоматизации и компьютеризации,
передачи измерительной информации на
любые расстояния. Электрическими
измерениями охватываются измерения
всех электрических величин, магнитных
величин и практически любых неэлектрических
величин.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………1
Раздел 1 основы метрологии……………………………………… 3
Раздел 2 средства измерений……………………………..
Измерительные
преобразователи электрических величин………
Электромеханические
приборы…………………….…………………
Измерительные
мосты…………………………………………………….
Электронные
приборы………………………………………………………………..
Электронные
вольтметры………………………………………………………..
Электронно-лучевые
осциллографы…………….……………………
ЭЛО (технологии
измерений)…………………….…………………….
Генераторы
сигналов………………………………………………………………..
Цифровые
приборы……………………………….…………………….
Раздел 3 методика выполнения измерений……………
РАЗДЕЛ 1 ОСНОВЫ
МЕТРОЛОГИИ
1
ВВЕДЕНИЕ В МЕТРОЛОГИЮ
Основные
понятия
Метрология –
наука об
измерениях, методах, средствах обеспечения
их единства и способах достижения
требуемой точности (ГОСТ 16263-70).
Разделы метрологии:
научно-теоретическая
метрология;законодательная
метрология;прикладная
метрология.
Измерение – это
нахождение значения физической величины
(ФВ)
опытным путем с
помощью специальных технических средств
(ГОСТ 16263-70).
Средство
измерений (СИ)
– техническое средство, используемое
при измерении и имеющее нормированные
метрологические свойства (ГОСТ 16263-70).
Виды
измерений
–
измеряемая величина
находится непосредственно по показанию
прибора.
Пример:
–
измеряемая величина
находится по известной зависимости от
других величин, измеренных прямым
способом.
Пример:
Применяют:
при
отсутствии приборов прямого измерения;при
невозможности применения приборов
прямого измерения;если
можно получить более высокую точность.
Классы точности
Учебно-методический материал по теме: Электротехнические измерения
Министерство образования и науки Калужской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Калужской области «Сосенский радиотехнический техникум»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП4 Электротехнические измерения
(индекс, наименование)
Преподаватель_______________________Грачева Ольга Анатольевна_____________________________________________________________
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Преподаватель______________________Грачева Ольга Анатольевна________________________________________________
Учебная дисциплина__ОП04___ Электротехнические измерения ___________________________________________________
(индекс, наименование)
_____________________________________________________________________________________________________________
Коды формируемых компетенций_______ОК 1 — 10__ ПК 1.1; ПК 1.5; ПК 2.1; ПК 2.3_____________________________________
Специальность (профессия)_____230113.51 Компьютерные системы и комплексы________________________________ (код, наименование, уровень подготовки для СПО)
Министерство образования и науки Калужской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Калужской области
«Сосенский радиотехнический техникум»
УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебной (учебно-производственной) работе | УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебной (учебно-производственной) работе | УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебной (учебно-производственной) работе | УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебной (учебно-производственной) работе |
_______/________/ «__»______20__г. | _______/________/ «__»______20__г. | _______/________/ «__»______20__г. | _______/________/ «__»______20__г. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Преподаватель___________Грачева Ольга Анатольевна____________________________________________________
Учебная дисциплина____ОП04_ Электротехнические измерения ____________________________________________
(наименование учебной дисциплины)
Специальность (профессия)_______ 230113.51 Компьютерные системы и комплексы____________________________
(код и наименование)
Составлен в соответствии с рабочей программой дисциплины, утвержденной
________________________________________________________________________________________________________
группа_______КСК21____________________________________________________________________________________
Рассмотрен на заседании предметной (цикловой) комиссии__________________________________________________
Протокол от «__»_______________20___г. №_____
Председатель предметной (цикловой) комиссии __________/______________
Протокол от «__»_______________20___г. №_____
Председатель предметной (цикловой) комиссии __________/______________
Протокол от «__»_______________20___г. №_____
Председатель предметной (цикловой) комиссии __________/______________
Протокол от «__»_______________20___г. №_____
Председатель предметной (цикловой) комиссии __________/______________
Объем учебной дисциплины в виду учебной работы
Таблица 1
Курс, семестр | Учебная нагрузка обучающихся (час.) | ||||||
Максимальная учебная нагрузка | Самостоятельная работа обучающихся | Обязательная аудиторная нагрузка | |||||
Всего часов | в т.ч. | ||||||
теоретические занятия | лабораторные работы | практические занятия | курсовая работа (проект) (для СПО) | ||||
3 курс 6 семестр | 132 | 44 | 88 | 54 | 34 | ||
Всего | 132 | 44 | 88 | 54 | 34 |
Содержание обучения по учебной дисциплине
Таблица 2
№ занятия | Наименование разделов, тем, занятий | Обязательная учебная нагрузка | Материально- техническое и информационное обучения (№ позиций из таблиц 2а, 2б, 2в) | Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся | Формы и методы контроля | ||||
Количе | Вид занятий | Календарные сроки изучения (месяц) | Вид задания | информацион обучения (№ позиций из таблиц 2б, 2в) | Количество часов | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Раздел 1 Государственная система обеспечения единства измерений | Работа с литературой, конспектом | ОИ1-ОИ4 ИР1 | 5 | ||||||
1 | Тема 1.1 Основные виды и методы измерений, их классификация | 4 | лекция | январь | 1-6 ОИ1-ОИ4 | Устный опрос, ОЛК (опорно-логический контроль) | |||
2 | Тема 1.2 Метрологические показатели средств измерения | 4 | лекция | январь | 1-6 ОИ1-ОИ4 | Устный опрос, | |||
3 | Практическая работа №1 Обработка результатов измерения. | 4 | Практическая работа | январь | Выполнение и защита работы | ||||
Раздел 2 Приборы формирования стандартных импульсных сигналов | Работа с литературой, конспектом | ОИ1-ОИ4 ИР1 | 6 | ||||||
4 | Тема 2.1 Измерительные генераторы, датчики шума и вибраций. | 6 | лекция | февраль | 1-6 ОИ1-ОИ4 | Устный опрос, ОЛК | |||
5 | Лабораторные работы | 6 | |||||||
1 Исследование низкочастотного генератора. | 2 | лабораторная работа | февраль | Выполнение и защита работы | |||||
