Русских в Туркмении вновь обменяли на газ. Трубы в обмен на газ


Дешевый газ для Украины в обмен на "трубу"

Подписание нового соглашения по поставкам газа между Россией и Украиной может быть отложено до сентября 2011 года. Эксперты полагают, что если сторонам не удастся договориться, то через несколько лет Россия сможет вообще отказаться от транзита газа через Украину.

Мария Селиванова, экономический обозреватель РИА Новости.

Подписание нового соглашения по поставкам газа между Россией и Украиной может быть отложено до сентября 2011 года. Украинская сторона настаивает на снижении стоимости российского газа. Российская – увязывает вопрос цены на газ с объединением национальной компании "Нафтогаз Украина" с ОАО "Газпром". Эксперты полагают, что если сторонам не удастся договориться, то через несколько лет Россия сможет вообще отказаться от транзита газа через Украину.

"Газовый" вопрос в отношениях России и Украины является, пожалуй, самым болезненным на протяжении последних полутора десятков лет. Причем в "газовые" взаимоотношения затейливой канвой вплетены проблемы существования базы Черноморского флота в Крыму и перспективы вступления Украины в Таможенный союз.

Например, день Военно-морского флота 31 июля президент России Дмитрий Медведев отметил в городе Балтийск Калининградской области, хотя, по слухам, поздравления от главы государства должны были получить моряки Черноморского флота в Крыму. Некоторые наблюдатели не исключают, что причиной этого стал отказ украинских властей подписывать конкретные документы по объединению "Газпрома" и "Нафтогаза".

В Севастополе, где базируется большая часть Черноморского флота России, на праздничных мероприятиях присутствовал глава администрации президента России Сергей Нарышкин.

Украина просит скидку

Сейчас на повестке дня стоит три "газовых" вопроса, по которым Россия и Украина никак не могут договориться. Прежде всего – это цена на газ для самой Украины. Компании "Газпром" и "НафтогазУкраины" 19 января 2009 года заключили контракт, где прописали формулу цены на газ. Она зависит от цены на нефть, которая в последние месяцы росла. В итоге сейчас за одну тысячу кубометров газа украинцы платят 450 долларов. Причем эта цена – уже с учетом скидки в 100 долларов за тысячу кубометров. Такая скидка на закупку газа – 30% от цены за тысячу кубометров, но не более 100 долларов – была предоставлена украинцам после подписания 21 апреля 2010 года соглашения о продлении срока пребывания Черноморского флота в Крыму после 2017 год на двадцать пять лет (то есть до 2042 года).

Кубический метр газа – это много или мало

Правда, Киев настаивает на пересмотре действующих контактов. Президент Украины Виктор Янукович заявил в начале июня 2011 года, что рост цен на газ угрожает экономике Украины. Он полагает, что цена на российское топливо должна быть снижена на 20%.

"Цены на газ формируются по известным законам на основании общепринятой формулы, но это не значит, что мы не должны строить планы на будущее", – сказал президент РФ Дмитрий Медведев в мае 2011 года во время пресс-конференции в Сколково. Медведев не исключил, что крупные экономические проекты, которые могут реализовываться двумя странами, "могут смягчить ситуацию".

Газопровод как аргумент

Смягчению ситуации могло бы способствовать в первую очередь решение вопроса о судьбе (и смене собственника) газотранспортной системы (ГТС) Украины. Глава правления российского газового монополиста Алексей Миллер заявил в конце июня, что компания может пойти на снижение цен на газ для Украины только при условии объединения "Нафтогаз Украины" и "Газпрома".

Сейчас 80% российского газа экспортирует в Европу через Украину. "Если объем экспорта газа в Европу составляет примерно 200 млрд кубометров, то получается, что через украинскую ГТС "Газпром" продает 160 млрд кубометров", – подсчитал аналитик ИК "Велес Капитал" Василий Танурков.

Задача "Газпрома" – полностью избавиться от транзитных рисков. Именно поэтому было начато строительство магистральных газопроводов "Северный поток", который проложен по дну Балтийского моря, и "Южный поток", который будет построен по дну Черного моря в 2015-2016 годах.

Проект газопровода "Южный поток"

"Северный поток" начнет функционировать уже в конце 2011 года и позволит доставлять в страны Европы 55 млрд кубометров газа в год. Пропускная способность "Южного потока" позволит транспортировать в Южную Европу еще 63 млрд кубометров российского газа. "Кроме того, сейчас планируется строительство третьей ветки "Северного потока", транзит газа по которой может составить порядка 30 млрд кубометров", – говорит РИА Новости аналитик ИФД "КапиталЪ" Виталий Крюков. Если эти проекты будут реализованы, то необходимость украинской ГТС для России будет под большим вопросом. "Это будут избыточные мощности", – говорит Танурков.

Торг за "трубу"

Активное строительство Россией новых газопроводов стало необходимо, когда стало ясно, что приобрести ГТС Украины будет очень и очень сложно. Россияне настаивают на слиянии газовых гигантов "Газпрома" и "Нафтогаза". Власти Украины исключают возможность слияния двух компаний.

Сейчас стороны продолжают переговоры о создании совместного предприятия "Газпрома" и "Нафтогаза", но, как заявил в конце июня Алексей Миллер, россияне относятся к созданию СП как к первому шагу по слиянию двух газовых концернов.

Украинцы, со своей стороны, вместо слияния газовых гигантов предлагают создать трехсторонний консорциум между Россией, Украиной и ЕС по управлению ГТС.

Чтобы ГТС была еще более привлекательной, в июле 2011 года власти Украины начали ее модернизацию, которая будет стоить не менее 3,5 млрд долларов. Украина надеется, что в модернизацию ГТС захотят вложиться и россияне, и европейцы. Премьер-министр Украины Николай Азаров отметил, что модернизация ГТС призвана доказать России конкурентоспособность украинского маршрута газотранспортировки. "Мы должны в кратчайшие сроки ее модернизировать, реконструировать, – значит снизить затраты по прокачке газа и предложить нашим партнерам конкурентные преимущества", – подчеркнул украинский премьер.

"Проблема в том, что украинцы готовы передать ГТС в управление консорциуму, но не в собственность, – подчеркивает Виталий Крюков. – Консорциум сможет управлять ГТС, будет обязан вкладывать туда деньги, но собственность останется за Украиной, что не устраивает россиян и европейцев". Сторонам было бы интересно получить долю ГТС, влиять на принимаемые решения, а не просто управлять мощностями, говорит Крюков.

Спор о цене транзита

Газопроводы России

Если сторонам так и не удастся договориться и российский газ в Европу пойдет в обход Украины, то страна лишится доходов от транзита. Виталий Крюков оценивает их примерно в 3,5 млрд долларов в год. Это может стать серьезной потерей для бюджета Украины, общие доходы которого в 2011 году составят 35,6 млрд долларов.

Цена транзита – это еще один болезненный вопрос в "газовом" споре между Россией и Украиной. В январе 2009 года Россия и Украина заключили контракт, по которому базовая ставка тарифа на транзит газа по территории Украины является "плавающей" и рассчитывается в зависимости от стоимости топливной составляющей и инфляции в Европе. К примеру, в первом квартале 2011 года она составляла 2,84 доллара за тысячу кубометров на 100 километров.

