ГОСТ Р 55842-2013 (ИСО 30061:2007) Освещение аварийное. Классификация и нормы. Антипаническое освещение


Аварийное освещение помещений

Главная > Информационный раздел > Промышленное освещение > Аварийное освещение помещений

В зависимости от функционального назначения, промышленное освещение подразделяется на рабочее и аварийное. Рабочее освещение, по определению призвано обеспечивать необходимые условия работы предприятия в нормальном режиме. Система рабочего освещения создается за счет оптимального расположения выбранных светильников и источников света в целях создания необходимых условий труда, повышения его эффективности.

В случае, если в здании или отдельно взятом производственном помещении гаснет свет, освещение, называемое аварийным, призвано как минимум обеспечить возможность безопасного вывода людей, консервации производственного процесса, а при необходимости – создать на определенное время условия для продолжения работы предприятия. Соответственно, аварийное освещение подразделяется на эвакуационное и на резервное - освещение, необходимое для временного продолжения работы.

Требования к аварийному освещению содержатся в Своде правил «Естественное и искусственное освещение». (Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*"), утвержденном  Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010 N 783).

Эвакуационное освещение не связано с выполнением точных зрительных задача, а призвано лишь служить ориентиром для людей, показывающим маршруты и направления выхода. Тем не менее, аварийные светильники, и информация, которую они несут, должны быть доступны для обозрения на значительном расстоянии (20-30 метров), быть достаточно ярким, например, на случай задымления. В таком случае яркость светового указателя не должна быть ниже 10 кд/м2.

В свою очередь эвакуационное освещение подразделяется на освещение:

  • путей эвакуации
  • зон повышенной опасности
  • больших площадей (антипаническое освещение).

Светильники для освещения путей эвакуации на промышленном объекте располагают:

- в коридорах и проходах по маршруту эвакуации; - при пересечении проходов и коридоров; - в местах изменения (перепада) уровня пола или покрытия; - в зоне каждого изменения направления маршрута; - на лестничных маршах, при этом каждая ступень должна быть освещена прямым светом; - перед каждым эвакуационным выходом; - перед каждым пунктом медицинской помощи; - в местах размещения плана эвакуации, первичных средств пожаротушения, средств экстренной связи и других средств, предназначенных для оповещения о чрезвычайной ситуации.

Эвакуационное освещение зон повышенной опасности предназначено для безопасного завершения процесса или ситуации, способных создать угрозу.

Эвакуационное освещение больших площадей (антипаническое освещение) необходимо для помещений площадью свыше 60 м2 в целях предотвращения паники и создания условий для безопасного подхода к путям эвакуации.

Минимальная продолжительность работы эвакуационного освещения устанавливается в 1 ч, а также определяется временем, при котором существует опасность для людей. Уже через 5 секунд после нарушения питания рабочего освещения, светильники для освещения путей эвакуации должны обеспечивать 50% нормируемой освещенности, а через 10 секунд – 100%. Минимальная освещенность эвакуационного освещения должна составлять не менее 10% от данного показателя рабочего освещения, а в абсолютном измерении – не менее 15Лк.

Резервное освещение необходимо, когда условия технологического процесса или ситуации требуют продолжения работы при сбоях питания рабочего освещения. Наличие резервного освещения предусмотрено и в тех случая, когда нарушение обычного светового режима может вызвать: - гибель, травмирование или отравление людей; - взрыв, пожар, длительное нарушение технологического процесса; - утечку токсических и радиоактивных веществ в окружающую среду; - нарушение работы электрических станций, узлов связи, канализации, вентиляции и теплофикации, и других объектов.

Минимальная освещенность от светильников для резервного освещения должна составлять не менее 30% нормируемой освещенности для общего рабочего освещения.

Законодатель рекомендует использовать в целях аварийного освещения светодиодные источники света, в качестве приоритетных, допустимы также люминесцентные, газоразрядные и в крайнем случае лампы накаливания.

Питание аварийных светильников осуществляется за счет источников, не связанных с источниками питания рабочего освещения, например это могут быть блоки аварийного питания.

 

2svet.ru

Аварийное освещение детских садов, школ и учебных заведений

ТИПЫ И ТРЕБОВАНИЯ К АВАРИЙНОМУ ОСВЕЩЕНИЮ

В зданиях общеобразовательных и дошкольных образовательных организаций наряду с рабочим и дежурным освещением, должно предусматриваться аварийное освещение.

Аварийное освещение школ, детских садов, учебных заведений предусматривается на случай нарушения питания основного (рабочего) освещения и подключается к источнику питания, не зависимому от источника питания рабочего освещения.

Аварийное освещение подразделяется на эвакуационное и резервное.

Эвакуационное освещение включает в себя:     - освещение путей эвакуации;     - эвакуационное освещение зон повышенной опасности;     - эвакуационное освещение больших площадей (более 60 м2 – антипаническое освещение).

Резервное освещение предусматривают в случаях, когда нарушения в сети питания рабочего освещения не должны препятствовать продолжению работы оборудования (при непрерывных технологических процессах) или в ситуациях, когда могут произойти такие нарушения в работе оборудования, которые создадут опасность для людей. Резервное освещение предусматривают в помещениях диспетчерских, операторских, электрощитовых, здравпунктах, дежурных пожарных постах, на постах постоянной охраны; в гардеробах с числом мест хранения 300 и более; в детских комнатах; в групповых и игральных-столовых детских дошкольных учреждений.

Освещение путей эвакуации в зданиях следует устраивать:     - в коридорах и проходах по маршруту эвакуации;     - в местах изменения (перепада) уровня пола или покрытия;     - на лестницах – каждый марш должен быть освещен прямым светом, особенно верхняя и нижняя ступени;     - в зоне каждого изменения направления пути эвакуации;     - на пересечении проходов и коридоров;     - перед каждым пунктом медицинской помощи;     - в местах размещения средств экстренной связи и других средств, предназначенных для оповещения о чрезвычайной ситуации;     - в местах размещения первичных средств пожаротушения;     - в местах размещения плана эвакуации;     - снаружи – перед каждым конечным выходом из здания.

Требования к аварийному освещению школ отражены в СП 251.1325800.2016 «ЗДАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Правила проектирования».

Требования к аварийному освещению детских садов отражены в СП 252.1325800.2016 «ЗДАНИЯ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Правила проектирования».

Более полная информация к требованиям аварийного освещения школ и детских садов отражена в своде правил СП 256.1325800.2016 «ЭЛЕКТРОУСТАНОВКИ ЖИЛЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ. ПРАВИЛА ПРОЕКТИРОВАНИЯ И МОНТАЖА». Актуализированная редакция СП 31-110-2003.

Проект аварийного освещения детского сада, школы, учебного заведения должен удовлетворять

     - светотехническим требованиям к уровню и равномерности освещения на путях эвакуации, на открытых пространствах и в зонах повышенной опасности, а также на лестничных маршах в зданиях с постоянным пребыванием маломобильных групп населения и детей дошкольного возраста;     - требованиям, предъявляемым к эвакуационным знакам безопасности, знакам пожарной безопасности и другим знакам безопасности – сигнальные цвета, сигнальная разметка, геометрическая форма, графическое изображение, размеры и правила размещения.     - требованиям к аварийным светильникам, световым эвакуационным указателям, системам с центральным аккумулятором;     - требованиям к электропроводке и кабельным линиям;     - требованиям подключения аварийного освещения к системе электроснабжения здания;     - требованиям к мониторингу исправности аварийного освещения;     - требованиям к управлению аварийным освещением.

