Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора: как его выбрать? Как выбрать зарядное устройство


Как выбрать зарядное устройство для телефона?

ЗУ (зарядное устройство) заряжает аккумуляторы ваших гаджетов, обеспечивая их энергией для работы. Любой смартфон или планшет использует заводское устройство, но в ходе эксплуатации провода изнашиваются и приходится искать замену. Как выбрать зарядное устройство для телефона? Для выбора необходимо знать самые важные параметры, о которых мы вам и расскажем в этой статье.

к содержанию ↑

Основная функция зарядки

В современном мире эти девайсы имеют один USB-выход для сопряжения с соответствующей техникой. ЗУ имеют силу выходного тока, которую принято измерять в Амперах (А):

  • для телефонов эти значения вряд ли будут выше единицы;
  • для мощных смартфонов и планшетов — 2.1 А.

Более технологичные многофункциональные устройства могут иметь два вывода для подключения к разным устройствам.

Важно! Обратите внимание на то, что 2.1 А будет идти только для тех случаев, когда подключен один девайс. Если вы решили подзарядить сразу два устройства, то на выходе получится по одному Амперу.

Как подобрать зарядное устройство для телефона? Главный определяющий фактор — это условия использования. Исходя из них, можно классифицировать ЗУ по нескольким типам.

к содержанию ↑

Сетевые

СЗУ питаются от стандартной сети в 220 Вольт. Устройство может быть заводским или просто представлять из себя адаптер для подключения разъема USB. СЗУ имеет небольшую стоимость и не имеет никаких ограничения по использованию ресурсов, важно только наличие сети.

к содержанию ↑

Автомобильное (АЗУ)

В этом случае ваш девайс будет питаться от питания бортовой сети транспорта и подключаться АЗУ (автомобильное зарядное устройство) будет к прикуривателю. Чаще всего имеет форму цилиндра с необходимыми пользователю разъемами. Этот тип приборов можно будет эксплуатировать только в автомобилях. Рекомендуется к покупке тем пользователям, которые все время находятся за рулем.

к содержанию ↑

Универсальное

Это оборудование выглядит как кабель USB, один конец которого подключается к ПК, ноутбуку, АЗУ, а вторым — к разъему вашего гаджета. Имеет маленькую стоимость, но функционал ограничивается приборами, которые находятся под рукой.

Универсальный тип нужно использовать с учетом значения входного тока, поскольку этот параметр напрямую воздействует на скорость зарядки. Не все источники способны обеспечить достаточную силу тока. Тот же порт персонального компьютера имеет входной ток в 500 мА.

к содержанию ↑

Беспроводное

Новая ступень в развитии технологий. Работают такие девайсы на основе принципа воздействия магнитной индукции, направляя энергию прямо в устройство. Выглядит гаджет как платформа, на которую кладется ваш смартфон. Сама панель заряжается при помощи кабеля через USB-порт.

Этот тип зарядок очень прост в применении, выделяется своей безопасностью и способен эксплуатироваться в любых условиях. К сожалению, длительная зарядка и большой ценник нельзя назвать преимуществом, да и не к каждому телефону это устройство подойдет.

к содержанию ↑

Power Bank (аккумулятор)

Самый распространенный (после СЗУ) и популярный тип. Этот аккумулятор никак не зависит от внешних условий и имеет большую емкость, что обеспечивает длительную работу вашего электронного устройства.

Важно! Девайс содержит внутри конструкции электролит, который может быть опасен для вашего здоровья!

Можно выделить два типа внешних аккумуляторов PB:

  • Литий-ионный. Самый распространенный вид, который доступен каждому и имеет должное качество.
  • Литий-полимерные. Практически не греются и саморазряжаются. Имеют меньшие габариты и больший срок службы. В устройстве заложен полимерный металл вместо привычного электролита, но такие девайсы хуже переносят отрицательную температуру и имеют большую стоимость.

Важно! Емкость этого оборудования принято измерять в миллиампер-часах (мАч). Значения вместимости варьируются от 1000 до 70000 мАч.

Чтобы узнать, как подобрать зарядное устройство для планшета или телефона, нужно руководствоваться следующим принципам:

  1. Емкость ЗУ должна быть выше емкости батареи мобильного устройства на 20-30%.
  2. Если в телефоне стоит аккумулятор на 2000 мАч, то PB должен быть не меньше 2500 мАч.

Важно! Для грамотного выбора PB можно ориентироваться на эти данные:

  • Для владельцев смартфонов подойдет девайс вместимостью 5000 мАч.
  • Для фотографов понадобится PB с 4000 мАч и более.
  • Для лэптопов и других мощных устройств нужно будет где-то 10000 мАч — минимум.
к содержанию ↑

Выходное подключение

Этот критерий влияет на совместимость устройства подзарядки с каким-либо гаджетом. Когда вы будете приобретать оборудование, убедитесь что у вас имеется разъем micro- или mini-USB, либо разъем lightning. Количество выходов колеблется от одного до четырех — лучшим решение будет приобрести устройство с двумя выводами.

Важно! Также не забудьте о том, что в те разъемы, которые являются проприетарными, не получится подключить девайс другого изготовителя.

к содержанию ↑

Адаптер

Еще один интересный нюанс — это адаптер для ЗУ. В комплекте бывают переходники на прикуриватель, сетевой адаптер и прочие приспособления. Именно адаптер способен превратить один тип ЗУ в другой. Эта “примычка” пригодится и для подзарядки портативной ЗУ, если оно неожиданно разрядилось.

к содержанию ↑

Кабели

Классифицировать провода можно по двум видам:

  • Прямой — самый дешевый, простой и распространенный вариант.
  • Витой. Такой провод скручивает в пружину, имеет меньшее размеры и более долговечен.
  • Рулетка. Кабель в виде рулетки, занимающий крайне мало места.
  • Встроенный — крепится прямо на корпус ЗУ и лежит там в специальной выемке. Он небольшой и намного удобнее других своих аналогов, поскольку его невозможно потерять.

Длина кабеля — это индивидуальный критерий для покупки. Она может составлять 50 сантиметров, 100 и даже 200. Слишком большие длины будут создавать неудобства, также как и слишком малые. Для автомобилей лучше всего брать устройства с длиной провода менее 50 см.

Важно! При покупке обращайте внимание на качество материалов, из которых кабель выполнен.

к содержанию ↑

Видеоматериал

Как видите, все очень просто с выбором зарядки на любые случаи. Следуйте советам из этой статьи, тогда и ваш гаджет всегда будет с полным аккумулятором, и вам не придется искать новые провода и адаптеры для подключения ЗУ.

Поделиться в соц. сетях:

serviceyard.net

как выбрать зарядное устройство для аккумулятора

Любому владельцу автомобиля приходится рано или поздно сталкиваться с неисправностью аккумулятора. Зачастую причиной отказа является разряд аккумуляторной батареи. Чтобы восстановить напряжение АКБ, есть специальные приборы, и они называются зарядными и пуско-зарядными устройствами. Каждому автовладельцу непременно нужен такой полезный электроприбор.

Сейчас имеется огромный выбор разных устройств для подзарядки аккумулятора. Чтобы выбрать для себя наиболее оптимальную модель, нужно знать, как правильно подобрать зарядное устройство для аккумулятора в машину.

Зарядные и пуско-зарядные приборы необходимы для заряда аккумуляторов различной емкости. В чем же разница между этими двумя устройствами? Пуско-зарядные приборы могут не только подзарядить севшую батарею, но и запустить двигатель при необходимости, например, в холодное время года. Зарядные устройства для аккумуляторов предназначены только для подзарядки и не могут способствовать старту двигателя. Они отличаются между собой по силе тока и вольтажу.

Зачем нужно зарядное устройство

Стандартная проблема, с которой хоть раз сталкивался любой владелец авто холодной долгой мрачной темной снежной зимой – севший аккумулятор в автомобиле. Чаще всего эта ситуация появляется, если мощности аккумулятора по каким-то причинам не хватает для того, чтобы повернуть стартер.

Часто к этому обстоятельству приводит то, что генератор не полностью заряжает автомобильный аккумулятор по причине того, что чаще нужно отапливать салон машины, включать габаритные огни, фары и освещение. К тому же, при температуре ниже нуля загустевает масло, понижается отдача автомобильного аккумулятора, потому риск разрядки батареи в самый ненужный момент становится довольно большим. Когда аккумулятору больше 3-х лет, то самый надежный вариант обезопасить себя от этого – приобрести зарядное устройство для аккумулятора.

Разновидности зарядных устройств

Предупредим логичный вопрос автолюбителя – а зачем зарядка на автомобильный аккумулятор, если работает генератор. Верно. Генератор работает. Но, подавая дополнительную нагрузку на бортовую систему, мы забываем, что генератор не справляется со всеми устройствами и в данном случае электроэнергия начинает браться с АКБ. Это приводит к постепенному разряду аккумулятора.

Также случается, что некоторые забывают отключить на ночь, или даже на выходные, автомобильную акустику или габариты. А на следующий день автомобиль уже не заводится. Это случалось со многими. Вот в таком случае и будет надо зарядное устройство для батареи.

Знание информации о существующих сегодня АКБ, даст возможность вам ориентироваться в вопросе о том, какое устройство выбрать для зарядки автомобильного аккумулятора.

