17.07.2024

Стоимость электроэнергии в беларуси для населения в 2018: В Беларуси установлены тарифы на электрическую энергию

Содержание

Покупка электроэнергии, произведенной установками по использованию ВИЭ

Электроэнергия, произведенная установками по использованию возобновляемых источников энергии, приобретается   республиканскими унитарными предприятиями электроэнергетики у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на условиях заключенных договоров.

Справочно:

Покупка электроэнергии у граждан, в том числе произведенной установками по использованию возобновляемой энергии, законодательными и нормативными правовыми актами Республики Беларусь не предусматривается.

Тарифы на энергию, производимую из возобновляемых источников энергии и приобретаемую республиканскими унитарными предприятиями  электроэнергетики, устанавливаются на уровне тарифов на электрическую энергию для промышленных и приравненных к ним потребителей с присоединенной мощностью до 750 кВ*А с применением дифференцированных коэффициентов.

Размеры коэффициентов, применяемых при установлении в соответствии с законодательством тарифов на электрическую энергию, произведенную из возобновляемых источников энергии и приобретаемую республиканскими унитарными предприятиями электроэнергетики,  дифференцируются в зависимости от вид возобновляемых источников энергии, электрической мощности, фактического срока службы оборудования установок по использованию возобновляемых источников энергии на день ввода указанных установок в эксплуатацию, а также иных параметров данных установок.

Электрическая энергия, произведенная установками по использованию возобновляемых источников энергии, создание которых осуществляется в пределах квот, приобретается с применением коэффициентов, утверждённых Постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 03.09.2018 № 73 «О тарифах на электрическую энергию, производимую из возобновляемых источников энергии, и отпускаемую республиканскими унитарными предприятиями электроэнергетики, при условии: 

  • непревышения заявленных претендентами сроков создания установок по использованию возобновляемых источников — на уровне заявленных претендентами при распределении квот размеров в течение 10 лет с даты ввода таких установок в эксплуатацию;
  • превышения заявленного претендентом срока создания установок по использованию возобновляемых источников энергии — на уровне действующих повышающих коэффициентов на дату ввода этих установок в эксплуатацию, но не выше заявленного претендентом размера в течение срока, указанного в абзаце втором настоящего подпункта, уменьшенного на период несоблюдения заявленного претендентом срока ввода в эксплуатацию указанных установок.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2019 г. № 357 «О возобновляемых источниках энергии»:

  • Электрическая энергия, произведенная установками, которые введены в эксплуатацию до 20.05.2015, или создание которых осуществляется на основании заключенных и зарегистрированных до указанной даты инвестиционных договоров с Республикой Беларусь, приобретается в течение 10 лет с применением повышающих коэффициентов, действующих до 20 мая 2015 г.

  • Электрическая энергия, произведенная установками, создание которых осуществляется (осуществлено) в пределах квот, распределенных до 1 ноября 2019 г., приобретается республиканскими унитарными предприятиями электроэнергетики с применением повышающих коэффициентов, а в пределах квот, распределенных после этой даты, — с применением коэффициентов, стимулирующих использование ВИЭ.

Поможет ли БелАЭС снизить энерготарифы для предприятий на 30%? — Белрынок

С вводом БелАЭС тариф на электроэнергию для промышленных потребителей снизится примерно на 30%, заявляют белорусские чиновники. Может ли атомная энергетика на самом деле помочь снизить тарифы, если Беларусь расплатиться за взятый у РФ на эту стройку кредит в 10 млрд. долларов?

«Мы ставим задачу снижения стоимости потребляемых нашей экономикой энергоресурсов — опуститься с нынешних 11,3 цента за кВт⋅ч до 7,8-7,9 цента за кВт⋅ч. Это задача к 2020-2021 годам, с учетом запуска атомной электростанции», — заявил вице-премьер Владимир Семашко на открытии Белорусского энергетического и экологического форума 10 октября.

Министр энергетики Владимир Потупчик на пленарном заседании энергофорума 11 октября назвал даже еще более привлекательный тарифа для отечественных предприятий после ввода БелАЭС. По его словам, он составит 7,25 цента за кВт⋅ч против нынешних 10,79 цента за кВт⋅ч.

Сейчас себестоимость производства электроэнергии в Беларуси составляет 6,81 цента за кВт⋅ч. За последние 6 лет ее удалось снизить почти в 1,5 раза — с 10,35 цента за кВт⋅ч в 2011 году – «благодаря проделанной работе по снижению затрат, а также принятым мерам по снижению цены импортируемого природного газа», пояснил министр.

Главная задача – сблизить тарифы с российскими

При этом белорусские чиновники обращают особое внимание, что прогнозируемый через 3-4 года тариф на уровне 7,8-7,9 цента за кВт⋅ч (по версии В. Семашко) и 7,25 цента за кВт⋅ч (по версии В. Потупчика) соизмерим с тарифами в европейских странах, а также в России и других странах ЕАЭС. По их прогнозам, в РФ энерготарифы в 2020 году будут на уровне 7,5-7,8 цента за кВт⋅ч.

Получается, что к 2020-2021 году Беларусь наконец-то получит то, чего так долго добивалась, – практически одинаковые энерготарифы с РФ. Белорусские предприятия давно этого ждут, надеясь, что это повысит их конкурентоспособность на экспортных рынках, в том числе на главном – российском. И правительство обещает сделать это уже к 2020-2021 году, то есть, после запуска АЭС.

ДЛЯ СПРАВКИ
По данным Минэнерго Беларуси, средний тариф для промышленных потребителей снижен в 2017 году на 3,44 цента за кВт⋅ч, или на 34%, к уровню 2011 года — до 10,79 цента с 14,23 цента за кВт⋅ч. Средний отпускной тариф на электрическую энергию в Беларуси снижен за этот период на 17% — с 11,86 цента в 2011 году до 9,85 цента за кВт⋅ч в 2017 году.
Сейчас в Беларуси 95% электроэнергии вырабатывается из импортируемого из России газа. После запуска АЭС страна сможет снизить импорт природного газа на 5 млрд. куб.м в год. С вводом БелАЭС поставлена задача снизить долю природного газа в производстве тепловой и электрической энергии до 70%.

