Что такое главная шина заземления и где ее используют. Главная заземляющая шина


ГЗШ. Главная Заземляющая Шина | Электрика,Сантехника

class="eliadunit">

 

Вступление

Здравствуй Уважаемый читатель сайта Elesant.ru. Тема сегодняшней статьи главная заземляющая шина (ГЗШ) в электрике частного дома. Назначение ГЗШ, установка, особенности соединений и материал для изготовления.

Назначение главной заземляющей шины (ГЗШ)

Главная заземляющая шина (ГЗШ)- важнейший элемент электрики частного дома. При системе электропитания TN-C-S ,которая является основной для электропитания частного сектора, необходимое разделение PEN проводника. А также повторное заземление нужно делать именно на главной заземляющей шине (ГЗШ)

Вообще, на главной заземляющей шине (ГЗШ) при системе TN-C-S сходятся все проводники от защитных систем дома. Это и заземляющий проводник, и проводники от системы уравнивания потенциалов и проводник от разрядника (ограничителя напряжения).

Установка главной заземляющей шины (ГЗШ)

Устанавливается главная заземляющая шина (ГЗШ) внутри вводно-распределительного устройства (ВРУ) или отдельно. При отдельной установке, главная заземляющая шина (ГЗШ) устанавливается в специальный корпус, напоминающий небольшой ящик.

Важно! Согласно ПУЭ (пункт 1.7.119) открытая установка ГЗШ возможна только в специальном помещение. Но даже в этом случае, место установки открытой ГЗШ должно быть огорожено от случайного прикосновения.

Если в доме несколько вводов электропитания, то на каждый ввод устанавливается отдельная главная заземляющая шина (ГЗШ). Также отдельно на каждую шину выводятся кабели от системы уравнивания потенциалов.

Соединения на главной заземляющей шины (ГЗШ)

Главным назначением, если можно так сказать, главной заземляющей шины (ГЗШ) является разделение PEN проводника кабеля электропитания.PEN проводник после разделки подсоединяется к заранее установленной ГЗШ.

class="eliadunit">

Подсоединение производится при помощи болтов, шаб, гаек. Для фиксации болтового соединения ГЗШ желательно использовать гроверную шайбу (смотри фото). Все соединения на ГЗШ должны быть осуществлены болтовыми креплениями. Каждый кабель, подключаемый к ГЗШ должен иметь отдельное соединение.

Примечание: Болтовые соединения нужны для того чтобы в любой момент можно было отключить отдельно любой защитный кабель и произвести необходимые контрольные замеры (сопротивления изоляции, сопротивления растеканию тока и т.д.)

При установке внутри вводно-распределительного устройства (ВРУ) главная заземляющая шина (ГЗШ) устанавливается непосредственно на корпус ВРУ, и имеет с ним электропроводящий контакт. (Читайте подробно о комплектации ВРУ).

Рядом с ГЗШ устанавливается шина рабочего нуля(N).Шина N соединяется с главной заземляющей шиной (ГЗШ) на которой происходит разделение PEN проводника.

Материал для изготовления ГЗШ

Предпочтительным материалом для ГЗШ является медь. Возможно, изготовление ГЗШ из стали. Запрещено использование аллюминнивых шин для ГЗШ. Запрет аллюминия для шины, логично приводит к запрету использования аллюминевых наконечников для электрокабелей, подключаемых к ГЗШ.

©Elesant.ru

Нормативные ссылки

  • ПУЭ,Правила устройства электроустановок,издание 7
  • ГОСТ 121.030-81,Электробезопасность. Защитное заземление. Зануление

Другие статьи раздела: Электропроводка дома

 

 

class="eliadunit">

elesant.ru

Шина заземления - применение, конструкция и расположение

При организации работы электрооборудования и электрической сети основным вопросом является безопасность системы. В основе такой системы находится главная заземляющая шина. В этой статье мы расскажем о технических особенностях заземления и о практических аспектах его установки.

Применение

Заземляющая шина применяется как составной элемент защитного контура при отводе линий электропередачи к многоквартирным домам и промышленным зданиям. Заземление выполняет функцию защиты человека и других живых организмов от воздействия тока при работающих электробытовых приборах. Шины используются в системах мощностью до 1000 В.

Шина призвана выступать соединительным элементом для множества проводников одновременно, а также обеспечивает работы всей заземлительной системы сооружения. На главную заземляющую шину (ГЗШ) возлагается функция выравнивания показателей потенциалов в электросети. Благодаря этому элементу, происходит разделение проводника и соединение контактов. Контакты же передают электрические разряды, что требуется для нормального функционирования отдельных систем в здании.

Конструкция

Система изготавливается из металла. В качестве конструкционных элементов могут выступать водопроводы, газопроводы и любые другие металлические трубы, а также канализационный колодец, стальные элементы здания. Нередко в целях заземления используются вентиляция и система кондиционирования воздуха.

Медь для шины заземления в бобине

Согласно Правилам устройства электроустановок (сокращенно — ПУЭ), заземлительные устройства могут быть не только стальными, но и медными. Причем медь — лучший вариант, поскольку этот металл отличается прекрасной электропроводимостью, слабо окисляется под воздействием напряжения, не подвержен ржавлению. Необходимо заметить, что сталь для изготовления шин заземления используется гораздо чаще, но связано это с ее более низкой ценой. Не рекомендуется изготовление заземляющих реек из алюминия, так как этот металл быстро коррозирует и характеризуется недостаточным сопротивлением.

Обратите внимание! Главная заземляющая шина характеризуется меньшей площадью сечения в сравнении с защитным проводом или нулем рабочего провода силовой линии.

