Частоты, которые полезно помнить! Низкие высокие средние частоты


Эквализация — wikisound

Эквализация (англ. Equalization) - процесс обработки звукового сигнала эквалайзером. Термин обычно подразумевает коррекцию амплитуды или изменение отношения частот. При создании композиций эквализация применяется в 90% случаев, эквализация каждого инструмента это первый шаг при начале микширования.

Процесс эквализации можно условно разделить на две части: техническую эквализацию и художественную эквализацию.

Техническая эквализация[править]

При сведении[править]

Смысл технической эквализации заключается в необходимости устранения частотных конфликтов между инструментами. Связано это с нелинейностью человеческого слуха и, в частности, с эффектом слуховой маскировки. Суть эффекта в следующем: если имеется два источника звука с похожими (перекрывающимися) частотными спектрами и один из них громче, то более тихий звук будет плохо слышен или не слышен вовсе. Яркий пример - разговор в метро. Когда мимо проезжает поезд, вы перестаете слышать, что говорит собеседник, так как шум поезда, перекрывающий спектр человеческой речи, становится намного громче. Такая же ситуация происходит и со звуками инструментов. Все сталкивались с проблемой, когда по отдельности все инструменты звучат хорошо, а вместе - получается "каша". Эта самая "каша" и есть результат слуховой маскировки.

В акустической музыке (оркестры), где эквализация невозможна и звук инструментов не меняется, избежать проблемы частотных конфликтов можно только правильной аранжировкой и оркестровкой. В электронной же музыке, где нет "устоявшихся" звуков, эквалайзеры применяются в 90% случаев, решая постоянно возникающие частотные конфликты между инструментами. Таким образом, основная задача технической эквализации и стоит в разрешении этих конфликтов.

При живых выступлениях[править]

Основное назначение эквалайзеров при живых выступлениях сводится к получению адекватного (линейного) звучания исходного материала, частотная характеристика которого может искажаться из-за недостатков акустических систем, межблочных приборов обработки, параметров помещения и т.д.

Любое акустическое пространство делает какие либо звуковые частоты громче или тише, чем другие. Это связано со стоячими волнами производимыми размерами комнаты, используемыми в ней материалами, формой, количество зрителей в зале и многое другое — все это может сильно изменять частотную характеристику воспроизводимого материала. Эквалайзер используется для компенсации этих расхождений в акустике помещения. В идеале, звуковая система должна воспроизводить плоскую АЧХ. В этом случае специалисты используют три основных компонента: высокоточный измерительный микрофон, анализатор спектра и эквалайзер. Все это позволяет выяснить, какие частоты "пропадают" в данном помещении, а какие выделяются, и в соответствии с этим произвести коррекцию. Это стандартная практика для студий звукозаписи, живых выступлений и некоторых высоко качественных систем.

Наиболее часто эквалайзер используется при живых выступлениях, где одновременно работают микрофоны и колонки. Основная проблема заключается в возникновении эффекта обратной связи, который создаёт неприятные для слуха гудение и пищание. В этом случае звукооператор использует многополосный графический эквалайзер для поиска резонансных частот и подавляет их. Однако для устранения обратной связи не все специалисты используют графический эквалайзер, т.к. для этого существуют специальные приборы — цифровые автоматические подавители обратной связи, которые представляют собой параметрический эквалайзер, с автоматическим подбором резонансной частоты, где фильтры имеют очень высокую добротность.

Художественная эквализация[править]

При художественной эквализации тембру звука придаются определённые характеристики. Тембр может быть приукрашен или изменён до неузнаваемости. Большое количество художественной эквализации применяется в электронной музыке и диджеинге.

Многие музыканты при записи или выступлениях используют различные эквалайзеры для получения неповторимого звучания своих инструментов, а также особых эффектов, связанных с ярким выделением специфических частотных полос. Например, убрав с помощью эквалайзера все низкие и высокие частоты и оставив только средний диапазон, можно получить эффект "старого радиоприемника".

При художественной эквализации живых инструментов существуют определённые области частот, добавление или вырезание которых придаёт инструменту определённых характеристик (дыхания, плотности, атаки и т.д. ). Ознакомиться с частотами эквализации живых инструментов можно в статье "Эквализация инструментов".

При художественной эквализации не живых инструментов (синтезированные партии, синтезированные бочки, неживые хэты и т.д.), электронных стилей музыки например таких как House, Trance, Techno и т.д., нет определённых "советов". Причина в том, что частотные характеристики синтезированных звуков довольно различны, каждый звук имеет свои индивидуальные особенности, применять к ним какие-либо шаблоны не имеет смысла.

Диапазоны слышимых частот[править]

Перед тем, как рассмотреть основные принципы эквализации, нужно разобраться, на какие участки подразделяется диапазон слышимых частот, и как каждый из них воздействует на слух. Весь звуковой диапазон можно разделить на шесть чётких частотных полос, каждая из которых значительно влияет на общее звучание записи.