БАЗОВЫЕ РЕШЕНИЯ

Выбор того или иного решения определяется не только техническими характеристиками оборудования, но и инвестиционной стоимостью и стоимостью последующей эксплуатации. Для аварийного освещения школ, учебных заведения или детских садов могут использоваться следующие типы решений:

     - автономные светильники аварийного освещения с аккумуляторными батареями;     - системы аварийного освещения с центральным аккумулятором.

Для того, чтобы определить, какое решение будет оптимальным, необходимо рассчитать требуемое количество светильников аварийного освещения и эвакуационных указателей. Далее, необходимо оценить стоимость эксплуатации. Все автономные светильники требуют периодической замены аккумуляторов. Замена аккумуляторов должна выполняться каждые 3-4 года. Аккумуляторная батарея является одним из самых дорогих элементов в светильнике. Ее стоимость может достигать до 50% стоимости светильника, а для бюджетных модификаций - до 70-80%. К затратам на приобретение новых аккумуляторов необходимо прибавить стоимость работ по монтажу/демонтажу светильника, сборке/разборке, подключению аккумулятора, обратному подключению светильника к сети рабочего напряжения. Исходя из средней продолжительности работы аварийного светильника (10 лет для светодиодных светильников) можно оценить стоимость владения системой аварийного освещения с применение автономных светильников.

В системах аварийного освещения с центральной батареей применяется другой тип аккумуляторов – необслуживаемые свинцово-кислотные большой емкости. Аккумуляторы данного типа имеют длительный срок службы до 10-12 лет.  Замена аккумуляторов не требует затратного монтажа/демонтажа светильников, выполняется путем простой замены старых аккумуляторов на новые в аккумуляторном шкафу.

В детских садах и школах, с небольшим количеством аварийных светильников и указателей, приемлемым по затратам решением, будет использование светильников с аккумуляторами. При этом, возможно использование светильников рабочего освещения со встроенными блоками аварийного питания.

Для крупных учебных заведений, где количество светильников аварийного освещения более 200 единиц – целесообразно рассмотреть возможность применения систем аварийного освещения с центральной батареей. Дополнительным преимущество применения централизованных систем является возможность выполнения функций центрального мониторинга исправности аварийного освещения, интеграция с системами пожарной автоматики, автоматизации и диспетчеризации здания.

СВЕТИЛЬНИКИ ДЛЯ АВАРИЙНОГО ОСВЕЩЕНИЯ ШКОЛ, УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ, ДЕТСКИХ САДОВ

Светильники для освещения путей эвакуации

Для освещения путей эвакуации могут быть использованы различные типы светильников, в том числе и светильники универсального применения или светильники рабочего освещения с блоками аварийного питания. Однако, наиболее эффективным решением может быть применение светильников со специальной оптикой, которая формирует направленный световой поток, создает на поверхности пола «световою дорожку» вдоль коридоров и эвакуационных проходов. Преимуществом использования светильников со специальной оптикой, является большая дистанция установки светильников друг от друга, что позволяет снизить бюджет на закупку оборудования.

 

 

 

OWA FL RP

OWA SU

ONTEC R

Подробнее смотрите в разделе: Аварийные светильники

 

Светильники для антипанического освещения

В больших помещениях с открытыми пространствами необходимо использовать антипаническое освещение. Данный тип освещения служит для ориентации людей в пространстве, позволяет обеспечить безопасный выход к путям эвакуации, предотвратить панику в помещениях с большим количеством людей. В больших помещениях, наряду с антипаническим освещением, вдоль эвакуационных проходов, локально предусматривается освещение путей эвакуации.

 

 

 

OWA FL AP

Starlet White SO

iTECH

Подробнее смотрите в разделе: Аварийные светильники

 

Светильники для освещения безопасности

Данная категория светильников должна иметь более высокие световые потоки и возможность применения в помещениях технического назначения в условиях воздействия различных неблагоприятных факторов.

 

 

 

PRIMOS II

HELIOS LED HPS

OUTDOOR LED

Подробнее смотрите в разделе: Аварийные светильники

 

Световые эвакуационные указатели

Световые указатели применяются для обозначения эвакуационных выходов или направлений движения к эвакуационным выходам. Различаются по способу монтажа, дальности распознавания, типу табло, защите от попадания пыли и влаги IP. Модификации указателей могут различаться режимами работы, емкостью аккумуляторов (временем работы в аварийном режиме), ручным или автоматическим тестированием исправности.

 

 

 

Nashi S LED

Ontec S

Ontec G

 

 

 

Twins

Primos SGN

INFINITY II AC

Подробнее смотрите в разделе: Световые указатели

По всем интересующим Вас вопросам звоните по телефону или отправляйте запрос почтой.

Тел: +7 (495) 740-28-29e-mail: [email protected]

exit-svet.ru

Проектирование освещения офисов (часть 1)

     Для освещения офисов могут быть использованы и многие другие осветительные системы, в том числе описанные в разделе Светильники.

    Во многих офисных помещениях устанавливают некоторое количество светильников в запотолочном пространстве, что облегчает обслуживание находящихся там коммуникаций.

    Расчетная таблица со всеми вычисленными данными показана на Рис. 2.

 

Рис.2 Результаты расчета освещенности в помещениях офиса

    Требуемое количество светильников в  помещениях 15 и 16 рассчитано с использованием программы DIALux.

    Расставляем светильники, как показано на Рис. 3. Встраиваемые светильники устанавливают в ячейки подвесного потолка. Необходимо учитывать, что кроме осветительных приборов ячейки потолка занимают вентиляционные решетки, пожарные датчики и другое оборудование. Поэтому при выполнении светотехнических расчетов необходимо согласовывать свои действия с проектировщиками других систем. Кроме того, часть запотолочного пространства может быть занята уже установленными вентиляционными коробами, что требует тщательного изучения запотолочного пространства.

 

Рис. 3 План расстановки светильников в помещениях офиса

    На рисунках 4…6 показаны расчеты освещенности программными методами (с использованием программы DIALux). Уровень освещенности в помещении оценивается по изображенным на рисунках изолиниям освещенности (изолюксам) – линиям равной освещенности, выраженной в люксах. Данная программа находится в свободном доступе на официальном сайте разработчика www.dialux.com. После скачивания и установки программы необходимо скачать модули с базами данных светильников с сайтов производителей осветительного оборудования. Но, необходимо учитывать, что эта программа не учитывает требований российских стандартов, о чем подробно написано в статье «Нормирование освещенности при расчетах». Там же описано, в каких точках мы должны оценивать освещенность в соответствии с ГОСТ Р 54944-2012.

