Ремонт электрической части реле - продолжение. Ремонт реле
Ремонт и техническое обслуживание реле.
Для обеспечения нормальной работы реле необходимо периодически, но не реже чем на каждом ремонте ТР-1 электровоза, их осматривать. При этом проверяют крепление токоведущих деталей, состояние пружин, рабочих поверхностей контактов, работу подвижных частей, регулировку реле, наличие диамагнитных прокладок и латунных винтов на якорях. Для удаления пыли и грязи, реле продувают сухим сжатым воздухом при давлении не выше 300 кПа и протирают изоляционные детали сухой чистой ветошью. Прозрачные кожуха блока контактов протирают снаружи и изнутри сухой чистой ветошью. Запрещается протирать керосином, бензином, ацетоном и другими растворителями кожуха из полистирола, так как полистирол от этого теряет прозрачность. Все крепежные детали должны быть тщательно затянуты. Рабочие поверхности контактов должны быть чистыми, без следов масла и нагара. Контакты протирают сначала ветошью, смоченной в бензине, а затем сухой ветошью. При значительном оплавлении контактов рабочую поверхность зачищают бархатным напильником, сохраняя конфигурацию контактов. После этого контакты протирают сухой обезжиренной ветошью. При износе контактов реле до толщины 0,2 - 0,3 мм заменяют контакты. Смещение контактов свыше 1,5 мм не допускается. Растворы и провалы контактов регулируют изменениемположения блока контактов на угольнике и изменением рабочего воздушного зазора под якорем. У замкнутых контакторов пластины подвижных контактов не должны упираться в дистанционные втулки на штоке.
ПЭР.7992.10.12.15.ПЗ. |
Дата добавления: 2015-07-08; просмотров: 341 | Нарушение авторских прав
mybiblioteka.su - 2015-2018 год. (0.006 сек.)mybiblioteka.su
Ремонт реле регулятора генератора - Diodnik
Перед тем, как проводить разбор и ремонт реле регулятора генератора своими руками, необходимо удостовериться, что реле действительно вышло из строя. Для этого рекомендуем ознакомиться с материалами на тему, как проверить реле регулятор генератора. Если же после проверки неисправность подтверждается можно спокойно приступить к разборке и диагностике компонентов.
Ремонт реле регулятора генератора
Разобрать реле регулятор ВАЗ совсем несложно, для этого необходимо снять пластиковую крышку корпуса, которая крепиться защелками. Далее необходимо открутить два винта прижимающих транзистор и отпаять клеммы от выводов 67 и 15.
Важно! При снятии платы необходимо проследить за изолирующей подложкой транзистора и постараться ее не потерять. Без нее включать реле в работу нельзя.
Плата и расположение на ней радиоэлементов старых образцов реле регулятора немного отличается от новых, но сама схема не изменилась.
Проверку элементов необходимо начинать в зависимости от симптоматики неисправности.
- Если реле хоть как-то работает, завышает или занижает напряжение, тогда скорей всего транзисторы целы. Их можно проверять в последнюю очередь. Первым проверяют номинал резисторов R1-R3 и стабилитрон с диодом D1;D4.
Внимание! Номинал резистора R3 может отличаться от указанного в схеме. На тестируемом реле сопротивление R3 составило 4,7 кОм. Его необходимо определить по цветовой или другой маркировке и проверить сопротивление вручную
- Если реле вообще не включается, позваниваем предохранитель F1, диоды D2;D3 и все транзисторы в первую очередь. При проверке транзисторов их необходимо не забыть выпаять со схемы.
Для наглядности и удобства все компоненты со схемы обозначены на плате. Зачастую вся плата покрыта слоем защитного лака, это надо учесть и смыть его в местах подключения щупов.
В данном случае виновником стал стабилитрон D3 – 2С147А. Он был заменен на его полный аналог КС147А.
Для хорошей точности можно провести тест с мультиметром, после того, как полностью окончен ремонт реле регулятора генератора.
- Напряжение 13,05В. Контрольная лампочка светит ярко. Все впорядке.
- Напряжение 14,15В. Контрольная лампочка уже светит очень тускло. Реле начинает ограничивать ток.
- Напряжение 14,4В. Контрольная лампочка полностью потухла. Реле полностью ограничило ток.
Как видно из данного теста реле после ремонта прекрасно справляется со своими задачами, а режим работы как раз входит в диапазон 14 – 14,4 В.
VK
Odnoklassniki
comments powered by HyperCommentsdiodnik.com
Втягивающее реле стартера - назначение, проверка и ремонт
Неисправное втягивающее реле стартера зачастую становится причиной того, что автомобиль отказывается заводиться при повороте ключа в замке зажигания. Пожалуй, это не самые приятные моменты в жизни любого водителя. Поэтому в таких случаях важно знать, как проверить втягивающего реле стартера, и как завести машину, если оно не работает.
Мы расскажем о назначении втягивающего реле стартера и его устройстве, о том как его можно проверить и выполнить несложный ремонт своими руками.
