Комплектная трансформаторная подстанция. Ктп что это
Чем отличается БКТП от КТП
БКТП — блочная модульная трансформаторная подстанция тупикового или проходного типа, корпус которой исполнен в бетонных блоках. Предназначение БКТП – распределение и преобразование электрической энергии трехфазного переменного тока до 10кВ частотой 50 Гц. Такое предназначение служит для электроснабжения крупных промышленных предприятий, городов, дачных и коттеджных поселков и т.д.
КТП — комплектная трансформаторная подстанция тупикового или проходного типа, корпус которой выполнен в виде металлического сварного киоска. В КТП устанавливается два или один трансформатор. Служит подстанция комплектная трансформаторная подстанция для приема с трехфазного переменного электрического тока частотой в 50 Гц и напряжением 6 (10) киловольт, с последующим его преобразованием и распределением. Подстанция КТП предназначена для наружной установки (в открытой местности). Область применения: промышленные предприятия, дачные и коттеджные поселки, населенные пункты городского и сельского типа, строительные площадки и т.д.
Особенности БКТП
Трансформаторная подстанция БКТП представляет собой здание имеющее один этаж или иначе — объемный кабельный полуэтаж, который одновременно является и фундаментом.
Подстанция БКТП состоит из четырех сборных железобетонных элементов с утепленным потолком и подъемной крышей при помощи минерального или базальтового негорючего утеплителя.
Кровля подстанции БКТП имеет гидроизоляцию осуществленную при помощи плиты из бетона с битумным покрытием и техноэластом (битумно-полимерным покрытием). Данный вид гидроизоляции полностью исключает протекание крыши во время плохих погодных условий.
В блоках осуществляется естественная циркуляция воздуха, при помощи решеток (типа жалюзи) установленных на дверях и воротах БКТП. Ворота и двери БКТП выполнены из холодостойкой стали.
Бетонные поверхности блочной комплектной трансформаторной подстанции обработаны горячим битумом, в местах соприкосновения с грунтом, это также придает подстанции дополнительную защиту от попадании влаги во внутрь. Для препятствия образования цементной пыли полы и стены внутри БКТП покрываются краской.
Для безопасности обслуживания и эксплуатации БКТП оснащена внутренним контуром заземления, также при необходимости на подстанции может быть установлена световая и звуковая сигнализация, средства защиты средства для пожаротушения.
Ввод и вывод силовых кабелей БКТП производится через асбестовые трубы, проложенные в закладных отверстиях в стенах фундамента подстанции.
Стены БКТП изготовлены из железобетона которым отвечает таким требованиям как: высокая прочность, морозостойкость и водонепроницаемость , что актуально для широт с суровыми климатическими условиями.
Отсеки БКТП:
- отсек размещения силового трансформатора,
- отсек размещения высоковольтное и низковольтное оборудование.
- В БКТП в качестве силовых трансформаторов установлены маслонаполненные с объемом трансформаторного масла до 60 кг или сухие трансформаторы.
Особенности КТП
КТП является сборно-сварной металлоконструкцией исполненной в виде киоска, который имеет остов ( каркас) из высокопрочного закаленного металла.
Все стальные элементы корпуса обработаны специальным составом, который защищает корпус от коррозии и продлевает его срок службы. Окрашена подстанции специальной огнеупорной краской. Для большей надежности подстанция КТП обшита оцинкованными листами толщиной 1,2 мм. Все вышеперечисленные показателя дают в суме продление срока службы корпуса подстанции в несколько раз.
Пол КТП представляет собой поперечный настил (цельный или просечной), который имеет в себе отверстия для ввода и вывода кабеля, а также специальное отверстие для аварийного сброса масла из силового масляного трансформатора.
На подстанции установлены металлические двери с замками которые оснащены защитой от нежелательного взлома (антивандальная система). На дверях КТП предусмотрены окна жалюзийного типа, которые позволяют дополнительно проветривать подстанцию изнутри, что так же препятствует скоплению конденсата внутри подстанции (на стенах и оборудовании) и обеспечивает защиту от перегрева КТП особенно в жаркую погоду. Дополнительным оснащение подстанции являются: система принудительной вентиляции, система уличного и внутреннего освещения КТП, система отопления, сигнализации и видеонаблюдения.