  1. Низкие басы, суббас (от 10 Гц до 80 Гц) - это самые низкие ноты, от которых резонирует комната, а провода начинают гудеть. Если ваша звуковоспроизводящая аппаратура не воспроизводит эти частоты, вы должны ощутить потерю насыщенности и глубины звука. Естественно, при записи и сведении потеря этих частот вызовет тот же эффект.
  2. Верхние басы (от 80 Гц до 200 Гц) - это верхние ноты басовых инструментов и самые низкие ноты таких инструментов, как гитара. Если потерять этот регистр, то вместе с ним потеряется и ощущение силы звука. Именно в этих частотах содержится энергия, которая заставляет пританцовывать под музыку, основная энергия ритм-секции сконцентрирована именно в этом регистре.
  3. Нижняя середина, диапазон средних частот (от 200 Гц до 2000 Гц) - в этой области лежат низкие гармоники большинства музыкальных инструментов. Если эту область поднять слишком сильно, то звучание может приобрести "телефонный" характер. Если сильно поднять полосу частот от 500 до 1000 Гц, то звучание инструментов будет напоминать медные духовые, а если слишком поднять октаву 1000 - 2000 Гц, звучание станет "жестяным". Чрезмерная громкость этой частотной полосы утомляет слух.
  4. Верхняя середина, верхняя половина среднечастотного диапазона (от 2 кГц до 4 кГц) - если слишком сильно поднять эту полосу, то замаскируются звуки важные для понимания речи. Речь станет шепелявой, фонемы, формируемые с помощью губ, станут неразличимы. Излишний подъем этой частотной полосы, особенно 3 кГц, утомляет слух. В случаях, когда вокал погребён под инструментами, нужно попробовать прибрать 3 кГц у инструментов, а у вокала - добавить. Так можно показать вокал, не убирая громкость инструментов.
  5. Присутствие (от 4 кГц до 6 кГц) - "отвечает" за чистоту и определённость звучания голоса и инструментов. При подъёме этого участка частотного диапазона музыка кажется "ближе" к слушателю. Убавление 5 кГц делает звучание более удалённым и прозрачным.
  6. Бриллианс, блеск (от 6 кГц до 16 кГц) - управляет блеском и прозрачностью звука. Слишком большой подъем этой области частот может преувеличить шипящие фонемы у певцов.
Диапазон Описание Эффект
Суббас 16-60 Гц Ощущение мощи; чувствуется больше, чем слышится. Слишком большой подъем даёт грязь.
Бас 60-250 Гц Основные ноты ритм-секции; делает музыку "жирной" или "тонкой". Слишком большой подъем делает звучание гулким.
Низкая середина 250-2000 Гц Здесь лежат нижние гармоники большинства инструментов. Подъем 500-1000 Гц дает "медное духовое" звучание, 1-2 кГц - "жестяное".
Высокая середина 2-4 кГц Распознавание звуков речи, таких, как "м", "б", "в". Слишком громко - утомляет слух.
Присутствие 4-6 кГц Чистота и определённость звучания голосов и инструментов. Подъем - музыка становится "ближе".
Бриллианс 6-16 кГц Управляет блеском и ясностью. Слишком большой подъем - шепелявость звучания речи.

Принципы эквализации[править]

  • Главный принцип - это умеренность. Бессмысленно эквализировать, руководствуясь принципом «потому что надо». Для эквализации, как и для любой другой обработки, нужна веская причина.
  • Второй принцип - чем меньше эквализации, тем лучше. Не трогайте ручки до того, пока точно не узнаете, что именно вы хотите сделать! Сначала определите, что со звуком не в порядке, и если он вас в принципе устраивает - не разрушайте его.
  • Третий принцип - эквалайзер менее заметно работает при вырезании частот, более заметно при добавлении частот. Если гитара звучит слишком "тонко", попробуйте прибрать высокие частоты и увеличить громкость - эффект будет заметнее, чем если вы станете добавлять низкие или средние частоты. Это также связанно с тем что многие эквалайзеры вносят фазовые искажения к изменяемым частотам.
  • Четвёртый принцип - в нижних диапазонах используйте малую ширину полосы, в верхних диапазонах большую ширину полосы.
  • Пятый принцип - изменение в одном диапазоне будет влиять на звук в других диапазонах.
  • Шестой принцип - решение частотных конфликтов проще всего делать по группам инструментов. Примером одной из групп (низкочастотной) могут быть звуки бочки и бас.

Человеческий слух можно сравнить с работой спектроанализатора. То есть спектроанализатор показывает суммарный спектр всех инструментов на определенной частоте, а мы слышим только самый громкий звук на этой частоте. Задача заключается в обрезании всех лишних частот с инструментов, чтобы каждый звучал в своей "частотной нише". При этом не важно, что по отдельности инструменты начнут звучать просто ужасно, важно - как они будут звучать вместе. Однако стоит заметить что "частотные ниши" довольно условны и могут разниться в зависимости от стиля музыки. К примеру в электронной музыке у высокочастотных инструментов (таких как цимбалы или перкуссия) напрочь срезаются низкочастотные составляющие, тогда как к примеру в джазе срезание низких частот у хэта может быть неприемлемым. Если какой-то из инструментов в миксе звучит неразборчиво, попробуйте прибрать определенные частоты в других дорожках, которые "пересекаются" с ним по звучанию. Это гораздо эффективнее, чем поднимать те или иные частоты в звуке неразборчивого инструмента.

Профессиональный инженер предварительно вычисляет, каким должен быть каждый звук в отдельности, чтобы впоследствии занять правильное место в миксе. Для этого вы должны визуально представить себе финальный микс и затем представить, какое место в нем занимает каждый из звуков. Но, если вы не слышали исполнителя или группу раньше, вы не можете себе представить, как может звучать финальный микс. Большинство инженеров эквализируют звуки так, что они звучат «хорошо» (натурально или «необычно»). Но проблема в том, что понятие «хорошо» разное для различных стилей музыки, песен и людей. Как бы то ни было, инженеры обычно стараются сделать так, чтобы звук не был слишком мутным, надоедливым или скучным.

При работе с эквалайзером очень важно понимать, что усиление какой-либо частотной полосы приводит к усилению общего уровня аудио-сигнала, и чрезмерное усиление полос может зачастую привести к искажениям звукового сигнала. В связи с этим ослабление "ненужных" частот зачастую даёт более качественный результат, нежели усиление "нужных". Поэтому эквалайзером следует пользоваться очень аккуратно и не использовать его, если в этом нет очевидной надобности.

wikisound.org

Средние частоты / лучшие обзоры Hi-Fi-техники

Гордон Холт, основатель журнала „Siereophile" и отец методики субъективной оценки аудиоаппаратуры, как-то написал: „Если воспроизведение средних частот неточно — остальное не имеет значения".