В конце этой статьи смотрите видео, в котором показано, как завести машину, если не работает втягивающее реле стартера.
Также на нашем сайте можно найти информацию и о других часто встречающихся причинах неисправности стартера с пошаговой инструкцией, что делать если не срабатывает стартер.
Когда при повороте ключа в замке зажигания отчетливо слышно, что стартер работает в холостую, то причиной этой неисправности может быть втягивающее реле. Но прежде чем заняться его диагностикой, следует знать назначение этого электрического узла.
Назначение втягивающего реле стартера
Как известно стартер представляет собой электрический мотор, который питается от аккумуляторной батареи. Зубчатая шестерня стартера при запуске мотора должна быстро войти в зацепление с венцом маховика коленчатого вала двигателя. Одновременно происходит включение электромотора стартера, который и вращает коленвал – этот процесс в действии хорошо виден на анимации ниже.
Втягивающее реле стартера отвечает за быстрое соединение двух зубчатых деталей: маховика и шестерни обгонной муфты (бендикса). Устанавливается втягивающее реле на корпусе стартера, соединяясь с муфтой в передней части при помощи рычага. Если реле не выдвигает шестерню вперед, то стартер вращается сам по себе.
Однако виновником такой неисправности может быть не только втягивающее реле, но и обгонная муфта (подробно о ремонте бендикса). Если муфта заклинила, то силы втягивающего реле не хватает для ее выдвижения.
Проверка втягивающего реле стартера
Чтобы определить причину отсутствия соединения зубчатых элементов стартера и двигателя, следует проверить работоспособность втягивающего реле. Для удобства диагностики чаще всего приходится демонтировать весь стартер.
Однако перед тем как приняться за демонтаж стартера, желательно провести несколько простых операций, которые помогут выявить неполадку:
- Проверить состояние аккумулятора, надежность крепления клемм, удалить окислы с выводов АКБ;
- Убедиться в том, что электрическая проводка надежно крепится к стартеру гайками. При наличии коррозии зачистить контакты мелкозернистой наждачной бумагой;
- Найти в автомобиле реле включение стартера и проверить его состояние.
Порядок демонтажа стартера
Для снятия стартера требуется отсоединить провода, которые к нему подходят, а затем открутить болты крепления (обычно два или три).
Зачастую для выполнения этих, на первый взгляд, несложных операций автомобилисту приходится тратить много времени и усилий.
Объясняется это тем, что стартер во многих моделях авто хорошо спрятан в моторном отсеке, и чтобы добраться до него, необходимо изъять из-под капота немало мешающих узлов и механизмов. А в некоторых машинах, например Фольксваген Гольф или Пассат, для его демонтажа потребуется поддержка двигателя.
Лучше всего эту работу проводить на смотровой яме или на эстакаде.
Как проверить втягивающее реле стартера
Когда стартер успешно извлечен из подкапотного пространства, следует его очистить от загрязнений, а окисленные контакты необходимо обработать наждачкой.
- Теперь стартер нужно разместить рядом с аккумулятором и подготовить два электрических провода достаточной длины. Лучше всего применять провода для "прикуривания", которые оснащены "крокодилами".
- Первым делом нужно одним электропроводом соединить плюсовую клемму аккумулятора с соответствующим выводом втягивающего реле.
- После этого другой провод подключают к минусовой клемме АКБ.
- Осталось лишь прикоснуться свободным концом минусового электропровода к корпусу стартера и узнать результат:
- если при соединении произойдет быстрый и отчетливый щелчок в области втягивающего реле, то оно работает;
- если признаки "жизни" отсутствуют, значит втягивающее реле нуждается в ремонте или замене.
При работоспособном втягивающем реле, причину неисправности следует искать в цепи питания. Ну а неисправный узел можно попытаться отремонтировать своими руками или заменить на новый.
Ремонт втягивающего реле стартера
Сперва предлагаем посмотреть видео-инструкцию по самостоятельной замене втягивающего реле, а затем мы расскажем как выполнить его ремонт.
В зависимости от завода-изготовителя стартеры оснащаются разборным или неразборным втягивающим реле. Чтобы устранить неполадку неразборного элемента, нужно всего лишь купить новую деталь. Останется открутить два крепежных болта, снять неисправное реле и установить на его место новое (смотрите на видео выше).
В случае разборного втягивающего реле можно попытаться его отремонтировать. Ремонт заключается в следующем:
- Откручиваются винты крепления крышки корпуса.
- Иногда необходимо дополнительно отпаять концы обмотки.
- Сняв крышку, открывается доступ к поиску возможной проблемы – это силовые контакты, которые могут быть изношенными или подгоревшими:
- в первом случае поможет замена контактов,
- во втором случае проблему решить удастся с помощью шлифовальной шкурки.
- Теперь останется собрать втягивающее реле и проверить его работоспособность.
- Отремонтированный стартер устанавливается на место, после чего можно испытать его работу.