Интеграция БелАЭС: дополнительные траты

Это обещание вызывает, однако, много вопросов. Очевидно, что запуск БелАЭС добавит белорусскому руководству проблем. И не только — в стране пока не знают, что делать с лишней энергией после запуска атомной станции.

БелАЭС должна заработать на полную мощность в конце 2020 года. Два реактора станции будут производить 18 млрд. кВт·ч — то есть, плюс около половины нынешнего объема электроэнергии, который потребляет страна. Правда, Минэнерго рассчитывает, что к этому времени и потребление электроэнергии в Беларуси вырастет: с нынешнего уровня в 36-37 млрд. кВт⋅ч до 40 млрд. млрд кВт⋅ч, благодаря чему атомная энергетика займет в общем энергобалансе страны не 50%, а 40%. Но это не факт, если учесть, что в последние два года потребление электроэнергии в Беларуси снижалось, и лишь в этом году обозначен рост: в I полугодии 2017 года потребление электроэнергии в Беларуси увеличилось на 2% в сравнении с аналогичным периодом 2016 года — до 18,295 млрд кВт⋅ч (в том числе импорт составил 1,06 млрд. кВт⋅ч — 79,6% к аналогичному периоду 2016 года).

Правительство сейчас активно ищет способы, как «связать» лишнюю энергию. Для этого по распоряжению премьер-министра создана рабочая группа из представителей НАН Беларуси, Минэнерго, Департамента по энергоэффективности Госстандарта, научных и экспертных организации. К 10 ноября 2017 года рабочая группа должна представить в правительство предложения по увеличению внутреннего спроса на электроэнергию.

По оценкам НАН Беларуси, потенциальный спрос на электроэнергию в Беларуси всеми отраслями оценивается примерно в 11 млрд. кВт⋅ч в год. Вопрос лишь в том, где взять деньги на реализацию проектов, способных подстегнуть эффективное потребление электричества?

Председатель Госстандарта Виктор Назаренко 11 октября на пленарном заседании энергофорума посетовал, что в связи с вводом БелАЭС и ожидаемым профицитом электроэнергии белорусские энергетики вынуждены строить пиковые резервные мощности на 800 МВт. «Энергетики эти цифры запланировали, потому что нет реальных предложений от промышленности, сельского хозяйства и т. д.», — сказал В. Назаренко. Хотя, добавил он, каждая отрасль должна была бы наработать у себя предложения по увеличению спроса. «Каждая отрасль должна была бы внести свой весомый вклад, то есть сказать: я от АЭС возьму такое-то количество энергии, а не просто отмахнуться», — отметил В. Назаренко.

Помимо строительства пиковых резервных мощностей, реализация атомного проекта в Беларуси потребует установить на тепловых электростанциях «Белэнерго» электрокотлы мощностью суммарно до 985 МВт. В целом же интеграция БелАЭС в энергосистему страны потребует, по данным Минэнерго, около 700 млн. долларов. Кто понесет эти затраты? Как правило, сейчас инвестиционные издержки энергетики закладывают в тарифы. Поэтому возникает резонный вопрос: как БелАЭС может повлиять на снижение энерготарифов для предприятий?

Цена кредита на строительство БелАЭС

Тем более, что белорусам еще придется заплатить за гигантскую стройку. На строительство БелАЭС потребуется в целом до 11 млрд. долларов, сообщил генеральный директор РУП «Белорусская АЭС» Михаил Филимонов 12 октября. По его словам, Беларусь и Россия заключили межправсоглашение, согласно которому на строительство АЭС будет выделено до 10 млрд. долларов, еще 10% — это собственные средства Беларуси.

Согласно условиям контракта, Беларусь начнет погашать российский кредит через 6 месяцев с даты ввода в эксплуатацию АЭС, но не позднее 1 апреля 2021 года, — 30 равными долями каждые 6 месяцев. (Сейчас Беларусь оплачивает проценты по этому кредиту, — в частности, с 1 апреля 2013 года до 1 апреля 2016 года было выплачено 113,187 млн. долларов).

Правда, белорусская сторона рассчитывает, что долларовая составляющая проекта БелАЭС будет ниже 10 млрд. долларов. В октябре 2015 года белорусская сторона ратифицировала протокол о внесении изменений в соглашение с Россией о предоставлении экспортного госкредита для строительства БелАЭС. Изменения позволяют Беларуси погашать и обслуживать российский долларовый госкредит в российских рублях наряду с долларами (благодаря тому, что ранее главы правительств Беларуси и России договорились о расширении использования российского рубля в расчетах между странами). Поскольку расчеты генподрядчика с субподрядными организациями ведутся в российских рублях, основное оборудование также закупается за российские рубли, то, как и рассчитывает белорусская сторона, это должно немного удешевить проект.

Ускорить стройку не получилось

Белорусская сторона ранее также рассчитывала, что удешевить масштабный проект позволит ускоренный ввод в эксплуатацию БелАЭС: ввод первого энергоблока станции был запланирован на ноябрь 2018 года, второго – на июль 2020 года. При этом были заявления, что разница во времени ввода первого и второго энергоблоков может сократиться, и это должно удешевить новостройку.

Но этот план дал сбой. Теперь ввод в эксплуатацию первого блока АЭС отнесен на конец 2019 год. а второго – на конец 2020 года. Между тем, профильные специалисты на условиях анонимности говорят, что сомневаются в реальности и этих сроков.

Заместитель гендиректора предприятия «Белорусская АЭС» Евгений Червяков сообщил 12 октября, что БелАЭС должна окупиться за 15 лет. «Разработан бизнес-план проекта, согласно которому срок окупаемости — 15 лет. Мы предполагаем, что так оно и будет», — отметил он. Детали этого бизнес-плана Е. Червяков однако не раскрыл.

Надежда на АЭС или на дешевый газ?

Скорее всего, надежды на удешевление энерготарифов руководство Беларуси связывает не с запуском БелАЭС, а с более низкой ценой на газ.