  • Щелочные АКБ – литий-ионные (LiOn), никель-металгидридные (NiMh) и никель-кадмиевые (NiCd). Наиболее неудачный из них – это последние аккумуляторы, потому что требует перед зарядкой полного разряда батареи. Так называемый эффект «памяти» делает ее довольно неудобной. Купленная щелочная батарея нуждается трехразовом цикле разряд/заряд.
  • Свинцовая АКБ – так же называется кислотная. Эти батареи довольно хорошо относятся к систематической подзарядке. Их советуют заряжать почаще.

Единое правило для любых видов АКБ – заряд батареи обязан происходить полностью, то есть до «упора».

Основные качества зарядного устройства

Все зарядные приборы для АКБ имеют единый принцип работы: они должны снижать напряжение в сети до номинала аккумулятора, после выпрямлять ток и обеспечить автоматизацию зарядки батареи. То есть в идеале: водитель должен закрепить клеммы зарядки, включить вилку в розетку и идти добросовестно спать.

Способы зарядки АКБ:

  • Постоянное напряжение. К недостаткам этого способа относится очень бурный процесс зарядки сначала, и слабо текущий в конце.
  • Постоянный ток. Зарядка проходит довольно быстро, это преимущество. Недостаток – этот способ, в силу специфики работы зарядного устройства приводит к быстрому «старению» аккумулятора.
  • Комбинированный. Является наиболее оптимальным, и по большому счету, все современные зарядные приборы работают по этому способу.

Как выбрать зарядное устройство

Первое, что нужно сделать, перед тем как вы пойдете покупать зарядное устройство для АКБ – это внимательно прочитать руководство по эксплуатации бортовой сети и аккумулятора. После, уже в магазине, изучить инструкцию по тактико-техническим параметрам выбираемого устройства.

Совет: при бурном развитии контрафактных изделий, тем более, со стороны Китая, все-таки обратите внимание на отечественного производителя. Здесь вы явно выиграете.

Выбор автомобильной зарядки делайте с определенным запасом по току в большую сторону, чтобы устройство не работало на максимуме. Или же ситуация может измениться, и вам будет необходимо подзарядить батарею с большей емкостью.

Выбор зарядки для аккумулятора лучше всего остановить на автоматическом, который обеспечивает комбинированный заряд. Выбор способа индикации – это лично на ваш вкус. Дискретная (светодиоды) более дешевая, но и не такая точная, но для обычного автолюбителя достаточная. Индикация приборов точнее и, соответственно, дороже. Как ни удивительно, отечественный изготовитель автомобильных зарядных устройств выпускает очень качественные модели, и они успешно конкурируют с европейскими аналогами.

К вопросу выбора зарядного устройства надо подойти основательно и скрупулезно, то есть — с изучения руководства по эксплуатации и его характеристик. Устройство обязано быть собрано на фабрике, иметь инструкцию и четко определенные характеристики. Помимо этого, зарядное устройство должно непременно соответствовать всем правилам пожарной и электробезопасности.

Мы советуем приобретать автоматические автомобильные зарядные приборы, они обеспечивают наилучший эффект зарядки по комбинированному принципу. Как таковых органов управления аппаратом нет, кроме потенциометра, он задает изначальный ток.

Выбор и эксплуатация

Зарядка для аккумулятора — это не игрушка. В городских условиях езды, а также частых пробок, когда автомобильный генератор не дает и половины необходимой силы тока, аккумулятор зачастую бывает недозаряжен. Заводить автомобиль, он, то заводит, но это лишь в летнее время или пока еще новый, через время недозаряд будет прогрессировать. Поэтому периодически будет полезным подзаряжать батарею.

Какое купить зарядное устройство? Ответим сразу, все китайские автомобильные зарядки, в которых находятся лишь лампочки и никаких регуляторов не присутствует желательно не покупать! Лучше в этом случае купить самый простенький, но с амперметром вполне достаточно и 5 ампер.

Зарядка автомобильного аккумулятора

Когда считается, что аккумулятор в автомобиле разряжен? Для начала, если сутра напряжение 11 вольт или меньше. Плотность тоже низкая, или «глазок» на аккумуляторе побелел, у машины затруднен запуск двигателя, или фары, которые работают от аккумулятора заставляют почти мгновенно падать напряжение. Это первые позывы к подзарядке.

Допустим, что вы приобрели зарядку, как минимум с амперметром. Какую силу тока установить? Все советуют 0,10 от емкости. Но мы бы советовали 0,05. Например:

  • У нас аккумулятор на 77 А./ч.;
  • 77А/чх0,05 = 3.85 Ампер.

То есть, аккумулятор емкостью 77 А./ч. подзаряжаем силой тока не выше четырех ампер. Напряжение устанавливаем не более 15 В. По мере подзарядки напряжение будет увеличиваться, а сила тока снижаться. Зарядка пониженными токами является более качественней, чем повышенными и, если вы никуда не спешите, то 2 А. будет вполне достаточно.

Когда аккумулятор полностью заряжен? Аккумулятор полностью заряжен, когда напряжение на клеммах 14-15 В., а сила тока от зарядки снизилась до 0,1-0,3 А. При этом плотность электролита покажет значение 1,25 или больше.

Также периодически нелишним разряжать аккумулятор. В качестве нагрузки, можно выбрать обычную лампочку. Когда напряжение снизится до 10 В., можно устанавливать на зарядку.

Как выбрать пуско-зарядные устройства

Для владельцев автомобилей, в которых не желательно отсоединять аккумулятор от сети, изготавливают зарядно-предпусковые устройства. Спецификой данных приборов является возможность подзарядки батареи без снятия аккумулятора с машины. Но это устройство не дает возможности запустить двигатель тут же, когда его только подсоединили в сеть автомобиля. Тем, кому необходимо устройство, которое дает возможность не только заряжать аккумулятор, но и запустить мотор машины тут же после подсоединения его к сети автомобиля, можно посоветовать подобрать пуско-зарядное устройство.

Разновидности пуско-зарядных приборов

Условно пуско-зарядные приборы для аккумулятора делятся на три типа, с учетом их возможностей:

  • Профессиональные;
  • Бытовые;
  • Комбинированные.

Бытовые пусковые приборы подразумевают их использование только в гаражных условиях. Как правило, эти аппараты рассчитаны на работу с сетью автомобиля 12 Вольт. Также встречаются такие устройства, которые работают в диапазоне напряжения 6-12 Вольт. С помощью этих приборов можно сделать зарядку аккумулятора, а также запустить не только двигатель автомобиля, но и мотоциклов, где напряжение бортовой сети имеет значение в 6 Вольт.

Профессиональные приборы заряда и запуска рассчитаны на эксплуатацию аккумуляторов, где напряжение сети имеет показатель и 12 , и 24 Вольта.

Рассчитаны эти устройства на пуск не только легковых автомобилей, но и коммерческих, где номинальное напряжение сети имеет 24 Вольта. Иногда можно встретить устройства, где диапазон выходного напряжения составляет 6-24 Вольт или даже 6-36 Вольт.

Оригинальным решением будет приобретение комбинированных пуско-зарядных приборов. Если внимательно разобраться, то это устройство является, по большому счету, инверторным сварочным агрегатом, с возможностью регулировки переключения выходного тока, который подходит для работы с бортовой сетью и аккумулятором автомобиля. Это многофункциональное устройство, но довольно сложное в повседневной эксплуатации.

Выбор пускового устройства по назначению

Для начала, что необходимо учитывать, так это месторасположение машины на время, когда она не находится в эксплуатации. Тем автолюбителям, у которых есть гараж с подведенным в него электричеством, подходят стационарные устройства. Современные пусковые устройства имеют небольшие размеры, они не займут много места в вашем в гараже и в случае необходимости они все время находятся под рукой.

Если же автомобиль остается «ночевать» где-то на стоянке, то желательно выбрать автономное пусковое устройство. Данные приборы оборудуются встроенным аккумулятором, а это дает возможность делать зарядку или пуск двигателя без подсоединения его к электросети. Но за этим устройством потребуется особый уход, по причине того же установленного аккумулятора.

Затем нужно определиться, какой тип пуско-зарядного прибора подходит лучше всего. Если прибор будет применяться только с легковыми автомобилям, то вполне подходят бытовые устройства.

Хозяевам коммерческих автомобилей нужно уже обратить внимание на профессиональные приборы. Владельцам же машин, которые часто работают в гараже, и при этом используют сварочный аппарат, лучше обратить внимание комбинированные устройства.

Выбор по техническим критериям

Отправляясь выбирать пуско-зарядное устройство надо учитывать ряд факторов. В первую очередь, с каким аккумулятором этому прибору нужно будет работать. Разновидностей аккумуляторов несколько, и у любого вида существуют особенности в зарядке.

Потому перед тем, как идти за покупкой нужно точно уточнить, какой аккумулятор находится на автомобиле. Если это кислотная батарея, то и пусковое устройство обязано быть рассчитано на работу с таким видом аккумуляторов.

Дальше, что необходимо учесть, какое выходное напряжение обязано иметь пусковое устройство. Если для эксплуатации только с легковыми автомобилем, то вполне хватит и 12 Вольт. Но тут есть один интересный нюанс, пусковые устройства могут поддерживаться работоспособными довольно продолжительное время. И вполне вероятно, что автомобиль со временем поменяется и будет необходимо уже пусковое устройство с номинальным выходом 24 Вольта. То есть, наилучшим вариантом будет покупка устройства, которое можно будет эксплуатировать в диапазоне 6-24 Вольт, это не будет лишним.

Следующим этапом, который влияет на выбор пускового устройства, это сила тока, которое будет выдавать прибор для пуска двигателя.

