Светодизайн жилых помещений: нормы, концепции, реализация, примеры. Проект освещения


Дизайн освещения квартиры : правила, схемы, проектирование, варианты

Освещение жилища – одна из первооснов его проектирования. Можно даже сказать – дизайн освещения квартиры первая из первооснов ее проекта. Грамотный проект жилья как раз и начинается с проработки освещения: когда дело дойдет до камня, бетона и металла, исправить ошибки будет очень сложно, а то и вовсе невозможно.

Однако «дизайн освещения» – понятие сложное и многогранное. Свет должен быть здоровым и комфортным, показывать облик помещения и выражать индивидуальность его владельца. Соответственно дизайн освещения состоит из трех вытекающих одна их другой дисциплин:

  • Общий дизайн освещения, или просто освещение либо светодизайн. Он создает физиологически обоснованный фон, на котором располагается все остальное. По аналогии со строительством это несущая конструкция или, точнее, зал с подмостками и акустикой, в котором с одинаковым успехом могут выступать и скрипичный квартет, и рок-группа.
  • Световая архитектура подчеркивает концептуальную направленность помещения и проявляет мировоззрение его обитателей. Световая архитектура бывает внешняя и внутренняя, интерьерная. Некоторые стили интерьера, например модерн и хайтек, без соответствующего освещения вообще нереализуемы: интерьер теряет выразительность.
  • И, наконец, светодизайн в интерьере, или светодизайн интерьера – аналог меблировки и декора: он выражает индивидуальность владельца. В отличие от двух первых, светодизайн интерьера пластичен, точно так же, как мебель, статуэтки и картины можно менять и перемещать.

Такое разделение вовсе не надуманно, оно возникает самым естественным образом. Взгляните на рисунок: и без пояснений ясно, что слева – дизайн освещения, в центре – световая архитектура, а справа – светодизайн интерьера.

Полноценный дизайн-проект освещения включает в себя все три компонента, но описать их в одной статье невозможно, поэтому в настоящей речь пойдет о изначальном и самом главном: общем дизайне освещения квартиры. Об элементах световой архитектуры и светодизайна интерьера будет упомянуто по мере необходимости, когда без них невозможно решить общую задачу освещения.

Виды освещения

Все три вида светодизайна работают с освещением естественным, общим (фоновым), местным, рабочим и декоративным. Естественное приходится брать таким, как есть, ограничиваясь светорежиссурой (см. ниже): смягчением, отражением, рассеянием. По прочим общие правила таковы:

  1. Фон должен быть по возможности бестеневым, заливающим. Наши древнейшие инстинкты видят в глубокой тени опасность, что создает психологический дискомфорт. На практике ради простоты и экономии добиваются полутеней и ажурных теней.
  2. Местное освещение должно подчеркивать детали интерьера и декор, поэтому главное требование к нему – подходящий спектр, см. раздел о свойствах света.
  3. Рабочее освещение также локально, но ориентировано уже не на предмет, а на глаз: нужны оптимальная яркость и спектр в физиологических пределах восприятия.
  4. К декоративному освещению (например, подсветке потолка) требование одно: оно не должно вредно влиять на здоровье.

Примечание: есть неформальная разновидность освещения – фоновая засветка. О ней речь еще пойдет, а требование к ней – непрозрачность при взгляде снаружи.

Правила и нормы

Освещение должно благоприятно влиять на зрение, психику и общее состояние здоровья, поэтому начнем с санитарно-гигиенических требований. Правила освещения квартиры регламентируются по физическим параметрам ГОСТ Р 54943—2012 4 и СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение»; СанПиН 1278-03 остаются в силе для старых зданий, но для проектирования новых недействительны. Эстетика нигде и никак не предписывается. Основные требования таковы:

  • освещенность общих жилых комнат, кухни и тренажерного зала – 150 лк; детской – 200 лк; рабочего кабинета – 300 лк; прихожей, туалета, совмещенного санузла – 50 лк; ванной, сауны, бассейна – 100 лк;
  • коэффициент естественной освещенности КЕО при боковом освещении для общих жилых комнат, кухни, бассейна и тренажерного зала – 0,5; детской – 0,7; рабочего кабинета – 1,0; прихожей, туалета, совмещенного санузла, ванной, сауны – не регламентируется;
  • для бассейна с тренажерным залом обобщенный показатель психологического дискомфорта UGR допустим 60 при пульсациях искусственного освещения до 20% Для ванной и туалета он не регламентируется; для остальных помещений UGR=0.

Примечания:

  1. Все значения – минимально допустимые. Пасмурным осенним днем под открытым небом освещенность составляет более 10 000 лк, так что «перебора» можно не бояться – столько электричества в проводке не бывает.
  2. КЕО для верхнего естественного освещения не рассматривается; измеряется боковой КЕО в горизонтальной плоскости пола.

Но что такое эти КЕО и UGR? Посмотрим, начиная с КЕО, он проще. Чтобы взяться за UGR, придется немного разобраться в свойствах света.

КЕО

КЕО, попросту говоря – доля естественного света, поступающего в помещение. Если, к примеру, люксметр на полу открытого балкона показал 400 лк, а на полу в центре смежной с ним комнаты 250 лк, то КЕО будет 250/400 = 0,625. Норма выдержана.

Как определить КЕО?

В домашних условиях КЕО довольно просто определяется фотокамерой, если она не совсем уж мыльница:

  • Берем белый лист бумаги (не пластика или пленки) форматом побольше, в ясный полдень кладем на пол балкона или на землю под окном, ставим камеру на приоритет диафрагмы (режим А) и замеряем выдержку по нему.
  • То же самое проделываем в комнате, стоя лицом к окну. Отношение выдержек (а современные фотокамеры меряют их с точностью до 1/3 – 1/4 ступени) и даст КЕО.

Пример: выдержка по бумаге на улице – 1/60 с, а в комнате – 1/40 с. КЕО будет 40/60=0,67.

UGR

Коэффициент дискомфорта UGR вычисляется по формуле из международного стандарта EN 12464-1. В его основе – так называемая жесткость света, которую в нормативных документах почему-то называют блёсткостью (и кто только такую чушь выдумал, когда в русском есть простое и понятное слово? Сакрально-корпоративный язык, или как?) Очень яркий свет может быть мягким и благоприятным для зрения, а тусклый жесткий – раздражать и портить его.

Жесткость света определяется тремя параметрами светового потока: степенями поляризации, когерентности и спектром. Поток света состоит из огромного количества элементарных частиц из класса бозонов – фотонов, являющихся одновременно и квантами электромагнитного излучения с определенной частотой, фазой и направлениями электрического и магнитного векторов. Изменяется UGR в пределах от 0 до 100.

Поляризация

Степень поляризации показывает, у какой доли фотонов направления векторов поля совпадают. У пасмурного неба и ламп накаливания общая поляризация около нуля, у ясного неба и люминесцентных ламп – единицы процентов, до 20 %; блики от зеркальных поверхностей и свет от квантовых источников – лазеров, светодиодов – может быть поляризован на 100%. Свет считается мягким при поляризации до 10%. Направленное отражение и преломление света увеличивают его поляризацию.