И на последок рекомендуем посмотреть видео, на котором показано, как можно завести мотор с нерабочим втягивающим реле стартера.
Как завести машину, если не работает втягивающее реле стартера
unit-car.com
ремонт реле-регулятора японского мотоцикла
На многих японских мотоциклах стоят тиристорные реле-регуляторы и они иногда выходят из строя. Цена нового реле- регулятора, по сравнению с ценами на отечественные детали, многих может неприятно удивить. К тому же попытка установить реле от автомобиля не всегда заканчивается успехом. Но ничего сложного в схеме мотоциклетных реле-регуляторов нет и их можно отремонтировать своими силами. В этой статье будет показан ремонт реле мотоцикла фирмы Кавасаки, но по такому принципу можно отремонтировать и реле других японцев, так как принцип работы у всех почти одинаковый.
Выход из строя реле обнаруживается просто: при проверке проводка цела и генератор тоже (о генераторе и его неисправностях можно почитать здесь, а о глюках в проводке вот тут), а аккумулятор не заряжается. Реле регулятор японского мотоцикла многие считают не ремонтопригодным, но его можно вернуть к жизни.
Как правило, выходят из строя силовые тиристоры VS1-VS3. Неисправную деталь можно вычислить при помощи тестера. Для этого нужно по очереди «прозвонить» контакты А1-А3 относительно общего вывода на разъёме реле. При этом нужно подавать «-» тестера на общий вывод. Иногда пробивает какой-то один тиристор, но чаще приходится менять все. Аккуратно, чтобы не повредить расположенные под ним детали, удалите слой герметика, найдите выводы, показанные на рисунке общего вида (будьте внимательны: расположение деталей может быть и другим).
Затем нужно перекусить проволочные перемычки a. b. c. d. f (если меняете только один тиристор, то отсоединяйте, естественно, только его), после чего удаляйте неисправные детали . В качестве замены можно использовать следующие отечественные полупроводниковые приборы. При мощности генератора до 300Вт можно применить Т112-16-20. Если мощность не превышает 140Вт, подойдут и не столь мощные, но более распространённые КУ-202 ( лучше те, что с индексом «Н»). Возможны и другие варианты, но придётся уточнить расположение выводов и характеристики приборов.
Устанавливать их можно как в корпусе реле-регулятора, так и на отдельном радиаторе, но в том и другом случаях только через слюдяные прокладки. После монтажа тестером проверьте качество изоляции. Если детали исправны, наладка не потребуется. После сборки обязательно залейте полость прибора герметиком или эпоксидкой!
Этот способ ремонта подтверждён двухлетней эксплуатацией мотоциклов фирмы Kawasaki.
suvorov-castom.ru
Осмотр и ремонт встроенных реле - Ремонт электрических аппаратов напряжением выше 1000 в и заземляющих устройств
При осмотре и ремонте реле всех типов и конструкций выполняют следующие операции:
- очищают реле от пыли и грязи;
- проверяют состояние подпятников реле, вывертывая и осматривая их в лупу 5 — 6кратного увеличения. Подпятники, не имеющие дефектов (внутренних трещин, царапин), промывают спиртом, имеющие — заменяют новыми;
- проверяют состояние подвижных осей — у них не должно быть глубоких рисок, выбоин и остаточных деформаций. Погнутые оси выправляют, а риски и выбоины выводят шлифованием или полировкой;
- проверяют наличие продольных и поперечных люфтов реле, обеспечивающих свободное проворачивание осей в подпятниках. Величину продольного люфта оси регулируют, изменяя положение подпятников;
- проверяют состояние спиральных и безмоментных пружин реле. Пружины должны быть чистыми, на их поверхности не должно быть следов коррозии, соседние витки не должны соприкасаться, на всей длине пружины витки должны быть на одинаковом расстоянии друг от друга. Неисправные пружины заменяют новыми заводского изготовления;
- проверяют состояние и регулировку контактов. Грязные и окислившиеся контакты очищают и промывают спиртом, износившиеся — заменяют новыми. При необходимости контакты регулируют, обеспечивая требуемые расстояния между подвижным и неподвижным контактами, совместный ход контактов и углы встреч плоскостей соприкасающихся контактов;
- проверяют состояние обмоток реле. Они должны не иметь следов копоти, вмятин или иных повреждений, быть надежно закреплены на магнитопроводах, а выводы обмоток — прочно соединены с соответствующими контактными частями реле или цепями оперативного тока. Дефектные обмотки ремонтируют, (перематывают) или заменяют новыми;
- проверяют наличие требуемых зазоров между подвижными частями реле и полюсами магнитной системы. Зазоры должны соответствовать заводским данным;
- проверяют состояние изоляции токоведущих частей реле. Нарушенную изоляцию восстанавливают, используя изоляционные материалы, равноценные примененным заводом-изготовителем реле;
- проверяют состояние паек. При сомнениях в качестве пайки производят повторную пайку соответствующего участка соединения.