 

Рис. 4 Изолинии освещенности кабинета

 

Рис. 5 Изолинии освещенности рисепшн

 

Рис.6 Изолинии освещенности в комнате переговоров

 

    При расчете освещенности программными методами необходимо следить за тем, что бы места установки встраиваемых в потолки светильников соответствовали конфигурации подвесного потолка.

    Желательно проверить все помещения по максимально допустимой удельной мощности (таблица 9) в  СП 52.13330-2011. В этой таблице мощности приведены с учетом потерь в ПРА. Вычисление индекса помещения подробно изложено в статье «Расчет освещенности» и его значения вычисляются в расчетной таблице. В расчетной таблице потери в ПРА не учтены. При использовании электронных ПРА полученные в расчетной таблице значения необходимо умножить на 1,1. Для электромагнитных ПРА - на 1,4.

    В офисах, как правило, используют светильники с ЭПРА. Поэтому искомую величину мощности получим, умножив данные из столбца с Руд из расчетной таблицы на коэффициент 1,1. В данном расчете в помещениях со светильниками OTR/R удельная мощность несколько выше допустимой. Но, использование подобных светильников в небольших помещениях, не должно создавать из-за этого проблему.

        Рассмотрим вопросы аварийного освещения. Для аварийного освещения могут быть использованы отдельные, независимые от рабочего освещения линии электроснабжения. В некоторых офисных центрах для этого используют мощные блоки бесперебойного питания, обеспечивающие работу светильников аварийного освещения всего здания. Светильники аварийного и рабочего освещение могут быть подключены к электрощитам, запитанным от разных независимых друг от друга трансформаторных подстанций. Если электроснабжение здания организовано от одного трансформатора подстанции, или если разные трансформаторы получают питание от одной высоковольтной линии, то лучшим решением является использование светильников со встроенными аккумуляторами.

    В светильниках с люминесцентными лампами в аварийном режиме от встроенного аккумулятора включается только одна лампа (в расчетной таблице n=1). Продолжительность автономной работы в зависимости от мощности лампы составляет от одного до пяти часов. Некоторые светильники можно заказать с аварийным блоком (например, PRBLux и ARCTIC). Для других светильников можно приобретать отдельные блоки и подключать их к светильникам. При мощности лампы 18 Вт заряда аккумуляторной батареи хватает на 2 – 3 часа работы (по требованиям к аварийному освещению – не менее 1 часа). Осветительные приборы аварийного освещения необходимо помечать буквой «А» красного цвета. При использовании светильников с аккумуляторами они комплектуются специальной наклейкой.

    Для рассматриваемого офиса необходимо предусмотреть эвакуационное освещение в обеих частях коридора. Для этого используем светильники с встроенными аккумуляторами. На плане расстановки светильников (Рис. 3), аварийные осветительные приборы помечены буквой «А». По нормативам необходимо в аварийном режиме обеспечить освещенность не менее 1 лк на полу вдоль центральной линии прохода при неравномерности не более 40. Для  обеспечения требуемой освещенности достаточно по одному светильнику на каждую часть коридора. Но неравномерность распределения освещенности вдоль коридора получается недопустимо большой. Например, при размещении светильника в центре коридора длиной 17 метров освещенность на уровне пола под светильником равна 100 лк, а в начале и конце коридора около 1 лк. Поэтому на каждую часть коридора ставим по 2 аварийных осветительных прибора.

    В некоторых случаях (в зонах повышенной опасности) требуемая освещенность эвакуационного освещения увеличивается до 15 лк. Офисы, как правило, не относятся к таким помещениям. Так же для офисного помещения может не предусматриваться резервное освещение. Хотя во многих офисных центрах устанавливают мощные резервные генераторы.

    Вычисление освещенности аварийного освещения в протяженных коридорах предпочтительно проводить программными средствами, так как вследствие повышенной неравномерности освещенности при методе коэффициента использования сложно правильно выставить коэффициент z, учитывающий эту неравномерность.

    Площадь помещения № 17 превышает 60 квадратных метров. Значит в соответствии с п.  СП 52.13330-2011 в нем должно быть установлено аварийное антипаническое освещение, обеспечивающее на уровне пола освещенность не менее 0,5 лк при неравномерности не более 40. Здесь также для удовлетворения требований неравномерности установим 2 аварийных осветительных прибора.

    Для удобства обслуживания электрощитов и сервера в случае пропадания напряжения поставим в данные помещения по одному аварийному светильнику. Для помещений 1 и 4 нет требований установки аварийных осветительных приборов, но в помещения руководителей их желательно устанавливать.

    Световые указатели выхода устанавливают в помещениях, где возможно пребывание 50 и более человек. Устанавливаем их около выходной двери из офиса и на повороте коридора. Указатели выхода должны вести людей на эвакуационные лестницы, но не к лифтам, которые в некоторых случаях опускаются на первый этаж и отключаются (например, при пожаре). Все современные указатели выхода имеют в своем составе аккумуляторный блок , обеспечивающий его работу при пропадании напряжения в течении трех и более часов. Для удобства потребителей указатели выхода комплектуют наклейками с различными обозначениями путей эвакуации по ГОСТ Р 12.4.026-2001.

    Требования к системе аварийного освещения более подробно рассмотрены в статьях Аварийное освещение  и  Светильники для аварийного освещения. Так же в оглавлении к сайту можно найти статьи, посвященные электропроводкам и электроснабжению аварийного освещения как одной из составных частей систем обеспечения безопасности зданий.

    Проектировщики, занимающиеся светотехническими расчетами, должны всегда стараться произвести измерения освещенности после монтажа осветительной системы. Не забывая при этом, что освещенность в контрольных точках должна превышать величину 0,9КзЕн, где Eн – нормируемая освещенность, Кз – коэффициент запаса, принимаемый по таблице 3 в СП 52.13330.2011. Также целесообразно измерить освещенность в помещениях после расстановки столов и мебели, что бы на практике увидеть их влияние на распределение освещенности.

                                                                                                                                                  Виктор Чернов

                                                                                                                                                 7 августа 2013 г.

   Ко  второй части статьи

    К ОГЛАВЛЕНИЮ (Все статьи сайта)

    К разделу  СВЕТИЛЬНИКИ 

electromontaj-proekt.ru

Освещение антипаническое | ИНФОРМАЦИОННО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

