Пропан и бутан относятся к группе сжиженных углеводородных газов СУГ (LPG). Пропан сжиженный газ это
Зависимость температуры кипения пропана от давления таблица. Сжиженный углеводородный газ
Сжиженные углеводородные газы (пропан-бутан, в дальнейшем СУГ) - смеси углеводородов, которые при нормальных условиях (атмосферное давление и Т воздуха = 0°С) находятся в газообразном состоянии, а при небольшом повышении давления (при постоянной температуре) или незначительном понижении температуры (при атмосферном давлении) переходят из газообразного состояния в жидкое.
Основными компонентами СУГ являются и .
Пропан-бутан (сжиженный нефтяной газ, СНГ, по-английски - liquified petroleum gas, LPG) - это смесь двух газов. В состав сжиженного газа входят в небольших количествах также: пропилен, бутилен, этан, этилен, метан и жидкий неиспаряющийся остаток (пентан, гексан).
Сырьем для получения СУГ являются в основном нефтяные попутные газы, газоконденсатных месторождений и газы, получаемые в процессе переработки нефти.
С заводов СУГ в железнодорожных цистернах поступает на газонаполнительные станции (ГНС) газовых хозяйств, где хранится в специальных резервуарах до продажи (отпуска) потребителям.
Потребителям СУГ доставляется в баллонах или автоцистернами ().
В сосудах (цистернах, резервуарах, баллонах) для хранения и транспортировки СУГ одновременно находится в 2-х фазах: жидкой и парообразной. СУГ хранят, транспортируют в жидком виде под давлением, которое создаётся собственными парами газа. Это свойство делает СУГ удобными источниками снабжения топливом коммунально-бытовых и промышленных потребителей, т.к. сжиженный газ при хранении и транспортировке в виде жидкости занимает в сотни раз меньший объем, чем газ в естественном (газообразном или парообразном) состоянии, а распределяется по газопроводам и используется (сжигается) в газообразном виде.
Область применения СУГ
Благодаря своей экологичности (чистота сгорания) и относительно низких затратах на производство и переработку газ пропан-бутан получил широкое применение для производственных и хозяйственных нужд населения. Область применения сжиженного углеводородного газа широка. Так, например, СУГ используется в качестве источника тепла, топлива для а/м, сырья для производства аэрозолей, в качестве топлива для автопрогрузчиков и т.д.
- Промышленность В промышленности сжиженные углеводородные газы (пропан-бутан, изобутан) используется в качестве сырья и топлива. В строительной отрасли СПБТ (смесь пропана и бутана) применяется при переработке металлов, при газосварочных работах. Широк спектр применения СУГ на крупных складских предприятиях. Так, например, СПБТ используется для отопления больших складских и торговых площадей (в инфракрасных обогревателях (излучателях). Благодаря своей экологичности, отсутствию запаха газ используется в качестве топлива на автопогрузчиках на продуктовых складах и в пищевой промышленности. Широко СУГ применяется в нефтехимической промышленность. В косметической промышленности используется изобутан при производстве спреев, автохимии. Также изобутан применяется при производстве вспененных изоляционных материалов.
- Автотранспорт Пропан-бутан – сжиженный углеводородный газ – применяется в качестве моторного топлива как альтернатива традиционному виду топлива – бензину. И успешно конкурирует по ним по цене. Сегодня с появлением новых совершенных систем 4 поколения ГБО перевод а/м на газ становится все более популярным. В настоящее время принимается ряд региональных программ перевода автомобилей на газ. Но из-за отсутствия должного финансирования, к сожалению, процесс тормозится. В основном перевод автомобилей на газ происходит в частном порядке. Но многие автолюбители, кто использует газ вместо бензина, отмечают значительные улучшения работы двигателя и реальную экономию средств. Специалисты отмечают неоспоримые преимущества использования сжиженного углеводородного газа вместо бензина. Так, например, увеличивается ресурс двигателя в 10 – 15%, снижается расход моторного масла на 10%. При работе на газу не возникает детонации при любом режиме работы двигателя. Автомобиль, работающий на газу, имеет дополнительную защиту от воровства и слива топлива. Автолюбитель, использующий газ, не испытывает неудобств, связанных с заправкой, т.к. внешне процесс заправки машины газом очень походит на заправку бензином. Да и количество газовых заправок растет с каждым днем. Перевод автомобилей на газ – это реальная экономия ваших средств.
- Коммунальный сектор Традиционный вариант использования СУГ – это использование в быту: для отопления пропаном дома и приготовления пищи. Объемы потребления газа варьируются в зависимости потребителя: от небольших приусадебных хозяйств до коттеджных поселков и крупных строительных объектов. В ч
innovakon.ru
Пропан и бутан относятся к группе сжиженных углеводородных газов СУГ (LPG).
Пропан и бутан относятся к группе сжиженных углеводородных газов СУГ (LPG).
Сжиженный газ производится при изготовлении нефти и природного газа.