В июне 2011 года пресс-служба правительства Украины сообщила, что, по мнению украинских ученых, справедливая цена на транзит российского газа в Европу по территории ГТС Украины должна быть, по крайней мере, вдвое больше, чем действующая. По расчетам ученых, стоимость транспортировки тысячи кубометров газа на 100 километров украинской ГТС должна составлять 5,85 долларов, а ее цена на восточной границе Украины (для украинских потребителей) – 270,75 доллара за тысячу кубометров.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

ria.ru

"Трубы – в обмен на газ"

Президент Белоруссии Александр Лукашенко 27 мая рассказал об уступках, на которые готов пойти, чтобы Россия снизила цены на газ для Белоруссии до внутрироссийского уровня. По его словам, "Газпром" сможет увеличить с 50 до 51 процента, т.е. контрольного пакета, свою долю в белорусской компании "Белтрансгаз", владеющей проходящими по территории страны газопроводами, а другие заинтересованные российские инвесторы – получить контроль над "Мозырским нефтеперерабатывающим заводом".

Отвечая на вопросы студентов вузов города Могилева, Александр Лукашенко сказал следующее: "Если россияне скажут, что по внутрироссийским ценам будут продавать газ в Беларусь, мы – не против. Берите контрольный пакет". Он уточнил, что точно то же самое касается и нефтеперерабатывающих заводов: "Дешевая нефть – хорошие условия, но не бесплатно". Речь идет о том, что Белоруссия хочет получать от России значительно больше, чем сейчас, беспошлинной нефти. Однако в противном случае, по словам белорусского президента, его страна уйдет от зависимости от российской нефти. Он уже обратился к президенту Венесуэлы Уго Чавесу с просьбой организовать поставки нефти в Белоруссию, и нефть с первого танкера из Венесуэлы уже доставлена на "Мозырский нефтеперерабатывающий завод".

В целом в Москве инициативы белорусского президента были встречены более чем доброжелательно. Пресс-секретарь главы российского правительства назвал их серьезными и деловыми, а министр энергетики Сергей Шматко – интересными, отметив, правда, что российские инвестиции в Белоруссии должны быть защищены. Директор российского Международного института политической экспертизы Евгений Минченко считает, что последние предложения Лукашенко – потенциальный шанс достичь компромисса по спорным вопросам, которые сегодня существуют между Москвой и Минском:

– Я бы выделил такой нюанс: Москва с радостью восприняла не предложение, а факт начала торга. Если вы обратили внимание, Шматко сделал ряд оговорок по этому поводу. Поэтому, я думаю, для России важен сам факт "приглашения к танцам". Но, на мой взгляд, условия, которые обозначил Лукашенко, не очень приемлемы. Я думаю, что они каким-то образом будут скорректированы.

Хотя, в принципе, если речь идет о цене на газ для Белоруссии по российским ценам, то в ближайшей перспективе с этим не будет особых проблем. Стратегия, официально утвержденная правительством, говорит о том, что Россия в течение ближайших трех лет должна перейти на рыночные цены на газ внутри страны. Это означает, что, исключая экспортные пошлины, они должны быть внутри России такими же, как и на внешних рынках. Это Лукашенко можно смело обещать.

Ситуация в отношении нефти более сложная. Смысл в ликвидации экспортных пошлин на нефть для Белоруссии будет только в том случае, если белорусская нефтепереработка перейдет под контроль российского бизнеса. Почему сейчас возникают "войны" из-за пошлин на нефть, экспортируемую из России в Белоруссию? Потому что белорусский нефтеперерабатывающий бизнес является конкурентом российского на внешних рынках. Они берут российскую нефть и зачастую по демпинговым ценам продают нефтепродукты, произведенные из нее, на тех же рынках, что и российские компании.

– Александр Лукашенко не перестает повторять, что в случае неудачи переговоров об условиях поставок в Белоруссию российской нефти она может быть замещена сырьем из Венесуэлы. Насколько реален этот проект белорусского президента?– Я пока не вижу цифр и не понимаю, каким образом венесуэльская нефть, учитывая огромные транспортные расходы, может быть дешевле российской. К тому же, там достаточно сложная схема поставок. Возникает вопрос: как транспортировать эту нефть через Украину, особенно в условиях наметившегося сейчас российско-украинского сближения?

– Можно ли прогнозировать, что новые переговоры между Россией и Белоруссией по энергетическому сотрудничеству будут иметь не только экономический, но и политический контекст?– Российский бизнес до сих пор не принимает масштабного участия в приватизации Белоруссии по одной простой причине: Лукашенко прекрасно понимает, что экономическое влияние рано или поздно переходит в политическое. А это является угрозой для режима его личной власти. Поэтому он пытается сохранять систему управляемой экономики, в которой основным игроком является государство. В то же время, достаточно сложное экономическое положение, в котором сейчас находится Белоруссия, вынуждает ее вести переговоры о приватизации наиболее привлекательных объектов, а белорусские НПЗ всегда были наибольшим источником интереса российского бизнеса.

– Пойдет ли в итоге Россия на условия, предложенные белорусским президентом?

– На эти – нет. Я думаю, что будет какой-то торг, будут выдвигаться встречные российские предложения. Но, на мой взгляд, вероятность достижения каких-то договоренностей до президентских выборов в Белоруссии невелика.Финаносвый анаитик Андрей Сотник – о нефти в обмен на одеяла, специально для сайта Радио Свобода.

www.europalibera.org

Новости дня: Русских в Туркмении вновь обменяли на газ - Свободная Пресса

1 июля 2010 года во время прохождения паспортного контроля в аэропорту Ашхабада на московский рейс туркменские пограничники не пустили 12 пассажиров с двойным — российско-туркменским, гражданством. Им сообщили, что для выезда из Туркмении им придется отказаться от одного из двух паспортов.

Об этом со ссылкой на Туркменскую Хельсинкскую инициативу сообщило издание «Время новостей».

Собственно, чего-то подобного «Свободная Пресса» ожидала, но лишь через два с половиной года. Именно в 2013 голу заканчивается срок действия старых туркменских паспортов. Обмен их на новые в Туркмении идет полным ходом, однако с большим-пребольшим НО. Тем туркменистанцам, у кого помимо старого туркменского паспорта имеется еще и российский (а это в основном русские), в выдаче новых туркменских ксив тамошние чиновники отказывают под любым мало-мальски предлогом. И эта практика существует уже примерно год.

Корреспонденту «Свободной Прессы» еще весной довелось беседовать с одним из несчастных обладателей двойного гражданства. Зовут его Виктор, он родился и долго жил в Ашхабаде. Окончив затем российский ВУЗ, вернулся на туркменскую родину, но очень скоро понял, что русских там «уже не любят» и гораздо комфортнее зарабатывать на жизнь все же на исторической родине. Виктор успел оформить российский паспорт (позже эта лазейка окончательно захлопнулась), что позволило ему в дальнейшем периодически навещать в туркменской столице свою престарелую мать. В конце 2009-го он имел неосторожность в очередной раз прилететь в Ашхабад. Но ловушка захлопнулась. Его уже больше полугода не выпускают из страны, требуя отказаться от одного из гражданств.

