Охранная зона тепловых сетей: сколько метров подлежит охране? Охранная зона теплосети сколько метров


Охранная зона тепловых сетей: сколько метров подлежит охране?

Охранные зоны тепловых сетей устанавливаются для обеспечения сохранности объектов. В пределах этих участков действует специальный режим ведения хозяйственной деятельности. Рассмотрим далее, каким требованиям должна соответствовать санитарно-охранная зона тепловой сети.

Правовая основа

В настоящее время действует ряд документов, в соответствии с которыми создаются и используются охранные зоны тепловых сетей. Приказ Госстроя №92 от 21 апреля 2000 г. считается одним из ключевых актов. В соответствии с ним утверждены организационно-методические рекомендации по использованию систем коммунального теплоснабжения в населенных пунктах РФ. По п. 33 данного документа в ходе эксплуатации указанных объектов должна обеспечиваться их защита. Она включает в себя комплекс организационно-технических мер, ориентированных на ограничение деятельности в пределах установленной территории. Для защиты объекта должна устанавливаться охранная зона тепловых сетей.

СНиП

Последняя редакция принята 24.06.2003 г., однако не была зарегистрирована Минюстом. В связи с этим суды считают новые правила недействительными. При рассмотрении споров используются СНиП 2.04.07-86. В правилах предусмотрен перечень действий, запрещенных в пределах участков с особым режимом использования. Поскольку защита объектов выступает как основная цель, для которой создаются охранные зоны тепловых сетей, СНиП запрещают:

  1. Размещать в пределах указанных участков хранилища ГСМ, агрессивных химических материалов, сооружать автозаправочные станции.
  2. Загромождать подъезды и подходы к строениям и объектам, складировать громоздкие и тяжелые предметы, возводить заборы и устанавливать прочие конструкции, в том числе временные.
  3. Обустраивать игровые и спортивные площадки, остановочные пункты, рынки, стоянки ТС всех видов, огороды, гаражи и так далее.
  4. Устраивать свалки, сжигать промышленные отходы, бытовой мусор, разжигать костры.
  5. Вести работы с использованием ударных механизмов, осуществлять сброс коррозионно-активных и едких соединений, а также ГСМ.

Дополнительные запреты

Охранная зона тепловых сетей находится в ведении предприятия, осуществляющего обслуживание объекта. В связи с этим в пределах данного участка не допускается без письменного согласия данных организаций производить:

  1. Капремонт, строительство, реконструкцию сооружений.
  2. Земляные работы, посадку кустарников/деревьев, планировку грунта, обустройство монументальных клумб.
  3. Погрузочно-разгрузочные операции, работы, сопровождающиеся разбиванием дорожного покрытия и грунта.
  4. Сооружать переходы и переезды через трубопроводы.

Условия получения разрешения и осуществления указанных мероприятий предусматриваются в п. 7-8 Типовых правил. Согласование должно производиться не менее чем за три дня до начала работ.

Типовые правила

В соответствии с ними на каждом объекте создается соответствующая охранная зона тепловой сети. Нормы являются обязательными для соблюдения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, вне зависимости от их организационно-правового типа. На основании Типовых правил могут разрабатываться предписания местными органами власти с учетом конкретных условий. При этом требования не должны быть ниже, чем установленные в базовых документах. Правила распространяются на все организации, осуществляющие реконструкцию, строительство, техническое переоснащение и эксплуатацию теплосетей. Требования также обязательны для соблюдения предприятиями, которые используют дороги, железнодорожные и трамвайные пути, зеленые насаждения, переезды или ведут их переустройство вблизи защищаемых объектов.

Охранная зона тепловых сетей: сколько метров подлежит защите?

Участки прокладываются вдоль магистралей. На местности они представляют собой земельные наделы, ширина которых определяется по углу естественного откоса грунта. При этом она не может быть меньше 3 м в каждую сторону либо от наружной части изолированного теплопровода. Последнее актуально при бесканальной прокладке. Минимальное расстояние, на которое охранная зона тепловых сетей должна быть удалена от сооружений, зданий, линейных объектов, определяется с учетом различных факторов. В первую очередь во внимание принимается тип прокладки и климатические условия местности. Рассчитанные расстояния обязательны для соблюдения при проектировании, непосредственном строительстве, а также ремонте объектов.

Требования

Предприятия, которые получили письменное согласие на ведение работ в пределах защитных территорий, обязаны осуществлять их с выполнением условий, обеспечивающих сохранность объектов. В первую очередь перед началом мероприятий проводится инструктаж. Его осуществляет владелец объекта. Он знакомит исполнителей с расположением подземных конструкций, порядком проведения работ. Об этом делается соответствующая отметка в журнале или составляется акт. Инструктаж рабочих, бригадиров, мотористов, крановщиков, мастеров и прочего персонала входит в обязанности исполнителя. В п. 17 Типовых правил указывается, что охранная зона тепловых сетей должна быть свободна для доступа специалистов предприятий, в чьем ведении они находятся. Это требование, в частности, касается объектов, находящихся на территории других организаций. Охранная зона тепловых сетей используется для ремонта и обслуживания конструкций, установок, сооружений. Предприятия, в ведении которых находятся объекты, вправе запретить осуществление работ, нарушающих предусмотренные требования.

Специфика правил создания защитных участков

В соответствии с 89-й статьей ЗК (п. 2) правила, по которым на местности формируется охранная зона надземных тепловых сетей, определяются правительством. Порядок создания участков, в частности, утвержден постановлением №160 от 24 февраля 2009 г. Что касается земель промышленного и прочего специального назначения, то правила формирования охранных зон теплосетей определяются:

  1. Правительством. Постановления принимаются в отношении территорий, находящихся в федеральной собственности.
  2. Исполнительными органами регионов. Соответствующие решения принимаются в отношении территорий, являющихся собственностью субъектов РФ.
  3. Местными структурами власти. Эти органы определяют порядок в отношении зон, создаваемых на территориях, отнесенных к муниципальной собственности.

Регистрация

Охранная зона коммунальных тепловых сетей формируется предприятием, осуществляющим обслуживание и эксплуатацию соответствующего объекта. Организация должна обратиться в федеральный исполнительный орган, ведущий технадзор и контроль в сфере электроэнергетики. В данную структуру подается заявление о согласовании границ, в пределах которых будет создаваться охранная зона коммунальных тепловых сетей. Заявление рассматривается в пятнадцатидневный срок с даты поступления в инстанцию. После того как границы будут согласованы, обслуживающее предприятие обращается в орган по кадастровому учету. В эту структуру подается заявление о внесении информации о границах зоны в госреестр.

Спорные моменты

Структуры, которые уполномочены принимать решения об установлении охранных зон, могут определяться правительственными постановлениями, актами региональных/местных исполнительных органов. В действующих правилах не предусмотрен четкий порядок создания защитных участков. В частности, не определена необходимость принятия особого акта госорганом или местной структурой. При этом размеры, которым должна соответствовать охранная зона трубопровода тепловых сетей, предусмотрены правилами. Они формализуются в зависимости от разных параметров (диаметра, типа прокладки и так далее).

Между тем нельзя не отметить, что СНиП определяют только минимальные расстояния от объектов до сооружений. При этом непосредственно сами размеры защитных участков не регламентированы. В связи с этим на практике вероятны сложности с обоснованием границ и площади охранной зоны, относящейся к конкретной теплосети. Следует отметить еще один существенный пробел. Ни в правилах по технической эксплуатации теплоэнергоустановок, ни в СНиПах нет такого понятия, как "охранная зона теплосети". Соответственно, отсутствие необходимой регламентации правил создания и размеров защитных участков может вызвать споры относительно непосредственно самого факта их существования.

Госкадастр

Сведения об охранных зонах вносятся в него на основании ст. 1, п. 2 ФЗ №221. Госкадастр представляет собой государственный (федеральный) информационный ресурс. Состав сведений о зонах, в пределах которых действует специальный правовой режим, которые в него включаются, определяется 10-й статьей указанного Закона. К этим данным, в числе прочего, относят описание расположения границ защитных участков, название органов муниципальной/госвласти, которыми было принято решение о создании таких зон, их изменении, реквизиты документов и источники их официального опубликования.

В составе сведений также присутствует информация о содержании ограничений эксплуатации объектов, находящихся в пределах указанных территорий. В 15-й статье ФЗ №221 предусматривается обязанность муниципальной/госвласти в течение 10 дней (рабочих) с даты вступления решения, принятого в рамках компетенции соответствующей структуры и устанавливающего/изменяющего/отменяющего охранную зону, предоставить в орган учета документ с данными, необходимыми для внесения в госкадастр. Следует принять во внимание, что в некоторых случаях, согласно действующим правилам обеспечения защиты объектов, необходимость утверждения специального акта не предусмотрена. В таких ситуациях основанием для включения сведений в информационную базу может выступать непосредственно правовой документ, определяющий общий порядок установления зон конкретного типа, а также описывающий расположение соответствующего защитного участка.