Формула propane (C3H8)
Формула butanes (C4h20)
Самые главные свойства сжиженного газа – высокий коэффициент полезного действия в отоплении и простой переход к жидкости при относительно низком давлении и нормальной температуре. Из-за этих свойств можно сохранить достаточно большой объём энергии в маленькой ёмкости для СУГ. Другие важные свойства сжиженного газа – хорошая способность к испарению и сжиганию при температуре окрестности. Отапливаемая эффективность сжиженного газа почти три раза выше, чем у природного газа. Поэтому при наших условиях температуры существует оптимальная возможность эксплуатации сжиженного газа для всех потребителей. По сравнению с пропаном, у бутана хуже способность испарения при приблизительно -43°C, и по этому его смешивают с пропаном.Внимание: При эксплуатации заправленного газгольдера, обратите особое внимание на то, что зимой, по мере промерзания грунта, состав ранее заправленной газовой смеси будет изменяться.
Чем больше промёрзнет грунт, тем все медленней испаряется бутан (а при 0 гр. Цельсия уже практически не испаряется), скорость же испарения второго основного компонента — пропана — тоже уменьшится, но в гораздо меньшей степени. Поэтому при расходе газа (работе котла зимой) — постепенно соотношение этих газов изменится в сторону увеличения процентного содержания бутана, а следовательно: давление в газгольдере начнет заметно падать. Котёл сразу не остановиться — будет серия остановок с автоматическим последующим включением котла по мере роста давления в резервуаре (во время остановки котла).
При этих признаках, сразу заказывайте свежий газ марки СПБТ с по-прежнему высоким содержание пропана. Это поможет с выгодой продержаться, пока земля глубоко промерзла, а далее и бутан сгорит. Т.е. к февралю и позднее, до апреля — заправлять газгольдер надо заранее — не при показаниях указателя топлива в 15-25% (как весной-летом-осенью и в начале зимы), а с января надо заказывать свежий газ — уже при остатке топлива не менее чем в 25-30% .
Спросите: почему в смеси по ГОСТу всё же присутствует бутан? Да потому, что это выгодно вам самим, т.к. бутан стоит значительно дешевле пропана, а значит и смесь СПБТ значительно дешевле; к тому же при сгорании одинакового с пропаном количества, бутан еще и выделяет на треть больше тепла.
Аналогичная ситуация с процентным выгоранием пропана наблюдается и при подключении к газгольдеру газовых котлов близких к пределу нашей гарантии по кВт., и тем более при большей мощности, чем мы вам гарантировали. А если эти 2 фактора (промерзание грунта и завышенная мощность котла) накладываются, то уже при остатке топлива топлива в 45-55%: котёл у таких «неразумно жадных» хозяев — начнет периодически уходить в отключение из-за малого давления газа.
Вывод: Заправляйтесь заранее. Не подключайте к газопроводам системы автономной газификации котлов большей мощности, чем указано в договоре, чтобы вам не говорили и не обещали. После промерзания грунта с января начинайте заказывать свежий газ уже при остатке не менее 25-30%, и все будет хорошо.
Пропан, бутан и их смеси – самые экологически чистые виды топлива.
СУГ – смесь газов с характерным, неприятным запахом. СУГ – не ядовитый, но не приемлем для дыхания, СУГ – тяжелее воздуха.
Технологические параметры сжиженного газа:
Пропан | Бутан | |
Химическое название | C3H8 | C4h20 |
Плотность жидкой фазы при 20°C, кг\литр | 0,498 | 0,578 |
Плотность газа при 15°C кг\м3 | 2,019 | 2,590 |
Специфический объём газа (воздух = 1) | 1,562 | 2,091 |
Момент кипения, °C | — 42,1 | — 0,5 |
Oбъём газа, который испарится из 1 кг жидкой фазы, м3: при температуре 0°C и при давлении 101,325 кРапри температуре 20°C и при давлении 101,325 кРа | 0,4960,553 | 0,3680,395 |
Теплотворная способность/ жидкая фаза, МДж\кгТеплотворная способность/ газ, МДж\м3 | 46,3497,19 | 47,20118,23 |
Октановое число | 112 | 93 |
Расчётная таблица артикул: 06 950 01
Соотношение объёма и веса: | 1 килограмм | 1 литр | 1 м. куб. |
Сжиженный кг. | 1 | 0.53 | 2.1 |
Сжиженный литр. | 1.9 | 1 | 3.99 |
Газообразный м.3 | 0.48 | 0.25 | 1 |
Теплотворная способность сжиженного газа (СПБТ): Hu =12,87 кВт час/кг.Теплота сгорания сжиженного газа (СПБТ): Ho =13,98 кВт час/кг.
Максимальный расход газа:
При средней температуре дня Лето: 15°C, Зима: -10°C.