«СП»: — Виктор, вы, действительно, оказались в серьезной ловушке…

— Не могу пробить эту железную стену. Тупиковая ситуация. Если откажусь от российского паспорта, то потеряю все в России — работу, семью, жилье и т. д., если же сдам туркменский паспорт — уже не смогу навещать пожилую матушку, поскольку получить визу в Туркменистан практически невозможно уже много лет. Так было и при Туркменбаши, и теперь продолжается при новом президенте Бердымухаммедове.

«СП»: — Придется мать забрать с собой в Россию?

— Я бы с удовольствием, но матушке уже под 80, вряд ли она перенесет этот переезд, смену климата.

«СП»: — А если самому остаться в Ашхабаде?

— Такое может предложить лишь человек, который не знаком с современными реалиями страны. Тут практически невозможно устроиться на работу, если ты русский. И в этом-то вся проблема.

«СП»: — В 2013 году старые туркменские паспорта перестанут действовать, что делать тем, кто не успел их обменять?

— Ха, владельцам второго — российского — паспорта обменять их уже не удастся. Те, кто постоянно живет в России, могут после 2013 года выбросить свой зеленый паспорт в мусорное ведро. Те, кто живет в Туркменистане, могут то же самое проделать со своим красным — российским — паспортом.

«СП»: — А российское посольство в Туркмении чем-то может помочь?

— Я уже полгода бьюсь над своей проблемой, куда только не обращался, но пока никакой помощи не ощутил…

Да, похоже, ловушка для обладателей двойного гражданства в наступившем июле заработала на полную катушку. Так, по данным «Времени новостей», лишь за несколько дней наступившего июля с московских рейсов уже было снято в общей сложности около 40 пассажиров, обладающих российскими и туркменскими паспортами.

…Впрочем, спорить бесполезно. Еще покойный Туркменбаши записал в Конституции страны норму, запрещающую туркменским гражданам получать второе гражданство. Новый президент страны переписал Конституцию своего бывшего шефа по-своему, но вот запретную норму оставил в неприкосновенности.

Кстати, до сего времени действовало практически устное соглашение, которое в 2003 года Туркменбаши заключил с тогдашним российским президентом Владимиром Путиным. Сделку давно уже прозвали «газ-люди», а история ее такова.

Договорившись весной 2003 года с «Газпромом» о стратегическом газовом партнерстве на 25 лет, Баши Великий решил в одностороннем порядке «закрыть» межправительственное соглашение о двойном гражданстве, подписанное в декабре 1993-го. Он дал всем обладателям двойного гражданства двухмесячный срок для выбора одного из них. Русскоязычные в Туркмении чрезвычайно разволновались. Еще бы, кому охота навечно стать заложником туркменского президента?!

И лишь звонок Путина заставил туркменского президента отказать от этой гнусности. Была даже создана двусторонняя совместная комиссия для решения проблемы. В результате, Туркменбаши вынужден был заявить, что права российских граждан в Туркмении ущемляться не будут. Но все понимали, Баша вернется к этому вопросу при первом удобном случае. Вскоре он, однако, умер, но, как видим, дело продолжает его преемник — К. Бердымухаммедов.

Кстати, Туркменская Хельсинкская инициатива сообщает, что некоторые из тех, кто не смог вылететь в Москву, обратились в посольство России в Ашхабаде за помощью, и якобы заместитель российского консула заявил, что готовит ноту для передачи в МИД Туркмении.

Вряд ли эта нота поможет, поскольку уже давно русских в Туркмении Москва обменяла на дешевый туркменский газ. Впрочем, если президент Медведев найдет время и сделает звонок своему туркменскому коллеге, проблема на некоторое время вновь отодвинется.

Справка «СП»

Туркменская Хельсинкская инициатива — независимая неправительственная организация, основанная 21 июля 2003 года в Варне, Болгария. Добровольное общество граждан, желающих заниматься наблюдением за ситуацией с правами человека в Туркменистане.

svpressa.ru

Труба в обмен на месторождение

Виктория Панфилова

Независимая Газета

У Туркмении появился шанс начать экспорт своего газа в ЕС. Цена вопроса – месторождение «Сердар». На него претендует Азербайджан, называя эти залежи газа «Кяпаз». При положительном решении спорного вопроса Баку предоставит Ашхабаду для экспорта доступ к своим трубопроводам. В Ашхабаде сделку называют неравноценной.

Президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов реанимировал проект поставок туркменского газа на европейский рынок. Этот вопрос был актуальным несколько лет назад, когда Европа искала газ, альтернативный российскому. Тогда Бердымухамедов предлагал европейцам покупать газ у туркменских границ по мировым ценам, оставляя на усмотрение европейцев вопрос строительства газопровода по дну Каспийского моря. Однако неурегулированный статус водоема стал непреодолимым препятствием на пути реализации этого проекта.

Сегодня почти весь добываемый в Туркмении газ поступает в Китай, в меньшем объеме – в Иран. Бюджетные проблемы, однако, это не решает. Средства от продажи газа в Китай направляются на погашение китайского же кредита. А с Ираном задействована бартерная схема – за экспортируемый природный газ в эту страну Туркмения получает в основном фрукты и овощи. Проект в афганском направлении, газопровод TAPI, если и будет реализован, то не скоро. Еще один участник туркменского газового рынка – Россия, похоже, надолго отказалась от местных углеводородов из-за дороговизны, делающей невозможной их выгодную перепродажу.

Экономическая ситуация в Туркмении между тем заметно ухудшилась. Власти ограничили доступ к приобретению валюты не только физическим лицам, но и юридическим. Туркменские предприниматели, работающие с зарубежными партнерами, вынуждены остановить все сделки. Попытка «НГ» получить информацию о золотовалютных резервах Туркмении успехом не увенчалась. Центробанк и Министерство финансов не ответили, потребовав официальный запрос, который «могут рассмотреть в скором времени».

«Золотой век», объявленный первым президентом Туркмении Сапармурадом Ниязовым, судя по всему, закончился давно. О нем уже не вспоминают. Тем более что с некоторых пор отменены субсидии на воду, свет, за которые раньше население не платило. Растет безработица: по различным данным, она уже превысила 40%. В начале нынешнего года массовые сокращения были проведены в нефтегазовом секторе. Ашхабад закрыт для иногородних, поэтому жителям других туркменских населенных пунктов подчас легче искать работу в Турции, с которой у страны безвизовый режим. По информации Радио «Азаттык» («Свобода»), закрытие столицы для жителей провинции может быть связано именно с «желанием чиновников предотвратить массовую миграцию безработных в Ашхабад в поисках работы». Люди уже выражают недовольство властями. И это накануне референдума по изменениям Конституции, которые позволят Гурбангулы Бердымухамедову в 2017 году баллотироваться в президенты третий раз подряд и, очевидно, не последний.