Для шины PE в электрических установках до 1000 В сечение проводников должно быть разным в зависимости от металла. В случае с медным проводником сечение должно быть более 10 квадратных миллиметров, для алюминия этот показатель составляет 16 квадратных миллиметров, а для стали — 75 квадратных миллиметров.

Девятнадцатидюймовая шина заземления медная должна предусматривать участки для единовременного подключения 14 или 18 направляющих. Таким образом, на одной полосе будет от 14 до 18 крепежных болтов. Полоса чаще всего оснащается парой изоляторов и размещается в специальном шкафу (так называемом шкафу №19) и подключается к заземлительному контуру через ПВЗ провод. Девятнадцатидюймовая шина используется для стыковки контактов, сечение которых составляет 2,5 квадратных миллиметра.

Согласно требованиям ГОСТа, главная заземляющая шина должна иметь не менее пяти одновременных соединений.

Заземлительное устройство можно изготовить из стали с омеднением. Толщина листа — 14,2 миллиметра. Такой комплект будет стоить недешево, зато обретет все свойства, характерные для медных проводников.

Обратите внимание! Четырнадцати разъемов обычно достаточно для десяти и более квартир при условии равномерного распределения нагрузки.

Заземляющие шины выпускаются двух типов — REC-ET2-M и REC-ET. Первая модель закрепляется на специальных профилях в монтажных шкафах. А вот держатель шин заземления, гальванопокрытие которого защищает изделие от коррозии, не будет работать без специального органайзера, при наличии которого можно подключить до девяти потребителей.

Местоположение

По месту своего нахождения заземляющая шина может располагаться как во внутренней части вводного устройства, так и неподалеку от него. Если заземление находится внутри, разумнее применять PE-шину. К данному устройству подключается PE-провод, на другом конце которого находится главная заземляющая шина. Причем электропроводимость проводника должна быть равной или превышать проводимость PE-провода линии электропитания.

Совет! Заземление рекомендуется обустраивать еще на стадии планирования жилого дома или другого сооружения.

Где бы ни была установлена заземляющая шина, все ее части, ответственные за выравнивание потенциалов, должны соответствовать ГОСТу 10434. Указанные правила касаются контактов второго класса.

Установка конструкции разрешается только в местах, к которым можно в дальнейшем сохранять свободный беспрепятственный доступ. Доступ нужен для осуществления замены деталей, а также в аварийной ситуации. В условиях промышленных предприятий популярным местом установки короба является вентиляционная система.

Основной способ соединения проводников к заземлению — сварка. Именно приваривание считается наиболее надежным методом фиксации контактов таким образом, что не нарушить электропроводимости.

Установить заземляющую шину можно в металлическом шкафу. Данная конструкция представляет собой короб, собранный из гнутых металлических профилей. С внешней стороны ящика имеется дверца, через которую и осуществляется доступ к шине. Главная заземляющая шина в электротехническом шкафу должна устанавливаться по горизонтали. Деталь фиксируется болтовыми соединениями по бокам и плотно прижимается к основанию.

Щит главной шины заземления

На фасадной части короба должна быть прикреплена паспортная табличка с указанием технических характеристик изделия. Ящик необходимо оснастить замками, закрываемыми на ключ, — это необходимо во избежание случайных контактов с посторонними людьми. Защитный короб можно устанавливать на высоте не менее 150 сантиметров от пола, что необходимо для осложнения доступа к нему со стороны детей. При выборе места монтажа устройства необходимо иметь в виду, что на надежность и безопасность работы заземлительной системы влияет и окружающая среда. В частности, при 80 % влажности воздуха оптимальная температура воздуха составит от 15 до 20 градусов выше нуля. Это не значит, что шины заземления не могут функционировать при более низких или более высоких температурах, однако долговечность и надежность конструкции при неблагоприятных погодных условиях снизится. Также следует размещать короб как можно дальше от источников огня и агрессивных химических веществ.

Обратите внимание! Если доступ в помещение разрешен ограниченному кругу квалифицированных лиц, разрешается установка шины открытым способом.

Встроенные шины

Не обязательно создавать конструкцию с нуля, можно приобрести готовое устройство со встроенными шинами заземления. В качестве примера можно привести DIN-рею, которая представляет собой комплект разборного оборудования в металлическом ящике. К рее прилагается специальный коммутатор на 220 В, обеспечивающий электропитание аппарата. В комплект панели входит DIN-рея, нулевые шины (три единицы) с изолятором. Одновременно возможно подключение до 22 потребителей.

Панель 19″ с DIN-рейкой серии КП

На рынке представлены три разновидности реек: DIN U3 для автоматических выключателей, DIN U3 — также под автоматы, но в комплекте имеется и шина нулевая с заземлением. Также можно приобрести DIN U4, оснащенную дополнительными функциями (например, возможностью установки электросчетчика). Все DIN-рейки покрываются антикоррозийным материалом.

Один из популярных вариантов DIN-реи — TLK-ERH-CU. Девятнадцатидюймовое изделие производится из меди. Данная модель отличается невысокой стоимостью и достойным уровнем качества.

Шина заземления - применение, конструкция и расположение

220.guru

Главная заземляющая шина - это... Что такое Главная заземляющая шина?

 Главная заземляющая шина

ГЛАВНАЯ ЗАЗЕМЛЯЮЩАЯ ШИНА (ГЗШ) — шина, являющаяся частью заземляющего устройства электроустановки до 1 кВ и предназначенная для присоединения нескольких проводников с целью заземления и уравнивания потенциалов. Может быть выполнена внутри вводного устройства электроустановки напряжением до 1 кВ или отдельно от него. Внутри вводного устройства в качестве ГЗШ следует использовать шину РЕ. Отдельную ГЗШ нужно располагать в доступном, удобном для обслуживания месте вблизи вводного устройства. Сечение отдельно установленной ГЗШ должно быть не меньше сечения РЕ (PEN) — проводника питающей линии. ГЗШ бывает, как правило, медной; возможны ГЗШ из стали. Применение алюминиевых шин не допускается. В конструкции шины предусматривают возможность индивидуального отсоединения присоединенных к ней проводников.