Временный отбор: | Подземный резервуар: | 1,2 т./2750 л. | 2,1 т./4850 л. | 2,9 т./6450 л. | |
Зима: | 61,7 | 107,9 | 153,1 | ||
Лето: | 30,6 | 53,2 | 75,6 | ||
Периодический отбор: | Зима: | 17,3 | 29,9 | 42,1 | |
Лето: | 8,8 | 15,1 | 21,2 | ||
Длительный отбор: | Зима: | 10,8 | 18,4 | 25,6 | |
Лето: | 5,6 | 9,5 | 13,2 |
Пропан и бутан — сжиженные углеводородные газы, которые содержат минимальное количество серы и других загрязнений. Сжигание газа приносит лишь незначительный вред атмосфере. Пропан и бутан в состоянии газа тяжелее воздуха; при случайном выбросе в атмосферу газ оседает и, в зависимости от условий погоды и ветра, быстрее или медленнее растворяется в воздухе. В воде СУГ не растворим; при контакте с водой он немедленно испаряется и поэтому загрязнения воды из-за него не бывает. Именно по этим причинам используют пропан, бутан и их смеси как источники энергии, и они имеют значение в особенно охраняемых заповедниках и в местах, где находятся родники и источники, а также везде там, где нефть или уголь могли бы навредить природе, в которой мы живём.
Источник.
gastrade.ru
Как выбрать сжиженный углеводородный газ для автономной газификации?
Пропан и бутан – предельные углеводороды, получаемые путем переработки природного и попутного газа, а также сырой нефти. При нормальном давлении и температуре они представляют собой легкогорючие газы, обращаемые в жидкость при относительно невысоком давлении. При хорошо отрегулированном оборудовании в качестве продуктов сгорания от них остаются только водяные пары и углекислый газ. Именно эти свойства обусловили выбор пропана и бутана в качестве топлива для городских автомобилей, газовых приборов и систем автономного газоснабжения. Эти углеводороды используют как в чистом виде, так и в смеси в различных пропорциях.
Пропан
Химическая формула пропана – C3H8. При 20оС он сжижается при давлении около 7 атм и легко переходит в газообразное состояние при снижении давления и при низких температурах – до −42,1оC. В зависимости от температуры плотность сжиженного пропана меняется, составляя в среднем около 0,5 кг/л, а удельная теплота сгорания составляет 48 МДж/кг (для сравнения – удельная теплота сгорания бензина и дизельного топлива 42−44 МДж/кг). |
Главным преимуществом использования сжиженного пропана в системах автономного газоснабжения является его способность к естественному испарению и переходу в газообразное состояние при низких температурах. Это позволяет устанавливать наземные газгольдеры и при умеренном расходе газа обходиться без испарителей даже в морозные зимы.
Недостатками пропана по сравнению с бутаном являются большая цена и более высокое давление паров, которое при нагреве свыше 50оС достигает 20 атм, что предъявляет повышенные технические требования к оборудованию.
В системах автономного газоснабжения чаще применяют не чистый, а так называемый технический пропан, содержащий небольшое количество пропилена C3H6. При использовании в качестве топлива его свойства мало отличаются от свойств чистого пропана, но стоимость несколько ниже.
Пропан обходится дороже других углеводородных газов, но позволяет сэкономить на оборудовании. Поэтому его используют в системах автономного газоснабжения, работающих периодически или с небольшими нагрузками, например, в системах аварийного и резервного энергоснабжения.
Бутан
Химическая формула бутана – C4h20. При 20оС он сжижается при давлении менее одной атмосферы и переходит в газообразное состояние при снижении давления при температурах выше −0,5оC. Его плотность немногим больше плотности пропана и составляет около 0,6 кг/л, а удельная теплота сгорания чуть меньше – 45,8 МДж/кг. |
Главное преимущество бутана – низкое давление паров, не превышающее 3 атм даже при нагреве до 50оC, что позволяет использовать простое оборудование и легкие тонкостенные баллоны. Бутан применяется в качестве топлива для походных газовых плит, портативных горелок, газовых зажигалок. Но в системах автономного газоснабжения низкое давление не является решающим преимуществом, так как оборудование для них рассчитано на давление не ниже 16 атм.
Недостатком бутана является высокая температура кипения – при температуре ниже −0,5оC его естественное испарение практически прекращается. Эта проблема решается двумя способами – использованием подземных газгольдеров, погружаемых ниже точки промерзания грунта, или при помощи испарителей, обеспечивающих принудительное испарение путем нагрева. Выбор оптимального решения зависит от расхода газа, климатических условий и режима эксплуатации.
При всех недостатках и незначимых для систем автономного газоснабжения преимуществах чистый бутан стоит примерно столько же, с
tgas.su
СПБТ (смесь пропан-бутан техническая) - GASTRADE.RU
СПБТ (смесь пропан-бутан техническая)
Внутренний рынок РФЗаявки принимаются до 25 числа текущего месяца на поставки в следующем месяце. Цена формируется с 25 числа текущего месяца до первого числа следующего.