«Ремонт электрооборудования промышленных предприятий»,В.Б.Атабеков
В подстанциях промышленных предприятий для ограничения токов короткого замыкания применяют бетонные реакторы. Бетонный реактор РБ-10 на 10 кв Бетонный реактор РБ-10 на 10 кв: 1 — обмотка, 2 — колонка, 3 — опорный изолятор, 4 — анкерная шпилька, 5 — контактный зажим. Реактор РБ состоит из обмотки 1 и десяти бетонных радиально расположенных вертикальных колонок…
Привод УПГП позволяет осуществлять автоматическое и дистанционное управление всеми типами выключателей, применяемых в электроустановках напряжением 6; 10 и 35 кв. Завод пружины 3 привода происходит автоматически посредством электродвигателя 1 и редуктора 2, а также вручную — съемной раздвижной ручкой. С помощью привода УПГП осуществляется автоматическое повторное включение (АПВ) и автоматическое включение резервного оборудования (АВР). Привод…
Секундомер ПВ-53Л, применяемый для проверки реле, снабженных устройством выдержки времени, состоит из постоянного магнита 15, якоря 3, обмотки возбуждения 4 и системы зубчатых шестерен 5 с валиками. Якорь с обмоткой возбуждения помещен между полюсами постоянного магнита. При подаче в обмотку возбуждения переменного напряжения 120 или 220 в частотой 50 гц якорь начинает колебаться также с…
При частичном разрушении колонки восстанавливают следующим образом. Бетон составляют из равных по объему частей цемента, кварцевого песка и гравия, замешанных на чистой воде. Для приготовления бетона применяют цемент марки 500 или 600. Кварцевый песок предварительно промывают и просушивают. Величина отдельных зерен гравия должна быть 3 — 5 мм. Для приготовления бетона берут 40 — 60%…
В электроустановках промышленных предприятий реле применяют в устройствах релейной защиты, назначение которых состоит в том, чтобы, восприняв нарушение установленного режима работы, сигнализировать об этом обслуживающему персоналу, а в аварийных случаях отключать поврежденное оборудование или участок от неповрежденной части электроустановки. Реле применяют также в различных устройствах автоматики, например в устройствах автоматического включения резерва, схемах автоматического дистанционного…
www.ktovdome.ru
Как проверить втягивающее реле стартера – устройство и ремонт
Втягивающее реле стартера подает ток на мотор стартера, а также выталкивает бендикс. Это значит, что в тот момент, когда стартер начинает вращаться, его бендикс выталкивается. По сути, разобраться в работе стартера несложно. Сегодня мы поможем вам понять, как работает втягивающее реле, как проверять данный элемент и ремонтировать его.
Устройство втягивающего реле и принцип функционирования
В стартере втягивающее реле вводит в зацепление венец маховика с бендиксом. Вся работа базируется на принципах элетромагнетизма. Сердечник, который выполнен как полая трубка, внутри которой расположен якорь, оснащен обмоткой в виде проволоки. Ток в катушке создает электромагнитное поле, в результате появления которого происходит вхождение якоря в сердечник. После того как ток перестает подаваться, якорь может двигаться свободно.
В состав втягивающего реле стартера входят:
- корпус;
- магнит с обмотками;
- якорь;
- контакты;
- возвращающая пружина.
Магнит в реле выполнен в виде пары катушек – втягивающей и удерживающей. Втягивающая катушка реле подключена к электрическому мотору и клемме управления, а вот удерживающая подключена к выводу управления и контактирует с корпусом.
Когда на контакт управления подается питание, в катушке возникает магнитная индукция, что приводит к появлению магнитного поля. В результате этого якорь сжимает возвратную пружину. В этот же момент происходит вращение бендикса, который соединяет стартер с автомобильной АКБ.
В то время, когда контакты замыкаются, втягивающая обмотка получает питание от клеммы «+», останавливается выработка тока на катушке, однако на якорь воздействует поле удерживающей катушки, поэтому он остается внутри. Когда силовой агрегат автомобиля запускается, происходит отключение питания, из-за чего якорь возвращается в изначальное положение под действием возвратной пружины. Происходит размыкание контактов, из-за чего бендикс может выйти из зацепления.
Распространенные поломки втягивающего реле
Основные причины выхода из строя втягивающего реле стартера следующие:
- Физический износ.
- Выгорание контактных пластин.
- Разрушение компонентов.
- Сгорание обмотки.
Как определить, что втягивающее реле вышло из строя:
- Двигатель запускается, но стартер не хочет отключаться, постоянно вращаясь. В это время вы слышите характерное жужжание.
- Стартер вращается после запуска, однако не может запустить двигатель.
- Когда ключ в замке зажигания поворачивается в изначальное положение, слышен щелчок включения стартера, но вращаться он не хочет.