В местах, доступных только квалифицированному персоналу (напр., в щитовых помещениях жилых домов), ГЗШ устанавливают открыто. В местах, доступных посторонним лицам (напр., в подъездах или подвалах домов), она должна иметь защитную оболочку — шкаф или ящик с запирающейся на ключ дверцей. На дверцу (или на стену над шиной) наносят знак. Если здание имеет несколько обособленных вводов, ГЗШ должна быть выполнена для каждого вводного устройства. При наличии встроенных трансформаторных подстанций ГЗШ устанавливаются возле каждой из них и соединяются проводником уравнивания потенциалов.

Российская энциклопедия по охране труда. — М.: НЦ ЭНАС. Под ред. В. К. Варова, И. А. Воробьева, А. Ф. Зубкова, Н. Ф. Измерова. 2007.

  • Гипокинезия
  • Гликоли

Смотреть что такое "Главная заземляющая шина" в других словарях:

  • главная заземляющая шина — Шина, входящая в состав заземляющего устройства электроустановки здания и предназначенная для электрического присоединения проводников к заземляющему устройству. Главная заземляющая шина является неотъемлемой частью заземляющего устройства… …   Справочник технического переводчика

  • главная заземляющая шина — 3.16 главная заземляющая шина (главный заземляющий зажим): Шина или зажим, являющаяся частью заземляющего устройства электроустановки до 1 кВ и предназначенная для электрического присоединения нескольких проводников с целью заземления. Источник …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Главная заземляющая шина — 1.7.37. Главная заземляющая шина шина, являющаяся частью заземляющего устройства электроустановки до 1 кВ и предназначенная для присоединения нескольких проводников с целью заземления и уравнивания потенциалов... Источник: Приказ Минэнерго РФ от… …   Официальная терминология

  • главная потенциалоуравнивающая шина — 3.29 главная потенциалоуравнивающая шина (ГПШ): То же, что и главная заземляющая шина, но служащая для целей уравнивания электрических потенциалов (часто одна и та же шина может выполнять одновременно обе функции). Источник …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • главный заземляющий зажим — главная заземляющая шина Шина, являющаяся частью заземляющего устройства электроустановки до 1 кВ и предназначенная для присоединения нескольких проводников с целью заземления и уравнивания потенциалов. [ПУЭ] главный заземляющий зажим Зажим или… …   Справочник технического переводчика

  • ГОСТ Р МЭК 60050-826-2009: Установки электрические. Термины и определения — Терминология ГОСТ Р МЭК 60050 826 2009: Установки электрические. Термины и определения оригинал документа: ( длительный ) допустимый ток ((continuous) current carrying capacity ampacity (US)): Максимальное значение электрического тока, который… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • ГОСТ Р 50571.20-2000: Электроустановки зданий. Часть 4. Требования по обеспечению безопасности. Глава 44. Защита от перенапряжений. Раздел 444. Защита электроустановок от перенапряжений, вызванных электромагнитными воздействиями — Терминология ГОСТ Р 50571.20 2000: Электроустановки зданий. Часть 4. Требования по обеспечению безопасности. Глава 44. Защита от перенапряжений. Раздел 444. Защита электроустановок от перенапряжений, вызванных электромагнитными воздействиями… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • ГОСТ Р 50571.21-2000: Электроустановки зданий. Часть 5. Выбор и монтаж электрооборудования. Раздел 548. Заземляющие устройства и системы уравнивания электрических потенциалов в электроустановках, содержащих оборудование обработки информации — Терминология ГОСТ Р 50571.21 2000: Электроустановки зданий. Часть 5. Выбор и монтаж электрооборудования. Раздел 548. Заземляющие устройства и системы уравнивания электрических потенциалов в электроустановках, содержащих оборудование обработки… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • ГОСТ Р 50571.22-2000: Электроустановки зданий. Часть 7. Требования к специальным электроустановкам. Раздел 707. Заземление оборудования обработки информации — Терминология ГОСТ Р 50571.22 2000: Электроустановки зданий. Часть 7. Требования к специальным электроустановкам. Раздел 707. Заземление оборудования обработки информации оригинал документа: 3.24 главная заземляющая шина (главный заземляющий… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • РД 91.020.00-КТН-276-07: Нормы проектирования молниезащиты объектов магистральных нефтепроводов и коммуникаций ОАО "АК "Транснефть" и дочерних акционерных обществ — Терминология РД 91.020.00 КТН 276 07: Нормы проектирования молниезащиты объектов магистральных нефтепроводов и коммуникаций ОАО "АК "Транснефть" и дочерних акционерных обществ: 3.1 Безопасное расстояние (защитное разделение… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

labor_protection.academic.ru

ГЗШ,защитная шина PE, и нулевая шина N

        Прежде чем перейти к выбору:  ГЗШ (главная заземляющая шина), шине заземления РЕ и нулевой (рабочей) шине N, разберемся с обозначением системами заземления: ТN-С, ТN-S, ТN-С-S, ТТ; а так же с обозначениями PE и N — проводниками,   в     ПУЭ 7-го  (пп. 7.1.36, 7.1.45).