Этилмеркаптан — бесцветная, прозрачная, подвижная, легковоспламеняющаяся жидкость с резким отвратительным запахом. Запах этилмеркаптана обнаруживается в очень низких концентрациях (до 2*10-9мг/л). Этилмеркаптан растворим в большинстве органических растворителей, в воде растворяется слабо. В разбавленных растворах этилмеркаптан существует в виде мономера, при концентрировании формируются димеры преимущественно линейного строения за счет образования водородных связей S-H…S. Этантиол легко окисляется. В зависимости от условий окисления можно получить диэтилсульфоксид (C2H5)2SO (действием кислорода в щелочной среде), диэтилдисульфид (C2H5)SS(C2H5) (действием активированного MnO2 или перекиси водорода) и другие производные. В газовой фазе при 400°C этилмеркаптан разлагается на сероводород и этилен. В природе этантиол используется некоторыми животными для отпугивания врагов. В частности, он входит в состав жидкости, вырабатываемой скунсом.
Получение.
Промышленный способ получения этилмеркаптана основан на реакции этанола с сероводородом при 300-350°C в присутствии катализаторов.
C2H5OH + h3S —> C2H5SH + h3O
Применение.
- в качестве одоранта природного газа, пропан-бутановой смеси, а также других топливных газов. Практически все топливные газы почти не имеют запаха, добавка этилмеркаптана позволяет вовремя обнаружить утечку газа.
- как промежуточный реагент при получении некоторых видов пластмасс, инсектицидов, антиоксидантов.
Предельно допустимая концентрация этилмеркаптана в воздухе рабочей зоны — 1 мг/м3. Специфический запах этилмеркаптана ощущается при ничтожно малых концентрациях его в воздухе.Для придания запаха на заводах-изготовителях в СУГ добавляют этилмеркаптан в количестве 42-90 граммов на тонну жидкого газа, в зависимости от содержания в газе меркаптана серы.Запах СУГ, имеющих низкие пределы взрываемости, должен ощущаться при наличии их в воздухе: ПТ — О,5 об.%, СПБТ — 0,4% об.%, БТ — 0,3% об.%.Пары СУГ действуют на организм наркотически. Признаками наркотического действия являются недомогание и головокружение, затем наступает состояние опьянения, сопровождаемое беспричинной веселостью, потерей сознания. СУГ неядовит, но человек, находящийся в атмосфере с небольшим содержанием паров СУГ в воздухе, испытывает кислородное голодание, а при значительных концентрациях паров в воздухе может погибнуть от удушья.Предельно допустимая концентрация в воздухе рабочей зоны (в перерасчете на углерод) паров углеводородов от 100 до 300 мг/м3. Для сравнения можно отметить, что подобная концентрация паров газа примерно в 15-18 раз ниже предела взрываемости.При попадании жидкой фазы СУГ на одежду и кожные покровы вследствие ее моментального испарения происходит интенсивное поглощение тепла от тела, что вызывает обмораживание. По характеру воздействия обмораживание напоминает ожог. Попадание жидкой фазы на глаза может привести к потере зрения. Работая с жидкой фазой СУГ, нельзя надевать шерстяные и хлопчатобумажные перчатки, так как они не оберегают от ожогов (плотно прилегают к телу и пропитываются жидким газом). Необходимо пользоваться кожаными или брезентовыми рукавицами, прорезиненными фартуками, очками.При неполном сгорании паров СУГ выделяется окись углерода (СО) — угарный газ, являющийся сильным ядом, вступающим в реакцию с гемоглобином крови и вызывающим кислородное голодание. Концентрация угарного газа в воздухе помещения от 0,5 до 0,8 об.% опасна для жизни даже при кратковременном воздействии. Наличие 1об.% угарного газа в воздухе помещения через 1-2 минуты вызывает смерть. По санитарным нормам величина предельно допустимой концентрации угарного газа в воздухе рабочей зоны 0,03 мг/литр.
Используемые источники1. Физико-химические свойства сжиженных углеводородных газов для коммунально — бытового потребления согласно Г0СТ 20448-90.
gastrade.ru
Сжиженный газ — Machinepedia
Макет цистерны для транспортировки сжиженного газа по железной дороге Транспортировка сжиженного газа автомобилемСжиженный природный газ (СПГ) - отделенный от природного газа, сжиженный при охлаждении или под давлением для облегчения хранения или транспортировки. Газ обращается в жидкость при температуре окружающей среды ниже 20 градусов и/или при давлении выше 100 кПа. Состоит в основном из тяжелых газов пропана и бутана.
Сжиженный природный газ
Сжиженный природный газ или сокращенно СПГ, как принято называть его в энергетической отрасли (англ. соотв. Liquefied Natural Gas, сокр. LNG) представляет собой обыкновенный природный газ, охлажденный до температуры –162°С (так называемая температура сжижения) для хранения и транспортировки в жидком виде. Хранится сжиженный газ в изотермических резервуарах при температуре кипения, которая поддерживается вследствие испарения СПГ. Данный способ хранения СПГ связан с тем, что для метана, основной составляющей СПГ, критическая температура –83°С, что гораздо ниже температуры окружающей среды, и не предоставляет возможным хранить сжиженный природный газ в резервуарах высокого давления (для справки: критическая температура для этана составляет +32°С, для пропана +97°С). Для использования СПГ подвергается испарению до исходного состояния без присутствия воздуха. При регазификации (возвращении газа в исходное парообразное состояние) из одного кубометра сжиженного газа образуется около 600 кубометров обычного природного газа.