ФЗ "О землеустройстве"

При рассмотрении правовых вопросов, касающихся установления охранных зон, необходимо обратиться к положениям ФЗ №78. Согласно ст. 1 указанного Закона защитные участки выступают в качестве объектов землеустройства. Для определения расположения границ необходимо провести предусмотренные правовыми актами процедуры. В результате выполненных мероприятий, в соответствии с 20-й статьей ФЗ №78, составляется план (карта) объекта. Требования к его подготовке, а также форма утверждены правительственным постановлением №621.

Важный момент

В соответствии с Письмом № 22066-ИМ/Д23 документация, которая необходима для включения информации об охранной зоне в госкадастр, может предоставляться заинтересованным лицом. Им вправе выступать правообладатель объекта, в отношении которого создается защитная зона. Полномочия этого лица для обращения в орган учета могут основываться на доверенности. Документ должен быть оформлен в установленном порядке структурой, вынесшей решение о создании охранной зоны. Учитывая, что правила не предусматривают необходимость оформления специального акта органом местной/госвласти, необходимые сведения в гокадастр могут вноситься правообладателем объекта по его заявлению с приложением к нему плана (карты), описывающего расположение границ. Между тем данное положение не исключает отказ учетной инстанции во включении информации в реестр по причине законодательной регламентации такой возможности.

Заключение

Правовой режим, установленный для охранных зон теплосетей, обладает рядом особенностей. В первую очередь он регламентируется ведомственными актами. В действующих правилах при этом не определен порядок создания зон, не предусмотрена необходимость оформления специального акта органом муниципальной/госвласти об их установлении. Не регламентируется и момент, с которого защитный участок будет считаться существующим. Размеры зон определяются нормативно посредством удаления объектов от сооружений на предусмотренное (минимальное) расстояние. Площади формализуются в зависимости от диаметра, типа прокладки и прочих параметров. Как показывает практика, внесение информации о защитных участках является достаточно трудной задачей. Однако при отсутствии необходимых сведений в реестре существует риск признания правомерными действия субъектов, осуществляющих застройку в их границах. Если права владельцев теплосетей нарушаются застройкой участков, расположенных в охранных зонах, субъекты могут обратиться в суд или в управление Государственной службы по технологическому, экологическому, атомному надзору с жалобой.

fb.ru

Охранная зона тепловых сетей: сколько метров подлежит охране?

Охранные зоны тепловых сетей устанавливаются для обеспечения сохранности объектов. В пределах этих участков действует специальный режим ведения хозяйственной деятельности. Рассмотрим далее, каким требованиям должна соответствовать санитарно-охранная зона тепловой сети.

Правовая основа

В настоящее время действует ряд документов, в соответствии с которыми создаются и используются охранные зоны тепловых сетей. Приказ Госстроя №92 от 21 апреля 2000 г. считается одним из ключевых актов. В соответствии с ним утверждены организационно-методические рекомендации по использованию систем коммунального теплоснабжения в населенных пунктах РФ. По п. 33 данного документа в ходе эксплуатации указанных объектов должна обеспечиваться их защита. Она включает в себя комплекс организационно-технических мер, ориентированных на ограничение деятельности в пределах установленной территории. Для защиты объекта должна устанавливаться охранная зона тепловых сетей.

СНиП

Последняя редакция принята 24.06.2003 г., однако не была зарегистрирована Минюстом. В связи с этим суды считают новые правила недействительными. При рассмотрении споров используются СНиП 2.04.07-86. В правилах предусмотрен перечень действий, запрещенных в пределах участков с особым режимом использования. Поскольку защита объектов выступает как основная цель, для которой создаются охранные зоны тепловых сетей, СНиП запрещают:

Дополнительные запреты

Охранная зона тепловых сетей находится в ведении предприятия, осуществляющего обслуживание объекта. В связи с этим в пределах данного участка не допускается без письменного согласия данных организаций производить:

Условия получения разрешения и осуществления указанных мероприятий предусматриваются в п. 7-8 Типовых правил. Согласование должно производиться не менее чем за три дня до начала работ.

Типовые правила

В соответствии с ними на каждом объекте создается соответствующая охранная зона тепловой сети. Нормы являются обязательными для соблюдения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, вне зависимости от их организационно-правового типа. На основании Типовых правил могут разрабатываться предписания местными органами власти с учетом конкретных условий. При этом требования не должны быть ниже, чем установленные в базовых документах. Правила распространяются на все организации, осуществляющие реконструкцию, строительство, техническое переоснащение и эксплуатацию теплосетей. Требования также обязательны для соблюдения предприятиями, которые используют дороги, железнодорожные и трамвайные пути, зеленые насаждения, переезды или ведут их переустройство вблизи защищаемых объектов.

Охранная зона тепловых сетей: сколько метров подлежит защите?

Участки прокладываются вдоль магистралей. На местности они представляют собой земельные наделы, ширина которых определяется по углу естественного откоса грунта. При этом она не может быть меньше 3 м в каждую сторону либо от наружной части изолированного теплопровода. Последнее актуально при бесканальной прокладке. Минимальное расстояние, на которое охранная зона тепловых сетей должна быть удалена от сооружений, зданий, линейных объектов, определяется с учетом различных факторов. В первую очередь во внимание принимается тип прокладки и климатические условия местности. Рассчитанные расстояния обязательны для соблюдения при проектировании, непосредственном строительстве, а также ремонте объектов.

Требования

Предприятия, которые получили письменное согласие на ведение работ в пределах защитных территорий, обязаны осуществлять их с выполнением условий, обеспечивающих сохранность объектов. В первую очередь перед началом мероприятий проводится инструктаж. Его осуществляет владелец объекта. Он знакомит исполнителей с расположением подземных конструкций, порядком проведения работ. Об этом делается соответствующая отметка в журнале или составляется акт. Инструктаж рабочих, бригадиров, мотористов, крановщиков, мастеров и прочего персонала входит в обязанности исполнителя. В п. 17 Типовых правил указывается, что охранная зона тепловых сетей должна быть свободна для доступа специалистов предприятий, в чьем ведении они находятся. Это требование, в частности, касается объектов, находящихся на территории других организаций. Охранная зона тепловых сетей используется для ремонта и обслуживания конструкций, установок, сооружений. Предприятия, в ведении которых находятся объекты, вправе запретить осуществление работ, нарушающих предусмотренные требования.

Специфика правил создания защитных участков

В соответствии с 89-й статьей ЗК (п. 2) правила, по которым на местности формируется охранная зона надземных тепловых сетей, определяются правительством. Порядок создания участков, в частности, утвержден постановлением №160 от 24 февраля 2009 г. Что касается земель промышленного и прочего специального назначения, то правила формирования охранных зон теплосетей определяются:

Регистрация

Охранная зона коммунальных тепловых сетей формируется предприятием, осуществляющим обслуживание и эксплуатацию соответствующего объекта. Организация должна обратиться в федеральный исполнительный орган, ведущий технадзор и контроль в сфере электроэнергетики. В данную структуру подается заявление о согласовании границ, в пределах которых будет создаваться охранная зона коммунальных тепловых сетей. Заявление рассматривается в пятнадцатидневный срок с даты поступления в инстанцию. После того как границы будут согласованы, обслуживающее предприятие обращается в орган по кадастровому учету. В эту структуру подается заявление о внесении информации о границах зоны в госреестр.

Спорные моменты

Структуры, которые уполномочены принимать решения об установлении охранных зон, могут определяться правительственными постановлениями, актами региональных/местных исполнительных органов. В действующих правилах не предусмотрен четкий порядок создания защитных участков. В частности, не определена необходимость принятия особого акта госорганом или местной структурой. При этом размеры, которым должна соответствовать охранная зона трубопровода тепловых сетей, предусмотрены правилами. Они формализуются в зависимости от разных параметров (диаметра, типа прокладки и так далее).

Между тем нельзя не отметить, что СНиП определяют только минимальные расстояния от объектов до сооружений. При этом непосредственно сами размеры защитных участков не регламентированы. В связи с этим на практике вероятны сложности с обоснованием границ и площади охранной зоны, относящейся к конкретной теплосети. Следует отметить еще один существенный пробел. Ни в правилах по технической эксплуатации теплоэнергоустановок, ни в СНиПах нет такого понятия, как «охранная зона теплосети». Соответственно, отсутствие необходимой регламентации правил создания и размеров защитных участков может вызвать споры относительно непосредственно самого факта их существования.

Госкадастр

Сведения об охранных зонах вносятся в него на основании ст. 1, п. 2 ФЗ №221. Госкадастр представляет собой государственный (федеральный) информационный ресурс. Состав сведений о зонах, в пределах которых действует специальный правовой режим, которые в него включаются, определяется 10-й статьей указанного Закона. К этим данным, в числе прочего, относят описание расположения границ защитных участков, название органов муниципальной/госвласти, которыми было принято решение о создании таких зон, их изменении, реквизиты документов и источники их официального опубликования.