В апреле 2017 года Беларусь и Россия договорились об условиях поставки газа в Беларусь на 2017-2019 годы. Согласно договоренностям, Беларусь в 2018 году будет платить за российский газ, независимо от конъюнктуры рынка нефти и газа,129 долларов за тыс. куб. м (на границе), а в 2019 году — 127 долларов. Цена импортируемого российского газа для Беларуси составила по итогам 7 месяцев 2017 года 145 долларов за тыс. куб. м.

Так что резервы для снижения стоимости электроэнергии для промпредприятий у правительства есть. Непонятно лишь, почему при таких резервах оно планирует в 2018 году снизить тарифы для них лишь на 0,6 цента за кВт⋅ч (правда, энергоемким предприятиям обещаны большие скидки).

Но чтобы выполнить свое обещание — снизить через 3-4 года тариф на 30% — правительству придется очень сильно постараться.

Ситуация с поставками газа в Беларусь в 2018-2019 годах ясна. Поэтому белорусская сторона активно работает над условиями импорта российского газа в 2020-2024 годах. К 1 июля 2019 года Беларусь и РФ и должны подготовить проект соглашения, который будет включать формулу определения цены на газ для Беларуси в 2020-2024 годы (в том числе обсуждается возможность оплаты газа за российские рубли).

В сентябре Семашко обсуждал эти вопросы с вице-премьером России Аркадием Дворковичем в Москве. «До 15 ноября мы предполагаем очередную встречу, на которой Россия предложит формулу ценообразования на газ», — сказал В. Семашко журналистам 10 октября.

По его словам, с А. Дворковичем уже проведены три встречи, а «четвертая… пойдет сближение (позиций)». «Мы должны выйти на взаимоприемлемые подходы, пока есть вопросы, но это — рабочие моменты», — отметил В. Семашко.

При этом он напомнил о позиции белорусской стороны: с 1 января 2025 года цена газа для Беларуси должна быть равной цене в Смоленской области России. «Сегодня, если посмотреть цену газа на границе России и Беларуси, то она идет с коэффициентом более 2 по отношению к тому, сколько газ стоит в Смоленской области. Пока мы обозначили только часть траектории к тому, чтобы к 1 января 2025 г выйти на коэффициент 1. Уже подвижки есть», — заявил В. Семашко.

ДЛЯ СПРАВКИ
Тариф на электроэнергию для населения в Беларуси составляет 5,49 цента за кВт⋅ч (без НДС). Ввод в эксплуатацию БелАЭС для населения снижения тарифов не сулит. Правительство в ближайшие годы планирует уйти от перекрестного субсидирования в энергетике.
По словам В. Семашко, снижение себестоимости электроэнергии позволит проводить сбалансированную политику в отношении тарифов для населения. «Будет решена не только проблема для реального сектора экономики — промышленности, сельского хозяйства, транспорта, но и социально-политическая задача. Пока существует перекрестное субсидирование, но мы должны уровень возмещения населением затрат на услуги ЖКХ вывести на 100%. Если мы снижаем себестоимость электроэнергии в целом по стране, то опускаем планку для населения, — не надо тарифы в разы поднимать для полного возмещения», — отметил В. Семашко в мае 2017 года.

 

ТАРИФЫ НА ПРИРОДНЫЙ ГАЗ — УП «МИНГАЗ»

ЦЕНЫ И ТАРИФЫ НА ПРИРОДНЫЙ ГАЗ

(ПОСТАНОВЛЕНИЕ  СОВЕТА МИНИСТРОВ Республики Беларусь № 1166 от 30.12.2013 “Об установлении для населения тарифов на услуги по техническому обслуживанию жилых домов, цен и тарифов на коммунальные услуги и некоторых мерах по упорядочению расчетов за эти услуги” (в ред. постановлений Совмина от 28.11.2014 N 1109, от 30.12.2014 N 1269, от 27.02.2015 N 141, от 06.07.2015 N 565, от 30.11.2015 N 996, от 05.01.2016 №3, от 21.06.2016 №480, от 16.12.2016 №1035,от 28.02.2017 №167, от 24.08.2017 №641, от 05.01.2018 №7, от 29.12.2018 №985, от 28.12.2019 №933, от 31.12.2020 №795).

С 01.01.2021

  • при наличии приборов учета газа
  • при наличии индивидуальных газовых отопительных приборов (за 1м3) до 3000 м3

 

В отопительный период

В летний период

С 01.01.2021 по 31.05.2021

0,1366 р.

0,4840р.

С 01.06.2021 по 31.12.2021

0,1406 р.

0,4840р.

         от 3000 м3 до 5500 м3 (включительно)

 

В отопительный период

В летний период

С 01.01.2021 по 31.05.2021

0,1776 р.

0,5082р.

С 01.06.2021 по 31.12.2021

0,1828 р.

0,5082р.

  свыше 5500 м3

  цена за 1м3 в отопительный и летний периоды

  0,5082 р.

  • при отсутствии индивидуальных газовых отопительных приборов (за 1м3).

0,4840 р.

  • при отсутствии приборов учета газа

 Тариф на 1 чел.  при наличии газовой плиты  и централизованного горячего водоснабжения:

3,87 р.

Тариф на 1 чел. при наличии газовой плиты и отсутствии  централизованного горячего водоснабжения:

6,29 р.

Тариф на 1 чел. при наличии газовой плиты и газового водонагревателя и отсутствии централизованного горячего  водоснабжения:

11,13 р.

  • при наличии индивидуальных отопительных приборов (за 1м2 общей площади жилого помещения в месяц)

 

В отопительный период

В летний период

С 01.01.2021 по 31.05.2021

0,5936 р.

0,2226р.

С 01.06.2021 по 31.12.2021

0,6312 р.

0,2367р.

 

Цены (тарифы), обеспечивающие полное возмещение экономически обоснованных затрат на оказание услуг по газоснабжению

  • при наличии приборов учета газа

0,5082 р. (за 1м3)

  • при отсутствии приборов учета газа

Тариф на 1 чел.  при наличии газовой плиты  и централизованного горячего водоснабжения:  4,07 р.