Температура сжиженного газа
Чрезвычайно низкая температура СПГ делает его криогенной жидкостью. Как правило, вещества, температура которых составляет –100°С (–48°F) или еще ниже, считаются криогенными и требуют специальных технологий для обработки. Для сравнения, самая низкая зарегистрированная температура на Земле составляет –89,2°С (Антарктика), а в населенном пункте –77,8°С (поселок Оймякон, Якутия). Криогенная температура сжиженного природного газа означает, что контакт с СПГ может вызвать изменение свойств контактирующих материалов, которые впоследствии станут ломкими и потеряют свою прочность и функциональность. Поэтому в отрасли СПГ используют специальные материалы и технологии.
Химический состав СПГ
Сырая нефть и природный газ являются ископаемыми видами топлива, известными как «углеводороды», потому что содержат химические комбинации атомов углерода и водорода. Химический состав природного газа зависит от места добычи газа и его обработки.
Сжиженный природный газ представляет собой смесь
- метана
- этана
- пропана
- [бутана
- и небольшое количество более тяжелых углеводородов и некоторых примесей (азотных и комплексных соединений серы, воды, углекислого газа и сероводорода), которые могут существовать в исходном газе, но должны быть удалены перед сжижением.
Метан является самым главным компонентом, обычно, хотя и не всегда, более чем на 85% по объему.
Плотность сжиженного газа
Поскольку СПГ представляет собой некую смесь, плотность сжиженного природного газа изменяется незначительно с ее фактическим составом. Плотность сжиженного природного газа, как правило, находится в диапазоне 430–470 кг/м3, а его объем составляет примерно 1/600 объема газа в атмосферных условиях. Это делает его примерно на треть легче, чем воздух.
Другим следствием этих фактов является то, что СПГ имеет меньшую плотность, чем вода, что позволяет ему находиться на поверхности в случае разлива и вернуться к парообразному состоянию достаточно быстро.
Другие свойства СПГ
Сжиженный природный газ не имеет запаха, бесцветный, не вызывает коррозии, не горюч и не токсичен. СПГ хранится и транспортируется при сверхнизких температурах при атмосферном давлении (отсутствие высоких давлений). При воздействии на окружающую среду СПГ быстро испаряется, не оставляя следов на воде или почве.
В своей жидкой форме сжиженный природный газ не имеет способность взрываться или воспламеняться. При испарении природный газ может воспламениться в случае контакта с источником горения, и если концентрация испарений в воздухе будет составлять от 5 до 15 %. Если концентрация паров газа менее 5 процентов, то для начала возгорания испарений недостаточно, а если более 15 процентов, то в окружающей среде будет нехватка кислорода.
Сжиженный нефтяной газ
Судно для транспортировки сжиженного газаСжиженный нефтяной газ, (СНГ, по-английски – Liquified Petroleum Gas, LPG) – это смесь двух газов. В обиходе ее называют кратко: пропан. Пропан-бутан получают из нефти и сконденсированных нефтяных попутных газов. Чтобы эта смесь оставалась жидкой, ее хранят и перевозят под давлением в 1,6 МПа (16 атмосфер). В топливной смеси бутан выступает как топливо, а пропан создаёт давление. Газовая смесь пропан-бутан в 2 раза тяжелее воздуха. По сути, газ не имеет запаха, поэтому в его состав добавляется специальное пахучее вещество (одорант) – этил-меркоптал. Антидетационное октановое число у газовой смеси пропан-бутан составляет 110 единиц – в этом её преимущество перед бензином, максимальное октановое число у которого – 98 единиц.
Для потребителей пропан-бутан является отличным топливом в местах, где не подведен природный газ (метан).
Свойства сжиженного нефтяного газа
Процентное соотношение пропана и бутана в смеси регулируется государством и зависит от климатических условий. Например, в зимний период количество пропана должно быть не менее 70-80 % , тогда как летом – всего 40%.
Одним из наиболее важных свойств пропана и бутана, является образование (при наличии свободной поверхности над жидкой фазой) двухфазной системы «жидкость-пар». Система «жидкость-пар» образуется вследствие возникновения давления насыщенного пара, т.е. давления пара в присутствии жидкой фазы в баллоне. В процессе наполнения баллона первые порции сжиженного газа быстро испаряются и заполняют весь его объем, создавая в нем определенное давление. При уменьшении давления газ мгновенно испаряется. Испарение сжиженного газа в баллоне продолжается до тех пор, пока образовавшиеся пары сжиженного газа не достигнут насыщения.