2 Исследование низкочастотного генератора. | 2 | лабораторная работа | февраль | ||||||
3 Исследование импульсного генератора. | 2 | лабораторная работа | февраль | ||||||
Раздел 3 Измерение тока, напряжения, мощности | Работа с литературой, конспектом | ОИ1-ОИ4 ИР1 | 9 | ||||||
6 | Тема 3.1 Измерение постоянного тока и напряжения измерительными приборами | 12 | лекция | февраль | 1-6 ОИ1-ОИ4 | Устный опрос, ОЛК | |||
7 | Лабораторные работы | 6 | |||||||
Измерение параметров электрических сигналов комбинированным прибором. | 2 | лабораторная работа | март | Выполнение и защита работы | |||||
Изучение электронного вольтметра. | 2 | лабораторная работа | март | ||||||
Изучение цифрового вольтметра. | 2 | лабораторная работа | март | ||||||
Раздел 4 Исследование формы сигналов | Работа с литературой, конспект | ОИ1-ОИ4 ИР1 | 6 | ||||||
8 | Тема 4.1 Типы осциллографов, способы отсчёта напряжения и временных интервалов электрических сигналов | 8 | лекция | март | 1-6 ОИ1-ОИ4 | Тестирование, устный опрос, ОЛК | |||
Лабораторные работы | 4 | ||||||||
Измерение параметров синусоидальных сигналов с однолучевым осциллографом. Измерение параметров импульсных сигналов с однолучевым осциллографом. | 2 | лабораторная работа | апрель | Выполнение и защита работы | |||||
Измерение параметров электрических сигналов с двухлучевым осциллографом. | 2 | лабораторная работа | апрель | ||||||
6 | Раздел 5 Измерение параметров сигналов | Работа с литературой, конспектом | 6 | ||||||
7 | Тема 5.1 Измерение частоты, временных интервалов, сдвига фаз и параметров модулированных сигналов | 4 | лекция | апрель | 1-6 ОИ1-ОИ4 | Устный опрос, ОЛК | |||
8 | Лабораторные работы | 8 | |||||||
Измерение частоты электрических сигналов с частотомером. | 2 | лабораторная работа | апрель | Выполнение и защита работы | |||||
Измерение интервалов времени электрических сигналов с генератора. | 2 | лабораторная работа | май | ||||||
Измерение сдвига фаз электрических сигналов синусоидальной формы. | 2 | лабораторная работа | май | ||||||
Измерение коэффициента амплитудной модуляции. | 2 | лабораторная работа | май | ||||||
Раздел 6 Измерение параметров и характеристик электрорадиотехнических цепей и компонентов | Работа с литературой, конспектом | ОИ1-ОИ4 ИР1 | 9 | ||||||
9 | Тема 6.1 Измерение параметров и характеристик электрорадиотехнических цепей и компонентов | 10 | лекция | май | 1-6 ОИ1-ОИ4 | Устный опрос, ОЛК | |||
10 | Лабораторные работы | 8 | |||||||
Измерение сопротивления с измерителем Е7-11. | 2 | лабораторная работа | май | Выполнение и защита работы | |||||
Измерение ёмкости и индуктивности с измерителем Е7-11. | 2 | лабораторная работа | май | ||||||
Измерение параметров полупроводниковых диодов и стабилизаторов. | 2 | лабораторная работа | июнь | ||||||
Измерение параметров транзисторов Измерение параметров микросхем. | 2 | лабораторная работа | июнь | ||||||
Раздел 7 Влияние измерительных приборов на точность измерений | Работа с литературой, конспектом | ОИ1-ОИ4 ИР1 | 1 | ||||||
11 | Тема 7.1 Влияние измерительных приборов на точность измерений | 2 | лекция | июнь | 1-6 ОИ1-ОИ4 | Устный опрос, ОЛК | |||
Раздел 8 Автоматизация электрорадиоизмерений | Работа с литературой, конспектом | ОИ1-ОИ4 ИР1 | 2 | ||||||
12 | Тема 8.1 Автоматизация электрорадиоизмерений | 4 | лекция | июнь | 1-6 ОИ1-ОИ4 | Устный опрос, ОЛК | |||
ИТОГО — экзамен | 132 | ||||||||
Лекции | 54 | ||||||||
Лабораторные и практические работы | 34 | ||||||||
Самостоятельные работы | 44 |
Материально-техническое обеспечение обучения
Таблица 2а
№ п/п | Материально-техническое обеспечение обучения |
1 | 2 |
1 | Рабочие места по количеству обучающихся |
2 | Рабочее место преподавателя, оборудованное персональным компьютером с необходимым программным обеспечением общего и профессионального назначения |
3 | Комплект учебно-методической документации |
4 | Наглядные пособия, раздаточный материал |
5 | Персональный компьютер |
6 | Мультимедиа проектор |
Информационное обеспечение обучения
Основные источники ОИ:
Таблица 2б
№ п/п | Наименование | Автор(ы) | Издательство, год издания |
ОИ 1 | Электротехнические измерения | Хромоин П.К. | Форум – ИНФРА – М, 2008. |
ОИ 2 | Электрорадиоизмерения | Шишмарев.В.Ю, В.И. Шанин. | 2-е изд. М.: ИЦ «Академия» 2009. |
ОИ 3 | Средства измерений | Шишмарев.В.Ю | 2-е изд. М.: ИЦ «Академия» 2010. |
ОИ 4 | Электронные методические материалы для студентов по дисциплине | Грачева О.А. | Сосенский, СРТ |
Интернет-ресурсы
ИР1 www.radiobibkioteka.ru – книги и журналы по радиоэлектронике
Измерения электрических и магнитных величин Курс лекций
16л.+6л.р.+24пр.
Введение. Основные термины и определения.
В 40-х годах XVIII в. основоположник русской
науки Михаил Васильевич Ломоносов и
его коллега академик Г. В. Рихман
совместно проводили работу по изучению
атмосферного электричества. Приступая
к систематическим исследованиям по
электричеству, Г. В. Рихман сразу же
обратил внимание на необходимость
измерений, и в самом начале
экспериментальных исследований по
электричеству ему удалось сконструировать
первый в мире электроизмерительный
прибор — «указатель электрической силы».
Впервые этот прибор был представлен Г.
В. Рихманом общему собранию Петербургской
Академии наук 29 марта 1745 г.
В ту эпоху никаких электроизмерительных
приборов еще не было и исследования
физиков по электричеству являлись
только качественными. Выдающийся
экспериментатор Г. В. Рихман обогатил
науку весьма важным изобретением.
«Указатель электрической силы» (рис.
1) представлял собой льняную нить 1,
укрепленную на металлической стойке
2. У основания стойки помещался
деревянный квадрант 3 немного большего
радиуса, чем длина нити. Если стойку 2
соединить с наэлектризованным телом,
то вследствие одноименной электризации
стойки и нити последняя будет отталкиваться
от стойки. По величине отклонения нити,
которое измеряется по шкале на деревянном
квадранте, можно судить об «электрической
силе», являющейся во времена Ломоносова
характеристикой электрических
явлений.
Этот прибор, предназначенный Рихманом
для изучения атмосферного электричества,
явился первым электроизмерительным
прибором — родоначальником электрометров,
измеряющих разность потенциалов, хотя
понятие потенциала было установлено
значительно позднее.
Рис. 1. «Указатель электрической силы»
Г. В. Рихмана — первый электрометр
Изучая грозы, Ломоносов предложил весьма
оригинальный прибор для определения
максимальной «электрической силы».
Этот прибор содержал очень важную часть
— пружину для создания противодействующего
момента.
Вторая половина XVIII в. характерна многими
открытиями в области статического
электричества. Для исследования
количественной стороны электрических
явлений Ш. Кулон вслед за Ломоносовым
и Рихманом построил и применил
измерительный прибор — «крутильные
весы».
