Урок 4Тема 5. Информационные основы процессов управления. Приведите примеры разомкнутой и замкнутой информационной системы


Информационные основы процессов управления

Главная | Информатика и информационно-коммуникационные технологии | Планирование уроков и материалы к урокам | 8 классы | Планирование уроков на учебный год | Информационные основы процессов управления

Изучив эту тему, вы узнаете:

- основные термины, которые используются при управлении; - какую роль играет исходная информация при управлении; - что общего и чем отличаются разомкнутая и замкнутая схемы управления; - что собой представляют автоматическая, неавтоматическая и автоматизированная системы управления.

В повседневной жизни мы всюду сталкиваемся с управлением: рабочий управляет станком, учитель — учениками, дирижер — оркестром, программист — работой компьютера и ходом выполнения программы. Вспомним слова из детской песенки: «Чтоб водить корабли, чтобы в небо взлететь надо многое знать, надо много уметь...»

Главное, надо знать: зачем выполняется управление? Например, летчик, садясь за штурвал самолета, должен заранее знать, куда и зачем он летит. Врач, назначая больному лекарство, должен быть уверен в том, что оно поможет ему выздороветь. Водитель автобуса обязан обеспечить доставку пассажиров к месту назначения. Работая на компьютере, пользователь стремится представить информацию в удобной для работы форме. Все это означает, что для управления надо знать конкретную цель, ожидаемый результат.

При этом важно понимать, что тот, кто управляет кем-либо или чем-либо, должен обладать исходной (предварительной) информацией.

Например, для летчика исходной информацией является: ◊ навыки и сведения, полученные в процессе обучения летной профессии, то есть профессиональные знания; ◊ задание на конкретный полет в устной или письменной форме; разработка по картам предстоящего маршрута со штурманом; ◊ данные о состоянии летательного аппарата на момент взлета; ◊ данные о предполагаемых метеоусловиях.

Для водителя автомобиля, например, исходная информация — это: ◊ профессиональные знания по управлению автомобилем и о правилах дорожного движения; ◊ сведения о состоянии дороги и автомобиля перед поездкой; ◊ маршрут поездки.

Таким образом, всегда должен существовать объект управления, который может быть представителем как живой, так и неживой природы. В рассматриваемых примерах — это оркестр, ученики, компьютер, самолет, автомобиль.

Управление каким-либо объектом живой или неживой природы осуществляет человек или устройство, которые обладают исходной информацией: сведениями о существующей обстановке или ситуации, профессиональными знаниями (если это человек), сведениями о самом объекте управления и пр. Человек или устройство, получив необходимую исходную информацию, оказывает управляющее воздействие на объект управления. Так, например, дирижер, учитель, программист, летчик, водитель управляют соответствующими им объектами: оркестром, учениками, компьютером, самолетом, автомобилем.

Однако только исходной информации недостаточно для успешного управления. В процессе управления должна быть использована информация о фактическом состоянии объекта управления, например о текущем состоянии самого автомобиля или самолета и об обстановке на дороге или в полете. Такая информация называется текущей, или рабочей. Текущая информация о состоянии объекта управления должна постоянно поступать к человеку или устройству, которые управляют этим объектом. В этом случае говорят, что между ними существует обратная связь. Эта связь позволяет корректировать поведение объекта управления, то есть управлять им.

Такой процесс получил название замкнутого процесса управления и в виде схемы представлен на рисунке 5.1.

Рис. 5.1. Замкнутая схема управления

Рассмотрим пример.

Процесс обучения в школе построен по замкнутой схеме управления. Ученики являются объектами управления. Учитель перед началом урока обладает определенной исходной информацией: знаниями по предмету, знаниями об учениках. Эти знания позволяют ему так построить урок, чтобы ученики поняли новый материал. Применяя различные методы ведения урока, учитель оказывает на учеников управляющее воздействие. В процессе опроса учеников, что равносильно обратной связи, учитель делает вывод - о том, как усвоен материал, и решает, что ему дальше делать — либо провести дополнительное разъяснение, либо дать новый мате риал. Он должен постоянно отслеживать текущую информацию, чтобы видеть, как реагируют ученики (объект управления) на его воздействия.

Не всегда управление осуществляется по замкнутой схеме. Например, управление потоком автомобилей и пешеходов с помощью светофора является примером незамкнутой (разомкнутой) схемы управления. Светофор не может воспринять корректирующую информацию, он выступает в роли устройства, которое только выдает управляющее воздействие. Изменение цветов светофора — управляющие сигналы. Автомобили и пешеходы выступают в качестве объектов управления.

Такой процесс получил название незамкнутого процесса управления и в виде схемы представлен на рисунке 5.2. В отличие от схемы на рисунке 5.1 в этой схеме отсутствует обратная связь — данные о состоянии объекта управления.

Рис. 5.2. Разомкнутая схема управления

В зависимости от степени участия человека в процессе управления системы управления делятся на три класса: автоматические, неавтоматические и автоматизированные.

В системах автоматического управления все процессы, связанные с получением информации о состоянии управляемого объекта, обработкой этой информации, формированием управляющих сигналов и пр., осуществляются автоматически в соответствии с представленной на рисунке 5.1 замкнутой схемой управления. В подобных системах не требуется непосредственное участие человека. Системы автоматического управления используются на космических спутниках, на опасном для здоровья человека производстве, в ткацкой и литейной промышленности, в хлебопекарнях, при поточном производстве, например при изготовлении микросхем, и пр.