Тариф на 1 чел. при наличии газовой плиты и отсутствии  централизованного горячего водоснабжения:6,61

Тариф на 1 чел. при наличии газовой плиты и газового водонагревателя и отсутствии централизованного горячего  водоснабжения:11,69 р.

  • при наличии индивидуальных отопительных приборов (за 1м2 общей площади жилого помещения в месяц)

В отопительный период

В летний период

4,07 р.

1,52 р.

 

Электроэнергетическая либерализация в Евразийском союзе: взгляд из Армении

20 Июля 2021 г.
08:52


ЕЭК активно ведет работу над созданием общих энергетических рынков Евразийского союза, которые должны заработать к 2025 г. Что касается рынка электроэнергии, в текущем году участникам ЕАЭС предстоит выработать правила доступа к ее транзиту, правила определения и распределения пропускной способности, а также правила взаимной торговли. В целом же для запуска общего рынка каждому из участников необходимо создать оптовые энергорынки и разделить производство, передачу и сбыт электроэнергии. Что мешает этим процессам и какие риски электроэнергетическая либерализация несет для Армении, разобрал доктор политических наук, профессор Российско-Армянского университета, президент НКО «Институт энергетической безопасности» Ваге Давтян.


Одной из ключевых целей евразийской экономической интеграции является формирование общих энергетических рынков. Остановимся на такой ключевой компоненте энергетической интеграции в ЕАЭС, как либерализация национальных электроэнергетических рынков – необходимого условия для запуска общего рынка электроэнергии к 2025 г.

Риски либерализации национальных рынков



Один из важных вопросов, возникающих при либерализации энергетического рынка, сводится к следующему: насколько радикально необходимо подходить к разделению генерации от передачи и распределения электроэнергии. Во Франции и Германии, например, выступают против модели разделения по принципу собственности и ограничиваются разделением по юридическим лицам.


Обратная картина наблюдается в Великобритании, Швеции и Норвегии и некоторых других европейских странах. За пределами ЕС относительно радикальные модели отделения генерации от передачи и распределения задействованы в Австралии, Китае, Бразилии, Канаде, Японии и прочих странах. Как отмечают Егор Гайдар и Анатолий Чубайс в своих «Экономических записках», подобные рыночные преобразования осуществлены или же осуществляются в большинстве стран с развитой электроэнергетикой.


Разумеется, с такой позицией согласны не все представители отрасли. Взять хотя бы заслуженного энергетика России, профессора В.В. Кудрявого, который выделяет рад угроз энергетической безопасности РФ, сформировавшихся в результате реформы электроэнергетики. Именно с либерализацией, начавшейся в 2006 г. с распродажи активов РАО «ЕЭС России», он связывает участившиеся аварии, сбои, проблемы тарифной политики.


Что касается других членов ЕАЭС, то в Казахстане и Кыргызстане политика либерализации электроэнергетики несет в целом формальный характер: генерация отделена от передачи и распределения, однако активы энергокомпаний хоть и разделены, но продолжают контролироваться государством. Это является результатом приобретения энергетических активов компаниями с государственным долевым участием.


В свою очередь, Беларусь не торопится с либерализацией, что связано, прежде всего, с запуском БелАЭС, которая существенно изменила энергетическую структуру страны. С другой стороны, это также может быть связано с не раз озвучиваемой позицией Минска о целесообразности сформировать общий рынок природного газа с едиными тарифами и только после этого приступить к электроэнергетическому рынку. Такой подход в целом исходит также из интересов Армении, обеспечивающей более 40% электрогенерации на ТЭС, эксплуатируемых на природном газе. Однако позиция Москвы по этому поводу известна.


На проходящем в мае 2020 г. Высшем Евразийском экономическом совете в Ереване президент России Владимир Путин заявил о преждевременности разговоров о единых тарифах ввиду отсутствия глубокого уровня интеграции в Союзе. «Единый тариф на газ можно утвердить лишь на едином рынке с единым бюджетом, единой системой налогообложения», – заявил российский лидер в ответ на реплику президента Беларуси Александра Лукашенко о неурегулированности ценообразования на рынке газа.


Таким образом, препятствием на пути формирования общего энергорынка ЕАЭС является отсутствие у стран-членов единой повестки либерализации национальных рынков, что, впрочем, вполне естественно, учитывая в корне отличающиеся друг от друга структуры энергетического баланса и модели регулирования рынка.


Впрочем, некоторые шаги по формированию такой повестки все же предпринимаются. Согласно программе общего электроэнергетического рынка, цена электроэнергии на нем будет определяться в ходе биржевых торгов, на которых можно будет подать заявку на покупку и продажу электроэнергии с поставкой на определенный период. При этом в настоящее время в Евразийской экономической комиссии обсуждается вопрос ценообразования и оплаты электроэнергии в национальных валютах, что вполне вписывается в стратегию дедолларизации во взаимных расчетах в странах ЕАЭС.


Для сделок заявки продавцов и покупателей из разных стран должны быть приведены к одному знаменателю – одной валюте. Это может быть одна из национальных валют стран Союза, валюта третьей стороны, а в будущем – «элкоин».

Либерализация электроэнергетического рынка Армении



Сегодня электроэнергетический рынок Армении функционирует по модели «единственный покупатель-продавец», которая была внедрена в 2004 г. Согласно модели, право приобретения электроэнергии у производителей и ее продажи потребителям на оптовом рынке сохраняется за лицом, располагающим лицензией на распределение.


В 2017 г. правительство Армении утвердило программу либерализации рынка электроэнергии, что было продиктовано также перспективами подключения к общим энергетическим рынкам ЕАЭС. 7 февраля 2018 г. Национальное собрание Армении внесло поправки в закон «Об энергетике», согласно которым предусмотрено либерализовать электроэнергетический рынок.


Целью программы является как повышение эффективности внутреннего рынка, так и стимулирование экспорта. Предусмотрено создание механизмов для экспорта всего объема невостребованной на внутреннем рынке электроэнергии. Это может привести к формированию конкурентной среды на внутреннем рынке, и может быть достигнуто путем создания института трейдеров. Они будут приобретать у производителей электроэнергию и продавать ее потребителям, выплачивая ЗАО «Электрические сети Армении» (ЭСА) маржу за распределительные услуги.