Это свойство пропана и бутана позволяет хранить газ в небольших объёмах, что очень важно.
Рассмотрим пример: давление насыщенного пара бутана составляет 0,1 МПа при 0°С и 0,17 МПа при 15°С, а давление насыщенного пара пропана при этих же температурах 0,59 и 0,9 МПа соответственно. Это различие приводит к значительной разнице в давлении смеси при изменении пропорции пропана и бутана. Давление растет при увеличении температуры, что приводит к большим изменениям объема сжиженного газа, находящегося в жидком состоянии. Следовательно, если сжиженный газ в жидком состоянии полностью заполняет баллон и температура продолжает увеличиваться, то давление будет быстро расти, что может привести к разрушению баллона.
Применение
После доставки потребителю сжиженный газ используется в качестве энергоносителя для тех же целей, что и обычный природный газ. Основные области применения СПГ это производство тепла и электричества, использование в качестве топлива для машин и оборудования и в бытовых нуждах. Ниже представлен более широкий список:
- Газификация коммунальных и промышленных объектов, удаленных от магистральных или распределительных трубопроводов;
- Создание топливного резерва у потребителя для покрытия нагрузок в пиковый период;
- Применение сжиженного газа на различных видах транспорта в качестве моторного топлива;
- Получение тепловой и электроэнергии, а также промышленного холода;
- Сжиженный газ как сырье для использования в химической промышленности;
Следует отметить, что вышеуказанные области применения сжиженного газа могут совмещаться между собой. Так, доставляемый судами-газовозами на регазификационный терминал сжиженного газа может быть использован для поставки его на удаленные объекты в качестве топлива для транспорта и создания резерва топлива на период больших нагрузок в магистральных и газораспределительных сетях.
На мировых рынках широкое использование сжиженного природного газа прежде всего обусловлено тем, что, по ценам, сжиженного газа либо находится в одной ценовой категории с жидкими видами топлива (углеводородными), либо дешевле их. Вдобавок к этому, топливо СПГ более экологически чистое.
Использование СПГ в качестве энергоносителя решает следующие задачи:
- Газификация удаленных объектов
- Сокращение издержек, связанных с газификацией, вследствие отказа от разработки, сооружения и обслуживания некоторой части объектов газоснабжения (межпоселковых распределительных газопроводов, газопроводов-отводов)
- Снижение количества выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду при замене, например, каменного угля или мазута природным газом
- Снижение затрат на энергоносители
- Комплексное получение тепловой и электроэнергии;
В настоящее время организация производства и внедрение технологий с использованием сжиженного газа в энергетической отрасли имеет важное перспективное значение.
Сжиженный газ — экологический вид топлива
Использование сжиженного газа для двигателя автомобиляИмея хорошие энергетические характеристики и высокое октановое число, сжиженный газ используется не для одной лишь газификации населенных пунктов и объектов промышленности, но и как моторное топливо на различных видах транспорта.
Физико-химические, энергетические и экологические свойства природного газа делают его довольно перспективным видом топлива, использование которого может дать ощутимый положительный эффект в некоторых вопросах. Экологическая безопасность и топливная экономичность двигателей, работающих на природном газе, снижение износа деталей газового двигателя, уменьшение расхода масла — вот характерные особенности.
Применение сжиженного газа на транспорте преследует следующие цели:
- Экономию денежных средств на покупку топлива, так как цена эквивалентного количества сжиженного газа ниже, чем бензина или дизельного топлива
- Обеспечение в перспективе устойчивого топливоснабжения (учитывая динамику изменения объемов нефтегазодобычи, сравнительный анализ запасов нефти и газа, прогнозы истощения месторождений).
machinepedia.org
Смесь пропан-бутан для газовых котлов (сжиженный газ)
Состав газа, который используется при отоплении в автономном режиме и при центральном газоснабжении имеет некоторые отличия по химическому составу и физическим свойствам. Эти отличия влекут за собой некоторые конструктивные особенности горелок для газовых котлов. В центральном газопроводе подается природный газ, в состав которого в основном входит метан, он значительно легче воздуха. Для автономного газоснабжения используется сжиженный газ, который представляет собой пропан-бутановую смесь, она несколько тяжелее воздуха (котлы на сжиженном газе). Другим отличием этих двух видов топлива является калорийность смеси – пропан-бутан при сжигании 1 м3 дает 28,4 кВт, в то время как метан - 9,4 кВт. В зависимости от процентного содержания пропана и бутана в смеси варьируется ее расход и давление при хранении. Природный газ (метан) значительно превышает показатели по температуре сжижения и давлению, поэтому он имеет более сложную процедуру хранения и эксплуатации.
Как правило, для автономного отопления жилого загородного дома строятся специальные подземные резервуары – газгольдеры, которые периодически можно дозаправляться у специальных компаний. В случае использования баллонов необходимо помнить про меры безопасности и условия эксплуатации:
1. В зимний период при заполнении баллона на морозе полнота баллона не должна превышать 95%; иначе при нагреве даже до комнатной температуры произойдет естественное расширение смеси и возможен разрыв баллона;2. В идеале баллон должен иметь в своей конструкции отсечную арматуру, уровнемер и клапан сброса.