Для определения этого показателя нужно посмотреть технические параметры автомобиля, а именно на силу тока, которая требуется для пуска автомобиля.

Если этой возможности, по какой-то причине нет, приблизительное значение этого показателя можно увидеть на аккумуляторе, который находится на авто.

Например, если на аккумуляторе указано, что его емкость имеет 60 А./ч., то пусковое устройство нужно подбирать с таким же показателем тока на выходе. Но опять-таки нужно взять в расчет то, что автомобиль может поменяться и это значение на машине будет больше и пусковое устройство с номиналом в 60 А./ч. уже не сможет запустить двигатель.

Потому рекомендуется при покупке пуско-зарядного прибора брать во внимание и этот фактор, так как купленное устройство, которое все время работает на максимальном значении, гораздо быстрей выйдет из строя из-за этой эксплуатации. Потому сила тока выбираемого устройства во время запуска обязана быть выше, чем необходимо.

Помимо силы тока для пуска, нужно учитывать и силу тока устройства, необходимого для зарядки батареи. Если выходная сила тока в режиме зарядки находится меньше, чем необходимо для аккумулятора, то это может привести к быстрому осыпанию батареи, по причине постоянной недозарядки.

Выбрать пусковое устройство по силе тока на зарядку довольно просто. Так как оптимальный показатель силы тока для подзарядки аккумулятора – это 10 % от общей мощности батареи. То есть, когда емкость батареи 60 А./ч., то сила тока, которая необходима на выходе, обязана составлять 6,0 Ампер. И опять-таки нужно учитывать, что прибор не должен работать на максимальных пределах, ему нужен определенный запас.

Выбор по оснащению

Затем, когда вопрос с техническими характеристиками, указанными выше, был решен, нужно обращать внимание на оснащение ЗПУ.

В первую очередь, надо провести зрительный осмотр прибора. Корпус пускового устройства обязан быть надежно зафиксирован, работа переключателей и тумблеров не должна вызывать каких-то сомнений, все должно быть тщательно закреплено.

У консультанта можно попросить сертификат качества, узнать сроки гарантии на данное устройство. Так как есть большая вероятность покупки товара плохого качества.

Затем, выбирая пусковое устройство, нужно познакомиться с техническим оснащением. Чем больше находится дополнительных функций у прибора и различных средств защиты, тем, естественно, лучше. Так как никто не застрахован от того, что случайно перепутает клеммы во время подключения прибора к автомобилю, что непременно приведет к поломке бортовой сети машины.

Провести визуальный осмотр зажимов и кабелей, их также в народе еще называют «крокодилами», также является непременным условием. Сечение проводов должно быть качественным. Это важно, так как во время пуска мотора, провода передают большой номинальный ток. И если сечение проводов будет некачественным, то они просто расплавятся и их нужно будет заменить.

Зажимы на проводах обязаны быть сделаны из меди толщиной от 3 миллиметров. Если толщина зажимов меньше, то есть большая вероятность их подгорания на участках контакта с клеммами.

Также нужно проверить прижим пружин, которые находятся на «крокодилах». Они обязаны иметь достаточное усилие, в противном случае контакт с клеммами будет ослабленным, это приведет к подгоранию зажимов и потере силы тока.

Также нужно заметить, что чем больше пусковое устройство для машины оборудовано дополнительными функциями для регулирования напряжения и силы тока, тем лучше.

Это же относится и к индикаторам режимов работы и к дополнительному оборудованию датчиками, которые показывают номинальную силу тока, выходного напряжения.

Подводя черту, можно подытожить, что и оба устройства для зарядки аккумуляторов имеют право на существование, их можно без проблем использовать для подзарядки аккумуляторов как отечественных, так и зарубежных, существует только один небольшой нюанс — зарядно-пусковые устройство необходимо использовать при отключенных от бортовой сети клеммах. Помимо того, устройство для зарядки АКБ обязано быть качественным, независимо от того к какому виду приборов оно относится.

И в конце… Перед использованием устройства для зарядки АКБ прочитайте инструкцию по эксплуатации, убедитесь в соответствии зарядного устройства с вашим АКБ. Правильное и качественное выбранное зарядное устройство избавит вас от множества проблем, значительно продлить время жизни аккумулятора, сэкономив этим ваши средства.

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

elektro.guru

Как выбрать зарядное устройство.

Выбор зарядного устройства для автомобильного аккумулятора, но статья будет полезна и владельцам мотоциклов.

Любой аккумулятор, даже самый дорогой и современный, имеет такое свойство как саморазряд (хотя у современных и дорогих аккумуляторов, саморазряд происходит медленнее), который происходит даже тогда, когда батарея не работает, а просто стоит на полке, или под капотом стоящей в гараже машины (даже при отключенной минусовой клемме). Да и большинство водителей, ездящих по городу с включенными фарами, каждый день проезжают короткие расстояния (например на работу), при которых генератор автомобиля не успевает подзарядить батарею, и восполнить затраченную электроэнергию, на запуск стартером двигателя.

А зимой при минусовой температуре, мало того, что для прокрутки коленвала в густом масле, требуется значительно бóльшая энергия, потребляемая стартером, так ещё и большинство батарей, при минусовой температуре ниже минус 15°, почти полностью отказываются принимать заряд от генератора.

И в итоге наступает такой момент, когда вместо привычного звука стартера, слышны лишь жалкие щелчки втягивающего реле. И теперь аккумулятор нужно зарядить от стационарного источника постоянного тока, которым является зарядное устройство, и которое просто необходимо в любом гараже.

В этой статье мы рассмотрим какие бывают зарядные устройства, и как его выбрать из разнообразия моделей, именно для своего автомобиля.

Какие бывают зарядные устройства.

Само зарядное устройство работает по простой схеме: оно понижает переменный ток от сети 220 вольт до 12 — 14,5 вольт (на некоторых может быть больше — зависит от выпрямителя, и может регулироваться) и при этом ещё и выпрямляет переменное напряжение сети в постоянное (на импульсниках, о которых ниже, может быть и переменка), необходимое для заряда аккумулятора.

Зарядные устройства бывают просто зарядные, и бывают более мощные и тяжёлые пускозарядные. К тому же сейчас уже можно разделить их ещё на две подгруппы, зависящие от внутреннего устройства: это более старые и тяжёлые трансформаторные источники постоянного тока, и более свежие по конструкции и более лёгкие по весу и меньшие по габаритам — импульсные зарядные устройства. Каждый тип зарядного устройства мы рассмотрим отдельно ниже.

Просто зарядные устройства.

Такие устройства имеют не очень мощный источник постоянного тока, и предназначены они только лишь для зарядки аккумулятора. Хотя некоторые из таких более современных устройств не так просты, и напичканы электроникой, которая позволяет автоматизировать процесс зарядки батареи, без участия водителя, но об этом более подробнее ниже, в разделе про выбор зарядного устройства.

Пуско-зарядные устройства.

Эти источники постоянного тока более дорогие и тяжёлые, но зато они имеют ряд преимуществ. Ведь для того чтобы запустить двигатель автомобиля электростартером, нужно естественно зарядить разряженный аккумулятор до нормальной ёмкости.

А пуско-зарядное устройство может запустить ваш автомобиль даже с полностью разряженным аккумулятором, так как способно выдать огромный пусковой ток, необходимый для прокрутки стартером коленвала двигателя.

Для перевода с обычного зарядного тока на пусковой ток большой величины, на таком устройстве имеется специальный тумблер, который переключают в случае необходимости запустить машину с разряженным аккумулятором. На некоторых устройствах, чтобы перейти с заряда на пуск, нужно перекинуть провода на другие предназначенные для пуска двигателя клеммы.

Это очень удобно, когда вам нужно срочно ехать, а ваш аккумулятор разряжен. Только следует учесть, что когда вы пустите двигатель с помощью пуско-зарядного устройства, и отправитесь в путь, не глушите мотор, если вы проехали небольшое расстояние. Так как генератор автомобиля не способен полностью зарядить батарею в течении короткого времени, до состояния, при котором она будет способна выдать необходимый ток, чтобы энергично прокрутить стартером коленвал мотора, и завести ваш двигатель.

Такой вариант подойдёт лишь для того, чтобы отправиться в дальний путь, при котором генератор успеет зарядить вашу батарею, и последующий запуск двигателя будет возможен. Хотя всё же, если вы пустили утром машину с помощью пуско-зарядного устройства и приехали на работу, естественно придётся заглушить мотор (ведь целый день нужно работать). Но чтобы добраться назад домой, вам придётся заранее договориться с кем нибудь на работе, о возможности прикурить от батареи его машины. Как это правильно сделать, чтобы ничего не испортить, советую почитать вот тут.

Ещё один плюс многих пуско-зарядных устройств, это то, что они наиболее универсальны за счёт своей мощности, и подходят для заряда практически всех батарей разных ёмкостей, даже для больших аккумуляторов большеобъёмных джипов или грузовиков.

И на таких устройствах есть функция переключения с 12 вольт на 24 и наоборот (фото слева), так как некоторые грузовики (например КАМАЗ) имеют бортовое напряжение 24 вольт. И скоро и легковые машины будут переводить на более высокое бортовое напряжение, которое имеет ряд преимуществ (об этом можно почитать вот здесь.

Кстати, мощными зарядными устройствами, рассчитанными на переключение с 12 на 24 вольт, можно заряжать сразу два двенадцативольтовых аккумулятора, подключив их последовательно, при зарядке 24 вольтовым напряжением. Это очень удобно, если у вас две машины, или если вы не могли купить себе на свой большой джип большую батарею, и купили две маленькие одинаковой ёмкости, подключив их на машине параллельно.