Попытки Бердымухамедова любой ценой спасти экономику понятны. Главная и, пожалуй, единственная надежда – газовая отрасль. На днях он побывал в Берлине, где на переговорах с канцлером ФРГ Ангелой Меркель обсудил возможность поставки топлива на европейский рынок. «Туркмения заинтересована в поставке энергетических ресурсов Западу», – сказал он на брифинге в Берлине, уточнив, что правительство страны представило в Европейскую комиссию свои предложения по этому вопросу.

По мнению экспертов, проблема заключается в отсутствии системы, посредством которой 30–40 млрд куб. м туркменского газа можно будет поставлять в Европу ежегодно. В условиях кризиса, когда у сторон нет средств на строительство инфраструктуры, более реальным видится вариант с использованием экспортной мощности Азербайджана. Баку не возражает против такого сотрудничества, но ожидает разрешения в свою пользу спора по вопросу принадлежности газоносного месторождения на Каспии. Об этом в Баку заявил первый вице-президент азербайджанской компании SOCAR Хошбахт Юсифзаде: «Верю, что этот вопрос в скором времени найдет положительное решение». По его словам, путь доставки туркменского газа в Европу через Азербайджан является наиболее оптимальным для Ашхабада. «Такой путь доставки туркменского газа в Европу – самый экономичный для Туркменистана. Наши трубопроводы проложены примерно до середины Каспия. Оттуда до Туркменистана остается небольшая дистанция», – добавил Юсифзаде. Однако, как стало известно «НГ», в Ашхабаде сделку называют неравноценной, но что Туркмения может предложить интересного азербайджанской стороне – пока неясно.

Источник: Независимая Газета

Вконтакте

Facebook

Twitter

Одноклассники

www.hronikatm.com

Сделка века «газ-трубы» — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Сделка века «газ-трубы», контракт века «газ-трубы» — долгосрочное соглашение (международный контракт) 1970 года между Советским Союзом и Федеративной Республикой Германии о поставке в СССР труб большого диаметра и другого оборудования для строительства газопровода в Западную Европу с платой за поставленные трубы и оборудование газом с месторождений Западной Сибири. Получило такое название из-за того, что явилось самым крупным за всю историю советско-германских/российско-германских и советско-европейских/российско-европейских соглашений, предполагающим сотрудничество в течение многих десятилетий.

Предыстория

Западногерманские промышленники и предприниматели еще с начала 1950-х годов предлагали активнее работать на восточных рынках. В 1952 году был создан Восточный комитет немецкой экономики, в который вошли руководители Федерального союза германской промышленности, Deutsche Bank, концерна Krupp и многих других. Глава металлургической компании «Otto Wolff» и председатель этого комитета Отто Вольф фон Амеронген в 1955 году стремился убедить власти ФРГ в необходимости установления дипломатических отношений с Советским Союзом.[1] В сентябре 1955 года состоялся визит канцлера ФРГ Конрада Аденауэра в Москву, который положил начало дипломатическим отношениям между Москвой и Бонном. Установление дипломатических отношений стало первым крупным шагом в направлении полномасштабного экономического сотрудничества. Тогда впервые на повестке дня возник вопрос о трубах.

В 1960 году было подписано долгосрочное соглашение между советскими внешнеторговыми организациями и немецкими фирмами на поставку труб большого диаметра. Канцлер Аденауэр вначале не препятствовал контрактам, но позднее наложил на них запрет, заявив 11 апреля 1963 года, что осуществление заказа «угрожает безопасности ФРГ». Правительство ФРГ, следуя рекомендациям КОКОМ, ссылалось и на «интересы безопасности союзников». Кредитование сделок прекратилось. В результате запрета на экспорт трубы большого диаметра, только концерн «Маннесман» потерял от 80 до 100 млн марок. Аналогичные убытки понесла фирма «Крупп».[2]

Запрет на поставки труб в СССР вызвал резко отрицательную реакцию у элиты западногерманского бизнеса и обсуждался в бундестаге. Из-за проблем с восточной торговлей часть западногерманского делового мира дистанцировалась от ХДС/ХСС. Это привело к определённым политическим изменениям. Начиная с 1966 года правым пришлось делить власть с социал-демократами и свободными демократами. А осенью 1969 года в ФРГ впервые было сформировано правительство без участия христианских демократов, которое возглавили федеральный канцлер социал-демократ Вилли Брандт и министр иностранных дел свободный демократ Вальтер Шеель. Началась эра новой восточной политики.[2]

Контракт века

Идея долгосрочного экономического сотрудничества, как показывает анализ предшествующих событий, имела долгую историю, в которой были подъёмы и спады. Новый импульс развитию германо-советских экономических отношений придало выступление министра иностранных дел СССР А. Громыко на выставке в Ганновере в 1969 году, где он предложил идею этого контракта «газ-трубы». Реакция официального Бонна была скептической, однако в предпринимательских кругах ФРГ она получила поддержку.

Начались труднейшие переговоры, проходившие в течение девяти месяцев попеременно в Вене, Москве, Эссене и Кёльне. Переговоры завершились заключением 1 февраля 1970 года в конференц-зале эссенского отеля «Кайзерхоф» соглашения, подписанного министром внешней торговли Николаем Патоличевым и министром экономики ФРГ профессором Карлом Шиллером, о поставке природного газа из СССР в Западную Германию.[2]

Адвокат Эберхард Кранц, представлявший Ruhrgas на всех важнейших переговорах, вспоминал:

Разумеется, по тем временам частная компания Ruhrgas не могла просто так, без оглядки на все происходившее вокруг, заявить, что мы намерены в широком масштабе закупать газ у Советов. Но это соглашение, невзирая на заявления некоторых его противников или просто пессимистов, гармонично вписывалось в тогдашний политический ландшафт ФРГ. Во время наших бесед и переговоров с советскими партнерами мы не ощущали противоречий между двумя политическими системами. Речь шла о деле, и оно было для представителей обеих сторон превыше всего.[2]

Были подписаны три договора. СССР обязывался ежегодно поставлять в Западную Германию 3 млрд кубометров природного газа. Германия в лице фирмы Mannesmann брала на себя обязательство расплатиться за получаемое топливо 1,2 млн тонн труб большого диаметра, предназначенных для прокладки газопровода на Запад. Компания Ruhrgas из Эссена должна была закупать газ и снабжать им клиентов в Германии через собственные газораспределительные сети. Финансовое обеспечение сделки гарантировал Deutsche Bank, выделивший на льготных условиях кредит в 1,2 млрд марок.[2]

В рамках контракта века «газ-трубы» трубы для магистральных газопроводов большого диаметра (1420 мм) ещё с 1960-х годов поставлялись немецкой фирмой Маннесман, и до конца 80-х годов доля концерна «Маннесман» в общем объёме поставляемых труб, как правило, не падала ниже 40 %.[3]

Благодаря этому товарообменному контракту века была заложена схема сотрудничества «инфраструктура и деньги в обмен на газ». В ходе реализации контракта появились газопроводы Оренбург — Западная граница, Уренгой — Помары — Ужгород и Ямбург — Западная граница.[4]

Высказывания по поводу сделки «газ-трубы»

Сделка вызвала неоднозначную реакцию в мире. Ниже приводятся высказывания по поводу заключённой сделки.