Конец XVIII и начало XIX столетия ознаменовались
крупными событиями в истории изучения
электричества. Опыты Л. Гальвани и
исследования А. Вольта привели к открытию
электрического тока. Вслед за этим
многими исследователями были открыты
химическое, световое и тепловое действия
тока, влияние контура, обтекаемого
током, на магнитную стрелку, а также
взаимодействие проводников с токами и
постоянными магнитами. Разработка
вопросов теории электрического тока
привела к необходимости создания
измерительного прибора для определения
силы тока, что и было сделано Г. С.
Омом. Для относительного определения
силы тока Г. С. Ом воспользовался действием
проводника с током на магнитную
стрелку. При помощи такого прибора Ом
экспериментально установил известный
закон, носящий его имя.
В 1831 г. М. Фарадей открыл явление
электромагнитной индукции. В 1837 г.
швейцарский физик О. де ла Рив изобрел
тепловой электроизмерительный прибор.
Вторая половина XIX в. была периодом роста
новой отрасли знаний — электротехники.
Создание генераторов электрической
энергии и применение их для различных
практических целей побудили крупнейших
электротехников второй половины XIX в.
заняться изобретением и разработкой
различных электроизмерительных
приборов, без которых стало немыслимо
дальнейшее развитие теоретической
и практической электротехники.
В 1880-1881 гг. французские инженер Депре и
физиолог д’Арсонваль построили ряд
высокочувствительных гальванометров
с зеркальным отсчетом. В 1881 г. немецкий
инженер Ф. Уппенборн изобрел
электромагнитный прибор с эллиптическим
сердечником, а в 1886 г. он же предложил
электромагнитный прибор с круглой
катушкой и двумя цилиндрическими
сердечниками. В 1894 г. немецкий инженер
Т. Бругер изобрел логометр.
Особенно велики заслуги в развитии
электроизмерительной техники второй
половины XIX и начала XX в. выдающегося
русского электротехника Михаила
Осиповича Доливо-Добровольского,
которому принадлежит много работ и
изобретений, относящихся к разным
областям электротехники.
Деятельность М. О. Доливо-Дрбровольского
в области электроизмерительной
техники протекала в нескольких
направлениях.
Во-первых, М. О. Доливо-Добровольский
разработал электромагнитные амперметры
и вольтметры, изобрел и изготовил
индукционный измерительный механизм
с врашающимся магнитным полем и подвижной
частью в виде диска и применил его в
ваттметре и фазомзтре, а также предложил
и сконструировал ферродинамические
ваттметры. Однако ввиду низкого уровня
электротехнической промышленности
дореволюционной России патенты М. О.
Доливо-Добровольского первоначально
были использованы за рубежом, в частности
по ним выпускала приборы немецкая фирма
АЭГ.
Во-вторых, М. О. Доливо-Добровольский
выполнил ряд работ, имеющих принципиальное
значение для конструирования
электроизмерительных приборов. В
работе «О применении железа в электрических
измерительных приборах» он не только
предложил новые ферродинамические
приборы, подчеркнув их основное
достоинство- сравнительно большой
вращающий момент и независимость
показаний от влияния внешних магнитных
полей, — но и привел ряд соображений о
выборе значения магнитодвижущей силы
и воздушного зазора для получения
линейной зависимости между напряженностью
поля и магнитодвижущей силой и малых
погрешностей от гистерезиса. В своих
статьях и докладах М. О. Доливо-Добровольский
пользовался термином «вращающий момент»
и для характеристики приборов указывал
значения вращающего момента и веса
подвижной части, что в дальнейшем привело
к установлению понятия «коэффициент
добротности».
В-третьих, М. О. Доливо-Добровольским
были предложены и осуществлены новые
методы электрических и магнитных
измерений. Следует особо отметить его
предложение измерять потери в
ферромагнитных материалах при их
перемагничивании при помощи ваттметра.
Ко второй половине XIX в. относятся работы
в области электроизмерительной
техники одного из выдающихся русских
физиков Александра Григорьевича
Столетова. В своем «Исследовании функции
намагничивания мягкого железа» А. Г.
Столетов изложил открытый им закон
изменения магнитной проницаемости в
зависимости от напряженности поля.
Величину, показывающую, как изменяется
намагниченность с изменением напряженности
поля, А. Г. Столетов называл «функцией
намагничения» (теперь она называется
магнитной восприимчивостью). Для
исследования «функции намагничения»
А. Г. Столетов разработал специальный
метод, который заключался в том, что
испытуемому образцу придавалась
кольцеобразная форма, образец
намагничивался током обмотки
кольцеобразного сердечника, а значение
намагниченности его определялось
по индуктированному току в другой
катушке, намотанной на том же образце.
Этот ток измерялся баллистическим
гальванометром.
Несмотря на то, что в середине XIX в. уже
пользовались электроизмерительными
приборами, общепринятой системы
электрических и магнитных единиц
еще не было.
Первые попытки ввести единство в
измерения электрических величин
принадлежат русскому ученому, академику
Борису Семеновичу «Якоби. Он создал
ряд приборов для измерения электрического
сопротивления, назвав их «вольтагометрами»,
изготовил свой собственный условный
эталон сопротивления из медной проволоки
и разослал его ряду физиков. Б. С. Якоби
усовершенствовал «вольтаметр» —
прибор для измерения силы тока по
количеству осаждающегося вещества
при электролизе в единицу времени. Эти
работы Б. С. Якоби, весьма важные для
развития электроизмерительной техники,
предшествовали созданию системы
электрических единиц, которая установилась
значительно позднее.
В 1880 г. имели распространение 15 единиц
электрического сопротивления, 8
единиц электродвижущей силы, 5 единиц
электрического тока. Ввиду такого
разнообразия в единицах всякое сравнение
результатов измерений и расчетов
различных исследователей было практически
невозможным.
Систему электрических единиц установил
Первый конгресс по электричеству,
состоявшийся в Париже в 1881 г. Россию на
этом конгрессе представлял А. Г. Столетов.
На конгрессе были приняты электромагнитная
и электростатическая системы единиц.
Для практических целей конгрессом
была введена абсолютная система, единицы
которой получаются из соответствующих
единиц системы СГС. На дальнейших
конгрессах по электричеству, происходивших
в 1889, 1900 гг. и позднее, система электрических
единиц пополнялась новыми практическими
единицами, были установлены магнитные
единицы.
По инициативе гениального ученого
Дмитрия Ивановича Менделеева на
рубеже прошлого и настоящего веков в
Главной палате мер и весов в Петербурге
было организовано специальное отделение
для поверки электрических измерительных
приборов. В 1909 г. в Главной палате мер и
весов А. Н. Георгиевский и М. Ф. Маликов
приступили к созданию эталонов ома и
вольта (эталон вольта — в виде группы
нормальных элементов).
Из опыта известно, что ни одно измерение,
как бы тщательно оно ни проводилось,
не может дать абсолютно точный результат,
вследствие чего часто говорят о наличии
ошибок и погрешностей при проведении
измерительного эксперимента. Всегда
существует множество факторов, в том
числе и случайных, приводящих к
искажениям получаемой измерительной
информации.
Пусть определяется сила электрического
тока в первой и второй цепях (рис. В1).