 

Область средних частот важна по нескольким причинам. Во-первых, основная часть спектральной энергии музыки лежит в этой области, особенно важны низшие гармоники большинства инструментов. Кроме того, человеческое ухо более чувствительно к средним частотам и области нижних высоких частот, чем к басу и верхней области высоких частот. В диапазоне от 800 Гц до 3 кГц оно особенно чувствительно к малым изменениям как громкости, так и частоты. Порог человеческого слуха — самый тихий, воспринимаемый нами сигнал — гораздо ниже в среднечастотной области, чем по краям звукового диапазона. На протяжении тысячелетий мы приобрели эту дополнительную остроту восприятия, возможно, потому, что здесь лежит энергия большинства звуков, слышимых нами: человеческий голос, шелест листьев, крики животных.

 

Окраска средних может быть чрезвычайно утомительной. Акустические системы с пиками и провалами в этой области звучат неестественно; средние частоты — самое худшее место для проявления недостатков громкоговорителя. Заканчивая на данный момент разговор об акустических системах, отметим, что окрашивание средних, накрадываясь на музыкальный сигнал и подчеркивая отдельные звуки, изменяет его естественные характеристики. Мужская речь особенно раскрывает аномалии средних, что часто описывается сравнительной характеристикой звучания гласных. Обычно окраска может выделять звук „а", окраска нижней части средних подчеркивает звук „о", более высокочастотная окраска может звучать как „и", другая окраска придает звукам крикливость.

Иногда окрашивание средних частот делает звук таким, словно он проходит сквозь сложенные рупором ладони. Попробуйте прочесть это предложение, сложив ладони; открывая их и закрывая, послушайте, как меняется голос. Такого рода окраска свойственна некоторым акустическим системам, особенно рассчитанным на массового потребителя.

Короче говоря, если запись мужского голоса звучит монотонно, утомительно и имеет резонансы, то, скорее всего, это результат пиков и спадов частотной характеристики акустических систем. Подобная окраска наиболее заметна, когда слушаешь мужской голос, воспроизводимый одним громкоговорителем. Термины, описывающие плохое воспроизведение среднечастотного диапазона, принято называть: острый (peaky), окрашенный (colored), ящичный (chesty), коробочный (boxy), носовой или гнусавый (nasal), сдавленный (congested), крикливый (honky) и жирный (thick). Если звук ящичный — это признак окрашенности нижних средних частот, при этом голоса вокалистов звучат как бы простуженно. Определение коробочный описывает звук, ограниченный в пространстве. Носовой или гнусавый часто ассоциируется с избытком энергии в узком диапазоне частот и по звучанию напоминает речь человека с заложенным или зажатым носом. Крикливый звук подобен носовому, но выше тоном и покрывает более широкий диапазон частот.

За последние десять лет в проектировании акустических систем достигнут значительный прогресс, поэтому громкоговорители с ужасающей окраской среднечастотного диапазона, в основном, остались в прошлом (по крайней мере, это справедливо для high-end-продукции). Продолжают встречаться акустические системы со слегка окрашенным среднечастотным поддиапазоном; как правило, это недорогие модели, но и среди них существует тенденция улучшения разрешения мелких деталей.

Вибрация стенок корпуса акустических систем, порождающая определенный тип окраски нижних средних частот, встречается и у high-end-моделей средней ценовой категории. Громкоговоритель может резонировать на определенных частотах, и когда звуки этих частот встречаются в музыкальном сигнале, корпус громкоговорителя начинает излучать акустическую энергию. Резонанс корпуса воспринимается как чрезмерное подчеркивание, выпячивание определенных нот. Этот недостаток ясно слышен на соло рояля, — при прослушивании восходящих и нисходящих линий левой руки заметно, что некоторые ноты явно отличаются от остальных. В их звучании больше энергии, поскольку в воспроизведении звука участвует не только диффузор, но и корпус акустической системы. Подобное происходит и с музыкальными инструментами. Для описания этого феномена музыканты используют сравнение „волчий, завывающий тон". Резонанс ухудшает воспроизведение верхнего баса. В главе 7 я более подробно поговорю о вибрации корпуса акустических систем.

Как было описано в разделе „Общая перспектива", избыток энергии в среднечастотном диапазоне выдвигает звуковую картинку на слушателя. Широкий провал в области средних (падение уровня сигнала в широком диапазоне частот) вызывает впечатление увеличения расстояния между вами и музыкальной картиной.

При выборе громкоговорителей будьте особенно внимательны к проявлению окраски средних, — этот порок может вам изрядно попортить нервы. Но что совсем уж прискорбно — недостатки, чуть заметные при кратковременном воспроизведении, могут вызвать сильное раздражение при длительном прослушивании.

Предшествующее описание недостатков воспроизведения средних частот, в первую очередь, касалось акустических систем. Расширяя тему, рассмотрим другие электронные компоненты: предварительные усилители, усилители мощности, источники сигнала — проигрыватели виниловых дисков и цифровые источники.

Важной особенностью звучания средних является то, как передается фактура инструментов. Фактура — это физическое впечатление от звучания инструмента. Она воспринимается скорее как музыкальная ткань, нежели тональность. Ближайший музыкальный термин в описании фактуры — тембр. В десятом издании толкового словаря Вебстера (Meriam Webster's Collegiate Dictionary, Tenth Edition) тембр определяется как „качество, придаваемое звуку его обертонами; качество тона, определяющее отдельный музыкальный инструмент или голос певца". Звуковые артефакты, вносимые электронными компонентами, часто влияют на фактуру инструмента и вокала.

