Федеральный закон 28-ФЗ. Об энергосбережении. Энергосбережения закон
Законодательство об энергосбережении
Процесс формирования государственной политики в области энергосбережения России начался с выхода в свет первых документов, положивших старт становлению законодательной базы по вопросам энергосбережения. Этими документами стали:
- постановление Правительства РФ от 01.06.1992 г. №371 «О неотложных мерах по энергосбережению в области добычи, производства, транспортировки и использования нефти, газа и нефтепродуктов»;
- Концепция энергетической политики России;
- в апреле 1996 года был принят Федеральный закон №28-ФЗ «Об энергосбережении».
Новый Федеральный закон Российской Федерации №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», принятый 23 ноября 2009 года, был разработан с учетом современных технологий, мировых требований в сфере энергетики, энергосбережения и экологии.
Целью принятия данного закона было создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Принятие нового закона создало правовую основу для комплексной работы в области энергоэффективности.
Сначала принятие закона вызвало неоднозначную реакцию. После одобрения Госдумы в первом чтении осенью 2008 года новый законопроект, призванный заменить старый, положения которого носили декларативный характер, подвергся всесторонней критике. Самые жаркие споры вызвал переход с привычных ламп накаливания на энергосберегающие лампы, а также установление слишком высоких требований к энергоэффективности зданий (закон об энергосбережении вводит постепенный запрет на производство и продажу ламп накаливания: 100 Вт - с 2011 года, 75 Вт - с 2013 года, 25 Вт и более - с 2014 года).
Неприязнь к подобным мерам вполне понятна. Многим не хотелось «перестраиваться» на новую световую технику, привыкать к непонятным энергосберегающим лампам, разбираться с новым оборудованием. Большинство смущала и цена на новые лампы, которые стоили гораздо дороже обычных ламп накаливания. Однако, грамотная работа с общественностью и всестороннее освещение проблем и вопросов, связанных с исполнением Закона об энергосбережении, помогли населению разобраться в спорных вопросах и научиться экономить и энергию, и собственные деньги.
Проблемы возникли и с жилищным сектором. Закон об энергосбережении требовал оснастить все многоквартирные дома общедомовыми приборами уже к 1 января 2012 года. Однако возникает вопрос о распределении общедомовых потерь, которые, как определено законодательством, должны поровну распределяться между жильцами. Эта практика уже вызывала ряд локальных конфликтов между управляющими компаниями, непосредственно энергетиками и жильцами в тех местах, где норму жилищного законодательства пытались применять буквально.
Многие говорят, что выгоду от внедрения требований и норм Закона об энергосбережении приобретают, прежде всего, предприятия, специализирующиеся на выпуске приборов учета, энергоаудиторы. С другой стороны, переход на новое энергосберегающее оборудование сильно ударит по карману других. Но, надо понимать, что подобный закон работает не на сиюминутную отдачу, а на перспективу. Средства, вложенные в модернизацию сейчас, в будущем окупятся и принесут прибыль. Но, главное, что меры, предусмотренные Законом об энергосбережении, при разумном внедрении помогут снизить очень высокую ныне энергоемкость отдельных предприятий и экономики страны в целом.
Чтобы избежать спорных вопросов, а также правильно применять и внедрять энергосбережение во все сферы экономики и коммунального сектора, разработаны и разрабатываются региональные законы в системе энергосбережения с учетом климатических условий, особенностей инфраструктуры, наличия и вида собственных ресурсов для каждого отдельного региона. Региональные законы направлены на мониторинг и оценку энергоресурсов, а также выявление проблем их переработки и утилизации. Тем самым эти законы помогают снизить нагрузку на местные бюджеты и уменьшить затраты на оплату услуг ЖКХ для населения.
По мнению специалистов, на практике столкнувшихся с проблемами снижения энергоемкости производства, транспорта и потребления тепло- и электроэнергии, реализация этих предложений позволит добиться снижения энергоемкости российской экономики в целом на 40%.
Основные барьеры для энергосбережения в России:
- Недостаток мотивации. Мягкие бюджетные ограничения и изъятие получаемой экономии в бюджетном и тарифном процессах. Например, если в школе или в больнице был сэкономлен какой-то объем энергоресурсов, то бюджет эту экономию изымет.
- Недостаток информации. Информационное и мотивационное обеспечение подготовки и реализации решений часто игнорируется.
- Недостаток финансовых ресурсов и «длинных» денег. Требования к окупаемости проектов по повышению энергоэффективности и снижению издержек существенно более жесткие, чем требования к проектам с новым строительством. Обычно в России проблемы дефицита решаются за счет наращивания производства, а не за счет повышения энергоэффективности. Конечно, мы медленно движемся в сторону энергосбережения - пока это не вошло в нашу культуру и не стало правилом.
- Недостаток организации и координации. Имеет место на всех уровнях принятия решений.
Когда мы говорим об энергоэффективности, у нас нет материального ощущения ресурса энергоэффективности. При постройке атомной электростанции можно видеть: вот она - АЭС, при освоении нефтяного месторождения - вышки, качающие нефть. А вот ресурс эффективности очень сильно распределен. Поэтому к данному ресурсу многие относятся с большим недоверием. Называются огромные цифры экономии, но потребитель не понимает и не ощущает, из чего эти цифры могут складываться.
Нельзя оставить без должного внимания и особенности менталитета:
- Ориентация на ценности выживания: «Задача - выжить, а не самовыразиться».
- Индивидуализм. Этнографами были проведены специальные исследования и оказалось, что жители нашей страны - самые большие индивидуалисты. Поэтому нам трудно формировать устойчивые коалиции для обеспечения интересов отрасли повышения энергоэффективности, где очень ограничена централизация.
- Высока дистанция от власти. Централизованное планирование и огромное влияние монопольных структур - не самая лучшая среда для устойчивого повышения энергоэффективности.
- Избегание неопределенности. Мы живем и работаем в условиях неопределенности, действуем по стереотипам, в которых не укоренился рациональный стиль поведения. Эффект от мер по повышению энергоэффективности воспринимается как менее гарантированный. Например, многие полагали, что цены на нефть и газ всегда будут высокими, и, исходя из этого, строили свои инвестиционные планы. А когда цены снижались, инвестиционные программы и планы многих предприятий сворачивались. То есть неопределенность в ТЭК выше, чем в повышении энергоэффективности.
- Низкая долгосрочная ориентация. Неспособность (или нежелание) решать стратегические задачи заставляет действовать по принципу «Пока гром не грянет…».
- Готовность поговорить, но не готовность делать.
Ставшая донельзя актуальной проблема энергосбережения упирается в старую как мир проблему изменения сознания, которое должно предшествовать любому изменению в той или иной прикладной сфере.
students-library.com
Федеральный закон 28-ФЗ - Об энергосбережении.
Федеральный закон от 3 апреля 1996 г. № 28-ФЗ
Об энергосбережении
(с изменениями от 5 апреля 2003 г., 18 декабря 2006 г., 23 июля, 30 декабря 2008 г.)
Принят Государственной Думой 13 марта 1996 года
Одобрен Советом Федерации 20 марта 1996 года
Содержание
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в процессе деятельности в области энергосбережения, в целях создания экономических и организационных условий для эффективного использования энергетических ресурсов.
Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ в статью 1 настоящего Федерального закона внесены изменения
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Федеральном законе используются следующие понятия:
энергосбережение - реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии;
энергосберегающая политика государства - правовое, организационное и финансово-экономическое регулирование деятельности в области энергосбережения;
энергетический ресурс - носитель энергии, который используется в настоящее время или может быть полезно использован в перспективе;
вторичный энергетический ресурс - энергетический ресурс, получаемый в виде побочного продукта основного производства или являющийся таким продуктом;
эффективное использование энергетических ресурсов - достижение экономически оправданной эффективности использования энергетических ресурсов при существующем уровне развития техники и технологий и соблюдении требований к охране окружающей среды;
показатель энергоэффективности - абсолютная или удельная величина потребления или потери энергетических ресурсов для продукции любого назначения, установленная государственными стандартами;
непроизводительный расход энергетических ресурсов - расход энергетических ресурсов, обусловленный несоблюдением требований, установленных государственными стандартами, а также нарушением требований, установленных иными нормативными актами, технологическими регламентами и паспортными данными для действующего оборудования;
возобновляемые источники энергии - энергия солнца, ветра, тепла земли, естественного движения водных потоков, а также энергия существующих в природе градиентов температур;
альтернативные виды топлива - виды топлива (сжатый и сжиженный газ, биогаз, генераторный газ, продукты переработки биомассы, водоугольное топливо и другие), использование которого сокращает или замещает потребление энергетических ресурсов более дорогих и дефицитных видов.
