Инструкция по замене реле холодильника Норд. Схема подключения реле пусковое ртк 2


Устройство, схема и принцип работы реле для холодильника РТК-Х М

Реле пускозащитное токовое РТК-Х - отдельная запчасть для холодильника, предназначенная для запуска компрессора холодильника и защиты от перегрузок. Применяется с компрессорами ДХМ-5.

Схема электрическая РТК-Х М

  • L1 - катушка с перемещающимся сердечником;
  • R1 - нихромовый нагреватель в цепи пусковой обмотки компрессора;
  • R2 - нихромовый нагреватель в цепи рабочей обмотки компрессора;
  • К1 - контакты на сердечнике катушки;
  • К2 - контакты на биметаллической пластине;
  • 1, 2, 3 - контакты для подключения пусковой, рабочей и общей обмоток компрессора.

Принцип работы реле компрессора РТК-Х

При подаче напряжения на реле через обмотку катушки L1 и рабочую обмотку компрессора начинает течь повышенный пусковой ток, что вызывает втягивание сердечника катушки и замыкание контактов К1, подключающих пусковую обмотку компрессора к питанию. Просходит запуск компрессора.

После того, как электродвигатель компрессора раскрутился, ток через рабочую обмотку уменьшается и сердечник катушки L1 отключает пусковую обмотку от питания. Запуск компрессора произведен. В случае неисправности компрессора нихромовые нагреватели R1, R2 пускозащитного реле РТК-Х, расположенные в непосредственной близости от биметаллической пластины с установленными на ней контактами К2 разогревают ее и компрессор отключается от сети.

Реле РТК-Х имеют два варианта исполнения - на 127 и 220 вольт. В реле на 127В отсутствует нагреватель R2, включенный в цепь рабочей обмотки электродвигателя компрессора.

Неисправности прибора РТК-Х-М:

разрушение сердечника катушки, подгорание контактов, обрыв нихромовых нагревателей.

В случае неисправности реле не ремонтируется и заменяется на новое.

www.remkomplex.ru

Электрооборудование мотор-компрессоров. Двигатели ДХ и ФГ. :: АвтоМотоГараж

Поводом к написанию этой статьи послужил один комментарий с вопросом и попавший ко мне неисправный агрегат от холодильника. Коментарий: После 10-15 секунд работы двигатель отключается,что может стать причиной?

Во времена СССР в производстве холодильников в основном использовались два типа мотор-компрессоров: ДХ и ФГ-0,100 (LS-08B). Зарубежные типы компрессоров здесь не рассматриваю, так как они не часто попадают в руки к самодельщикам. Ниже рассмотрим мотор-компрессор со стороны электротехники. Но сперва вкратце об устройстве компрессоров ДХ и ФГ и их отличиях.

Мотор-компрессоры ДХ и ФГ-0,100 различаются по подвеске. ДХ компрессор и двигатель закреплены жесткое кожухе, подвешенном на раме с пружинами. Компрессор и двигатель мотор-компрессора ФГ-0,100 подвешены на пружинах внутри кожуха, а кожух жестко закреплен на раме. По внутренней конструкции компрессорные установки тоже имеются различия.

Мотор-компрессор ДХ.

Дополнительные фото и чертежи можно посмотреть тут: Мини - компрессор из холодильника (теория).

 

Компрессор поршневой, одноцилиндровый, с вертикально расположенной осью цилиндра. Возвратно-поступательное движение поршня в цилиндре осуществляется при помощи кривошипно-шатунного механизма. Смазка трущихся частей принудительная при помощи масляного насоса ротационного типа. Компрессор приводится в действие электродвигателем типа ДХМ. Двигатель однофазный, асинхронный переменного тока для работы от сети напряжением 220 или 127 В 50 Гц. Номинальная частота вращения ротора 1500 об/мин. Ротор напрессован непосредственно на коренной шейке коленчатого вала, статор закреплен в кожухе мотор-компрессора. Герметичные проходные контакты, через которые осуществляется электропитание двигателя, впаяны в одну из крышек кожура. Кожух мотор-компрессора ДХ цилиндрической формы состоит из трубы, закрытой с торцов наглухо приваренными к ней крышками. Подвеска кожуха мотор-компрессора пружинная.

Мотор-компрессор ФГ-1,100 (LS-08B). Дополнительные фото можно посмотреть тут: Устройство компрессора ФГ-0,100.