В неавтоматических системах управления человек сам оценивает состояние объекта управления и на основе этой оценки воздействует на него. С такими системами вы сталкиваетесь постоянно в школе и дома. Дирижер управляет оркестром, исполняющим музыкальное произведение. Учитель на уроке управляет классом в процессе обучения.

В автоматизированных системах управления сбор и обработка информации, необходимой для выработки управляющих воздействий, осуществляется автоматически, при помощи аппаратуры и компьютерной техники, а решение по управлению принимает человек. Например, рабочий металлорежущего станка производит его установку и включение, остальные процессы выполняются автоматически. Автоматизированная система продажи железнодорожных или авиационных билетов, льготных проездных билетов в метрополитене работает под управлением человека, который запрашивает у компьютера необходимую информацию и на ее основе принимает решение о продаже.

Контрольные вопросы и задания

1. Когда и где возникает управляющее воздействие? 2. Какой информацией надо располагать для управления? 3. Какая информация является исходной для врача, водителя, регулировщика движения? 4. Что такое объект управления? Приведите примеры. 5. Что такое обратная связь и почему она так называется? 6. Что такое замкнутая схема управления? 7. Приведите пример технической системы, в основе работы которой заложена замкнутая схема управления. 8. Что такое разомкнутая схема управления? 9. Приведите пример технической системы, в основе работы которой заложена разомкнутая схема управления. 10. Приведите примеры объектов живой природы, функционирование которых осуществляется по разомкнутой или замкнутой схеме управления. 11. Как подразделяются системы управления по степени участия в них человека? 12. Чем отличается автоматическая система управления от автоматизированной? 13. Приведите примеры автоматической системы управления. 14. Приведите примеры неавтоматической системы управления. 15. Приведите примеры автоматизированной системы управления.

xn----7sbbfb7a7aej.xn--p1ai

Виды информационных систем, примеры :: SYL.ru

В статье поговорим о примерах информационных систем, об их видах. Для начала рассмотрим общие понятия. После - перейдем к непосредственно теме данной статьи.

Понятие

Как же мы будем рассматривать примеры информационных систем, если не знаем, что это такое? Система - это совокупность каких-то элементов, которые могут взаимодействовать друг с другом и образовывать определенное единство. Архитектурой системы называется комплекс свойств, которые важны для пользователя. Элементом системы называется часть, которая имеет определенное функциональное значение. Элементы состоят из еще более простых частей, которые называются подсистемами. Структурой системы называется определенный порядок, состав и принципы взаимодействия элементов, которые и определяют основные его свойства. Информационная система - это взаимосвязанный комплекс методов, которые используются для обработки, хранения и выдачи информации для достижения определенных целей.

В современном понимании этого термина есть некоторые особенности. Так, информационные системы используются на основе какого-то технического средства переработки информации. Кроме того, надо заметить, что само по себе техническое воплощение не несет никакой сути, если в нём не учитывается важность для человека. Необходимо понимать разницу между компьютерами и информационными системы, так как многие люди не знают её. Компьютеры имеют специальные программные средства, и являются всего лишь технической базой для информационных систем. В то же время, они невозможны без персонала, который обеспечивает взаимодействие с компьютером.

Общая характеристика

Прежде чем приступать к подробному описанию каждого вида систем, поговорим об общей классификации. Еще раз подчеркнем, что систем очень много, и описать все из них в пределах статьи не представляется возможным. По типу данных информационные системы могут быть документальными или фактографическими. Также они делятся по степени автоматизации, где выделяют ручные, автоматические и автоматизированные. По сфере применения бывают интегрированными, организационного управления, управления ТП, САПР. По характеру обработки данных бывают информационно-поисковые, информационно решающие системы. Последние подразделяются на советующие и управляющие. По уровню управления выделяют стратегические, операционные и функциональные системы. Все они предназначены для того, чтобы были удовлетворены определённые потребности в рамках конкретной области. То есть для каждой предметной области существуют свои информационные системы. Основные области – это экономическая, медицинская и географическая. Каждую из них мы рассмотрим ниже подробнее.

Процессы

Прежде чем рассмотреть примеры информационных систем, поговорим о процессах, которые могут в них протекать. Итак, информационный процесс - это такой процесс, во время которого происходит сбор, обработка, накопление, создание, хранение, распространение, поиск, потребление информации. Информационными ресурсами называются отдельные массивы информации или документов, которые хранятся в системах. Главные процессы, которые обеспечивают работу всей системы, можно сократить до следующих:

  • ввод и вывод информации из внешних или внутренних источников;
  • обработка информации;
  • обратная связь.

Экономика

Рассматривая типы информационных систем, надо сказать, что их существует очень много, и даже в пределах этой статьи мы не сможем рассмотреть абсолютно все. Пока что остановимся на примере экономической информационной системы. Она представляет собой систему, предназначенную для поиска, сбора, хранения, обработки и выдачи какой-то информации о деятельности определенного экономического объекта. Также она представляет собой совокупность различных внешних и внутренних потоков информации. Важнейшие функции этой системы — это анализ, учет, планирование и прогнозирование экономических процессов. На её основе функционируют такие информационные системы: банковские, страховые, статистические, налоговые, бухгалтерские и фондового рынка. Вот мы и рассмотрели пример экономической информационной системы.