Отсеки КТП:
- отсек распределительного устройства высокого напряжения (РУ ВН)
- отсек распределительного устройства низкого напряжения ( РУ НН)
- отсек силового трансформатора
- соединительное устройство со стороны высшего напряжения (ВН)
- соединительное устройство со стороны низшего напряжения (НН)
- шинопроводы
tr-ktp.ru
Для чего предназначена трансформаторная подстанция КТП
Комплектная трансформаторная подстанция далее КТП с мощностью силового трансформатора от 25 до 2500 кВа предназначена для приема трехфазного электрического тока частотой в 50 Гц номинальным напряжением в 6-10 киловольт, с дельнейшим его преобразованием в потребительскую электроэнергию напряжением в 0,4 киловольта и распределением преобразованного тока конечному потребителю, которыми являются: сельскохозяйственные электрические сети, коттеджные поселки, промышленные предприятия, дачные поселки, аграрные сельскохозяйственные объекты, села, поселки городского типа, города и иные возможные потребители электричества.
Состав комплектной трансформаторной подстанции представляется в следующей основной комплектации выполняющем свои определенные функции (задачи):
- блок устройства высшего напряжения (УВН) — состоит из шкафа силового трансформатора и служит для подключения силового трансформатора к воздушным линиям при помощи токопровода (в случае типового исполнения подстанции с воздушным вводом). Токопровод монтируется на крыше шкафа силового трансформатора.
- шкаф распределительного устройства низшего напряжения (РУНН) — размещает в себе автоматические выключатели выдвижного типа на вводе и стационарного исполнения на отходящих линиях подстанции (возможен также и выдвижной тип выключателей), кроме того в шкафе РУНН расположены шины, различная аппаратура и приборы.
РУНН состоит из шкафов ввода низшего напряжения, шкафа отходящих линий, секционного шкафа для подстанции с двумя трансформаторами, шинопровода, шкафа сигнализации (внешнего типа) и шкафа учета электрической энергии.
Комплектация
- защита от атмосферных перенапряжений и коротких межфазных замыканий
- внутреннее и наружное освещение, система принудительной вентиляции внутри подстанции, обогрев оборудования. Все вышеперечисленные системы могут включаться как автоматически так и в ручную
- для безопасности обслуживающего персонала на подстанции предусмотрен полный комплект электрических и механических блокировок на случай черезвычайных ситуаций
- при наличие на КТП маслонаполненного трансформатора в ней предусмотрен отсек для аварийного сброса масла, который происходит с помощью специальных отверстий в полу (шлюзов). Благодаря маслоприемнику КТП безопасна и не загрязняет окружающую среду.
Область предназначения КТП
- КТП киоскового типа предназначены для снабжения потребительской электроэнергией города, села, промышленные объекты
- КТП мачтового типа предназначены для снабжения потребительской электроэнергией небольшие поселки, села, ПГТ
- КТП шкафного типа «сельхозки» предназначены для снабжения потребительской электроэнергией села, фермерские хозяйства
- КТП столбовые предназначены для снабжения потребительской электроэнергией села, малые ПГТ, фермерские хозяйства
- КТП передвижные предназначены для снабжения потребительской электроэнергией карьеры, открытые рудодобывающие предприятия
- КТП внутрицеховые предназначены для снабжения потребительской электроэнергией промышленные цеха, помещения
- Блочные комплектные трансформаторные подстанции БКТП предназначены для снабжения потребительской электроэнергией отдельно стоящие населенные пункты, сельские местности, промышленные объекты
- Комплектная трансформаторная подстанция наружной установки КТПНУ предназначены для снабжения потребительской электроэнергией нефтяные, газовые и иные промышленности
tr-ktp.ru
Расшифровка аббревиатуры КТП или что такое КТП?
Расшифровка аббревиатуры КТП - комплектная трансформаторная подстанция. КТП служит для снятия (преобразования) напряжения, распределения и учета электрического переменного тока, промышленной частоты 50/60 Гц, при передачи его на бытовые сети, сельских, городских, промышленных предприятий и др. объектов, из высоковольтных линий. Другое функциональное назначение КТП - обеспечение защиты присоединений от перегрузок и коротких замыканий. Комплектуются подстанции силовыми трансформаторами масляного (ТМЗ, ТМГ) и сухого (ТСЗН, ТСЗГЛ) типа. По виду подключения на высоковольтные линии, КТП делятся на подстанции проходного и тупикового типа. Отличаются они тем, что подстанции тупикового вида (типа) могут подключаться только к одной высоковольтной линии, а проходного к двум.
Эксплуатируются КТП
- высота над уровнем моря 1000 м
- соответствующая температура и влажность воздуха
- в тандеме с масляным силовым трансформатором, при температуре +40, - 40 С, с сухим силовым трансформатором от -1С до + 40С
- пожаро и взрыво безопасная окружающая среда
- скорость ветра в установленном месте (регионе) не должна в критичный момент превышать 36 м/с
- срок эксплуатации (службы) КТП не должен превышать более 25 лет.