В составе сведений также присутствует информация о содержании ограничений эксплуатации объектов, находящихся в пределах указанных территорий. В 15-й статье ФЗ №221 предусматривается обязанность муниципальной/госвласти в течение 10 дней (рабочих) с даты вступления решения, принятого в рамках компетенции соответствующей структуры и устанавливающего/изменяющего/отменяющего охранную зону, предоставить в орган учета документ с данными, необходимыми для внесения в госкадастр. Следует принять во внимание, что в некоторых случаях, согласно действующим правилам обеспечения защиты объектов, необходимость утверждения специального акта не предусмотрена. В таких ситуациях основанием для включения сведений в информационную базу может выступать непосредственно правовой документ, определяющий общий порядок установления зон конкретного типа, а также описывающий расположение соответствующего защитного участка.

ФЗ «О землеустройстве»

При рассмотрении правовых вопросов, касающихся установления охранных зон, необходимо обратиться к положениям ФЗ №78. Согласно ст. 1 указанного Закона защитные участки выступают в

teora-holding.ru

Охранная зона тепловых сетей: сколько метров подлежит охране?

Охранные зоны тепловых сетей устанавливаются для обеспечения сохранности объектов. В пределах этих участков действует специальный режим ведения хозяйственной деятельности. Рассмотрим далее, каким требованиям должна соответствовать санитарно-охранная зона тепловой сети.

Правовая основа

В настоящее время действует ряд документов, в соответствии с которыми создаются и используются охранные зоны тепловых сетей. Приказ Госстроя №92 от 21 апреля 2000 г. считается одним из ключевых актов. В соответствии с ним утверждены организационно-методические рекомендации по использованию систем коммунального теплоснабжения в населенных пунктах РФ. По п. 33 данного документа в ходе эксплуатации указанных объектов должна обеспечиваться их защита. Она включает в себя комплекс организационно-технических мер, ориентированных на ограничение деятельности в пределах установленной территории. Для защиты объекта должна устанавливаться охранная зона тепловых сетей.

СНиП

Последняя редакция принята 24.06.2003 г., однако не была зарегистрирована Минюстом. В связи с этим суды считают новые правила недействительными. При рассмотрении споров используются СНиП 2.04.07-86. В правилах предусмотрен перечень действий, запрещенных в пределах участков с особым режимом использования. Поскольку защита объектов выступает как основная цель, для которой создаются охранные зоны тепловых сетей, СНиП запрещают:

  1. Размещать в пределах указанных участков хранилища ГСМ, агрессивных химических материалов, сооружать автозаправочные станции.
  2. Загромождать подъезды и подходы к строениям и объектам, складировать громоздкие и тяжелые предметы, возводить заборы и устанавливать прочие конструкции, в том числе временные.
  3. Обустраивать игровые и спортивные площадки, остановочные пункты, рынки, стоянки ТС всех видов, огороды, гаражи и так далее.
  4. Устраивать свалки, сжигать промышленные отходы, бытовой мусор, разжигать костры.
  5. Вести работы с использованием ударных механизмов, осуществлять сброс коррозионно-активных и едких соединений, а также ГСМ.

Дополнительные запреты

Охранная зона тепловых сетей находится в ведении предприятия, осуществляющего обслуживание объекта. В связи с этим в пределах данного участка не допускается без письменного согласия данных организаций производить:

  1. Капремонт, строительство, реконструкцию сооружений.
  2. Земляные работы, посадку кустарников/деревьев, планировку грунта, обустройство монументальных клумб.
  3. Погрузочно-разгрузочные операции, работы, сопровождающиеся разбиванием дорожного покрытия и грунта.
  4. Сооружать переходы и переезды через трубопроводы.

Условия получения разрешения и осуществления указанных мероприятий предусматриваются в п. 7-8 Типовых правил. Согласование должно производиться не менее чем за три дня до начала работ.

Типовые правила

В соответствии с ними на каждом объекте создается соответствующая охранная зона тепловой сети. Нормы являются обязательными для соблюдения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, вне зависимости от их организационно-правового типа. На основании Типовых правил могут разрабатываться предписания местными органами власти с учетом конкретных условий. При этом требования не должны быть ниже, чем установленные в базовых документах. Правила распространяются на все организации, осуществляющие реконструкцию, строительство, техническое переоснащение и эксплуатацию теплосетей. Требования также обязательны для соблюдения предприятиями, которые используют дороги, железнодорожные и трамвайные пути, зеленые насаждения, переезды или ведут их переустройство вблизи защищаемых объектов.

Охранная зона тепловых сетей: сколько метров подлежит защите?

Участки прокладываются вдоль магистралей. На местности они представляют собой земельные наделы, ширина которых определяется по углу естественного откоса грунта. При этом она не может быть меньше 3 м в каждую сторону либо от наружной части изолированного теплопровода. Последнее актуально при бесканальной прокладке. Минимальное расстояние, на которое охранная зона тепловых сетей должна быть удалена от сооружений, зданий, линейных объектов, определяется с учетом различных факторов. В первую очередь во внимание принимается тип прокладки и климатические условия местности. Рассчитанные расстояния обязательны для соблюдения при проектировании, непосредственном строительстве, а также ремонте объектов.

Требования

Предприятия, которые получили письменное согласие на ведение работ в пределах защитных территорий, обязаны осуществлять их с выполнением условий, обеспечивающих сохранность объектов. В первую очередь перед началом мероприятий проводится инструктаж. Его осуществляет владелец объекта. Он знакомит исполнителей с расположением подземных конструкций, порядком проведения работ. Об этом делается соответствующая отметка в журнале или составляется акт. Инструктаж рабочих, бригадиров, мотористов, крановщиков, мастеров и прочего персонала входит в обязанности исполнителя. В п. 17 Типовых правил указывается, что охранная зона тепловых сетей должна быть свободна для доступа специалистов предприятий, в чьем ведении они находятся. Это требование, в частности, касается объектов, находящихся на территории других организаций. Охранная зона тепловых сетей используется для ремонта и обслуживания конструкций, установок, сооружений. Предприятия, в ведении которых находятся объекты, вправе запретить осуществление работ, нарушающих предусмотренные требования.

Специфика правил создания защитных участков

В соответствии с 89-й статьей ЗК (п. 2) правила, по которым на местности формируется охранная зона надземных тепловых сетей, определяются правительством. Порядок создания участков, в частности, утвержден постановлением №160 от 24 февраля 2009 г. Что касается земель промышленного и прочего специального назначения, то правила формирования охранных зон теплосетей определяются:

  1. Правительством. Постановления принимаются в отношении территорий, находящихся в федеральной собственности.
  2. Исполнительными органами регионов. Соответствующие решения принимаются в отношении территорий, являющихся собственностью субъектов РФ.
  3. Местными структурами власти. Эти органы определяют порядок в отношении зон, создаваемых на территориях, отнесенных к муниципальной собственности.

Регистрация

Охранная зона коммунальных тепловых сетей формируется предприятием, осуществляющим обслуживание и эксплуатацию соответствующего объекта. Организация должна обратиться в федеральный исполнительный орган, ведущий технадзор и контроль в сфере электроэнергетики. В данную структуру подается заявление о согласовании границ, в пределах которых будет создаваться охранная зона коммунальных тепловых сетей. Заявление рассматривается в пятнадцатидневный срок с даты поступления в инстанцию. После того как границы будут согласованы, обслуживающее предприятие обращается в орган по кадастровому учету. В эту структуру подается заявление о внесении информации о границах зоны в госреестр.

Спорные моменты

Структуры, которые уполномочены принимать решения об установлении охранных зон, могут определяться правительственными постановлениями, актами региональных/местных исполнительных органов. В действующих правилах не предусмотрен четкий порядок создания защитных участков. В частности, не определена необходимость принятия особого акта госорганом или местной структурой. При этом размеры, которым должна соответствовать охранная зона трубопровода тепловых сетей, предусмотрены правилами. Они формализуются в зависимости от разных параметров (диаметра, типа прокладки и так далее).

Между тем нельзя не отметить, что СНиП определяют только минимальные расстояния от объектов до сооружений. При этом непосредственно сами размеры защитных участков не регламентированы. В связи с этим на практике вероятны сложности с обоснованием границ и площади охранной зоны, относящейся к конкретной теплосети. Следует отметить еще один существенный пробел. Ни в правилах по технической эксплуатации теплоэнергоустановок, ни в СНиПах нет такого понятия, как "охранная зона теплосети". Соответственно, отсутствие необходимой регламентации правил создания и размеров защитных участков может вызвать споры относительно непосредственно самого факта их существования.

Госкадастр

Сведения об охранных зонах вносятся в него на основании ст. 1, п. 2 ФЗ №221. Госкадастр представляет собой государственный (федеральный) информационный ресурс. Состав сведений о зонах, в пределах которых действует специальный правовой режим, которые в него включаются, определяется 10-й статьей указанного Закона. К этим данным, в числе прочего, относят описание расположения границ защитных участков, название органов муниципальной/госвласти, которыми было принято решение о создании таких зон, их изменении, реквизиты документов и источники их официального опубликования.