Только при зарядке, нужно будет снять их с машины и подключить уже последовательно, чтобы заряжать сразу две батареи 24 вольтовым напряжением.

 

Но гораздо удобнее заряжать сразу два аккумулятора двухканальным зарядным устройством, которое показано на фото слева и которое имеет не два, а четыре выхода (два плюсовых и два минусовых) для проводов. Такие устройства мощные, тяжёлые, крупногабаритные и как правило трансформаторные.

 

 

 

Трансформаторные зарядные устройства.

Такие зарядные устройства имеют бóльшие габариты и массу, они как правило могут быть и пуско-зарядными (фото выше), о которых я написал выше, и потребляют больше электроэнергии, чем более современные импульсные устройства, но это не столь важно в условиях гаража, зато они достаточно долговечны и надёжны, и способны безотказно работать много лет. У меня в гараже такое устройство уже работает несколько десятков лет, и единственная деталь, которую пришлось заменить со временем — это конденсатор выпрямителя, который просто высох от времени.

Такие устройства как правило более древних годов выпуска (обычно Советского, Российского или Белорусского производства), и многие не имеют автоматики (электроники). Поэтому при зарядке батарей, следует постоянно контролировать зарядный ток, и как это делать я описал подробно в статье как заряжать аккумулятор, и ссылка находится ниже в тексте. Но такое устройство в любой момент можно модернизировать, добавив к нему электронную схему (в интернете их сейчас полно), которая позволит заряжать аккумулятор на автомате.

И кому важна надёжность и простота, и кого не отпугивает зарядка с контролем с помощью тестера, то купите такое устройство, и не пожалеете.

Импульсные зарядные устройства.

Трансформаторные зарядные устройства, заряжают батарею постоянным током, но чтобы полностью зарядить её, неизбежно закипание электролита. Чтобы исключить это, требуется комбинированная схема зарядки батареи. То есть в начале зарядного процесса, необходим постоянный ток, а к концу зарядки желателен переменный ток. И чтобы вовремя переключиться с постоянки на переменку, зарядное устройство должно быть оснащено специальной электронной автоматикой.

Именно так и работает большинство импульсных устройств для заряда аккумуляторов, внутри которых тоже находится трансформатор, но гораздо меньшего размера и массы. Кроме того в них находится несколько (обычно два или три) маленьких контролера, которые полностью автоматизируют процесс заряда.

Эти более современные устройства, которые заряжают батарею не постоянным, а пульсирующим (импульсным) током. Они намного легче и компактнее(см. самое первое фото вверху, и фото чуть выше) трансформаторных, так как имеют маленький трансформатор, и как правило напичканы электроникой (на микросхемах), позволяющей производить зарядку в автоматическом режиме, и как только батарея полностью зарядится, они автоматически отключаются.

А некоторые устройства могут самостоятельно включиться, и начать подзаряжать батарею, как только ваша батарея немного разрядится от саморазряда. Это очень удобно, когда вы например уехали в командировку, а машину оставили на длительную стоянку.

Ещё одно преимущество импульсных зарядных устройств состоит в том, что они способны заряжать даже полностью разряженную батарею, в отличие от других более простых устройств. Но следует заметить, что большинство импульсных зарядных устройств, изготовленных азиатскими производителями, оставляют желать лучшего, и качество их мягко говоря не очень.

И импульсные зарядные устройства вызывают много споров, за и против. Я скажу лишь одно — безусловно есть хорошие и качественные импульсные устройства от европейских или американских производителей, но стоят они не мало. Поэтому есть смысл отказаться от дешёвых китайских или тайваньских импульсников, и купить или дорогое импульсное устройство европейской авторитетной фирмы, или купить более надёжное и недорогое Российское, Белорусское (или Советское с рук) трансформаторное зарядное устройство.

Тем более, если в импульснике что то сгорит, то отремонтировать их сложнее, чем более простые и надёжные трансформаторные устройства. Поэтому при их покупке поинтересуйтесь, имеется у них сертификат качества и гарантия, у большинства азиатов его нет, а некоторые продавцы на рынке не знают что это такое! Или просто делают вид, что не знают. Поэтому отправляйтесь за зарядным устройством не на рынок, а в крупный автомагазин, в котором хоть как то дорожат репутацией, и выпишут вам гарантию на изделие.

Импульсные зарядные устройства как правило автоматические, о которых ниже, но и более старые трансформаторные устройства тоже могут иметь автоматику заряда, или могут быть дополнены ей самостоятельно.

Как выбрать зарядное устройство?

Выбрать зарядное устройство из множества моделей, можно перейдя по ссылке чуть ниже.выбрать зарядное устройствоПри выборе зарядного устройства следует отталкиваться от нескольких факторов, большинство которых мы рассмотрим в этой статье. Первым является конечно же вольтаж, но большинство устройств имеющихся в магазинах, рассчитаны на 12 вольт, хотя на некоторых более универсальных и мощных устройствах, как я уже говорил, имеется тумблер, переключающий с 6 на 12 и на 24 вольта.

Пример такой универсальной «зарядки», которая имеет не только амперметр, но и два вольтметра, показан на фото слева. А некоторые менее мощные устройства, предназначенные для небольших аккумуляторов мотоциклов,  имеют функцию переключения только с 12 на 6 вольт.

Но всё же главным при выборе является ёмкость вашего аккумулятора, которую следует знать и которая выражается в ампер-часах (Ah). Так как для определённой ёмкости батареи, требуется определённая сила зарядного тока, выраженная в амперах, и которую способен выдать источник постоянного тока (зарядное устройство).

Поэтому уточните ёмкость вашего аккумулятора (она написана на любой батарее), и если она составляет к примеру 60 Ah, то для заряда батареи с такой ёмкостью, подойдёт устройство, способное выдать десятую часть от 60-ти Ампер (10%), то есть 6 Ампер. Для батареи ёмкостью 55 Ah, нужен зарядный ток в 5,5 ампер, и так далее.

И при выборе устройства уточните у продавца, какой максимальный ток (в амперах) способно выдать то или другое зарядное устройство. И если вы рассматриваете его в магазине, обратите внимание на шкалу амперметра, который имеется на большинстве зарядных устройств, и который показывает силу зарядного тока, которую можно менять поворотом регулятора.

Если шкала амперметра имеет в конце цифру 10, то такой источник постоянного тока способен выдать до 10-ти ампер (хотя некоторые китайские приборы, не способны выдать ток, на который рассчитана шкала их амперметра). Большинство имеющихся в продаже зарядных устройств имеют именно такой максимальный ток (до 10 Ампер), и рассчитаны на большинство батарей более распространённых автомобилей среднего класса.

Однако следует учесть, что желательно купить устройство с запасом по силе тока, так оно будет меньше перегружаться и прослужит дольше. Например если у вас американская машина с двигателем большого рабочего объёма, и на ней установлена батарея ёмкостью 90 — 95 Ah, то распространённое зарядное устройство, способное выдать 10 ампер, всё же будет несколько перегружаться.

И для такой машины лучше купить источник зарядного тока, способный выдать 15 или 20 Ампер (см. третью сверху фотографию, на которой показано большое устройство с силой тока 20 А ). К тому же такие более мощные устройства, как правило ещё имеют пусковую функцию (пуско-зарядные), и есть смысл переплатить.

Хотя, если вы не куда не спешите, когда заряжаете батарею у себя в гараже, то можно использовать и более слабенькое устройство, так как полезно не давать зарядный ток, силой одной десятой от её емкости, как было описано выше. Лучше дать зарядный ток одной двадцатой части от ёмкости батареи. То есть для батареи ёмкостью 60 Ah, лучше дать не 6 Ампер, а в два раза меньше, то есть 3 А. А в конце заряда ещё больше уменьшить зарядный ток, дойдя до всего 1 Ампера.

При такой зарядке конечно увеличится время, затрачиваемое на заряд, зато при малом токе происходит наиболее глубокий и качественный заряд, и если вы не будете спешить и постоянно заряжать батарею малым током, то намного продлите её ресурс. Так как чем медленнее заряжается любая батарея (на малом токе), тем медленнее она стареет и больше проживёт.

Именно так работает большинство автоматических зарядных устройств, постепенно снижающие силу тока, по мере зарядки батареи, но при этом они ещё поддерживают и постоянное зарядное напряжение, в пределах 13,8 Вольт (для необслуживаемых батарей) или в пределах 14,2 вольта для обслуживаемых. И именно так и следует заряжать батарею не автоматическим, а простым устройством, которое имеет регулятор силы тока.

Подробнее о том, как правильно заряжать аккумулятор, советую почитать вот тут.  Там же я описал о выборе менее мощных зарядных устройств для мотоциклов, но тем не менее, там имеется несколько полезных советов, которых нет в этой статье. Если же вы хотите существенно продлить срок службы вашей батареи, то советую почитать более подробную статью о правильной зарядке аккумулятора (статья находится вот здесь).

Ещё поинтересуйтесь у продавца, имеется ли на модели, которая вам приглянулась, защита от неправильного подключения клемм и защита от короткого замыкания. Это очень важно для новичков, так как ошибка в подключении полярности или случайное замыкание проводов, может привести к печальным последствиям, о которых я написал в статье «Как прикуривая от чужой машины, не остаться без своей» — ссылка находится выше в тексте (вторая сверху).