Проверить поляризацию света можно фотографическим поляроидным фильтром: поляроид, глядя через него, поворачивают на 180 градусов. Если общая яркость заметно не меняется, свет считается комфортным, и по пропаданию либо ослаблению можно сразу увидеть источники ужесточения света.

Когерентность

Степень когерентности показывает, у какой доли квантов света совпадают их фазы. Жесткость света определяется длиной цуга когерентности – длины участка светового потока, в котором степень когерентности превышает 50%. Именно из-за довольно высокой когерентности света фотографии со вспышкой выходят безжизненными. Определить длину цуга когерентности в домашних условиях невозможно, но при обычном освещении отсутствие заметной поляризации свидетельствует и о ничтожно малом цуге когерентности. Исключение – те же квантовые источники: когерентность их света может доходить до 100% на расстоянии в несколько метров.

Спектр

Глаз легко адаптируется к эффективной цветовой температуре освещения: если в ясный день она у солнечного света равна 5700 К, то в пасмурный – 6300 К, а на закате падает до примерно 2000 К. Но спектр Солнца – тепловой, гладкий (на рис. слева), поэтому для зрения наилучшим образом подходят тепловые источники света: лампы накаливания обычные, ксеноновые, криптоновые, фреоновые, галогенные. К сожалению, они неэкономичны, поэтому современное освещение жилья все чаще строится на использовании ламп люминесцентных.

Виды спектров белого света

Люминесцентный спектр (посредине на рис.) – псевдобелый, в его огибающей есть заметные провалы. Предметы цветов, совпадающих с провалами, зрительно при искусственном освещении кажутся темнее, что создает дисгармонию. Кроме того, получение псевдобелого света требует некоторого увеличения интенсивности спектральных зон, что тоже для зрения не очень хорошо.

Тем не менее, ученые с инженерами неустанно работают над совершенствованием люминесцентных ламп, и современные их модели с трехслойным люминофором дают свет, практически не уступающий солнечному рассеянному по комфортности.

Как проверить качество света?

Дома качество света от лампочки-экономки можно грубо определить, если на хозяйстве есть что-то маломощное с питанием от солнечной батареи: калькулятор, приемник. Процедура такова:

  • «Калибруем» прибор лампочкой накаливания на 40-60 Вт: засекаем, на каком расстоянии от нее батарея даст рабочий ток и прибор включится.
  • Подносим его же к люминесцентной лампе: если расстояние, на котором батарея «задышала», уменьшилось не более чем в 2,5 раза, свет комфортный. Мощность проверяемой лампочки может быть в пределах 13-24 Вт; для 9-11 Вт расстояние сработки батареи уменьшается еще в 1,5 раза.

Пример: прибор включился в 0,6 м от лампы накаливания и в 15 см от 11 Вт экономки. 60/15=4, а 2,5х1,5=3,75. Лампа дрянная «альтернативная»; пойдет разве что для местного освещения.

Дополнения к СНиП 23-05-95 разрешают применение светодиодных светильников при условии соблюдения санитарных норм, но для общего освещения комнат они совершенно не подходят не только по поляризации с когерентностью, но и по спектру: он синтетический, островной (на рис. справа). Дело тут не столько в том, что предметы, попавшие в глухие его провалы, покажутся черными.

Главная вредность островного спектра – высокая концентрация энергии в пиках огибающей, необходимая для создания нужной общей яркости белого. Пики энергии перегружают зрительные сенсоры глаза, что портит зрение и здоровье вообще. По аналогии: удар по голове подушкой разве что разозлит, а кирпичом можно и укокошить.

Поэтому основные области применения светодиодов в освещении жилья – дизайн освещения потолков и подсветка/засветка, причем крайне желательно световые ленты располагать за карнизами, чтобы хоть поляризация с когерентностью вследствие диффузного отражения снизились.

О поверхностной яркости

По санитарным нормам поверхностная яркость источников света не должна превышать 200 кд/кв.м. Галогенки, дающие очень благоприятный для зрения тепловой спектр, далеко выходят за этот порог, представляя собой точечные источники света. Поэтому их при освещении рабочей зоны необходимо прятать за козырек или утапливать в мебель, а для общего освещения использовать светильники с матовыми колпачками либо диффузное переотражение света, направляя его на белый потолок или на стены.

Видео: ошибки в светодизайне

Пошел светодизайн

Проектирование освещения комнаты начинается со светорежиссуры естественного освещения. Затем к нему по КЕО должно быть привязано искусственное: световой шок от включения слишком яркого света также вреден. Привязка делается для определения необходимой мощности источников света.

Затем по оригинал-макету дизайна интерьера выбирают типы и номенклатуру осветительных приборов, их технические характеристки. При этом нередко приходится дорабатывать макет.

Следующий этап – размещение светильников, а по его результату разрабатывается электрическая схема освещения квартиры. И только после этого свет «вклеивается» в строительный проект, что опять может потребовать разного рода доработок.

О концепциях света

Есть два общих подхода к освещению: европейский и американский.

  1. Основа европейского – люстра как объединяющий людей элемент, то самое уютное ярко освещенное местечко, по которому тосковал Хэмингуэй.
  2. Американская концепция – экономно-индивидуальная, в ее основе бра. К черту всякие там сборища, забьюсь в свой угол со стаканом виски, и чтобы счетчик меньше мотал.

И тот, и другой подход позволяют получить фоновое почти бестеневое освещение, а плафон или разбросанные по потолку галогенки вместо люстры позволяют применить подход синтетический: потолочный свет посекционно через двойной выключатель, а бра – с индивидуальными выключателями. Проблема множества проводов при этом решается обшивкой стен и потолка, под ней прячутся электрошнуры.

Самостоятельное правильное освещение квартиры сводится к ее освещению покомнатно, этим мы и займемся.

Видео: альтернативный субъективный взгляд на виды освещения

Естественный свет

Проходя через стекло или отражаясь от зеркала, прямой естественный свет может стать слишком жестким. Кроме того, свет из окна не должен быть и слишком резким, чрезмерно направленным.

Смягчают жесткий свет полупрозрачные или ажурные преграды – тюль, органза. Они же и рассеивают свет, что издавна используется для оптимизации естественного освещения.

В наше время есть средство, позволяющее, кроме того, направить свет куда нужно, не пользуясь поляризующими его зеркалами: вертикальные тканевые жалюзи. Даже если их полотнища расположены параллельно лучам, они за счет дифракции сбивают жесткость света до приемлемой величины. Поворот полотнищ дает диффузное отражение в нужном направлении, а сдвигая-раздвигая их, можно перехватить часть светового потока и направить в темный угол. В продаже уже можно встретить «умные» жалюзи, автоматически поддерживающие оптимальный режим освещения комнаты, но и для самодельщиков, знакомых с электроникой, тут огромное поле непаханное.

Искусственное освещение

Общие правила

Для увязки дизайна интерьера со светом полезно помнить следующее:

  • Свет и цвет дают пространство, если они согласованы по спектру: подсветка синим красного даст лишь провал.
  • Плоскости зримо растягиваются по направлению потоков света.
  • Помещения с общим светлым тоном дизайна нужно освещать равномерно, а темные – по зонам.
  • Зоны освещаются равномерно.
  • Рабочий свет должен быть белым.
  • Местный свет для цветных объектов тоже нужен белый, а для белых возможен цветной.
  • Глубокие тени нежелательны в любом случае.
О галогенках

Галогенные лампы создают приличное бестеневое освещение при небольшой потребляемой мощности, т.к. равномерно распределенные по потолку, образуют подобие излучающей плоскости. Но тени под мебелью окажутся глубокими, поэтому в жилых комнатах галогенки нужно лишать «точечности», как описано выше. В небольших комнатах (кухня, прихожая) вниз особо не посмотришь, и там галогенки для общего освещения можно применять безо всякого.