Автоматизированные системы

Они появились в результате использования современных технологий. Представляют собой совокупность экономико-математических методов и моделей, а также технических, технологических, программных и других средств, которые позволяют обрабатывать и собирать информацию. Важнейшим элементом АИС является информационное обеспечение. Это совокупность данных о каком-то объекте, описываемая при помощи языковых средств. Элементы системы - это показатели, описывающие деятельность определенного объекта, классификацию и кодирование, базу данных, документацию. Примеры таких информационных систем привести довольно просто. Это любые базы данных, которые используются на всех предприятиях. Главные требования здесь - это простота доступа к данным, регламентация этого доступа, эффективная схема документооборота, использование современных методов сохранения и поиска данных.

Примеры персональной информационной системы

Далее мы рассмотрим персональные системы, которые еще называются одиночными. Они чаще всего используются на автономных компьютерах. То есть, в таком случае не нужна общая сеть. Эта система часто состоит из нескольких простых приложений, которые имеют общий информационный фонд и рассчитаны на работу исключительно одного пользователя или же их группы, которая разделяет пользователей компьютера по времени. Такие системы создаются при помощи систем управления базами данных.

Групповые корпоративные системы

Немного поговорим о примерах программ информационных систем другого типа. Это групповые и корпоративные системы, которые отличаются тем, что они изначально рассчитаны на коллективное использование информации между членами группы. Чаще всего создаются на основе локальной вычислительной сети. Но, при разработке, естественно, используют серверы баз данных. Также существует много популярных SQL-сервисов, как коммерческих, так и в свободном доступе. Корпоративные информационные системы необходимы для развития рабочих групп. Чаще всего их создают в крупных компаниях, так как они могут поддерживать узлы связи, которые имеют территориальный разрыв. Очень часто они имеют иерархическую структуру, которая состоит из нескольких уровней. Характеризуются многоуровневой архитектурой. При разработке используются уже известные серверы баз данных.

Однако есть еще одно понятие, которое заслуживает нашего внимания. Это сетевые информационные системы. Примеры их привести еще легче, так как любая информационная система, которую мы рассматриваем, уже является сетевой.

Геоинформационные системы

Они заключаются в сборе, хранении, графической визуализации и анализе данных. Часто это понятие используется в более узком смысле, когда подразумевается некий инструмент, который позволяет пользователям искать и редактировать карту местности, например. Состоит она из пространственных баз данных, векторной графики и различных средств пространственного анализа. Всё это применяется очень активно в метеорологии, геологии, землеустройстве, картографии и т. д. Это яркий пример справочной информационной системы, которая хранит в себе информацию, возможную для открытого пользования. Классифицируются они очень часто по проблемной ориентации. Имеется в виду решение научных или же прикладных задач. В качестве примера можно привести инвентаризацию ресурсов, мониторинг, управление, принятия решений и геомаркетинг. Основой информации здесь являются пространственные данные. Современные программы позволяют совмещать это с бизнес-аналитикой, что позволяет принимать быстрые и качественные решения за короткий срок.

Медицинская система

Это система автоматизации документооборота в лечебных учреждениях, которая позволяет принимать взвешенные решения, вести электронные карты пациентов, представлять данные исследования в цифровой форме, обрабатывать данные мониторинга, хранить и анализировать административную и финансовую информацию. Это пример замкнутой информационной системы, так как информация находится в закрытом доступе. Главным отличием является ориентированность на пациента, повышенная ответственность, интеграция с финансовой, медицинской и административной информацией, интеграция с различными видами оборудования. Также есть классификация по направлению деятельности медучреждений. То есть, разрабатываются системы для стационаров, стоматологических клиник, санаториев, амбулаторий и поликлиник. В России существует много таких систем, которые функционируют по всей стране. Но многие люди путают их с электронной историей болезни. Этот проект, кстати, вступил в действие ещё в 2008 году.

Передача информации

Отдельно стоит рассмотреть примеры разомкнутой информационной системы. Сюда относятся практически все системы связи. Их основная задача заключается в переносе информации в пространстве. Это и телефонная связь, радиосвязь, телевидение, телеграфная связь. Такие системы могут быть одноканальными и многоканальными. Это разомкнутая система, так как получение информации здесь контролируется лишь самим лицом. То есть информация свободно пересекает пространство и попадает на устройство.

Фактографические и документированные системы

Здесь надо отметить, что тип системы зависит от того, на каком уровне управления она работает. По характеру представления и организации информации она делится на документальную, геоинформационную и фотографическую. Последние могут накапливать и хранить данные в виде множества экземпляров или структурных элементов. Каждый из этих элементов отражает информацию по определенному объекту или событию. Такие системы удовлетворяют информационные потребности непосредственно, то есть, предоставляя пользователям сами факты или данные. Документальные информационные системы отличаются тем, что в них есть элемент, который не подразделяется на более мелкие. Также здесь обычно нет строгой структуры. Такие системы позволяют устанавливать логическую взаимосвязь между документами, например, по смыслу, содержанию или каким-то другим критериям. Это довольно сложная многоаспектная задача, которую может решить только опытный разработчик. Геоинформационные системы создаются в виде отдельных объектов с конкретным набором реквизитов, которые привязаны к определённой топографической основе. Они используются для информационного обеспечения в тех областях, где необходим пространственно-географический компонент. Это может быть маршрут транспорта, коммунальное хозяйство и т. д. Таким образом, мы определили примеры логистических информационных систем, которые могут функционировать на базе информационных источников.