Термин зернистый (grainy), упомянутый в параграфе „Высокие частоты", также применим к поддиапазону средних частот. Зернистость средних более заметна, чем на высоких частотах. В диапазоне средних она огрубляет инструментальную и вокальную фактуру, причем в инструментальной фактуре зернистость выражена более ярко, чем в вокальной.

Фактура средних частот также может быть жесткой или хрупкой. Жесткая фактура заметна на хоровом пении: звучание хора становится стеклянным (glassy), звонким (shiny) или синтетическим (synthetic). Недостаток усугубляется по мере нарастания силы звука. Он почти незаметен на низких уровнях, но когда хор начинает петь громче, звук приобретает жесткую и раздражающую окраску. Фортепьяно также хорошо раскрывает жесткость фактуры, — высокие ноты звучат хрупко и утомляюще. Когда средние частоты лишены неприятных артефактов, при описании фактуры используют определения: плавный, ровный, приятный, бархатистый и сочный.

Резкость (stridency) — еще один недостаток в звучании средних частот. Я расцениваю резкость как комбинацию бедности (потери теплоты), жесткости и выпуклости (forwardness). Резкость вокала подчеркивает призвуки артикуляции, фактура становится мелкозернистой. Звучание саксофона может быть обедненным и пронзительным, но эта зернистость средних отличается от зернистости высоких частот, описанной в параграфе „Высокие частоты". Резкое звучание саксофона — жестко, более выпукло и шероховато по фактуре. Обедненность нижних средних частот может вызвать резкость звука и чрезмерное выделение поддиапазона средних частот в целом. Если эксперт характеризует звучание компонента как резкое, это означает крайнюю степень критики.

Многие из этих недостатков воспроизведения средних и высоких частот объединенно характеризуются термином грубый (harsh).

Другие характеристики средних частот влияют на такие аспекты, как ясность (clarity), прозрачность (transparency) и детальность. Их мы обсудим позже.

 

 

 

 

 

 

ЧИТАТЬ ДРУГИЕ ГЛАВЫ

 

 

По материалам книги «Энциклопедия High-End Audio» Автор Роберт Харли  

www.all-hi-fi.ru

Памятка музыканту: частоты. Частоты, которые полезно помнить

Классически звуковой спектр делится на три части: низкие, средние и высокие частоты. Границы частот, хотя и не все с этим согласны, можно обозначить следующим образом: низкие от 10 Гц до 200 Гц, средние от 200 Гц до 5 кГц, а от 5 кГц - высокие. Для более точного определения, давайте разделим эти три части на более мелкие и рассмотрим их по отдельности.

1) Низкие басы (от 10 Гц до 80 Гц) - это самые низкие ноты, от которых резонирует комната, а провода начинают гудеть. Если ваша звуковоспроизводящая аппаратура не воспроизводит эти частоты, вы должны ощутить потерю насыщенности и глубины звука. Естественно, при записи и сведении потеря этих частот вызовет тот же эффект.

2) Верхние басы (от 80 Гц до 200 Гц) - это верхние ноты басовых инструментов и самые низкие ноты таких инструментов, как гитара. Если потерять этот регистр, то вместе с ним потеряется и ощущение силы звука. А ведь именно в этих частотах содержится энергия звука, которая заставляет вас пританцовывать под музыку, недаром основная энергия ритм-секции сконцентрирована именно в этом регистре.

3) Низкие средние (от 200 Гц до 500 Гц) - здесь размещается почти весь ритм и аккомпанимент, это регистр гитары.

4) Средние средние ( от 500 Гц до 2.500 Гц) - соло скрипок, соло гитар, фортепиано, вокал. Музыку, в которой не хватает этих частот обычно называют "занудной" или "смурной".

5) Вехние средние (от 2.500 Гц до 5 кГц). Хотя в этом диапазоне мало нот, только самые верхние ноты фортепиано и некоторых других инструментов, здесь много гармоник и обертонов. Усиление этой части спектра позволяет достичь яркого, искрящегося звука, создающего эффект присутствия. Однако, если энергия этой полосы частот чрезмерна, то это режет слух. Это и называется "слушательской утомляемостью" и является проблемой большинства недорогих аккустических систем, которые искуственно усиливают данную часть спектра для "яркости" звучания. Ну это уже коммерческие штучки!

6) Низкие высокие (около 5 кГц до 10 кГц), где мы встречаемся с самым сильным искажением высоких частот и где шипение пленки (для любителей кассетной записи) становится самым заметным, так как здесь очень мало других звуков, способных скрыть это. Хотя люди, теоретически могут слышать и более высокие тона, эти частоты считаются пределом восприятия. Но по большому счету, для хорошего звука - это маловато.

7) Верхние высокие (около 10 кГц до 20 кГц) наша последняя октава, это самые тонкие и нежные высокие частоты. Если этот диапазон частот будет неполноценен, то вы ощутите некий дискомфорт при прослушивании записей (если, конечно, медведь не наступил вам на ухо).

Электрическая сеть шумит на частоте 50 Гц. Для устранения этого надо убрать частоты 50 и 100 Гц при помощи параметрического эквалайзера, ширина полосы которого достаточно узка. Это устранит шумы сети, но не повлияет заметно на общий звук. Графический эквалайзер (треть октавы) тоже эффективен в этой ситуации, но остальными типами эквалайзеров для этого лучше не пользоваться, так как они имеют слишком широкую зону влияния и регулировка может существенно изменить звучание бас-гитары, в том числе не в лучшуюсторону. Нижние частоты бас-гитары и басового барабана лежат в области 40 Гц и ниже. Чтобы придать их звучанию мощь (атаку), регулируйте частоту 80 Гц. Нижняя частота электрогитары - 80 Гц. Для устранения "бочковатости" надо вырезать частоту 200 Гц; для устранения резкого, неприятного призвука - ослабить в районе 1Кгц. Чтобы добавить "ду", сделать "жалящим" звучание рок-гитары, просмотрите область от 1,5 кГц до 4 кГц, найдите нужную частоту и убирайте ее до тех пор, пока атака станет такой, как вы желаете. Основная проблема с акустическими гитарами, как правило, состоит в том, что они звучат "бочковато" - из-за неподходящих микрофонов, неудачного расположения микрофона, акустических характеристик помещения или просто из-за того, что инструмент плохой. Область "вредной" частоты находится обычно между 200 Гц и 500 Гц - ее и надо вырезать. Вокал также занимает большую зону частотного диапазона, при этом область 2-4 кГц регулируется для улучшения артикуляции.