 

Компрессор поршневой, одноцилиндровый, с горизонтально расположенной осью цилиндра. Поршень перемещается в цилиндре при помощи кулисного механизма. Смазка трущихся частей осуществляется под действием центробежной силы через наклонно просверленное отверстие в нижнем торце коренной шейки вала. Двигатель компрессора однофазный, асинхронный переменного тока, для работы от сети напряжением 220 В. Номинальная частота вращения ротора 3000 об/мин. Статор закреплен на корпусе компрессора, который опирается на три пружины, симметрично расположенные в кожухе по окружности. Кожух мотор-компрессора ФГ-0,100 имеет форму горшка, закрытого приваренной крышкой. Три штампованные площадки на крышке, расположенные над опорами мотор-компрессора, ограничивают его перемещение внутри кожуха и препятствуют соскакиванию мотор-компрессора с пружин подвески.

Мотор-компрессор ФГ-0,100 (LS-08B) выгодно отличается от мотор-компрессора ДХ меньшим уровнем шума при работе, а также своей компактностью. Первому благоприятствует внутренняя подвеска, второму - применение высокооборотного двигателя.

Электродвигатель компрессора.

Статор является неподвижной частью двигателя. Он состоит из отдельных листов электротехнической стали, собранных в пакет. Вырезы, имеющиеся на внутреннем диаметре листа, необходимы для укладки обмоток. Обмоток две — рабочая и пусковая. Пусковая обмотка рассчитана на кратковременное включение лишь при запуске двигателя. Для повышения сопротивления ее выполняют из провода меньшего сечения, чем рабочую.

Для обмоток применяют провод марки ПЭВ-2 с высокопрочной лаковой (випифлекс) изоляцией, не растворяющейся под действием фреона и масла. Пропитывание обмоток лаками не допускается во избежание их растворения фреоном, а также отслаивания лака.

Витки обмоток в секциях скрепляют льняными нитками. Одни из концов рабочей и пусковой обмоток соединяют. Таким образом, обмотки имеют три выводных конца — рабочий, пусковой и общий конец обеих обмоток. 

 

Для выводных проводников используют многожильные провода в хлопчатобумажном чулке с вплетенной цветной ниткой для отличия концов обмоток.

Пускозащитное реле

Обычно пусковое и защитное реле совмещено в одном корпусе. Пусковые реле электромагнитные, с соленоидными катушками, которые включены в цепь рабочей обмотки двигателя. В нормальном состоянии контакты пускового реле разомкнуты и замыкаются в зависимости от перемещения сердечника в магнитном поле катушки. Защитные реле токовые, с нагревательными элементами и биметаллическими пластинками, деформирующимися от нагрева током и воздействующими на контакты. Контакты защитного реле размыкающие.

Пусковое реле работает следующим образом. При включении холодильного агрегата в сеть по рабочей обмотке двигателя и катушке пускового реле, а также через замкнутую цепь защитного реле проходит большой ток короткого замыкания (ротор неподвижен). В результате возникающего магнитного поля якорь втягивается в катушку соленоида и через пружинку увлекает стержень вместе с планкой контактов, которые замыкаются с контактами. При замыкании контактов включается пусковая обмотка двигателя, в результате чего начинается разгон ротора. При вращающемся роторе ток снижается, напряженность магнитного поля катушки слабеет, якорь опускается своей массой и контакты размыкаются. Двигатель работает с включенной в сеть рабочей обмоткой.

 

Принципиальное устройство и схема включения пускового реле:

1 – соленоидная катушка: 2 - якорь; 3 - подвижные контакты;  4 - неподвижные контакты; 5 - стержень; 6 – пружина; РО – рабочая обмотка; ПО - пусковая обмотка; ПР - пусковое реле

Работа защитного реле заключается в следующем. При включении холодильника в сеть, когда ротор двигателя еще неподвижен, по замкнутой цепи защитного реле через нагревательный элемент и биметаллическую пластинку проходит большой ток короткого замыкания. При нормальном запуске двигателя и быстром разгоне ротора биметаллическая пластинка не успевает нагреться настолько, чтобы ее изгиб привел к размыканию контактов. Цепь защитного реле остается также замкнутой и при нормальном рабочем токе. Однако в случае повышения тока нагрев биметаллической пластинки приведет к размыканию контактов и отключению двигателя от сети.

 

Принципиальное устройство и схема включения защитного реле:

1 - нагревательный элемент; 2 - биметаллическая пластина; 3 - подвижный контакт; 4 - неподвижный контакт; РО — рабочая обмотка; ПО — пусковая обмотка; ЗР — защитное реле

Пускозащитное реле РТК-Х применяется для мотор-компрессоров с двигателями ДХМ-5 (220 В). По своим токовым характеристикам реле РТК-Х, взаимозаменяемо с реле РТП-1 для тех же двигателей. Оно монтируется на проходных контактах компрессорной установки. Пусковое реле РТХ-Х отличается от реле РТП-1 наличием двойного разрыва контактов, расположением контактов над соленоидной катушкой, а также меньшей массой сердечника, что способствует его бесшумному перемещению при размыкании контактов. Устройство защитного реле РТК-Х на 220 В отличается наличием дополнительного нагревательного элемента, благодаря чему улучшена защита пусковой обмотки двигателя и мотора в целом.