При выборе автоматического зарядного устройства следует учесть ещё один нюанс. Поинтересуйтесь у продавца или в инструкции устройства, для какого типа аккумулятора предназначено данное зарядное устройство — для обслуживаемых, или для необслуживаемых. Потому что устройства предназначенные для более старых обслуживаемых батарей (с пробками), при заряде достигают большее напряжение (14,5 вольт), прежде чем отключиться.

А автоматические устройства предназначенные для более современных необслуживаемых батарей, при полной зарядке достигают чуть меньшего напряжения (13,8 вольт), прежде чем отключиться.

Естественно это не относится к простым устройствам, которые не имеют автоматики, и которые следует контролировать при зарядке по встроенному амперметру и вольтметру (или тестером) и уменьшать регулятором силу тока в конце заряда. Кстати, для простых устройств без автоматики, наличие встроенного вольтметра и амперметра очень желательно — обратите на это внимание при выборе и покупке.

На более дешёвых современных устройствах имеется менее точная индикация заряда — светодиодная, но лучше поискать прибор с более точными стрелочными амперметром и вольтметром, или более дорогое, но ещё более точное устройство с цифровым индикатором, показывающим вольтаж и ампераж, как на фото слева.

Некоторые современные устройства, при заряде батареи прямо на машине, позволяют не отключать штатные провода автомобиля с полюсных штырей аккумулятора, узнайте есть ли такая фишка на заинтересовавшей вас модели. Но ели её нет, то не забывайте отключать провода с штырей батареи при её зарядке (и плюсовой и минусовой), особенно на современных машинах, напичканных электроникой.

Вообще, при покупке, первым делом осмотрите инструкцию, убедитесь что она на русском языке и изучите её, обратив первым делом внимание на вольтаж и ампераж — максимальную силу зарядного тока, сопоставив её с ёмкостью вашей батареи (об этом я уже говорил). Хотя многие самые главные параметры (ампераж, вольтаж, и т.д.) пишутся прямо на корпусе устройств.

И последнее, при зарядке аккумулятора, выделяется взрывоопасная смесь водорода с кислородом (так называемый гремучий газ). Чтобы не иметь неприятностей, в виде пожара или кислотных ожогов вас и вашей машины, несколько советов новичкам:

  • Ни в коем случае не курите рядом с заряжаемой батареей.
  • Старайтесь не допускать хождений посторонних рядом с заряжаемой батареей, иначе можно зацепить провод, его зажим соскочит и возникнет искра, и возможен врыв! (я был свидетелем такого случая).
  • Перед тем, как включить зарядное устройство в сеть 220 вольт, подключите сначала зажимы проводов к полюсным штырям батареи.
  • При подключении зажимов (клемм) выработайте привычку, сначала подключать плюсовой провод, затем минусовой (на машине так же).
  • Когда батарея зарядится, сначала отключите тумблер питания, затем отключите устройство от сети 220 вольт, и только после этого аккуратно снимайте зажимы проводов с полюсных наконечников батареи.
  • При отключении зажимов проводов от батареи, выработайте привычку сначала отключать минусовой провод, затем плюсовой (на машине так же).

Некоторые современные полностью автоматические зарядные устройства, имеют свойство полного автомата: при их подключении к батарее и к сети, они при полном заряде батареи сами отключаются, а как только батарея немного разрядится от саморазряда, они сами начинают заряд, и вновь отключаются при полном заряде.

Это очень удобно, когда машина не ездит, а стоит в гараже, и вы периодически навещаете её в гараже. И вроде бы это удобно при отъезде на некоторое время. Но всё же оставлять даже такое устройство без контроля на очень долгое время не советую. Лучше по приезду в родной город, спокойно прийти в гараж и включив устройство, зарядить батарею в вашем присутствии.

Ну а если у вас уже старенький аккумулятор, то возможно вам скоро предстоит его выбор, среди множества изделий в магазинах и на рынках. Как правильно выбрать батарею и при этом не нарваться на подделку, советую почитать серию статей ниже.

Как выбрать аккумулятор (1).

Как выбрать аккумулятор (2).

Как выбрать аккумулятор (3).

Ну а если ваша батарея вполне работоспособна, но в ней испортился один из полюсных штырей, или не работает только одна банка, то такой аккумулятор вполне можно отремонтировать своими руками, и об этом можно почитать вот тут.

Надеюсь данная статья будет полезна начинающим водителям, и поможет выбрать зарядное устройство для вашего любимого автомобиля, успехов всем.

suvorov-castom.ru

Какое зарядное устройство лучше всего? И как его выбрать?

Постоянно разряженный мобильный телефон или планшет стал головной болью пользователя современной цифровой техники. Здесь причина понятна: производители добавляют все больше функций к своим устройствам, а их характеристики становятся еще более мощными. Это, в свою очередь, приводит к более быстрому разряду аккумуляторов, и нам, при интенсивном использовании, необходимо все чаще заряжать своих любимых помощников.

При огромном количестве переносной электронной техники становится актуальным вопрос: «Каким зарядным устройством нужно пользоваться? Таким, чтобы заряжал не очень долго, и аккумулятор служил исправно? ». Давайте разберемся, какое же зарядное устройство лучше всего подойдет именно для Вашего гаджета.

Мобильные телефоны. Мобильный телефон – устройство номер один в жизни современного человека. В первую очередь, при выборе зарядного устройства (ЗУ) к телефону, необходимо обратить внимание на тип разъема для подключения.

В большинстве Android-телефонов – это MicroUSB, менее популярен разъем типа MiniUSB, а в старых моделях разъемы для ЗУ могут отличаться в зависимости от производителя. Отдельным путем пошла компания Apple – здесь используются собственные коннекторы: в iPhone от первой модели к iPhone 4S используется широкий 40-ка контактный (40 Pin) разъем, а, начиная с 5-й модели, – тонкий разъем Lightning на 8 контактов (8 Pin).

На качество процесса зарядки влияют технические характеристики ЗУ, их две: напряжение (измеряется в Вольтах (V)) и сила тока (измеряется в амперах (А)).

Совершая покупки в сети, пользуйтесь кешбэком — это сервис, который вернёт часть потраченных Вами денег на покупку того или иного товара.

Практически все мобильные телефоны требуют ЗУ на пять Вольт (5V), а сила тока при этом может отличаться. Простые кнопочные телефоны используют ЗУ до 1А, а смартфонам нужен ток от 1А до 2А. Большинство современных смартфонов заряжаются от 1А, но некоторые телефоны с емкими аккумуляторами могут потребовать более мощный ЗУ, это, например, Samsung серии Galaxy Note (2A), модели Lenovo с аккумуляторами на 4000 mA (2A), Sony Xperia серии Z(1,5A) и другие. При выборе ЗУ можно ориентироваться на заводские характеристики (на его корпусе производители всегда указывают эту информацию, правда очень мелким текстом). А в другом случае ее можно прочитать в инструкции к мобильному телефону, а также на официальном сайте производителя.

А что произойдет, если пользоваться зарядным устройством, которое имеет отличные от заводских характеристики? Если заряжать телефон более слабым ЗУ, то зарядка будет длиться дольше, особенно если вы что то скачиваете, даже если это 3D модели, которые предоставляет этот сайт, и это со временем испортит аккумулятор. А при использовании сильного ЗУ встроенный контроллер телефона возьмет только необходимую часть тока и ничего страшного не произойдет, хотя производители не рекомендуют так делать. Заметьте, что выходы USB на компьютерах имеют только 0,5А, поэтому телефон таким образом заряжается долго.

Для увеличения времени работы аккумулятора в телефоне, следует знать следующее правило: при слишком низком заряде (менее 10%), зарядка для литий-ионного аккумулятора является «стрессом» и негативно влияют на его работу. Поэтому следим, чтобы заряд АКБ не падал ниже 10-15% и не оставляем телефон заряжаться на ночь. Лучше дозарядить телефон (на пример на 15-30 мин.) можно, это не портит аккумулятор.

Планшеты. Технически большинство планшетов от мобильных телефонов мало чем отличаются, только аккумулятор имеют больше, поэтому и зарядное устройство используют мощное. Но при выборе ЗУ для планшета нужно учитывать нюанс – одни планшеты заряжаются от ЗУ на 12 Вольт, а другие от 5-ти вольтового. Поэтому, если подключить планшет, который нужно 5V к ЗУ на 12V, он может перегореть. Если же наоборот, то планшет просто не будет заряжаться. Все остальные правила выбора подобные для мобильных телефонов: необходимо определить правильный ампераж (для большинства планшетов это 2А), следить за уровнем заряда но не перезаряжать.

Ноутбуки и нетбуки. Производители комплектуют свои ноутбуки самыми разными зарядными устройствами, поэтому к их выбору следует относиться более тщательно. Здесь можно приобрести или оригинальное ЗУ (идентичен тому, что было в комплекте) или же универсальное. Универсальное ЗУ подходит к нескольким видам ноутбуков, поэтому перед его покупкой сверьте, подходит ли оно к Вашему ПК. Уточните, подходящий ли разъем для подключения, а также соответствуют ли параметры ноутбуку. Если универсальное ЗУ имеет переключатель для выбора напряжения, его следует поставить в нужную позицию перед подключением к компьютеру. Помните, при длительном пользовании ноутбуком от электросети, его аккумулятор следует снимать (конечно, если это предусмотрено конструкцией). Это продлит время службы самого аккумулятора.

Электроэнергия из воздуха. Никола Тесла изобрел возможность передавать ток от одного устройства к другому индукционно (бесконтактно), и современные производители начали использовать его идеи. Такой техники, в том числе и мобильных телефонов, в настоящее время небольшое количество, но эта ситуация постепенно меняется.