Очень часто в процессе эксплуатации баллона зимой внутри остается конденсат, который может препятствовать дальнейшему выходу газа. Это происходит из-за того, что температура испарения бутана выше. Сама по себе пропан-бутановая смесь может содержать и более тяжелые фракции углеводородов, но их процент не велик. Содержание других примесей в топливе регламентируется ГОСТом Р 52087-2003 (Газы углеводородные сжиженные топливные), который определяет марки сжиженного топлива и их физико-химические и эксплуатационные показатели. Соответственно каждая примесь имеет свою температуру сжижения, поэтому при морозе на улице эти компоненты могут переходить так же в конденсат. Если баллон естественным образом подогреть – поставить в теплое место, то бутан будет испаряться дольше. Что бы конденсат возникал в минимальных количествах, необходимо утеплить помещение с баллонами и продумать схему безопасного подогрева баллона.
Следует различать конденсат в виде нелетучих маслянистых примесей, которые осадком выпадают вниз баллона и не испарившуюся газовую смесь. Для избавления от примесей после определенного количества заправок, отработанный баллон нужно отключить, отвезти на безлюдный пустырь, убедиться, что рядом нет открытых источников огня или искр и слить конденсат просто перевернув баллон.
На самом баллоне есть маркировка его пустого веса, поэтому один из способов – взвесить баллон. Если под рукой нет промышленных весов, то при перекатывании баллона конденсат будет плескаться. Отличить примерный объем оставшегося сжиженного газа можно и на ощупь по разной температуре стенок баллона. На границе, где уже образуется летучий газ, баллон будет значительно теплее. Существуют так же датчики, которые могут приблизительно измерить объем газа в баллоне, которые работают по принципу анализа распространения ультразвуковых волн в различных средах.
При заправке газа всегда стоит интересоваться % содержания бутана в смеси, если он больше 50%, то качество топлива будет низкое и его физические и тепловые свойства значительно ухудшатся, но при этом снизится и цена. Бутан имеет температуру сжижения -0.5С, поэтому он быстро конденсируется и происходит частичная потеря газового топлива. Современные конструкции газгольдеров имеет специальный сборник для повторного испарения бутана. Кроме того существуют специальные маркировки пропана-бутановой смеси: летняя, зимняя и арктическая (отличаются содержанием бутана и температурой сжижения). Поэтому в зимнее время лучше всего использовать более качественную смесь. Все баллоны по технике безопасности должны храниться в специальном газовом шкафу, который имеет хорошую вентиляцию, поэтому утеплять его, что бы использовать летнюю смесь зимой нет никакого смысла.
Что бы измерить объем газового топлива и определить его расход, необходимо перевести литры, которые обычно используются для сжиженного газа, в кубометры (для обычного магистрального). Процедура перевода очень простая, известная многим из школьного курса: ориентировочно перевести вес сжиженного газа в баллоне (50 л) в объем (для сравнения с природным)
1 литр = 1дм3 = 0,001 м3
Далее следует учесть объем наполнения баллона (80-95%) и тот факт, что при испарении 1л жидкого газа образуется 200 л газообразного (справедливо для пропана).
Для стандартного баллона в 50 л (21 кг) перевод получается 50*200/1000 = 10м3. Эти данные носят приблизительный характер, поскольку в баллоне помимо пропана содержаться еще бутан и другие примеси каждая из которых имеет свою молекулярную массу.
Для того, что бы адаптировать (перевести) газовый котел под работу на пропан-бутановой смеси в зависимости от марки производителей котлов изменения будут минимальны. В первую очередь необходимо произвести замену сопла (жиклеров) горелки для работы с более высоким давлением сжиженного газа. Жиклеры должны быть меньшего диаметра примерно раза в 2 от установленных в котле первоначально. Это необходимо сделать для того, что бы изменить пропорции подаваемого воздуха и газовой смеси для ее оптимального горения. На некоторых котлах имеет возможность регулировки подачи воздуха – его должно быть больше, чем для метана.
Зачастую при низком качестве газа образуется копоть и сажа на жиклере, поэтому его пропускная способность уменьшается. Самый щадящий вариант чистки в домашних условиях – замочить на ночь в растворителе и выдуть грязь компрессором. Самостоятельно чистить жиклеры не рекомендуется, поскольку можно нарушить его калибровку. Для этого лучше обратиться к специалистам.
Температура обычного пламени у пропан-бутановой смеси выше, чем у природного газа (метана), а цвет пламени более насыщенный и яркий. Поэтому уже по внешнему виду пламени можно определить, как происходит процесс горения.
gazoapparat.com
Сжиженный углеводородный газ (СУГ), сжиженный нефтяной газ (СНГ) | Энергоресурсы, топливо
Сжиженный углеводородный газ (СУГ), Сжиженный нефятной газ (СНГ) или пропан-бутан (смесь пропана C3H8и бутана C4h20)является одним из наиболее широко распространенных видов альтернативного топлива.