Статья 2. Законодательство Российской Федерации об энергосбережении
Законодательство Российской Федерации об энергосбережении состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам энергосбережения, принимаемых в соответствии с договорами по разграничению предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статья 3. Область применения настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон действует на всей территории Российской Федерации.
Объектом государственного регулирования в области энергосбережения являются отношения, возникающие в процессе деятельности, направленной на:
эффективное использование энергетических ресурсов при их добыче, производстве, переработке, транспортировке, хранении и потреблении;
осуществление государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов;
развитие добычи и производства альтернативных видов топлива, способных заменить энергетические ресурсы более дорогих и дефицитных видов;
создание и использование энергоэффективных технологий, топливо-, энергопотребляющего и диагностического оборудования, конструкционных и изоляционных материалов, приборов для учета расхода энергетических ресурсов и для контроля за их использованием, систем автоматизированного управления энергопотреблением;
обеспечение точности, достоверности и единства измерения в части учета отпускаемых и потребляемых энергетических ресурсов.
Статья 4. Основные принципы энергосберегающей политики государства
Энергосберегающая политика государства основана на следующих принципах:
приоритет эффективного использования энергетических ресурсов;
осуществление государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов;
обязательность учета юридическими лицами производимых или расходуемых ими энергетических ресурсов, а также учета физическими лицами получаемых ими энергетических ресурсов;
включение в государственные стандарты на оборудование, материалы и конструкции, транспортные средства показателей их энергоэффективности;
утратил силу;
сочетание интересов потребителей, поставщиков и производителей энергетических ресурсов;
заинтересованность юридических лиц - производителей и поставщиков энергетических ресурсов в эффективном использовании энергетических ресурсов.
Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 313-ФЗ в наименование главы II настоящего Федерального закона внесены изменения
Статья 5. Стандартизация
В государственные стандарты на энергопотребляющую продукцию включаются показатели ее энергоэффективности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При добыче, производстве, переработке, транспортировке, хранении и потреблении энергетических ресурсов показатели их эффективного использования, а также показатели расхода энергии на обогрев, вентиляцию, горячее водоснабжение и освещение зданий, иные показатели энергопотребления производственных процессов в установленном порядке включаются в соответствующую нормативно-техническую документацию.
Требования, устанавливаемые в области энергопотребления государственными стандартами, техническими нормами и правилами, обязательны для выполнения на всей территории Российской Федерации.
Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 313-ФЗ в статью 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
Статья 6. Обязательная сертификация и декларирование соответствия
Энергопотребляющая продукция любого назначения, а также энергетические ресурсы подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия установленным законодательством Российской Федерации требованиям. Обязательная сертификация или декларирование соответствия осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Соответствие производимого бытового оборудования требованиям, установленным государственными стандартами в части показателей энергопотребления, подтверждается путем обязательного маркирования указанного оборудования.
Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 313-ФЗ в статью 7 настоящего Федерального закона внесены изменения
Статья 7. Метрология
При добыче, производстве, переработке, транспортировке, хранении и потреблении энергетических ресурсов осуществляется обязательный государственный метрологический контроль и надзор в области энергосбережения.
Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ в статью 8 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.
Статья 8. Основные принципы управления в области энергосбережения
Энергосберегающая политика государства осуществляется на основе реализации федеральных и межрегиональных программ в области энергосбережения путем:
стимулирования производства и использования топливо- и энергосберегающего оборудования;
организации учета расхода энергетических ресурсов, а также контроля за их расходом;
осуществления государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов;
проведения энергетических обследований организаций;
проведения государственной экспертизы проектной документации для строительства;
реализации демонстрационных проектов высокой энергетической эффективности;
реализации экономических, информационных, образовательных и других направлений деятельности в области энергосбережения.
Статья 9. Разработка энергосберегающей политики государства и осуществление государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов
Разработка энергосберегающей политики государства осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Государственный надзор за эффективным использованием энергетических ресурсов организует и проводит уполномоченный на то Президентом Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Статья 10. Проведение энергетических обследований организаций
Энергетические обследования проводятся в целях оценки эффективного использования энергетических ресурсов и снижения затрат потребителей на топливо- и энергообеспечение.
Обязательным энергетическим обследованиям подлежат организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если годовое потребление ими энергетических ресурсов составляет более шести тысяч тонн условного топлива или более одной тысячи тонн моторного топлива. Энергетические обследования организаций, если годовое потребление ими энергетических ресурсов составляет менее шести тысяч тонн условного топлива, проводятся по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за координацию работ по эффективному использованию энергетических ресурсов.
Федеральным законом от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ в часть 3 статьи 10 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 г.
Порядок и сроки проведения энергетических обследований определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Статья 11. Учет энергетических ресурсов
Весь объем добываемых, производимых, перерабатываемых, транспортируемых, хранимых и потребляемых энергетических ресурсов с 2000 года подлежит обязательному учету. Очередность и правила оснащения организаций приборами для учета расхода энергетических ресурсов, а также правила пользования электрической и тепловой энергией, природным и сжиженным газом, продуктами нефтепереработки устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Учет потребляемых энергетических ресурсов осуществляется в соответствии с установленными государственными стандартами и нормами точности измерений.
Статья 12. Государственное статистическое наблюдение за потреблением энергетических ресурсов и их эффективным использованием
Государственное статистическое наблюдение за величиной и структурой потребления энергетических ресурсов и их эффективным использованием организует и проводит уполномоченный на то федеральный орган исполнительной власти по статистике в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Статья 13. Финансирование программ в области энергосбережения
Финансирование федеральных и межрегиональных программ в области энергосбережения осуществляется за счет средств государственной финансовой поддержки федерального бюджета, средств бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации, средств российских и иностранных инвесторов, а также за счет других источников в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 5 апреля 2003 г. N 42-ФЗ в статью 14 настоящего Федерального закона внесены изменения
Статья 14. Льготы потребителям и производителям энергетических ресурсов
Потребителям и производителям энергетических ресурсов, осуществляющим мероприятия по энергосбережению, в том числе за счет производства и потребления продукции с лучшими, чем предусмотрено государственными стандартами, показателями, предоставляются льготы в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Производители электрической и тепловой энергии, не входящие в региональные энергоснабжающие организации, имеют право на отпуск энергии в сети этих организаций в количествах и режимах, согласованных с энергоснабжающей организацией и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Энергоснабжающие организации обязаны обеспечить прием энергии от указанных производителей в свои сети по ценам, формируемым в порядке, утвержденном региональными энергетическими комиссиями.
Для энергетических установок, которые используют возобновляемые источники энергии и сооружение которых осуществляется в соответствии с программами в области энергосбережения, цены на электрическую энергию должны обеспечить окупаемость капитальных вложений в строительство этих установок в срок, согласованный с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Строительство и эксплуатация энергетических установок, которые используют сертифицированное оборудование и имеют производительность тепловой энергии до трехсот киловатт или электрическую мощность до ста киловатт, осуществляются без лицензии. В целях стимулирования эффективного использования энергетических ресурсов в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, осуществляется установление сезонных цен на природный газ и сезонных тарифов на электрическую и тепловую энергию, а также внутрисуточных дифференцированных тарифов на электрическую энергию.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при определении тарифов на электрическую и тепловую энергию должны учитывать экономически обоснованные затраты потребителей электрической и тепловой энергии на энергосбережение. Порядок консолидации указанных средств и порядок их использования потребителями в целях финансирования энергосберегающих проектов определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Потребители энергетических ресурсов - юридические лица в случае использования энергетических ресурсов не в том объеме, который предусмотрен договорами с энергоснабжающими организациями, освобождаются от возмещения расходов, понесенных указанными энергоснабжающими организациями, если недоиспользование энергетических ресурсов является следствием осуществления мероприятий по энергосбережению.