Определяем силу света

За опору берем лампочку-экономку, проверенную на качество света. Чтобы определить общую мощность для освещения комнаты, замеряем создаваемую ею одной, подвешенной к потолку, освещенность на полу в центре. Если нет возможности воспользоваться люксметром или дать заявку в СЭС на измерение освещенности, выручит та же фотокамера: ставим ее в режим S (приоритет выдержки), и замеряем экспозицию по белому листу. Значению примерно в 100 лк соответствуют 0,5 с при диафрагме А=2,8, 1 с при А=4 и 2 с при А=5,6.

Пример: объектив камеры с максимальной «дыркой» 4. Замер дал выдержку 4 с. Освещенность – не более (1/4)х100=25 лк. Для создания общей освещенности в 150 лк нужно не менее 6 таких лампочек.

Выбор источников

Общий дизайн освещения комнаты определяется не только свойствами их света, но и диаграммами направленности ДН, см. рис. Кардиоидная ДН предпочтительна для общего освещения любых помещений среднего размера.

Виды диаграмм направленности источников света

Кардиоиду дает одна лампа или их группа в плафоне. Если колбы ламп расположены горизонтально, кардиоида будет вытянута вниз; если вертикально колбами вниз, ДН растянется в стороны. Первое предпочтительно для комнат с темной мебелью; второе – для светлых.

Восьмерка получается из кардиоиды, если светильник снабжен нижним рефлектором («поддоном»). Сходна по свойствам с кардиоидой, но более подходит для освещения больших площадей или комнат с высокими потолками.

Веерную ДН имеют лампы в рефлекторе. Чем уже и глубже рефлектор, тем меньше раскрыв веера. Используются для местного, рабочего и зонального освещения. Светильники с веерной ДН, регулируемые по высоте, позволяют удачно решить проблему освещения общей однокомнатной квартиры: поднимая их и опуская, можно светом регулировать размеры зон.

ДН-лепесток дают бра. «Ухо» лепестка может быть направленно вверх или вниз, смотря по расположению лампы: колбой вверх или вниз соответсвенно. В горизонтальной плоскости ДН бра – кардиоида. В американской системе бра принято использовать с ухом ДН вверх; в европейской – ухом вниз и меньшей мощности, для временного рабочего освещения.

Косеканс-квадратная (маячная, радарная) ДН имеет важнейшее достоинство: в пределах светового пятна освещенность теоретически идеально, а практически почти равномерна. Добиться КК ДН технически сложно, но почти такую дает настольная лампа с лампочкой колбой вверх и большим полусферическим абажуром-рефлектором над ней. Видели на рисунках настольную лампу Ленина? Кем бы он ни был, но, всю жизнь перерабатывая горы документов, потребности в очках не испытывал.

О растровых светильниках

Растровые светильники годятся для больших общественных помещений с высокими потолками. В жилых комнатах это как раз тот случай, когда оптимальный по яркости свет оказывается недопустимо жестким.

Размещение светильников

Размещение светильников разберем на примерах, т.к. дать универсальный рецепт для любых вкусов и потребностей невозможно. Общее лишь одно – евроосвещение. Американский свет нигде, кроме крайне утилитарных США, не прижился, и в пуританской Англии тоже.

Гостиная

Освещение гостиной основывается на люстре в центре потолка, см. рис слева и в центре. ДН для светлых гостиных – кардиоида; для больших, сложной формы и темноватых – восьмерка; это позволяет не тратя лишней мощности осветить стены и углы. Если устроен светлый гипсокартонный потолок (справа), еще более экономного бестеневого фона можно добиться галогенками, и в него же впишется декоративная светодиодная подсветка.

Спальня

Спальня – единственная комната, где не только допустима, но и рекомендуема светодиодная подсветка потолка: изменяя ее цвет, можно менять настрой помещения под сон, бодрствующий отдых или чем там еще в спальне занимаются. Для «кроватной» зоны достаточно освещения бра или торшерами у изголовья (см. рис), а вот потолочный светильник нужно сместить в центр зоны бодрствования. Очень хорошо подойдет веерный с широким раскрывом, регулируемый по высоте: размер зоны бодрствования можно будет менять сообразно использованию спальни в текущий момент.

Освещение спальни прекрасно дополняет светодиодная засветка окна. Ленты размещают по периметру оконного проема так, чтобы они светили вдоль стекол, а изнутри занавешиваются органзой. На кровати в такой спальне можно при открытом окне вытворять невероятное, а соглядатаи ничего, кроме, возможно, смутных теней, не увидят.

Детская

По детским глазам жесткий свет бьет особенно сильно, поэтому на потолке нужен матовый плафон или галогенки с матовыми колпачками. Варианты освещения детской показаны на рисунке; справа – формально правильный, а психологически неприемлемый. Портят все темные декоративные карнизы-облака. Кому уютно все время жить под грозовым небом? Уж точно не детям.

Кухня

Для освещения кухни оптимальны галогенки. Тени под мебелью здесь не бросаются в глаза, а галогенки не только меньше нагрузят кухонную проводку (которая и так самая нагруженная в квартире), но и самоочищаются от оседающего чада, т.к. при работе сильно нагреваются. Как избавиться от точечности галогенок, описано выше; пример удачного светодизайна кухни показан на рисунке слева – в кухне по свету должна доминировать рабочая зона.

Прихожая

Освещение коридора должно быть прежде всего равномерным: прихожая – лицо дома, а, прошу прощения, приличные граждане с перекошенной рожей на люди не показываются. Экономная светодиодная подсветка из-за карниза с переотражением от белого матового потолка, слева на рис., вполне оправдана: в прихожей надолго не задерживаются, но пойдут и самые обычные матовые плафоны, в центре.

А вот вычурных световых решений, как на рис. справа, следует избегать: у визитера, разговор с которым для вас, возможно, принципиально важен, может возникнуть подсознательное впечатление, что он пришел не к перспективному подчиненному или потенциальному партнеру, а в замок Дракулы.

Ванная

Оптимальное освещение ванной и туалета – ровное, мягкое, практически бестеневое, как на рис. слева. Глубокие тени, блики, пятна, как на двух рис. справа, и порам кожи не дадут как следует раскрыться при помывке, и перистальтику кишечника сделают вялой. Решается это, как правило, всего одним плафоном на потолке – ванные отделывают светлыми, хорошо отражающими материалами.

В светильниках – лампы накаливания. Свет в ванной сутками не полыхает, так что экономия не важна, но бликующих поверхностей более чем достаточно. Кроме того, у экономок, упрятанных во влагозащищенные светильники, от перегрева быстро выходит из строя электроника.

Рабочее освещение зеркала – матовыми галогенками (вторая слева поз на рис.), как в детской, но причина уже другая: режущие глаза точки не дадут разглядеть мелкие недостатки внешности, которые потом будут заметны окружающим.