Типы трансформаторных подстанций
- Комплектные трансформаторные подстанции внутрицеховые (КТП-ВЦ) — устанавливаются внутри помещения, вблизи оборудования, которое там используется.
- Столбовая КТП (СТП) — устанавливается на опорах линий электропередач.
- КТП киоскового типа — самый распространненый тип подстанций. Такая цельная металлическая конструкция, служит для обеспечения безопасности и защиты от воздействий неблагоприятной окружающей среды.
- Комплектная трансформаторная подстанция мачтового типа (КТПМ) — является открытой конструкцией, которая обслуживается на высоте. Зачастую используется на объектах сельского хозяйства, коттеджных и дачных поселков.
- Комплектные трансформаторные подстанции наружной уствновки с использованием "сэндвич" панелей (КТПНУ) — это КТП киоскового типа, только имеющие одну особенность, пол, стены и крыша утеплены сэндвич панелями. Используются в суровых климатических условиях при температурах от -30 до +50 градусов по Цельсию.
Конструкция КТП
- Шкаф ввода высокого напряжения (ШВВ)
- Масляной сухой или силовой трансформатор (СТ)
- Распределительное устройство низкого напряжения (РУНН)
- Токопровод высокого напряжения (ВВ)
- Токопровод низкого напряжения (НВ)
КТП является сложным оборудованием к которому предъявляются высокие требования со стороны заказчика и при подлючении к электросетям МРСК. Для этого вам необходимо позаботиться о выборе производителя с хорошей репутацией и производственными мощностями.
Подпишитесь на нас Вконтакте, Google plus, Одноклассники
pravdoryb.info
Комплектная трансформаторная подстанция - это... Что такое Комплектная трансформаторная подстанция?
Трансформаторная подстанция — электроустановка, предназначенная для приема, преобразования (повышения или понижения) напряжения в сети переменного тока и распределения электроэнергии в системах электроснабжения потребителей сельских, поселковых, городских, промышленных объектов. Состоит из силовых трансформаторов, распределительного устройства РУ, устройства автоматического управления и защиты, а также вспомогательных сооружений.
Трансформаторные подстанции классифицируются на повышающие и понижающие. Повышающие трансформаторные подстанции (сооружаемые обычно при электростанциях) преобразуют напряжение, вырабатываемое генераторами, в более высокое напряжение (одного или нескольких значений), необходимое для передачи электроэнергии по линиям электропередачи (ЛЭП). Понижающие трансформаторные подстанции преобразуют первичное напряжение электрической сети в более низкое вторичное.
В зависимости от назначения и от величины первичного и вторичного напряжений понижающие трансформаторные подстанции подразделяются на районные, главные понижающие и местные (цеховые). Районные трансформаторные подстанции принимают электроэнергию непосредственно от высоковольтных ЛЭП и передают её на главные понижающие трансформаторные подстанции, а те (понизив напряжение до 6, 10 или 35 кВ) — на местные и цеховые подстанции, на которых осуществляется последняя ступень трансформации (с понижением напряжения до 690, 400 или 230 В) и распределение электроэнергии между потребителями.
Трансформаторные подстанции изготовляют, как правило, на заводах и доставляют на место установки в полностью собранном виде или же отдельными блоками. Такие трансформаторные подстанции называют комплектными или КТП.
По типу исполнения комплектные трансформаторные подстанции (КТП) разделяются на:• в бетонном корпусе• в панелях типа "сэндвич"• в металлическом корпусе
По типу обслуживания подстанции:• с коридором• без коридора
По типу РУВН:• тупиковые• проходные
med.academic.ru
роль приборов при обустройстве электрических линий
Основное предназначение КТП, что расшифровывается как «комплектные трансформаторные подстанции», связано с уменьшением напряжения во время подачи тока, идущего с высоковольтных линий и поступающего на бытовые сети.
При помощи КТП возможен приём тока с тремя фазами и частотой 50 Гц при низком и высоком напряжениях 6-10 кВ. После он преобразуется в электроэнергию нужного напряжения – 380, 220 В и т. д.
Структура КТП
Понятно, что для решения разных задач существуют КТП той или иной мощности, размеров и других параметров. Общая конструкция этих комплексов подразумевает использование устройства ввода, которое принимает напряжение с высоковольтных линий, силового трансформатора и распределительного устройства, которое отдаёт ток низкого напряжения на потребителя.
Также в структуру комплектных подстанций включены линии ввода и вывода, причём во втором случае обязательно устанавливаются автоматические приборы и устройства с предохранителями. В качестве разъединителя зачастую применяют РЛНД, но только тогда, когда комплектная трансформаторная подстанция наружной установки подключена к воздушным высоковольтным линиям.