При этом показание амперметра А1 составило
I1 =
1 А, а показание амперметра А2 – I2=1,02
А. Можем ли мы утверждать, что сила
электрического тока во второй цепи
больше? Идеальных измерительных приборов
не бывает, и их точность всегда ограничена,
к тому же разные типы приборов имеют
разную точность. Из технической
документации на первый и второй амперметры
экспериментатор может узнать, что в
первом случае значение силы тока
находится в пределах от 0,98 до 1,02 А, а во
втором случае — в пределах от 0,97 до 1,07
А. В отличие от показаний приборов —
измеренных значений — истинные значения
силы тока находятся в неизвестной точке
внутри некоторых интервалов, поэтому
сила тока в первой цепи может быть
больше, чем во второй (отмечены точками
на рис. 1.1).
Рис. 1.1. Сравнение показаний двух
измерительных приборов
Рассмотрим другой пример, приведенный
Дж. Тейлором в книге «Введение в теорию
ошибок». Плотнику для того, чтобы
установить дверь, необходимо измерить
высоту дверного проема. Производя
измерения «на глаз», он мог бы определить,
что высота проема находиться в пределах
от 205 до 215 см. Для того чтобы повысить
точность измерений, плотник может
использовать рулетку и определить,
что высота находится в пределах от 211,2
до 211,3 см. Применяя более точную рулетку,
улучшив освещение, можно сократить
пределы до долей миллиметра. Если
решить провести измерения с наилучшей
точностью, допускаемой современным
техническим уровнем, можно использовать
лазерный интерферометр и сократить
интервал до долей микрометра, но
определить высоту дверного проема точно
по-прежнему окажется невозможным. Более
того, стремясь достичь все более
высокой точности, плотник столкнется
с важной и принципиальной проблемой.
Выяснится, что высота в разных местах
различна. Но даже в одном и том же
месте высота будет меняться в зависимости
от температуры, влажности, от того,
что стерт слой пыли. Плотник обнаружит,
что такой величины, как высота дверного
проема (как она понималась в начале
эксперимента), нет. Подобного рода
проблема связана с проблемой определения
порогового несоответствия и играет
важную роль во многих научных измерениях.
Результаты измерений используются при
принятии решений. Выводы и заключения,
сделанные на их основе, во многом зависят
от того, насколько правильно оценивается
точность результатов измерений.
Рассмотрим еще один пример, приведенный
Д. Ф. Тартаковским в работе «Измерительная
информация в системе доказательств».
Измерениями, проведенными в рамках
судебно-медицинской экспертизы (СМЭ),
установлено, что содержание алкоголя
в крови потерпевшего составляет 2,9 ‰
(‰ — промилле — тысячная доля). При этом
в экспертном заключении оценка точности
результата измерений экспертом указана
не была. По данным этого измерения суду
необходимо определить степень опьянения
потерпевшего. В руководстве по СМЭ
приведены следующие справочные
данные о степени опьянения человека в
зависимости от содержания алкоголя
в крови:
1,5-2,5 %о — опьянение средней тяжести;
2,5-3,0 %о — сильное опьянение;
3,0-5,0 %0 — тяжелое отравление.
Ориентируясь на результат измерения
2,9 ‰, можно было бы сделать вывод, что в
момент взятия пробы крови на анализ
потерпевший находился в состоянии
сильного опьянения. Вывод однозначен,
но он получен на основании измерения,
не заслуживающего доверия, поскольку
не оценена его точность. Допустим, что,
согласно технической документации на
измерительный прибор, возможны отклонения
±20 % от полученного результата, то есть
истинное значение измеряемой величины
находится в интервале от 2,32 до 3,48 ‰ (что
часто соответствует истине). Согласно
справочным данным, значение 2,32 ‰
соответствует опьянению средней
тяжести, а содержание алкоголя 3,48 ‰
попадает в интервал, соответствующий
тяжелому отравлению. Таким образом,
возможны все три вывода о состоянии
потерпевшего. Каждый из выводов основан
на результате измерения с учетом оценки
его точности и может быть признан
правильным с некоторой вероятностью.
Как видим, анализ ситуации с учетом
неопределенности результата измерения
порождает серьезные сомнения в
правильности первоначального вывода,
и в данном случае требуется дополнительная,
более точная количественная оценка.
Можно привести еще много примеров,
подтверждающих необходимость правильной
оценки точности проводимых измерений,
метрологически грамотной аргументации
относительно необходимой и достаточной
точности результатов измерений, а также
знания специфических факторов,
ограничивающих точность измерений,
правил обработки результатов измерений
и соблюдения условий, повышающих
точность.
В более же общем виде можно сказать, что
измерения являются одним из важнейших
путей познания природы. Они дают
количественную информацию об интересующих
нас объектах и явлениях, а также позволяют
устанавливать действующие в природе
закономерности. Физику и другие
естественные науки называют точными
потому, что благодаря измерениям они
имеют возможность устанавливать точные
количественные соотношения между
физическими величинами, выражающие,
в конечном счете, фундаментальные
физические законы и соотношения. В этом
смысле можно отметить, что измерения
являются критерием истинности научных
открытий.
Основоположник отечественной метрологии
как науки Д. И. Менделеев выразил
значение измерений следующим образом:
«Наука начинается с тех пор, как начинают
измерять. Точная наука немыслима без
меры».
Все отрасли науки и техники не могли бы
существовать без измерений. Метрология
способствует развитию всех областей
естественных наук. В то же время можно
отметить и обратное: успехи в естественных
науках, в технике, в развитии технологий
способствуют прогрессу в метрологии.
С развитием науки и техники совершенствуются
средства измерений, а это означает, что
повышается точность измерений, расширяется
их диапазон, и это, в свою очередь, создает
условия для развития технологий,
совершенствования средств производства,
получения новых, более точных научных
знаний и т. д. Таким образом, метрология
и другие естественные науки и техника
взаимосвязаны.
Точные измерения преследуют очень
важную цель. Они позволяют проверить
наши теоретические представления о
веществах и явлениях, и возникновение
расхождений приводит к созданию новых
теорий и к новым открытиям. В истории
есть немало тому примеров.
Так, например, был открыт инертный газ
аргон, который содержится в атмосфере,
как теперь известно, в количестве около
1 %. Это открытие было сделано в 1895 г.
Рэлеем и Рамсеем после измерений
плотности атмосферного воздуха, которая
отличалась от нормальной плотности
смеси кислорода и азота. Еще одним
примером служит открытие дейтерия,
которое было сделано на основании
результатов измерений средней массы
естественного водорода.
На мысль о постоянстве скорости света
в пустоте для всех наблюдателей,
движущихся равномерно один относительно
другого, физиков-теоретиков впервые
натолкнули опыты Майкельсона и Морли,
проведенные в период 1881-1888-х гг.
Очень тщательные наблюдения интерференции
света, распространяющегося в двух
взаимно перпендикулярных направлениях,
не обнаружили сколько-нибудь значимой
разницы в значении скорости света в
этих направлениях, в какое бы время
дня и года измерения ни проводились.
Эти и подобные им измерения привели
Эйнштейна к созданию специальной теории
относительности.