В составе сведений также присутствует информация о содержании ограничений эксплуатации объектов, находящихся в пределах указанных территорий. В 15-й статье ФЗ №221 предусматривается обязанность муниципальной/госвласти в течение 10 дней (рабочих) с даты вступления решения, принятого в рамках компетенции соответствующей структуры и устанавливающего/изменяющего/отменяющего охранную зону, предоставить в орган учета документ с данными, необходимыми для внесения в госкадастр. Следует принять во внимание, что в некоторых случаях, согласно действующим правилам обеспечения защиты объектов, необходимость утверждения специального акта не предусмотрена. В таких ситуациях основанием для включения сведений в информационную базу может выступать непосредственно правовой документ, определяющий общий порядок установления зон конкретного типа, а также описывающий расположение соответствующего защитного участка.

ФЗ "О землеустройстве"

При рассмотрении правовых вопросов, касающихся установления охранных зон, необходимо обратиться к положениям ФЗ №78. Согласно ст. 1 указанного Закона защитные участки выступают в качестве объектов землеустройства. Для определения расположения границ необходимо провести предусмотренные правовыми актами процедуры. В результате выполненных мероприятий, в соответствии с 20-й статьей ФЗ №78, составляется план (карта) объекта. Требования к его подготовке, а также форма утверждены правительственным постановлением №621.

Важный момент

В соответствии с Письмом № 22066-ИМ/Д23 документация, которая необходима для включения информации об охранной зоне в госкадастр, может предоставляться заинтересованным лицом. Им вправе выступать правообладатель объекта, в отношении которого создается защитная зона. Полномочия этого лица для обращения в орган учета могут основываться на доверенности. Документ должен быть оформлен в установленном порядке структурой, вынесшей решение о создании охранной зоны. Учитывая, что правила не предусматривают необходимость оформления специального акта органом местной/госвласти, необходимые сведения в гокадастр могут вноситься правообладателем объекта по его заявлению с приложением к нему плана (карты), описывающего расположение границ. Между тем данное положение не исключает отказ учетной инстанции во включении информации в реестр по причине законодательной регламентации такой возможности.

Заключение

Правовой режим, установленный для охранных зон теплосетей, обладает рядом особенностей. В первую очередь он регламентируется ведомственными актами. В действующих правилах при этом не определен порядок создания зон, не предусмотрена необходимость оформления специального акта органом муниципальной/госвласти об их установлении. Не регламентируется и момент, с которого защитный участок будет считаться существующим. Размеры зон определяются нормативно посредством удаления объектов от сооружений на предусмотренное (минимальное) расстояние. Площади формализуются в зависимости от диаметра, типа прокладки и прочих параметров. Как показывает практика, внесение информации о защитных участках является достаточно трудной задачей. Однако при отсутствии необходимых сведений в реестре существует риск признания правомерными действия субъектов, осуществляющих застройку в их границах. Если права владельцев теплосетей нарушаются застройкой участков, расположенных в охранных зонах, субъекты могут обратиться в суд или в управление Государственной службы по технологическому, экологическому, атомному надзору с жалобой.

загрузка...

worldfb.ru

Градостроительство - Охранные зоны наружных инженерных сетей

Состав и расстояния от объектов строительства до инженерных коммуникаций т.е. охранные зоны —  определены в СНиП 2.07.01-89*, актуальная действующая редакция этого СНиПа — СП 42.13330.2011. Собственно из этого СНиПа следует:

Охранная зона бытовой канализации

Отличают напорную и самотечную канализацию. Соответственно охранная зона бытовой напорной канализации — 5 метров от трубы до фундамента здания или сооружения.

Если канализация самотечная, то согласно СНиП охранная зона составит — 3 метра.

При этом минимальное расстояние от забора или опор контактной сети до канализации составит 3 и 1,5 метра соответственно.

Охранная зона водопровода

Охранная зона водопровода  — 5 метров от фундамента объекта до сети. Охранная зона от фундамента ограждения предприятий, эстакад, опор контактной сети и связи, железных дорог до водопровода — 3 метра.

Кроме того, из СП 42.133330.2011 Таблица 16 (подробнее см.ниже), можно подчерпнуть следующие сведения, касающиеся прокладки водопровода и канализациионных труб:

«2. Расстояния от бытовой канализации до хозяйственно-питьевого водопровода следует принимать, м: до водопровода из железобетонных и асбестоцентных труб — 5; до водопровода из чугунных труб диаметром до 200мм — 1.5 , диаметром свыше 200мм — 3; до водопровода из пластиковых труб — 1,5. 

Расстояние между сетями канализации и производственного водопровода в зависимости от материала и диаметра труб, а также от номенклатуры и характеристики грунтов должно быть 1,5м.» 

Охранная зона тепловых сетей

Минимальная охранная зона тепловых сетей от наружной стенки канала, тоннеля, от оболочки бесканальной прокладки, до фундамента здания — 5 метров.

Охранная зона кабелей и сетей связи

Охранная зона силовых кабелей всех напряжения и кабелей связи от сети до фундамента здания или сооружения — 0,6 м.

А вот и сама таблица — её первая часть:

 

 Охранная зона ЛЭП

Действующие правила по определению охранной зоны для ЛЭП определены согласно постановлению №160 правительства РФ от 24го февраля 2009го года.  И в общем случае гласят, что охранной зоной для воздушной ЛЭП является вертикальная плоскость на заданном расстоянии от крайних проводов силовой линии. Само же расстояние меняется в зависимости от мощности линии и определено в Приложении. 

Согласно пункту а) этого приложения — для воздушных линий в зависимости от мощности они будут составлять:

до 1 кВт до 12 метров
1-20 кВт 10 метров
35 кВт 15 метров
110 кВт 20 метров
150-220 кВт 25 метров
300-500 кВт 30 метров
750 кВт 40 метров
1150 кВт 55 метров

 

Впрочем, согласно того же пункта, если силовые линии проложены в границах населенных пунктов под тротуаром то:

  • до 1 кВт, допустимая охранная зона от крайних проводов — 0,6 метра до фундамента здания и 1 метр до проезжей части.
  • Для линий свыше 1 и до 20 кВт — охранная зона составит 5 метров.

Согласно тому же приложению, в местах где линии ЛЭП пересекают судоходные реки, охранная зона для них составит 100 метров. Для несудоходных рек охранные зоны не меняются.

В охранных зонах ЛЭП определен особый порядок землепользования. В пределах охранных зон земля не отторгается у владельца, но на её использование накладываются обременения — не строить, не складировать, не блокировать, не долбить сваи, не бурить шурфы,  работы с помощью тяжелой техники производить только по согласованию с Сетевой организацией, и т.п. подробнее — см. постановление.

Охранные зоны хоть и определяются согласно приложению, но в конечном итоге устанавливаются владельцем сетей, сведения о них передаются в кадастровую палату. Пункт 7й постановления гласит, что сетевая организация должна за свой счет разместить сведения о наличии, опасности, и размерах охранных зон, в этих самых зонах — т.е. установить соответствующие информационные знаки.

Охранная зона жилых домов и общественных зданий

Так же в СП 42.13330.2011, можно найти таблицу регламентирующую расстояние от жилых домов до гаражей, автомобильных стоянок и станций технического обслуживания и до общественных зданий включая образовательные и дошкольные учреждения.

Охранная зона деревьев и кустарника

На самом деле эту таблицу стоит понимать с точностью до наоборот, так как регламентируется расстояние от зданий до деревьев и кустарника (зеленых насаждений).

Из неё следует, что минимальное расстояние от стены здания до оси ствола дерева составляет 5 метров.

 

Охранная зона газопровода

Газопроводы различают по устройству (надземные, подземные) по давлению внутри трубы (от нескольких килопаскалей, до 1,5 мегапаскалей) и диаметру трубы. Расстояние от газопровода до здания определено в СП 62.13330.2011 в Приложении Б. Здесь представлены выдежки из этого приложения для определения охранных зон для подземных и надземных газопроводов.

Минимальные расстояния между инженерными коммуникациями

Еще  в СП можно найти таблицу регламентирующую минимальные расстояния между инженерными коммуникациями. Расстояния между водопроводом и канализацией, силовыми кабелями и тепловыми сетеми, между ливневой канализацией и бытовой, и т.д.

 

cadsupport.ru

Охранная зона тепловых сетей: сколько метров подлежит охране?

Охранные зоны тепловых сетей устанавливаются для обеспечения сохранности объектов. В пределах этих участков действует специальный режим ведения хозяйственной деятельности. Рассмотрим далее, каким требованиям должна соответствовать санитарно охранная зона тепловой сети.

Правовая основа

В настоящее время действует ряд документов, в соответствии с которыми создаются и используются охранные зоны тепловых сетей. Приказ Госстроя №92 от 21 апреля 2000 г. считается одним из ключевых актов. В соответствии с ним утверждены организационно методические рекомендации по использованию систем коммунального теплоснабжения в населенных пунктах РФ. По п. 33 данного документа в ходе эксплуатации указанных объектов должна обеспечиваться их защита. Она включает в себя комплекс организационно технических мер, ориентированных на ограничение деятельности в пределах установленной территории. Для защиты объекта должна устанавливаться охранная зона тепловых сетей.