 

Устройство и схема включения пускозащитного реле РТК-Х: 1 - соленоидная катушка; 2 - якорь; 3 - стержень, 4 - планка подвижных контактов пускового реле; 5 - подвижные контакты; 6 - пружин а; 7 - неподвижные контакты пускового реле; 8 - нагревательный элемент цепи пусковой обмотки; 9 - нагревательный элемент цепи рабочей обмотки; 10 - подвижный контакт защитного реле; 11 - неподвижный контакт защитного реле; 12 - биметаллическая пластинка; 13 - упор контактодержателя; 14 – контактодержатель

Ниже фотографии реле РТК-Х выпуска времён СССР и Россия (чёрный и белый соответственно).

   

  

Далее фотографии реле РТП-1:

  

   

Определение выводных концов обмоток

Расположение проходных контактов на кожухе и присоединение к ним выводных концов рабочей и пусковой обмоток у разных мотор-компрессоров разное.

Присоединение выводных концов обмоток можно определить при помощи тестера (или батареи 3336Л и лампочки на 4,5 В). Выводные концы обмоток определяют включением какого-либо из перечисленных приборов попеременно между каждой парой проходных контактов. При этом стрелка прибора будет отклоняться по-разному, в зависимости от сопротивления обмотки, включенной между конкретной парой контактов. При проверке выводных концов лампочкой, будет заметна разница по ее яркости.

Практическая часть. Необходимо демонтировать реле. Нарисовать схему расположения контактов на корпусе агрегата и обозначить каждый контакт условным порядковым номером. Далее проверить попеременно каждую пару проходных контактов и записать результаты в табличку. К паре контактов, между которыми будет наибольшее сопротивление (наименьшая сила тока или наименьшая яркость лампочки), присоединены выводные концы рабочей и пусковой обмоток, следовательно, оставшийся контакт - общий выводной конец обеих обмоток. Определив присоединение общего выводного конца обмоток, следует сравнить результаты проверки между этим контактом и остальными. Наименьшее сопротивление (наибольшая сила тока, наибольшая яркость лампочки) будет указывать на контакт, к которому подключен выводной конец рабочей обмотки, и следовательно, к оставшемуся контакту - выводной конец пусковой обмотки.

 

В моём случае получилось следующее. Эксперимент проводил на трёх одинаковых мотор компрессорах типа ДХ. Обозначил контакты условными номерами 1, 2 и 3, сделал замеры и записал полученные результаты в табличку:

 

Из полученных данных следует, что к проходному контакту 2 присоединен общий конец обмоток, к контакту 3 - конец рабочей обмотки и к контакту 1 - конец пусковой обмотки:

 

Теперь по подробнее о третьем мотор компрессоре (из-за которого и пришлось написать эту статью). Ситуация была следующей. При подаче питания на компрессор, он включался. Поработав не продолжительное время, около тридцати – сорока секунд (максимум минуту) выключался. И включение происходило только после того как, что-то щёлкнет в пусковом реле. Если запустить компрессор и через десять секунд выключить, а после выключения включить повторно, то уже при старте двигателя в блоке реле произойдёт щелчок и мотор выключится, а далее всё заново. После того как были сделаны измерения сопротивления обмоток электродвигателя стало ясно что рабочая обмотка имеет коротко замкнутые витки. Щелчки которые раздавался при остановки двигателя и его старте, были срабатывания реле защиты. 

Третий мотор в утиль ...

Всем удачи!!!

automotogarage.ru

4. Конструкция пускозащитное реле.

Пусковое реле РП и тепловое защитное реле ТР смонтированные в одном приборе (рис. 3). Пускозащитное реле типа РТК-Х обеспечивают подключение (на долю секунды) пусковой обмотки ПО двигателя Д для его запуска pi отключения двигателя при повышенной силе тока в обмотках.

Катушка пускового реле включена последовательно с рабочей обмоткой двигателя. В катушке свободно перемещается стержень с сердечником. Вверху стержня имеется планка с двумя контактами. Левый неподвижный контакт подключен к пусковой обмотке. В неработающем реле контакты разомкнуты.

Рис.1 График изменения тока при запуске двигателя.

I - ток короткого замыкания рабочей обмотки,

  1. - суммарный ток короткого замыкания рабочей и пусковой обмоток,

  2. - ток рабочей обмотки при работе двигателя на двух обмотках,

IV - ток рабочей обмотки при отключенной пусковой обмотке (рабочий ток).

220 В

Рис. 2 Принципиальная схема включения пускозащитного реле.

РО - рабочая обмотка электродвигателя,

ПО - пусковая обмотка электродвигателя,

ПР - пусковое реле; ЗР - защитное реле,

Нэ - нагревательный элемент.