При этом в сфере распределения монополия ЭСА будет сохранена. Предполагается, что это не приведет к росту внутренних тарифов, так как компания фактически освободится от затрат на поставки. Затраты на распределение будут осуществляться ЭСА, а себестоимость поставок будет покрываться самими трейдерами. Программой предусмотрено создание оператора рынка, который будет выступать основным институтом, ответственным за торговлю электроэнергией. В рамках новой модели планируется формирование электронной биржи, на которой можно будет приобретать электроэнергию по свободной цене.


Ожидается, что либерализация электроэнергетического рынка позволит проводить социально ориентированную тарифную политику путем внедрения ночных и дневных тарифов.


Сегодня программа либерализации электроэнергетического рынка Армении осуществляется при содействии Агентства международного развития США (USAID), на финансовые ресурсы которого разработано программное обеспечение, позволяющее всем участникам рынка получать информацию о своих правах и обязанностях. Согласно официальным заявлениям, в рамках новой модели не будет ситуаций, при которых работавшие с убытком компании будут перекладывать разницу на конечный тариф для потребителей. Новая модель рынка будет запущена к 2022 г.

Геоэкономические риски либерализации для Армении



Что касается либерализации рынка экспорта, то наблюдаемые здесь проблемы имеют в основном инфраструктурный характер. Так, при поставках электроэнергии из Грузии Армения должна отключить электроснабжение на «островке» своей территории, которая расположена в областях Тавуш или Лори ввиду того, что у сторон сегодня нет возможности работать в параллельном режиме. Этот режим может быть задействован в 2023-2024 гг., когда завершится строительство линий электропередачи Иран-Армения и Армения-Грузия (в рамках программы строительства международного электроэнергетического коридора «Север-Юг», призванного обеспечивать взаимные перетоки электроэнергией между Ираном, Арменией, Грузией и Россией).


Либерализация электроэнергетического рынка Армении несет в себе также потенциальные риски и угрозы. В рамках реформ предусмотрено свободное вхождение крупных производителей на рынок, предоставление возможности поставлять в Армению дешевую электроэнергию.


Угроза заключается в том, что Армения, будучи страной с избыточными генерирующими мощностями, будет вынуждена постепенно сокращать объемы экспорта с увеличением доли импортной (в основном грузинской) электроэнергии на внутреннем рынке.


Увеличению доли произведенной в Грузии электроэнергии на рынке в Армении может способствовать низкая себестоимость грузинской генерации, обеспечиваемая благодаря интенсивному развитию гидроэнергетики. В условиях ремонта 2-го энергоблока Армянской АЭС, остановки 5-го энергоблока Разданской ТЭС и потери 30-ти малых ГЭС в Нагорном Карабахе в результате войны в сентябре-ноябре 2020 г., образованный в республике дефицит электроэнергии восполняется путем поставок из Грузии (с февраля по июнь 2021 г. это позволило обеспечить положительный результат в тарифе на сумму 2,6 млрд драмов, или около $5 млн).


Уже сегодня в торговле электроэнергией с Грузией в Армении наблюдается отрицательное сальдо. Указанная тенденция противоречит базовой модели обеспечения энергетической безопасности Армении, выстроенной на принципе активизации экспорта на внешние рынки. Следовательно, проблемы регулирования электроэнергетического рынка Армении необходимо рассматривать не только с сугубо коммерческих, но и геостратегических позиций.


Таким образом, запущенный в 2017 г. процесс либерализации армянского рынка электроэнергии, хотя и нацелен на смягчение тарифов для населения и бизнеса, создает серьезные геоэкономические риски для Армении. Располагая профицитом генерирующих мощностей, так должна быть нацелена на увеличение объемов экспорта электроэнергии с целью закрепления позиций на региональных рынках.



Ваге Давтян, доктор политических наук, профессор Российско-Армянского университета, президент НКО «Институт энергетической безопасности»

Партнер — Актуальные новости о развитии железнодорожного, автомобильного, авиационного, водного транспорта и логистики.

			Array
(
    [ITEMS] => Array
        (
            [0] => Array
                (
                    [ID] => 390181
                    [NAME] => Россия оказалась на 10-м месте в рейтинге стран Европы по доступности электроэнергии в 2021 году
                    [CODE] => rossiya-okazalas-na-10-m-meste-v-reytinge-stran-evropy-po-dostupnosti-elektroenergii-v-2021-godu
                    [DETAIL_PICTURE] => 1998936
                    [PREVIEW_PICTURE] => 1998935
                    [IBLOCK_SECTION_ID] => 1072
                    [PREVIEW_TEXT] => Лидером рейтинга стран Европы по доступности электроэнергии для населения стала Исландия. Результаты исследования опубликовали эксперты агентства «РИА Рейтинг». Расчет производился исходя из количества электроэнергии, которое доступно на среднюю зарплату, а также стоимости электроэнергии и ее изменения за год в национальной валюте. 
                    [PROPERTY_IMG_INSTEAD_PICTOGRAMS_VALUE] => 
                    [PROPERTY_IMG_INSTEAD_PICTOGRAMS_ENUM_ID] => 
                    [PROPERTY_IMG_INSTEAD_PICTOGRAMS_VALUE_ID] => 390181:307
                    [ACTIVE_FROM] => 17.08.2021 13:39:00
                    [SORT] => 500
                    [PREVIEW_TEXT_TYPE] => html
                )