1 Строительство и развитие РСЧС и гражданской обороны-1.1 Строительство и развитие РСЧС и гражданской обороны-1.2 Нормативное правовое обеспечение функционирования РСЧС и гражданской обороны--1.2.1 ФЗ, инкорпорации нормативно-правовых актов--1.2.2 Нормативно-правовое обеспечение РСЧС, экспертиза--1.2.3 Нормативная база по обеспечению проведения ПРО(С)Н--1.2.4 Законодательная НПБ по вопросам транспортирования опасных грузов (ОГ)--1.2.5 НПБ по ЛАРН--1.2.6 Вопросы технических регламентов--1.2.7 Вопросы надзорной деятельности--1.2.8 НПБ по защищенности КВО--1.2.9 НПБ в области ПБ-1.3 Организационно-методическое обеспечение функционирования РСЧС и гражданской обороны-1.4 Силы РСЧС и гражданской обороны-1.5 Теоретические основы защиты населения в чрезвычайных ситуациях2 Гражданская оборона-2.1 Общие вопросы ГО в военное время-2.2 Опасности-2.3 Доработка Устава Войск ГО, правовых актов военного времени-2.4 Разработка программы строительства Войск ГО, технического оснащения, ГПВ-2.5 Вопросы эвакуации-2.6 Категорирование городов, НП, КВО, оперативное оборудование территорий РФ в интересах ГО-2.7 Разработка СНиП, СП и других документов по ЗС ГО-2.8 Запасы МТС и иных средств в целях ГО-2.9 Захоронение трупов-2.10 Вопросы маскировки3 Мобилизационная подготовка4 Мониторинг окружающей среды, потенциально опасных территорий и объектов-4.1 Построение системы мониторинга и прогнозирования ЧС (СМП ЧС)-4.2 Использование космических средств для прогнозирования, выявления и контроля ЧС-4.3 Радиационный мониторинг-4.4 Мониторинг и прогнозирование состояния ППОО-4.5 Дозиметрический, химический, бактериальный контроль и др.-4.6 Определение критических уровней антропогенного воздействия-4.7 Комплексная система научного мониторинга ЧС, в т.ч. на КВО5 Прогнозирование чрезвычайных ситуаций, оценка риска чрезвычайных ситуаций-5.1 Прогнозирование--5.1.1 Прогнозирование ЧС--5.1.2 Прогнозирование техногенных рисков--5.1.3 Прогнозирование риска аварийных взрывов--5.1.4 Прогнозирование аварий на ГТС--5.1.5 Прогнозирование ЧС на транспорте (ДТП)--5.1.6 Прогнозирование природных ЧС--5.1.7 Прогнозирование наводнений, ледовых заторов--5.1.8 Прогнозирование радиационных аварий и загрязнения РВ--5.1.9 Прогнозирование загрязнения ХВ--5.1.10 Прогнозирование аварий с разливами нефти и нефтепродуктов--5.1.11 Прогнозирование загрязнения БС--5.1.12 Прогнозирование последствий терактов--5.1.13 Прогнозирование экологических рисков, ЧС экологического характера--5.1.14 Прогнозирование космических ЧС-5.2 Оценка риска--5.2.1 Картирование--5.2.2 Оценка социально-экономических последствий ЧС--5.2.3 Социологические исследования социальных последствий ЧС--5.2.4 Оценка рисков для территорий--5.2.5 Система независимой оценки рисков (СНОР)6 Предупреждение чрезвычайных ситуаций-6.1 Предупреждение возникновения источников чрезвычайных ситуаций-6.2 Декларирование объектов и лицензирование опасных видов деятельности-6.3 Снижение последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий-6.4 Страховой фонд документации на объекты повышенного риска7 Экономическое регулирование безопасности в чрезвычайных ситуациях-7.1 Вопросы внебюджетного финансирования мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС-7.2 Вопросы инвестирования-7.3 Вопросы компенсации нанесенного ущерба-7.4 Вопросы страхования и перестрахования от ЧС-7.5 Вопросы инновационной деятельности-7.6 Финансирование мероприятий ГО-7.7 Вопросы оказания финансовой помощи пострадавшим-7.8 Вопросы экономической эффективности деятельности организаций МЧС России-7.9 Финансирование БЖД8 Защита населения и спасателей в чрезвычайных ситуациях-8.1 Государственный доклад--8.1.1 Разработка государственного доклада о состоянии защиты населения-8.2 Защита в ЧС--8.2.1 Общие вопросы защиты населения и спасателей--8.2.2 Защита при ЧС природного характера--8.2.3 Защита от радиационной опасности--8.2.4 Защита от химической опасности--8.2.5 Защита от биологической опасности--8.2.6 Защита при разрушении ГТС-8.3 Средства защиты--8.3.1 СИЗ и средства медицинской защиты--8.3.2 Защитная одежда--8.3.3 Охрана труда спасателя--8.3.4 Телемедицина9 Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях10 Технические средства мониторинга, разведки и ликвидации чрезвычайных ситуаций-10.1 Средства авиации--10.1.1 Ка-226, Ка-226А--10.1.2 Бе-200ЧС--10.1.3 Выливные устройства--10.1.4 Система высокоточного позиционирования--10.1.5 Взрывное дробление льда--10.1.6 Парашютно-грузовая система ПГС-1000Р--10.1.7 Сбор нефти и нефтепродуктов--10.1.8 Авиационные модули (ММВ, ММС)-10.2 Противопожарные средства, техника, оборудование и снаряжение--10.2.1 Специальная одежда--10.2.2 ТС для борьбы с лесными пожарами--10.2.3 Спасательные устройства--10.2.4 ПСА--10.2.5 Установки пенного тушения-10.3 Аварийно-спасательная техника, оборудование и инструмент--10.3.1 Общие вопросы--10.3.2 Аварийно-спасательный инструмент--10.3.3 Аварийно-спасательные машины--10.3.4 Эластомерные конструкции--10.3.5 Электроэнергетическое оборудование для АСС--10.3.6 Баллоны высокого давления--10.3.7 Другие АСС--10.3.8 СТЭМП--10.3.9 МОК-ЧС--10.3.10 Специальные средства при ЛП ДТП-10.4 Робототехнические средства--10.4.1 Наземные робототехнические средства--10.4.2 ДПЛА-10.5 Средства для первичного жизнеобеспечения пострадавшего населения-10.6 Средства поиска пострадавших-10.7 Средства разведки--10.7.1 ТС РХР--10.7.2 Мобильный комплекс «Лидар»--10.7.3 ТС приема и анализа авиационно-космической информации--10.7.4 «Струна-3М», ТС инженерной разведки--10.7.5 Создание лаборатории поиска ППОО, контроля ППОО--10.7.6 БПЛА--10.7.7 ТС авиационного мониторинга--10.7.8 Видеоразведка-10.8 Средства проведения подводных работ-10.9 Средства спасения на воде-10.10 Эксплуатация и ремонт технических средств-10.11 Средства дегазации и дезактивации-10.12 Другие средства--10.12.1 Средства контроля за функциональным состоянием организма человека--10.12.2 ППУ, МПУ--10.12.3 Тренажеры--10.12.4 Противолавинный комплекс--10.12.5 Мобильный диагностический комплекс для оценки сейсмичности зданий (МДКОС)--10.12.6 Средства защиты--10.12.7 Средства оповещения о пострадавших и др.--10.12.8 Сборно-разборные контейнеры (СРК)--10.12.9 Источники тока--10.12.10 Стенды исследовательские, испытательные--10.12.11 Другие средства11 Технологии ведения аварийно-спасательных работ-11.1 Общие вопросы ведения АСДНР-11.2 АСР при обрушении зданий и сооружений-11.3 АСР на метрополитене-11.4 Технологии поиска пострадавших-11.5 Технологии ведения поисковых работ с применением обученных собак-11.6 АСДНР при наводнениях и затоплениях-11.7 АСДНР при обвалах, оползнях, селях, снежных лавинах, ураганах, тайфунах, смерчах-11.8 Взрывные работы-11.9 Разминирование, обезвреживание ВОП-11.10 АСДНР в условиях радиоактивного и химического загрязнения-11.11 Подводные и надводные спасательные работы-11.12 АСР с помощью средств авиации-11.13 Ликвидация последствий аварийных разливов нефти и нефтепродуктов-11.14 Технологии ликвидации последствий ДТП12 Информационные и управляющие системы-12.1 Системы управления, сбора и обработки информации--12.1.1 Создание ЕДДС--12.1.2 ЕСОДУ, АС ОСОДУ--12.1.3 Развитие системы управления--12.1.4 Системы поддержки принятия решений--12.1.5 СПМО по сбору данных о ЧС, обработке данных ТСД--12.1.6 Создание НЦУКС--12.1.7 Разработка СПМО для управления информационными ресурсами в системе МЧС России--12.1.9 Информационное обеспечение Медицинского регистра МЧС России--12.1.8 ИНС «Лидер» обеспечения безопасности сопровождаемых объектов и грузов--12.1.10 ЕАС «Делопроизводство», АИС «Кадры», архив--12.1.11 ИСС по средствам сбора нефти--12.1.12 Система обработки информации о ППОО, Реестр ППОО--12.1.13 АИС оперативного персонального поиска и спасения людей--12.1.14 АС ГИМС МЧС России--12.1.15 СПО для управления АСР при угрозах и проявлениях терроризма на метрополитене--12.1.16 Коммуникационный комплекс ВЦМП--12.1.17 ПТК для отработки сценариев, связанных с радиационным терроризмом--12.1.18 Информационное обеспечение ЛП ДТП--12.1.19 Информационное обеспечение по вопросам ГО--12.1.20 Проблема 2000--12.1.21 Презентационные материалы для Ситуационного центра Президента РФ--12.1.22 ИПС компьютерной выставки ИВК МЧС России, информационные порталы--12.1.23 СПО БД НИОКР и экспертизы НТП; СПО НТД НИОКР--12.1.24 ИМСК АС контроля безопасности и оценки риска ЧС--12.1.25 БД по сценариям ЧС и рискам ЧС--12.1.26 ПК на КВО--12.1.27 БнД НТД для ПСФ МЧС России--12.1.28 Управление ресурсами--12.1.29 Вопросы информатизации--12.1.30 АС ПБ--12.1.31 АС по вопросам обучения-12.2 Автоматизированная информационно-управляющая система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях-12.3 Информационная безопасность13 Связь и оповещение-13.1 Системы оповещения-13.2 Системы связи-13.3 Локальные системы вызова и обнаружения людей-13.4 ОКСИОН, СЗИОНТ и другие автоматизированные системы информирования и оповещения-13.5 Взаимное оповещение экстренных служб14 Обучение населения, подготовка специалистов органов управления РСЧС и гражданской обороны, сил ликвидации чрезвычайных ситуаций-14.1 Оснащение ТС учебных городков, комплексов, классов-14.2 Разработка программ обучения и специальной подготовки-14.3 Разработка методических материалов для обучения и подготовки специалистов-14.4 Разработка программных продуктов для обучения-14.5 Методики аттестации специалистов-14.6 ФАСДО-14.7 Культура безопасности жизнедеятельности-14.8 Методы активного информационного воздействия15 Защита населения и территорий от последствий радиационных аварий и катастроф-15.1 Организационные вопросы-15.2 ФЦП, концепции, стратегии по защите населения-15.3 Общие вопросы оценки радиационной обстановки на РОО, мероприятий по защите персонала РОО-15.4 Оценка состояния здоровья населения-15.5 Миграция радионуклидов по территории, в почве-15.6 Границы зон РЗТ, картирование-15.7 Вопросы облучения, систематизация, реконструкция доз облучения-15.8 Эффективность мероприятий-15.9 Прогноз медицинских последствий облучения населения-15.10 Реабилитация РЗТ-15.11 Реабилитация сельхозугодий-15.12 Вопросы реабилитации леса в зонах РЗТ-15.13 Анализ заболеваемости женщин-15.14 Анализ заболеваемости детей, подростков-15.15 Обеспечение СИЗ-15.16 Продукты питания с лечебно-профилактическими свойствами-15.17 Защита УЛПА на ЧАЭС-15.18 Оценка ущерба региону16 Стандартизация-16.1 ПКС БЧС; Стандарты системы БЧС и ГО-16.2 Разработка информационных сборников о стандартах и др. НТД-16.3 Ведение секретариата по стандартизации ТК-71 и МТК-71, ИСО/ТК 22317 Сертификация18 Федеральная система сейсмологических наблюдений19 Организация, обеспечение и ведение научно-технической деятельности-19.1 Общие понятия-19.2 Управление научно-технической деятельностью-19.3 Конкурентоспособность научных разработок. Определение структуры цены НИОКР-19.4 Информационное обеспечение научных исследований. Издательская деятельность-19.5 Классификация и кодирование документальной информации. Каталогизация продукции для федеральных государственных нужд МЧС России-19.6 Правила оформления документации (в т.ч. программной)-19.7 Защита прав интеллектуальной собственности в НТП и имущественных прав МЧС России20 Выставочная деятельность21 Международное сотрудничество22 Прочее