БП - биметаллическая пластина с контактами.

Рис.3. Электромонтажная схема бытового компрессионного холодильника

При замыкании контакта РТ ток пойдет только через рабочую обмотку РО. Пока ротор двигателя Д неподвижен, сила тока возрастает в 4 - 5 раз (по сравнению с номинальной). Катушка пускового реле РП втягивает (вверх) сердечник и замыкает контакты РП, подключая пусковую обмотку ПО. Ротор раскручивается, сила тока падает, и контакт РП под действием пружины размыкается, отключая пусковую обмотку. -

Токовое " защитное реле состоит из биметаллической пластины и нагревателя. В реле на 127В биметаллическая пластина соединена одним концом с проводом катушки пускового реле, а другим через упор - с бериллиевым контактодержателем. На противоположном конце держателя закреплен подвижный контакт, замкнутый с неподвижным контактом. В непосредственной близости от биметаллической пластины расположена нихромовая спираль нагревателя, включена последовательно в цепь пусковой обмотки. Одним концом спираль соединена с контактом пускового реле, а другим - с биметаллической пластиной. В РТК-Х на 220 В имеется второй тепловой элемент 2ТР, установленный только в цепи пусковой обмотки. Если ПО не отключится контактом РП-1, то 2ТР разомкнет контакт ТР и остановит компрессор

При включении пусковой обмотки через защитное реле проходит суммарный ток обеих обмоток. Однако при нормальном пусковом токе контакты реле остаются замкнутыми. Чрезмерная сила тока в цепи пусковой обмотки вызывает увеличение количества тепла, выделяемого нагревателем, и в результате деформацию биметаллической пластины. При повышении силы тока в цепи рабочей обмотки биметаллическая пластина изгибается под влиянием тепла, выделяемого при прохождении через нее тока. В результате деформации пластины контакт ТР размыкается и отключает компрессор. После выключения тока пластина остывает и снова включается электродвигатель. Если причина увеличения тока не устранена ('заклинивание компрессора, межвитковое замыкание и др.), реле будет циклично включать и выключать ток. пока не выйдет из строя реле или двигатель.

studfiles.net

Персональный сайт - Как работает пуско-защитное реле

Принцип действия пуско-защитного реле

Если Ваше реле похоже на одно из расположенных на фото ниже, то это позисторное реле. Принцип действия: находящаяся внутри реле так называемая "таблетка" пропускает через себя ток только когда холодная. При нагреве проводимость "таблетки" изчезает и цепь разрывается. При запуске мотора ток идет через рабочую обмотку и одновременно проходя через "таблетку" через пусковую обмотку. Мотор запускается. При прохождении тока через таблетку она нагревается, и отключает пусковую обмотку.

Принципиальная схема работы пускозащитного реле

 

 Для проверки позисторного реле потрясите его, и послушайте, не трясётся ли внутри него порошок? Если нет, то скорее всего пусковое, именно пусковое, реле исправно. Именно пусковое потому, что в некоторых моделях корпус пускового реле может быть соединён с корпусом тепловой защиты. А проверить тепловую защиту вышеуказанным способом не удастся. Если в пусковом реле порошок, значит полупроводниковый элемент "таблетка" рассыпался. Фото "таблетки" ниже.

  

ТЕПЛОВОЕ РЕЛЕ

Принцип действия основан на свойствах биметаллической пластины менять свою форму при нагревании. Тепловое реле состоит из спирали, которая при прохождении через неё большого тока нагревается, и биметаллической пластины, установленной рядом со спиралью.

 Если работающий мотор потребляет небольшой ток, то спираль, через которую этот ток проходит нагревается незначительно, и никак не воздействует на пластину. При повышении потребляемого тока спираль сильно разогревается, разогревает биметаллическую пластину, биметаллическая пластина изгибается и размыкает контакты цепи питания мотор-компрессора.

Реле тепловой защиты лучше проверять тестером. На исправном реле, сопротивление между контактами равно нулю. Если цепь разорвана, реле на замену. Ниже фото моделей тепловых реле.

 

ПУСКО-ЗАЩИТНЫЕ РЕЛЕ ИНДУКТИВНОГО ТИПА

Принцип действия

  

Условные обозначения: R1 - нагревающаяся спираль; К1 - биметаллические контакты; К2 - подвижная и неподвижная группы контактов питания цепи пусковой обмотки мотор-компрессора; L1 - катушка пускового реле; L2 - пусковая обмотка мотор-компрессора; L3 - рабочая обмотка мотор-компрессора.

 

При запуске мотор-компрессора, когда вал электродвигателя ещё не вращается, ток потребляемый его обмотками весьма велик, и такой ток проходя через катушку пускового реле заставляет подвижную группу контактов выдвигаться из катушки. Эта подвижная группа перемыкает собой контакты, через которые подается питание на пусковую обмотку мотор-компрессора.