Для того, чтобы зарядить телефон, достаточно положить его на зарядное устройство, без подключения кабеля, но необходимо, чтобы он имел встроенный магнитный приемник. Таких моделей немного: это некоторые модели Nokia, флагман Samsung – Galaxy S6 и еще несколько видов телефонов. Кстати, финны первыми начали использовать такое ноу-хау. Если же Ваш телефон стандартно функцию беспроводной зарядки не поддерживает, не расстраивайтесь, существуют чехлы и сменные панели телефона со встроенным приемником сигнала. Такой аксессуар увеличит функциональность телефона, но и несколько увеличит его размеры.

Теперь мы разобрались, как правильно подбирать зарядное устройство к телефону, планшета и ноутбука. И помните, чем лучше Вы заботитесь о технике, тем дольше она Вам прослужит.

Спасибо, за визит! Делитесь прочитанным и подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Больше интересного:

Facebook

Google+

Вконтакте

Одноклассники

Twitter

Pinterest

Мой мир

itcrumbs.ru

Как выбрать зарядное устройство для автомобильного аккумулятора?

Выход из строя аккумуляторной батареи – это неприятность, знакомая практически любому автовладельцу. Чаще всего это происходит по причине разряда, и такую неполадку достаточно просто устранить. Восстановить работоспособность аккумулятора можно с помощью специального аппарата – зарядного устройства (в народе – «зарядки» или «зарядника»). Прибор этот очень полезен, и любому автовладельцу желательно иметь его в своем арсенале. В этой статье мы поговорим о том, как выбрать зарядное устройство для автомобильного аккумулятора и что при этом нужно учитывать. Уделим внимание и такой его разновидности, как пуско-зарядное устройство (ПЗУ).

Зарядное устройство: для чего оно нужно?

Основной задачей как зарядных устройств (ЗУ), так и пуско-зарядных является заряд АКБ. Их различие состоит в том, что с помощью ПЗУ можно не только нормализовать заряд батарей, но и произвести пуск мотора, если это необходимо. ЗУ не могут помочь с запуском, их функция ограничивается только зарядкой аккумулятора.

Чаще всего автовладелец сталкивается с такой проблемой, как севший аккумулятор, в зимнее время. Сильный холод способствует снижению заряда батареи, а также становится причиной загустевания масла в силовом агрегате. В результате при повороте ключа в замке зажигания АКБ пытается крутить стартер, но ее мощности для этого оказывается недостаточно. Бесполезные попытки запустить двигатель приводят к тому, что аккумулятор разряжается полностью.

Причиной недостаточного заряда, получаемого им от генератора, может стать также использование осветительных приборов и дополнительных устройств (к примеру, отопителя). Мощности генератора в этом случае не хватает для выдачи полноценного тока не только для зарядки АКБ, но и для обеспечения работы всех потребителей. Поэтому выбор и покупка зарядного устройства для автомобильного аккумулятора – вопрос, касающийся каждого владельца машины.

Постоянная езда в условиях крупных городов также «изматывает» АКБ. Уровня заряда, выдаваемого генератором, в таких случаях не хватает, и недостаток электроэнергии даже в движении восполняется за счет батареи, что не способствует ее долговечности.

Сесть аккумулятор может и по причине забывчивости водителя, такое не редкость. Иногда, припарковав машину, человек уходит, забыв выключить магнитолу или фары. Нескольких часов в этом случае достаточно, чтоб заряд упал до нуля, и тогда без зарядника уже не обойтись.

Основные принципы и способы работы ЗУ

Все зарядники для автоаккумуляторов работают по общему принципу: сначала они понижают напряжение в питающей электросети до уровня, соответствующего номиналу АКБ, выпрямляют ток, а затем автоматизируют процесс зарядки. Вмешательство человека при исправном зарядном аппарате не требуется: достаточно закрепить клеммы зарядника и воткнуть вилку в розетку.

Заряжать аккумуляторные батареи можно следующими способами:

  • Постоянное напряжение. Для этого метода характерно бурное начало зарядного процесса, который постепенно ослабевает и в конце течет слабо.
  • Постоянный ток. Преимуществом такого способа является быстрая зарядка, а недостатком следует назвать ускоренное «старение» АКБ, которое он вызывает.
  • Комбинированный. Этот метод оптимален и сочетает в себе достоинства первых двух, что было учтено производителями. По этому принципу функционируют практически все современные зарядники.

Выбор зарядного устройства и его нюансы

Перед тем как отправляться в магазин, необходимо ознакомиться с необходимыми параметрами аккумулятора, а также бортовой сети. Эта информация изложена в инструкции по эксплуатации. Прежде чем приобрести ЗУ, необходимо сопоставить с ней технические характеристики изделия.

Рекомендуем не гнаться за дешевизной и не брать китайские зарядники. Лучше остановить свой выбор на одном из отечественных устройств: в большинстве своем они стоят не намного дороже, а по качеству заметно превосходят контрафактные аппараты. Простенького российского ЗУ, оснащенного амперметром на 5А, обычно вполне достаточно.

Выбирая зарядку, необходимо, чтобы ее рабочий ток несколько превышал емкость батареи. Во-первых, нежелательно, чтобы прибор работал на пределе возможностей, а во-вторых, более мощный зарядник пригодится, если понадобится зарядить аккумулятор, обладающий большей емкостью.

Желательно, чтобы выбранная зарядка была автоматической – это позволит заряжать АКБ комбинированным способом. Выбор индикации зависит только от предпочтения автовладельца. Аппараты со световыми диодами стоят дешевле, чем оснащенные контрольным прибором, но и точность их меньше – впрочем, для автолюбителей ее достаточно.

Выбирая зарядное устройство, необходимо обратить внимание не только на его рабочие параметры, но и на соответствие требованиям безопасности – пожарной и электрической. Автоматические ЗУ для аккумуляторных батарей отвечают им в полной мере, кроме того, они обеспечивают зарядку по комбинированному принципу, которая является наиболее эффективной.

Особенности зарядки автоаккумуляторов

Аккумуляторная батарея считается разряженной, если показатель выдаваемого ей напряжения не превышает 11В. О слишком низкой плотности электролита также говорят:

  • Белый цвет «глазка» на АКБ.
  • Моментальное падение напряжения после включения фар при неработающем моторе.
  • Затрудненный запуск силового агрегата.

Если на зарядном устройстве имеется амперметр, то после подключения на нем необходимо выставить силу тока. Ряд источников рекомендует устанавливать показатель так, чтобы он был равен 10% емкости заряжаемого элемента питания. Мы советуем выставлять ток из расчета 5%. К примеру, если емкость АКБ составляет 60А•ч, то показатель тока заряда рассчитываем: 60А•ч х 0,05 = 3А. Превышать его не следует, поскольку пониженный ток даст более качественный заряд. Если автовладелец не торопится, вполне можно установить ток заряда равным 2А. Показатель начального напряжения не должен быть более 12В – в процессе подзарядки оно будет постепенно увеличиваться.

О том, что батарея зарядилась полностью, скажет плотность электролита 1,25 (проверяется ареометром). Напряжение на клеммах аппарата при этом должно составлять около 15В, а величина зарядного тока должна быть в пределах 0,1…0,3А.

Измерение ареометром плотности электролита

Продлить срок службы АКБ можно, периодически разряжая ее. Для этого подключите к ней обычную электрическую лампочку, чтобы она горела, пока напряжение не уменьшится до 10В. После этого элемент питания ставится на зарядку.

Выбираем пуско-зарядное устройство

Во многих современных моделях авто АКБ не рекомендуется отсоединять от общей цепи, чтобы не сбить настройки и установленные программы. Чтобы подзарядить ее прямо на месте, используются зарядно-предпусковые аппараты. Но запустить с помощью этого прибора мотор, подсоединив его к общей сети транспортного средства, не получится. Придется ждать, пока аккумулятор не зарядится до необходимого уровня. Если нужно, чтобы вспомогательный аппарат сразу после подключения мог запустить ДВС, лучше приобрести пуско-зарядное устройство, подобрав его по параметрам.

Виды ПЗУ

Эти приборы, исходя из их возможностей, можно разделить на следующие типы:

  • Профессиональные.
  • Бытовые.
  • Комбинированные.

ПЗУ с диапазоном 6-24В

Профессиональные пуско-зарядные аппараты можно подключать к АКБ автомобилей, рабочее напряжение общей сети которых составляет 12В или 24В. С их помощью можно запустить двигатель не только легковушки, но и микроавтобуса. Встречаются ПЗУ, способные работать в диапазоне напряжения 6В – 24В, а иногда и 6В – 36В.

Бытовые устройства пуска и заряда предназначены для работы в обычных гаражах. Большинство этих аппаратов рассчитано на напряжение сети 12В, реже 6В – 12В. С помощью последних можно производить пуск силового агрегата легкового автомобиля или мотоцикла, где показатель сетевого напряжения составляет 6В.

Комбинированное ПЗУ по своей сути является сварочным инвертором, величина выходного тока в котором может регулироваться. Благодаря этому аппарат можно подключать к аккумуляторной батарее и общей сети машины. Достоинство такого прибора – многофункциональность, но для повседневного использования он достаточно сложен.

Выбор ПЗУ по назначению

Выбирая пуско-зарядный прибор, следует в первую очередь учитывать, где машина размещается, когда на ней не ездят. Если в гараже, подключенном к электросети, следует приобрести стационарное устройство. Современные аппараты компактны, занимают в помещении немного места, а если необходимо, ими всегда можно будет быстро воспользоваться.