Подводя итоги, хочется сказать о том, что данная тема очень обширна, и ее трудно рассмотреть в одном учебнике, не то что в статье. Тем не менее мы попытались предоставить максимально понятный и ёмкий материал, который позволит понять основные различия между информационными системами.

www.syl.ru

Информационные процессы в различных системах

Главная | Информатика и информационно-коммуникационные технологии | Планирование уроков и материалы к урокам | 8 классы | Планирование уроков на учебный год (по учебнику Н.Д. Угриновича) | Информационные процессы в различных системах

§ 1.1. Информация в природе, обществе и технике

Содержание урока

1.1.3. Человек: информация и информационные процессы

1.1.4. Информация и информационные процессы в технике

Лабораторная работа № 1 «Знакомимся с видами и свойствами информации»

Лабораторная работа № 1«Знакомимся с видами и свойствами информации»

Шаг 1. Знакомство с понятием информации

1. Какие три больших скачка можно выделить в развитии средств и способов обработки информации?

1) _____________________________________

2) _____________________________________

3) _____________________________________

2. С какими ключевыми понятиями современной науки стоит в одном ряду понятие «информация»?

3. _____________________________________

4. ____________________________________

5. Информация

3. Верно ли, что истрепанная книжка, если в ней нет вырванных страниц, несет для вас ровно столько же информации, сколько такая же новая? Почему?

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

4. Почему мощность передаваемого сигнала не может служить оценкой количества информации, переносимой сигналом?

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

5. Зависит ли количество информации в сообщении от того, насколько ново это сообщение для получателя? Почему?

________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

6. Зависит ли количество полученной человеком информации от длины сообщения? Почему?

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

7. Зависит ли количество полученной компьютером информации от длины сообщения? Почему?

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Шаг 2. Знакомство с открытыми и замкнутыми системами

1. Объясните понятие «открытая система».

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Приведите примеры открытых систем.

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

2. Что такое замкнутая система?

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Приведите примеры замкнутых систем.

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

Определите вид системы (замкнутая или открытая).

Паровой двигатель: __________________________________

Двигатель внутреннего сгорания: ______________________

Микроб:_____________________________________________

Растение:____________________________________________

Вселенная:____________________________________________

Человек:______________________________________________

Вода в природе:________________________________________

Шаг 3. Знакомство с видами информации и классификацией информации

1. Вставьте в таблицу названия видов информации, соответствующих чувствам человека.

 Чувство  Вид информации
 Зрение  
 Слух  
 Обоняние  
 Вкус  
 Осязание  

2. Распределите следующие виды информации по разным основаниям классификации: музыкальная, общественно-политическая, визуальная, управленческая, эстетическая, аудиальная, графическая, обыденная, тактильная, научная, обонятельная, производственная, вкусовая, текстовая, числовая, комбинированная, техническая.

 По способам восприятия
 1  
 2  
 3  
 4  
 5  
 По форме представления
 1  
 2  
 3  
 4  
 5  
 По общественному значению
   Массовая  Специальная  Личная
1      
2      
3      
4      
5      

3. Для чего человеку необходима информация? (Запишите свои мысли на этот счет.)

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Шаг 4. Знакомство со свойствами информации

1. Как вы думаете, к какому свойству информации наиболее близко понятие «релевантность»: точность, полезность, достоверность, ценность, доступность, полнота, актуальность, объективность?

_________________________________________________________________

2. По каким причинам информация может быть недостоверной?

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

3. Что означают следующие понятия?

а) Репрезентативность информации:

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

б) Эргономичность информации:

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Шаг 5. Знакомство с типами знания

1. Приведите примеры знаний об определенных

явлениях: ______________________________________________

______________________________________________

_______________________________________________

событиях: ______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

свойствах объектов: ______________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

зависимостях: ___________________________________________

___________________________________________

____________________________________________

2. Что означает понятие «декларативные знания»?

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

3. К какому типу знаний (декларативные, процедурные) можно отнести выражения следующих типов?

«Я знаю, как…»: _______________________________

«Я знаю, что…»: _______________________________

Для дополнительного выполнения:

Шаг 6. Знакомство с понятием «робот»

1. Кто придумал слово «робот»? В каком произведении оно встречается впервые и что означает?

Автор: _________________________________________________

Произведение:_________________________________________________

Значение слова:_________________________________________________

________________________________________________________

2. Какие три закона робототехники придумал американский фантаст Айзек Азимов в произведении «Я робот»?

1-й закон робототехники: _______________________________________

_____________________________________________________________

2-й закон робототехники: _______________________________________

_____________________________________________________________

3-й закон робототехники: _______________________________________

_____________________________________________________________

Выводы

Оцените значение информации в жизни человека.

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

Оценка учителя: ________

Cкачать материалы урока

xn----7sbbfb7a7aej.xn--p1ai

Страничка уже 311 группы :: Забавы :: Истории :: Пример замкнутой...

Однажды Николай Петрович Горемыко не на шутку проголодался. Такой подвох случился с ним в самый разгар рабочего дня, когда он ковырял инструментом какую-то деталь. Чтобы не было недосказанности, поясним: наш герой — обыкновенный, ничем не примечательный работник станкозавода «Чайка». Вот уже тридцать пять лет он приходит сюда, чтобы заняться любимым делом. Начал он ковырять детали сразу после техникума, — ковыряет их и теперь. Одно время на завод не поступало заказов — трудные времена, что и говорить! Производство почти остановилось — не было деталей и для Николая Петровича. Тогда, промаявшись некоторое время, он отыскал кое-где бракованные остатки былых времен и стал ковырять их. Молодец, не дал себе заскучать. Таков он, наш Николай Петрович Горемыко.