Квартира-студия

Освещение квартиры-студии строится из принципа содействия зонированию. Удачный пример показан на рис слева. Изюминка – смещенный в центр зоны отдыха потолочный плафон с восьмерочной ДН. В сочетании с направленным потоком света из окна такой общий свет делает эффективными любые другие способы зонирования помещения.

О натяжных потолках

Освещение натяжных потолков технически сводится к подбору совместимых по тепловыделению и плотности потока энергии (ППЭ) излучения светильников и материала потолка, но это отдельная тема, к светодизайну не относящаяся. Что же касается его как такового, то натяжные потолки как раз и придумали ради полного светового самовыражения (см. рис), поэтому способы их освещения нигде и никак не регламентируются, а давать наставления значило бы выхолащивать идею.

Но один совет дать все же нужно: предусмотрите на случай выключения красоты несказанной в межпотолочном пространстве слабенькую подсветку в тон общему дизайну, как на след. рис. слева. Иначе отблескивающий потолок может испортить умиротворяющий уют комнаты, что видно там же справа.

Натяжные потолки с фоновой подсветкой и без нее

Видео: примеры освещения потолков

А о тепле? Не забыли!

Даже самые экономные лампочки-экономки выделяют довольно много тепла. Монтаж светильников нужно вести с учетом этого обстоятельства. К осветительным приборам прилагаются инструкции (или их можно найти по фирменному обозначению), в которых указывается допустимая мощность ламп, расстояние до стен и т.п. Этих указаний нужно придерживаться, но для экономок есть нюанс: их тепловыделение в ваттах рассчитывается по отдельности. Напряжение сети известно, а потребляемый ток указывается на цоколе.

Дело в том, что электросхема экономки имеет довольно большую реактивность, а обозначение мощности на упаковке показывает эффективную потребляемую мощность, сколько счетчик намотает. Некоторое время после включения тепла экономка выделит больше, а потом будет выделять меньше. Быстро сгорающие экономки – результат их помещения в глухие тесные плафоны, поэтому дайте хорошим в общем-то лампочкам дышать свободно.

Видео: фильм об основах светодизайна

что еще почитать:

Вывести все материалы с меткой:

vopros-remont.ru

Расчет освещенности, проект освещения

Освещенность помещения — важная составляющая комфорта.

Расчет освещенности на этапе проектированияКогда составляют расчет освещенности от естественных источников  света, используют таблицы и формулы, которые основываются на строгих нормативах, установленных государством. Количество естественного света в основном определяют, исходя из площади проемов, благодаря которым дневной свет попадает в помещение. Если количество дневного света недостаточное, то разрабатывают проект освещения помещений искусственным светом. Электрическое освещение может, как самостоятельно решать проблему освещения помещений, так и сочетаться с естественным освещением.

Освещение помещений естественным светом имеет большое значение,  поскольку оно является наиболее привычным для человеческих глаз. Такое освещение не приносит такого вреда для зрения, как искусственные источники света. Но если неправильно рассчитать количество дневного света или вообще обойтись без него, то это может губительно сказаться на здоровье сотрудников.

Значения освещенности находят по таблицам

Часть энергии Солнца, которая попадает на Землю в виде прямого или рассеянного света (солнечная радиация) является источников естественного освещения. В основном проект освещения естественным светом используют для помещений, где длительное время работают люди. Для освещения таких помещений желательно использовать исключительно дневной свет, но в некоторых случаях  допускается совмещенное освещение.

Есть несколько видов естественного освещения:  боковое  (свет попадает в помещение через проемы в стенах, главным образом через окна), верхнее (осуществляется через проемы, которые появляются в стенах как следствие перепада высот, а также через проемы в покрытии), комбинирование (когда сочетаются боковое и верхнее освещение).

Когда составляют проект освещения естественным светом, то учитывают разные факторы: требования, которые предусмотрены для  естественного освещения; назначение здания; экономичность, которую позволит добиться естественное освещение.

Поскольку, количество света, которое поступает в помещение естественным путем, изменяется, то когда производят расчет освещенности, необходимо учитывать географическую широту местности, где расположено здание, а также изменение количества  света в течение дня и времени года. При расчетах берутся во внимание даже климатические условия данной местности, поскольку они тоже в значительной степени влияют на освещение помещения естественным светом.

Читайте также

Сталь в строительстве

Строительство дома за городом

stroy-dom.info

Как правильно разработать проект освещения и составить техническое задание?

3 ноября 2017 г. в 11:08, 410

Работая со светом уже более 25 лет, «Азбука Света» готова поделиться своими знаниями в вопросах разработки качественного проекта освещения. В данной статье собрана вся необходимая информация, в простой форме изложен процесс проектирования с описанием каждого этапа. Данный текст будет полезен всем изучающим данную область и клиентам, заказывающим подобные услуги.

Не секрет, что успех любого предприятия кроется в его тщательном планировании. Действия без точного плана потребуют значительно больше ресурсов для получения качественного результата. Опытные девелоперы знают, что, вложив дополнительные усилия на стадии планирования, можно заранее предотвратить многие неприятности, а значит сэкономить порой немалые средства.

Светотехнический проект можно рассматривать как подробное описание системы подсветки, созданный профессиональной командой инженеров-светотехников. Результат представляется в виде рабочей документации, необходимой для реализации на строительном объекте. Разработка светотехнического проекта направлена на осуществление поставленной заказчиком целей, а также соблюдения правил безопасного использования электротехнических устройств.

Объём документации

В этой сфере жёстко не регламентируется, и обычно состоит из следующих частей:

  1. Составление технического задания
  2. Обследование объекта
  3. Формулирование концепции и разработка дизайн-проекта
  4. 3D визуализация
  5. Расстановка оборудования
  6. Расчет уровней освещённости
  7. Подбор светотехнического оборудования
  8. Проектирование кабельных трасс
  9. Подготовка электротехнических чертежей
  10. Планирование системы управления
  11. Расчёт щитов управления и электропитания
  12. Формирование спецификации
  13. Технико-экономическое обоснование вариантов подсветки

Зачем необходима рабочая документация?

Проект подсветки, как и любая документация такого рода, во-первых, позволяет заранее и подробно проработать все аспекты светотехнической инженерной инфраструктуры. Фокусируя внимание на вопросах расстановки светильников, прокладки кабелей, возможностей и ограничений системы управления, заказчик значительно снижает риск возникновения ошибок при дальнейшей реализации идеи. Более того, учитывая высокую стоимость профессионального светотехнического оборудования, отказ от проектирования обычно приводит к дополнительным затратам на стадии строительства.

Во-вторых, не стоит забывать, что любое электричество потенциально опасно для жизни человека. Несоблюдение обязательных правил безопасности в светотехнике может привести к неисправности, пожару или поражению электрическим током. Важно не подвергать опасности жизни людей и домашних питомцев, находящихся в здании или на территории, где установлена подсветка.

В-третьих, рабочую документацию можно рассмотреть как информационный источник при последующем обслуживании системы. Профессиональные инженеры, имея соответствующее знания и ежедневную рабочую практику, смогут поддерживать полную работоспособность инфраструктуры.