www.vniigochs.ru

ГОСТ Р 55842-2013 (ИСО 30061:2007) Освещение аварийное....

Действующий

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОСВЕЩЕНИЕ АВАРИЙНОЕ

Классификация и нормы

Emergency Lighting. Classification and norms

Дата введения 2015-01-01

1 ПОДГОТОВЛЕН Обществом с ограниченной ответственностью "Всероссийский научно-исследовательский, проектно-конструкторский светотехнический институт им.С.И.Вавилова" (ООО "ВНИСИ") на основе собственного аутентичного перевода на русский язык международного стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 332 "Светотехнические изделия"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 г. N 1781-ст

4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ИСО 30061:2007 "Аварийное освещение" (ISO 30061:2007 "Emergency lighting") путем внесения изменений, объяснение которых приведено во введении к настоящему стандарту.

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5)

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

В настоящий стандарт включены дополнительные по отношению к международному стандарту ИСО 30061:2007 требования, отражающие потребности национальной экономики Российской Федерации, выделенные в тексте стандарта курсивом.

Стандарт дополнен нормами для резервного освещения. Нормы эвакуационного освещения сведены в таблицу.

Установлены дополнительные требования к условиям размещения знаков безопасности, учитывающие число одновременно находящихся людей в различных помещениях зданий.

Изменена структура стандарта для приведения в соответствие с правилами, установленными в ГОСТ 1.5 (подразделы 4.2 и 4.3). Сравнение структуры настоящего стандарта со структурой указанного международного стандарта приведено в дополнительном приложении ДА.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает нормы аварийного освещения помещений вновь строящихся или реконструируемых зданий и сооружений различного назначения и мест производства работ вне зданий.

Настоящий стандарт применяют для проектирования, реконструкции и эксплуатации стационарных осветительных установок аварийного освещения.