СНиП

Последняя редакция принята 24.06.2003 г., однако не была зарегистрирована Минюстом. В связи с этим суды считают новые правила недействительными. При рассмотрении споров используются СНиП 2.04.07 86. В правилах предусмотрен перечень действий, запрещенных в пределах участков с особым режимом использования. Поскольку защита объектов выступает как основная цель, для которой создаются охранные зоны тепловых сетей, СНиП запрещают:

  1. Размещать в пределах указанных участков хранилища ГСМ, агрессивных химических материалов, сооружать автозаправочные станции.
  2. Загромождать подъезды и подходы к строениям и объектам, складировать громоздкие и тяжелые предметы, возводить заборы и устанавливать прочие конструкции, в том числе временные.
  3. Обустраивать игровые и спортивные площадки, остановочные пункты, рынки, стоянки ТС всех видов, огороды, гаражи и так далее.
  4. Устраивать свалки, сжигать промышленные отходы, бытовой мусор, разжигать костры.
  5. Вести работы с использованием ударных механизмов, осуществлять сброс коррозионно активных и едких соединений, а также ГСМ.

Дополнительные запреты

Охранная зона тепловых сетей находится в ведении предприятия, осуществляющего обслуживание объекта. В связи с этим в пределах данного участка не допускается без письменного согласия данных организаций производить:

  1. Капремонт, строительство, реконструкцию сооружений.
  2. Земляные работы, посадку кустарников/деревьев, планировку грунта, обустройство монументальных клумб.
  3. Погрузочно разгрузочные операции, работы, сопровождающиеся разбиванием дорожного покрытия и грунта.
  4. Сооружать переходы и переезды через трубопроводы.

Условия получения разрешения и осуществления указанных мероприятий предусматриваются в п. 7 8 Типовых правил. Согласование должно производиться не менее чем за три дня до начала работ.

Типовые правила

В соответствии с ними на каждом объекте создается соответствующая охранная зона тепловой сети. Нормы являются обязательными для соблюдения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, вне зависимости от их организационно правового типа. На основании Типовых правил могут разрабатываться предписания местными органами власти с учетом конкретных условий. При этом требования не должны быть ниже, чем установленные в базовых документах. Правила распространяются на все организации, осуществляющие реконструкцию, строительство, техническое переоснащение и эксплуатацию теплосетей. Требования также обязательны для соблюдения предприятиями, которые используют дороги, железнодорожные и трамвайные пути, зеленые насаждения, переезды или ведут их переустройство вблизи защищаемых объектов.

Охранная зона тепловых сетей: сколько метров подлежит защите?

Участки прокладываются вдоль магистралей. На местности они представляют собой земельные наделы, ширина которых определяется по углу естественного откоса грунта. При этом она не может быть меньше 3 м в каждую сторону либо от наружной части изолированного теплопровода. Последнее актуально при бесканальной прокладке. Минимальное расстояние, на которое охранная зона тепловых сетей должна быть удалена от сооружений, зданий, линейных объектов, определяется с учетом различных факторов. В первую очередь во внимание принимается тип прокладки и климатические условия местности. Рассчитанные расстояния обязательны для соблюдения при проектировании, непосредственном строительстве, а также ремонте объектов.

Требования

Предприятия, которые получили письменное согласие на ведение работ в пределах защитных территорий, обязаны осуществлять их с выполнением условий, обеспечивающих сохранность объектов. В первую очередь перед началом мероприятий проводится инструктаж. Его осуществляет владелец объекта. Он знакомит исполнителей с расположением подземных конструкций, порядком проведения работ. Об этом делается соответствующая отметка в журнале или составляется акт. Инструктаж рабочих, бригадиров, мотористов, крановщиков, мастеров и прочего персонала входит в обязанности исполнителя. В п. 17 Типовых правил указывается, что охранная зона тепловых сетей должна быть свободна для доступа специалистов предприятий, в чьем ведении они находятся. Это требование, в частности, касается объектов, находящихся на территории других организаций. Охранная зона тепловых сетей используется для ремонта и обслуживания конструкций, установок, сооружений. Предприятия, в ведении которых находятся объекты, вправе запретить осуществление работ, нарушающих предусмотренные требования.

Специфика правил создания защитных участков

В соответствии с 89 й статьей ЗК (п. 2) правила, по которым на местности формируется охранная зона надземных тепловых сетей, определяются правительством. Порядок создания участков, в частности, утвержден постановлением №160 от 24 февраля 2009 г. Что касается земель промышленного и прочего специального назначения, то правила формирования охранных зон теплосетей определяются:

  1. Правительством. Постановления принимаются в отношении территорий, находящихся в федеральной собственности.
  2. Исполнительными органами регионов. Соответствующие решения принимаются в отношении территорий, являющихся собственностью субъектов РФ.
  3. Местными структурами власти. Эти органы определяют порядок в отношении зон, создаваемых на территориях, отнесенных к муниципальной собственности.

Регистрация

Охранная зона коммунальных тепловых сетей формируется предприятием, осуществляющим обслуживание и эксплуатацию соответствующего объекта. Организация должна обратиться в федеральный исполнительный орган, ведущий технадзор и контроль в сфере электроэнергетики. В данную структуру подается заявление о согласовании границ, в пределах которых будет создаваться охранная зона коммунальных тепловых сетей. Заявление рассматривается в пятнадцатидневный срок с даты поступления в инстанцию. После того как границы будут согласованы, обслуживающее предприятие обращается в орган по кадастровому учету. В эту структуру подается заявление о внесении информации о границах зоны в госреестр.

Спорные моменты

Структуры, которые уполномочены принимать решения об установлении охранных зон, могут определяться правительственными постановлениями, актами региональных/местных исполнительных органов. В действующих правилах не предусмотрен четкий порядок создания защитных участков. В частности, не определена необходимость принятия особого акта госорганом или местной структурой. При этом размеры, которым должна соответствовать охранная зона трубопровода тепловых сетей, предусмотрены правилами. Они формализуются в зависимости от разных параметров (диаметра, типа прокладки и так далее).

Между тем нельзя не отметить, что СНиП определяют только минимальные расстояния от объектов до сооружений. При этом непосредственно сами размеры защитных участков не регламентированы. В связи с этим на практике вероятны сложности с обоснованием границ и площади охранной зоны, относящейся к конкретной теплосети. Следует отметить еще один существенный пробел. Ни в правилах по технической эксплуатации теплоэнергоустановок, ни в СНиПах нет такого понятия, как "охранная зона теплосети". Соответственно, отсутствие необходимой регламентации правил создания и размеров защитных участков может вызвать споры относительно непосредственно самого факта их существования.

Госкадастр

Сведения об охранных зонах вносятся в него на основании ст. 1, п. 2 ФЗ №221. Госкадастр представляет собой государственный (федеральный) информационный ресурс. Состав сведений о зонах, в пределах которых действует специальный правовой режим, которые в него включаются, определяется 10 й статьей указанного Закона. К этим данным, в числе прочего, относят описание расположения границ защитных участков, название органов муниципальной/госвласти, которыми было принято решение о создании таких зон, их изменении, реквизиты документов и источники их официального опубликования.

В составе сведений также присутствует информация о содержании ограничений эксплуатации объектов, находящихся в пределах указанных территорий. В 15 й статье ФЗ №221 предусматривается обязанность муниципальной/госвласти в течение 10 дней (рабочих) с даты вступления решения, принятого в рамках компетенции соответствующей структуры и устанавливающего/изменяющего/отменяющего охранную зону, предоставить в орган учета документ с данными, необходимыми для внесения в госкадастр. Следует принять во внимание, что в некоторых случаях, согласно действующим правилам обеспечения защиты объектов, необходимость утверждения специального акта не предусмотрена. В таких ситуациях основанием для включения сведений в информационную базу может выступать непосредственно правовой документ, определяющий общий порядок установления зон конкретного типа, а также описывающий расположение соответствующего защитного участка.

ФЗ "О землеустройстве"

При рассмотрении правовых вопросов, касающихся установления охранных зон, необходимо обратиться к положениям ФЗ №78. Согласно ст. 1 указанного Закона защитные участки выступают в качестве объектов землеустройства. Для определения расположения границ необходимо провести предусмотренные правовыми актами процедуры. В результате выполненных мероприятий, в соответствии с 20 й статьей ФЗ №78, составляется план (карта) объекта. Требования к его подготовке, а также форма утверждены правительственным постановлением №621.

Важный момент

В соответствии с Письмом № 22066 ИМ/Д23 документация, которая необходима для включения информации об охранной зоне в госкадастр, может предоставляться заинтересованным лицом. Им вправе выступать правообладатель объекта, в отношении которого создается защитная зона. Полномочия этого лица для обращения в орган учета могут основываться на доверенности. Документ должен быть оформлен в установленном порядке структурой, вынесшей решение о создании охранной зоны. Учитывая, что правила не предусматривают необходимость оформления специального акта органом местной/госвласти, необходимые сведения в гокадастр могут вноситься правообладателем объекта по его заявлению с приложением к нему плана (карты), описывающего расположение границ. Между тем данное положение не исключает отказ учетной инстанции во включении информации в реестр по причине законодательной регламентации такой возможности.