Главная заземляющая шина (определение по ПУЭ):

1.7.119. Главная заземляющая шина может быть выполнена внутри вводного устройства электроустановки напряжением до 1 кВ или отдельно от него. Внутри вводного устройства в качестве главной заземляющей шины следует использовать шину РЕ. При отдельной установке главная заземляющая шина должна быть расположена в доступном, удобном для обслуживания месте вблизи вводного устройства. Сечение отдельно установленной главной заземляющей шины должно быть не менее сечения РЕ (pen)-проводника питающей линии. Главная заземляющая шина должна быть, как правило, медной. Допускается применение главной заземляющей шины из стали. Применение алюминиевых шин не допускается. В конструкции шины должна быть предусмотрена возможность индивидуального отсоединения присоединенных к ней проводников. Отсоединение должно быть возможно только с использованием инструмента. 

Рис. 1

В местах, доступных только квалифицированному персоналу (например, щитовых помещениях жилых домов), главную заземляющую шину следует устанавливать открыто. В местах, доступных посторонним лицам (например, подъездах или подвалах домов), она должна иметь защитную оболочку — шкаф или ящик с запирающейся на ключ дверцей. На дверце или на стене над шиной должен быть нанесен знак рис. 1. 

Назначение главной заземляющей шины (ГЗШ):

 

   ГЗШ — шина, являющаяся частью заземляющего устройства (см. примечание ниже)электроустановки до 1 кВ и предназначенная для присоединения нескольких проводников с целью заземления и уравнивания потенциалов в каждой электроустановке здания, которая соединяет между собой следующие проводящие части:

Рис. 1 Общий вид щита ГЗШ

  •     Заземляющий проводник, присоединенный к естественному или искусственному заземлителю (если заземлитель имеется).
  •     Металлические трубы коммуникаций, входящих в здание (трубы горячего и холодного водоснабжения, канализации, отопления, газоснабжения и т.п.).
  •     Металлический каркас здания.
  •     Металлические части централизованных систем вентиляции и кондиционирования.
  •  При наличии децентрализованных систем вентиляции и кондиционирования металлические воздуховоды следует присоединять к шине РЕ шкафов питания кондиционеров и вентиляторов.
  •      Систему молниезащиты.
  •   Заземляющий проводник функционального (рабочего) заземления, если такое имеется и если отсутствуют ограничения на присоединение цепей функционального заземления к заземляющему устройству защитного заземления.

А так же ГЗШ может быть использована для разрыва цепи заземляющего устройства, с целью измерения сопротивления растеканию тока.

Структура условного обозначения  ГЗШ – ХХ – УХЛ4 ТВ:

Общий вид ГЗШ:     Как уже отмечалось ранее, ГЗШ может быть выполнена внутри вводного устройства и отдельно от него, может устанавливаться как открыто (при условии доступа только квалифицированному персоналу), так и закрыто, выполнена из меди или из стали (см. Рис.2). Применение алюминиевых шин не допускается. При этом предусматривается  обязательная возможность индивидуального отсоединения присоединенных к ней проводников (т.е. каждый проводник крепится отдельно, отсоединение должно быть возможно только с использованием инструмента).

Рис. 2 (а) ГЗШ из меди

Рис . 2 (б) ГЗШ из стали

Рис. 2 (в) ГЗШ из горячеоцинкованной стали

    

 

 

 

 

 Шины заземления РЕ И N:

Шины применяются в производстве щитового оборудования для присоединения нулевых рабочих проводников (N) и проводников заземления защиты (PE) из меди, латуни и алюминия.

Пример ниже шины защитного заземления РЕ с токовой нагрузкой 63 А и креплением на Din-рейку:

Технические характеристики шины заземления РЕ (ток 63 А):

Вид шины заземления РЕ  (63 А) с креплением на DIN-рейку (рис. 3) и нулевой рабочей шины N (рис. 4):

Рис. 3

Рис. 4

 

 

 

 

 

 

    Далее рассмотрим:  (см. продолжение статьи)     Обозначения цветов изоляторов шин РЕ и N, назначение и определение шин РЕ и N и схемы соединения.

Примечание:

В данной статье не рассматривается заземление и заземляющее устройство устройство, т.к. эти разделы опубликованы ранее на сайте, см.  статьи:   Заземление ЭУ      Паспорт заземляющего устройства.

Вернутся в раздел:       Электрика

energetik.com.ru

правила использования, как ГЗШ должна заземлять оборудование и здания

Работа всевозможных электрических приборов должна быть обеспечена безопасным способом подключения. Для предохранения от короткого замыкания и замыкания на землю все такие устройства обязательно подключаются к комплексу защитного заземления и зануления. Основным элементом этой системы служит главная заземляющая шина, или ГЗШ.

Использование заземляющей конструкции

Система заземления любого объекта состоит из заземляющего контура, заземляющих проводов устройств, заземлений шкафов управления, сборок и ГЗШ. Первичное назначение такого устройства заключается в создании обособленного пространства с нулевым потенциалом. Это осуществляется посредством нескольких токопроводящих частей.

Заземляющую шину применяют в таких случаях:

  • Для выравнивания токов в электроцепи.
  • В коммуникационных сооружениях, где проложены металлические трубы и прочие устройства. Это газопроводы, теплотрассы, системы водоснабжения.
  • В металлических деталях зданий и сооружений.
  • В комплексах приточно-вытяжной вентиляции.
  • В молниеотводах и грозозащите.
  • В качестве составляющей комплекса заземляющих устройств.

Согласно ПУЭ, всякая заземляющая шина должна выдержать присоединение как минимум пяти токоведущих частей. Сечение её должно быть больше сечения подключённых к ней проводов. Монтаж должен обеспечивать свободный доступ только для персонала, обслуживающего этот объект, с необходимой группой допуска по электробезопасности.