2 Нормативные ссылки

В стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:

ГОСТ Р 12.4.026-2001 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний (ИСО 3864:1984 "Графические символы. Цвета безопасности и знаки безопасности", NEQ)

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячно издаваемого информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 аварийное освещение (emergency lighting): Освещение, предназначенное для использования при нарушении питания рабочего освещения.

3.2 пути эвакуации (escape route): Пути для эвакуации людей в аварийной ситуации.

3.3 эвакуационное освещение (escape lighting): Вид аварийного освещения для эвакуации людей или завершения потенциально опасного процесса.

3.4 резервное освещение (standby lighting): Вид аварийного освещения для продолжения работы в случае отключения рабочего освещения.

3.5 освещение путей эвакуации (escape route lighting): Вид эвакуационного освещения для надежной идентификации и безопасного использования путей эвакуации.

3.6 антипаническое освещение (antipanic lighting): Вид эвакуационного освещения для предотвращения паники и безопасного подхода к путям эвакуации.

3.7 освещение зон повышенной опасности (high risk task area lighting): Вид эвакуационного освещения для безопасного завершения потенциально опасного рабочего процесса.

3.8 эвакуационный выход (emergency exit): Выход, предназначенный для использования в аварийной ситуации.

3.9 знак безопасности (safety sign): Знак, дающий информацию о мерах безопасности (запрещения, предписания или разрешения определенных действий) с помощью комбинации цвета, формы и графических символов или текста.

3.10 знак безопасности с внешней подсветкой (externally illuminated safety sign): Знак безопасности, освещаемый извне.

3.11 знак безопасности с внутренней подсветкой (internally illuminated safety sign): Знак безопасности, освещаемый изнутри.

3.12 система указания путей эвакуации (safety way guidance system): Система, обеспечивающая однозначность информации и достаточное число эвакуационных знаков безопасности, позволяющих людям эвакуироваться из места расположения в случае возникновения опасности вдоль установленных путей эвакуации.

4 Классификация и общие требования к видам аварийного освещения

4.1 Классификация

Аварийное освещение классифицируют по видам:

- эвакуационное, подразделяемое: на освещение путей эвакуации, антипаническое освещение и освещение зон повышенной опасности;

- резервное освещение.

4.2 Общие требования к видам аварийного освещения

Аварийное освещение подключают к источнику питания, независимому от источника питания рабочего освещения.

dokipedia.ru

Проектирование освещения пожароопасного склада | Проектирование электроснабжения

Делал проект электроснабжения пожароопасного склада и получил интересное замечание по освещению от эксперта и решил написать статью про проектирование освещения в пожароопасном складе, т.к. мой опыт может понадобиться многим читателям моего блога.

Размеры проектируемого склада 18×60 м, категория по ПУЭ – П-IIа, без административно-бытовых помещений,  обслуживающий персонал — до двух человек .

Несложный объект для проектирования, однако, с экспертизой мне пришлось немного повозиться. Изначально проект даже не собирались отдавать в экспертизу, но, как я уже говорил, во всем нужно искать позитивные моменты.

На что нужно обращать внимание при проектировании освещения в пожароопасных складах?

1 Щиток освещения должен располагаться за пределами склада:

ПУЭ:

7.4.24. Щитки и выключатели осветительных сетей рекомендуется выносить из пожароопасных зон любого класса, если это не вызывает существенного удорожания и расхода цветных металлов.

Электроустановки запираемых складских помещений, в которых есть пожароопасные зоны любого класса, должны иметь аппараты для отключения извне силовых и осветительных сетей независимо от наличия отключающих аппаратов внутри помещений. Отключающие аппараты должны быть установлены в ящике из несгораемого материала с приспособлением для пломбирования на ограждающей конструкции из несгораемого материала, а при ее отсутствии — на отдельной опоре.

Отключающие аппараты должны быть доступны для обслуживания в любое время суток.

2 Степень защиты светильников должна быть не менее IP23-IP53 (ПУЭ п.7.4.32).

Светильники IP23 – довольно редкие изделия, поэтому в основном применяют даже IP65.

ПУЭ:

6.6.5. Во взрывоопасных зонах все стационарно установленные осветительные приборы должны быть жестко укреплены для исключения раскачивания.При применении во взрывоопасных зонах щелевых световодов должны соблюдаться требования гл. 7.3.Для помещений, отнесенных к пожароопасным зонам П-IIа, должны быть использованы светильники с негорючими рассеивателями в виде сплошного силикатного стекла.

7.4.33. Конструкция светильников с лампами ДРЛ должна исключать выпадание из них ламп. Светильники с лампами накаливания должны иметь сплошное силикатное стекло, защищающее лампу. Они не должны иметь отражателей и рассеивателей из сгораемых материалов. В пожароопасных зонах любого класса складских помещений светильники с люминесцентными лампами не должны иметь отражателей и рассеивателей из горючих материалов.

3 Определяем тип светильников.

Как правило, сейчас все переходят на светодиодные светильники, однако, кое-где еще применяют светильники с разрядными лампами.

4 Определяем высоту и способ установки светильников.

В складах обычно светильники подвешивают на тросах, соответственно и групповые кабели подвешивают на данных тросах. Также не забывайте, что тросы нужно заземлить.

5 Определяем требуемую освещенность склада (50-300 лк).

СП52.13330.2016  (Естественное и искусственное освещение).

6 Рассчитываем количество светильников.

При необходимости увеличиваем/уменьшаем световой поток светильника, чтобы добиться нужного количества светильников. На расстановку светильников могут повлиять стеллажи (проходы), колоны, между которыми натягивают тросы. Также учтите, что светильник должен примерно на 1 м располагаться выше складируемых материалов.

7 Делим светильники по группам.

В сладе для групповых линий освещения можно выполнить как трехфазное, так и однофазное распределение. При трехфазных группах потери напряжения меньше.

Как правило, в пожароопасном складе достаточно только рабочего освещения. Мне не известны нормы, которые требуют аварийное освещение.

8 Управление освещением.

Как правило, управление освещением предусматривается со щитка освещения автоматическими выключателями. Возможны и другие способы управления, например, через контакторы.

Порой, в современных складах можно увидеть полупрозрачную крышу из поликарбоната или аналога. Я считаю, такая кровля позволят значительно сократить энергопотребление склада, поэтому в таком складе я сделал бы управление освещением через светильник. Т.е. в светлое время дня мы включаем 50% светильников (в зависимости от естественного света), в  вечернее – 100%.

9 Над входами в склад, со стороны улицы размещаем светильники  климатического исполнения У1.

Прокладку кабелей выполняем по наружной стене.

10 Подбираем автоматические выключатели, кабели, кабельные конструкции (лотки, тросы, трубы).

В заключение статьи, хотел бы выразить благодарность ООО «…» - негосударственной экспертизе проектной документации и результатов инженерных изысканий. Если бы они с первого раза приняли мой ответ, то, возможно, данной статьи  и не было бы, как и предыдущей

А вообще, компетентность данных специалистов у меня вызывает большие вопросы… На мой взгляд, эксперты должны знать нормы лучше любого проектировщика, а они даже не отслеживают статус нормативных документов и дают ссылки на отмененные ТНПА, например, ГОСТ Р 53315-2009.