Частотный диапазон музыкальных инструментов

  • Рояль, фортепиано 27-4200 Гц
  • Контрабас 40-300 Гц
  • Электрическая бас-гитара 41-250 Гц
  • Туба 45-320 Гц
  • Валторны 60-740 Гц
  • Фагот 60-630 Гц
  • Виолончель 65-880 Гц
  • Тромбон 80-500 Гц
  • Акустическая гитара 82-1175 Гц
  • Электрическая гитара 82-1570 Гц
  • Альт 130-1240 Гц
  • Кларнет 140-1980 Гц
  • Труба 160-990 Гц
  • Скрипки 210-2800 Гц
  • Гобой 230-1480 Гц
  • Флейта 240-2300 Гц
  • Пикколо-флейта 560-2500 Гц

Частотный диапазон человеческого голоса:

  • Бас 75-330 Гц
  • Тенор 120-500 Гц
  • Меццо-сопрано 170-700 Гц
  • Сопрано 230-1100 Гц

1. При сравнении частотного диапазона музыкальных инструментов и человеческого голоса, последний имеет самый широкий диапазон частот (если не считать фортепиано и рояль). 2. Так же необходимо учитывать силу звучания (динамический диапазон) данных инструментов.

Например:

Динамический диапазон гитары составляет 15 дБ; органа — 35 дБ; рояля — 45 дБ; женский голос 20-35 дБ; мужской голос 20-45 дБ, эстрадного оркестра 45-55 дБ, симфонический оркестр 60-75 дБ.

Вывод: человеческий голос имеет диапазон звучания от 75 до 1100 Герц, который так или иначе перекрывает (заглушает, смешивается) с любым музыкальным инструментом (оптимальная точка — 300 Герц).

cjcity.fdstar.ru

Частоты, которые полезно помнить! - Статьи, добавленные посетителями - Каталог статей

 

        Классически звуковой спектр делится на три части: низкие, средние и высокие частоты. Границы частот, хотя и не все с этим согласны, можно обозначить следующим образом: низкие от 10 Гц до 200 Гц, средние от 200 Гц до 5 кГц, а от 5 кГц - высокие. Для более точного определения, давайте разделим эти три часты  на более мелкие и рассмотрим их по отдельности.

        1) Низкие басы (от 10 Гц до 80 Гц) - это самые низкие ноты, от которых резонирует комната, а провода начинают гудеть. Если ваша звуковоспроизводящая аппаратура не воспроизводит эти частоты, вы должны ощутить потерю насыщенности и глубины звука. Естественно, при записи и сведении потеря этих частот вызовет тот же эффект.

        2) Верхние басы (от 80 Гц до 200 Гц) - это верхние ноты басовых инструментов и самые низкие ноты таких инструментов, как гитара. Если потерять этот регистр, то вместе с ним потеряется и ощущение силы звука. А ведь именно в этих частотах содержится энергия звука, которая заставляет вас пританцовывать под музыку, недаром основная энергия ритм-секции сконцентрирована именно в этом регистре.

        3) Низкие средние (от 200 Гц до 500 Гц) - здесь размещается почти весь ритм и аккомпонимент, это регистр гитары.

        4) Средние средние ( от 500 Гц до 2.500 Гц) - соло скрипок, соло гитар, фортепиано, вокал. Музыку, в которой не хватает этих частот обычно называют "занудной" или "смурной".

        5) Верхние средние (от 2.500 Гц до 5 кГц). Хотя в этом диапазоне мало нот, только самые верхние ноты фортепиано и некоторых других инструментов, здесь много гармоник и обертонов. Усиление этой части спектра позволяет достичь яркого, искрящегося звука, создающего эффект присутствия. Однако, если энергия этой полосы частот чрезмерна, то это режет слух. Это и называется "слушательской утомляемостью" и является проблемой большинства недорогих аккустических систем, которые искуственно усиливают данную часть спектра для "яркости" звучания. Ну это уже коммерческие штучки!

        6) Низкие высокие (около 5 кГц до 10 кГц), где мы встречаемся с самым сильным искажением высоких частот и где шипение пленки (для любителей кассетной записи) становится самым заметным, так как здесь очень мало других звуков, способных скрыть это. Хотя люди, теоретически могут слышать и более высокие тона, эти частоты считаются пределом восприятия. Но по большому счету, для хорошего звука - это маловато.

        7) Верхние высокие (около 10 кГц до 20 кГц) наша последняя октава, это самые тонкие и нежные высокие частоты. Если этот диапазон частот будет неполноценен, то вы ощутите некий дискомфорт при прослушивании записей (если, конечно, медведь не наступил вам на ухо).