Представители СССР

  • Николай Комаров, в 70-е годы первый заместитель министра внешней торговли:
«Пробивать эту идею и не надо было, политических проблем не возникало, все были заинтересованы, „наверху“ согласовали довольно быстро. Если и были проблемы, то уже потом, в процессе строительства, только практического характера — сроки поставок, координация строительных работ с партнерами по СЭВ. Политических проблем не было».[2] «С нашей стороны у истоков сделки стояло экономическое ядро правительства — прежде всего Министерства нефтяной и газовой промышленности и внешней торговли. Личная заслуга в её реализации безусловно принадлежит двум людям — нефтегазовому министру Борису Щербине и главе Внешторга Николаю Патоличеву. Поддерживали „газ-трубы“ председатель Госплана Байбаков и премьер Косыгин. Но ни Совмин, ни Госплан принять такое решение не могли, требовалась санкция высшего политического руководства — Политбюро ЦК КПСС».[2]

Представители ФРГ

  • Отто Вольф фон Амеронген, в 1952—2000 годах председатель Восточного комитета немецкой экономики:
"В федеральном правительстве Западной Германии были те, кого не слишком воодушевляли перспективы расширения торговли с СССР в области природного газа. Даже Людвиг Эрхард, прекрасно понимавший значение восточного рынка, говорил мне: "Газопровод — это прекрасно, но мы же находимся в состоянии холодной войны. Убедил его простой аргумент: «Если нам удастся это, — говорил я, — если мы соединимся друг с другом газопроводом, то в Советском Союзе политическая картина будет меняться в лучшую сторону. Это будет намного больше, чем только продажа труб или закупка газа».[2]
  • Отто Вольф фон Амеронген:
«Американцы испытывали просто панический страх перед перспективой взаимозависимости немцев, их союзников по НАТО, и русских, потенциальных противников. Аргументы были иногда совершенно абсурдными. На полном серьезе утверждалось, например, что в случае военных действий трубопроводы из СССР на Запад могли бы обеспечить снабжение советской армии горючим. Представьте себе: заправлять русские танки прямо из газопроводов!

Аргументы политиков были смесью инстинктивного страха, сознательной враждебности и полного неведения относительно экономического будущего Европы. Профессионалы в Америке оценивали ситуацию иначе. В те годы я был членом правления крупнейшей нефтяной компании Exxon Corporation, и мы, конечно, обсуждали последствия широкомасштабных закупок советского газа.

Нефтяные короли сказали мне: „Действуй, Отто, не обращай внимания на Вашингтон“. Дескать, у парней в Белом Доме свой бизнес, а у нас с тобой — свой. Они, как и мы, были убеждены, что политическая риторика — это чепуха. А газопровод через континент — это, если хотите, инструмент, привязывающий не только нас к советским поставкам, но и, наоборот, ставящий их „кран“ в зависимость от Запада».[2]
  • Андреас Майер-Ландрут, в 80-е годы посол ФРГ в СССР:
«Американцы были очень заинтересованы в эмбарго против Советского Союза. При этом интересно, что американское лобби по экспорту зерна в 1981 году добилось-таки от Рейгана исключительного права на экспорт зерна в СССР, а бизнесмен Арманд Хаммер получил разрешение на поставки удобрений. На Германию оказывалось давление с целью добиться отказа от сделки „газ-трубы“, но Бонн твердо стоял на позиции, что этот договор был заключен раньше, и поэтому не подлежит эмбарго».[2]

Контракт века в кино

Событиям холодной войны, связанным с заключением сделки века «газ-трубы», посвящены

  • фильм «Ответная мера», 1974, Одесская киностудия. В главных ролях снялись актёры: Пётр Шелохонов, Наталья Фатеева, Леонид Каневский и др.
  • фильм «Контракт века», 1985, киностудия Ленфильм. В главных ролях снялись актёры: Гостюхин, Караченцов, Гафт, Борисов, Яковлев и др.

Напишите отзыв о статье "Сделка века «газ-трубы»"

Примечания

  1. ↑ [www.otto-wolff.ru/public/publ4.php Отто Вольф фон АМЕРОНГЕН (Германия УРОК НА БУДУЩЕЕ Российско-германские экономические отношения в XX веке (точка зрения предпринимателя)]
  2. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 [www.pseudology.org/gazprom/USSR_FRG.htm Екатерина Лабецкая, Фёдор Лукьянов Алексей Слободин, Юрий Шпаков Труба в бесконечность. Хроника самой большой сделки в российско-германской истории]
  3. ↑ [www.apn.ru/opinions/article9309.htm Юрий Солозобов Ещё раз про трубы и газ]
  4. ↑ [www.rsppenergy.ru/main/content.asp?art_id=4096 ТОРГОВЛЯ ГАЗОМ ОТ ЕЛЬЦИНА ДО ПУТИНА]

Отрывок, характеризующий Сделка века «газ-трубы»