Почувствовав голод, Николай Петрович осознал: нужно покушать. Не думая долго, он покинул рабочее место и отправился по направлению к столовой. Следуя зову желудка, наш герой вошел в заветную дверь и тут же окунулся в новую, бурлящую кипятком жизнь. То там, то тут сновали сослуживцы с подносами, раздумывая, где бы приткнуться. Николай Петрович пока не мог к ним присоединиться — у него не было подноса. Осознав это, он замял растерянность и приступил к решительным действиям. Схватив поднос и вилку, Николай Петрович втиснулся в очередь с явным намерением во что бы то ни стало утолить свой голод — сегодня же! Через некоторое время он уже стоял перед выбором. Селедочка, салат такой или салат эдакий. Далее — следующий выбор: серенькая картошка или жирненькие макароны. И так до самой кассы. Дело сделано, и вот Николай Петрович уже узрел себе местечко рядом с неплохой женщиной из соседнего отдела. Можно ли? — Да.

Что же оказалось на подносе Николая Петровича? Примерно следующее: порция селедочки с лучком, компот, одна тарелка наваристого заводского борща, одна добротная котлета и с нею — пюре из картофеля. Прекрасно. "Вот бы прихлопнуть одну… " — подумал Николай Петрович, но тут же проглотил дерзкую мысль вместе с первой ложкой борща. Голод не тетка. Постепенно борщ пришел к концу, за ним и селедочка. Теперь на очереди было второе. И все бы ничего, но по какой-то причине на глаза нашему герою попался человеческий волос. И не где-нибудь, а в пюре из картофеля. Явно инородным телом черного цвета выглядел волос в картофеле! "Боже мой!" — подумал Николай Петрович. Продолжать трапезу теперь было просто невозможно. Не то, чтобы наш герой был неженкой и снобом, — нет. Просто к моменту обнаружения волоса на тарелке, он был уже вполне сыт и умиротворен. Волос же заставил испариться всякую умиротворенность.

В следующий момент Николай Петрович уже спешил в сторону кассы, где должна была висеть Жалобная книга. Действительно, книга оказалась на месте. Обрадовавшись находке, наш герой послюнявил карандаш и приготовился вывести что-нибудь язвительное в стихах — в стиле Маяковского. Радость радостью, но в книге не оказалось чистых страниц. Она была исписана вдоль и поперек — одами в честь борща, гневными заметками, что мало хрена, и хулиганскими надписями практикантов в стиле "Здесь был Вася" и "Лида, встречаемся у Головы". Николай Петрович не растерялся и тут. "Бог с ней, с Лидой",— подумал он и достал из внутреннего кармана листочек в клетку. Весь сарказм ушел: ему больше не хотелось язвить, как Маяковский. Просто и честно послюнявил он карандаш снова и написал на листке: "Друзья. Пожалуйста, не сыпьте волосами в пюре, — это невкусно и негигиенично. Я знаю, для предотвращения таких случаев повара носят колпаки и косынки. Будьте бдительны. Искренне ваш, Н. П. Горемыко, 3-ий отдел".

Сложив листок вдвое, Николай Петрович пошел с ним прямиком к поварам. Конечно, его не пускали, но благодаря решимости нашего героя прорыв был осуществлен. Попав на кухню, он ощутил на себе несколько любопытных взглядов, и потому решил представиться: "Николай Петрович". Прекрасно. Вопрос исчерпан. Наш герой передал листок одному из поваров и откланялся.

Что теперь? — Конец истории. Николай Петрович убрал за собой и вернулся к работе.

Что касается листка, то он много летал: из стороны в сторону, из рук в руки. В результате он попал к главному повару. Главного повара так растрогало сообщение Николая Петровича, что он забылся и приказал в следующий раз подать клиенту пива за счет заведения. Все же остальные повара стали лучше следить за внешним видом. Теперь они поправляют колпаки и косынки при любом удобном случае.

Выше рассмотрен пример замкнутой информационной системы. Запись в Жалобной книге — обратная связь. С помощью обратной связи реакция потребителя достигла аппаратно-программной части, где была переработана и принята к сведению.

Марк Марковников

econ111.narod.ru

Информационные системы

Информационные системы

1.В чем состоит назначение информационной системы? Приведите примеры. 2.Какую роль играет человек в информационной системе?В чем отличие замкнутой и разомкнутой схем ИС?3.Какие признаки использованы в классификации ИС, приведенных в учебнике? По характеру использования ИС делятся на 3 группы: - Информационно- поисковая система; - управляющие ИС; - интеллектуальные ИС. 4.Для чего предназначены информационно-поисковые системы? 5.Для чего предназначены управляющие ИС? 6.Для чего предназначены интеллектуальные ИС? 7.Для чего предназначены ИС управления технологическими процессами?

  • 8.Для чего предназначены ИС автоматизированного проектирования?

  • 9.Для чего предназначены ИС организационного управления?

  • 10.Для чего предназначены корпоративные ИС?

  • 11. Какова роль обеспечивающих подсистем?

  • + Информационное обеспечение ИС;

  • + Техническое обеспечение;

  • + Математическое;

  • + Программное;

  • + Организационное;

  • + Правовое.

1. Информационные системы - это взаимосвязанная совокупность средств, методов персонала, используемых для обработки данных.

  • 1. Информационные системы - это взаимосвязанная совокупность средств, методов персонала, используемых для обработки данных.

  • Примеры : сбор, хранение, обработка и выдача информации; анализировать проблему; создавать новые продукты.

2. В работе ИС на равноправных началах принимает участие как технические и программные средства, так и человек, только в результате их взаимодействия возможна обработка первичной информации, получение информации нового качества.

  • 2. В работе ИС на равноправных началах принимает участие как технические и программные средства, так и человек, только в результате их взаимодействия возможна обработка первичной информации, получение информации нового качества.