А в современном понимании, которое
отражено в РМГ (Рекомендации по
межгосударственной стандартизации)
29-99 «ГСИ. Метрология. Основные термины
и определения», метрология — наука об
измерениях, Методах и средствах
обеспечения их единства и способах
достижения требуемой точности.
В это определение входит понятие единства
измерений, которое там же определяется
как состояние измерений, характеризующееся
тем, что их результаты выражаются в
узаконенных единицах, размеры которых
в установленных пределах равны
размерам единиц, воспроизводимым
первичными эталонами, а погрешности
результатов измерений известны и с
заданной вероятностью не выходят за
установленные пределы.
В приведенном определении единства
измерений следует отметить два
принципиальных момента. Во-первых,
результаты измерений должны быть
выражены в узаконенных единицах, то
есть тех единицах, размер которых принят
в установленном порядке. Так, в большинстве
стран мира законодательно принята к
применению система единиц СИ (система
интернациональная), в которой единицей
длины является метр, массы — килограмм,
силы тока — ампер и т. д. либо кратные или
дольные от этих единиц. И во-вторых,
погрешность результата измерений
не выходит с заданной вероятностью за
некоторое указанное значение. Это
означает, что результат измерения
физической величины, выполненного в
какое-то время в каком-то месте, должен
соотноситься с результатом измерения
этой же самой величины, выполненного в
другом месте и в другое время, в рамках
указанной погрешности (оценки точности)
результатов измерений.
Проблема обеспечения единства’ измерений
имеет возраст, сопоставимый с возрастом
человечества. Как только человек стал
продавать или обменивать результаты
своего труда, возник вопрос об эквиваленте
этого труда, или единице измерения. В
тех условиях первыми величинами, которые
надо было измерять, были длина, площадь,
объем, масса, и первыми средствами
обеспечения единства измерений были
объекты, которые имелись в распоряжении
человека. Так появились первые меры
длины, базирующиеся на размерах частей
человеческого тела. На Руси это были
вершок, пядь, локоть, аршин, сажень, косая
сажень, в странах Европы — дюйм, фут и т.
п.
Поскольку размеры частей тела у разных
людей разные, то вопрос о равных условиях
для всех участников торговли (или вопрос
об обеспечении единства измерений)
стоял довольно остро. Шагом, призванным
урегулировать такие споры, стали
законодательные акты правителей,
обязывающие торговцев соблюдать единство
измерений с помощью, например, двух
зарубок на стене рыночной площади,
устанавливающих размер «эталонной»
меры длины.
Затем стали появляться государственные
службы, хранящие установленные в
государстве меры, с которыми торговцы
были обязаны сравнивать имеющиеся у
них меры. С развитием математики, физики,
средств производства, с совершенствованием
средств измерений на базе этих служб
выросли современные метрологические
лаборатории и центры.
По мере развития техники и науки
человечество сталкивалось с новыми
свойствами физических объектов,
которые нужно было как-то характеризовать,
оценивать количественно и использовать
в повседневной практике. Например, при
решении задачи Архимеда было введено
новое понятие — плотность вещества, а
также найдено решение задачи измерения
объема предметов сложной формы. По мере
развития человечества появлялась
необходимость в измерении новых величин,
которые характеризовали физические
объекты с другой, неизвестной до этого
стороны. Так появились другие физические
величины: температура, твердость, цвет,
сила тока, потенциал, разность потенциалов
и т. д.
Физическая величина (величина) — одно
из свойств физического объекта (фи-.
зической системы, явления или процесса),
общее в качественном отношении для
многих физических объектов, но в
количественном отношении индивидуальное
для каждого из них.
В настоящее время в науке классифицировано
около 2000 физических величин, и все
они в той или иной степени должны быть
определены количественно. А это и есть
задача метрологии. Отсюда вытекает еще
одно определение: метрология — это
наука о получении количественной
информации опытным путем.
Опытным путем, то есть экспериментально,
количественная информация получается
при помощи измерений. Измерение —
познавательный процесс, заключающийся
в сравнении данной величины с известной
величиной, принятой за единицу.
Приведем еще одно определение, данное
в РМГ 29-99. Измерение — совокупность
операций по применению технического
средства, хранящего единицу физической
величины, обеспечивающих похождение
соотношения (в явном или неявном виде)
измеряемой величины с ее единицей и
получение значения этой величины.
В простейшем случае, прикладывая линейку
с делениями к какой-либо детали, по
сути, сравнивают ее размер с единицей,
хранимой линейкой, и, произведя отсчет,
получают значение величины (длины,
высоты, толщины и других параметров
детали). Или с помощью измерительного
прибора сравнивают размер величины,
преобразованной в перемещение указателя,
с единицей, хранимой шкалой этого
прибора, и проводят отсчет.
Измерения выполняют с помощью средств
измерений. Средство измерений — техническое
средство, предназначенное для измерений,
имеющее нормированные метрологические
характеристики, воспроизводящее и/или
хранящее единицу физической величины,
размер которой принимают неизменным
(в пределах установленной погрешности)
в течение известного интервала времени.
Итак, рассмотрим, к чему сводится процесс
измерения какой-либо физической
величины (рис. 1.2).
Реальный объект исследований
характеризуется множеством свойств,
каждое из которых может служить предметом
отдельного исследования. Интересующее
нас свойство должно быть обнаружено и
идентифицировано как физическая ве
личина, имеющая свою узаконенную единицу
физической величины, с которой и
сравнивается количественно исследуемое
свойство объекта исследований. Сравнение
производится с помощью технического
устройства, имеющего нормированные
метрологические характеристики, —
средства измерений, по определенному
алгоритму, называемому методикой
выполнения измерений (МВИ).
Рис. 1.2. Процесс измерения физической
величины
После выполнения измерения и получения
числового значения результата измерения
должна быть произведена оценка погрешности
измерения, включающей в себя погрешность
средства измерений, погрешность метода
измерений, погрешность от влияния
внешних воздействий и индивидуальных
особенностей наблюдателя.
Несмотря на изобретения русских ученых
в области электроизмерительной
техники, в дореволюционной России
производство средств измерений
практически отсутствовало.
В 1927 г. начал выпускать электроизмерительные
приборы новый завод «Электроприбор».
В 1930 г. была организована Отдельная
лаборатория измерений (ОЛИЗ),.сотрудники
которой разработали ряд ‘ приборов и
многое сделали в области расчета и
конструирования электроизмерительных
приборов. Особенно плодотворной в этом
направлении была деятельность Н. Н.
Пономарева. Начали выпускаться
приборы для измерений неэлектрических
величин электрическими методами. В
30-х годах в научно-исследовательских
институтах н отраслевых лабораториях
началась разработка телеизмерительной
аппаратуры для энергетических систем
промышленных предприятий. С 1949 г. завод
«Электропульт» начал ее серийный выпуск.