После того, как мотор запустится, ток потребляемый им падает, так же уменьшается сила тока проходящего по катушке реле. Величины проходящего по катушке реле тока не хватает на то, что бы удерживать подвижную группу контактов в верхнем положении, контакты под действием собственной тяжести возвращаются в исходное положение и размыкают цепь питания пусковой обмотки мотор-компрессора.

Пусковые реле такого типа устанавливаются в строго определённом положении, таким, чтобы подвижная группа контактов размыкаясь, падала под действием собственной тяжести. Проверяются, в основном, внешним осмотром.

Возможные неисправности:

 1. Заклинивание подвижных контактов, замыкающих цепь питания пусковой обмотки мотор-компрессора. При этом мотор либо вообще не запускается, либо запускается на 5-10 секунд, и отключается.

2. Ослабление пружинной пластины в тепловом реле. При этом тепловая защита может отключать питание мотор-компрессора при нормальном потребляемом токе.

3. Сгорание нагревающейся спирали. Происходит из-за неисправного мотор-компрессора.

Пусковое реле индуктивного типа (без теплового реле) 

 

 

Пускозащитные реле марок Р-1; Р-3; Р-4. Все три марки реле выглядят одинаково. Разница в силе тока, на который они рассчитаны. Применялись с мотор-компрессорами ХКВ. (холодильники МИНСК, СНАЙГЕ, НОРД, БИРЮСА):

 

 Пускозащитное реле РТКХ. Устанавливалось на мотор-компрессоры горизонтального типа (холодильники ЮРЮЗАНЬ, ЗИЛ, ОКА ):

  

 

 

servislvov.narod.ru

Пусковое реле для асинхронного электродвигателя » Портал инженера

Хочу поделиться своим опытом по изготовлению пускового реле для асинхронных электродвигателей, в том числе трёхфазных, питаемых от однофазной сети. Надеюсь, это кому-нибудь пригодится.Чтобы обеспечить работу такого двигателя, используют фазосдвигающий конденсатор. Причём его ёмкость при пуске двигателя должна быть в четыре раза больше, чем во время работы. Поэтому на время запуска (1...3 с) параллельно рабочему конденсатору подключают пусковой соответствующей ёмкости.Самый простой способ подключать пусковой конденсатор — применить кнопочный выключатель с дополнительными контактами, которые замкнуты только во время удержания кнопки "Пуск" нажатой. Основные контакты выключателя также замыкаются в момент нажатия на кнопку "Пуск", а чтобы разомкнуть их, требуется нажать на кнопку "Стоп".Такое решение (оно использовалось в старых стиральных машинах) возможно лишь при ручном управлении двигателем. Но иногда его необходимо запускать дистанционно, лишь подавая питающее напряжение. В таких случаях не обойтись без пускового реле, подключающего дополнительный конденсатор при подаче сетевого напряжения, а через заданное время отключающее его.Возможная схема включения двигателя с таким реле показана на рис. 1. При подключении его к сети 220 В на выходе выпрямителя, собранного на диодном мосте появляется постоянное напряжение. Начинается зарядка конденсатора С4. Его зарядного тока достаточно для срабатывания электромагнитного реле К1. Своими замкнувшимися контактами оно подключает па-раллельно рабочему фазосдвигающему конденсатору Сраб электродвигателя М1 пусковой конденсатор Спуск. Конденсатор СЗ — искрогасящий. По мере зарядки конденсатора С4 ток через обмотку реле К1 уменьшается и через некоторое время достигает тока отпускания. Контакты реле размыкаются и отключают от двигателя пусковой конденсатор. Таким образом, время, на которое подключается пусковой конденсатор, зависит от свойств реле К1 и тем больше, чем больше ёмкость конденсатора С4. Повторный пуск двигателя возможен после отключения устройства от сети на время, достаточное для разрядки конденсаторов С2 и С4 через резистор R2.Ёмкость конденсатора С1 выбирают исходя из тока срабатывания реле, с некоторым запасом. Ориентировочно — 1 мкФ ёмкости на каждые 50 мА тока. Конденсатор должен быть рассчитан на продолжительную работу при переменном напряжении 220 В, 50 Гц. Подойдёт, например, К73-17 на постоянное напряжение 630 В. Нужную ёмкость можно получить параллельным соединением нескольких конденсаторов.Реле К1 должно иметь напряжение срабатывания, не превышающее напряжение стабилизации стабилитрона VD2 (27 В для указанного на схеме Д816Б). Его контакты должны быть рассчитаны на коммутацию напряжения не менее 350 В и тока, в два раза превышающего пусковой ток двигателя. Если имеется nнесколько подходящих реле, выбирайте то, у которого разность значений напряжения (тока) срабатывания и отпускания больше.Если контакты имеющегося реле недостаточно мощные, подключать пусковой конденсатор к двигателю можно с помощью симисторного узла, собранного по схеме, изображённой на рис. 2. Его подключают к точкам А и Б исходной схемы вместо показанных там контактов реле и конденсатора СЗ. Симистор V51 выбирают исходя из коммутируемого напряжения и тока. Контакты К1.1 теперь включены в цепь управляющего электрода симистора, где ток очень мал.Чтобы вообще отказаться от электромагнитного реле, его можно заменить симисторным оптроном по схеме, приведённой на рис. 3. 