        Электрическая сеть шумит на частоте 50 Гц. Для устранения этого надо убрать частоты 50 и 100 Гц при помощи параметрического эквалайзера, ширина полосы которого достаточно узка. Это устранит шумы сети, но не повлияет заметно на общий звук. Графический эквалайзер (треть октавы) тоже эффективен в этой ситуации, но остальными типами эквалайзеров для этого лучше не пользоваться, так как они имеют слишком широкую зону влияния и регулировка может существенно изменить звучание бас-гитары, в том числе не в лучшую сторону. Нижние частоты бас-гитары и басового барабана лежат в области 40 Гц и ниже. Чтобы придать их звучанию мощь (атаку), регулируйте частоту 80 Гц. Нижняя частота электрогитары - 80 Гц. Для устранения "бочковатости" надо вырезать частоту 200 Гц; для устранения резкого, неприятного призвука - ослабить в районе 1Кгц. Чтобы добавить "ду", сделать "жалящим" звучание рок-гитары, просмотрите область от 1,5 кГц до 4 кГц, найдите нужную частоту и убирайте ее до тех пор, пока атака станет такой, как вы желаете. Основная проблема с акустическими гитарами, как правило, состоит в том, что они звучат "бочковато" - из-за неподходящих микрофонов, неудачного расположения микрофона, акустических характеристик помещения или просто из-за того, что инструмент плохой. Область "вредной" частоты находится обычно между 200 Гц и 500 Гц - ее и надо вырезать. Вокал также занимает большую зону частотного диапазона, при этом область 2-4 кГц регулируется для улучшения артикуляции.

music-comp.ucoz.com

Частоты, которые полезно помнить! | Digital Music Academy

Классически звуковой спектр делится на три части: низкие, средние и высокие частоты. Границы частот, хотя и не все с этим согласны, можно обозначить следующим образом: низкиеот 10 Гц до 200 Гц, средние от 200 Гц до 5 кГц, а от 5 кГц - высокие.Для более точного определения, давайте разделим эти три част на более мелкие и рассмотрим х по отдельности.

1) Низкие басы (от 10 Гц до 80 Гц) - это самые низкие ноты, от которых резонирует комната, а провода начинают гудеть. Если ваша звуковоспроизводящая аппаратура не воспроизводит эти частоты, вы должны ощутить потерю насыщенности и глубины звука. Естественно, при записи и сведении потеря этих частот вызовет тот же эффект.

2) Верхние басы (от 80 Гц до 200 Гц) - это верхние ноты басовых инструментов и самые низкие ноты таких инструментов, как гитара. Если потерять этот регистр, то вместе с ним потеряется и ощущение силы звука. А ведь именно в этих частотах содержится энергия звука, которая заставляет вас пританцовывать под музыку, недаром основная энергия ритм-секции сконцентрирована именно в этом регистре.

3) Низкие средние (от 200 Гц до 500 Гц) - здесь размещается почти весь ритм и аккомпанимент, это регистр гитары.

4) Средние средние ( от 500 Гц до 2.500 Гц) - соло скрипок, соло гитар, фортепиано, вокал. Музыку, в которой не хватает этих частот обычно называют "занудной" или "смурной".

5) Вехние средние (от 2.500 Гц до 5 кГц). Хотя в этом диапазоне мало нот, только самые верхние ноты фортепиано и некоторых других инструментов, здесь много гармоник и обертонов. Усиление этой части спектра позволяет достичь яркого, искрящегося звука, создающего эффект присутствия. Однако, если энергия этой полосы частот чрезмерна, то это режет слух. Это и называется "слушательской утомляемостью" и является проблемой большинства недорогих аккустических систем, которые искуственно усиливают данную часть спектра для "яркости" звучания. Ну это уже коммерческие штучки!

6) Низкие высокие (около 5 кГц до 10 кГц), где мы встречаемся с самым сильным искажением высоких частот и где шипение пленки (для любителей кассетной записи) становится самым заметным, так как здесь очень мало других звуков, способных скрыть это. Хотя люди, теоретически могут слышать и более высокие тона, эти частоты считаются пределом восприятия. Но по большому счету, для хорошего звука - это маловато.

7) Верхние высокие (около 10 кГц до 20 кГц) наша последняя октава, это самые тонкие и нежные высокие частоты. Если этот диапазон частот будет неполноценен, то вы ощутите некий дискомфорт при прослушивании записей (если, конечно, медведь не наступил вам на ухо).

Электрическая сеть шумит на частоте 50 Гц. Для устранения этого надо убрать частоты 50 и 100 Гц при помощи параметрического эквалайзера, ширина полосы которого достаточно узка. Это устранит шумы сети, но не повлияет заметно на общий звук. Графический эквалайзер (треть октавы) тоже эффективен в этой ситуации, но остальными типами эквалайзеров для этого лучше не пользоваться, так как они имеют слишком широкую зону влияния и регулировка может существенно изменить звучание бас-гитары, в том числе не в лучшуюсторону. Нижние частоты бас-гитары и басового барабана лежат в области 40 Гц и ниже. Чтобы придать их звучанию мощь (атаку), регулируйте частоту 80 Гц. Нижняя частота электрогитары - 80 Гц. Для устранения "бочковатости" надо вырезать частоту 200 Гц; для устранения резкого, неприятного призвука - ослабить в районе 1Кгц. Чтобы добавить "ду", сделать "жалящим" звучание рок-гитары, просмотрите область от 1,5 кГц до 4 кГц, найдите нужную частоту и убирайте ее до тех пор, пока атака станет такой, как вы желаете. Основная проблема с акустическими гитарами, как правило, состоит в том, что они звучат "бочковато" - из-за неподходящих микрофонов, неудачного расположения микрофона, акустических характеристик помещения или просто из-за того, что инструмент плохой. Область "вредной" частоты находится обычно между 200 Гц и 500 Гц - ее и надо вырезать. Вокал также занимает большую зону частотного диапазона, при этом область 2-4 кГц регулируется для улучшения артикуляции.

digitalmusicacademy.ru

Памятка музыканту: частоты. Частоты, которые полезно помнить

Классически звуковой спектр делится на три части: низкие, средние и высокие частоты. Границы частот, хотя и не все с этим согласны, можно обозначить следующим образом: низкие от 10 Гц до 200 Гц, средние от 200 Гц до 5 кГц, а от 5 кГц - высокие. Для более точного определения, давайте разделим эти три части на более мелкие и рассмотрим их по отдельности.