При реализации российскими организациями совместно с российскими и иностранными инвесторами проектов в области энергосбережения Правительство Российской Федерации или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти может выступать в качестве поручителя перед указанными инвесторами в пределах средств, предусмотренных федеральным бюджетом на финансирование мероприятий по энергосбережению.
Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 313-ФЗ в статью 15 настоящего Федерального закона внесены изменения
Статья 15. Международное сотрудничество в области энергосбережения
Международное сотрудничество Российской Федерации в области энергосбережения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основными направлениями международного сотрудничества в области энергосбережения являются:
взаимовыгодный обмен энергоэффективными технологиями с иностранными и международными организациями;
участие Российской Федерации, российских организаций в международных проектах в области энергосбережения;
согласование показателей энергоэффективности, предусмотренных государственными стандартами Российской Федерации, с требованиями международных стандартов, а также взаимное признание результатов подтверждения соответствия.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.
Статья 16. Образование и подготовка кадров
Имеющие государственную аккредитацию учреждения среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, а также учреждения подготовки и переподготовки кадров в программах по обучению и подготовке работников в области энергообеспечения должны предусматривать основы эффективного использования энергетических ресурсов, в том числе основы эффективного использования возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива.
Статья 17. Информационное обеспечение энергосбережения
Информационное обеспечение энергосбережения осуществляется путем:
обсуждения федеральных и межрегиональных программ в области энергосбережения;
координации работ по подготовке демонстрационных проектов высокой энергетической эффективности;
организации выставок энергоэффективного оборудования и технологий;
предоставления потребителям энергетических ресурсов информации по вопросам энергосбережения;
пропаганды эффективного использования энергетических ресурсов.
Статья 18. Ответственность за нарушение положений настоящего Федерального закона
Лица, виновные в нарушении положений настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 19. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации, до приведения их в соответствие с настоящим Федеральным законом применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Президент Российской Федерации Б. Ельцин
Москва, Кремль
3 апреля 1996 года
№ 28-ФЗ
snipov.net
Федеральный закон 28-ФЗ Об энергосбережении
Федеральный закон от 3 апреля 1996 г. № 28-ФЗ
Об энергосбережении
(с изменениями от 5 апреля 2003 г., 18 декабря 2006 г., 23 июля 2008 г.)
Принят Государственной Думой 13 марта 1996 года
Одобрен Советом Федерации 20 марта 1996 года
Содержание
Глава I. |
Общие положения |
Глава II. |
Стандартизация, сертификация и метрология в области энергосбережения |
Глава III. |
Основы государственного управления энергосбережением |
Глава IV. |
Экономические и финансовые механизмы энергосбережения |
Глава V. |
Международное сотрудничество в области энергосбережения |
Глава VI. |
Образование и подготовка кадров. Пропаганда эффективного использования энергетических ресурсов |
Глава VII. |
Ответственность за нарушение положений настоящего Федерального закона |
Глава VIII. |
Заключительные положения |
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в процессе деятельности в области энергосбережения, в целях создания экономических и организационных условий для эффективного использования энергетических ресурсов.
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Федеральном законе используются следующие понятия:
энергосбережение - реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии;
энергосберегающая политика государства - правовое, организационное и финансово-экономическое регулирование деятельности в области энергосбережения;
энергетический ресурс - носитель энергии, который используется в настоящее время или может быть полезно использован в перспективе;
вторичный энергетический ресурс - энергетический ресурс, получаемый в виде побочного продукта основного производства или являющийся таким продуктом;
эффективное использование энергетических ресурсов - достижение экономически оправданной эффективности использования энергетических ресурсов при существующем уровне развития техники и технологий и соблюдении требований к охране окружающей природной среды;
показатель энергоэффективности - абсолютная или удельная величина потребления или потери энергетических ресурсов для продукции любого назначения, установленная государственными стандартами;
непроизводительный расход энергетических ресурсов - расход энергетических ресурсов, обусловленный несоблюдением требований, установленных государственными стандартами, а также нарушением требований, установленных иными нормативными актами, технологическими регламентами и паспортными данными для действующего оборудования;
возобновляемые источники энергии - энергия солнца, ветра, тепла земли, естественного движения водных потоков, а также энергия существующих в природе градиентов температур;
альтернативные виды топлива - виды топлива (сжатый и сжиженный газ, биогаз, генераторный газ, продукты переработки биомассы, водоугольное топливо и другие), использование которого сокращает или замещает потребление энергетических ресурсов более дорогих и дефицитных видов.
Статья 2. Законодательство Российской Федерации об энергосбережении
Законодательство Российской Федерации об энергосбережении состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам энергосбережения, принимаемых в соответствии с договорами по разграничению предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статья 3. Область применения настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон действует на всей территории Российской Федерации.
Объектом государственного регулирования в области энергосбережения являются отношения, возникающие в процессе деятельности, направленной на:
эффективное использование энергетических ресурсов при их добыче, производстве, переработке, транспортировке, хранении и потреблении;
осуществление государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов;
развитие добычи и производства альтернативных видов топлива, способных заменить энергетические ресурсы более дорогих и дефицитных видов;
создание и использование энергоэффективных технологий, топливо-, энергопотребляющего и диагностического оборудования, конструкционных и изоляционных материалов, приборов для учета расхода энергетических ресурсов и для контроля за их использованием, систем автоматизированного управления энергопотреблением;
обеспечение точности, достоверности и единства измерения в части учета отпускаемых и потребляемых энергетических ресурсов.
Статья 4. Основные принципы энергосберегающей политики государства
Энергосберегающая политика государства основана на следующих принципах:
приоритет эффективного использования энергетических ресурсов;
осуществление государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов;
обязательность учета юридическими лицами производимых или расходуемых ими энергетических ресурсов, а также учета физическими лицами получаемых ими энергетических ресурсов;
включение в государственные стандарты на оборудование, материалы и конструкции, транспортные средства показателей их энергоэффективности;
сертификация топливо-, энергопотребляющего, энергосберегающего и диагностического оборудования, материалов, конструкций, транспортных средств, а также энергетических ресурсов;
сочетание интересов потребителей, поставщиков и производителей энергетических ресурсов;
заинтересованность юридических лиц - производителей и поставщиков энергетических ресурсов в эффективном использовании энергетических ресурсов.
Статья 5. Стандартизация
В государственные стандарты на энергопотребляющую продукцию включаются показатели ее энергоэффективности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При добыче, производстве, переработке, транспортировке, хранении и потреблении энергетических ресурсов показатели их эффективного использования, а также показатели расхода энергии на обогрев, вентиляцию, горячее водоснабжение и освещение зданий, иные показатели энергопотребления производственных процессов в установленном порядке включаются в соответствующую нормативно-техническую документацию.
Требования, устанавливаемые в области энергопотребления государственными стандартами, техническими нормами и правилами, обязательны для выполнения на всей территории Российской Федерации.
Статья 6. Сертификация
Энергопотребляющая продукция любого назначения, а также энергетические ресурсы подлежат обязательной сертификации на соответствующие показатели энергоэффективности. Обязательная сертификация осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Соответствие производимого бытового оборудования требованиям, установленным государственными стандартами в части показателей энергопотребления, подтверждается путем обязательного маркирования указанного оборудования.
Статья 7. Метрология
При добыче, производстве, переработке, транспортировке, хранении и потреблении энергетических ресурсов, а также при их сертификации осуществляется обязательный государственный метрологический контроль и надзор в области энергосбережения.
Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ в статью 8 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.
Статья 8. Основные принципы управления в области энергосбережения
Энергосберегающая политика государства осуществляется на основе реализации федеральных и межрегиональных программ в области энергосбережения путем:
стимулирования производства и использования топливо- и энергосберегающего оборудования;
организации учета расхода энергетических ресурсов, а также контроля за их расходом;
осуществления государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов;
проведения энергетических обследований организаций;
проведения государственной экспертизы проектной документации для строительства;
реализации демонстрационных проектов высокой энергетической эффективности;
реализации экономических, информационных, образовательных и других направлений деятельности в области энергосбережения.
Статья 9. Разработка энергосберегающей политики государства и осуществление государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов
Разработка энергосберегающей политики государства осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Государственный надзор за эффективным использованием энергетических ресурсов организует и проводит уполномоченный на то Президентом Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Статья 10. Проведение энергетических обследований организаций
Энергетические обследования проводятся в целях оценки эффективного использования энергетических ресурсов и снижения затрат потребителей на топливо- и энергообеспечение.
Обязательным энергетическим обследованиям подлежат организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если годовое потребление ими энергетических ресурсов составляет более шести тысяч тонн условного топлива или более одной тысячи тонн моторного топлива. Энергетические обследования организаций, если годовое потребление ими энергетических ресурсов составляет менее шести тысяч тонн условного топлива, проводятся по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за координацию работ по эффективному использованию энергетических ресурсов.
Федеральным законом от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ в часть 3 статьи 10 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 г.
Порядок и сроки проведения энергетических обследований определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Статья 11. Учет энергетических ресурсов
Весь объем добываемых, производимых, перерабатываемых, транспортируемых, хранимых и потребляемых энергетических ресурсов с 2000 года подлежит обязательному учету. Очередность и правила оснащения организаций приборами для учета расхода энергетических ресурсов, а также правила пользования электрической и тепловой энергией, природным и сжиженным газом, продуктами нефтепереработки устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Учет потребляемых энергетических ресурсов осуществляется в соответствии с установленными государственными стандартами и нормами точности измерений.
Статья 12. Государственное статистическое наблюдение за потреблением энергетических ресурсов и их эффективным использованием
Государственное статистическое наблюдение за величиной и структурой потребления энергетических ресурсов и их эффективным использованием организует и проводит уполномоченный на то федеральный орган исполнительной власти по статистике в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Статья 13. Финансирование программ в области энергосбережения
Финансирование федеральных и межрегиональных программ в области энергосбережения осуществляется за счет средств государственной финансовой поддержки федерального бюджета, средств бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации, средств российских и иностранных инвесторов, а также за счет других источников в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 5 апреля 2003 г. N 42-ФЗ в статью 14 настоящего Федерального закона внесены изменения
Статья 14. Льготы потребителям и производителям энергетических ресурсов
Потребителям и производителям энергетических ресурсов, осуществляющим мероприятия по энергосбережению, в том числе за счет производства и потребления продукции с лучшими, чем предусмотрено государственными стандартами, показателями, предоставляются льготы в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Производители электрической и тепловой энергии, не входящие в региональные энергоснабжающие организации, имеют право на отпуск энергии в сети этих организаций в количествах и режимах, согласованных с энергоснабжающей организацией и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Энергоснабжающие организации обязаны обеспечить прием энергии от указанных производителей в свои сети по ценам, формируемым в порядке, утвержденном региональными энергетическими комиссиями.
Для энергетических установок, которые используют возобновляемые источники энергии и сооружение которых осуществляется в соответствии с программами в области энергосбережения, цены на электрическую энергию должны обеспечить окупаемость капитальных вложений в строительство этих установок в срок, согласованный с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Строительство и эксплуатация энергетических установок, которые используют сертифицированное оборудование и имеют производительность тепловой энергии до трехсот киловатт или электрическую мощность до ста киловатт, осуществляются без лицензии. В целях стимулирования эффективного использования энергетических ресурсов в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, осуществляется установление сезонных цен на природный газ и сезонных тарифов на электрическую и тепловую энергию, а также внутрисуточных дифференцированных тарифов на электрическую энергию.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при определении тарифов на электрическую и тепловую энергию должны учитывать экономически обоснованные затраты потребителей электрической и тепловой энергии на энергосбережение. Порядок консолидации указанных средств и порядок их использования потребителями в целях финансирования энергосберегающих проектов определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Потребители энергетических ресурсов - юридические лица в случае использования энергетических ресурсов не в том объеме, который предусмотрен договорами с энергоснабжающими организациями, освобождаются от возмещения расходов, понесенных указанными энергоснабжающими организациями, если недоиспользование энергетических ресурсов является следствием осуществления мероприятий по энергосбережению.
При реализации российскими организациями совместно с российскими и иностранными инвесторами проектов в области энергосбережения Правительство Российской Федерации или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти может выступать в качестве поручителя перед указанными инвесторами в пределах средств, предусмотренных федеральным бюджетом на финансирование мероприятий по энергосбережению.
Статья 15. Международное сотрудничество в области энергосбережения
Международное сотрудничество Российской Федерации в области энергосбережения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основными направлениями международного сотрудничества в области энергосбережения являются:
взаимовыгодный обмен энергоэффективными технологиями с иностранными и международными организациями;
участие Российской Федерации, российских организаций в международных проектах в области энергосбережения;
согласование показателей энергоэффективности, предусмотренных государственными стандартами Российской Федерации, с требованиями международных стандартов, а также взаимное признание результатов сертификации.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.
Статья 16. Образование и подготовка кадров
Имеющие государственную аккредитацию учреждения среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, а также учреждения подготовки и переподготовки кадров в программах по обучению и подготовке работников в области энергообеспечения должны предусматривать основы эффективного использования энергетических ресурсов, в том числе основы эффективного использования возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива.
Статья 17. Информационное обеспечение энергосбережения
Информационное обеспечение энергосбережения осуществляется путем:
обсуждения федеральных и межрегиональных программ в области энергосбережения;
координации работ по подготовке демонстрационных проектов высокой энергетической эффективности;
организации выставок энергоэффективного оборудования и технологий;
предоставления потребителям энергетических ресурсов информации по вопросам энергосбережения;
пропаганды эффективного использования энергетических ресурсов.
Статья 18. Ответственность за нарушение положений настоящего Федерального закона
Лица, виновные в нарушении положений настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 19. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации, до приведения их в соответствие с настоящим Федеральным законом применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Президент Российской Федерации Б. Ельцин
Москва, Кремль
3 апреля 1996 года
№ 28-ФЗ
Еще документы скачать бесплатно
www.gosthelp.ru
Федеральный закон 28-ФЗ Об энергосбережении
Федеральный закон от 3 апреля 1996 г. № 28-ФЗ
Об энергосбережении
(с изменениями от 5 апреля 2003 г., 18 декабря 2006 г., 23 июля 2008 г.)
Принят Государственной Думой 13 марта 1996 года
Одобрен Советом Федерации 20 марта 1996 года
Содержание
Глава I. |
Общие положения |
Глава II. |
Стандартизация, сертификация и метрология в области энергосбережения |
Глава III. |
Основы государственного управления энергосбережением |
Глава IV. |
Экономические и финансовые механизмы энергосбережения |
Глава V. |
Международное сотрудничество в области энергосбережения |
Глава VI. |
Образование и подготовка кадров. Пропаганда эффективного использования энергетических ресурсов |
Глава VII. |
Ответственность за нарушение положений настоящего Федерального закона |
Глава VIII. |
Заключительные положения |
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в процессе деятельности в области энергосбережения, в целях создания экономических и организационных условий для эффективного использования энергетических ресурсов.