Как проверить втягивающее реле стартера
Как уже упоминалось выше, работа втягивающего реле, а также самого стартера основывается на принципе электромагнетизма. Когда напряжение подается на обмотки, реле воздействует на якорь. Он, в свою очередь, изменяет положение шестерни бендикса, чтобы она зацепилась с венцом маховика. В это же время замыкаются контакты, обеспечивающие подачу напряжения на обмотки стартера. Для того чтобы двигатель автомобиля запустился, всё это должно произойти очень быстро. Если хотя бы один из элементов работает неправильно, завести автомобиль вы не сможете.
Для проверки реле стартера вовсе не нужно снимать данный элемент с автомобиля. Эксперты советуют замкнуть контактные болты, расположенные на задней части реле, воспользовавшись куском провода либо металла.
В результате этого вы обеспечите подачу тока на обмотки стартера. Если это привело к вращению стартера, можно прийти к выводу, что стартер работает нормально, а проблема кроется в самом реле.
Если же втягивающее щелкает стартер не крутит, это свидетельствует о том, что реле, вероятно, рабочее, а причину поломки надо искать непосредственно в стартере.
Ремонт втягивающего реле стартера
Если вы пришли к выводу, что тяговое реле стартера вышло из строя, необходимо выполнять его ремонт. Сразу хотим отметить, что в большинстве случаев гораздо проще заменить данный элемент, чем восстанавливать его работоспособность.
Многие производители изготавливают неразборные реле для того, чтобы сделать этот узел наиболее надёжным. В таких ситуациях придется просто менять втягивающее реле на новое. Если же стартер в вашем авто оснащен разборным реле, можно отремонтировать его своими силами. Нередко реле не работает по следующим причинам:
- механический привод износился и вышел из строя;
- в обмотке произошло замыкание;
- «пятаки» или контакты обгорели.
Определить каждую из вышеперечисленных неисправностей можно после разборки. Правда, для определения целостности обмоток придется воспользоваться омметром. Во время измерения сопротивления между окончаниями провода и корпусом данный показатель должен составлять минимум 10 кОм. В противном случае произошло замыкание обмоток, поэтому нужно будет идти в магазин за новым реле.
Установка нового либо восстановленного реле осуществляется в обратной демонтажу последовательности. У многих автолюбителей на данном этапе возникает проблема, которая заключается в том, как подключить реле стартера. Для того чтобы избежать таких неприятностей, советуем предварительно пометить отключенные клеммы. Прежде чем установить реле, не забудьте тщательно зачистить контакты, а также обезжирить их.
avtopub.com
Ремонт электрической части реле - продолжение
При эксплуатации иногда необходимо определить обмоточные данные катушек пускателей либо контакторов переменного тока (аппаратов с разомкнутым магнитопроводом в обесточенном состоянии) или трансформаторов, магнитных усилителей (аппаратов с замкнутым магнитопроводом), когда нет никаких данных, кроме размеров сердечника магнитопровода. Число витков на 1 В рабочего напряжения можно ориентировочно подсчитать по формуле W1В= (35—50)/Sc, где Sc — сечение сердечника, см2 (при сечении сердечника больше 10 см2 надо в числителе брать 50, а при сечении меньше 10 см2 — 35).
Рисунок 8. Устройство для определения числа витков катушки
Рисунок 9. Устройство для выявления короткозамкнутых витков в катушке
Устройства для определения числа витков и выявления короткозамкнутых витков в катушках. Устройство для определения числа витков (рисунок 8) состоит из сердечника 3 со съемным ярмом 4, эталонной катушки 5 с отпайками и переключателем 6, обмотки 2 и нульиндикатора переменного тока 7. Для определения числа витков в катушке 1 ее надевают на один из стержней сердечника 3, последний замыкают ярмом 4, подключают питание к обмотке 2 и, манипулируя переключателем 6, подбирают такое число витков эталонной катушки, чтобы индуктированная в ней эдс была равна эдс, индуктированной в проверяемой катушке (в этом случае нуль-индикатор покажет, что уравнительный ток по встречно включенным катушкам 1 и 5 не проходит). При этом число витков в проверяемой катушке равно известному числу витков эталонной катушки. Устройство для выявления короткозамкнутых витков в катушке (рисунок 9) содержит разомкнутый сердечник 5, питающую обмотку 4, размещенную в середине сердечника, вторичную обмотку (одинаковые катушки 3 которой симметрично размещены на сердечнике по разные стороны от питающей обмотки 4 и включены встречно между собой) и милливольтметр 1. Поскольку катушки 3 обмотки включены встречно, их ЭДС уравновешены и стрелка прибора находится против нулевого деления шкалы. Равновесие не нарушится, если проверяемая катушка 2, надетая с одной стороны на сердечник, не имеет короткозамкнутых витков. Если же в проверяемой катушке есть короткозамкнутые витки, по ним будет протекать индуктированный ток, в результате магнитное равновесие нарушится и стрелка прибора отклонится.