Княжна, никогда не любившая Пьера и питавшая к нему особенно враждебное чувство с тех пор, как после смерти старого графа она чувствовала себя обязанной Пьеру, к досаде и удивлению своему, после короткого пребывания в Орле, куда она приехала с намерением доказать Пьеру, что, несмотря на его неблагодарность, она считает своим долгом ходить за ним, княжна скоро почувствовала, что она его любит. Пьер ничем не заискивал расположения княжны. Он только с любопытством рассматривал ее. Прежде княжна чувствовала, что в его взгляде на нее были равнодушие и насмешка, и она, как и перед другими людьми, сжималась перед ним и выставляла только свою боевую сторону жизни; теперь, напротив, она чувствовала, что он как будто докапывался до самых задушевных сторон ее жизни; и она сначала с недоверием, а потом с благодарностью выказывала ему затаенные добрые стороны своего характера. Самый хитрый человек не мог бы искуснее вкрасться в доверие княжны, вызывая ее воспоминания лучшего времени молодости и выказывая к ним сочувствие. А между тем вся хитрость Пьера состояла только в том, что он искал своего удовольствия, вызывая в озлобленной, cyхой и по своему гордой княжне человеческие чувства. – Да, он очень, очень добрый человек, когда находится под влиянием не дурных людей, а таких людей, как я, – говорила себе княжна. Перемена, происшедшая в Пьере, была замечена по своему и его слугами – Терентием и Васькой. Они находили, что он много попростел. Терентий часто, раздев барина, с сапогами и платьем в руке, пожелав покойной ночи, медлил уходить, ожидая, не вступит ли барин в разговор. И большею частью Пьер останавливал Терентия, замечая, что ему хочется поговорить. – Ну, так скажи мне… да как же вы доставали себе еду? – спрашивал он. И Терентий начинал рассказ о московском разорении, о покойном графе и долго стоял с платьем, рассказывая, а иногда слушая рассказы Пьера, и, с приятным сознанием близости к себе барина и дружелюбия к нему, уходил в переднюю. Доктор, лечивший Пьера и навещавший его каждый день, несмотря на то, что, по обязанности докторов, считал своим долгом иметь вид человека, каждая минута которого драгоценна для страждущего человечества, засиживался часами у Пьера, рассказывая свои любимые истории и наблюдения над нравами больных вообще и в особенности дам. – Да, вот с таким человеком поговорить приятно, не то, что у нас, в провинции, – говорил он. В Орле жило несколько пленных французских офицеров, и доктор привел одного из них, молодого итальянского офицера. Офицер этот стал ходить к Пьеру, и княжна смеялась над теми нежными чувствами, которые выражал итальянец к Пьеру. Итальянец, видимо, был счастлив только тогда, когда он мог приходить к Пьеру и разговаривать и рассказывать ему про свое прошедшее, про свою домашнюю жизнь, про свою любовь и изливать ему свое негодование на французов, и в особенности на Наполеона. – Ежели все русские хотя немного похожи на вас, – говорил он Пьеру, – c'est un sacrilege que de faire la guerre a un peuple comme le votre. [Это кощунство – воевать с таким народом, как вы.] Вы, пострадавшие столько от французов, вы даже злобы не имеете против них. И страстную любовь итальянца Пьер теперь заслужил только тем, что он вызывал в нем лучшие стороны его души и любовался ими. Последнее время пребывания Пьера в Орле к нему приехал его старый знакомый масон – граф Вилларский, – тот самый, который вводил его в ложу в 1807 году. Вилларский был женат на богатой русской, имевшей большие имения в Орловской губернии, и занимал в городе временное место по продовольственной части. Узнав, что Безухов в Орле, Вилларский, хотя и никогда не был коротко знаком с ним, приехал к нему с теми заявлениями дружбы и близости, которые выражают обыкновенно друг другу люди, встречаясь в пустыне. Вилларский скучал в Орле и был счастлив, встретив человека одного с собой круга и с одинаковыми, как он полагал, интересами. Но, к удивлению своему, Вилларский заметил скоро, что Пьер очень отстал от настоящей жизни и впал, как он сам с собою определял Пьера, в апатию и эгоизм. – Vous vous encroutez, mon cher, [Вы запускаетесь, мой милый.] – говорил он ему. Несмотря на то, Вилларскому было теперь приятнее с Пьером, чем прежде, и он каждый день бывал у него. Пьеру же, глядя на Вилларского и слушая его теперь, странно и невероятно было думать, что он сам очень недавно был такой же. Вилларский был женат, семейный человек, занятый и делами имения жены, и службой, и семьей. Он считал, что все эти занятия суть помеха в жизни и что все они презренны, потому что имеют целью личное благо его и семьи. Военные, административные, политические, масонские соображения постоянно поглощали его внимание. И Пьер, не стараясь изменить его взгляд, не осуждая его, с своей теперь постоянно тихой, радостной насмешкой, любовался на это странное, столь знакомое ему явление. В отношениях своих с Вилларским, с княжною, с доктором, со всеми людьми, с которыми он встречался теперь, в Пьере была новая черта, заслуживавшая ему расположение всех людей: это признание возможности каждого человека думать, чувствовать и смотреть на вещи по своему; признание невозможности словами разубедить человека. Эта законная особенность каждого человека, которая прежде волновала и раздражала Пьера, теперь составляла основу участия и интереса, которые он принимал в людях. Различие, иногда совершенное противоречие взглядов людей с своею жизнью и между собою, радовало Пьера и вызывало в нем насмешливую и кроткую улыбку. В практических делах Пьер неожиданно теперь почувствовал, что у него был центр тяжести, которого не было прежде. Прежде каждый денежный вопрос, в особенности просьбы о деньгах, которым он, как очень богатый человек, подвергался очень часто, приводили его в безвыходные волнения и недоуменья. «Дать или не дать?» – спрашивал он себя. «У меня есть, а ему нужно. Но другому еще нужнее. Кому нужнее? А может быть, оба обманщики?» И из всех этих предположений он прежде не находил никакого выхода и давал всем, пока было что давать. Точно в таком же недоуменье он находился прежде при каждом вопросе, касающемся его состояния, когда один говорил, что надо поступить так, а другой – иначе. Теперь, к удивлению своему, он нашел, что во всех этих вопросах не было более сомнений и недоумений. В нем теперь явился судья, по каким то неизвестным ему самому законам решавший, что было нужно и чего не нужно делать. Он был так же, как прежде, равнодушен к денежным делам; но теперь он несомненно знал, что должно сделать и чего не должно. Первым приложением этого нового судьи была для него просьба пленного французского полковника, пришедшего к нему, много рассказывавшего о своих подвигах и под конец заявившего почти требование о том, чтобы Пьер дал ему четыре тысячи франков для отсылки жене и детям. Пьер без малейшего труда и напряжения отказал ему, удивляясь впоследствии, как было просто и легко то, что прежде казалось неразрешимо трудным. Вместе с тем тут же, отказывая полковнику, он решил, что необходимо употребить хитрость для того, чтобы, уезжая из Орла, заставить итальянского офицера взять денег, в которых он, видимо, нуждался. Новым доказательством для Пьера его утвердившегося взгляда на практические дела было его решение вопроса о долгах жены и о возобновлении или невозобновлении московских домов и дач. В Орел приезжал к нему его главный управляющий, и с ним Пьер сделал общий счет своих изменявшихся доходов. Пожар Москвы стоил Пьеру, по учету главно управляющего, около двух миллионов. Главноуправляющий, в утешение этих потерь, представил Пьеру расчет о том, что, несмотря на эти потери, доходы его не только не уменьшатся, но увеличатся, если он откажется от уплаты долгов, оставшихся после графини, к чему он не может быть обязан, и если он не будет возобновлять московских домов и подмосковной, которые стоили ежегодно восемьдесят тысяч и ничего не приносили. – Да, да, это правда, – сказал Пьер, весело улыбаясь. – Да, да, мне ничего этого не нужно. Я от разоренья стал гораздо богаче. Но в январе приехал Савельич из Москвы, рассказал про положение Москвы, про смету, которую ему сделал архитектор для возобновления дома и подмосковной, говоря про это, как про дело решенное. В это же время Пьер получил письмо от князя Василия и других знакомых из Петербурга. В письмах говорилось о долгах жены. И Пьер решил, что столь понравившийся ему план управляющего был неверен и что ему надо ехать в Петербург покончить дела жены и строиться в Москве. Зачем было это надо, он не знал; но он знал несомненно, что это надо. Доходы его вследствие этого решения уменьшались на три четверти. Но это было надо; он это чувствовал. Вилларский ехал в Москву, и они условились ехать вместе. Пьер испытывал во все время своего выздоровления в Орле чувство радости, свободы, жизни; но когда он, во время своего путешествия, очутился на вольном свете, увидал сотни новых лиц, чувство это еще более усилилось. Он все время путешествия испытывал радость школьника на вакации. Все лица: ямщик, смотритель, мужики на дороге или в деревне – все имели для него новый смысл. Присутствие и замечания Вилларского, постоянно жаловавшегося на бедность, отсталость от Европы, невежество России, только возвышали радость Пьера. Там, где Вилларский видел мертвенность, Пьер видел необычайную могучую силу жизненности, ту силу, которая в снегу, на этом пространстве, поддерживала жизнь этого целого, особенного и единого народа. Он не противоречил Вилларскому и, как будто соглашаясь с ним (так как притворное согласие было кратчайшее средство обойти рассуждения, из которых ничего не могло выйти), радостно улыбался, слушая его.