            [1] => Array
                (
                    [ID] => 390716
                    [NAME] => Обзор событий недели
                    [CODE] => obzor-sobytiy-nedeli-1607
                    [DETAIL_PICTURE] => 2000065
                    [PREVIEW_PICTURE] => 2000064
                    [IBLOCK_SECTION_ID] => 1076
                    [PREVIEW_TEXT] => Летные испытания российского двигателя для SSJ-100 начнутся в следующем году; пассажиры, въезжающие в Россию на поезде, должны будут предоставить справку об отсутствии COVID-19; за полгода в Кузбассе добыли 117,3 млн т угля; вакцинацию от коронавируса прошли почти три четверти сотрудников московского транспорта; экспортная пошлина на нефть в РФ с 1 августа повысится на $6,3, до $67,8 за тонну. Какие другие интересные события произошли в транспортной отрасли на уходящей неделе, читайте в традиционном обзоре РЖД-Партнера.
                    [PROPERTY_IMG_INSTEAD_PICTOGRAMS_VALUE] => 
                    [PROPERTY_IMG_INSTEAD_PICTOGRAMS_ENUM_ID] => 
                    [PROPERTY_IMG_INSTEAD_PICTOGRAMS_VALUE_ID] => 390716:307
                    [ACTIVE_FROM] => 16.07.2021 18:00:40
                    [SORT] => 500
                    [PREVIEW_TEXT_TYPE] => html
                )

            [2] => Array
                (
                    [ID] => 390696
                    [NAME] => За полгода в Кузбассе добыли 117,3 млн т угля
                    [CODE] => za-polgoda-na-kuzbasse-dobyli-117-3-mln-tonn-uglya
                    [DETAIL_PICTURE] => 2000024
                    [PREVIEW_PICTURE] => 2000023
                    [IBLOCK_SECTION_ID] => 1072
                    [PREVIEW_TEXT] => С начала 2021-го угольщики Кузбасса добыли 117,3 млн т угля, что на 8,7% больше, чем за аналогичный период прошлого года (январь – июнь 2020 г. – 107,9 млн т), в том числе открытым способом – 73,9 млн т (в 2020 г. – 66,2 млн т), подземным способом – 43,4 млн т (в 2020 г. – 41,7 млн т), Об этом сегодня сообщает министерство угольной промышленности Кемеровской области.
                    [PROPERTY_IMG_INSTEAD_PICTOGRAMS_VALUE] => 
                    [PROPERTY_IMG_INSTEAD_PICTOGRAMS_ENUM_ID] => 
                    [PROPERTY_IMG_INSTEAD_PICTOGRAMS_VALUE_ID] => 390696:307
                    [ACTIVE_FROM] => 16.07.2021 10:21:54
                    [SORT] => 500
                    [PREVIEW_TEXT_TYPE] => html
                )

        )

    [PARENT_SECT] => Array
        (
            [0] => 1025
            [1] => 1072
            [2] => 1073
            [3] => 1074
            [4] => 1075
            [5] => 1076
            [6] => 1077
        )

    [PARENT_SECT2] => Array
        (
            [1072] => Array
                (
                    [ID] => 1072
                    [DEPTH_LEVEL] => 2
                    [NAME] => Новости
                )

            [1073] => Array
                (
                    [ID] => 1073
                    [DEPTH_LEVEL] => 2
                    [NAME] => Комментарии
                )

            [1074] => Array
                (
                    [ID] => 1074
                    [DEPTH_LEVEL] => 2
                    [NAME] => Интервью
                )

            [1075] => Array
                (
                    [ID] => 1075
                    [DEPTH_LEVEL] => 2
                    [NAME] => Мнения
                )

            [1076] => Array
                (
                    [ID] => 1076
                    [DEPTH_LEVEL] => 2
                    [NAME] => Обзоры
                )

            [1077] => Array
                (
                    [ID] => 1077
                    [DEPTH_LEVEL] => 2
                    [NAME] => Статистика
                )

        )

)
			

статьи, оценки, аналитика мирового финансового рынка, котировки валют и котировки акций в реальном времени на finanz.ru

Основные биржевые котировки







































Индекс ММВБ

3 704,40

0,00%

02:59:59



Индекс PTC

1 567,28

0,51%

18:50:00


DOW.J

34 925,90

1,20%

22:58:58



NAS100

14 738,90

0,07%

22:58:58



S&P 500

4 325,35

0,05%

22:58:58



NIKKEI

27 760,90

1,36%

22:58:58



DAX

15 257,80

0,27%

22:58:58



ESTX50

3 966,34

0,25%

22:58:58



EUR/RUB

87,6478

0,02%

06:37:43



USD/RUB

74,4418

0,06%

06:37:43



CHF/RUB

80,8096

0,11%

06:37:43



GBP/RUB

101,4121

0,05%

06:37:43



BTC/USD

29 875,71

0,26%

06:37:43



BCC/USD

401,5786

0,67%

06:37:43



ETH/USD

1 799,54

0,60%

06:37:43



Золото

1 809,23

-0,06%

22:58:58



Серебро

24,87

-2,81%

22:56:46



Медь

4,26

-99,95%

22:58:58



Нефть

69,57

1,37%

22:58:58



Как Ахметов и ДТЭК влияют на тарифы на электроэнергию для населения — новости Украины

Хотя ожидаемого с 1 июля роста тарифа на электроэнергию для населения так и не случилось, второй месяц лета начался горячо – с манипуляций на энергорынке. Их результатом стало резкое падение цен на электроэнергию и публичные обвинения, которыми обменялись НКРЭКУ и компания ДТЭК самого богатого украинца Рината Ахметова.

Хотя «горячая пора» противостояния сошла на нет, пострадавшими от нее могут оказаться рядовые украинцы.

Обвал цен на рынке электроэнергии на сутки вперед

С началом работы в Украины 1 июля 2019 года рынка электроэнергии, цена на нее стала определяться посредством торгов при помощи ГП «Оператор рынка». Последний должен организовывать отрытые торги для покупателей и продавцов энергии, а также помогать обеспечивать баланс спроса-предложения на рынке.

Очевидно, что в первые дни июля со своей задачей госпредприятие не справилось. Так, по его данным, уже 2 июля на рынке на сутки вперед неожиданно случилось снижение средних цен на электроэнергию с 1450 до 1034 гривен за 1 Мвт/ч. Но это оказалось только началом – падение продолжалось до 4 июля, достигнув минимальной цены в 426 гривен, после чего к 10 июня цена поднялась до 1442 гривен и с тех пор балансирует между 1350 и 1550 гривнами. 

Как писал «Телеграф», такие ценовые аномалии на украинском энергорынке не редкость, правда, в основном это связано с нехваткой или избытком электроэнергии. Например, с остановкой в июне одного из энергоблоков Запорожской АЭС на 5% упало производство электроэнергии «Энергоатома», на что рынок отреагировал ростом цен с 1223 до 1449 гривен за 1 Мвт/ч.