Кроме того, подстанция обязательно оснащается защитными устройствами, которые необходимы при перегрузках сети или в случае возникновения тока КЗ. При помощи специальных разрядников и ограничителей при перепадах напряжения устройство защищается от выхода из строя. Нередко в состав комплекса входят отдельные блоки, отвечающие за освещение. Речь идёт о специальных фотоэлементах, управляющих мощностью освещения.
Вентиляция обычно естественная, но бывают ситуации, когда шкафы дополнительно оснащаются приборами таких систем.
Разновидности КТП
Комплектные трансформаторные подстанции делятся на несколько видов в зависимости от того или иного параметра, но во всех случаях обязательно проводят испытания трансформаторов:
- Подстанции с одним трансформатором мачтового или столбового типа, которые устанавливаются под открытым небом и имеют мощность 25-250 кВа. Мачтовые применяют в условиях умеренного климата на промышленных и частных предприятиях. Используя разъединитель, эту подстанцию соединяют с воздушной линией.
- Промышленные комплектные подстанции с диапазоном мощности 630-2500 кВа, оснащённые масляными или сухими трансформаторами.
- Подстанции для термической обработки грунта (бетона). С их помощью значительно ускоряется отвердение этих растворов. Расход электроэнергии в них сокращён за счёт использования автоматического прибора, регулирующего температуру.
Подстанции монтируются в специальный корпус, который может быть даже блочного типа. Производится на заводах либо из железобетона, либо из металла. Последний вариант считается наиболее современным и актуальным. То, что именно будет внутри подстанции, связано в первую очередь с индивидуальными потребностями предприятия или другого объекта.
Также стоит подчеркнуть, что ни одна из разновидностей КТП не предназначена для эксплуатации в условиях повышенной тряски, постоянных механических воздействий и т. д.
Вернуться назад
www.energyc.ru
Отличия КТП от БКТП - ООО Центр Энергетических Решений и Инноваций
Перед тем, как приступить к рассмотрению особенностей существующих подстанций комплектного типа, рассмотрим их краткие определения.
КТП (сокращенно – комплектная ТП). Следует различать два типа установок: тупиковые и проходные. Существенные отличия подобных подстанций состоят в особенностях конструкции, которые позволяют расположить один или несколько рабочих модулей внутри одного металлического контейнера. Основное предназначение такой установки состоит в том, чтобы принимать переменный ток (50 Гц), обладающий напряжением – от 6-ти до 10 кВ, осуществляя его преобразование и дальнейшее распределение. Подобные установки, как правило, монтируются на открытой местности и предназначаются для организации электроснабжения в небольших населенных пунктах или на строительных объектах.
БКТП (сокращенно – блочная модульная ТП). Эти установки также бывают двух типов: проходные и тупиковые. Все оборудование подобных подстанций монтируется внутри бетонных модулей. Основное предназначение этих установок заключается в приеме тока (к объекту подводится три фазы), в дальнейшей его трансформации и распределении. Подстанции представленного типа используются для организации электроснабжения более крупных объектов:
- промышленные предприятия;
- большие поселки дачного типа;
- городские кварталы и т. д.
Рассмотрим характеристики каждого типа установок более подробно.
Особенности и монтаж КТП
Корпус металлической комплектной подстанции имеет прочный каркас, изготовленный из специального высокопрочного сплава. При этом все металлические элементы установки обработаны антикоррозийным составом. Применение оцинкованных листов в обшивке корпуса дополнительно защищает установку от воздействия агрессивных факторов окружающей среды и помогает продлить срок ее службы.
Нижняя часть КТП сделана в виде поперечного настила, оснащенного специальными отверстиями под кабели. Аварийный сброс трансформаторного масла также производится через технологические отверстия в полу установки.
Металлические двери подстанции оснащены замками, защищающими установку от несанкционированного проникновения и окнами, позволяющими проветривать ее внутреннее пространство и дополнительно охлаждать его в жару.
В большинстве случаев монтаж КТП подразумевает установку дополнительных систем: принудительная вентиляция, осветительные системы (внутренняя и наружная), системя видеонаблюдения и т. д.
Особенности и монтаж БКТП
Блочно-модульная установка внешне представляет собой небольшое бетонное здание, внутри которого размещается все необходимое оборудование.
Как правило, строительная часть подобной установки изготавливается из четырех составляющих (модулей), объединенных под одной крышей, имеющей теплоизоляцию на основе минерального или базальтового утеплителя. Если говорить более подробно о строительных конструкциях БКТП, то необходимо отметить следующее:
- кровля любой современной установки имеет слой надежной гидроизоляции на основе битумного покрытия;
- во внутреннем пространстве установки организована естественная циркуляция воздуха, которая обеспечивается установкой решеток (защищенных жалюзи), встроенных в двери и ворота подстанции;
- низ установки также покрыт слоем гидроизоляции, которая защищает от попадания воды места соприкосновения строительных конструкций с почвой.