Стационарное устройство

Если же автомобиль ставится под открытым небом (на автостоянке или даже под окнами дома), лучше остановить выбор на автономном пуско-зарядном приборе, имеющем в своем составе встроенный аккумулятор и способном запустить мотор или подзарядить АКБ транспортного средства без подключения к электрической сети. Минус автономного ПЗУ заключается в том, что оно нуждается в специальном уходе – именно из-за наличия собственного элемента питания.

Автономное устройство

Также следует определиться с тем, какое пуско-зарядное устройство по типу выбрать. Хозяевам микроавтобусов и других транспортных средств коммерческого назначения лучше выбирать профессиональные аппараты. Для владельцев легковых автомобилей подойдут обычные бытовые устройства. Если хозяин авто часто занимается в гараже сварочными работами, оптимальным выбором для него станет комбинированный прибор.

Подбор пуско-зарядного устройства по техническим характеристикам

Выбирая ПЗУ по параметрам, необходимо учитывать:

  • Тип АКБ, установленного на автомобиле.
  • Выходное напряжение. Как выбирать вид устройства по напряжению, уже рассматривалось, но существует один нюанс. Пуско-зарядные аппараты сами по себе долговечны, и если у вас есть прибор на 12В, то вполне может получиться так, что вы купите авто с бортовой сетью 24В, и работоспособное ПЗУ окажется непригодным в этих условиях. Поэтому оптимальным вариантом, при наличии средств, будет покупка устройства, рассчитанного на эксплуатацию в диапазоне выходного напряжения 6В – 24В.
  • Сила тока, необходимого для запуска силового агрегата. Узнать ее можно, ознакомившись с техническими характеристиками машины, прописанными в руководстве по эксплуатации. Также примерное значение можно определить по емкости АКБ. Если она составляет 60Ач, то устройство должно быть рассчитано как минимум на такой же ток. Но желательно, чтобы номинал аппарата превышал номинал аккумулятора – во-первых, чтобы ПЗУ не работал на пределе возможностей, а во-вторых, на случай возможной замены автомобиля на более мощный.
  • Сила тока, которая нужна для зарядки аккумулятора. О том, какой показатель нужно выставлять для зарядки, было рассказано выше, но номинал устройства должен составлять не менее 10% от емкости аккумуляторной батареи.

Подбор зарядно-пускового прибора по оснащению

Решив вопрос с необходимыми техническими параметрами, поговорим о том, как выбрать ПЗУ по оснащению.

Для начала аппарат необходимо осмотреть визуально. Его корпусная часть, как и расположенные на ней органы управления, должна быть хорошо закреплена; тумблеры, а также переключатели должны четко функционировать.

Чтобы обезопасить себя от покупки некачественного изделия, следует уточнить у продавца сроки гарантии, попросить его предъявить сертификат качества.

Рекомендуем ознакомиться с дополнительными функциями. Желательно, чтобы прибор был оснащен защитой от неправильного подключения, в противном случае есть риск, нечаянно перепутав клеммы при подсоединении к элементу питания, вывести из строя всю бортовую сеть автомобиля.

Необходимо также осмотреть зажимы — «крокодилы» и провода, чтобы убедиться в их целостности и качестве. Дело в том, что через кабели при запуске силового агрегата идет сильный ток. Некачественные проводники попросту расплавятся, и их придется менять.

«Крокодилы» выполняются из меди, при этом их толщина должна быть не менее 3 мм. Более тонкие зажимы могут подгореть в тех местах, где они контактируют с клеммами. Нужно также проверить, хорошо ли прижимаются пружины «крокодилов». Прижимание должно быть достаточно сильным, иначе из-за плохого контакта сила тока упадет, а зажимы будут подгорать.

Отметим, что наличие дополнительных возможностей по регулировке рабочих параметров – это большой плюс, поэтому, чем их будет больше – тем лучше.

Заключение

В этом материале мы подробно разобрались с тем, как выбрать зарядное устройство для аккумулятора автомобиля и что при этом необходимо учитывать. Самое главное – как ЗУ, так и ПЗУ должны быть качественными и соответствовать по своим параметрам аккумулятору и бортовой сети транспортного средства. Зарядно-пусковые аппараты, в отличие от зарядных приборов, можно использовать, только отсоединив клеммы АКБ от общей сети автомобиля. Перед тем, как пользоваться зарядником, внимательно прочитайте эксплуатационное руководство. Правильно выбранное зарядное устройство при соответствующей эксплуатации поможет значительно продлить срок службы аккумуляторной батареи.

Видео по теме:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bodyshop-info.ru

Полезные советы: Как выбрать зарядное устройство для автомобильного аккумулятора

Прибор для зарядки батареи автомобиля необходим автовладельцам, также как и компрессор для накачки колёс, как шипованная резина зимой. Но как из представленного на прилавках автомагазинов широкого ассортимента зарядных устройств (ЗУ) выбрать то самое, что будет служить долго и безупречно? Сейчас попробуем разобраться, но для начала нужно задаться вопросом: а для чего вообще нужно зарядное устройство? Оно просто необходимо, когда аккумуляторная батарея разряжена. Разрядка происходит во время длительного простоя автомобиля. Особенно часто заряжают аккумуляторы зимой, хотя автомобиль может каждый день эксплуатироваться. Словом, зарядное устройство – это скорей, необходимость, чем прихоть, поэтому выбор его – мероприятие довольно сложное. Устройства для подзарядки аккумуляторных батарей делятся на обычные зарядные или пуско-зарядные (ПЗУ). Обычные зарядные устройства просто заряжают аккумулятор и, может быть, поддерживают зарядку. ПЗУ, кроме зарядки аккумулятора могут и запуск двигателя автомобиля производить. Как это происходит? Для запуска двигателя необходим большой заряд аккумулятора, но если он разряжен, то завести получится только после того, как произойдёт зарядка до определённого уровня. ПЗУ поможет завести двигатель, даже если батарея разряжена полностью, потому что оно выдаёт в несколько раз больше тока, чем обычные устройства. Правда, пусковые устройства больше габаритами, тяжелее, и дороже по стоимости.

На что нужно обратить внимание при выборе зарядного устройства

При выборе ЗУ следует обращать внимание на напряжение, выдаваемое прибором. Оно должно быть на уровне рабочего напряжения аккумуляторной батареи. Зарядный ток устройства не может превышать 10% ёмкости батареи, или должен регулироваться. Учитывая, что большинство реализуемых аккумуляторов ёмкостью 65А/ч, им нужен ток не больше 6,5 Ампер. Зарядку производят током 5% от ёмкости батареи, значит в 3,2 Ампера. Такой ток позволит получить батарее полный и глубокий заряд.

ЗУ имеют постоянную и регулируемую подачу тока. Если сила тока не регулируется, то устройство зарядки аккумулятора на оптимальном режиме, что для аккумулятора весьма полезно. Напряжение на выходе ЗУ должно составить 12 В.

Большинство выпускаемых зарядных устройств оснащено защитой от неправильного подключения клемм и перегрева. Но эту информацию при выборе ЗУ следует уточнять с продавцом-консультантом.

Зарядить аккумуляторную батарею можно и при её глубоком разряде. Это позволяют импульсные ЗУ.

Вообще, при наличии нового аккумулятора, и отсутствии острой необходимости его постоянной подзарядки, прибор рекомендуется выбирать из самых простых — так сказать, бюджетный вариант. Автовладельцам, которые постоянно контролируют процесс зарядки, следует выбирать ПЗУ со встроенным амперметром. Так хозяин машины получит возможность регулировать зарядный ток и другие функции.

Водители, которые с необходимостью зарядки аккумуляторной батареи сталкиваются не очень часто и предпочитают функциональность и простоту, предпочесть следует автоматическое ЗУ, без дополнительных индикаторов и переключателей.

Наиболее популярными моделями зарядных устройств в настоящее время являются:

  • Tesla ЗУ-15860 – бюджетная модель для интенсивно используемого автомобиля. Идеальный вариант для подстраховки аккумулятора. Имеет функцию защиты от перегрева, неправильных подключений и перезарядки;

  • Telwin Leader 150 Start – одна из популярных моделей пуско-зарядных устройств. Хорош для автовладельцев, которые постоянно контролируют процессы зарядки. Модель обладает большим перечнем возможностей, защитой от перегрузок и неправильной полярности, имеет режим быстрого запуска, два режима зарядки, поможет запускать двигатель с полностью разряженным аккумулятором;

  • Bosch C3 – оптимальное, и в то же врем простое зарядное устройство, имеющее компактные размеры, три режима зарядки. После того, как прибор заряжает аккумулятор полностью, он начинает поддерживать заряд. Прибор имеет возможность зарядки батареи импульсным током при условии полной её разрядки и защиту от неправильного присоединения клемм и перегрева.

И напоследок советы по эксплуатации зарядных устройств. Заряжать батарею следует в гараже или на открытой площадке. Зарядка допускается и на улице, но только при сухой и тёплой погоде.

Батареи автомобилей, используемых ежедневно, в подзарядке не нуждаются. Заряжать аккумулятор нужно при необходимости, если:

  1. индикатор на приборной панели показывает на разряженную батарею;
  2. машина не заводится, и не слышно звука работающего стартера;
  3. машина длительное время простаивала;
  4. после продолжительных и безуспешных попыток завести автомобиль.