Измерительная техника, как совокупность
методов и средств для получения
достоверной количественной информации
о характеристиках веществ, материалов,
изделий, технологических процессов и
физических явлений, является одним из
решающих факторов технического
прогресса во всех отраслях народного
хозяйства. В послевоенные годы
произошли существенные качественные
сдвиги в требованиях к средствам
электрических измерений. Экстремальный
характер условий многих областей
современного производства и научных
исследований (высокие и низкие температуры
и давления, агрессивные среды, крайне
малые или, наоборот, очень высокие
скорости протекания процессов, широкий
диапазон измеряемых величин и т. п.)
потребовал широкой автоматизации
процессов измерения. Появились новые
требования к средствам измерений,
характеризующиеся переходом к
использованию результатов не отдельных
измерений, а потоков измерительной
информации, применением: для обработки
результатов измерений электронных
вычислительных машин. Стали интенсивно
развиваться различные виды измерительных
информационных систем.
В настоящее время электроизмерительная
техника во всем мире интенсивно
развивается по следующим направлениям:
а. Повышается точность и быстродействие,
расширяется частотный диапазон,
улучшаются конструкции электроизмерительных
приборов. В ряде приборов наряду с
отсчетными и записывающими устройствами
предусматриваются устройства для
сигнализации определенных значений
измеряемой величины и автоматического
управления производственными
процессами. Выпускаются электронные и
цифровые приборы с высокими метрологическими
и эксплуатационными свойствами.
б. Расширяется номенклатура и улучшаются
характеристики разнообразных измерительных
преобразователей, широко применяемых
при измерениях электрических, магнитных
и неэлектрических величин, а также
в системах автоматического управления.
в. Разрабатываются и выпускаются
различные специализированные
электроизмерительные установки,
предназначенные для поверки
электроизмерительных приборов, испытания
ферромагнитных -материалов и других
целей.
г. Выпускаются и совершенствуются
измерительные информационные системы.
Получают применение измерительно-вычислительные
комплексы (ИВК), использующие современную
вычислительную технику.
д. Разрабатывается и выпускается
агрегатнрованный комплекс средств
электроизмерительной техники (АСЭТ),
входящий в Государственную систему
приборов (ГСП).
е. Совершенствуются и создаются новые
государственные эталоны единиц
электрических величин, что обеспечивает
повышение уровня точности электрических
измерений.
Электрические и электронные измерения — Учебные материалы EEM
Все время популярные учебные материалы
Тип: Примечание
Рейтинг: 5
Примечание по электрическим и электронным измерениям — EEM Автор Sucharita Das
By Sucharita Das
Доцент
503 Виды Тип: Примечание Рейтинг: 5Рукописные 78 страниц8 Тем
Примечание по электрическим и электронным измерениям — EEM
Тип: Примечание
Рейтинг: 4
Примечание по электрическим и электронным измерениям — EEM Автор Gyana Ranjan Biswal
By Gyana Ranjan Biswal
357.5K просмотров Тип: Примечание Рейтинг: 4 Рукописные 174 страницы11 тем SIT
Примечания по измерениям электрических и электронных компонентов — EEM, автор — Gyana Ranjan Biswal
Тип: Примечание
Рейтинг: 4
Примечание по измерениям электрических и электронных устройств — EEM Автор: Yashobanta Panda
By Yashobanta Panda
By 257,8 тыс. Просмотров Тип: Примечание Рейтинг: 4 Рукописные 216 страниц14 темBPUT
Примечания по измерениям электрических и электронных компонентов — EEM от Yashobanta Panda
Тип: Note
Рейтинг: 4
Примечание по измерениям электрических и электронных устройств — EEM Автор Lalit Kanoalit
Автор Студент
99.0K просмотровТип: ПримечаниеРейтинг: 4207 страниц8 темBPUT
Примечание для электрических и электронных измерений — EEM
Тип: Note
Рейтинг: 3
Примечание для электрических и электронных измерений — EEM Автор: доктор RAMAPRASAD PANDA
By RAMAPRASAD At PANDA
Professor
94,4 тыс. Просмотров Тип: Примечание Рейтинг: 3268 страниц 13 тем BPUT
Примечания по измерениям электрических и электронных устройств — EEM by Dr. RAMAPRASAD PANDA
Тип: Примечание
Рейтинг: 4
Примечание по измерениям электрических и электронных устройств — EEM Автор Deepak Kumar Sahoo
Дипак Кумар Саху
72.1K просмотров Тип: Примечание Рейтинг: 4 Рукописные 222 страницы 17 тем BPUT
Примечания для измерения электрических и электронных компонентов — EEM, автор Deepak Kumar Sahoo
Тип: Note
Рейтинг: 3
Примечание для измерения электрических и электронных устройств — EEM Автор Srikant Beura
Srikant Beura
Доцент
26,3 тыс. Просмотров Тип: Примечание Рейтинг: 3Рукописные 244 страницы16 тем
Тип: Решение PYQ
Рейтинг: 4
Решение вопросов экзамена за предыдущий год pyq для измерений в электротехнике и электронике — EEM 2016 — BPUT by Sujit patro
Автор Sujit patro
Доцент
21.0K ПросмотровТип: PYQ SolutionРейтинг: 43-й семестр — 2016BPUT
Технологического университета Биджу Патнаика — BPUT, B.Tech, EE, 2016, 3-й семестр
Тип: Note
Рейтинг: 4
Примечания по измерениям в электротехнике и электронике — EEM by Surendra Pattanaik
By Surendra Pattanaik
Asst.Prof at
17,8 тыс. Просмотров Тип: Примечание Рейтинг: 4Ручно написано101 страниц9 тем для электрических и электронных измерений — EEM RINA MAHAKUD
By RINA MAHAKUD
Asst.Professor at
16,1K ViewsType: NoteRating: 4Handwritten189 Pages7 TopicsBPUT
Notes for Electrical and Electronics Measurement — EEM by RINA MAHAKUD
Type: PYQ Solution
Рейтинг: 3
Решение вопросов экзамена по электрике и электронике за предыдущий год pyq Измерение — EEM 2017 — BPUT, Нараян Сетхи,
, Нараян Сетхи,
, 14,5 тыс. Просмотров Тип: Решение PYQ Рейтинг: 3Рукописный текст, 3 семестр — 2017BPUT
Технологического университета Биджу Патнаика BPUT — BPUT, B.Tech, EEE, 2017, 3-й семестр
Тип: PYQ
Рейтинг: 4
Вопросы экзамена по электротехнике и электронике за предыдущий год Измерение bput — EEM, проверенный писатель
Проверенный писатель
13,5 тыс. Просмотров Тип: PYQ Рейтинг: 43-й семестр — 2017BPUT
Вопросы экзамена за предыдущий год по измерениям электротехники и электроники — EEM — bput — AEI — 2017
Тип: Note
Рейтинг: 4
Примечания к измерениям электрических и электронных устройств — EEM от проверенного писателя
от проверенного писателя
10.7K просмотров Тип: Примечание Рейтинг: 4 Рукописные 62 страницы 10 тем BPUT
Примечания для измерения электрических и электронных устройств — EEM от Verified Writer
Тип: PYQ Solution
Рейтинг: 4
Решения для экзаменационных вопросов (PYQ)
для измерений в электрических и электронных устройствах — EEM — BPUT 2016 4-й семестр, Sunanda Panda
Автор: Sunanda Panda
9,0 тыс. Просмотров Тип: Решение PYQ Рейтинг: 4Рукописный 4-й семестр — 2016BPUT
Решения для экзаменационных вопросов прошлогодней давности (PYQ) для измерений в электротехнике и электронике — BPUT 2016 4-й семестр от Sunanda Panda
Тип: PYQ
Тип: PYQ
Рейтинг: 4
Экзаменационные вопросы по измерениям в электротехнике и электронике — EEM — BPUT 2016 3-й семестр, Сибананда Ачари
Автор, проверенный писателем
8.9K просмотров Тип: PYQ Рейтинг: 43-й семестр — 2016 BPUT
Вопросы экзамена за предыдущий год pyq для измерения электрических и электронных средств — EEM — BPUT 2016 3-й семестр Сибананда Ачари
Тип: PYQ
Рейтинг: 3
Вопросы экзамена за предыдущий год по электрике и Электроника Измерение bput — EEM проверенным писателем
Проверенным писателем
8.4K просмотров Тип: PYQ Рейтинг: 33-й семестр — 2017BPUT
Вопросы измерения электрического и электронного оборудования за предыдущий год — EEM BPUT — bput, B.Tech, EEE, 2017, 3-й семестр
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- >
- »
Электрические и электронные измерения — электрические и электронные измерения, EEM Study Materials
.