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Федеральном законе используются следующие понятия:
энергосбережение - реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии;
энергосберегающая политика государства - правовое, организационное и финансово-экономическое регулирование деятельности в области энергосбережения;
энергетический ресурс - носитель энергии, который используется в настоящее время или может быть полезно использован в перспективе;
вторичный энергетический ресурс - энергетический ресурс, получаемый в виде побочного продукта основного производства или являющийся таким продуктом;
эффективное использование энергетических ресурсов - достижение экономически оправданной эффективности использования энергетических ресурсов при существующем уровне развития техники и технологий и соблюдении требований к охране окружающей природной среды;
показатель энергоэффективности - абсолютная или удельная величина потребления или потери энергетических ресурсов для продукции любого назначения, установленная государственными стандартами;
непроизводительный расход энергетических ресурсов - расход энергетических ресурсов, обусловленный несоблюдением требований, установленных государственными стандартами, а также нарушением требований, установленных иными нормативными актами, технологическими регламентами и паспортными данными для действующего оборудования;
возобновляемые источники энергии - энергия солнца, ветра, тепла земли, естественного движения водных потоков, а также энергия существующих в природе градиентов температур;
альтернативные виды топлива - виды топлива (сжатый и сжиженный газ, биогаз, генераторный газ, продукты переработки биомассы, водоугольное топливо и другие), использование которого сокращает или замещает потребление энергетических ресурсов более дорогих и дефицитных видов.
Статья 2. Законодательство Российской Федерации об энергосбережении
Законодательство Российской Федерации об энергосбережении состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам энергосбережения, принимаемых в соответствии с договорами по разграничению предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статья 3. Область применения настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон действует на всей территории Российской Федерации.
Объектом государственного регулирования в области энергосбережения являются отношения, возникающие в процессе деятельности, направленной на:
эффективное использование энергетических ресурсов при их добыче, производстве, переработке, транспортировке, хранении и потреблении;
осуществление государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов;
развитие добычи и производства альтернативных видов топлива, способных заменить энергетические ресурсы более дорогих и дефицитных видов;
создание и использование энергоэффективных технологий, топливо-, энергопотребляющего и диагностического оборудования, конструкционных и изоляционных материалов, приборов для учета расхода энергетических ресурсов и для контроля за их использованием, систем автоматизированного управления энергопотреблением;
обеспечение точности, достоверности и единства измерения в части учета отпускаемых и потребляемых энергетических ресурсов.
Статья 4. Основные принципы энергосберегающей политики государства
Энергосберегающая политика государства основана на следующих принципах:
приоритет эффективного использования энергетических ресурсов;
осуществление государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов;
обязательность учета юридическими лицами производимых или расходуемых ими энергетических ресурсов, а также учета физическими лицами получаемых ими энергетических ресурсов;
включение в государственные стандарты на оборудование, материалы и конструкции, транспортные средства показателей их энергоэффективности;
сертификация топливо-, энергопотребляющего, энергосберегающего и диагностического оборудования, материалов, конструкций, транспортных средств, а также энергетических ресурсов;
сочетание интересов потребителей, поставщиков и производителей энергетических ресурсов;
заинтересованность юридических лиц - производителей и поставщиков энергетических ресурсов в эффективном использовании энергетических ресурсов.
Статья 5. Стандартизация
В государственные стандарты на энергопотребляющую продукцию включаются показатели ее энергоэффективности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При добыче, производстве, переработке, транспортировке, хранении и потреблении энергетических ресурсов показатели их эффективного использования, а также показатели расхода энергии на обогрев, вентиляцию, горячее водоснабжение и освещение зданий, иные показатели энергопотребления производственных процессов в установленном порядке включаются в соответствующую нормативно-техническую документацию.
Требования, устанавливаемые в области энергопотребления государственными стандартами, техническими нормами и правилами, обязательны для выполнения на всей территории Российской Федерации.
Статья 6. Сертификация
Энергопотребляющая продукция любого назначения, а также энергетические ресурсы подлежат обязательной сертификации на соответствующие показатели энергоэффективности. Обязательная сертификация осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Соответствие производимого бытового оборудования требованиям, установленным государственными стандартами в части показателей энергопотребления, подтверждается путем обязательного маркирования указанного оборудования.
Статья 7. Метрология
При добыче, производстве, переработке, транспортировке, хранении и потреблении энергетических ресурсов, а также при их сертификации осуществляется обязательный государственный метрологический контроль и надзор в области энергосбережения.
Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ в статью 8 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.
Статья 8. Основные принципы управления в области энергосбережения
Энергосберегающая политика государства осуществляется на основе реализации федеральных и межрегиональных программ в области энергосбережения путем:
стимулирования производства и использования топливо- и энергосберегающего оборудования;
организации учета расхода энергетических ресурсов, а также контроля за их расходом;
осуществления государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов;
проведения энергетических обследований организаций;
проведения государственной экспертизы проектной документации для строительства;
реализации демонстрационных проектов высокой энергетической эффективности;
реализации экономических, информационных, образовательных и других направлений деятельности в области энергосбережения.
Статья 9. Разработка энергосберегающей политики государства и осуществление государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов
Разработка энергосберегающей политики государства осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Государственный надзор за эффективным использованием энергетических ресурсов организует и проводит уполномоченный на то Президентом Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Статья 10. Проведение энергетических обследований организаций
Энергетические обследования проводятся в целях оценки эффективного использования энергетических ресурсов и снижения затрат потребителей на топливо- и энергообеспечение.
Обязательным энергетическим обследованиям подлежат организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если годовое потребление ими энергетических ресурсов составляет более шести тысяч тонн условного топлива или более одной тысячи тонн моторного топлива. Энергетические обследования организаций, если годовое потребление ими энергетических ресурсов составляет менее шести тысяч тонн условного топлива, проводятся по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за координацию работ по эффективному использованию энергетических ресурсов.
Федеральным законом от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ в часть 3 статьи 10 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 г.
Порядок и сроки проведения энергетических обследований определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Статья 11. Учет энергетических ресурсов
Весь объем добываемых, производимых, перерабатываемых, транспортируемых, хранимых и потребляемых энергетических ресурсов с 2000 года подлежит обязательному учету. Очередность и правила оснащения организаций приборами для учета расхода энергетических ресурсов, а также правила пользования электрической и тепловой энергией, природным и сжиженным газом, продуктами нефтепереработки устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Учет потребляемых энергетических ресурсов осуществляется в соответствии с установленными государственными стандартами и нормами точности измерений.
Статья 12. Государственное статистическое наблюдение за потреблением энергетических ресурсов и их эффективным использованием
Государственное статистическое наблюдение за величиной и структурой потребления энергетических ресурсов и их эффективным использованием организует и проводит уполномоченный на то федеральный орган исполнительной власти по статистике в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Статья 13. Финансирование программ в области энергосбережения
Финансирование федеральных и межрегиональных программ в области энергосбережения осуществляется за счет средств государственной финансовой поддержки федерального бюджета, средств бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации, средств российских и иностранных инвесторов, а также за счет других источников в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 5 апреля 2003 г. N 42-ФЗ в статью 14 настоящего Федерального закона внесены изменения
Статья 14. Льготы потребителям и производителям энергетических ресурсов
Потребителям и производителям энергетических ресурсов, осуществляющим мероприятия по энергосбережению, в том числе за счет производства и потребления продукции с лучшими, чем предусмотрено государственными стандартами, показателями, предоставляются льготы в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Производители электрической и тепловой энергии, не входящие в региональные энергоснабжающие организации, имеют право на отпуск энергии в сети этих организаций в количествах и режимах, согласованных с энергоснабжающей организацией и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Энергоснабжающие организации обязаны обеспечить прием энергии от указанных производителей в свои сети по ценам, формируемым в порядке, утвержденном региональными энергетическими комиссиями.