Общие правила и этапы прокладки

Все приёмы и способы организации заземляющего комплекса, а также материалы, размеры, протяжённость сварных швов описаны в ПУЭ. Эта система объединяет обесточенные части из металла, входящие в конструкцию электрооборудования. Монтаж происходит в такой последовательности:

  • Сначала собирается заземляющая конструкция.
  • Затем они прокладываются к установке.
  • Последним этапом заземляющие проводники фиксируются на шине.

Основы монтажа уличного контура

Первым осуществляется размещение контура в грунте. Изготавливают его из металлической трубы, арматуры, уголка способом сварки. Окраска заземления не проводится, так как это уменьшит соприкосновение с землёй. Затем от места, где шина будет заходить в здание, вырывается канава около полуметра глубиной.

Форма выкопанной траншеи должна представлять равнобедренный треугольник. Затем на расстоянии около полутора метров с помощью кувалды или каких-либо приспособлений вбиваются заострённые штыри на глубине не меньше 3,5 м. Изготовленные сварные полосы укладываются в траншею и привариваются к стойкам. В углу входа заземления в стену они образуют замкнутую систему.

«Земля» внутри помещения

После окончания монтажа уличной части систему заземления прокладывают внутри здания. Для этого подойдёт стальная полоса с размерами до 8 мм в ширину и 3 мм в толщину. А также подойдёт арматура сечением 5,5 кв. мм. Можно воспользоваться готовой продукцией, которую продают в специальных организациях.

Правила установки заземления в здании таковы:

  1. До земли или пола расстояние от контура не менее 40—60 мм для предохранения от ржавчины.
  2. Крепить к стене полосу можно на дюбели или вбитые клинья при помощи сварки.
  3. Все проходы внутри выполняются в защитных кожухах.
  4. Стыки свариваются так: если контур плоский, длина шва не менее его ширины, круглый контур сваривают швом длиной, равной шести его диаметрам.
  5. Если контур проходит на высоте, опираться он должен на металлические стойки, забитые в землю так же, как и уличные штыри.
  6. Окраска рекомендована в чёрный цвет. Любой другой маркируется фиолетовыми полосами через 1,5 метра.

Устройство заземления в щитах

Монтаж ГЗШ завершается в местах непосредственного подсоединения заземляющих проводников. Это может быть отдельный шкаф или непосредственно щиты управления или сборки. Заземление в шкафах управления. Установка заземляющей шины и её соединение с контуром производится обязательно.

В щитах обычно устанавливаются заземляющие устройства с маркировкой PE.

Сечение проводника должно быть определённого сечения:

  • Медь — 1,1 кв. см.
  • Алюминий — 1,7 кв. см.
  • Сталь — 1 кв. см.

Сама заземляющая полоса должна удовлетворять размерам этих проводов. Обычно в управляющих шкафах устанавливается также защитное зануление. При монтаже таких двух шин достигается максимальная безопасность при работах с такими установками.

Медь — материал, имеющий малое сопротивление. При стандартной установке полоса крепится на специальные кронштейны, связанные с корпусом непосредственно. Она справляется с тепловыми нагрузками и токами короткого замыкания.

Самую распространённую медную шину заземления изготавливают из медной полосы. Электротехническая медь соответствует по качеству марке M-1 и ГОСТу 434−78. Этот сорт имеет в своём составе 99 процентов чистой меди, из-за чего такая шина применяется в диапазоне температур от минус 55 до плюс 380 градусов. Наивысшее напряжение при этих условиях составляет 1 тыс. вольт. На маркировке указывают все параметры: ширина, толщина, длина.

Заземление из такого металла устанавливают и на улице. Это связано с такими характеристиками:

  • Высокий уровень теплопроводности.
  • Высокий уровень электропроводности.
  • Низкое сопротивление.
  • Не ржавеет.

Часто такую шину монтируют в качестве молниеотводов.

Окончание работ

Завершив монтаж всех ответвлений, необходимо визуально и с помощью обстукивания проверить правильность и надёжность всех соединений. Болтовые соединения надо ещё раз протянуть. После этого необходимо замерить все сопротивления и занести их в журнал замеров. Если все данные соответствуют требованиям, траншею на улице можно присыпать.

Правильное и надёжное устройство системы заземления гарантирует безопасность и корректную работу всего электрического оборудования. Именно поэтому такие монтажные операции лучше доверить специалистам.

Ввод заземления в эксплуатацию должны проводить организации, имеющие разрешение на испытания, и квалифицированный персонал.

220v.guru

что это и как использовать

Важным аспектом в работе различных типов электрооборудования в жилом здании является его безопасность и надежность. Шина заземления считается одним из самых важных компонентов в электрической сети. В статье речь пойдет о применении такого защитного элемента, из чего он состоит и где его стоит размещать.

Применение

При прокладывании защитного заземляющего контура в многоэтажных жилых и промышленных зданиях очень часто используют заземляющую шину. Существует множество разновидностей такого элемента. Основной задачей заземления является обеспечение достаточного уровня безопасности при контакте человека с активированными бытовыми приборами. Для правильной работы всей системы используется заземляющая шина. Она необходима для стабильной работы электрической системы, которая имеет мощность до 1000 вольт.

Эта часть заземляющего контура выступает в роли соединительного звена большого количества проводников одновременно, а также позволяет нормально функционировать системе заземления во всем здании. Главная заземляющая шина применяется для выравнивания значений потенциалов в электрической сети. Используя эту часть элементов защитного оборудования, можно разделить проводник, а также соединить контакты, которые способны проводить электрический заряд. Это необходимо для некоторых систем обеспечения в жилом здании и других конструкций.