Перед тем, как подключается зарядное устройство, мотор, если он запущен, необходимо заглушить. Нужно осмотреть аккумулятор на наличие на нём влаги и подтёков электролита. Сначала подключают красную «плюсовую» клемму ЗУ к «плюсу» батареи, затем чёрную «минусовую» к «минусу» аккумулятора. Далее вставляется вилка зарядного устройства в розетку. Отключение клемм производится в обратной последовательности: сначала снимаются «минусовые» клеммы, затем «плюсовые».

mojbyt.ru

Как выбрать зарядное устройство для автомобильного аккумулятора

Если вы найдете ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо.

Как выбрать автомобильное зарядное устройство для АКБ, советы и рекомендации по подбору, на что следует обращать внимание и как не допустить оплошностей при выборе зарядное устройство для автомобильного аккумулятора – всю полезную информацию по этой теме вы сможете найти в данной статье.

Причины необходимости в зарядном устройстве

Стоит отметить, что все чаще владельцы личных автомобилей стремятся обзавестись автомобильными зарядными устройствами. Причин этому много.

Основная причина, это постоянно возрастающая энергопотребляемость современного автомобиля.

Ошибкой многих начинающих водителей является то, что они не следят за тем, какие устройства и приборы подключены к сети автомобиля в данный момент времени. А это приводит к тому, что генератор уже не справляется со своими функциями и часть энергии берется от АКБ.

Это может привести к тому, что аккумуляторная батарея быстро разрядится и утром завести автомобиль станет уже проблематично.

Но многие автомобилисты уже давно поняли каверзность такой ситуации, особенно в зимнее время, и уже давно приобрели зарядное устройство для автомобильного аккумулятора.

Когда такое зарядное устройство находится в гараже или дома, то на душе как то спокойней и водитель уже знает наверняка, что утром, даже если и возникнет проблема с запуском двигателя автомобиля, то эта проблема будет быстро решена.

Как заряжать аккумулятор автомобиля можно почитать здесь.

А мы переходим к рассмотрению вопроса, как выбрать зарядное устройство для автомобильного аккумулятора.

Стоит отметить, что на рынке сейчас представлен огромный выбор различных зарядных устройств для АКБ, и от их разнообразия просто разбегаются глаза.

Все они довольно просты в использовании и могут быть полностью автоматическими, без каких-то регулировок, или наоборот, иметь много настроечных функций. Цена, соответственно, тоже разная.

Поэтому прежде, чем принимать решение о покупке, нужно выбрать зарядное устройство для автомобильного аккумулятора именно то, которое действительно Вам нужно, без излишеств, за которые Вы переплатите, но и чтобы оно работало долгие годы.

Методы зарядки АКБ, типы зарядных устройств

Существуют четыре метода зарядки аккумуляторных батарей, это методы:

  1. Постоянного напряжения;
  2. Постоянного тока;
  3. Комбинированный;
  4. Метод «ударно-скоростной», который применяется только для пуска двигателя.

Последний метод не рекомендуется часто использовать, так как он быстро выводит из строя батарею.

Что касается типов зарядных устройств то их два, это зарядные или зарядно предпусковые и зарядно-пусковые.

Выбирая зарядное устройство для автомобильного аккумулятора Вы должны понимать, как в дальнейшем его будете использовать.

Первый тип ЗУ

Первый тип зарядных устройств (зарядные) имеет провода малого сечения. Их можно подключать к батарее без отключения последней от сети. С помощью данного типа зарядных устройств можно или полностью заряжать АКБ или просто производить ее подзарядку.

Зарядно пусковые устройства

Второй тип АКБ (зарядно пусковые), имеют провода большого сечения. С помощью данного типа можно не только в автоматическом режиме подзаряжать батарею, но и быстро завести автомобиль, когда АКБ полностью разряжен. Это очень удобно, особенно зимой.

Что касается конструктивных особенностей, то различают два вида:

  1. Импульсные;
  2. Трансформаторные.

Трансформаторные автомобильные зарядные устройства габаритны и тяжелы, так как сам трансформатор весит не мало. Они не изменяют частоту тока, а лишь изменяют саму силу тока - амперы.

Импульсные автомобильные зарядные устройства имеют малый вес и малые габариты. Они очень удобны в эксплуатации. В них нет трансформатора, и они работают на токах более высокой частоты.

Многие автомобилисты пользуются простыми импульсными трансформаторомами и их вполне хватает для подзарядки АКБ для легковых автомобилей.

Импульсные трансформаторы имеют не большие размеры, и если Вы уезжаете на отдых на несколько недель, то на всякий случай можно взять такое устройство с собой. Оно легко может вместиться даже в бардачок.

Важные моменты

Место проживания.

Если Вы проживаете в холодном регионе, то наличие автомобильного зарядного устройства для АКБ обязательно. Это даже не оспаривается.

Если же Вы проживаете, к примеру, в Крыму или другом теплом регионе, то тут уже думайте сам. Но я рекомендовал бы обзавестись не дорогим импульсным зарядным устройством, оно ни когда не будет лишним у Вас в гараже.

Меньше слушайте продавцов.

При выборе автомобильного зарядного устройства для АКБ, как можно меньше слушайте продавцов, а слушайте зов своего сердца и здраво мыслите. Многие продавцы, чтобы продать свой товар, готовы говорить все что угодно, выдавая кучу бессмысленной информации и вешая лапшу на уши.

Вы должны понимать, что АКБ это расходный материал и покупать зарядное устройство именно для Вашей модели АКБ, в меньшей степени не разумно.

Ведь автомобильное зарядное устройство Вы покупаете не на один и даже не на 5 лет. За это время, Вы может быть, поменяете батарею на другую, продадите свой автомобиль и купите новый.

Поэтому старайтесь покупать не маломощные автомобильные зарядные устройства, а уже с запасом мощности в 10 и более процентов, чтобы можно было заряжать широкий диапазон типов АКБ.

Типы устройства.

Если Вы не разбираетесь во всех тонкостях настройки зарядного цикла, то лучше всего выбирайте автомобильное зарядное устройство для АКБ, которое работает полностью в автоматическом режиме. Такие современные устройства вполне хорошо справляются со своей задачей.

Обращаем внимание на функции зарядных устройств

Современные автомобильные зарядные устройства обладают огромным количеством функций, которые бывают очень полезны.

Особенно обратите внимание на систему безопасности и защиты сети от перегрузок, защиту от пере плюсовки, короткого замыкания, функции корректировки зарядки АКБ в зависимости от изменения температуры окружающей среды.

Чем больше функций, тем лучше, но и стоимость такого зарядного устройства будет уже выше.

Подделки тоже существуют.

Стоит обратить внимание на подделки.

Чтобы выбрать автомобильное зарядное устройство для АКБ оригинальное, лучше всего приобретайте зарядные устройства, которые произведены в Вашей стране, т.е. отечественные.

Это обусловлено не тем, что зарубежные аналогичные устройства менее качественные, как раз наоборот, по качеству наши немного уступают.

Это обусловлено тем, что зарубежные автомобильные зарядные устройства очень часто подделывают, да так, что внешне их ни чем не отличить от оригинала. Кто подделывает, думаю говорить не нужно, все это знают.

Отечественные же зарядные устройства еще не подделывают, да и работают они не хуже. Может быть наворотов меньше, чем у зарубежных устройств, но это дело времени.

Не забывайте про чек.

Покупая автомобильное зарядное устройство для АКБ, не забывайте про чек, и про документацию на прибор.

Не нужно идти от обратного.

Начинайте использовать данное устройство не по принципу «сломалось – открыл инструкцию», а сначала изучите инструкцию, а затем начинайте его использовать.

Выбирая зарядное устройство для автомобильного аккумулятора, и заходя в очередной автомагазин, старайтесь уже обладать некоторыми знаниями в данной области, и думаю, эта статья поможет Вам сделать правильный выбор.

Если в статье есть видео и оно не проигрывается, выделите любое слово мышью, нажмите Ctrl+Enter, в появившееся окно введите любое слово и нажмите "ОТПРАВИТЬ". Спасибо.

ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ПОЛЕЗНЫМ:

ПОДЕЛИТЬСЯ НОВОСТЬЮ С ДРУЗЬЯМИ:

autotopik.ru


Видеоматериалы

24.10.2018

Опыт пилотных регионов, где соцнормы на электроэнергию уже введены, показывает: граждане платить стали меньше

Подробнее...
23.10.2018

Соответствует ли вода и воздух установленным нормативам?

Подробнее...
22.10.2018

С начала года из ветхого и аварийного жилья в республике были переселены десятки семей

Подробнее...
22.10.2018

Столичный Водоканал готовится к зиме

Подробнее...
17.10.2018

Более 10-ти миллионов рублей направлено на капитальный ремонт многоквартирных домов в Лескенском районе

Подробнее...

Актуальные темы

13.05.2018

Формирование энергосберегающего поведения граждан

 

Подробнее...
29.03.2018

ОТЧЕТ о деятельности министерства энергетики, ЖКХ и тарифной политики Кабардино-Балкарской Республики в сфере государственного регулирования и контроля цен и тарифов в 2012 году и об основных задачах на 2013 год

Подробнее...
13.03.2018

Предложения организаций, осуществляющих регулируемую деятельность о размере подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на 2013 год

Подробнее...
11.03.2018

НАУЧИМСЯ ЭКОНОМИТЬ В БЫТУ

 
Подробнее...

inetpriem


<< < Ноябрь 2013 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

calc

banner-calc

.