Детализация светотехнического проекта

Сложность создания документации определяется степенью её детализации. Для некоторых случаев, например, для частных объектов недвижимости, где не требуется применение сложной инженерии, такой документ может быть ограничен несколькими разделами. Однако, работая над комплексной системой, особенно при её пересечении с другими инженерными областями, детализация чертежей должна быть максимальной.

На основании нашего опыта советуем обязательно обсудить степень детализации с проектировщиком заранее. Это позволит обеим сторонам более чётко понимать задачу и избежать разногласий на последующих этапах работы.

Составные части документации

Любой проект искусственного освещения должен быть подготовлен согласно нормам и правилам Российской Федерации. Однако зачастую для светотехнической части не требуется все проектные разделы. Мы постарались подробно расписать все актуальные этапы ниже:

1. Составление технического задания

Постановка задачи — это краеугольный камень при планировании. Чтобы предложить нужную заказчику результат, требуется ответить на 3 исходных вопроса

Задача?

Бюджет?

Сроки?

1

2

3

Иными словами, какая цель преследуется при разработке системы подсветки? Приоритет стоит отдать функциональности или визуальной красоте? Требуется ли уникальное техническое решение? Должен ли свет привлекать внимание, рекламируя продукт? Большую помощь в этом вопросе играет подборка изображений уже реализованных примеров, на визуальные или технические решения которых опирается заказчик.

Это один из наиболее важных и чувствительных вопросов для любого заказчика. Очевидно, что на стадии концепта невозможно точно оценить бюджет проекта. Однако, даже ориентировочные бюджетные рамки на начальном этапе помогут облегчить поиск оптимального технического решения.

От сроков, выделенных на разработку, напрямую зависит детализация, качество и стоимость услуг по проектированию. Опытные заказчики понимают, что в сложных случаях требуется запастись терпением, чтобы впоследствии уменьшить сроки этапа реализации.

2. Обследование объекта

После постановки задачи, проектировщикам необходимо провести подробное обследование объекта. На данной стадии запрашивается существующая документация, согласовываются встречи для проведения замеров и фотофиксации объекта. Чем больше инженеры смогут узнать, тем меньше вопросов возникнет на этапе создания документации.

3. Формулирование концепции подсветки и разработка дизайн-проекта освещения

Самым сложным вопросом проектирования является определение концепции освещения. Известно, что любой человек мыслит ассоциациями, запоминая яркие визуальные образы и вызванные ими чувства.

Зачастую мы не способны описать понравившиеся примеры работы со светом, ссылаясь в ответах на чувство интуиции. Светодизайнеру, подобно психологу, необходимо понять вкусовые предпочтения клиента, обсуждая образы и цвета, пытаясь выявить скрытые эмоции. При создании дизайн-проекта освещения не стоит забывать и о технической стороне вопроса, например, об архитектурных законах и электрической безопасности.

4. 3D визуализация

Чтобы наглядно продемонстрировать разработанную идею, светодизайнеры используют инструменты 3D-моделирования. Современные технологии позволяют показать планируемый результат в высоком качестве задолго до финальной реализации. Этот этап позволяет клиенту увидеть и оценить результат работы светотехников.

5. Расстановка оборудования

Следующую задачу решают инженеры-светотехники. Основываясь на разработанной концепции, технических данных оборудования и собственном опыте, они подбирают места расстановки светильников. Нередко возникают случаи, когда для установки светильников приходится конструировать специальные кронштейны, поворотные лиры или закладные. Тогда к работе подключаются инженеры-конструкторы, продумывая до мелочей возможность крепления светильника.

6. Расчет уровней освещённости

Когда примерная расстановка светильников ясна, необходимо проверить планируемые уровни освещённости объекта. Для этого специалисты используют программное обеспечение, например, DIALux от немецкой компании Dial GmbH. Результатом данной стадии является расчет уровней освещённости объекта, соответствующий ГОСТу и СНиПам. В случае, если наблюдаются световые неравномерности, расстановка светильников корректируется. Этот этап является ключевым для дальнейшей работы.

7. Подбор светотехнического оборудования

Когда технические параметры проекта подсветки определены, приходит время выбора светильников и аксессуаров к ним. Кроме базовых характеристик источника света, таких как:

  • световой поток,
  • потребляемая мощность,
  • угол раскрытия луча,
  • цвет излучаемого света.

Специалистам требуется уделить внимание их внешнему виду и, конечно, стоимости. Только на данном этапе работ можно сформировать более или менее точный бюджет проектирования искусственного света.

8. Проектирование кабельных трасс

Немаловажным вопросом, требующим подробной проработки, является прокладка питающих и управляющих кабелей. Это особенно важно, если внутренняя и внешняя отделка уже произведена, и прокладка дополнительной кабельной линии может испортить внешний вид объекта.

В этом случае специалистам требуется произвести дополнительные изыскания для определения оптимального места прокладки провода, рассчитать его общую длину и определить объём декоративной работы.

9. Подготовка электротехнических чертежей

Искусственный свет потребляет значительную часть электроэнергии, поэтому в проекте подсветки должен быть выполнен подробный электротехнический расчет. Инженеры электрики определяют общую нагрузку на электросеть объекта, требуемое сечение кабеля, определяют состав щитов электропитания и предусматривают защиту от поражения электрическим током. Данная работа должна быть выполнена безошибочно, по всем правилам электробезопасности, так как халатность в расчетах может создать угрозу жизни и здоровью многих людей. Без сомнения, это один из самых важных этапов проектирования электрического освещения.

10. Планирование системы управления

Во многих случаях целесообразно использовать функции удалённого управления светильниками. Например, для автоматизации включения архитектурной подсветки после захода солнца или регулирования яркости света в помещении при отсутствии человека. Подобные системы позволяют сэкономить потребление электроэнергии, а также решают вопросы по автоматизации искусственного света, освобождая персонал от необходимости её постоянного обслуживания.

На сегодняшний день на рынке существует множество протоколов управления источниками света, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки. Выбор наиболее эффективного решения ложится на плечи инженеров-светотехников.

11. Расчёт щитов управления и электропитания

Подбор электрооборудования не менее важен, чем подбор светильников. Некачественные элементы электросистемы могут напрямую повлиять на срок её работы, поэтому не стоит экономить на надёжных комплектующих, выбирая проверенное электрооборудование, например, производства ABB или Schneider Electric.

12. Формирование спецификации

После того, как все технические параметры проекта подсветки определены, оборудование подобрано и согласовано с заказчиком, приходит время формирования спецификации планируемых к закупке материалов и оборудования. Данный документ можно отправить в отдел закупок, и быть уверенным в том что светотехнический проект будет полностью комплектен.

13. Технико-экономическое обоснование вариантов подсветки

Одним из последних этапов проектирования, когда спецификация утверждена и бюджет проекта наружного освещения сформирован, является экономическая защита выбранного варианта освещения. Проектировщики обосновывают выбранное техническое решение, систему управления, светильники, сечение и марку кабеля. Более того, по просьбе заказчика могут быть рассчитаны сроки окупаемости того или иного варианта современных систем подсветки, учитывая стоимость энергоресурсов, оборудования и монтажа.