Собственно, в июле ситуация с выработкой электроэнергии «Энергоатомом» даже ухудшилась – из 15 энергоблоков АЭС работали 10, а не 11, как в июне, так что снижение ее среднесуточной выработки до 195-198 млн Квт/ч не удивляет. Странным является другое – в таком случае цена на электроэнергию должна повышаться, но никак не обваливаться в 3 раза.

В НКРЭКУ нашли виновных, причем обвинили в произошедшем самого богатого украинца Рината Ахметова, который через концерн «ДТЭК» контролирует до 25% отечественной электроэнергетики, без чего, собственно, совершить такую комбинацию попросту невозможно.

Монопольный сговор ДТЭК?

В первый же день снижения цен, 2 июля, НКРЭКУ выпустила пресс-релиз на своей странице в которой заявила о резком снижении средних цен на электроэнергию на 29% из-за падения спроса на нее. Так, вместо среднего показателя в 80 200 Мвт/ч спрос упал до 47 900 Мвт/ч или на 40%. Но, разумеется, необходимый объем электроэнергии никуда не делся и был куплен, но только не на открытых торгах, а посредством двусторонних договоров.

Тут следует пояснить, что ГП «Оператор рынка» организовывает открытые торги на рынке электроэнергии, принимая заявки производителей и покупателей, на основании чего и формируются цены. Но параллельно с ним существует и рынок двусторонних договоров (РДД), на котором производители и покупатели электрической энергии напрямую договариваются об объемах поставок и ценах на товар.

«Такое резкое снижение спроса произошло из-за уменьшения закупки электроэнергии на РСВ (рынок на сутки вперед – Ред.) некоторыми участниками рынка и, прежде всего, компанией Д. Трейдинг (группа ДТЭК). В частности, ООО «Д. Трейдинг» уменьшила закупку электроэнергии на РСВ на 74%, одновременно увеличив объемы закупки на РДД у связанных лиц», – гласит сообщение на сайте НКРЭКУ. 

Рада провалила голосование за проект закона о возвращении льготного тарифа на электроэнергию

Такое поведение в Нацкомиссии назвали «нетипичным» и заявили о серьезной проблеме «избыточной рыночной власти отдельных игроков», которые могут влиять на цену. В НКРЭКУ заявили, что будут бороться с данной ситуацией посредством обращения в Антимонопольный комитет Украины для проведения расследования. Участникам рынка также рекомендовали не использовать РСВ как средний показатель цены в двусторонних договорах, а использовать фиксированную цену, по которой продается и покупается электроэнергия.

Также Нацрегулятор пообещал предложить изменения в законодательство об обязанности всех участников рынка осуществлять покупку/продажу электрической энергии по двусторонним договорам исключительно на электронных аукционах. Это якобы «минимизирует возможность непрозрачной продажи электроэнергии собственным трейдерам или связанным лицам».

Подобный пресс-релиз Нацкомиссии фактически был прямым обвинением ДТЭКа Рината Ахметова в использовании своего монопольного положения на энергорынке Украины.

Хозяин четверти национальной энергетики

В состав энергетического холдинга ДТЭК Рината Ахметова, созданного в 2005 году, входят большинство украинских ТЭС и примерно четверть производителей «зеленой энергии», что позволяет олигарху контролировать около 25% производства украинской электроэнергии.

На всем этом бизнесмен более чем хорошо зарабатывает. Здесь и покупка госпредприятием «Гарантированный покупатель» произведенной «зеленой энергии» – 8,7 млрд грн за 2018-2019 годы и не менее 2 млрд после возврата долгов предприятием в 2021 году. Тут и постоянные закупки на ТЭС электроэнергии, что позволяет держать баланс в энергосистеме, ради чего ДТЭК вкладывается в хранение энергии. 

После долгих усилий бизнесмену удалось добиться запрета в мае импорта электроэнергии из Беларуси и РФ, чем запретившая это НКРЭКУ только усилила монополию бизнесмена. Ему удалось избавиться от легшего тяжелым грузом арендного предприятия «Добропольеуголь», чей энергетический уголь оказался не нужен. Это, к слову, вызвало забастовки горняков летом 2020 года.

Нет информации о расследовании Государственным бюро расследований уголовного производства, открытого весной 2020 года по поводу снижения производства энергии «Энергоатомом» и ее покупки у частных компаний, что привело к убыткам государства. 

Упомянутое НКРЭКУ ООО «Д. Трейдинг» является составной частью ДТЭКа, отвечающего за сбыт электроэнергии, природного и сжиженного газа, а также угля. 

Как гласят данные информационно-аналитической платформы YouControl упомянутое ООО полностью подконтрольно Ринату Ахметову через нидерландскую компанию D.TRADING B.V. и то и дело судится с АМКУ, доказывая, что не является монополистом.

Таким образом, по мнению НКРЭКУ, именно ДТЭК легче всего было купить электроэнергию путем двусторонних договоров у самих себя же за пределами открытых торгов, и тем самым обрушить биржевую цену на электроэнергию.

Версия ДТЭКа: во всем виновны НКРЭКУ 

Разумеется, в ДТЭК не стали отмалчиваться, и пресс-служба «D.Trading» обвинила в случившемся НКРЭКУ, которая не может справиться с энергетическими спекулянтами и махинаторами, работающими на рынке энергетики Украины.

«В связи с новой волной спекуляций на РСВ и падения цены из-за трейдеров-спекулянтов, D.Trading настаивает на необходимости принятия Регулятором решительных действий для борьбы с манипуляциями на рынке электроэнергии и обеспечения стабильности энергосистемы. Компания считает, что бездействие регулятора в решении насущных проблем является губительной для реформы и развития нового рынка. Мы считаем недопустимым со стороны регулятора создание условий для манипуляций на рынке электроэнергии. НКРЭКУ сегодня несет полную ответственность за искажение реформы энергетики и отсрочку возможности европейской интеграции энергетики Украины», – сообщала пресс-служба предприятия. 