Заключение

Правовой режим, установленный для охранных зон теплосетей, обладает рядом особенностей. В первую очередь он регламентируется ведомственными актами. В действующих правилах при этом не определен порядок создания зон, не предусмотрена необходимость оформления специального акта органом муниципальной/госвласти об их установлении. Не регламентируется и момент, с которого защитный участок будет считаться существующим. Размеры зон определяются нормативно посредством удаления объектов от сооружений на предусмотренное (минимальное) расстояние. Площади формализуются в зависимости от диаметра, типа прокладки и прочих параметров. Как показывает практика, внесение информации о защитных участках является достаточно трудной задачей. Однако при отсутствии необходимых сведений в реестре существует риск признания правомерными действия субъектов, осуществляющих застройку в их границах. Если права владельцев теплосетей нарушаются застройкой участков, расположенных в охранных зонах, субъекты могут обратиться в суд или в управление Государственной службы по технологическому, экологическому, атомному надзору с жалобой.

autogear.ru

Охранная зона тепловых сетей: сколько метров подлежит охране?

Закон 3 января 2017

Охранные зоны тепловых сетей устанавливаются для обеспечения сохранности объектов. В пределах этих участков действует специальный режим ведения хозяйственной деятельности. Рассмотрим далее, каким требованиям должна соответствовать санитарно-охранная зона тепловой сети.

Правовая основа

В настоящее время действует ряд документов, в соответствии с которыми создаются и используются охранные зоны тепловых сетей. Приказ Госстроя №92 от 21 апреля 2000 г. считается одним из ключевых актов. В соответствии с ним утверждены организационно-методические рекомендации по использованию систем коммунального теплоснабжения в населенных пунктах РФ. По п. 33 данного документа в ходе эксплуатации указанных объектов должна обеспечиваться их защита. Она включает в себя комплекс организационно-технических мер, ориентированных на ограничение деятельности в пределах установленной территории. Для защиты объекта должна устанавливаться охранная зона тепловых сетей.

СНиП

Последняя редакция принята 24.06.2003 г., однако не была зарегистрирована Минюстом. В связи с этим суды считают новые правила недействительными. При рассмотрении споров используются СНиП 2.04.07-86. В правилах предусмотрен перечень действий, запрещенных в пределах участков с особым режимом использования. Поскольку защита объектов выступает как основная цель, для которой создаются охранные зоны тепловых сетей, СНиП запрещают:

  1. Размещать в пределах указанных участков хранилища ГСМ, агрессивных химических материалов, сооружать автозаправочные станции.
  2. Загромождать подъезды и подходы к строениям и объектам, складировать громоздкие и тяжелые предметы, возводить заборы и устанавливать прочие конструкции, в том числе временные.
  3. Обустраивать игровые и спортивные площадки, остановочные пункты, рынки, стоянки ТС всех видов, огороды, гаражи и так далее.
  4. Устраивать свалки, сжигать промышленные отходы, бытовой мусор, разжигать костры.
  5. Вести работы с использованием ударных механизмов, осуществлять сброс коррозионно-активных и едких соединений, а также ГСМ.

Видео по теме

Дополнительные запреты

Охранная зона тепловых сетей находится в ведении предприятия, осуществляющего обслуживание объекта. В связи с этим в пределах данного участка не допускается без письменного согласия данных организаций производить:

  1. Капремонт, строительство, реконструкцию сооружений.
  2. Земляные работы, посадку кустарников/деревьев, планировку грунта, обустройство монументальных клумб.
  3. Погрузочно-разгрузочные операции, работы, сопровождающиеся разбиванием дорожного покрытия и грунта.
  4. Сооружать переходы и переезды через трубопроводы.

Условия получения разрешения и осуществления указанных мероприятий предусматриваются в п. 7-8 Типовых правил. Согласование должно производиться не менее чем за три дня до начала работ.

Типовые правила

В соответствии с ними на каждом объекте создается соответствующая охранная зона тепловой сети. Нормы являются обязательными для соблюдения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, вне зависимости от их организационно-правового типа. На основании Типовых правил могут разрабатываться предписания местными органами власти с учетом конкретных условий. При этом требования не должны быть ниже, чем установленные в базовых документах. Правила распространяются на все организации, осуществляющие реконструкцию, строительство, техническое переоснащение и эксплуатацию теплосетей. Требования также обязательны для соблюдения предприятиями, которые используют дороги, железнодорожные и трамвайные пути, зеленые насаждения, переезды или ведут их переустройство вблизи защищаемых объектов.

Охранная зона тепловых сетей: сколько метров подлежит защите?

Участки прокладываются вдоль магистралей. На местности они представляют собой земельные наделы, ширина которых определяется по углу естественного откоса грунта. При этом она не может быть меньше 3 м в каждую сторону либо от наружной части изолированного теплопровода. Последнее актуально при бесканальной прокладке. Минимальное расстояние, на которое охранная зона тепловых сетей должна быть удалена от сооружений, зданий, линейных объектов, определяется с учетом различных факторов. В первую очередь во внимание принимается тип прокладки и климатические условия местности. Рассчитанные расстояния обязательны для соблюдения при проектировании, непосредственном строительстве, а также ремонте объектов.

Требования

Предприятия, которые получили письменное согласие на ведение работ в пределах защитных территорий, обязаны осуществлять их с выполнением условий, обеспечивающих сохранность объектов. В первую очередь перед началом мероприятий проводится инструктаж. Его осуществляет владелец объекта. Он знакомит исполнителей с расположением подземных конструкций, порядком проведения работ. Об этом делается соответствующая отметка в журнале или составляется акт. Инструктаж рабочих, бригадиров, мотористов, крановщиков, мастеров и прочего персонала входит в обязанности исполнителя. В п. 17 Типовых правил указывается, что охранная зона тепловых сетей должна быть свободна для доступа специалистов предприятий, в чьем ведении они находятся. Это требование, в частности, касается объектов, находящихся на территории других организаций. Охранная зона тепловых сетей используется для ремонта и обслуживания конструкций, установок, сооружений. Предприятия, в ведении которых находятся объекты, вправе запретить осуществление работ, нарушающих предусмотренные требования.

Специфика правил создания защитных участков

В соответствии с 89-й статьей ЗК (п. 2) правила, по которым на местности формируется охранная зона надземных тепловых сетей, определяются правительством. Порядок создания участков, в частности, утвержден постановлением №160 от 24 февраля 2009 г. Что касается земель промышленного и прочего специального назначения, то правила формирования охранных зон теплосетей определяются:

  1. Правительством. Постановления принимаются в отношении территорий, находящихся в федеральной собственности.
  2. Исполнительными органами регионов. Соответствующие решения принимаются в отношении территорий, являющихся собственностью субъектов РФ.
  3. Местными структурами власти. Эти органы определяют порядок в отношении зон, создаваемых на территориях, отнесенных к муниципальной собственности.

Регистрация

Охранная зона коммунальных тепловых сетей формируется предприятием, осуществляющим обслуживание и эксплуатацию соответствующего объекта. Организация должна обратиться в федеральный исполнительный орган, ведущий технадзор и контроль в сфере электроэнергетики. В данную структуру подается заявление о согласовании границ, в пределах которых будет создаваться охранная зона коммунальных тепловых сетей. Заявление рассматривается в пятнадцатидневный срок с даты поступления в инстанцию. После того как границы будут согласованы, обслуживающее предприятие обращается в орган по кадастровому учету. В эту структуру подается заявление о внесении информации о границах зоны в госреестр.

Спорные моменты

Структуры, которые уполномочены принимать решения об установлении охранных зон, могут определяться правительственными постановлениями, актами региональных/местных исполнительных органов. В действующих правилах не предусмотрен четкий порядок создания защитных участков. В частности, не определена необходимость принятия особого акта госорганом или местной структурой. При этом размеры, которым должна соответствовать охранная зона трубопровода тепловых сетей, предусмотрены правилами. Они формализуются в зависимости от разных параметров (диаметра, типа прокладки и так далее).

Между тем нельзя не отметить, что СНиП определяют только минимальные расстояния от объектов до сооружений. При этом непосредственно сами размеры защитных участков не регламентированы. В связи с этим на практике вероятны сложности с обоснованием границ и площади охранной зоны, относящейся к конкретной теплосети. Следует отметить еще один существенный пробел. Ни в правилах по технической эксплуатации теплоэнергоустановок, ни в СНиПах нет такого понятия, как "охранная зона теплосети". Соответственно, отсутствие необходимой регламентации правил создания и размеров защитных участков может вызвать споры относительно непосредственно самого факта их существования.

Госкадастр

Сведения об охранных зонах вносятся в него на основании ст. 1, п. 2 ФЗ №221. Госкадастр представляет собой государственный (федеральный) информационный ресурс. Состав сведений о зонах, в пределах которых действует специальный правовой режим, которые в него включаются, определяется 10-й статьей указанного Закона. К этим данным, в числе прочего, относят описание расположения границ защитных участков, название органов муниципальной/госвласти, которыми было принято решение о создании таких зон, их изменении, реквизиты документов и источники их официального опубликования.