Области светотехнического проектирования

Проект электрического освещения требуется во многих сферах строительства, например:

  • в архитектуре для создания выразительного и запоминающегося ночного облика здания;
  • при проектированииспортивных сооружений для расчета освещённости арен и залов, особенно в тех случаях, когда планируется проведение телевизионных трансляций в режиме высокой чёткости;
  • при ландшафтной подсветкедля создания неповторимой ночной атмосферы в парках или садах;
  • в жилых интерьерахдля комфортного пребывания внутри помещений;
  • при обустройстве офисовдля увеличения эффективности работоспособности в офисном пространстве;
  • при оформлении торговых площадейдля правильного восприятия покупателями товаров на витринах и полках магазинов;
  • в промышленном строительстведля экономичного и эффективного электрического освещения производств и складов;
  • при планировании общественных пространствдля обеспечения безопасности мест скопления людей и транспортных средств.

Требования к организации, выполняющей проектирование освещения

Компании, предоставляющие профессиональные услуги по светотехническому проектированию, должны в обязательном порядке выполнять следующие требования:

Наличие допуска к проектным видам работ (СРО)

Аналогичный опыт

Прохождение экспертизы

1

2

3

В Российской Федерации с 2007 года государство регулирует проектные компании через объединения саморегулируемых организаций (СРО). Некоммерческие объединения СРО обладают стандартами и правилами, обязательными к соблюдению для каждой из компаний-участников. Более того, страховой фонд СРО должен быть использован для компенсации последствий от ущерба, вызванного действиями сертифицированной компании, что дополнительно защищает заказчика проектных услуг. Если Вы решили сотрудничать с новой для Вас компанией в сфере проектирования, обязательно запросите выданный ей Сертификат СРО

Крайне важно, чтобы специалисты по светотехническому проектированию имели большое портфолио и опыт работ. Это позволит быть уверенным в том, что проектировщик выполнит поставленную задачу качественно, с соблюдением всех норм и правил. Советуем запрашивать рекомендательные письма и примеры выполненных проектов искусственного освещения.

В случае сложного объекта, проектирование которого может повлиять на жизни и здоровье людей, например, на спортивных объектах или промышленном производстве, прохождение технической экспертизы является обязательным этапом. Проектировщикам следует иметь опыт прохождения подобных проверок, подготавливая документацию на соответствие всем правилам надзорных органов. Это поможет минимизировать сроки согласования и сдать документацию в производство работ без задержек.

Расчет стоимости проекта освещения

Зачастую заказчики не могут найти цену проекта освещения в открытых источниках. Это происходит потому, что конечная стоимость светотехнического проекта, как и любой другой услуги, зависит от множества параметров. Финальная цена может меняться от размеров и сложности объекта, его месторасположения, пожеланий заказчика, сроков исполнения, объёма документации, наличия системы управления и требования по прохождению экспертизы. В связи с этим проектировщикам требуется время запросить всю необходимую информацию и правильно оценить объём работ.

Цена проекта освещения

Точная стоимость работ будет зависеть от сложности объекта, дополнительных требований и сроков реализации

Дизайн-проектПо запросу Проектная документацияПо запросу Рабочая документацияПо запросу
мы разработаем концепцию, которая Вам понравится разработка инженерного решения под Ваши требования закажите готовый к реализации проект
  • Визуализация архитектурного освещения объекта
  • Схематичная расстановка оборудования
  • Предварительная спецификация проекта
  • Детализированное описание системы освещения и режимов работы
  • Схема расстановки светового оборудования с привязкой к поэтажному чертежу здания
  • Техническое описания оборудования
  • Схема прокладки кабельных трасс
  • Принципиальные схемы электропитания и управления
  • Электрические расчеты
  • Эскизные чертежи узлов крепления оборудования
  • Спецификация оборудования, изделий и материалов
  • Смета на электромонтажные работы

Сроки проектирования освещения

Как и в случае со стоимостью проекта, сроки могут составить как несколько дней, так и несколько месяцев. Во многих случаях заказчики понимают всю сложность проектной работы, поэтому отводят для этого достаточно времени. Если организация предлагает разработать сложный проект за очень короткий срок, лучше ещё раз обсудить с ней требуемый объём работ и проверить опыт компании.

Гарантия

Профессиональная проектная организация не заканчивает свою работу после передачи документации клиенту. Инженеры продолжают консультировать заказчика, выполняя сопровождение проекта до самого момента его реализации. Такой авторский надзор позволяет решить множество вопросов и несостыковок, которые непременно появятся в ходе строительства. Заказывая проект клиент получает инженерное решение, которое будет воплощено в жизнь.

Результат говорит сам за себя

Ни одна фотография в мире не способна передать красоту ночной подсветки. Но мы старались...

Одной из наших специализаций является архитектурная подсветка фасадов.

В декабре 2016 года мы завершили проект по архитектурному освещению Дворца спорта им. Берда Евлоева в г. Магас (Республика Ингушетия).

Результат снят с беспилотника во время торжественного открытия спортивного объекта в декабре 2016 года.

Посмотрите. Вам понравится.

www.elec.ru

Проект архитектурного освещения: Планирование и подготовка

Почти в любом современном городе, даже самом маленьком, можно увидеть много зданий, которые очень красиво подсвечены в вечернее и ночное время суток. Архитектурное освещение стало очень важной задачей, позволяющей привлечь внимание к зданию, выделить его и повысить имидж. Именно поэтому хозяева коммерческих объектов стараются подсветить их фасады и граничащие с ними пространства.

Проект архитектурного освещения играет главную роль в будущем успехе, поэтому нужно обязательно соблюдать все этапы:

1.Обязательно основательное предоставление дизайн-проекта:— Проекты освещения также включают и подготовку конструкторской документации;— разработка альбома (обязательная сертификация).

2. Светотехника. (Подбор оборудования, составление расчета и ведомости, продумывание схемы расположения всех деталей).

3. Электротехника. Четкая подборка электроматериалов, трассы, работа над управленческими режимами, организация аварийного освещения — все это необходимо сделать (если вы действительно хотите грамотно спроектировать освещение).

4. Проекты освещения также включают и подготовку конструкторской документации.

5. Проектирование освещения не может проводиться без подробного изучения системы управления.Проект архитектурного освещения состоит в этих 5 этапах, и успех оформления будет зависеть только лишь от качества выполнения.

Проект архитектурного освещения – красивый, выразительный и довольно трудный способ отразить или подчеркнуть конструктивные характеристики здания.

Стоит отметить, что вечерний облик каждого сооружения при этом зависит не только от конкретной подсветки и «фасадного» освещения, но и от окружения.

Изящные, поднимающиеся к небу фонари демонстрируют утонченность элементов – а небольшие, погруженные в траву светильники-шары придадут, наоборот, романтичную атмосферу вечеру.

Кроме этого, существует ошибочное мнение, что этот вид освещения подходит только лишь для городов – дополнительное освещение сделает территорию, граничащую со зданием, более освещенной, что значит, и более безопасной.

Перед тем, как наслаждаться готовым объектом, нужно пройти много этапов, один из которых является проектированием.

Перед началом основных работ по проекту архитектурного освещения нужно изучить градостроительную ситуацию около объекта, режимы работы, характер и назначение, условия наблюдения объекта и всевозможные технико-экономические нюансы.

Только тщательное описание здания, с которым предстоит работа проектировщикам, сможет помочь выполнить все стадии процедур: от планировки до пусконаладочных работ.