Коммуникационная система, которая сделана из металла. Ими могут быть водопроводы с поступающей холодной и горячей водой, газопроводы, все металлические трубы и соединительные элементы отопительной системы дома, канализационный колодец, а также проводка к ним. Металлические элементы, которые составляют каркас здания или других технических сооружений. Некоторые элементы, которые входят в вентиляционные и кондиционные системы дома.

Оборудование, которое обеспечивает стабильную подачу напряжения в электрическую сеть при ударе молнии и грозе. Для частей основного проводника тока заземляющей конструкции.

Видео “Зануление и заземление”

Конструкция

Очень важно знать, что по Правилам устройства электроустановок (ПУЭ), главная заземляющая шина может быть изготовлена из стали или меди. Самым основным материалом является медь, так как обладает хорошей проводимостью, медленно окисляется, находясь под напряжением (что делает процесс окисления более быстрым), не ржавеет. Однако стальные рейки могут использоваться для того, чтобы сэкономить финансы при строительстве. Шина заземления медная подойдет больше, если данный элемент устанавливается в частном доме.

Запрещено использовать для такого назначения алюминий. На сегодняшний день такие рейки не производятся, однако некоторые люди могут их изготовить самостоятельно, не зная определенных аспектов электротехники. Алюминий быстро подвергается коррозии, и имеет меньшее сопротивление. При постоянной работе контура может иметь низкий срок эксплуатации, а вследствие – низкий уровень безопасности. Главная заземляющая шина должна иметь несколько меньшее сечение, чем защитный проводник или же нулевого рабочего проводника силовой линии.

В заземляющей шине РЕ с электроустановками до 1000 вольт проводники должны иметь разное сечение. Сечение не должно быть меньше 10 мм2, если он сделан из меди, для алюминия – 16 мм2, а для стального проводника – 75 мм2.

Медная шина под заземление на 19 дюймов (19”) может иметь места для подключения 14 или 18 направляющих одновременно. Соответственно на полосе будет размещено 14 и 18 болтов для крепления. Обычно имеет 2 изолятора. Помещается 19 дюймовая рейка с 14 разъемами в специальный установленный шкаф №19 или 19 стойку, а затем подключается к общей системе заземляющего контура здания при помощи ПВЗ провода. 19 дюймовая шина (например, TLK-ERH-CU) предназначена для подсоединения контактов с сечением в 2,5 мм2. Панель на 19 дюймов может быть сделана из листовой стали и из меди.

Комплект заземления может быть сделан из омедненной стали 14,2 мм, что сделает деталь более дешевой. Достаточно часто приобретают заземляющий элемент ШЗ-U1 на 14 подключений или TLK компоненты. Обычно 14 разъемов достаточно для подключения более десятка квартир, распределив равномерно нагрузку.

Может быть приобретена конструкция со встроенными заземляющими шинами. Например, DIN рейка. DIN рейка представляет собой собранное оборудование в одном ящике, которая имеет разборную конструкцию. В комплекте с DIN рейкой идет размещение специального коммутирующего устройства на 220 вольт для питания аппаратуры.Панель включается в себя DIN рейку, три нулевые шины на изоляторе. Максимальное количество одновременно подключенных автоматических выключателей – 22.А панель DIN 4U можно установить дополнительно счетчик электрической энергии.

На сегодняшний день можно приобрести 3 вида реек: DIN U3 под автоматические выключатели, DIN U3 под «автоматы» и с заземляющими шинами, а также DIN U4 с таким же модельным рядом. DIN рейка имеет антикоррозийное покрытие в виде серого порошкового покрытия. Также распространена заземляющая шина TLK-ERH-CU. Это сертифицированная продукция торговой марки TLK. TLK-ERH-CU имеет достаточно низкую цену и хорошее качество. Такая шина от TLK состоит из меди в 19 дюймов.

Размещение данной конструкции должно быть таким, чтобы к ней был свободный доступ без серьезных препятствий. Если при необходимости нужно сделать отключение или подключение защитных контактов заземляющего контура, замену рейки, то у обслуживающего персонала здания не должно возникать трудностей. В зависимости от схем электрических цепей в многоэтажном жилом или промышленном здании, главная заземляющая шина обязательно должна иметь минимум 5 присоединений одновременно. Лучше всего на 14 и больше, например, шина для заземляющего контура от TLK на 19 дюймов.

Один из способов присоединения проводников к данной заземляющей конструкции – сварка. Использование сварочного аппарата для закрепления контактов позволяет сделать это надежно, не нарушив проводимости. Отделять их можно при помощи специального набора инструментов и оборудования.

Место установки

В независимости от того где будет устанавливаться главная заземляющая шина, ее соединения обязаны соответствовать все необходимым стандартам системы ГОСТ 10434, в части, которая имеет отношение к контактам соединений второго класса. Конструкция рейки-проводника обязательно должна быть рассчитана на подключение к ней напрямую других проводников и контактов.

Главная заземляющая шина должна размещаться в изолированном месте(TLK, ШЗ-U1 и другие). Например, это может быть специальный прочный шкаф или ящик, который изготовлен из гнутого стального профиля. Через отдельное отверстие в боковой части всегда есть доступ к этой рейке, если короб закрыт на замок. Обычно на поверхности такого корпуса размещается паспортная табличка с его параметрами. Дополнительные запорные устройства увеличивают устойчивость и безопасность для окружающих людей.

Обычно защитные коробы с главной заземляющей шиной размещаются на высоте около 1,5 метра от пола. Это делается для того, чтобы усложнить доступ к ним детям. Если на шкафу отсутствует замок или он требует замены, то в такое время существует вероятность того, что ребенок по незнанию может достать до контактов, которые находятся под напряжением. Это представляет опасность для его жизни.