1) Низкие басы (от 10 Гц до 80 Гц) - это самые низкие ноты, от которых резонирует комната, а провода начинают гудеть. Если ваша звуковоспроизводящая аппаратура не воспроизводит эти частоты, вы должны ощутить потерю насыщенности и глубины звука. Естественно, при записи и сведении потеря этих частот вызовет тот же эффект.

2) Верхние басы (от 80 Гц до 200 Гц) - это верхние ноты басовых инструментов и самые низкие ноты таких инструментов, как гитара. Если потерять этот регистр, то вместе с ним потеряется и ощущение силы звука. А ведь именно в этих частотах содержится энергия звука, которая заставляет вас пританцовывать под музыку, недаром основная энергия ритм-секции сконцентрирована именно в этом регистре.

3) Низкие средние (от 200 Гц до 500 Гц) - здесь размещается почти весь ритм и аккомпанимент, это регистр гитары.

4) Средние средние ( от 500 Гц до 2.500 Гц) - соло скрипок, соло гитар, фортепиано, вокал. Музыку, в которой не хватает этих частот обычно называют "занудной" или "смурной".

5) Вехние средние (от 2.500 Гц до 5 кГц). Хотя в этом диапазоне мало нот, только самые верхние ноты фортепиано и некоторых других инструментов, здесь много гармоник и обертонов. Усиление этой части спектра позволяет достичь яркого, искрящегося звука, создающего эффект присутствия. Однако, если энергия этой полосы частот чрезмерна, то это режет слух. Это и называется "слушательской утомляемостью" и является проблемой большинства недорогих акустических систем, которые искуственно усиливают данную часть спектра для "яркости" звучания. Ну это уже коммерческие штучки!

6) Низкие высокие (около 5 кГц до 10 кГц), где мы встречаемся с самым сильным искажением высоких частот и где шипение пленки (для любителей кассетной записи) становится самым заметным, так как здесь очень мало других звуков, способных скрыть это. Хотя люди, теоретически могут слышать и более высокие тона, эти частоты считаются пределом восприятия. Но по большому счету, для хорошего звука - это маловато.

7) Верхние высокие (около 10 кГц до 20 кГц) наша последняя октава, это самые тонкие и нежные высокие частоты. Если этот диапазон частот будет неполноценен, то вы ощутите некий дискомфорт при прослушивании записей (если, конечно, медведь не наступил вам на ухо).

Электрическая сеть шумит на частоте 50 Гц. Для устранения этого надо убрать частоты 50 и 100 Гц при помощи параметрического эквалайзера, ширина полосы которого достаточно узка. Это устранит шумы сети, но не повлияет заметно на общий звук. Графический эквалайзер (треть октавы) тоже эффективен в этой ситуации, но остальными типами эквалайзеров для этого лучше не пользоваться, так как они имеют слишком широкую зону влияния и регулировка может существенно изменить звучание бас-гитары, в том числе не в лучшуюсторону. Нижние частоты бас-гитары и басового барабана лежат в области 40 Гц и ниже. Чтобы придать их звучанию мощь (атаку), регулируйте частоту 80 Гц. Нижняя частота электрогитары - 80 Гц. Для устранения "бочковатости" надо вырезать частоту 200 Гц; для устранения резкого, неприятного призвука - ослабить в районе 1Кгц. Чтобы добавить "ду", сделать "жалящим" звучание рок-гитары, просмотрите область от 1,5 кГц до 4 кГц, найдите нужную частоту и убирайте ее до тех пор, пока атака станет такой, как вы желаете. Основная проблема с акустическими гитарами, как правило, состоит в том, что они звучат "бочковато" - из-за неподходящих микрофонов, неудачного расположения микрофона, акустических характеристик помещения или просто из-за того, что инструмент плохой. Область "вредной" частоты находится обычно между 200 Гц и 500 Гц - ее и надо вырезать. Вокал также занимает большую зону частотного диапазона, при этом область 2-4 кГц регулируется для улучшения артикуляции.

Частотный диапазон музыкальных инструментов

  • Рояль, фортепиано 27-4200 Гц
  • Контрабас 40-300 Гц
  • Электрическая бас-гитара 41-250 Гц
  • Туба 45-320 Гц
  • Валторны 60-740 Гц
  • Фагот 60-630 Гц
  • Виолончель 65-880 Гц
  • Тромбон 80-500 Гц
  • Акустическая гитара 82-1175 Гц
  • Электрическая гитара 82-1570 Гц
  • Альт 130-1240 Гц
  • Кларнет 140-1980 Гц
  • Труба 160-990 Гц
  • Скрипки 210-2800 Гц
  • Гобой 230-1480 Гц
  • Флейта 240-2300 Гц
  • Пикколо-флейта 560-2500 Гц

Частотный диапазон человеческого голоса:

  • Бас 75-330 Гц
  • Тенор 120-500 Гц
  • Меццо-сопрано 170-700 Гц
  • Сопрано 230-1100 Гц

1. При сравнении частотного диапазона музыкальных инструментов и человеческого голоса, последний имеет самый широкий диапазон частот (если не считать фортепиано и рояль). 2. Так же необходимо учитывать силу звучания (динамический диапазон) данных инструментов.

Например:

Динамический диапазон гитары составляет 15 дБ; органа — 35 дБ; рояля — 45 дБ; женский голос 20-35 дБ; мужской голос 20-45 дБ, эстрадного оркестра 45-55 дБ, симфонический оркестр 60-75 дБ.