Ремонт электрических контактов
Электрический контакт в общем виде — место перехода тока из одной токоведущей части в другую. Это может быть переход в месте соединения двух проводов и в месте подсоединения провода к аппарату или прибору. Кроме того, электрический контакт используют в качестве исполнительного органа аппарата, предназначенного для размыкания и замыкания электрической цепи. В первых двух случаях конструктивное оформление контакта одинаковое, например: в виде неразъемного соединения путем пайки, скрутки (в аппаратах накрутка), разъемного резьбового соединения, штепсельного соединения и др. В третьем случае контакт существенно отличается от первых двух видов и называется контактом электрического аппарата, состоящим обычно из подвижного (подвижного контакта) и неподвижного (неподвижного контакта) элемента. При ремонте аппаратуры релейной защиты и автоматики уделяют внимание тем контактам, которые имеются в соответствующем аппарате, т. е. собственно контакт аппарата и контакты, с помощью которых к аппарату подключают провода. В дальнейшем будем различать контактные соединения (место соединения двух проводников) и контакт электрического аппарата или просто контакт. Неразъемным называют такое контактное соединение токоведущих частей, которое не может быть разобрано на части без его разрушения. Неразъемные контактные соединения выполняют пайкой, сваркой или опрессовкой. Разъемным называют контактное соединение, которое в процессе эксплуатации может быть разобрано и повторно собрано без повреждения устройства. Разъемные контактные соединения выполняют винтовыми, болтовыми или клиновыми. Подвижные контактные соединения обычно обеспечивают непрерывность электрического соединения двух токоведущих частей, одна из которых при эксплуатации движется относительно другой. Контактом электрического аппарата называют конструктивный узел, с помощью которого при работе электрического аппарата замыкается или размыкается электрическая цепь. Подвижным называют контакт, жестко или упруго связанный с подвижными частями электрического аппарата и перемещающийся вместе с ними, а неподвижным — контакт, жестко или упруго связанный с неподвижными частями электрического аппарата и остающийся неподвижным или слегка перемещающийся вследствие деформации пружины при нажатии на него подвижного контакта. Замыкающим является контакт, разомкнутый при отсутствии управляющего воздействия на аппарат (обесточены обмотки, не нажимают на кнопку), размыкающим — контакт, замкнутый при отсутствии управляющего воздействия на аппарат. Главным называют контакт электрического аппарата, коммутирующий ток в главной (силовой) цепи, а предварительным — контакт электрического аппарата, коммутирующий ток в одной цепи с главным контактом, но замыкающийся ранее и размыкающийся позднее главного (с целью предохранения главного от обгорания), однако не предназначенный для гашения электрической дуги. Дугогасительный контакт представляет собой контакт электрического аппарата, коммутирующий ток в главной цепи, но замыкающийся ранее и размыкающийся позднее главного контакта (и предварительного при его наличии), предназначенный для гашения электрической цепи. Блок-контакт — это контакт электрического аппарата, коммутирующий ток во вторичной цепи (цепи управления, сигнализации, блокировки и т. п.). Однополюсным является электрический аппарат, имеющий один главный контакт, коммутирующий ток в одной электрической цепи, а многополюсным (двухполюсный, трехполюсный) — аппарат, имеющий два, три и более главных контактов, изолированных друг от друга и коммутирующих ток в различных электрических цепях или полюсах (фазах) одной электрической цепи. Скользящим называют контакт, у которого при перемещении подвижного органа аппарата подвижный контакт скользит по неподвижному, катящимся — контакт, у которого подвижный контакт катится по неподвижному, клиновым — скользящий контакт, у которого при передвижении подвижного контакта происходит его вклинивание в неподвижный, и щеточным — контакт, выполненный из тонких пружинящих пластинок проводящего материала, механически и электрически соединенных вместе так, что каждая пластинка при замыкании контакта дает отдельный электрический контакт. Контактный мостик (мостик)—это подвижный контакт, который при замыкании опирается концами на два неподвижных контакта и образует с ними общую электрическую цепь. Провалом контакта является расстояние, на которое может сместиться место конечного касания подвижного контакта с неподвижным из положения полного замыкания, если будет удален тот контакт (подвижный или неподвижный), который закреплен жестко, раствором — кратчайшее расстояние между контактными поверхностями подвижного и неподвижного контактов в разомкнутом положении. Начальным нажатием контакта называют нажатие пружины на контактный рычаг при разомкнутом контакте, пересчитанное к точке первоначального касания контактов, конечным — нажатие в момент окончания процесса замыкания подвижного контакта с неподвижным. Стыковым называют контакт, у которого подвижный контакт перемещается перпендикулярно (или под каким-либо углом) к контактной поверхности, причем с момента соприкосновения подвижного контакта с неподвижным его движение или совершенно прекращается, или происходит лишь в виде незначительного проскальзывания (притирания), плоским — скользящий контакт, у которого подвижный контакт скользит по неподвижному, перемещаясь в одной плоскости с контактной поверхностью. Вывод электротехнического устройства представляет собой часть этого устройства, предназначенную для электрического соединения его с другими устройствами. Контактным зажимом (зажим) называют устройство, предназначенное для присоединения проводников, подводимых к аппарату извне или электрически соединяющих между собой различные части аппарата. В зависимости от геометрической формы перехода одной токоведущей части к другой при их соприкосновении контакты