Так же, как трудно объяснить, для чего, куда спешат муравьи из раскиданной кочки, одни прочь из кочки, таща соринки, яйца и мертвые тела, другие назад в кочку – для чего они сталкиваются, догоняют друг друга, дерутся, – так же трудно было бы объяснить причины, заставлявшие русских людей после выхода французов толпиться в том месте, которое прежде называлось Москвою. Но так же, как, глядя на рассыпанных вокруг разоренной кочки муравьев, несмотря на полное уничтожение кочки, видно по цепкости, энергии, по бесчисленности копышущихся насекомых, что разорено все, кроме чего то неразрушимого, невещественного, составляющего всю силу кочки, – так же и Москва, в октябре месяце, несмотря на то, что не было ни начальства, ни церквей, ни святынь, ни богатств, ни домов, была та же Москва, какою она была в августе. Все было разрушено, кроме чего то невещественного, но могущественного и неразрушимого.

wiki-org.ru

США не станут мешать «Северному потоку-2» в обмен на транзит газа по Украине

Новый газовый договор между Украиной и Россией. Каким ему быть и почему Киев сам выкопал для себя яму, в которую он вот-вот с благословения своих европейских «партнеров» свалится?

После встречи в Хельсинки президента США Дональда Трампа и президента России Владимира Путина последние сомнения по поводу строительства «Северного потока-2» отпали. Вначале Европа, а теперь Вашингтон согласились с вариантом, что Россия строит вторую очередь балтийской газовой трубы, а взамен обещает Киеву, что сохранить газовый транзит по его территории.

Это стало финальной чертой большой политической войны по созданию еще одного газового маршрута в обход украинской территории. Россия смогла убедить вначале Европу, а затем и США смириться с новой неизбежностью и начать планировать свои дальнейшие шаги исходя из этой новой реальности.

Без украинской трубы пока России не обойтись. Если в 2018 году Россия сможет продать в Европу 200 млрд. кубов газа, то украинский газовый маршрут априори будет востребован на уровне 40-60 млрд. кубов после 2020 года, то есть года, когда Москва окончит строительство новой трубы. А до того, загрузка украинской магистрали будет в любом случае составлять не менее 90-110 млрд. кубов.

И именно о такой сумме транзита, как о большом одолжении Киеву сегодня говорит министр энергетики России Александр Новак.

«Речь идет о ежегодных дополнительных поставках в объеме 17-25 млрд кубометров. В результате объемы транзита с прошлогодних 93,4 млрд кубов вырастут до 110-115 млрд, что соответствует уровню, заложенному в текущий контракт «Газпрома» и «Нафтогаза».

А далее, по расчетам Москвы Европа будет только наращивать объемы закупок, что позволит и после 2020 года нагружать украинскую трубу в нужных объемах. И это еще одна победа Москвы, так как она сможет связать своих европейских партнеров покупать именно ее газ, а не альтернативный.

При этом США затормозили свои СПГ проекты: они требуют гигантских инвестиций, а доставленный таким путём американский газ будет дороже российского и европейский потребитель не будет стоять в очереди за более дорогим газом. Да и в ЕС дали понять, что готовы отстаивать свои экономические интересы в вопросе о российском газе.

Так почему же я сегодня говорю о газовом провале Украины и об очередной победе Москвы в противостоянии с Киевом. Главным условием заключения нового транзитного контракта, Москва считает снятие всех спорных вопросов по поводу контракта 2009 года. Причем все это должно быть документально закреплено еще до подписания нового соглашения. А это не только отказ Киева от 4,6 млрд. присужденных ему денег, но и мировое соглашение по поводу исков, находящихся сегодня на рассмотрении в Стокгольме.

Согласится ли Киев на такой вариант? Сейчас нет, но уже через год, когда Европа будет наседать и постарается убедить стокгольмских «арбитров» пересмотреть свое решение (а кто-то думает, что там нет политики), Киев может и дрогнуть. Особенно, если к власти к тому времени придет новый режим. Например, «газовой принцессы» Юлии Тимошенко, заключившей с Россией в 2009 году злополучный газовый контракт.

К тому же Москва пока выносит за скобки условия нового соглашения. Она пока не говорит ни о цене транзита, ни о гарантированных объемах, на чем настаивает Киев. И она делает это отнюдь не случайно.

Дело в том, что в основу нового транзитного газового договора по требованию Киева и Брюсселя будут положены так называемые «европейские принципы». А они исключают понятие обязательных объемов прокачки. Более того, согласно нового договора Москва будет сдавать Киеву газ на его восточной границе.

А далее за него будет отвечать уже украинский оператор «Укртрансгаз». И стоимость транзита российского газа по украинской территории станет головной болью Европы. Кстати, именно поэтому Брюссель сегодня настаивает на необходимости передачи украинской ГТС в управление консорциуму с европейскими компаниями во главе (чтобы гарантировать поставки и сэкономить деньги). Причем поднимать стоимость транзита до бесконечности Киеву не дадут два обстоятельства. Во-первых, очень может быть, что не он будет решать этот вопрос, а во-вторых… транзит газа в Европу будет идти по наиболее выгодному для нее маршруту (рыночный принцип, которого так сегодня хотят в Киеве).

Но, как мы понимаем это может сыграть не на руку Киеву, а против него. Если «Газпром» предложит той же Германии очень выгодные условия транзита, то немцы согласятся на приоритетную прокачку газа именно по «балтийскому» маршруту, а украинский будет задействован только если основной маршрут будет заполнен под завязку или в случае форс-мажора.

А Москва может выставить такие условия, что Киеву придется работать на пределе рентабельности, либо идти договариваться в Москву о совместных действиях. А договариваться с Москвой в Киеве … это сегодня считают настоящей «зрадой».

Неутешительный итоги

Позиции США, Европы и России определены. Первые две умывают руки и оставляют Киев один на один с Москвой. Причем, те условия, которые уже озвучены Владимиром Путиным и Александром Новаком, не противоречат их договоренностям с Вашингтоном и Брюсселем.

Киев, конечно, может на них и не соглашаться. Но время сегодня работает явно против него. Уже летом 2019 года, когда до истечения старого газового контракта останутся считанные месяцы, а новая российская газовая труба будет почти построена, а еще перспективы вытащить деньги у России испарятся, новый украинский режим будет много более сговорчивым и пойдет на все условия, которые ему продиктуют настоящие договаривающиеся стороны, то есть ЕС и Россия.

А по-другому и быть не может. Подмандатная территория не имеет права что-то хотеть и выдвигать свои требования. Ее удел выполнять то, о чем договорился хозяин.

antifashist.com

Курилы в обмен на трубу — Рамблер/новости

«Газпром» сообщил о возможном начале в ближайшее время предметных переговоров по строительству газопровода в Японию, заявил глава компании Алексей Миллер в интервью телеканалу НТВ.