Монтаж БКТП предусматривает создание обязательного заземляющего контура, установку систем звуковой (световой) сигнализации, а также использование в конструкции прочных, морозостойких и влагостойких материалов.
Для того чтобы получить в свое распоряжение современную комплектную подстанцию, полностью соответствующую потребностям и расчетным нагрузкам, заказчику целесообразно изначально обращаться в профессиональную электромонтажную компанию. Это поможет сократить издержки, сэкономить время и избавит заказчика от возможных проблем в процессе эксплуатации установки.
center-energo.com
1 - это... Что такое КТП-1?
Трамвай КТМ-1-8 1957 года выпуска | |
Проект, г. | 1947 |
Выпускался, гг. | 1947-1961 |
Экземпляры | ≈2280 |
Масса без пассажиров, т | 12,5 |
Мест для сидения | 24 |
Полная вместимость(8 чел./м2) | 116 |
Колея, мм | 1524 |
Длина, мм | 9940 |
Ширина, мм | 2500 |
Высота по крыше, мм | 3055 |
База, мм | 3400 |
Диаметр колёс, мм | 780 |
Тип контроллера | МТ-1А |
Количество дверей для пассажиров | 2 |
Число х Тип | 2 x ДК-254А |
Мощность, кВт | 50 |
КТМ-1 — советский двухосный трамвай с цельнометаллическим кузовом, КТП-1 — прицепной двухосный трамвайный вагон, предназначенный для совместной эксплуатации с КТМ-1.
КТМ-1 были первыми советскими вагонами, которые изначально были односторонними, и предназначенными для работы на нетупиковых линиях. Также это были первые советские вагоны с широкими четырёхстворчатыми распашными дверьми и большими накопительными площадками. Двери были с пневмоприводом.
История
Трамвай КТМ-1/КТП-1 в Бийске (1960 год)Работы по созданию КТМ-1 и КТП-1 начались вскоре после Великой Отечественной войны. КТМ/КТП-1 предназначались для замены морально устаревших трамваев довоенных серий. КТМ/КТП-1 были свего рода переходной стадией между довоенными и более поздними послевоенными трамваями. В отличие от большинства довоенных трамваев, КТМ/КТП-1 имели цельнометаллический корпус. В то же время они были двухосными и предназначались для эксплуатации по схеме «моторный-прицепной». Позднее от двухосных трамвев отказались, и все трамваи стали оборудовать тележками, а вместо поездов из моторного и прицепного вагонов на участках с большим пассажиропотоком стали использовать сочленённые трамваи и трамваи, работающие по системе многих единиц.
Однако эти технические анахронизмы не были ошибкой советских инженеров. Ведь КТМ/КТП-1 предстояло использовать в трамвайных хозяйствах со слабой ремонтной базой (так как война помешала модернизации технического оснащения многих хозяйств), для которых эксплуатация трамваев более современной конструкции была бы довольно проблематичной. Также многие хозяйства имели изношенные пути, которые делали невозможной эксплуатацию более тяжёлых трамваев. В то же время на линиях с не очень большими пассажиропотоками двухосные вагоны ещё вполне могли справляться со своими задачами.
Выпуск опытных поездов КТМ/КТП-1 начался на Усть-Катавском трамвайном заводе в декабре 1947 года. В следующем году завод приступил к серийному выпуску этих поездов. Их производство продолжалось до 1961 года, после чего завод переключился на выпуск более современных поездов КТМ/КТП-2. Поезда КТМ/КТП-1 стали выводиться из эксплуатации в середине семидесятых годов. Дольше всего они проработали в Запорожье — до 1986 года. Некоторые КТМ-1 были переоборудованы в служебные трамваи.
Распространение
КТМ/КТП-1 работали в очень многих городах, поэтому проще указать города, в которых этих трамваев не было. В РСФСР этими городами были Златоуст, Коломна, Копейск, Курск, Ленинград, Ногинск, Смоленск, Свердловск. На Украине их не было в Житомире, Виннице и во Львове из-за узкой колеи.