Входную цепь оптрона подключают к точкам В и Г (см. рис. 1) вместо обмотки реле К1 с обязательным соблюдением полярности, а выходную — к точкам Д и Е (см. рис. 2) вместо контактов К1.1. Диод УОЗ защищает излучающий диод оптрона от обратного напряжения, приложенного к нему при разрядке конденсатора С4.Можно обойтись и без показанного на принципиальной схеме (см. рис. 2) симистора, если воспользоваться не маломощным оптроном, а оптосимистором, либо специальным электронным реле достаточной для непосредственной коммутации конденсаторов мощности. К сожалению, такие приборы довольно дороги.Последовательно с конденсатором С1 целесообразно включить резистор сопротивлением 51...82 Ом мощностью 0,5 Вт. Он ограничит импульс тока через диоды выпрямителя при подключении устройства к сети.

К. СУББОТИН, г. Кузнецк Пензенской обл.

Обсудить на форуме

ingeneryi.info

Реверсирование электродвигателей | Все своими руками

Опубликовал admin | Дата 31 января, 2013

Схемы реверсирования двигателей.

     Здравствуйте дорогие читатели. Частенько в любительских самодельных устройствах используются различного рода двигатели. В зависимости от предназначения, двигатели в этих устройствах, согласно конструкторскому замыслу должны вращаться в обе стороны. То есть схемы их включения должны предусматривать реверсирование. Самое простой реверс имеют двигатели постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов. Поменял концы проводов питания местами и все – движок вращается в другую сторону. Поэтому и схемы реверсирования для этих двигателей простые. А как быть с другими двигателями? Вот об этом и поговорим.

Двигатель Д5-ТР.

      Двигатель с электромагнитным возбуждением. Двигатель имеет разные варианты исполнения и схем включения, но какие бы они не были, нам нужны всего четыре конца – два от статорной обмотки и два от роторной, т.е. от коллекторных щеток.Для того, чтобы такие двигатели вращались в другую сторону, необходимо, чтобы полярность питающего напряжения на одной из обмоток оставалась постоянной, а полярность другой менялась на противоположную. Схема включения этого, как и любого другого с электромагнитами, показана на рис.1. Здесь постоянную полярность включения имеет статорная обмотка (обмотка возбуждения), что обеспечивается применением выпрямительного моста, а полярность роторной можно менять. Теперь реверс производится так же переполюсовкой напряжения питания.

Двигатель ЭДГ-1.

Двигатель ЭДГ-2.

     Двигатель ЭДГ-1 раньше применялся в ЭПУ – электропроигрывающих устройствах. Двигатели типа ЭДГ-2 применялись в магнитофонных приставках. Эти двигатели рассчитаны на работу в сети переменного тока напряжением 127В. Но поменяв схему включения[1] обмоток и фазосдвигающего конденсатора, их можно питать и от сети напряжением 220В. Схема включения двигателей с реверсированием и его управлением показана на рисунке 2. «Лево», «Право» на схеме поставлены для виду. Все зависит от того, как первоначально подключить концы обмоток. Не понравится сторона, в которую первоначально крутится двигатель – перекиньте концы одной из обмоток.

Двигатель АВЕ – 071 – 4С.

     Эти двигатели однофазные, асинхронные применялись в стиральных машинах прошлого века и я думаю, что еще переживут и меня с вами. Десятки лет они исправно вертели активатор, стирая белье и еще послужат нашим Самоделкиным. Двигатель имеет четыре вывода от двух обмоток. Одна пусковая, имеющая активное сопротивление 20 ОМ и рабочая с сопротивлением по постоянному току 50 Ом. Схема включения показана на Рис.3.

Двигатель ДАО – ЦУ4.

     Этот двигун применялся, а может и применяется в стиральных машинах для вращения центрифуги. Для реверсирования этого двигателя придется разобрать выводную колодку и разъединить провода. Получим так же 4 конца от обмоток. Схема включения показана на Рис.4.

Двигатель ДАО-А.

     Тоже от стиральных машин. Имеет четыре вывода. Схема включения такая же, как и у предыдущих асинхронных.