Впрочем, на этом предприятие в своей официальной версии остановилось, в остальном сохранив молчание. В Интернете появилась аргументация ДТЭКа, в которой объяснялось, что на РСВ постоянно существует дисбаланс между ценой, которую хотят получить за энергию производители и той, которую готовы дать покупатели.

«Нафтогаз» предлагает платить ему за газ в 1,5 раза дороже и добровольно. В чем суть уникального тарифа?

Согласно аргументам ДТЭКа, компании-спекулянты покупают электроэнергию на Украинской энергетической бирже у госпредприятий – «Энергоатома», «Центрэнерго», «Укрэнерго», «Гарантированный покупатель» по демпинговым ценам для перепродажи на РСВ. Обвал же цен, по версии компании Ахметова, происходит в те периоды, когда спекулянтов на рынке становится слишком много и им попросту некому продавать свою электроэнергию. Так, в мае их было до 46%, а 2 июля – и вовсе 53%.

Также в компании подчеркнули, что на РСВ в июле они выкупили 27,3% электроэнергии, то есть вовсе не ушли на РДД, в чем их обвиняют оппоненты. В то же время госпредприятия сами активно продают энергию на РДД, иногда даже больше, чем фактически производят, как, например, ПАО «Центрэнерго».

Любопытно, что весьма агрессивно на сторону ДТЭКа встал первый заместитель председателя комитета Верховной Рады по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг, нардеп от «Слуги народа» Алексей Кучеренко. На своей странице в Facebook и в интервью СМИ он обвинил главу НКРЭКУ Валерия Тарасюка и главу комитета Верховной Рады по вопросам энергетики и коммунальных услуг Андрея Геруса в пособничестве спекулянтам на рынке в «освоении» миллиардов гривен. Одной из таких фирм нардеп назвал ООО «Новая энергетическая компания».

Сам Андрей Герус в начале пытался «держаться над схваткой», в своем Телеграмм-канале приведя аргументы обеих сторон, но уже 6 июля заявил о выгоде в случившемся обвале для Рината Ахметова. Олигарх, по данным нардепа, закупал у собственного ДТЭК через Д.Трейдинг по более выгодным ему ценам, что последняя опровергла.

Паны ссорятся, а потерять может народ

Пока стороны обменивались аргументами и обвинениями, о своих проблемах из-за падения цен на электроэнергию заявили госпредприятия-производители электроэнергии «Центрэнерго»  и «Энергоатом».

В НКРЭКУ решили своим Постановлением ограничить право покупки электроэнергии между производителем и покупателем принадлежащими одной компании, а также обязательства по минимальной покупке электроэнергии на РСВ.

В конце концов Нацрегулятор постановил открыть расследование действий 12 фирм-участников рынка электроэнергии с 1 июня по 4 июля, из которых три фирмы входили в структуру ДТЭКа. 

Неизвестно, что удастся выявить НКРЭКУ в ходе расследования, но встает вопрос – зачем, собственно, ДТЭКу нужно снижать цену на электроэнергию, которую компания сама как покупает, так и продает?

По мнению СМИ, речь может идти о создании искусственного кризиса, в котором можно обвинить НКРЭКУ и ограничить влияние последней или даже полностью сменить состав Регулятора на более лояльный. 

Но может тут быть и другая подоплека – тарифы на электроэнергию для населения, о необходимости роста которых с 1 августа фактически заявил министр энергетики Герман Галущенко. 

Как писал ранее «Телеграф», именно Ринат Ахметов является одним из основных будущих выгодополучателей роста тарифа для населения который прогнозируют на уровне от 2,6 до 4 грн. за 1 Квт/ч. 

И здесь содействие НКРЭКУ, которая, собственно, и устанавливает тарифы, будет весьма важной. Тем более, что поддержка Министерства топлива и энергетики в данном вопросе, очевидно, есть. А по данным руководителя Центра противодействия коррупции Виталия Шабунина, у министра Галущенко налажены взаимовыгодные отношения с Ринатом Ахметовым и Игорем Коломойским, чья фирма также подозревается в июльском сговоре, еще с бытности министра главой «Энергоатома». 

Тарифы растут, а субсидий выдают все меньше: что важно знать перед отопительным сезоном

Беларусь BY: Доступ к электроэнергии:% населения | Экономические показатели

1990-2019 | Ежегодно | % | Всемирный банк

Беларусь BY: Доступ к электричеству: данные о% населения были зарегистрированы на уровне 100000% в 2019 году. Это осталось неизменным по сравнению с предыдущим значением 100000% в 2018 году. Беларусь BY: Доступ к электроэнергии: данные о% населения обновляются ежегодно, в среднем 100000 % с декабря 1990 г. по 2019 г., с 30 наблюдениями. Данные достигли исторического максимума — 100.000% в 2019 году и рекордно низкий уровень в 100000% в 2019 году. Беларусь BY: Доступ к электроэнергии: данные о% населения остаются активными в CEIC и сообщаются Всемирным банком. Данные сгруппированы в Глобальной базе данных Беларусь — Таблица BY.World Bank.WDI: Производство и потребление энергии. Доступ к электричеству — это процент населения, имеющего доступ к электричеству. Данные по электрификации собираются из промышленных, национальных и международных источников; ; Всемирный банк, база данных «Устойчивая энергетика для всех» (SE4ALL) из Глобальной системы отслеживания SE4ALL, возглавляемой совместно Всемирным банком, Международным энергетическим агентством и Программой помощи в управлении энергетическим сектором.; Средневзвешенное;

Посмотреть Беларусь Беларусь BY: Доступ к электроэнергии:% населения с 1990 по 2019 год в диаграмме:

Нет данных за выбранные вами даты.

Последний Предыдущий Мин. Максимум Ед. изм Частота Диапазон

100.000

2019 г.

100 000

2018 г.

100 000
2019 г.
100 000
2019 г.

%

ежегодно 1990 — 2019

Строительство и недвижимость Последний Частота Диапазон

Рост цен на жилье (%)

2.4

Декабрь 2019

ежеквартальный Март 2010 — декабрь 2019