Технические особенности
Кузов
Кузова вагонов КТМ-1 и КТП-1 имели металлический несущий каркас и несущую подоконную балку. Они были жестко связаны с рамой. Конструкция с несущим каркасом позволила уменьшить вес кузова.Каркас кузова состоял из пяти сборных секций: передней площадки, задней площадки, средней части крыши и двух боковых панелей. Секции соединялись между собой электросваркой.Междуоконные и подоконные стойки каркаса имели П-образное сечение. Стойки выполнялись из листовой стали толщиной 2,5 мм. Подоконные и надоконные пояса облицовывались профилированным листом толщиной 1,5 мм. Для крепления резиновой окантовки глухого окна к междуоконным стойкам в нижней их части приваривались таврики; для направления подъемной рамки к стойкам в верхней их части приваривались угольники. Крыша состояла из дуг омегообразного профиля (Ω), полка профиля дуги была обращена внутрь кузова. Продольные элементы, обвязывающие крышевые дуги, имели корытное сечение ([). Наружная боковая подоконная обшивка выполнялась из стали толщиной 2,5 мм. Обшивка, расположенная между колесными парами, была понижена и закрывала оборудование, находившееся под вагоном. Для осмотра компрессора в обшивке был сделан люк. Обшивка на криволинейной поверхности крыши была выполнена из стального листа толщиной 1,5 мм. В средней плоской части крыша была обшита фанерой. Внутренняя подоконная обшивка и потолок кузова обшивались клееной березовой фанерой толщиной 5 мм. Фанера крепилась винтами к деревянным деталям стоек и дуг. Стойки и продольные пояса внутри кузова облицовывались дубовыми штабиками. Пол кузова был сделан из деревянных сосновых досок толщиной 30 мм.С одной стороны салона кузова было установлено восемь двухместных диванов, а с другой — восемь одноместных. Часть вагонов имели шестнадцать одноместных диванов. Диваны — деревянные сиденья с деревянными спинками. У входов и выходов были установлены металлические поручни. Внутри салона были сделаны поручни для стоящих пассажиров. На крыше кузова устанавливались вентиляционные козырьки, соединенные каналами с салоном.Моторный и прицепной вагон имели по 12 боковых окон салона, передние, задние и боковые окна в кабине водителя, последние — с подъемной рамой. Верхние половины боковых окон салона подъемные, нижние — глухие, передние окна — глухие.
Двери — четырёхстворчатые, только с правой стороны (так как трамвай был выполнен односторонним). Привод дверей - пневматический. Отопление кузова отсутствует. Кабина водителя отапливалась электропечами. Соединение вагонов в поезд производилось тяговым буфером с головкой типа «рукопожатие».
Ходовая часть
Трамвай был предназначен для широкой русской колеи (1524 мм), однако в Ростове-на-Дону КТМ/КТП-1 были переоборудованы для европейской колеи (1435 мм). Вагоны не КТМ/КТП-1, в отличие от довоенных Х/М не имели тележки. Колесные пары через буксы и полуэллиптические рессоры подвешивались непосредственно к раме кузова (у вагонов Х/М была неповоротная двухосная тележка с жесткой базой). Моторы марки ДК-254А мощностью 50 кВт использовались в качестве тяговых двигателей. Передача от моторов к ведущей (задней) оси осуществлялась посредством карданного вала через двухступенчаный редуктор. В отличие от довоенных вагонов подвеска тягового двигателя была не опорно-осевой, а опорно рамной. Такой способ подвески хотя и усложнял тяговую передачу, но снижал неподрессоренные массы и ударные нагрузки на тяговый двигатель.
Тормозная система
Моторный вагон КТМ-1 имел три системы тормозов[1]:
- служебный — пневматический,
- запасной — ручной,
- экстренный — электрический.
Прицепной вагон КТП-1 имел две системы тормозов:
- служебный — пневматический,
- запасной — ручной.
На моторном и прицепном вагонах был применен колодочно-дисковый тормоз[2].Пневматический тормоз — прямодействующего типа, с приспособлением для автоматического затормаживания прицепных вагонов при разрыве поезда.Ручной тормоз являлся запасным и осуществлялся посредством тормозной колонки. В моторном вагоне колонка ручного тормоза была установлена в кабине водителя, а прицепном — у места кондуктора. Торможение производилось вращением по часовой стрелке маховика, причем предварительно было необходимо нажать ногой на специальную педаль, которая освобождала шестерни тормоза от сцепления со стопорящей собачкой.