Электрические измерения и контрольно-измерительные приборы — Учебные материалы EMI
Все время популярные учебные материалы
Тип: Примечание
Рейтинг: 3
Примечания по электрическим измерениям и контрольно-измерительным приборам — MI Рану Сингх
Рану Сингх
49.9K просмотров Тип: Примечание Рейтинг: 3Рукописные 105 страниц 5 тем
Примечания по электрическим измерениям и приборам — MI от Рану Сингха
Тип: Примечание
Рейтинг: 4
Примечания по электрическим измерениям и КИП — EMI от Vssut Rulers
By Vssut Rulers
20.0K просмотров Тип: Примечание Рейтинг: 492 страницы 5 тем VSSUT
Примечание по электрическим измерениям и КИП — EMI
Тип: Примечание
Рейтинг: 3
Примечание по электрическим измерениям и КИП — EMI Автор देवव्रत अखेरिया
Доктор Девврат Ахерия
Доцент На
8,3 тыс. Просмотров Тип: Примечание Рейтинг: 3Рукописные 125 страниц8 Темы
Примечания по электрическим измерениям и КИП — EMI 0
Тип: Примечание
Рейтинг: 4
Примечания по электрическим измерениям и КИП — EMI Уткарш Пракарш
Уткаш
Студент
7.3000 просмотров Тип: Примечание Рейтинг: 4 Рукописные 85 страниц 3 темы LNJPIT
Примечания по электрическим приборам и измерениям — EIM
Тип: Примечание
Рейтинг: 3
Примечание по электрическим измерениям и КИП — EMI Автор देवव्रत अखेरिया
Д-р Девврат Ахерия Доцент
На
6,7K просмотров Тип: Примечание Рейтинг: 3 Рукописные 95 страниц 3 темы GGSIPU
Примечания для электрических измерений и КИП — EMI 0
Тип: Примечание
Рейтинг: 4
Примечание для электрических измерений и КИП — EMI by Sai Manoj
Студент
4.6K просмотров Тип: Примечание Рейтинг: 4 Рукописные 182 страницы 7 тем
Примечание по электрическим измерениям и КИП — EMI
Тип: Примечание
Рейтинг: 4
Примечание по электрическим измерениям и КИП — EMI Раджкумар Радж
Раджкумар Студент
0004 3,0 тыс. Просмотров Тип: Примечание Рейтинг: 491 страница 3 темы
Примечания по электрическим измерениям и КИП — EMI 0
Тип: Примечание
Рейтинг: 3
Примечание по электрическим измерениям и приборам — EMI, автор: Нарасимха Прасад Туласи
Нарасимха Прасад Туласи Asst.Профессор на
2.7K просмотров Тип: Примечание Рейтинг: 3 Написано от руки 148 страниц4 темы PVPSIT
Примечание для электрических измерений и КИП — EMI
Тип: Практическое
Рейтинг: 0
Лабораторные руководства по электрическим измерениям и КИП — EMI By SATHISH KATISH КР
Асс. Профессор на
2,1 тыс. Просмотров Тип: Практический Рейтинг: 0114 страниц
Лабораторные руководства по электрическим измерениям и КИП — EMI 0
Тип: Примечание
Рейтинг: 2
Примечание по электрическим измерениям и КИП — EMI Автор ANNA SUPERKINGS
ANNA SUPERKINGS
1.6K просмотровТип: Примечание Рейтинг: 2Рукописные 49 страниц3 темыACEW
Примечания для электрических измерений и КИП — EMI 0
Тип: Видео
Рейтинг: 5
Измерение и приборы
Автор Deepak Malav
746 просмотров Instrumentation
Тип: Note
Рейтинг: 3
Примечание для электрических измерений и КИП — EMI, Abhimanyu Dash
By Digbijay Patil
654 просмотра Тип: Примечание Рейтинг: 392 страницы VSSUT
Примечание для электрических измерений и КИП — EMI
PYQ
Рейтинг: 0
Вопросы экзамена за предыдущий год по электрическим измерениям и контрольно-измерительным приборам SPPU — EMI, Критика рай
Критика Рай
29 ПросмотровТип: PYQ Рейтинг: 1-й семестр — 2010 SPPU
Вопросы экзамена за предыдущий год для электрических измерений и КИП EMI — SPPU — EE — 2010
Тип: PYQ
Рейтинг: 0
Вопросы экзамена за предыдущий год по электрическим измерениям и контрольно-измерительным приборам SPPU — EMI Критика рай
Критика рай
18 ПросмотровТип: PYQ Рейтинг: 1-й семестр — 2010 SPPU
Вопросы экзамена за предыдущий год по электрическим измерениям и КИП — EMI — SPPU — EE — 2010
Тип: PYQ
Рейтинг: 0
Вопросы экзамена по электрическому измерению и контрольно-измерительным приборам SPPU — EMI, Kritika rai
By Kritika rai
12 ViewsType: PYQ Рейтинг: 2-й семестр — 2010 SPPU
Вопросы для экзамена на год для электрических измерений и КИП — EMI — SPPU — EE — 2010
Тип: PYQ
Рейтинг: 0
Вопросы экзамена за предыдущий год по электрическим измерениям и контрольно-измерительным приборам SPPU — EMI Критика рай
Критика рай
4 ViewsType: PYQRating: 01st Semester — 2017SPPU
Вопросы к экзамену за предыдущий год по электрическим измерениям и приборам ation — EMI — SPPU — EE — 2017
- 1
- 2
- >
- »
Электрические измерения и контрольно-измерительные приборы — электрические измерения и приборы, материалы исследования EMI
.