Вывод: человеческий голос имеет диапазон звучания от 75 до 1100 Герц, который так или иначе перекрывает (заглушает, смешивается) с любым музыкальным инструментом (оптимальная точка — 300 Герц).

fdstar.com

Частоты, которые полезно помнить!

Классически звуковой спектр делится на три части: низкие, средние и высокие частоты. Границы частот, хотя и не все с этим согласны, можно обозначить следующим образом: низкиеот 10 Гц до 200 Гц, средние от 200 Гц до 5 кГц, а от 5 кГц - высокие.Для более точного определения, давайте разделим эти три част на более мелкие и рассмотрим х по отдельности.

1) Низкие басы (от 10 Гц до 80 Гц)- это самые низкие ноты, от которых резонирует комната, а провода начинают гудеть. Если ваша звуковоспроизводящая аппаратура не воспроизводит эти частоты, вы должны ощутить потерю насыщенности и глубины звука. Естественно, при записи и сведении потеря этих частот вызовет тот же эффект.

2) Верхние басы (от 80 Гц до 200 Гц)- это верхние ноты басовых инструментов и самые низкие ноты таких инструментов, как гитара. Если потерять этот регистр, то вместе с ним потеряется и ощущение силы звука. А ведь именно в этих частотах содержится энергия звука, которая заставляет вас пританцовывать под музыку, недаром основная энергия ритм-секции сконцентрирована именно в этом регистре.

3) Низкие средние (от 200 Гц до 500 Гц)- здесь размещается почти весь ритм и аккомпанимент, это регистр гитары.

4) Средние средние ( от 500 Гц до 2.500 Гц) - соло скрипок, соло гитар, фортепиано, вокал. Музыку, в которой не хватает этих частот обычно называют "занудной" или "смурной".

5) Вехние средние (от 2.500 Гц до 5 кГц). Хотя в этом диапазоне мало нот, только самые верхние ноты фортепиано и некоторых других инструментов, здесь много гармоник и обертонов. Усиление этой части спектра позволяет достичь яркого, искрящегося звука, создающего эффект присутствия. Однако, если энергия этой полосы частот чрезмерна, то это режет слух. Это и называется "слушательской утомляемостью" и является проблемой большинства недорогих аккустических систем, которые искуственно усиливают данную часть спектра для "яркости" звучания. Ну это уже коммерческие штучки!

6) Низкие высокие (около 5 кГц до 10 кГц), где мы встречаемся с самым сильным искажением высоких частот и где шипение пленки (для любителей кассетной записи) становится самым заметным, так как здесь очень мало других звуков, способных скрыть это. Хотя люди, теоретически могут слышать и более высокие тона, эти частоты считаются пределом восприятия. Но по большому счету, для хорошего звука - это маловато.

7) Верхние высокие (около 10 кГц до 20 кГц)наша последняя октава, это самые тонкие и нежные высокие частоты. Если этот диапазон частот будет неполноценен, то вы ощутите некий дискомфорт при прослушивании записей (если, конечно, медведь не наступил вам на ухо).

Электрическая сеть шумит на частоте 50 Гц. Для устранения этого надо убрать частоты 50 и 100 Гц при помощи параметрического эквалайзера, ширина полосы которого достаточно узка. Это устранит шумы сети, но не повлияет заметно на общий звук. Графический эквалайзер (треть октавы) тоже эффективен в этой ситуации, но остальными типами эквалайзеров для этого лучше не пользоваться, так как они имеют слишком широкую зону влияния и регулировка может существенно изменить звучание бас-гитары, в том числе не в лучшуюсторону. Нижние частоты бас-гитары и басового барабана лежат в области 40 Гц и ниже. Чтобы придать их звучанию мощь (атаку), регулируйте частоту 80 Гц. Нижняя частота электрогитары - 80 Гц. Для устранения "бочковатости" надо вырезать частоту 200 Гц; для устранения резкого, неприятного призвука - ослабить в районе 1Кгц. Чтобы добавить "ду", сделать "жалящим" звучание рок-гитары, просмотрите область от 1,5 кГц до 4 кГц, найдите нужную частоту и убирайте ее до тех пор, пока атака станет такой, как вы желаете. Основная проблема с акустическими гитарами, как правило, состоит в том, что они звучат "бочковато" - из-за неподходящих микрофонов, неудачного расположения микрофона, акустических характеристик помещения или просто из-за того, что инструмент плохой. Область "вредной" частоты находится обычно между 200 Гц и 500 Гц - ее и надо вырезать. Вокал также занимает большую зону частотного диапазона, при этом область 2-4 кГц регулируется для улучшения артикуляции.

studfiles.net


Видеоматериалы

24.10.2018

Опыт пилотных регионов, где соцнормы на электроэнергию уже введены, показывает: граждане платить стали меньше

Подробнее...
23.10.2018

Соответствует ли вода и воздух установленным нормативам?

Подробнее...
22.10.2018

С начала года из ветхого и аварийного жилья в республике были переселены десятки семей

Подробнее...
22.10.2018

Столичный Водоканал готовится к зиме

Подробнее...
17.10.2018

Более 10-ти миллионов рублей направлено на капитальный ремонт многоквартирных домов в Лескенском районе

Подробнее...

Актуальные темы

13.05.2018

Формирование энергосберегающего поведения граждан

 

Подробнее...
29.03.2018

ОТЧЕТ о деятельности министерства энергетики, ЖКХ и тарифной политики Кабардино-Балкарской Республики в сфере государственного регулирования и контроля цен и тарифов в 2012 году и об основных задачах на 2013 год

Подробнее...
13.03.2018

Предложения организаций, осуществляющих регулируемую деятельность о размере подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на 2013 год

Подробнее...
11.03.2018

НАУЧИМСЯ ЭКОНОМИТЬ В БЫТУ

 
Подробнее...

inetpriem


<< < Ноябрь 2013 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

calc

banner-calc

.