«Такие дискуссии ведутся. Без сомнения, такой проект может иметь место, — сказал Миллер. — В настоящее время эта тема только обозначена. Технологически это непростой вопрос, но осуществимый».

В настоящее время Япония закупает российский газ в сжиженном виде (СПГ) с сахалинского завода «Газпрома». В проекте «Сахалин-2» российскому холдингу принадлежит 50% плюс одна акция, британо-нидерландская Shell владеет 27,5% минус одна акция, японским Mitsui и Mitsubishi принадлежит 12,5% и 10% соответственно. Сахалинский завод СПГ производит порядка 10 млн тонн сжиженного газа в год, и большую часть этих объемов (около 80%) закупает как раз Япония.

У японцев резко выросла потребность в газе после того, как была приостановлена работа атомных электростанций, что, в свою очередь, было вызвано катастрофой на «Фукусиме-1». По данным Союза нефтегазопромышленников России, Япония, не имеющая собственной добычи, в прошлом году потребила 123 млрд кубометров газа. Для сравнения: общий объем потребления газа в России, чья территория примерно в 45 раз превосходит японскую, составляет около 170 млрд кубометров.

«На сегодняшний день Япония частично использует свои мощности в атомной энергетике, но весьма осторожно, — комментирует глава Фонда энергетического развития Сергей Пикин. — Так что в поставках энергоносителей японцы заинтересованы».

Но для России, по словам Пикина, было бы целесообразнее прокладывать в Японию не газопровод, а энергомост, — кабель.

«Это и надежнее, и проще, а главное — для России это будет продажа не сырья, а продукта с добавленной стоимостью», — поясняет эксперт.

Строительство газопровода для поставок российского газа в Японию обсуждается еще с 2014 года. Сначала японцы говорили о прокладке трубы от Сахалина до Хоккайдо (общая протяженность трубы — 1,35 тыс. км), стоимость строительства оценивалась в $5 млрд Причем предполагалось, что основную часть трубы будут строить японские компании.

В мае 2015 года Tokyo Gas предложила провести газопровод мощностью в 8 млрд кубометров в год с Сахалина уже до центральной части Японии. При возросшей протяженности (1,5 тыс. км) стоимость прокладки, по словам советника Tokyo Gas Сигэру Мураки, снизилась бы до $3,5 млрд

Главные риски прокладки трубы в Японию связаны с сейсмоактивностью региона.

Японцы, впрочем, ранее отмечали, что современные технологии такое строительство позволяют. В качестве примера приводилась технология прокладки подводных тоннелей между японскими островами, которая уже успешно используется.

Есть и еще один нюанс: газопровод — «труба о двух концах». Он привязывает не только покупателя к продавцу, но и продавца к покупателю. В то время как контракты по поставкам СПГ дают больше маневра и той и другой стороне.

Кстати, пока предметные переговоры о газопроводе не начались, Япония и Россия активизируют сотрудничество в области поставок сжиженного газа.

«Газпром», Mitsui и Mitsubishi подписали в пятницу соглашение по третьей очереди «Сахалина-2», которая добавит заводу СПГ 5,4 млн тонн мощности в год.

Кроме того, компании рассматривают возможность сотрдуничества по еще одному проекту «Газпрома», «Балтийский СПГ». Завод должен быть построен в районе порта Усть-Луга, мощность предприятия составит 10 млн тонн, заявил Миллер в интервью телеканалу RT. Вопрос прокладки газопровода, очевидно, носит скорее геополитический характер, нежели экономический. «Япония уже законтрактовала достаточные объёмы СПГ, но ради возвращения Курильских островов японцы согласны принять даже ненужный газ», — комментирует глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. В ноябре ряд зарубежные СМИ со ссылкой на источники сообщали, что в ходе декабрьского визита президента РФ Владимира Путина в Японию (он состоялся 15-16 декабря) будет обсуждаться вопрос возврата четырех островов Курильской гряды (Итуруп, Шикотан, Кунашир и Хабомаи) под юрисдикцию Японии. Взамен Россия получит ряд проектов с японскими компаниями, одним из главных должна стать как раз газовая труба.

«Японцы используют слабость президента России — любовь к газопроводным проектам», — говорит Корчемкин.

В ходе визита российской делегации в Токио был заключен целый ряд соглашений. Так, Минприроды и Минэкономразвития РФ договорились о сотрудничестве с японцами в области геологии и недропользования. Основной акционер проекта «Ямал-СПГ» компания «Новатэк» подписал несколько меморандумов о взаимопонимании в сфере сотрудничества по поставке СПГ, жидких углеводородов и оборудования, а также морских перевозок и совместном развитии рынков СПГ с теми же Mitsui и Mitsubishi, а также многопрофильный японский холдинг Marubeni.

Кроме того, «Ямал-СПГ» получит от Японского банка для международного сотрудничества (JBIC) кредит в €200 млн  Кстати, «Газпром» в понедельник сообщал, что получит кредит в размере €800 млн от J. P. Morgan и японских Mizuho Bank и Sumitomo Mitsui Banking Corporation.

«Роснефть» информирует, что с консорциумом японских компаний в составе Marubeni Corporation, Japan Oil, Gas and Metals National Corporation (JOGMEC) и INPEX CORPORATION займется разведкой, разработкой и добычей углеводородов на российской части шельфа Японского моря.

Что касается Курильских островов, Владимир Путин заявил, что разрешение территориального спора отвечает интересам обеих стран и призвал прекратить «исторический пинг-понг» по южным Курилам.

Но вопросов, по словам Путина, здесь много. «В том числе это вопросы хозяйственной деятельности и безопасности», — отметил российский лидер.

По итогам переговоров Путина и премьер-министра Японии Синдзо Абэ стороны приняли решение о начале совместных консультаций по совместной хозяйственной деятельности на Курильских островах.

news.rambler.ru


Видеоматериалы

24.10.2018

Опыт пилотных регионов, где соцнормы на электроэнергию уже введены, показывает: граждане платить стали меньше

Подробнее...
23.10.2018

Соответствует ли вода и воздух установленным нормативам?

Подробнее...
22.10.2018

С начала года из ветхого и аварийного жилья в республике были переселены десятки семей

Подробнее...
22.10.2018

Столичный Водоканал готовится к зиме

Подробнее...
17.10.2018

Более 10-ти миллионов рублей направлено на капитальный ремонт многоквартирных домов в Лескенском районе

Подробнее...

Актуальные темы

13.05.2018

Формирование энергосберегающего поведения граждан

 

Подробнее...
29.03.2018

ОТЧЕТ о деятельности министерства энергетики, ЖКХ и тарифной политики Кабардино-Балкарской Республики в сфере государственного регулирования и контроля цен и тарифов в 2012 году и об основных задачах на 2013 год

Подробнее...
13.03.2018

Предложения организаций, осуществляющих регулируемую деятельность о размере подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на 2013 год

Подробнее...
11.03.2018

НАУЧИМСЯ ЭКОНОМИТЬ В БЫТУ

 
Подробнее...

inetpriem


<< < Ноябрь 2013 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

calc

banner-calc

.