Ведь спроектировать схему, которая будет работать, и правильно распланировать места, где будут находиться опоры освещения, можно лишь обладая точной информацией.

Для понимания особенности проектирования архитектурного освещения зданий, необходимо знать, что значит — художественный образ.

Ведь именно он образовывается на объекте благодаря световым источникам. Дизайнеры, сначала, видят его только в своем воображении, а после этого воплощают образ на экране компьютера или на бумаге.

Дизайнер по свету разрабатывает готовую модель в программе или производит фотомонтаж объекта.

Результатом такой работы становится полноценное изображение, передающее образ освещенных фасадов.

Проектирование заливающего освещения

Оно сохраняет целостность (восприятия) объектов. Обязательно для обособленных домов. Проект архитектурного освещения, отдельной постройки, при применении заливающего освещения, будет очень выигрышно смотреться.

Архитектурная (локальная) подсветка

Обычно она используется для:

  • оконных проемов;
  • балконов и пр.

Этот вариант окажется более выгодным для современных зданий (отделанных материалами, имеющих высокий показатель отражения).

Безусловно, такое моделирование не может передать всей полной картины, которую стремятся достичь, но и этого бывает достаточно для общего впечатления о планируемом объекте архитектурного освещения.

Также очень сильно на качество исполнения, оказывает профессионализм дизайнера. Чем больше у него опыта, тем реальнее выглядит проект архитектурного освещения в макете.

 

Интересные записи:

на Ваш сайт.

comfort-light.ru

Последовательность проектирования освещения | Проектирование электроснабжения

Составной частью проекта внутреннего электроснабжения является освещение. Как правило, освещение выделяют в отдельный раздел проектной документации – ЭО. Иногда освещение можно встретить в разделе ЭОМ, хотя лично мне такой раздел ПСД не знаком.

Совсем недавно я закончил проект супермаркета (ЕВРОПТ) в г. Гомеле общей площадью около 1800 м2 и с расчетной электрической мощностью около 240 кВт. На основе данного объекта хочу рассказать последовательность проектирования внутреннего освещения.

Чтобы меньше вопросов было от заказчика, согласовывающих организаций, каждое ваше действие, проектное решение должно быть подкреплено требованиями нормативных документов, задания на проектирование.

Последовательность проектирования освещения.

1 Определяем (узнаем) назначение здания. От этого зависят нормативные документы, по которым придется проектировать данный объект.

2 Читаем технические условия на электроснабжение. Категория электроснабжения влияет на аварийное освещение (эвакуационное).

3 Читаем техническое задание на проектирование, брендбук.

4 На каждом помещении проставляем требуемую освещенность.

5 Определяем помещения, в которых необходимо выполнить освещение безопасности, эвакуационное освещение, ремонтное освещение.

6 В зависимости от назначения помещения, потолков, задания на проектирование выбираем типы светильников.

7 Рассчитываем количество светильников для каждого помещения в зависимости от освещенности и расставляем на плане.

8 Применив специальные условные обозначения, выделяем светильники аварийного освещения из числа рабочего освещения.

9 Расставляем щиты рабочего и аварийного освещения на плане.

10 Светильники объединяем в группы.

11 На план наносим выключатели, распределительные коробки, прокладку кабелей.

12 Заполняем схемы электрические принципиальные ЩО и ЩОа, формируем группы, записываем установленную мощность группы, считаем ток группы, считаем потери напряжения, выбираем сечение и тип кабелей, защитные аппараты.

13 Разрабатываем схему управления эвакуационным освещением при пожаре.

14 Подключаем акцентное освещение, световую рекламу, подсветку и другое специфическое осветительное оборудование.

15 Считаем установленную мощность, расчетную мощность, расчетный ток, коэффициент мощности для каждого щита.

16 Дополняем планы примечаниями, оформляем общие данные, опросные листы.

17 Подсчитываем осветительное оборудование и материалы, формируем спецификацию.

Примерно так

Советую почитать:

220blog.ru

Проектирование искусственного освещения в Москве: отраслевые нормы, снип, расчет

Солнце светит не целый день, и в темное время суток центром жизни становится искусственное освещение. Ночной город пестрит яркими огнями фонарей и лампочек, а в домах горят разноцветные окна.

Искусственное освещение делят на биологическое, эстетическое, утилитарное и экономное. Каждый тип выполняет определенные функции, поэтому подбирать оборудование следует тщательно и грамотно.

Выбор осветительных приборов, установка и эксплуатация возможны после проектирования системы искусственного освещения. Составление проекта выполняется с участием нескольких специалистов: проектировщика, архитектора, дизайнера, конструктора, механика и инженеров. Привлечение такого количества людей позволяет добиться максимального результата с минимальными затратами.

Этапы проектирования искусственного освещения

Разработка проекта любой системы – трудоемкое дело. Стандартное проектирование искусственного освещения осуществляется в три стадии:

  1. Исследование объекта. Добросовестный осмотр помещения, где будет устанавливаться система освещения, поможет сделать правильный подбор оборудования и верную расстановку светильников. Мастера учитывают такие параметры, как:
  • степень естественной освещенности;
  • длительность светового дня;
  • объем помещения или области, которую надо осветить;
  • присутствие углов, крупногабаритной мебели и т. д., препятствующих освещению.

В ходе обследования объекта фиксируется высота потолков, наличие подвесных потолков, толщина перегородок и капитальных стен и другие данные.

  1. Формирование проектной документации. На этом этапе разрабатываются обе части проекта: графическая и текстовая.

Специалисты, с учетом выясненных на первой стадии данных, подбирают светильники необходимой величины, мощности и конфигурации, определяются со способом и местом прокладки кабелей.

Второй этап включает в себя два типа работ:

  • проект естественного освещения, который выполняется при строительстве объекта и подразумевает создание верхних или боковых световых проемов;
  • проект искусственного освещения, учитывающий потребности человека в свете, когда естественного освещения недостаточно.
  1. Разработка рабочей документации. На третьем этапе выполняются необходимые расчеты и оформляется графическая часть.

При составлении проекта для простого помещения привлечения большого количества специалистов не требуется, но над сложными объектами непременно работают дизайнеры и архитекторы, которые определяют наилучшее расположение ламп и выключателей и их внешний вид.

Принципы расчета искусственного освещения

Главная задача расчета освещенности – вычисление количества и мощности осветительных приборов, необходимых для обеспечения заданного значения характеристики.

Если установке подлежат точечные лампы накаливания, то число и размещение светильников приблизительно определяются до основного расчета, а в дальнейшем вычисляется мощность ламп.

При освещении трубчатыми люминесцентными лампами до проведения расчета намечают количество и расположение приборов, а после этого группируют лампы в ряды с определением их мощности.

В проекте искусственного освещения расчеты выполняются одним из двух способов:

  • Методом коэффициента использования. Он направлен на обеспечение средней освещенности горизонтальной плоскости с учетом падающих на нее прямых и отраженных потоков. Метод коэффициента использования применяется для расчета общего равномерно распределенного освещения и для расчета внешнего освещения для объектов с нормированной средней освещенностью.
  • Точечным методом. Данный способ используют для расчета равномерного и локализованного освещения помещений и открытых территорий и для расчета местного освещения при любом расположении поверхностей.