Но, все мы люди и все мы ошибаемся. Однако, надо уметь признавать свои ошибки. Я до сих пор на 100% не уверен, что я прав, т.к. эксперт очень долго сопротивлялся и словно не хотел замечать мои ответы, и закралась мысль, а вдруг он все-таки прав…

А замечание от негосударственной экспертизы по складу было такое:

Отсутствие аварийного освещения — не правильно (СП52.13330.2011 п.7.108).

Я решил зайти из далека.

Ответ №1:

Данный пункт нормативного документа не требует аварийного освещения в складском помещении, соответственно проектом не предусматривалось.

Не снято. Такой фразы в этом пункте нет. Согласно  СП52.13330.2011 п.7.108 обязательного применения на основании Постановления Правительства №1521 в проекте освещения должно быть выполнено антипаническое эвакуационное освещение. А также над входами снаружи здания должно будет выполнено освещение путей эвакуации согласно п. 7.105. Данное подтверждается 9 разделом проекта 112-16 ПБ согласно которому на плане данного склада обозначены пути эвакуации. Также хочется отметить, что данное аварийное освещение выполняется согласно ГОСТ Р 50571.5.56-2013 п.560.3.1 Примечание 2 относится к системе безопасности. А также согласно письму ФГБУ ВНИИПО  МЧС России от 22.10.2015 г. №5656эп-13-2-3 эвакуационное освещение относится к системам противопожарной защиты.

Здесь я понял, что эксперт хочет, чтобы в складе я предусмотрел антипаническое освещение.

А теперь давайте немножко отвлечемся и поразмышляем. А что произойдет, если в складе погаснет рабочее освещение? В складе находятся только рабочие-грузчики в количестве двух человек. Я думаю, каждый рабочий даже на ощупь выйдет из помещения без особых проблем. Если у вас в квартире гаснет свет, у вас паника? Нет, т.к. вы это помещение очень хорошо знаете и у вас там всего пару человек. Я считаю, что паника может возникнуть только в помещениях с массовым пребыванием людей.

Но, мои рассуждения  — это же не нормативный документ.

Ответ №2:

СП52.13330.2016

В соответствии с — СП52.13330.2016 п.7.6.4 Антипаническое освещение выполняется при нахождении в помещении 30 и более человек. В сладе возможно нахождение до 2-х рабочих и нет смысла предусматривать антипаническое освещение для двух человек. Над входами в склад освещение предусмотрено.

Мне казалось, мой аргумент просто железный, но, не тут то было…

В соответствии с Приказом Минстроя от  7 ноября 2016 года №777/пр (с изменениями от 10 февраля 2017) действие свода правил СП52.13330.2011 подлежит отмене, за исключением пунктов, включенных в перечень национальных стандартов и сводов правил и т.д., утвержденный постановлением Правительства Россйской Федерации от 26 декабря 2014 г.№1521, до соответствующих изменений в Перечень. Согласно этим пунктам необходимо выполнить аварийное антипаническое освещение, освещение перед каждым эвакуационным выходом (нужно учесть, что помещение без естественного света).

Какое отношение имеют все перечисленные документы, если СП52.13330.2016 действует с 8 мая 2017г.?

Ответ №3:

В СП52.13330.2016 сказано четко, что должно быть 30 человек для организации антипанического освещения.

СП52.13330.2016 имеет более поздний срок утверждения, чем СП 52.13330.2011 и его указания являются приоритетными.

7.6.4 Антипаническое освещение направлено на предотвращение паники и обеспечение условий для безопасного подхода к путям эвакуации и его следует предусматривать в больших помещениях площадью более 60 м2 при одновременном нахождении в нем 30 и более человек. Нормы освещенности, предельная равномерность освещенности, порядок включения и продолжительность работы антипанического освещения приведены в таблице 7.28.

К сожалению, мне не удалось лично пообщаться с экспертами. В итоге, заказчик сказал установить аварийные светильники только над входами, по всей видимости, по требованию эксперта.

Но, модули аварийного питания нельзя размещать на улице, а отапливаемого помещения рядом не было.

В итоге заказчик сказал сделать хоть что-то, все равно делать не будет Я предусмотрел еще одну группу светильников над входами с модулями ES1 с внутренней стороны склада. Склад неотапливаемый, поэтому даже внутри склада такие светильники нежелательно размещать. Размещение светильника с ES1 противоречит также требованиям ПУЭ т.к. он всю ночь будет гореть (пока не разрядится аккумулятор) после отключения питания щитка освещения.

Лично я не понимаю, почему не отменены пункты СП52.13330.2011, которые имеются в СП52.13330.2016. Разработчики СП52.13330.2016, видимо, не зря уточнили необходимое количество людей для выполнения антипанического освещения, чтобы такие вот эксперты не писали замечания…

Советую почитать:

Вы можете пролистать до конца и оставить комментарий. Уведомления сейчас отключены.

220blog.ru

Аварийное освещение "СВОД ПРАВИЛ. ЕСТЕСТВЕННОЕ И ИСКУССТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ. СП 52.13330.2011" (утв. Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010 N 783)

действует Редакция от 27.12.2010 Подробная информация
Наименование документ"СВОД ПРАВИЛ. ЕСТЕСТВЕННОЕ И ИСКУССТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ. СП 52.13330.2011" (утв. Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010 N 783)
Вид документаприказ
Принявший органминрегион рф
Номер документа783
Дата принятия01.01.1970
Дата редакции27.12.2010
Дата регистрации в Минюсте01.01.1970
Статусдействует
Публикация
  • На момент включения в базу документ опубликован не был
НавигаторПримечания

Аварийное освещение

7.104. Аварийное освещение подразделяется на эвакуационное и резервное.

Эвакуационное освещение подразделяется на: освещение путей эвакуации, эвакуационное освещение зон повышенной опасности и эвакуационное освещение больших площадей (антипаническое освещение).

Аварийное освещение предусматривается на случай нарушения питания основного (рабочего) освещения и подключается к источнику питания, не зависимому от источника питания рабочего освещения.

7.105. Освещение путей эвакуации в помещениях или в местах производства работ вне зданий следует предусматривать по маршрутам эвакуации:

в коридорах и проходах по маршруту эвакуации;

в местах изменения (перепада) уровня пола или покрытия;

в зоне каждого изменения направления маршрута;

при пересечении проходов и коридоров;

на лестничных маршах, при этом каждая ступень должна быть освещена прямым светом;

перед каждым эвакуационным выходом;

перед каждым пунктом медицинской помощи;

в местах размещения средств экстренной связи и других средств, предназначенных для оповещения о чрезвычайной ситуации;

в местах размещения первичных средств пожаротушения;

в местах размещения плана эвакуации.

7.106. Для путей эвакуации шириной до 2 м горизонтальная освещенность на полу вдоль центральной линии прохода должна быть не менее 1 лк, при этом полоса шириной не менее 50% ширины прохода, симметрично расположенная относительно центральной линии, должна иметь освещенность не менее 0,5 лк.

Примечание. Более широкие проходы можно рассматривать как сумму двухметровых полос или применять для них нормы освещения больших площадей (антипанического освещения).