Электрическое оборудование
Токосъем с контактного провода у вагонов КТМ-1 производился дуговым токоприемником — бугелем. Для зашиты от грозовых разрядов в силовую цепь был включен громоотвод дугового типа ДГ-2, расположенный на крыше вагона. Зашита силовой цепи от перегрузок и коротких замыканий выполнялась автоматически выключателем АВ-1 — Б2, расположенным в кабине водителя. Управление тяговыми двигателями осуществлялось кулачковым контроллером типа МТ-22 с непосредственным управлением. На вагонах первых серий устанавливался контроллер МТ-1А с восемью позициями, затем был принят контроллер МТ-22 с двенадцатью позициями.На вагонах с контроллерами МТ-1А устанавливались пусковые сопротивления КФ-3А-5, а на вагонах с контроллерами МТ-22 — пусковые сопротивления КФ-ЗА-2. Сопротивления располагались на крыше вагона. На первых сериях вагонов применялись тяговые двигатели ДК-253Б, затем были приняты двигатели ДК-254А. Два двигателя подвешивались под вагоном к раме, подвеска — независимая, вал двигателя располагался параллельно продольной оси вагона. Присоединение двигателя к силовой цепи производилось через моторные коробки СК-9А, закрепленные на раме вагона.Мотор-компрессор Э-300 подключался к выключателю ВУ-3 через электропневматический регулятор АК-5А. Мотор-компрессор был подвешен под задней площадкой к раме вагона. Распределительный щит РЩ-38 подключался к токоподводящему проводу через выключатель ВУ-3. Щит РЩ-38 располагался в кабине водителя. На большей части вагонов вместо такого щита в кабине водителя на задней стенке устанавливались шесть выключателей ВУ-3 для освещения моторного и прицепного вагонов, отопления и включения мотор-компрессора. Для отопления кабины водителя были предусмотрены электропечи. Включение печей производилось выключателем на щите. Для внутреннего освещения моторного и прицепного вагонов в них были установлены по восемь ламп накаливания. Электрическое соединение сети освещения моторного и прицепного вагонов производилось гибким проводом со штепселями штыревого типа, обычно применяемыми на трамвайных вагонах.
Пневматическое оборудование
Для приведения в действие тормозной системы трамвайного вагона, песочниц, дверей, предохранителей сетки, стеклоочистителей и звонка водителя в трамваях КТМ/КТП-1 использовался сжатый воздух. Для подачи сжатого воздуха применялся компрессор с электрическим двигателем. Мотор-компрессор засасывал воздух через фильтр и подавал сжатый воздух через маслоотделитель и обратный клапан в два запасных резервуара. Электропневматический регулятор поддерживал давление сжатого воздуха запасных резервуаров в определенных пределах. При давлении 6,2 атм. регулятор выключал компрессор, а при давлении 4,5 атм. — включал его. Предохранительный клапан на резервуаре не позволял превышать допустимое давление. Рабочий резервуар соединялся с запасными резервуарами через редукционный клапан, который автоматически поддерживал давление 4,5 атм. в рабочем резервуаре.Кран машиниста соединялся с тремя трубами: P, T1, Н, — и цилиндрами, которые приводили в действие предохранительную сетку. К крану машиниста был присоединен шумоглушитель, уменьшающий шум при выпуске сжатого воздуха в атмосферу.Труба Р соединялась с рабочим резервуаром и с клапаном автоматического торможения. Кроме того, к трубе Р были присоединены цилиндры, приводящие в действие песочницы, вибратор пневматического звонка, краны и цилиндры стеклоочистителей. Приведение в действие песочниц и пневматического звонка производилось водителем, который нажимал ногой на клапан, выполненный в виде педали. Стеклоочистители включались и выключались водителем посредством вентилей, установленных в кабине водителя.Труба Н (напорная) была предназначена для автоматического торможения, которое происходит при отрыве прицепного вагона. Труба Н была соединена с краном машиниста и соответствующей трубой двойного междувагонного соединения, скрепленного со штуцером.Труба Т1 являлась тормозной, она была непосредственно соединена с тормозным цилиндром моторного вагона и через клапан со штуцером. Штуцер соединял посредством двухпроводного рукава пневматическую систему моторного и прицепного вагонов.Внутренний рукав между вагонного соединения был присоединен к трубе Н, наружный рукав — к трубе Т2.В кабине водителя было установлено два манометра. Первый манометр показывал давление в запасных резервуарах, второй — давление в рабочем резервуаре.Пневматическая система прицепного вагона состояла из резервуара для автоматического торможения и подачи воздуха для дверных цилиндров, тормозного цилиндра и клапана автоматического торможения.Тормозная труба Т2 и резервуар для автоматического торможения были соединены с тормозным цилиндром через клапан автоматического торможения.
Особенности эксплуатации
В Ростове-на-Дону вместо предустановленного бугеля использовались штанги. В Бийске (а возможно, и в других городах) в начале 70-х годов бугельные токоприемники были заменены пантографами.
Достоинства и недостатки вагона
Достоинства:
- малое негативное воздействие на рельсовый путь,
- простота обслуживания и ремонта,
- удачная конструкция вагона,
- высокое качество сборки,
- небольшая масса вагона,
- высокие динамические свойства,
- эргономичное расположение элементов управления на посту водителя,
- современный дизайн.