3. В разомкнутой ИС получаемая потребителем информация используется произвольно, от потребителя никакая информация в ИС не поступает.

  • 3. В разомкнутой ИС получаемая потребителем информация используется произвольно, от потребителя никакая информация в ИС не поступает.

  • Пример: Компьютеризированная справочная библиотечная система каталогов.

  • В замкнутой ИС напротив существует тесная связь между потребителем и функционированием системы. В этом случае ИС ориентирована на конкретного потребителя и его цель.

  • Пример: ИС, установленная в Ж/Д кассах.

4.Информационно-поисковые системы производят ввод, систематизацию, хранение, выдачу информации без преобразования данных

  • 4.Информационно-поисковые системы производят ввод, систематизацию, хранение, выдачу информации без преобразования данных

  • Пример: Информационно-поисковая система в железнодорожных и авиационных кассах продажи билетов.

5.Управляющие информационные системы вырабатывают информацию на основании которой человек принимает решение. Для этих систем характерна обработках больших объемов данных.

  • 5.Управляющие информационные системы вырабатывают информацию на основании которой человек принимает решение. Для этих систем характерна обработках больших объемов данных.

  • Пример: Система оперативного планирования выпуска продукции, система бухгалтерского учета, система управления проектами.

6. Интелектуальные ИС вырабатывают информацию, которая принимается человеком к сведению и не превращается немедленно в серию конкретных действий.

  • 6. Интелектуальные ИС вырабатывают информацию, которая принимается человеком к сведению и не превращается немедленно в серию конкретных действий.

  • Пример: медицинские информационные системы используются для постановки диагноза больного и определения предполагаемой процедуры лечения.

7.ИС управления ТП предназначены для автоматизации функций производственного персонала.

  • 7.ИС управления ТП предназначены для автоматизации функций производственного персонала.

  • Пример: при организации поточных линий, изготовление микросхем

8. ИС САПР предназначены для автоматизации работы инженеров-проектировщиков, конструкторов, архитекторов, дизайнеров при создании новой техники или технологии.

  • 8. ИС САПР предназначены для автоматизации работы инженеров-проектировщиков, конструкторов, архитекторов, дизайнеров при создании новой техники или технологии.

  • Пример: инженерные расчеты

10. Информационные системы организационного управления предназначены для автоматизации функций управленческого персонала.

  • 10. Информационные системы организационного управления предназначены для автоматизации функций управленческого персонала.

  • Пример: промышленные формы, гостиницами, банками

11.Корпотративные ИС предназначены для автоматизации любых функций компаний, и охватывает весь цикл работ от проектирования до сбыта продукции.

  • 11.Корпотративные ИС предназначены для автоматизации любых функций компаний, и охватывает весь цикл работ от проектирования до сбыта продукции.

  • Пример: получение прибыли завоевание рынка сбыта.

  • 12. Среди обеспечивающих подсистем обычно выделяют информационное, математическое, программное, организационное и правовое.

  • Информационное обеспечение определяют всю совокупность данных, которые хранятся в разных источниках. Это совокупность средств и методов построения базы данных. Разработанные стандарты, где устанавливаются, например, требование:

  • -к унифицированным формам документов

  • -по составу и структуре реквизитов и показателей

  • - порядку внедрения, введение и регистрации документов.

Техническое обеспечение включает комплекс тех средств. Предназначенных для работы ИС, а также соответствующей документацией на эти средства.

  • Техническое обеспечение включает комплекс тех средств. Предназначенных для работы ИС, а также соответствующей документацией на эти средства.

  • -компьютеры любых моделей

  • -устройство сбора, накопления, обработки данных

  • -устройство передачи данных линий связей

Математическое и программное обеспечение подразумевает совокупность мат методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации задач ИС. Входят: все системные, спец, а также тех документация.

  • Математическое и программное обеспечение подразумевает совокупность мат методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации задач ИС. Входят: все системные, спец, а также тех документация.

Организационное обеспечение содержит совокупность документов, регулирующих отношение внутри трудового коллектива.

  • Организационное обеспечение содержит совокупность документов, регулирующих отношение внутри трудового коллектива.

Правовое обеспечение предоставлено правовыми нормами. Главная цель- соблюдение законности. Входят: законы, указы, приказы, ведомства.

      • Правовое обеспечение предоставлено правовыми нормами. Главная цель- соблюдение законности. Входят: законы, указы, приказы, ведомства.

fs.nashaucheba.ru

План-конспект занятия «Информационные системы. Классификация информационных систем»

ГБПОУ КК «Армавирский машиностроительный техникум»

План-конспект занятия

По дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности»

на 2 курсе специальность 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»

 на тему: «Информационные системы. Классификация информационных систем»

Разработал: Струкова Елена Алексеевна

Армавир, 2017

 Тема занятия. «Информационные системы. Классификация информационных систем»

Дата проведения.11.09.2017г.

Тип занятия. Урок

Технология занятия. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов.

Цель занятия. Изучить тему информационные системы и классификацию информационных систем.

Планируемые образовательные результаты.

Личностные результаты

воспитание потребности к усвоению знаний;

целостное представление учебной задачи;

развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное, обобщать имеющиеся факты, логически и абстрактно мыслить;

формирование умений прогнозировать свои действия в ситуации выбора решения задачи.

Метапредметные результаты

Познавательные

Умение:

оперировать изученными понятиями;

использовать полученные знания при работе с информационными системами обучающего характера.