В монтажном шкафу главная заземляющая шина располагается горизонтально. По бокам ее зажимают болтами, плотно закрепляя к основанию. После установки, и подключения заземляющие устройства следует окрасить в фиолетовый цвет. В промышленных зданиях, для того чтобы защитить высокотехническое электрооборудование, помещают его в стальные электрошкафы, которые устанавливают в вентиляционной системе.

Заземление различного электрического оснащения осуществляется с соблюдением стандартов ГОСТ. Они предполагают монтаж двух типов заземляющих шин: модель REC-ET2-M и модель REC-ET. REC-ET2-M – крепится при помощи специальных профилей для электрошкафов или стоек, предусматривая одновременное подключение 14 контуров и больше.REC-ET – нуждается в особом органайзере, что позволит подвести и сделать монтаж до 9 проводов.

Выбирая место для установки данного оборудования, следует учитывать, что бесперебойная и безопасная его работа будет сопровождаться также и окружающими условиями. При влажности воздуха около 80% необходима температура воздуха от 14 до 20 градусов тепла. При таких условиях срок эксплуатации возрастает, несмотря на то, что заземляющие шины могут работать как при -40, так и при +50 градусах по Цельсию. Не должно быть доступа к открытому огню, в защитный короб не должна попадать пыль, пар, газы или кислота, которые способны разрушать металлические детали и их изоляционное покрытие. Доступ к этим местам должны иметь только специалисты, которые умеют работать с электротехникой.

Видео “Что такое нулевая шина в корпусе”

Из видео вы узнаете об устройстве и принципе работы нулевой шины в корпусе электроприборов.

otoke.ru

для чего нужна и как установить

Содержание:

  1. Для чего нужна заземляющая шина
  2. Конструктивные особенности рейки
  3. Где установить главную шину
  4. Как правильно устанавливать заземляющие шины
  5. Видео

Одним из мероприятий, обеспечивающих безопасную эксплуатацию электрических цепей, считается заземление электроустановок и оборудования в жилых и производственных зданиях. При совместном использовании заземляющих устройств и автоматики защитного отключения значительно уменьшается вероятность травматизма и возгораний из-за коротких замыканий. Данная система включает в себя различные элементы, в состав которой входит шина заземления или главная заземляющая шина – ГЗШ. Она устанавливается внутри вводного устройства на специальной планке и обеспечивает защиту объекта подключенного к этой линии.

Для чего нужна заземляющая шина

Стандартная система заземления состоит из определенного набора металлических деталей и элементов, обеспечивающих надежный контакт с землей корпусов подключенных электроустановок. Она включает в себя следующие составные части:

  • Шина заземления – ГЗШ.
  • Отводы от корпусов установок, находящихся под напряжением.
  • Провод заземления в проводке локальной сети.
  • Металлический контур заземления.

Важнейшей функцией рейки заземления – ГЗШ считается создание на входе в объект особенной зоны, с потенциалом, равным нулю относительно земли. К ней же подключается и электрооборудование, требующее заземления, работающее в пределах объекта.

Как правило, на ГЗШ собираются проводники, подключенные к определенным конструктивным элементам:

  • Основной контур заземления.
  • Трубопроводы и металлические корпуса электрооборудования.
  • Система молниезащиты – молниеотвод.

К этой же шине выполняется подключение всем известного PEN-проводника, являющегося составной частью кабеля, подающего электропитание. В этом кабеле совмещаются рабочие нулевой и защитный проводники. Для обоих кабелей на рейке ГЗШ имеются соответствующие места подключения каждого из них, оборудованные собственным креплением.

Подобное разделение со стороны потребителя дает возможность выполнить так называемое повторное заземление, предотвращающее поражение током при обрыве PEN-проводника. Данная схема подключения предусматривается исключительно для электросетей, питающихся от трансформаторов с глухозаземленной нейтралью.

Конструктивные особенности рейки

Структура главной заземляющей шины напрямую зависит от ее последующего размещения. Если для установки используется вводное устройство, то в этом случае лучше всего воспользоваться шиной РЕ, созданной специально для этой цели. Она будет иметь непосредственный контакт с корпусом шкафа ВРУ, сделанным из металла.

В другом случае главная заземляющая шина монтируется за пределами вводного устройства, вблизи него, в наиболее доступном, открытом месте, удобном для обслуживания и ремонта специалистами. Проникновение нежелательных субъектов к рейкам, размещенным открытым способом, ограничивается путем размещения всей конструкции в специальном ящике, надежно запирающемся на замок. На его дверцу наносится предупреждающий знак.

В соответствии с нормативными документами, для производства ГЗШ должен использоваться материал из стали или меди с установленными размерами. В случае наружной установки, размеры выбираются так, чтобы в конструкции могло разместиться нужное число отверстий под контакты для болтовых соединений. К примеру, типовое изделие заводского изготовления ГЗШ ХХ-УХЛ4 ТВС имеет строго нормированные размеры толщины и ширины рейки: 3х30, 3х40, 4х40 мм. Длина рассчитывается исходя из установленной численности отверстий для крепления проводников: 10, 15 или 20 штук.

Следует помнить, что алюминиевые полосы для реек не изготавливаются, а сделанные вручную не допускаются к эксплуатации. Помимо этого, главная заземляющая шина с определенными параметрами должна обладать габаритами не ниже сечения РЕ-шины, используемой в пределах электрического щита.

Конструктивно рейки выполняются с таким расчетом, чтобы к ним было возможно в любое время подключить дополнительные провода с использованием обычного инструмента. Если на объекте приходится пользоваться сразу несколькими вводами, то главная шина заземления монтируется в каждом таком месте. Одновременно с этим образуется реечное соединение, подключаемое к уравнителям потенциала.