Для энергетических установок, которые используют возобновляемые источники энергии и сооружение которых осуществляется в соответствии с программами в области энергосбережения, цены на электрическую энергию должны обеспечить окупаемость капитальных вложений в строительство этих установок в срок, согласованный с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Строительство и эксплуатация энергетических установок, которые используют сертифицированное оборудование и имеют производительность тепловой энергии до трехсот киловатт или электрическую мощность до ста киловатт, осуществляются без лицензии. В целях стимулирования эффективного использования энергетических ресурсов в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, осуществляется установление сезонных цен на природный газ и сезонных тарифов на электрическую и тепловую энергию, а также внутрисуточных дифференцированных тарифов на электрическую энергию.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при определении тарифов на электрическую и тепловую энергию должны учитывать экономически обоснованные затраты потребителей электрической и тепловой энергии на энергосбережение. Порядок консолидации указанных средств и порядок их использования потребителями в целях финансирования энергосберегающих проектов определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Потребители энергетических ресурсов - юридические лица в случае использования энергетических ресурсов не в том объеме, который предусмотрен договорами с энергоснабжающими организациями, освобождаются от возмещения расходов, понесенных указанными энергоснабжающими организациями, если недоиспользование энергетических ресурсов является следствием осуществления мероприятий по энергосбережению.
При реализации российскими организациями совместно с российскими и иностранными инвесторами проектов в области энергосбережения Правительство Российской Федерации или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти может выступать в качестве поручителя перед указанными инвесторами в пределах средств, предусмотренных федеральным бюджетом на финансирование мероприятий по энергосбережению.
Статья 15. Международное сотрудничество в области энергосбережения
Международное сотрудничество Российской Федерации в области энергосбережения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основными направлениями международного сотрудничества в области энергосбережения являются:
взаимовыгодный обмен энергоэффективными технологиями с иностранными и международными организациями;
участие Российской Федерации, российских организаций в международных проектах в области энергосбережения;
согласование показателей энергоэффективности, предусмотренных государственными стандартами Российской Федерации, с требованиями международных стандартов, а также взаимное признание результатов сертификации.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.
Статья 16. Образование и подготовка кадров
Имеющие государственную аккредитацию учреждения среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, а также учреждения подготовки и переподготовки кадров в программах по обучению и подготовке работников в области энергообеспечения должны предусматривать основы эффективного использования энергетических ресурсов, в том числе основы эффективного использования возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива.
Статья 17. Информационное обеспечение энергосбережения
Информационное обеспечение энергосбережения осуществляется путем:
обсуждения федеральных и межрегиональных программ в области энергосбережения;
координации работ по подготовке демонстрационных проектов высокой энергетической эффективности;
организации выставок энергоэффективного оборудования и технологий;
предоставления потребителям энергетических ресурсов информации по вопросам энергосбережения;
пропаганды эффективного использования энергетических ресурсов.
Статья 18. Ответственность за нарушение положений настоящего Федерального закона
Лица, виновные в нарушении положений настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 19. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации, до приведения их в соответствие с настоящим Федеральным законом применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Президент Российской Федерации Б. Ельцин
Москва, Кремль
3 апреля 1996 года
№ 28-ФЗ
Похожие документы
znaytovar.ru
Госдума приняла закон об энергосбережении и о повышении энергоэффективности
Госдума приняла закон об энергосбережении и о повышении энергоэффективности
Госдума на пленарном заседании 11 ноября приняла в третьем чтении закон "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ".
Закон направлен на создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Закон предусматривает:
- введение обязательного информирования потребителей об энергоэффективности, включая сведения о классе энергоэффективности приобретаемых ими бытовых энергетических устройств в соответствующей маркировке на этикетке товара;
- оснащение многоквартирных домов, зданий, строений, сооружений, как существующих, так и вводимых в эксплуатацию после строительства, реконструкции и капитального ремонта приборами учета энергоресурсов /с установлением сроков их введения, исполнителей и ответственности/;
- введение требований по энергоэффективности новых зданий, строений, сооружений с запретом на ввод их в эксплуатацию без соответствия установленным требованиям;
- введение классов энергоэффективности зданий с обязательным информированием о классе энергоэффективности, например, на фасаде многоквартирного дома;
- создание системы государственного информационного обеспечения в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, распространение социальной рекламы, пропагандирующей правильное потребление энергоресурсов;
- возможность установления запретов или ограничений оборота на территории России товаров с высокой энергоемкостью при условии введения в оборот более энергоэффективных аналогов в количестве, удовлетворяющем потребительский спрос.
Закон определяет полномочия органов государственной власти РФ /по установлению правил определения классов энергетической эффективности товаров, многоквартирных домов, определения требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений, определения форм и методов господдержки в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности/, субъектов РФ и местного самоуправления в этой области, в том числе по разработке и реализации соответствующих федеральных, региональных и муниципальных программ, по информационному обеспечению.
В законе определены направления и формы господдержки, в том числе путем возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, займам, полученным в российских кредитных организациях на осуществление инвестиционной деятельности, реализацию инвестиционных проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также софинансирования расходных обязательств субъектов РФ, муниципальных образований в пределах средств, предусмотренных законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.
Для обеспечение энергетической эффективности предлагается не допускать к обороту на территории России с 1 января 2011 г ламп накаливания мощностью 100 Вт и более. При этом с 1 января 2013 г может быть введен запрет на оборот ламп накаливания мощностью 75 Вт и более, а с 1 января 2014 г - мощностью 25 Вт и более. Для обеспечения безопасности людей и сохранения окружающей среды в соответствии с законопроектом правительством РФ должны быть определены требования к осветительным устройствам, к электрическим лампам и утверждены правила утилизации использованных осветительных устройств и электрических ламп, а с 1 января 2011 г должна быть запущена соответствующая государственная программа, включающая, в том числе, систему приема использованных ламп у населения.
Закон обязывает собственников зданий /строений, сооружений/, введенных в эксплуатацию на день вступления данного закона в силу, до 1 января 2011 г завершить оснащение таких зданий приборами учета используемых воды, газа, тепловой энергии, электрической энергии и ввод их в эксплуатацию. С 1 января 2012 г собственники жилых домов /помещений в многоквартирных домах/ обязаны обеспечить оснащение домов такими приборами, а многоквартирные дома должны быть оснащены коллективными приборами учета воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими /для коммунальной квартиры/ приборами.
Закон обязывает бюджетные организации снижать объемы потребления энергоресурсов не менее чем на 3 проц ежегодно в течение 5 лет от уровня 2009 г. За бюджетной организацией сохраняются средства, сэкономленные благодаря проведению мероприятий по энергосбережению и энергоэффективности, а также возможность их перераспределения на фонд оплаты труда.
Законом предоставляется возможность введения обязательных требований по закупке наиболее энергоэффективных товаров для государственных и муниципальных нужд и устанавливается запрет закупки для государственных и муниципальных нужд ламп накаливания любой мощности с 1 января 2011 г.
Одновременно устанавливается обязанность разработки программ по энергосбережению и повышению энергоэффективности для государственных компаний, бюджетных учреждений и регулируемых организаций, а также регионов и муниципалитетов /во взаимосвязи с бюджетным процессом, региональные и муниципальные программы должны быть приняты до 1 августа 2010 г/.
Для всех предприятий вводится обязанность по учету энергетических ресурсов. Организации, совокупные годовые затраты которых на потребление энергоресурсов превышают 10 млн руб, предлагается обязать до 31 декабря 2012 г и далее не реже 1 раза в 5 лет проходить энергетические обследования, по результатам которых составляется энергетический паспорт предприятия, фиксирующий продвижение по шкале энергоэффективности.
До 1 марта 2010 г должны быть выработаны отечественные требования к осветительным устройствам, электрическим лампам, адаптированные к специфике используемых в России технологий и оборудования, тем самым, обеспечиваются определенные преимущества отечественным производителям.
Для синхронизации норм закона, принятого сегодня депутатами, с действующим законодательством вносятся необходимые изменения в Градостроительный, Налоговый и Жилищный кодексы, Кодекс об административных правонарушениях, а также законы "О защите прав потребителей", "Об электроэнергетике", "О техническом регулировании" и в ряд других законодательных актов.