Недостатки:
- низкий уровень комфорта (деревянные сиденья, слабое освещение, отсутствие отопления салона),
- малая вместимость,
- плохая звукоизоляция салона (это было особенно заметно из-за шумного компрессора),
- неудобная планировка салона.
Из-за внешнего сходства иногда встречаются утверждения о родственности КТМ-1 и американского трамвая PCC. Однако в действительности это сходство ограничивается внешним видом. В отличие от PCC, имевшего тележки, КТМ-1 был двухосным трамваем. Система управления этих трамваев также была разной.
Основные технические характеристики
Основные данные по моторному и прицепному вагонам приведены в следующей таблице[1]:
1 | Длина вагона (по обшивке) | 9760 мм | 9460 мм |
2 | Длина вагона по отбойным буферам | 9940 мм | 9640 мм |
3 | Ширина вагона по наружному габариту | 2500 мм | 2500 мм |
4 | База вагона | 3400 мм | 3400 мм |
5 | Высота от головки рельса до верха пола | 830 мм | 830 мм |
6 | Высота от головки рельса до верха крыши | 3055 мм | 3055 мм |
7 | Высота от пола до потолка | 2170 мм | 2170 мм |
8 | Высота первой ступеньки | 350 мм | 350 мм |
9 | Количество ступеней | 2 | 2 |
10 | Ширина дверного проема | 720 мм | 720 мм |
11 | Диаметр колеса | 780 мм | 780 мм |
12 | Диаметр шейки оси | 95 мм | 95 мм |
13 | Количество мест для сидения[3] | 16 | 15 |
14 | Количество мест для стояния | 100 | 108 |
15 | Максимальная скорость | 40 км/час | — |
16 | Тара вагона | 12,5 т | 8 т |
Сохранившиеся КТМ/КТП-1
Линейных КТМ/КТП-1 уже нигде не осталось. В некоторых городах, например в Одессе ещё сохранились служебные вагоны на базе КТМ-1. Некоторые КТМ-1 были установлены как памятники, например в Туле и Новосибирске.
Спецвагоны на базе КТМ-1
На базе узлов и агрегатов вагона КТМ-1 промышленностью выпускался ряд спецвагонов, например снегоочиситель ГС-4 и рельсошлифовальный вагон РС-3.
Примечания
- ↑ 1 2 Трамвайный справочник 1948 — Главное управление трамваев и троллейбусов — Издательство министерства коммунального хозяйства РСФСР, 1948 — C 448.
- ↑ Черток М.С. Трамвайные вагоны. — Перово: Издательство Министерства коммунального хозяйства РСФСР, 1953. — C 29-34.
- ↑ Вагоны выпускались двух типов: с одинарными диванами и со смешанным расположением диванов: с левой стороны двойные, с правой — одинарные. Выше приведены данные для первого варианта.
Литература
- Черток М.С. Трамвайные вагоны. — Перово: Издательство Министерства коммунального хозяйства РСФСР, 1953. — 280 с.
- Пролыгин Л.П., Рабинович А.А. Электрооборудование подвижного состава городского транспорта. — Москва: Энергия, 1973 г.
- Меркулов Е.А., Сосянц В.Г. Городской транспорт и дорожно-мостовое хозяйство. — Москва: Издательство Министерства коммунального хозяйства РСФСР, 1959 г.
- Кутыловский М.П., Федотов А.И. Подвижной состав трамвая. — Москва: Издательство Министерства коммунального хозяйства РСФСР, 1948.
- Черток М.С. Устройство, ремонт и содержание подвижного состава трамвая. — Москва: Издательство Министерства коммунального хозяйства РСФСР, 1959.
Ссылки
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru
Видеоматериалы
Опыт пилотных регионов, где соцнормы на электроэнергию уже введены, показывает: граждане платить стали меньше
Подробнее...С начала года из ветхого и аварийного жилья в республике были переселены десятки семей
Подробнее...Более 10-ти миллионов рублей направлено на капитальный ремонт многоквартирных домов в Лескенском районе
Подробнее...Актуальные темы
ОТЧЕТ о деятельности министерства энергетики, ЖКХ и тарифной политики Кабардино-Балкарской Республики в сфере государственного регулирования и контроля цен и тарифов в 2012 году и об основных задачах на 2013 год
Подробнее...Предложения организаций, осуществляющих регулируемую деятельность о размере подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на 2013 год
Подробнее...
КОНТАКТЫ
360051, КБР, г. Нальчик
ул. Горького, 4
тел: 8 (8662) 40-93-82
факс: 8 (8662) 47-31-81
e-mail:
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.