Двигатель АОЛБ-22-4 2сер.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

     Замечательный двигатель – три в одном. Внутри имеет тепловое реле и центробежный механизм отключения пусковой обмотки. Пришлось с ним повозиться, чтобы вам нарисовать схему наиболее понятно. Установка перемычек показана на рис. 5. Схема реверсирования показана на рис. 6.

Термореле РТ-10.

Термореле РТК-С.

     В стиральных машинах применяются тепловые (защитные) реле РТ-10 и пускозащитные реле РТК-С, РТК-1, РТК-1-3, РТК-3-О и др. Тепловое реле типа РТ-10 с одним нормально замкнутым контактом служит для защиты от перегрузок электрических установок и однофазных электродвигателей переменного тока с номинальным напряжением до 220 В. Реле изготовляют на номинальные токи Iн тепловых эле¬ментов 1,2; 1,9; 2,5; 3,3 и 4,3 А. При Iн = 1,1 А реле не срабатывает в течение 30 мин; при Iн = 1,35 А реле срабатывает не более чем через 30 мин; при Iн = 2 А реле срабатывает за 18...60 с. Время самовозврата контактов в замкнутое состояние от 30 с до 10 мин. В реле встроен биметаллический термоэлемент с перекидной пружиной, которая обеспечивает мгновенное размыкание и замыкание контактов. Изоляция реле выдерживает испытательное напряжение 2000 В, приложенное в течение 1 мин. Реле устанавливают в вертикальном положении контакта¬ми вверх, питание подводится к верхнему зажиму. Реле предназначены для работы в закрытых помещениях при температуре окружающей среды от 0 до 70°С. Это довольно эффективна защита. Так что не пренебрегайте ею, а то себе будет дороже. Ну что еще, а пока все. Удачи всем. До свидания. К.В.Ю.

[1] Радио 2004г. № 6 стр.42 Бурков В. «Как подключить двигатель на 127В к сети 220В».

Обсудить эту статью на - форуме "Радиоэлектроника, вопросы и ответы".

Просмотров:100 422

www.kondratev-v.ru

Пусковое реле холодильника Норд: как подключить и схема

Украинская фирма «Норд» является крупным поставщиком холодильников в Европе. Ее относят к предприятиям полного цикла, то есть специалисты компании самостоятельно осуществляют работы на всех этапах производства бытовой техники. Разработка моделей, изготовление деталей, приспособлений и инструментов, сборка, упаковка и реализация – все это обеспечивается силами одной промышленной компании.

Особенности Норд

Пользователи бытовой техники Норд отмечают:

  1. соответствие всем международным стандартам;
  2. распространенность в СНГ и за его границами;
  3. качество;
  4. длительность эксплуатационного периода;
  5. усовершенствованная технология;
  6. изготовление из экологически чистых материалов;
  7. широкий модельный ряд;
  8. надежность.

Холодильники Норд – это оптимальный компромисс между качеством, доступностью и приемлемой стоимостью.

Электрическая схема холодильника Норд

Схема агрегата содержит такие элементы, как мотор-компрессор, лампа для освещения, совмещенная с выключателем, нагреватель двух видов (оттайки и поперечины), терморегулятор, двигатель и пускозащитное реле, в некоторых моделях только пусковое.

Схема двухкомпрессорного холодильника Nord

После подключения холодильника к сети электрический ток проходит сквозь контакты терморегулятора (замкнутые), в результате чего мотор-компрессор получает столь необходимое напряжение. Агрегат Норд начинает функционировать. Освещение включается при открытии дверцы и возвращается в прежний режим после того, как она будет закрыта.

Пускозащитное реле отвечает за предупреждение перегрева компрессора и превышение его производительности. Когда подобная опасность возникает, пусковой элемент попросту отключает мотор. Режим оттаивания активизируется, если контакты находятся в разомкнутом состоянии. Нагреватель поперечины не изменяет режима работы на протяжении всего цикла. Это позволяет избежать проблем из-за попадания влаги.

Как проверить реле агрегата

Необходимость в проверке пускозащитного реле возникает, если камера холодильника Норд 233 не охлаждается должным образом. Схема работает следующим образом: реле-дополнительная обмотка мотора-компрессор-активация рабочей обмотки-отключение пускового механизма.

Пускозащитное реле

До тех пор, пока температурный датчик и пускозащитное реле остаются в покое, мотор-компрессор качает хладагент. Прекращение этого процесса случится при:

  1. перегревании мотора-компрессора;
  2. забивании фильтра;
  3. превышение температурного режима обмотки двигателя.

Чтобы проверить работоспособность пускозащитного реле, необходимо его разобрать. Для этого отделяют крышку, обычно она держится на специальных защелках, которые с легкостью отделяют посредством плоской отвертки. Далее открываются контакты, шток, катушка с сердечником. После с помощью тестера нужно проверить сопротивление. Если полученный результат нулевой, то пусковое реле в порядке. Когда все наоборот, без нового пускозащитного реле холодильника не обойтись. Возможно, что даже ремонт будет бесполезен и повторное подключение это докажет.