В составе сведений также присутствует информация о содержании ограничений эксплуатации объектов, находящихся в пределах указанных территорий. В 15-й статье ФЗ №221 предусматривается обязанность муниципальной/госвласти в течение 10 дней (рабочих) с даты вступления решения, принятого в рамках компетенции соответствующей структуры и устанавливающего/изменяющего/отменяющего охранную зону, предоставить в орган учета документ с данными, необходимыми для внесения в госкадастр. Следует принять во внимание, что в некоторых случаях, согласно действующим правилам обеспечения защиты объектов, необходимость утверждения специального акта не предусмотрена. В таких ситуациях основанием для включения сведений в информационную базу может выступать непосредственно правовой документ, определяющий общий порядок установления зон конкретного типа, а также описывающий расположение соответствующего защитного участка.

ФЗ "О землеустройстве"

При рассмотрении правовых вопросов, касающихся установления охранных зон, необходимо обратиться к положениям ФЗ №78. Согласно ст. 1 указанного Закона защитные участки выступают в качестве объектов землеустройства. Для определения расположения границ необходимо провести предусмотренные правовыми актами процедуры. В результате выполненных мероприятий, в соответствии с 20-й статьей ФЗ №78, составляется план (карта) объекта. Требования к его подготовке, а также форма утверждены правительственным постановлением №621.

Важный момент

В соответствии с Письмом № 22066-ИМ/Д23 документация, которая необходима для включения информации об охранной зоне в госкадастр, может предоставляться заинтересованным лицом. Им вправе выступать правообладатель объекта, в отношении которого создается защитная зона. Полномочия этого лица для обращения в орган учета могут основываться на доверенности. Документ должен быть оформлен в установленном порядке структурой, вынесшей решение о создании охранной зоны. Учитывая, что правила не предусматривают необходимость оформления специального акта органом местной/госвласти, необходимые сведения в гокадастр могут вноситься правообладателем объекта по его заявлению с приложением к нему плана (карты), описывающего расположение границ. Между тем данное положение не исключает отказ учетной инстанции во включении информации в реестр по причине законодательной регламентации такой возможности.

Заключение

Правовой режим, установленный для охранных зон теплосетей, обладает рядом особенностей. В первую очередь он регламентируется ведомственными актами. В действующих правилах при этом не определен порядок создания зон, не предусмотрена необходимость оформления специального акта органом муниципальной/госвласти об их установлении. Не регламентируется и момент, с которого защитный участок будет считаться существующим. Размеры зон определяются нормативно посредством удаления объектов от сооружений на предусмотренное (минимальное) расстояние. Площади формализуются в зависимости от диаметра, типа прокладки и прочих параметров. Как показывает практика, внесение информации о защитных участках является достаточно трудной задачей. Однако при отсутствии необходимых сведений в реестре существует риск признания правомерными действия субъектов, осуществляющих застройку в их границах. Если права владельцев теплосетей нарушаются застройкой участков, расположенных в охранных зонах, субъекты могут обратиться в суд или в управление Государственной службы по технологическому, экологическому, атомному надзору с жалобой.

Источник: fb.ru Домашний уют Сильфонные компенсаторы для тепловых сетей: описание и назначение

Компенсаторы сильфонного типа замечательно подходят для тепловых сетей. Существует множество типов устройств, которые отличаются по параметрам и конструктивным элементам. Особенность указанных моделей заключается в то...

Домашний уют Тепловой узел. Схема теплового узла. Тепловые сети

Тепловой пункт является главным элементом отопительной системы, от эффективности работы которого во многом зависит качество горячего водоснабжения и отопления подключенного объекта, а также работа центральной системы....

Домашний уют Дизайн маленьких комнат. Сколько метров нужно для уюта и комфорта?

Устойчивое мнение о том, что маленькая комната – это плохо потому, что создать комфортную и уютную среду в небольшом помещении очень сложно, далеко не всегда верно. Многое зависит от пропорций помещения и его фу...

Новости и общество Сколько метров самая длинная машина в мире?

Людей всегда интересует все самое-самое. Вот, к примеру, самая длинная машина в мире. Сколько метров в такой машине и что вообще это за автомобиль?Самая длинная машина в мире. Тройка лидеровОфициально ...

Новости и общество Тепловая сеть: прокладка, правила эксплуатации и ремонт

Распределение и транспортировка теплоносителя между потребителями происходит по специальной тепловой сети. Она является одним из основных элементов всей структуры инженерных коммуникаций. От того как она работает, нап...

Закон Парковка перед пешеходным переходом: за сколько метров?

Сейчас распространена практика штрафования автомобилистов, нарушающих дорожные правила, вплоть до изъятия транспорта на штрафстоянки. Часто неправильно осуществляется парковка перед пешеходным переходом. В ПДД есть за...

Домашний уют 8 соток это сколько метров по периметру - важная информация для будущего садовода.

Средний размер площади в дачных товариществах – участок 8 соток. Сколько метров по периметру - часто задаются таким вопросы садоводы. В каждом садовом кооперативе планировка осуществляется по-св...

Новости и общество Водопровод: охранная зона сколько составляет?

Сегодня, как никогда, становится актуальным и жизненно важным вопрос охраны окружающей природной среды. Как сказала героиня одной известной кинокомедии, "человека нужно охранять от человека". Природа тоже нуждается в ...

Бизнес Прокладка газопровода: методы, оборудование, требования. Охранная зона газопровода

Газораспределительной системой называется комплекс взаимосвязанных объектов, основным назначением которого является подача «голубого топлива» потребителю. При сборке подобных сетей должны, конечно же, собл...

Закон Охранная зона ЛЭП - что это?

На разных форумах часто спрашивают: "Какая охранная зона ЛЭП? Не навредит ли она проживающим поблизости людям?". На этот счет существует множество разных мнений. Согласно закону допустимое расстояние расположения здан...

monateka.com

Охранная зона тепловых сетей: сколько метров подлежит охране?

Охранные зоны тепловых сетей устанавливаются для обеспечения сохранности объектов. В пределах этих участков действует специальный режим ведения хозяйственной деятельности. Рассмотрим далее, каким требованиям должна соответствовать санитарно-охранная зона тепловой сети.

Правовая основа

В настоящее время действует ряд документов, в соответствии с которыми создаются и используются охранные зоны тепловых сетей. Приказ Госстроя №92 от 21 апреля 2000 г. считается одним из ключевых актов. В соответствии с ним утверждены организационно-методические рекомендации по использованию систем коммунального теплоснабжения в населенных пунктах РФ. По п. 33 данного документа в ходе эксплуатации указанных объектов должна обеспечиваться их защита. Она включает в себя комплекс организационно-технических мер, ориентированных на ограничение деятельности в пределах установленной территории. Для защиты объекта должна устанавливаться охранная зона тепловых сетей.

СНиП

Последняя редакция принята 24.06.2003 г., однако не была зарегистрирована Минюстом. В связи с этим суды считают новые правила недействительными. При рассмотрении споров используются СНиП 2.04.07-86. В правилах предусмотрен перечень действий, запрещенных в пределах участков с особым режимом использования. Поскольку защита объектов выступает как основная цель, для которой создаются охранные зоны тепловых сетей, СНиП запрещают:

  1. Размещать в пределах указанных участков хранилища ГСМ, агрессивных химических материалов, сооружать автозаправочные станции.
  2. Загромождать подъезды и подходы к строениям и объектам, складировать громоздкие и тяжелые предметы, возводить заборы и устанавливать прочие конструкции, в том числе временные.
  3. Обустраивать игровые и спортивные площадки, остановочные пункты, рынки, стоянки ТС всех видов, огороды, гаражи и так далее.
  4. Устраивать свалки, сжигать промышленные отходы, бытовой мусор, разжигать костры.
  5. Вести работы с использованием ударных механизмов, осуществлять сброс коррозионно-активных и едких соединений, а также ГСМ.

Дополнительные запреты

Охранная зона тепловых сетей находится в ведении предприятия, осуществляющего обслуживание объекта. В связи с этим в пределах данного участка не допускается без письменного согласия данных организаций производить:

  1. Капремонт, строительство, реконструкцию сооружений.
  2. Земляные работы, посадку кустарников/деревьев, планировку грунта, обустройство монументальных клумб.
  3. Погрузочно-разгрузочные операции, работы, сопровождающиеся разбиванием дорожного покрытия и грунта.
  4. Сооружать переходы и переезды через трубопроводы.

Условия получения разрешения и осуществления указанных мероприятий предусматриваются в п. 7-8 Типовых правил. Согласование должно производиться не менее чем за три дня до начала работ.

Типовые правила

В соответствии с ними на каждом объекте создается соответствующая охранная зона тепловой сети. Нормы являются обязательными для соблюдения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, вне зависимости от их организационно-правового типа. На основании Типовых правил могут разрабатываться предписания местными органами власти с учетом конкретных условий. При этом требования не должны быть ниже, чем установленные в базовых документах. Правила распространяются на все организации, осуществляющие реконструкцию, строительство, техническое переоснащение и эксплуатацию теплосетей. Требования также обязательны для соблюдения предприятиями, которые используют дороги, железнодорожные и трамвайные пути, зеленые насаждения, переезды или ведут их переустройство вблизи защищаемых объектов.