В некоторых случаях расчета с применением одного метода может быть недостаточно. Тогда рационально использовать их оба.

www.engineeringresurs.ru

Проектирование систем освещения участка |

В основе правильно проектированной системы освещения, конечно же, всегда — предпочтения заказчика, которые затем воплощаются в проект освещения. Творцы его — ландшафтные архитекторы и светотехники.

Схема системы освещения участка

Первых интересует, насколько органично сочетаются элементы освещения как технической подсистемы, с дизайном сада. Ведь освещение садовых дорожек, озеленения и водоемов должно быть частью создаваемой композиции. А вот светотехники заботятся о «световой картине» сада, обеспечивая визуальный комфорт и безопасность.

Например Cветильники, освещающие дорожки, создают определенный ритм движения и обеспечивают безопасность.

Чтобы правильно установить освещение на садовом участке (использовать фонари и прожекторы, подобрать и разместить светильники, создать подсветку), разрабатываются эскизы, на основе которых потом составляется проект подсветки и освещения сада, включающий в себя несколько видов светотехнических устройств и сетей.

Как правило, проект освещения участка выполняется либо на последнем этапе проектирования благоустройства и озеленения дачного коттеджа, либо на основе готового проекта ландшафтного дизайна территории, когда все остальные коммуникации, в том числе полив и дренаж, уже размещены на участке, а также распланированы водоемы, дорожки, цветники и малые архитектурные формы.

Проектирование систем освещения участка

На основе технического задания проектировщик описывает режимы освещения различных участков сада (повседневное, дежурное, праздничное) и создает электротехническую схему проводки. На первом этапе дизайнеры советуют разработать концепцию — эстетическое видение освещения на участке. Ландшафтный дизайнер обязан четко донести все требования дизайнера до инженера-светотехника и уже вместе с ним прорабатывать детали — такие, как: выбор типа светильников, их мощности, намечаются места для установки, точки нацеливания света.

Кроме светильников на участке нужно запланировать несколько розеток со степенью защиты (в беседке, в районе патио, возле уличного камина), в которые подключается праздничное освещение, например, гирлянда новогодней елки, декоративные огоньки. Кроме этого, на плане установки внешних осветительных приборов необходимо обозначить кабели и различные соединения. После завершения процеса проектирования освещения ландшафта, составляется смета по материалам и оборудованию, а также смета на выполнение работ.

Освещение делится на:

  • охранное (дежурное) — устраивается по периметру и в секторах видеонаблюдения;
  • функциональное — чтобы передвигаться по участку было легко и безопасно;
  • декоративное — подсветка цветников, водопадов, прудов и т. д.;
  • архитектурно-художественное — подсветка зданий

Проектировщики компании «ВастЛэнд» помогут Вашему саду заиграть новыми красками благодаря грамотно спланированной системе освещения!

Пример проекта: Проектирования систем освещения на приусадебном участке

  1. Перед проектированием освещения на приусадебном участке изучите копию ландшафтной планировки или измерьте участок и сделайте примерный чертеж. На чертеже должны быть отображены дом, другие сооружения, дорожки, ступени, крупные деревья, сад, особые растения, др.
  2. Отметьте основные зоны: вход, большое дерево, фонтан, другие интересные особенности ландшафтного дизайна. Необходимо выбрать две основные фокусные зоны и нанести их на план.
  3. Обозначьте те зоны, по которым вы часто ходите и которые обязательно должны быть освещены – дорожки, тропинки, веранда, водоем, ступени точечная подсветка фасада дома или ландшафтные композиции. Выберите желаемый эффект освещения для этих зон. После заката солнца используйте приготовленные фонарики, чтобы определить, какой тип освещения вам необходим. Например, дорожки обычно освещают неярким светом, который растекается горизонтально вдоль дорожки.
  4. Выберите тип осветительных приборов, которые подойдут к вашему дизайну (направленное/точечное освещение, заливающее прожекторное освещение, светодиодные светильники освещения дорожек, веранды и террасы, погружаемое в воду освещение, др.).
  5. Определите расположение и распределение каждого вида осветительных приборов и нанесите их на план. На схеме ниже светильники для дорожек изображены как отдельные точки, а светильники, направляющие свет вниз – как кружочки с точками внутри.
  6. Подсчитайте общую длину проводов и определите источник электричества. Заметьте, что провода не должны быть видны и не должны мешать обычной работе по поддержанию внешнего вида ландшафта (при скашивании травы, аэрировании), а также не должны лежать на трубах, кабелях, кустах, деревьях, пр. Помните, что в большинстве систем несколько устройств могут работать от одного кабеля.
  7. Заранее определите расположение трансформатора и контроллера, чтобы они были легко доступны, находились вблизи источника питания и недалеко от места расположения светильников. Провода должны начинаться и заканчиваться у трансформатора, образуя петлю. Не рекомендуется прокладывать провода по прямой длиной более 3м и по кругу длиной более 9м.
  8. Вычислите необходимый размер трансформатора, основываясь на общей мощности светильников в ваттах. В зависимости от размера системы может понадобиться несколько трансформаторов. Основываясь на приведенной схеме, нам понадобится 9 светильников для дорожки и 2 светильника, направляющих свет вниз.
    Для определения размера трансформатора необходимо провести следующие вычисления:
  • 9 шт светильников для дорожек 18 Ватт 162 Ватт
  • 2 шт светильника фонарного типа 50 Ватт 100 Ватт
  • 3 шт светильника точечной подсветки 3 Ватт 9 Ватт

Итого 271 Ват

В нашем случае достаточным будет 300-ваттный трансформатор, тем не менее, если в дальнейшем планируется добавлять осветительные приборы, то имеет смысл сразу взять более мощный трансформатор. Дополнительная мощность трансформатора не должна превышать одной трети общей необходимой мощности. Для данного примера трансформатор можно разместить возле источника питания вместе с контроллером. Контроллеры бывают различных видов – от простого выключателя до сенсоров движения и света, и даже автоматических таймеров.

vastland.ru


Видеоматериалы

24.10.2018

Опыт пилотных регионов, где соцнормы на электроэнергию уже введены, показывает: граждане платить стали меньше

Подробнее...
23.10.2018

Соответствует ли вода и воздух установленным нормативам?

Подробнее...
22.10.2018

С начала года из ветхого и аварийного жилья в республике были переселены десятки семей

Подробнее...
22.10.2018

Столичный Водоканал готовится к зиме

Подробнее...
17.10.2018

Более 10-ти миллионов рублей направлено на капитальный ремонт многоквартирных домов в Лескенском районе

Подробнее...

Актуальные темы

13.05.2018

Формирование энергосберегающего поведения граждан

 

Подробнее...
29.03.2018

ОТЧЕТ о деятельности министерства энергетики, ЖКХ и тарифной политики Кабардино-Балкарской Республики в сфере государственного регулирования и контроля цен и тарифов в 2012 году и об основных задачах на 2013 год

Подробнее...
13.03.2018

Предложения организаций, осуществляющих регулируемую деятельность о размере подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на 2013 год

Подробнее...
11.03.2018

НАУЧИМСЯ ЭКОНОМИТЬ В БЫТУ

 
Подробнее...

inetpriem


<< < Ноябрь 2013 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

calc

banner-calc

.