По материалам Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия
www.cntd.ru
Федеральный закон 28-ФЗ «Об энергосбережении»
Федеральный закон от 3 апреля 1996 г. № 28-ФЗ
Об энергосбережении
(с изменениями от 5 апреля 2003 г., 18 декабря 2006 г., 23 июля, 30 декабря 2008 г.)
Принят Государственной Думой 13 марта 1996 года
Одобрен Советом Федерации 20 марта 1996 года
Содержание
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в процессе деятельности в области энергосбережения, в целях создания экономических и организационных условий для эффективного использования энергетических ресурсов.
Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ в статью 1 настоящего Федерального закона внесены изменения
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Федеральном законе используются следующие понятия:
энергосбережение - реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии;
энергосберегающая политика государства - правовое, организационное и финансово-экономическое регулирование деятельности в области энергосбережения;
энергетический ресурс - носитель энергии, который используется в настоящее время или может быть полезно использован в перспективе;
вторичный энергетический ресурс - энергетический ресурс, получаемый в виде побочного продукта основного производства или являющийся таким продуктом;
эффективное использование энергетических ресурсов - достижение экономически оправданной эффективности использования энергетических ресурсов при существующем уровне развития техники и технологий и соблюдении требований к охране окружающей среды;
показатель энергоэффективности - абсолютная или удельная величина потребления или потери энергетических ресурсов для продукции любого назначения, установленная государственными стандартами;
непроизводительный расход энергетических ресурсов - расход энергетических ресурсов, обусловленный несоблюдением требований, установленных государственными стандартами, а также нарушением требований, установленных иными нормативными актами, технологическими регламентами и паспортными данными для действующего оборудования;
возобновляемые источники энергии - энергия солнца, ветра, тепла земли, естественного движения водных потоков, а также энергия существующих в природе градиентов температур;
альтернативные виды топлива - виды топлива (сжатый и сжиженный газ, биогаз, генераторный газ, продукты переработки биомассы, водоугольное топливо и другие), использование которого сокращает или замещает потребление энергетических ресурсов более дорогих и дефицитных видов.
Статья 2. Законодательство Российской Федерации об энергосбережении
Законодательство Российской Федерации об энергосбережении состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам энергосбережения, принимаемых в соответствии с договорами по разграничению предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статья 3. Область применения настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон действует на всей территории Российской Федерации.
Объектом государственного регулирования в области энергосбережения являются отношения, возникающие в процессе деятельности, направленной на:
эффективное использование энергетических ресурсов при их добыче, производстве, переработке, транспортировке, хранении и потреблении;
осуществление государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов;
развитие добычи и производства альтернативных видов топлива, способных заменить энергетические ресурсы более дорогих и дефицитных видов;
создание и использование энергоэффективных технологий, топливо-, энергопотребляющего и диагностического оборудования, конструкционных и изоляционных материалов, приборов для учета расхода энергетических ресурсов и для контроля за их использованием, систем автоматизированного управления энергопотреблением;
обеспечение точности, достоверности и единства измерения в части учета отпускаемых и потребляемых энергетических ресурсов.
Статья 4. Основные принципы энергосберегающей политики государства
Энергосберегающая политика государства основана на следующих принципах:
приоритет эффективного использования энергетических ресурсов;
осуществление государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов;
обязательность учета юридическими лицами производимых или расходуемых ими энергетических ресурсов, а также учета физическими лицами получаемых ими энергетических ресурсов;
включение в государственные стандарты на оборудование, материалы и конструкции, транспортные средства показателей их энергоэффективности;
утратил силу;
сочетание интересов потребителей, поставщиков и производителей энергетических ресурсов;
заинтересованность юридических лиц - производителей и поставщиков энергетических ресурсов в эффективном использовании энергетических ресурсов.
Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 313-ФЗ в наименование главы II настоящего Федерального закона внесены изменения
Статья 5. Стандартизация
В государственные стандарты на энергопотребляющую продукцию включаются показатели ее энергоэффективности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При добыче, производстве, переработке, транспортировке, хранении и потреблении энергетических ресурсов показатели их эффективного использования, а также показатели расхода энергии на обогрев, вентиляцию, горячее водоснабжение и освещение зданий, иные показатели энергопотребления производственных процессов в установленном порядке включаются в соответствующую нормативно-техническую документацию.
Требования, устанавливаемые в области энергопотребления государственными стандартами, техническими нормами и правилами, обязательны для выполнения на всей территории Российской Федерации.
Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 313-ФЗ в статью 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
Статья 6. Обязательная сертификация и декларирование соответствия
Энергопотребляющая продукция любого назначения, а также энергетические ресурсы подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия установленным законодательством Российской Федерации требованиям. Обязательная сертификация или декларирование соответствия осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Соответствие производимого бытового оборудования требованиям, установленным государственными стандартами в части показателей энергопотребления, подтверждается путем обязательного маркирования указанного оборудования.
Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 313-ФЗ в статью 7 настоящего Федерального закона внесены изменения
Статья 7. Метрология
При добыче, производстве, переработке, транспортировке, хранении и потреблении энергетических ресурсов осуществляется обязательный государственный метрологический контроль и надзор в области энергосбережения.
Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ в статью 8 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.
Статья 8. Основные принципы управления в области энергосбережения
Энергосберегающая политика государства осуществляется на основе реализации федеральных и межрегиональных программ в области энергосбережения путем:
стимулирования производства и использования топливо- и энергосберегающего оборудования;
организации учета расхода энергетических ресурсов, а также контроля за их расходом;
осуществления государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов;
проведения энергетических обследований организаций;
проведения государственной экспертизы проектной документации для строительства;
реализации демонстрационных проектов высокой энергетической эффективности;
реализации экономических, информационных, образовательных и других направлений деятельности в области энергосбережения.
Статья 9. Разработка энергосберегающей политики государства и осуществление государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов
Разработка энергосберегающей политики государства осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Государственный надзор за эффективным использованием энергетических ресурсов организует и проводит уполномоченный на то Президентом Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Статья 10. Проведение энергетических обследований организаций
Энергетические обследования проводятся в целях оценки эффективного использования энергетических ресурсов и снижения затрат потребителей на топливо- и энергообеспечение.
Обязательным энергетическим обследованиям подлежат организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если годовое потребление ими энергетических ресурсов составляет более шести тысяч тонн условного топлива или более одной тысячи тонн моторного топлива. Энергетические обследования организаций, если годовое потребление ими энергетических ресурсов составляет менее шести тысяч тонн условного топлива, проводятся по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за координацию работ по эффективному использованию энергетических ресурсов.
Федеральным законом от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ в часть 3 статьи 10 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 г.
Порядок и сроки проведения энергетических обследований определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Статья 11. Учет энергетических ресурсов
Весь объем добываемых, производимых, перерабатываемых, транспортируемых, хранимых и потребляемых энергетических ресурсов с 2000 года подлежит обязательному учету. Очередность и правила оснащения организаций приборами для учета расхода энергетических ресурсов, а также правила пользования электрической и тепловой энергией, природным и сжиженным газом, продуктами нефтепереработки устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Учет потребляемых энергетических ресурсов осуществляется в соответствии с установленными государственными стандартами и нормами точности измерений.
Статья 12. Государственное статистическое наблюдение за потреблением энергетических ресурсов и их эффективным использованием
Государственное статистическое наблюдение за величиной и структурой потребления энергетических ресурсов и их эффективным использованием организует и проводит уполномоченный на то федеральный орган исполнительной власти по статистике в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Статья 13. Финансирование программ в области энергосбережения
Финансирование федеральных и межрегиональных программ в области энергосбережения осуществляется за счет средств государственной финансовой поддержки федерального бюджета, средств бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации, средств российских и иностранных инвесторов, а также за счет других источников в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 5 апреля 2003 г. N 42-ФЗ в статью 14 настоящего Федерального закона внесены изменения
Статья 14. Льготы потребителям и производителям энергетических ресурсов
Потребителям и производителям энергетических ресурсов, осуществляющим мероприятия по энергосбережению, в том числе за счет производства и потребления продукции с лучшими, чем предусмотрено государственными стандартами, показателями, предоставляются льготы в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Производители электрической и тепловой энергии, не входящие в региональные энергоснабжающие организации, имеют право на отпуск энергии в сети этих организаций в количествах и режимах, согласованных с энергоснабжающей организацией и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Энергоснабжающие организации обязаны обеспечить прием энергии от указанных производителей в свои сети по ценам, формируемым в порядке, утвержденном региональными энергетическими комиссиями.