разделяют на плоскостные, линейные и точечные. Плоскостным является контакт, в котором переход от одной токоведущей части к другой при их соприкосновении осуществляется по плоскости. Такой контакт, в частности, образуется в месте соединения двух прямоугольных шин внахлестку. Линейным служит контакт, в котором переход от одной токоведущей части к другой при их соприкосновении осуществляется по линии. Такой контакт образуется в месте соединения токоведущих частей с цилиндрической и плоской поверхностями, двух токоведущих частей с цилиндрическими поверхностями, у которых образующие параллельны. Точечным называют контакт, в котором переход от одной токоведущей части к другой сосредоточен на очень маленьком участке (в точке). Такой контакт образуется в месте соединения токоведущих частей со сферической и плоской поверхностями, двух токоведущих частей со сферическими поверхностями и цилиндрическими поверхностями, у которых образующие—скрещивающиеся прямые. Конструктивное выполнение контактных соединений и контактов электрических аппаратов. При монтаже проводок контактные соединения проводов между собой выполняют пайкой, предварительно скрутив зачищенные концы проводов, или, введя их в гильзу, сваривают либо опрессовывают (холодная сварка). При соединении в гильзах алюминиевых проводов (алюминиевые гильзы ГАО) опрессование производят с помощью кварцевазелиновой пасты, что способствует разрушению оксидной пленки и обеспечивает требуемую надежность контактного соединения. При монтаже аппаратуры релейной защиты и автоматики непосредственное соединение проводов между собой в пределах аппарата, прибора или панели, на которой эти приборы и аппараты установлены, не допускается. Такие соединения выполняют на зажимах аппаратов или переходных зажимах, чаще наборных. Провода, подключаемые к зажимам, оконцовывают пестиком (рисунок 10, а), колечком (рисунок 10, б) или блочными наконечниками (рисунок 10, в). Поскольку алюминий обладает текучестью и контакт с течением времени может ослабнуть, то при подключении алюминиевых жил проводов к ламелям зажимов и шпилькам или колкам приборов используют ограничивающие (шайбы-звездочки) и пружинные шайбы. В отдельных случаях предварительно оконцовывают провод с алюминиевыми жилами блочным наконечником. Кроме того, применяют безвинтовые зажимы, в которых зачищенный провод встав- . ляется в гнездо и прижимается к контактной пластине пружиной, а также безвинтовые зажимы, не требующие зачистки изоляции. При вставке конца провода в прорезь изоляцию прорезают и провод заклинивают в прорези, чем и обеспечивается надежный контакт.
Рисунок 10. Способы оконцевания алюминиевых проводов и жил контрольных кабелей к зажимам: а — пестиком, б — колечком, в — блочными наконечниками
Подключение проводов к малогабаритным аппаратам (реле телефонного типа, малогабаритным ключам управления, например МКВ, МКФ и др.) осуществляют пайкой к лепесткам, в виде которых выполнены выводы этих аппаратов. В настоящее время в сложных электронных и электротехнических устройствах получило широкое распространение соединение провода с выводом методом накрутки. Накруткой называют такое соединение между проводом и выводом с острыми краями, при котором провод наматывается непосредственно на вывод с контролируемым усилием, причем несколько витков провода, врезаясь, запираются на острых краях вывода. Соединение «провод — вывод» удерживается благодаря упругим напряжениям, возникающим в этих элементах. Острые края вывода образуют точки высокого давления, приводящие к появлению выемок как на проводе, так и на выводе. В результате получается газонепроницаемое соединение двух металлов, обеспечивающее стабильную электрическую проводимость и механическую прочность. Разновидностью рассмотренного метода монтажа накруткой является бандажирование, т. е. соединение провода с выводом, имеющим острые края, при котором провод прикладывается к широкой поверхности вывода вдоль него и прикрепляется несколькими витками бандажной проволоки, наматываемой вокруг вывода и провода с контролируемым усилием.
Рисунок 11. Штепсельный разъем: а — вилка, б — розетка
Большое распространение для быстрого механического и электрического соединения и разъединения проводов, жгутов и кабелей получили штепсельные разъемы. Штепсельный разъем состоит из двух ответных частей: вилки и розетки. В большинстве случаев соединение и разъединение частей разъема осуществляются вручную в обесточенном состоянии. Однако иногда применяют штепсельные разъемы, допускающие соединение и разъединение частей под током и имеющие устройство для дистанционного управления. Штепсельный разъем ШР состоит из вилки (рисунок 11, а) и розетки (рисунок 11, б). Вилка состоит из корпуса 1 с фланцем и изолятора с контактными штырями 2, а розетка — из корпуса 5, изолятора 7 с гнездами 3, накидной гайки 4 и разъемного патрубка 6. Гнезда розетки располагаются против соответствующих контактных штырей вилки, соединяют их и навертывают накидную гайку на резьбовую часть вилки, при этом ее контактные штыри полностью вводятся в гнезда розетки. Контакты электрических аппаратов, предназначенные для размыкания и замыкания электрической цепи, отличаются большим разнообразием. В предохранителях обычно используют плоский (рисунок 12, а) или цилиндрический (рисунок 12, б) поверхностный контакт между пинцетом и вставкой, в рубильниках и переключателях — линейный контакт между ножом и губкой (рисунок 12, в), в воздушных автоматических выключателях и контакторах — также линейный контакт между подвижным и неподвижным контактами (рисунок 12, г), в контактных реле — линейные (рисунок 12, д) и точечные контакты (рисунок 12, е и ж). Выбор материала для контактов определяется режимными параметрами электрической цепи, в которой находятся контакты. Для сильноточных цепей важным фактором является нагрев контактов в процессе работы, вызывающий увеличение переходного сопротивления и приваривание.