Охранная зона тепловых сетей: сколько метров подлежит защите?

Участки прокладываются вдоль магистралей. На местности они представляют собой земельные наделы, ширина которых определяется по углу естественного откоса грунта. При этом она не может быть меньше 3 м в каждую сторону либо от наружной части изолированного теплопровода. Последнее актуально при бесканальной прокладке. Минимальное расстояние, на которое охранная зона тепловых сетей должна быть удалена от сооружений, зданий, линейных объектов, определяется с учетом различных факторов. В первую очередь во внимание принимается тип прокладки и климатические условия местности. Рассчитанные расстояния обязательны для соблюдения при проектировании, непосредственном строительстве, а также ремонте объектов.

Требования

Предприятия, которые получили письменное согласие на ведение работ в пределах защитных территорий, обязаны осуществлять их с выполнением условий, обеспечивающих сохранность объектов. В первую очередь перед началом мероприятий проводится инструктаж. Его осуществляет владелец объекта. Он знакомит исполнителей с расположением подземных конструкций, порядком проведения работ. Об этом делается соответствующая отметка в журнале или составляется акт. Инструктаж рабочих, бригадиров, мотористов, крановщиков, мастеров и прочего персонала входит в обязанности исполнителя. В п. 17 Типовых правил указывается, что охранная зона тепловых сетей должна быть свободна для доступа специалистов предприятий, в чьем ведении они находятся. Это требование, в частности, касается объектов, находящихся на территории других организаций. Охранная зона тепловых сетей используется для ремонта и обслуживания конструкций, установок, сооружений. Предприятия, в ведении которых находятся объекты, вправе запретить осуществление работ, нарушающих предусмотренные требования.

Специфика правил создания защитных участков

В соответствии с 89-й статьей ЗК (п. 2) правила, по которым на местности формируется охранная зона надземных тепловых сетей, определяются правительством. Порядок создания участков, в частности, утвержден постановлением №160 от 24 февраля 2009 г. Что касается земель промышленного и прочего специального назначения, то правила формирования охранных зон теплосетей определяются:

  1. Правительством. Постановления принимаются в отношении территорий, находящихся в федеральной собственности.
  2. Исполнительными органами регионов. Соответствующие решения принимаются в отношении территорий, являющихся собственностью субъектов РФ.
  3. Местными структурами власти. Эти органы определяют порядок в отношении зон, создаваемых на территориях, отнесенных к муниципальной собственности.

Регистрация

Охранная зона коммунальных тепловых сетей формируется предприятием, осуществляющим обслуживание и эксплуатацию соответствующего объекта. Организация должна обратиться в федеральный исполнительный орган, ведущий технадзор и контроль в сфере электроэнергетики. В данную структуру подается заявление о согласовании границ, в пределах которых будет создаваться охранная зона коммунальных тепловых сетей. Заявление рассматривается в пятнадцатидневный срок с даты поступления в инстанцию. После того как границы будут согласованы, обслуживающее предприятие обращается в орган по кадастровому учету. В эту структуру подается заявление о внесении информации о границах зоны в госреестр.

Спорные моменты

Структуры, которые уполномочены принимать решения об установлении охранных зон, могут определяться правительственными постановлениями, актами региональных/местных исполнительных органов. В действующих правилах не предусмотрен четкий порядок создания защитных участков. В частности, не определена необходимость принятия особого акта госорганом или местной структурой. При этом размеры, которым должна соответствовать охранная зона трубопровода тепловых сетей, предусмотрены правилами. Они формализуются в зависимости от разных параметров (диаметра, типа прокладки и так далее).

Между тем нельзя не отметить, что СНиП определяют только минимальные расстояния от объектов до сооружений. При этом непосредственно сами размеры защитных участков не регламентированы. В связи с этим на практике вероятны сложности с обоснованием границ и площади охранной зоны, относящейся к конкретной теплосети. Следует отметить еще один существенный пробел. Ни в правилах по технической эксплуатации теплоэнергоустановок, ни в СНиПах нет такого понятия, как "охранная зона теплосети". Соответственно, отсутствие необходимой регламентации правил создания и размеров защитных участков может вызвать споры относительно непосредственно самого факта их существования.

Госкадастр

Сведения об охранных зонах вносятся в него на основании ст. 1, п. 2 ФЗ №221. Госкадастр представляет собой государственный (федеральный) информационный ресурс. Состав сведений о зонах, в пределах которых действует специальный правовой режим, которые в него включаются, определяется 10-й статьей указанного Закона. К этим данным, в числе прочего, относят описание расположения границ защитных участков, название органов муниципальной/госвласти, которыми было принято решение о создании таких зон, их изменении, реквизиты документов и источники их официального опубликования.

В составе сведений также присутствует информация о содержании ограничений эксплуатации объектов, находящихся в пределах указанных территорий. В 15-й статье ФЗ №221 предусматривается обязанность муниципальной/госвласти в течение 10 дней (рабочих) с даты вступления решения, принятого в рамках компетенции соответствующей структуры и устанавливающего/изменяющего/отменяющего охранную зону, предоставить в орган учета документ с данными, необходимыми для внесения в госкадастр. Следует принять во внимание, что в некоторых случаях, согласно действующим правилам обеспечения защиты объектов, необходимость утверждения специального акта не предусмотрена. В таких ситуациях основанием для включения сведений в информационную базу может выступать непосредственно правовой документ, определяющий общий порядок установления зон конкретного типа, а также описывающий расположение соответствующего защитного участка.

ФЗ "О землеустройстве"

При рассмотрении правовых вопросов, касающихся установления охранных зон, необходимо обратиться к положениям ФЗ №78. Согласно ст. 1 указанного Закона защитные участки выступают в качестве объектов землеустройства. Для определения расположения границ необходимо провести предусмотренные правовыми актами процедуры. В результате выполненных мероприятий, в соответствии с 20-й статьей ФЗ №78, составляется план (карта) объекта. Требования к его подготовке, а также форма утверждены правительственным постановлением №621.

Важный момент

В соответствии с Письмом № 22066-ИМ/Д23 документация, которая необходима для включения информации об охранной зоне в госкадастр, может предоставляться заинтересованным лицом. Им вправе выступать правообладатель объекта, в отношении которого создается защитная зона. Полномочия этого лица для обращения в орган учета могут основываться на доверенности. Документ должен быть оформлен в установленном порядке структурой, вынесшей решение о создании охранной зоны. Учитывая, что правила не предусматривают необходимость оформления специального акта органом местной/госвласти, необходимые сведения в гокадастр могут вноситься правообладателем объекта по его заявлению с приложением к нему плана (карты), описывающего расположение границ. Между тем данное положение не исключает отказ учетной инстанции во включении информации в реестр по причине законодательной регламентации такой возможности.

Заключение

Правовой режим, установленный для охранных зон теплосетей, обладает рядом особенностей. В первую очередь он регламентируется ведомственными актами. В действующих правилах при этом не определен порядок создания зон, не предусмотрена необходимость оформления специального акта органом муниципальной/госвласти об их установлении. Не регламентируется и момент, с которого защитный участок будет считаться существующим. Размеры зон определяются нормативно посредством удаления объектов от сооружений на предусмотренное (минимальное) расстояние. Площади формализуются в зависимости от диаметра, типа прокладки и прочих параметров. Как показывает практика, внесение информации о защитных участках является достаточно трудной задачей. Однако при отсутствии необходимых сведений в реестре существует риск признания правомерными действия субъектов, осуществляющих застройку в их границах. Если права владельцев теплосетей нарушаются застройкой участков, расположенных в охранных зонах, субъекты могут обратиться в суд или в управление Государственной службы по технологическому, экологическому, атомному надзору с жалобой.

загрузка...

fjord12.ru


Видеоматериалы

24.10.2018

Опыт пилотных регионов, где соцнормы на электроэнергию уже введены, показывает: граждане платить стали меньше

Подробнее...
23.10.2018

Соответствует ли вода и воздух установленным нормативам?

Подробнее...
22.10.2018

С начала года из ветхого и аварийного жилья в республике были переселены десятки семей

Подробнее...
22.10.2018

Столичный Водоканал готовится к зиме

Подробнее...
17.10.2018

Более 10-ти миллионов рублей направлено на капитальный ремонт многоквартирных домов в Лескенском районе

Подробнее...

Актуальные темы

13.05.2018

Формирование энергосберегающего поведения граждан

 

Подробнее...
29.03.2018

ОТЧЕТ о деятельности министерства энергетики, ЖКХ и тарифной политики Кабардино-Балкарской Республики в сфере государственного регулирования и контроля цен и тарифов в 2012 году и об основных задачах на 2013 год

Подробнее...
13.03.2018

Предложения организаций, осуществляющих регулируемую деятельность о размере подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на 2013 год

Подробнее...
11.03.2018

НАУЧИМСЯ ЭКОНОМИТЬ В БЫТУ

 
Подробнее...

inetpriem


<< < Ноябрь 2013 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

calc

banner-calc

.