Регулятивные

Умение:

включать новые знания в систему знаний;

работать по плану, сверять свои действия с целью;

развивать умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий;

вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы;

уметь довести решение практической задачи до конечного результата.

Коммуникативные

Умение:

развивать способность принимать и учитывать точку зрения собеседника;

формировать постоянную готовность к пониманию;

развивать контроль за речью и её содержанием;

формировать способность активного и конструктивного слушания.

Предметные результаты

усвоение изучаемых понятий;

умение выделять основные признаки современной информационной системы;

овладение навыками систематизации типов информационных систем;

умение отбирать учебный материал и планировать его выполнение в ходе самостоятельной работы.

Основные термины, понятия.

Информационная система, средства поддержки, классификация ИС, разомкнутая ИС, замкнутая ИС, ИС на одном компьютере, ИС на базе локальной сети, ИС на базе глобальных компьютерных сетей, информационно-поисковые системы (ИПС), системы автоматического управления (САУ), автоматизированные системы управления (АСУ), обучающие системы.

Оборудование компьютер, плакаты, мультимедийный проектор (интерактивная доска), персональный компьютер для каждого ученика или пары обучающихся, выход в ресурсы сети Интернет. Презентация «Классификация информационных систем»

План занятия.

Организационный этап(7 минут). 

Изучение нового материала(20 минут).

Этап закрепления знаний (10).

Рефлексия (3 минуты).

Домашнее задание (2 минуты).

Подведение итогов урока 3 мин

    Ход занятия:

     

    Этап урока

    Цель

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    Время

     

    Организационный этап

    7 мин

    1

    Организационный момент.

    Проверить подготовку учащихся к уроку.

    Приветствие

    учащихся.

    Приветствие

    учителя.

    1 мин.

    2

    Актуализация знаний.

    .

    Подготовить учащихся к восприятию нового материала.

    Задает вопросы по теме «Виды информации» Как обрабатывается информация, цели и задачи ИТ».

    Отвечают на вопросы учителя

    3 мин

    3

    Целеполагание и мотивация.

    Привить интерес учащихся к теме урока.

    Предлагает учащимся привести примеры ИС и информационных технологий в медицине, в учебном заведении, налоговых и пенсионных органах, органах МВД и др.

    Пытаются понять смысл, предлагают варианты ответа.

    3 мин

     

    Изучение нового материала

    20 мин

     

    Изучение

    нового материала.

    .

    Познакомить учащихся с классификацией и видами ИС и ИТ, цель ИТ

    Поясняет учащимся структуру ИС

    Воспринимает информацию, сообщаемую

    учителем, записывают в тетради примеры ИС, смотрят (презентацию)

    18 мин

     

    Дополнительные вопросы учащихся по изложенному материалу

     

    Отвечает на вопросы учащихся

    Задают вопросы

    2 мин

     

    Этап закрепления знаний

    10

     

    Первичное

    осмысление

    изученного

    материала

    Закрепление знаний по новому материалу

    Предлагает вопросы по теме.

    Записывают ответы в тетрадь

    3мин

       

    Тесты по изученной теме

    Выполняют самостоятельно

    5мин

     

    Взаимопроверка.

    Предлагает учащимся оценить соседа по парте и поставить ему оценку.

    Оценивают знания друг друга.

    2 мин

     

    Рефлексия (заполнить таблицу- самооценка)

    3 мин

     

    Домашнее задание

    2 мин

     

    Домашнее

    задание.

    .

    Подготовить рефераты по темам:

    Формулирует

    домашнее

    задания,

    комментирует

    его, дает

    необходимые

    пояснения

    Воспринимают домашнее

    задание,

    задают

    вопросы,

    записывают

    2 мин

     

    Подведение итогов урока

    3 мин

     

    Подведение итогов урока

    Оценка знаний учащихся.

    Задает наводящие вопросы, помогает при формулировании выводов

    Формулируют выводы.

    3 мин

    Задание обучающимся по рефлексии их деятельности

    Цель: научить:

    •оценивать значение учебного материала;

    •осуществлять самооценку своей деятельности;

    •фиксировать успешность выполнения отдельных шагов.

    Задание (Индивидуальная форма работы) (самооценка)

    Заполнение таблицы. В таблицу основные включены термины и понятия по теме урока. Учащиеся ставят в ячейках таблицы знак «+», если материал усвоен, знак «+ −», если материал усвоен не полностью или частично и знак «−», если материал не усвоен.

    Таблица. Термины понятия

    Термин (понятие)

    Степень усвоения

    Термин (понятие)

    Степень усвоения

    Информационная система

     

    ИС на локальной базе сети

     

    средства поддержки

     

    ИС на базе глобальных компьютерных сетей

     

    классификация ИС

     

    информационно-поисковые системы (ИПС)

     

    разомкнутая ИС

     

    системы автоматического управления (САУ)

     

    замкнутая ИС

     

    автоматизированные системы управления (АСУ)

     

    ИС на одном компьютере

     

    обучающие системы

     

    Вопросы Организационный этап Актуализация знаний.

    Задание 1. (Групповая форма работы).

    Дайте определение информационной системы из ресурса:

    Информационная система. // http://ru.wikipedia.org/wiki/Информационная_система

    Задание 2. Найдите определение информационной системы, которое в дано статье 13 Федерального закона РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

    Ресурс:

    Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. Н 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». //http://www.rg.ru/2006/07/29/informacia-dok.html

    Задание 3. Найдите определение информационной системы из ресурса:

    Представление об информационной системе // http://km-wiki.ru/index.php?title=Представление_об_информационной_системе

    Самостоятельная работа

    Работа с учебником:

    Информационные технологии в профессиональной деятельности. Учебное пособие для СПО. Михеева Е.В.- М.: «Академия», 2008.

    Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: Учебное пособие для СПО. Михеева Е.В.- М.: «Академия», 2008.

       Классификация информационных систем

      Задание 1. Дать классификацию ИС по техническим средствам.

      Работа с учебником:

      Задание 2.. Дать классификацию ИС по назначению.

      Работа с учебником:

      Задание 3.  Дать классификацию ИС по сфере применения.

      Итогом является работы заполненная таблица:

      Таблица 1. Классификация ИС.

      Классификация ИС

      Виды

      Краткая характеристика

      по техническим средствам

         

      по назначению

         

      по сфере применения

         

      Интеллектуально-преобразовательная деятельность

      Цель:

      закрепить полученные знания;

      способствовать формированию навыков публичного выступления.

      Задание 1 . Заполнение сводной таблицы.

      От каждой группы выступает один учащийся, которые комментирует заполнение таблицы «Классификация ИС». По итогам их выступления остальные учащиеся класса недостающую вносят информацию в таблицу.

      Диагностика качества освоения темы

      Цель: установить степень усвоения темы «Информационные системы».

      Ответить на вопросы: в тетради взаимопроверка (Оценивают знания друг друга)

      Какие можно выделить основные признаки современной информационной системы?

      К каким типам относятся такие системы:

        система прогноза погоды для различных регионов страны;

        система управления беспилотным космическим кораблем;

        система диспетчерской службы крупного аэропорта;

        система диагностики в кардиологической клинике?

        Придумайте возможные области использования информационных в систем деятельности школы.

        К каким типам ИС можно отнести эти системы?

        Какие системы называются разомкнутыми?

        Какие системы являются замкнутыми?

        В различие чем этих систем?

        Приведите замкнутой примеры и разомкнутой информационных систем?

        Каково назначение информационно-поисковых систем?

        Какие задачи решают управляющие системы?

        Каково назначение систем автоматического управления (САУ)?

        В состоит чем задача компьютера в автоматизированных системах управления (АСУ)?

        Приведите примеры обучающих систем.

          Информация о домашнем задании.

          Используя Интернет-ресурсы, подготовьте мини доклады.

          Задание 1. Страховые ИС.

          Задание 2. ИС в налоговой сфере.

          Задание 3. ИС в таможенной деятельности.

          Задание 4. Банковские ИС (БИС).

          Список использованной литературы,

          Васильева Т., Иванова И. Информатика. Содержание образования: сборник нормативно-правовых документов методических и материалов. – М.: Вента-Граф, 2008.

          Рабочая программа ГБПОУ КК «АМТ» по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для специальности 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»

          Информационные технологии в профессиональной деятельности. Учебное пособие для СПО. Михеева Е.В.- М.: «Академия», 2008.

          Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: Учебное пособие для СПО. Михеева Е.В.- М.: «Академия», 2008.

          Практикум по информатике. Учебное пособие для СПО. Михеева Е.В.- М.: «Академия», 2008

          ФГОС по специальности 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»

            Сайты:

            Федеральный государственный образовательный стандарт // http://standart.edu.ru/

            Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов // http://fcior.edu.ru/

            Федеральная коллекция цифровых образовательных ресурсов // http://files.school-collection.edu.ru/

            Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» // http://festival.1september.ru/

            Социальная сеть работников образования nsportal.ру // http://nsportal.ru/

            Цикл уроков по теме «Информационные системы». // http://www.youtube.com/watch?v=BVX-mkuG_5g

            ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

            Информационная система. // http://ru.wikipedia.org/wiki/Информационная_система

            Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. Н 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». //http://www.rg.ru/2006/07/29/informacia-dok.html

            Представление об информационной системе // http://km-wiki.ru/index.php?title=Представление_об_информационной_системе

            Презентация «Информационные системы» // http://www.metod-kopilka.ru/page-4-1-12-10.html

            xn--j1ahfl.xn--p1ai


            Видеоматериалы

            24.10.2018

            Опыт пилотных регионов, где соцнормы на электроэнергию уже введены, показывает: граждане платить стали меньше

            Подробнее...
            23.10.2018

            Соответствует ли вода и воздух установленным нормативам?

            Подробнее...
            22.10.2018

            С начала года из ветхого и аварийного жилья в республике были переселены десятки семей

            Подробнее...
            22.10.2018

            Столичный Водоканал готовится к зиме

            Подробнее...
            17.10.2018

            Более 10-ти миллионов рублей направлено на капитальный ремонт многоквартирных домов в Лескенском районе

            Подробнее...

            Актуальные темы

            13.05.2018

            Формирование энергосберегающего поведения граждан

             

            Подробнее...
            29.03.2018

            ОТЧЕТ о деятельности министерства энергетики, ЖКХ и тарифной политики Кабардино-Балкарской Республики в сфере государственного регулирования и контроля цен и тарифов в 2012 году и об основных задачах на 2013 год

            Подробнее...
            13.03.2018

            Предложения организаций, осуществляющих регулируемую деятельность о размере подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на 2013 год

            Подробнее...
            11.03.2018

            НАУЧИМСЯ ЭКОНОМИТЬ В БЫТУ

             
            Подробнее...

            inetpriem

            
            << < Ноябрь 2013 > >>
            Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
                    1 2 3
            4 5 6 7 8 9 10
            11 12 13 14 15 16 17
            18 19 20 21 22 23 24
            25 26 27 28 29 30  

            calc

            banner-calc

            .