1 | Лекция 01: PMMC Instruments (Main) | Скачать | ||
2 | Лекция 02: Electrodynamic Instruments (Main) | Download | ||
3 | Лекция 03: Демонстрация PMMC и электродинамических приборов (дополнительная практическая демонстрация) | Скачать | ||
4 | Лекция 04: Особенности PMMC и электродинамических инструментов (основная) | 5 | Лекция 05: Движущиеся железные инструменты (основная) | Скачать |
6 | Лекция 06: Демонстрация движущихся железных инструментов (дополнительная практическая демонстрация) | Скачать | ||
7 | Лекция 07: Электростатический инструмент (Main) | Загрузить | ||
8 900 05 | Лекция 08: Определение отклоняющего момента в электродинамическом, электростатическом и подвижном железном инструменте (дополнительная расширенная тема) | Загрузить | ||
9 | Лекция 09: Демпфирование и затухание вихревых токов (основная) | Загрузить | ||
Лекция 10: Динамика движущейся катушки и демпфирование (основная) | Скачать | |||
11 | Лекция 11: Динамика движущейся катушки и демпфирование (продолж.) (Главная) | Загрузить | ||
12 | Лекция 12: Баллистический гальванометр (основной) | Загрузить | ||
13 | Лекция 13: Амперметр I (основной) | Загрузить | 14 Лекция 14: Амперметр II (основной) | Скачать |
15 | Лекция 15: Вольтметр (основной) | Скачать | ||
16 | Лекция 16: Омметры I (основные) | Скачать | ||
Лекция 17: Омметры II (основной) | Скачать | |||
18 | Лекция 18: Вольтметры на основе выпрямителя и амперметр I (основной) | Загрузить | ||
19 | Лекция 19: На основе выпрямителя и вольт Амперметр II (основной) | Скачать | ||
20 | Лекция 20: Измерение сопротивления с помощью вольтметра и амперметра (основной) | |||
21 | Лекция 21: Четырехконтактное сопротивление (основное) | Скачать | ||
22 | Лекция 22: Проблемы: Четыре терминальных сопротивления (доп.) | Скачать | ||
23 | Лекция 23: Расчет ошибок (основная) | Скачать | ||
24 | Лекция 24: Чувствительность, точность и разрешение моста Уитстона (основная) | Скачать | ||
25 | Лекция 25: Двойной мост Кельвина ( Главная) | Загрузить | ||
26 | Лекция 26: Измерение высокого сопротивления (основная) | Загрузить | ||
27 | Лекция 27: Подключение ваттметра и компенсированный ваттметр (основной) | Загрузить | Лекция 28: Однофазный счетчик энергии | Скачать |
29 | Лекция 29: Демонстрация: 1.Вихретоковое торможение 2. Создание магнитного поля без движущихся объектов | Скачать | ||
30 | Лекция 30: Однофазный измеритель энергии (Продолжение ….) | Скачать | ||
31 | Лекция 31: Подключение измерителя энергии, ваттметра и трехфазного источника питания | Загрузить | ||
32 | Лекция 32: Потенциометр постоянного тока | Загрузить | ||
33 | Лекция 33: Потенциометр переменного тока | |||
Скачать | ||||
35 | Лекция 35: Полярный потенциометр | Скачать | ||
36 | Лекция 36: Координатный потенциометр | Скачать | ||
38 9000 5 | Лекция 38: Измерение импеданса | Скачать | ||
39 | Лекция 39: Мосты переменного тока I | Скачать | ||
40 | Лекция 40: Мосты переменного тока II | Скачать | ||
Лекция 41: Мосты переменного тока III | Скачать | |||
42 | Лекция 42: Трансформатор тока и трансформатор напряжения (основной) | Скачать | ||
43 | Лекция 43: Обзор трансформатора и магнитной цепи | Скачать | ||
44 | Лекция 44: Ошибки в преобразователе прибора (основной) | Скачать | ||
45 | Лекция 45: Измерение плотности потока баллистическим гальванометром | Скачать | ||
46 | Лекция 46: Измерение плотности потока с баллистическим гальванометром (продолж..) (Main) | Загрузить | ||
47 | Лекция 47: Предпосылки: от триггера к счетчикам — I (Main) | Загрузить | ||
48 | Лекция 48: Общие сведения: от триггера к счетчикам — II | Загрузить | ||
49 | Лекция 49: Предпосылки: операционные усилители — I (основные) | Загрузить | ||
50 | Лекция 50: Общие сведения: операционные усилители — II (основные) | Загрузить | ||
51 | Лекция 51: Предпосылки: операционные усилители — III (основной) | Скачать | ||
52 | Лекция 52: Общие сведения: операционные усилители — IV (основной) | Скачать | ||
53 | Скачать | |||
54 | Лекция 54: Неинвертирующий усилитель по сравнению с Шми tt Trigger (Дополнительно) | Загрузить | ||
55 | Лекция 55: Дифференциальный усилитель — I (основной) | Загрузить | ||
56 | Лекция 56: Дифференциальный усилитель — II | Загрузить | ||
Лекция 57: Разностный усилитель — III (основной) | Скачать | |||
58 | Лекция 58: Цифровой частотомер (основной) | Скачать | ||
59 | Лекция 59: Цифровой частотомер и триггер Шмитта (Основная) | Загрузить | ||
60 | Лекция 60: Триггер Шмитта (Дополнительная) | Загрузить | ||
61 | Лекция 61: Триггер Шмитта (Главная) | Загрузить | ||
Скачать | ||||
63 | Лекция 63: Цифровой объем линейного линейного изменения tmeter (основной) | Загрузить | ||
64 | Лекция 64: Цифровой вольтметр с двойным наклоном — I (основной) | Загрузить | ||
65 | Лекция 65: Цифровой вольтметр с двойным наклоном — II (основной) | Скачать | ||
66 | Лекция 66: Цифровой вольтметр с двойным наклоном и схема интегратора | Скачать | ||
67 | Лекция 67: Цифровой вольтметр линейного типа (основной) | Скачать | ||
68 | Загрузить | |||
69 | Лекция 69: АЦП и ЦАП — I (основной) | Загрузить | ||
70 | Лекция 70: АЦП и ЦАП — II | Загрузить | ||
71 | Лекция 71: Зачем нужны электронные приборы | Загрузить | ||
72 90 005 | Лекция 72: Инструменты с усилителями на базе ОУ — I | Скачать | ||
73 | Лекция 73: Инструменты с усилителями на базе ОУ — II | Скачать | ||
74 | Лекция 74: Инструменты с усилителями на базе операционных усилителей — III | Загрузить | ||
75 | Лекция 75: Инструментальный усилитель | Загрузить | ||
76 | Лекция 76: Генератор функций | Загрузить | ||
77 9000 Лекция 77 9000 : 555-Схема таймера | Скачать | |||
78 | Лекция 78: Астабильные и моностабильные схемы генератора | Скачать | ||
79 | Лекция 79: Импульсный генератор | Скачать | ||
Лекция : Осциллограф — I | Загрузить | |||
81 | Лекция 81: Osc illoscope — II | Скачать | ||
82 | Лекция 82: Вольтметр с эмиттерным повторителем | Скачать | ||
83 | Лекция 83: Линейный омметр | Скачать | 84 Лекция | 84 Лекция | Скачать |
.