Для энергетических установок, которые используют возобновляемые источники энергии и сооружение которых осуществляется в соответствии с программами в области энергосбережения, цены на электрическую энергию должны обеспечить окупаемость капитальных вложений в строительство этих установок в срок, согласованный с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Строительство и эксплуатация энергетических установок, которые используют сертифицированное оборудование и имеют производительность тепловой энергии до трехсот киловатт или электрическую мощность до ста киловатт, осуществляются без лицензии. В целях стимулирования эффективного использования энергетических ресурсов в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, осуществляется установление сезонных цен на природный газ и сезонных тарифов на электрическую и тепловую энергию, а также внутрисуточных дифференцированных тарифов на электрическую энергию.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при определении тарифов на электрическую и тепловую энергию должны учитывать экономически обоснованные затраты потребителей электрической и тепловой энергии на энергосбережение. Порядок консолидации указанных средств и порядок их использования потребителями в целях финансирования энергосберегающих проектов определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Потребители энергетических ресурсов - юридические лица в случае использования энергетических ресурсов не в том объеме, который предусмотрен договорами с энергоснабжающими организациями, освобождаются от возмещения расходов, понесенных указанными энергоснабжающими организациями, если недоиспользование энергетических ресурсов является следствием осуществления мероприятий по энергосбережению.
При реализации российскими организациями совместно с российскими и иностранными инвесторами проектов в области энергосбережения Правительство Российской Федерации или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти может выступать в качестве поручителя перед указанными инвесторами в пределах средств, предусмотренных федеральным бюджетом на финансирование мероприятий по энергосбережению.
Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 313-ФЗ в статью 15 настоящего Федерального закона внесены изменения
Статья 15. Международное сотрудничество в области энергосбережения
Международное сотрудничество Российской Федерации в области энергосбережения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основными направлениями международного сотрудничества в области энергосбережения являются:
взаимовыгодный обмен энергоэффективными технологиями с иностранными и международными организациями;
участие Российской Федерации, российских организаций в международных проектах в области энергосбережения;
согласование показателей энергоэффективности, предусмотренных государственными стандартами Российской Федерации, с требованиями международных стандартов, а также взаимное признание результатов подтверждения соответствия.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.
Статья 16. Образование и подготовка кадров
Имеющие государственную аккредитацию учреждения среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, а также учреждения подготовки и переподготовки кадров в программах по обучению и подготовке работников в области энергообеспечения должны предусматривать основы эффективного использования энергетических ресурсов, в том числе основы эффективного использования возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива.
Статья 17. Информационное обеспечение энергосбережения
Информационное обеспечение энергосбережения осуществляется путем:
обсуждения федеральных и межрегиональных программ в области энергосбережения;
координации работ по подготовке демонстрационных проектов высокой энергетической эффективности;
организации выставок энергоэффективного оборудования и технологий;
предоставления потребителям энергетических ресурсов информации по вопросам энергосбережения;
пропаганды эффективного использования энергетических ресурсов.
Статья 18. Ответственность за нарушение положений настоящего Федерального закона
Лица, виновные в нарушении положений настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 19. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации, до приведения их в соответствие с настоящим Федеральным законом применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Президент Российской Федерации Б. Ельцин
Москва, Кремль
3 апреля 1996 года
№ 28-ФЗ
files.stroyinf.ru
261 федеральный закон об энергосбережении
261 федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» был принят в ноябре 2009 года, и имел своей целью создание экономических, правовых и организационных основ повышения энергетической эффективности и стимулирования энергосбережения в Российской Федерации.
Последние несколько лет вопрос эффективного использования энергоресурсов встал особо остро. Назрела необходимость четко прописанных правил, которые смогли бы привести к изменению ситуации. Все процессы промышленного производства и различной деятельности должны были подвергнуться реорганизации. Согласно 261 федеральному закону об энергосбережении, абсолютно все энергоресурсы обязаны учитываться и строго контролироваться. Даже в обычной жизни, в быту, человек не должен забывать о рациональном использовании энергии.
261 федеральный закон об энергосбережении обозначил обязанности собственников помещений, в том числе и жилых:
обеспечить оснащение многоквартирных домов приборами учета и проводить контроль над их эксплуатацией; обеспечить качественную и надежную работу приборов учета и их замену в случае необходимости; проводить различные мероприятия по энергосбережению в отношении общего имущества и взять на себя расходы на проведение указанных мероприятий; за собственный счет привлекать управляющие компании к снижению количества используемых энергетических ресурсов.
Помимо обязанностей, 261 федеральный закон об энергосбережении оговорил и права собственников. В частности, теперь они имеют право требовать от застройщиков устранения любых недочетов, влияющих на ухудшение показателей энергосбережения.
После вступления в силу 261 федерального закона об энергосбережении, строго контролироваться стали и ресурсоснабжающие организации. Закон определяет их права и обязанности и предусматривает штрафные санкции за возможные нарушения. Согласно 261 федеральному закону об энергосбережении, ресурсоснабжающие организации обязаны:
предоставлять собственникам помещений в многоквартирных домах установку общедомовых приборов учета; осуществлять качественную деятельность по установке и контролю эксплуатации приборов учета энергоресурсов, которые они предоставляют; не реже чем один раз в год предлагать подробный перечень мероприятий по улучшению энергосбережения в отношении индивидуального и общего имущества.
Если попробовать коротко выразить суть 261 федерального закона об энергосбережении, он говорит о том, что все энергоресурсы – горячая и холодная вода, электроэнергия и газ – должны быть подвергнуты строгому учету и контролю над их расходованием. Каждый потребитель, будь то физическое лицо или организация, должен оплачивать количество фактически потребленных за определенный срок энергетических ресурсов. Все меры, обозначенные в 261 федеральном законе об энергосбережении, нацелены на то, чтобы достигнуть экономии в масштабах государства. Ведь эффективное использование энергетических ресурсов приведет к динамичному развитию экономики, что, в свою очередь, благоприятно скажется на социальном благополучии страны.
Принятие 261 федерального закона об энергосбережении, возможно, стало самым важным шагом на пути решения вопроса энергосбережения. Теперь, когда каждый участник системы энергоснабжения знает свои обязанности и несет полную ответственность за их исполнение, энергоресурсы должны использоваться более рационально, чем это было в те времена, когда 261 федеральный закон об энергосбережении еще не был утвержден.
Метки: 261 федеральный закон об энергосбережении, новости энергетики России, энергетическое законодательство, энергосбережение, энергосбережение в России, энергоэффективность
Интересная статья? Поделитесь ей с друзьями:
novostienergetiki.ru
Видеоматериалы
Опыт пилотных регионов, где соцнормы на электроэнергию уже введены, показывает: граждане платить стали меньше
Подробнее...С начала года из ветхого и аварийного жилья в республике были переселены десятки семей
Подробнее...Более 10-ти миллионов рублей направлено на капитальный ремонт многоквартирных домов в Лескенском районе
Подробнее...Актуальные темы
ОТЧЕТ о деятельности министерства энергетики, ЖКХ и тарифной политики Кабардино-Балкарской Республики в сфере государственного регулирования и контроля цен и тарифов в 2012 году и об основных задачах на 2013 год
Подробнее...Предложения организаций, осуществляющих регулируемую деятельность о размере подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на 2013 год
Подробнее...
КОНТАКТЫ
360051, КБР, г. Нальчик
ул. Горького, 4
тел: 8 (8662) 40-93-82
факс: 8 (8662) 47-31-81
e-mail:
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.