Детали холодильника

Также следует обратить внимание на контакты биметаллической пластины и катушки с сердечником. Они часто обгорают в процессе. Если отсутствуют подобные повреждения, то остается лишь «прозвонить» реле. Порядок работ изображен на фото, расположенных ниже.

Замена и подключение пускового (пускозащитного) реле в холодильнике Норд

Прежде чем разбирать, заменять или подключать пусковое реле ПЗР, следует определиться с его электрической схемой. Существует несколько разновидностей:

  1. Таблетка.
  2. Индукционный механизм.
  3. Тепловое реле, работающее на биметаллической пластине.
  4. Индукционный механизм, совмещенный с биметаллической пластиной.

Компрессор от холодильника

Пускозащитное реле имеет 2 или 3 выхода. Данный фактор тоже необходимо учитывать, в противном случае пользы от проведенных ремонтных работ не будет. Для холодильника Норд подходят пусковые обмотки следующих типов: ПЗР-01 Норд, 4А, ПЗР-00 Норд, MPV 09К-1, MPV 09К-0,9А.

Перед тем, как приобретать реле ПЗР холодильника Норд, следует обращать внимание на марку пускозащитного реле, вышедшего из строя. Если такое же найти не удалось, то нужно подбирать в зависимости от типа компрессора. В некоторых случаях делать разборку нет необходимости. Полную замену РТК-Х проводят следующим образом:

  1. разъединяют контакты мотора-компрессора и пускового реле;
  2. устраняют скобу, с помощью которой механизм присоединяют корпус;
  3. плавными движениями снимают реле с контактов, расположенных на выходе;
  4. новый пускозащитный механизм устанавливают на место старого.

Пускозащитное реле

Далее все действия повторяют в обратной последовательности.

При наличии пускового реле типа РПЗ-24 замену производят немного по-другому:

  1. снимают проволочную деталь, посредством которой осуществляют зажим;
  2. удаляют такой элемент, как колодка;
  3. аккуратно вытаскивают реле, вышедшее из строя;
  4. освобождают деталь от рамной конструкции.

В результате пусковое реле отсоединяется, а прокладка остается. Последний этап заключается в установке отремонтированного или приобретенного механизма на соответствующее место. После него следует подключение реле холодильника.

Возможные неполадки

Специалисты выделили проблемы, характерные для холодильников Норд. Среди них заклинивание контактов подвижного типа; дисфункция пружинной пластинки; спираль, изготовленная из неподходящего материала; обгорание контактов; нарушения в сердечнике, являющимся частью катушки.

Очищать детали пускового реле компрессора холодильника Норд следует посредством салфетки, смоченной спиртовым раствором. Проблемы со ржавчиной решаются с помощью наждачной бумаги. При осуществлении разборки, очищения, обратной установки и подключения данного механизма нужно руководствоваться электронной схемой.

Реле компрессора холодильника

Браться за ремонт пускозащитного реле ПЗР, не имея соответствующих знаний и требуемых навыков не рекомендуется. Это приведет к еще худшим последствиям. Сломавшийся агрегат Норд обязательно вернется в режим эксплуатации после ремонтных работ в сервисном центре. Поэтому, если не уверены в своих силах, то не рискуйте. Доверьте свой холодильник Норд 233 профессионалам. Как они осуществляют свою работу, вы можете посмотреть на видео.

expertfrost.ru


Видеоматериалы

24.10.2018

Опыт пилотных регионов, где соцнормы на электроэнергию уже введены, показывает: граждане платить стали меньше

Подробнее...
23.10.2018

Соответствует ли вода и воздух установленным нормативам?

Подробнее...
22.10.2018

С начала года из ветхого и аварийного жилья в республике были переселены десятки семей

Подробнее...
22.10.2018

Столичный Водоканал готовится к зиме

Подробнее...
17.10.2018

Более 10-ти миллионов рублей направлено на капитальный ремонт многоквартирных домов в Лескенском районе

Подробнее...

Актуальные темы

13.05.2018

Формирование энергосберегающего поведения граждан

 

Подробнее...
29.03.2018

ОТЧЕТ о деятельности министерства энергетики, ЖКХ и тарифной политики Кабардино-Балкарской Республики в сфере государственного регулирования и контроля цен и тарифов в 2012 году и об основных задачах на 2013 год

Подробнее...
13.03.2018

Предложения организаций, осуществляющих регулируемую деятельность о размере подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на 2013 год

Подробнее...
11.03.2018

НАУЧИМСЯ ЭКОНОМИТЬ В БЫТУ

 
Подробнее...

inetpriem


<< < Ноябрь 2013 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

calc

banner-calc

.