Равномерность освещенности, определяемая как отношение минимальной освещенности к максимальной Е_МИН / Е_МАКС, должна быть не менее 1:40.

Продолжительность работы освещения путей эвакуации должна быть не менее 1 ч.

Освещение путей эвакуации должно обеспечивать 50% нормируемой освещенности через 5 с после нарушения питания рабочего освещения, а 100% нормируемой освещенности - через 10 с.

Индекс цветопередачи применяемых источников света должен быть не менее 40.

7.107. Эвакуационное освещение зон повышенной опасности следует предусматривать для безопасного завершения потенциально опасного процесса или ситуации.

Минимальная освещенность эвакуационного освещения зон повышенной опасности должна составлять 10% нормируемой освещенности для общего рабочего освещения, но не менее 15 лк. Равномерность освещенности Е_МИН / Е_МАКС должна быть не менее 1:10.

Минимальная продолжительность освещения должна определяться временем, при котором существует опасность для людей.

Эвакуационное освещение зон повышенной опасности должно обеспечивать 100%-ную нормируемую освещенность через 0,5 с после нарушения питания рабочего освещения.

Индекс цветопередачи R_a источников света, применяемых для освещения зон повышенной опасности, должен быть не менее 40.

7.108. Эвакуационное освещение больших площадей (антипаническое освещение) предусматривается в больших помещениях площадью более 60 м2 и направлено на предотвращение паники и обеспечение условий для безопасного подхода к путям эвакуации.

Минимальная освещенность эвакуационного освещения больших площадей должна быть не менее 0,5 лк на всей свободной площади пола, за исключением полосы 0,5 м по периметру помещения. Равномерность освещения Е_МИН / Е_МАКС должна быть не менее 1:40.

Минимальная продолжительность работы эвакуационного освещения больших площадей должна быть не менее 1 ч. Освещение должно обеспечивать 50% нормируемой освещенности через 5 с после нарушения питания рабочего освещения, а 100% нормируемой освещенности - через 10 с.

Индекс цветопередачи R_a применяемых источников света для эвакуационного освещения больших площадей должен быть не менее 40.

7.109. Резервное освещение следует предусматривать, если по условиям технологического процесса или ситуации требуется нормальное продолжение работы при нарушении питания рабочего освещения, а также если связанное с этим нарушение обслуживания оборудования и механизмов может вызвать:

гибель, травмирование или отравление людей;

взрыв, пожар, длительное нарушение технологического процесса;

утечку токсических и радиоактивных веществ в окружающую среду;

нарушение работы таких объектов, как электрические станции, узлы радио- и телевизионных передач и связи, диспетчерские пункты, насосные установки водоснабжения, канализации и теплофикации, установки вентиляции и кондиционирования воздуха для производственных помещений, в которых недопустимо прекращение работ, и т.п.

Резервное освещение, как правило, не должно использоваться для целей эвакуационного освещения. Если резервное освещение проектируется так, чтобы быть использованным для целей эвакуационного освещения, то оно должно удовлетворять соответствующим требованиям, установленным выше для эвакуационного освещения.

7.110. Освещенность от резервного освещения должна составлять не менее 30% нормируемой освещенности для общего рабочего освещения. Необходимость создания для резервного освещения более высоких освещенностей определяется технологами в зависимости от условий функционирования данного объекта.

Резервное освещение должно обеспечивать 50% нормируемой освещенности не более чем через 15 с после нарушения питания рабочего освещения и 100% нормируемой освещенности - не более чем через 60 с, если иное не установлено специальными нормами или соответствующим обоснованием.

7.111. Световые указатели (знаки безопасности) устанавливаются:

над каждым эвакуационным выходом;

на путях эвакуации, однозначно указывая направления эвакуации;

для обозначения поста медицинской помощи;

для обозначения мест размещения первичных средств пожаротушения;

для обозначения мест размещения средств экстренной связи и других средств, предназначенных для оповещения о чрезвычайной ситуации.

Яркость светового указателя при нарушении питания основного освещения в любом месте зоны цвета безопасности соответствующего знака не должна быть ниже 50 кд/м2 или 10 кд/м2, если дым (при пожаре) не рассматривается как фактор опасности.

Расстояние распознавания для световых указателей (знаков безопасности) определяется согласно Приложению В.2.

Питание световых указателей в нормальном режиме должно производиться от источника, не зависимого от источника питания рабочего освещения; в аварийном режиме переключаться на питание от третьего независимого источника, например - встроенную в светильник аккумуляторную батарею. Продолжительность работы световых указателей должна быть не менее 1 ч.

7.112. Для аварийного освещения следует применять:

а) светодиодные источники света;

б) люминесцентные лампы - в помещениях с минимальной температурой воздуха не менее 5 °C и при условии питания ламп во всех режимах напряжением не ниже 90% номинального;

в) разрядные лампы высокого давления при условии их мгновенного или быстрого повторного зажигания как в горячем состоянии после кратковременного отключения, так и в холодном состоянии;

г) лампы накаливания - при невозможности использования других источников света.

7.113. Осветительные приборы аварийного освещения допускается предусматривать постоянного действия, включенными одновременно с осветительными приборами рабочего освещения, и непостоянного действия, автоматически включаемыми при нарушении питания рабочего освещения в данной зоне. В случае применения для рабочего и аварийного освещения светильников с однотипным корпусом светильники аварийного освещения должны быть помечены специально нанесенной буквой "А" красного цвета.

7.114. Требования к световым указателям (знакам безопасности) должны соответствовать ГОСТ Р 12.4.026, а к эвакуационным светильникам - ГОСТ 27900 МЭК 598-2-22 и ГОСТ Р МЭК 60598-2.

: Официальный источник электронного документа содержит неточность: имеется в виду ГОСТ Р МЭК 60598-2-22, а не ГОСТ Р МЭК 60598-2.

zakonbase.ru


Видеоматериалы

24.10.2018

Опыт пилотных регионов, где соцнормы на электроэнергию уже введены, показывает: граждане платить стали меньше

Подробнее...
23.10.2018

Соответствует ли вода и воздух установленным нормативам?

Подробнее...
22.10.2018

С начала года из ветхого и аварийного жилья в республике были переселены десятки семей

Подробнее...
22.10.2018

Столичный Водоканал готовится к зиме

Подробнее...
17.10.2018

Более 10-ти миллионов рублей направлено на капитальный ремонт многоквартирных домов в Лескенском районе

Подробнее...

Актуальные темы

13.05.2018

Формирование энергосберегающего поведения граждан

 

Подробнее...
29.03.2018

ОТЧЕТ о деятельности министерства энергетики, ЖКХ и тарифной политики Кабардино-Балкарской Республики в сфере государственного регулирования и контроля цен и тарифов в 2012 году и об основных задачах на 2013 год

Подробнее...
13.03.2018

Предложения организаций, осуществляющих регулируемую деятельность о размере подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на 2013 год

Подробнее...
11.03.2018

НАУЧИМСЯ ЭКОНОМИТЬ В БЫТУ

 
Подробнее...

inetpriem


<< < Ноябрь 2013 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

calc

banner-calc

.