Где установить главную шину

Исходя из конкретных условий, главная заземляющая шина монтируется в наиболее удобных участках. Нередко для этого применяются столбы (рис. 1), от которых линия электрической сети подводится к ведущему вводно-распределительному устройству. На этих столбах иногда монтируется дополнительное ВРУ, позволяющее подключить заземляющую рейку. В таких случаях она должна иметь контакт с главной планкой, установленной в основном щитке.

При использовании столба требуется выполнить действия по повторному заземлению PEN-провода. С этой целью из него выделяется индивидуальная планка РЕ. Она должна иметь электрическое соединение с дополнительным контуром заземления, монтируемым возле вблизи столба.

Наиболее оптимальным вариантом считается шкаф ВРУ, размещаемый на фасаде здания в отведенном месте (рис. 2). На объектах промышленного производства такие шкафы устанавливаются в специально оборудованных щитовых помещениях.

Внутри щитка шина заземления закрепляется на своем месте с помощью болтов. Для обеспечения контакта с нулевой планкой используется перемычка из меди или стали. Показатели габаритов шины должны соответствовать размерам сечения проводников нуля и заземления. На самой планке эти проводники могут располагаться где угодно, независимо друг от друга.

Необходимо помнить, что медная шина заземления должна иметь сечение не ниже 10 мм2. Этот же показатель для стальной пластины составляет уже 75 мм2.

При отсутствии шкафа, установка заземляющего приспособления осуществляется в местах, исключающих какое-либо вмешательство и посторонний доступ. В основном это плоские твердые поверхности, где рейка непосредственно размещается и закрепляется на изоляторах. Подключение всей конструкции к системе заземления выполняется с помощью медного провода, сечение которого рассчитывается заранее.

При необходимости отдельные детали шины соединяются методом сварки. В итоге получается не только высокая проводимость, но и надежные прочные соединения всех элементов.

Как правильно устанавливать заземляющие шины

Стандартная рейка делается в виде медной пластины. В ней просверлены отверстия под болтовые соединения для последующего закрепления наконечников проводников. Размеры планки могут быть разными и подбираются в соответствии с размерами шкафа. Кроме того, учитывается количество элементов, которые нужно заземлить. Провода от каждого из них соединяются с шиной. Сам болтовой крепеж имеет различный диаметр, что позволяет работать с любыми размерами кабелей и наконечников.

Чтобы зафиксировать планку на металлическом корпусе, используются болты с изолированными подставками, не нарушающими электрического контакта между щитом и планкой. Полученная конструкция размещается в горизонтальном положении, в нижней части вводно-распределительного устройства.

Такое расположение делает очень удобным последующую заводку и прикручивание заземляющих проводников. Изоляционные детали болтов создают зазор между рейкой и противоположной стенкой шкафа. За счет этого болты с другой стороны могут фиксироваться и удерживаться с помощью гаечного ключа, а провода с наконечниками надежно затягиваются.

Еще до монтажа все жилы отмечаются маркировкой, а затем их наконечники опрессовываются. Далее составляется схема соединения проводов и наклеивается на внутренней стороне дверцы. В дальнейшем будет сразу понятно, с какого оборудования и на какую клемму подведена та или иная заземляющая линия.

Сначала выполняется крепление провода, подключенного к основному контуру здания. После этого в порядке очередности подключается заземление кожухов механизмов и оборудования, различных конструкций, систем вентиляции, труб и т.д. Такое равномерное размещение позволяет наиболее оптимально распределить потенциал, влияющий на правильное срабатывание автоматических защитных устройств.

Иногда главную заземляющую рейку неправильно сравнивают с PEN-шиной, предназначенной для подключения линий, заземляющих розеточную, осветительную и другие группы электропроводки. Несмотря на различие функций, обе конструкции все равно контактируют между собой, соединенные общим проводом.

При подключении следует учитывать специфику схем TN-C и TN-C-S. В этих схемах заземляющий провод иногда вообще отсутствует, или на некоторых отрезках его функции выполняет нулевой проводник. При таких условиях допускается использование PEN-рейки в виде главной заземляющей шины, куда заводятся не только контурный проводник, но и заземления других групп проводок, имеющихся внутри здания. В результате, шина и нейтраль соединяются между собой.

electric-220.ru


Видеоматериалы

24.10.2018

Опыт пилотных регионов, где соцнормы на электроэнергию уже введены, показывает: граждане платить стали меньше

Подробнее...
23.10.2018

Соответствует ли вода и воздух установленным нормативам?

Подробнее...
22.10.2018

С начала года из ветхого и аварийного жилья в республике были переселены десятки семей

Подробнее...
22.10.2018

Столичный Водоканал готовится к зиме

Подробнее...
17.10.2018

Более 10-ти миллионов рублей направлено на капитальный ремонт многоквартирных домов в Лескенском районе

Подробнее...

Актуальные темы

13.05.2018

Формирование энергосберегающего поведения граждан

 

Подробнее...
29.03.2018

ОТЧЕТ о деятельности министерства энергетики, ЖКХ и тарифной политики Кабардино-Балкарской Республики в сфере государственного регулирования и контроля цен и тарифов в 2012 году и об основных задачах на 2013 год

Подробнее...
13.03.2018

Предложения организаций, осуществляющих регулируемую деятельность о размере подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на 2013 год

Подробнее...
11.03.2018

НАУЧИМСЯ ЭКОНОМИТЬ В БЫТУ

 
Подробнее...

inetpriem


<< < Ноябрь 2013 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

calc

banner-calc

.