Газ сжиженный углеводородный представляет собой смесь пропана, нормального бутана, изобутана, пропилена, этана, этилена и других углеводородов.
Его получают как продукт переработки нефти на нефтеперерабатывающих заводах или при добыче нефти и природного газа.
Использование смеси данных газов в качестве топлива обусловлено рядом физико-химических свойств.
В первую очередь, это достаточно высокие температуры кипения при атмосферном давлении.
Такие свойства позволяют хранить пропан-бутановую смесь в сжиженном состоянии в диапазоне эксплуатационных температур от минус 40°С до плюс 45°С при относительно низком давлении (до 1,6 МПа).
СУГ не теряет и не изменяет своих свойств в течении долгого времени, не выветривается.
Октановое число СУГ - более благоприятно в сравнении с бензином и дизельным топливом и изменяется в интервале 90 -110, в зависимости от соотношения пропана и бутана в смеси.
Энергоэффективность СНГ ниже, чем у традиционных видов топлива из-за низкой энергии на ед объема.
Это повышает расход при сгорании на 10-20%, по сравнению с бензиновым топливом, но компенсируется в 2 раза меньшей ценой.
СНГ сгорает более эффективно и безопасно в двигателе, даже когда двигатель холодный, горит относительно чисто, без дыма и пепла, то есть более экологичен.
По сравнению с дизтопливом:
- 90 % меньше твердых частиц,
- 90 % меньше оксидов азота,
- 60 % меньше углекислого газа СО2,
- СНГ не загрязняет почву, потому что не растворяется в воде.
Каждый из компонентов газа имеет определенную температуру кипения, поэтому давление паровой фазы СУГ зависит как от температуры, так и от его компонентного состава.
Компонентный состав сжиженного углеводородного газа регламентируется ГОСТ 20448-90 «ГАЗЫ УГЛЕВОДОРОДНЫЕ СЖИЖЕННЫЕ ТОПЛИВНЫЕ ДЛЯ КОММУНАЛЬНО-БЫТОВОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ».
Стандарт предусматривает 3 марки газа: ПТ (пропан технический), СПБТ (смесь пропана и бутана технических) и БТ (бутан технический).
Содержание пропана, бутана и других примесей в сжиженном нефтяном газе влияет на многие его свойства, потому что значительно влияет на величину октанового числа и плотность паров топлива.
Октановое число (ОЧ) - показатель сопротивления топлива детонации. ОЧ растет за счет увеличения содержания насыщенных углеводородов (пропана, н-бутана, изобутана и тд). Ненасыщенные углеводороды полимеризуются, что способствует образованию осадка - нагара в баке, в топливной системе и камере сгорания.
Упругость паров (летучесть смеси) является очень важной в низких температурах окружающей среды. Удержание ее на соответствующем уровне дает возможность СНГ выйти из бака. Оба компонента смеси являются газообразными и низкокипящими.
Пропан кипит при атмосферном давлении уже при - 42 ° С, бутан, в тех же условиях температуры при -0,5 ° С, поэтому в зимний период содержание пропана в топливном газе увеличивают для роста упругости паров газа.
Летом соотношение смеси составляет около 40% пропана и 60% бутана, а зимой соотношение является противоположным: 60/40.
АГНКС должны следить за этим.
Технологии производства СУГ:
Сегодня СНГ производится 3 разными методами.
- непосредственно из сырой нефти, когда при добыче выделяется попутный нефтяной газ, а при стабилизации в резервуарах выделяется этан, пропан, бутан и пентан.
- каталитический риформинг, когда СНГ получается на НПЗ во время крекинга и гидрогенизации сырой нефти. Выход СНГ - примерно 2%.
- одгазолирование природного газа, произведенного в процессе переработки нефти, в тч разделение углеводородов из газа более тяжелых чем этан.
neftegaz.ru
Видеоматериалы
Опыт пилотных регионов, где соцнормы на электроэнергию уже введены, показывает: граждане платить стали меньше
Подробнее...С начала года из ветхого и аварийного жилья в республике были переселены десятки семей
Подробнее...Более 10-ти миллионов рублей направлено на капитальный ремонт многоквартирных домов в Лескенском районе
Подробнее...Актуальные темы
ОТЧЕТ о деятельности министерства энергетики, ЖКХ и тарифной политики Кабардино-Балкарской Республики в сфере государственного регулирования и контроля цен и тарифов в 2012 году и об основных задачах на 2013 год
Подробнее...Предложения организаций, осуществляющих регулируемую деятельность о размере подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на 2013 год
Подробнее...
КОНТАКТЫ
360051, КБР, г. Нальчик
ул. Горького, 4
тел: 8 (8662) 40-93-82
факс: 8 (8662) 47-31-81
e-mail:
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.