Рисунок 12. Виды контактов электрических аппаратов: а — плоский, б — цилиндрический, в—д —• линейные, е, ж — точечные
Поэтому материал для контактов подбирают с хорошей проводимостью, стойкий по отношению к электрической дуге и не подверженный свариванию при работе аппарата в пределах его коммутационной способности. Для некоторых силовых коммутирующих аппаратов применяют контакты, изготовленные методом металлокерамики из специальной композиции на основе серебра и графита, серебра, никеля и графита и др. Для контактов, работающих в цепях с очень малыми токами и напряжениями (в слаботочных цепях), основным фактором является влияние на них поверхностных пленок, значительно увеличивающих переходное сопротивление. Поэтому такие контакты должны иметь покрытие из очень инертных материалов (например, золото для контактов в цепях с микротоками и микронапряжениями). При ремонте аппаратуры релейной защиты и автоматики значительный объем работ составляет ремонт контактных соединений и контактов. К таким работам относят: осмотр контактных соединений и контактов и выявление дефектных, демонтаж контактных соединений, зачистку контактных поверхностей контактов, замену контактов или отдельных деталей, вышедших из строя, переделку замыкающих контактов на размыкающие и, наоборот, регулировку контактов. При осмотре резьбовых контактных соединений обращают внимание на исправность резьбы винтов и втулок, целость головок винтов и шлицев, граней гаек и концов шпилек, наличие шайб, гаек и контргаек. Прочность паек проверяют осмотром и легким подергиванием. Ненадежные и окислившиеся соединения перепаивают. Дефектные детали резьбовых соединений заменяют новыми. Выводы аппаратов надежно закрепляют в основаниях, а подключаемые к ним провода зажимают. Должны быть приняты меры от воздействия механических усилий на контактные соединения. Если выводы аппарата установлены на металлическом основании, необходимо их надежно изолировать. При осмотре контактов аппаратов, предназначенных для замыкания и размыкания электрических цепей, проверяют состояние подвижных и неподвижных контактов. Подгоревшие и оплавившиеся контакты зачищают надфилем и полируют стальной пластинкой (воронилом). Промывка контактов какими-либо составами или жидкостями не допускается. Коммутирующие контакты, выполненные из композиций на основе серебра методом металлокерамики, не зачищают, а при износе заменяют новыми. Контролируют ход подвижных контактов и совместный ход подвижных контактов с неподвижными, раствор (зазор между контактами в отключенном положении), движение подвижного контакта относительно неподвижного после их соприкосновения (скольжение, перекатывание). Проверяют последовательность замыкания и размыкания контактов. Каждый мостиковый контакт должен одновременно соприкасаться с неподвижными контактами, контакты всех полюсов автоматов, контакторов и магнитных пускателей должны замыкаться одновременно; в кнопках управления реверсивными магнитными пускателями (при воздействии на нее) сначала должен размыкаться размыкающий контакт и после некоторого свободного хода замыкаться замыкающий контакт; в аппаратах для переключения в цепях трансформаторов тока необходимо безобрывное переключение, когда при любом положении переключателя обеспечивается непрерывность токовой цепи. Замыкание и размыкание в командоаппаратах (ключей управления и других многоконтактных аппаратов) должно происходить в соответствии с контроллерной диаграммой. Последовательность замыкания и размыкания контактов удобно контролировать с помощью ламп. Для проверки одновременности замыкания контактов трехполюсного автомата, контактора или рубильника собирают схему (рисунок 13, а). Если контакты отрегулированы правильно, при медленном движении подвижных контактов к неподвижным их начальное касание произойдет в одно и то же время, что можно установить по одновременному загоранию всех трех ламп. Для проверки последовательности замыкания контактов кнопки управления собирают схему, показанную на рисунок 13, б. При правильной регулировке контактов, если воздействовать на кнопку, медленно вжимая ее, погаснет лампа Л1, после чего загорится лампа Л2. Для проверки контакта, переключающего электрическую цепь без ее обрыва, собирают схему, показанную на рисунок 13, в. Если контакты отрегулированы правильно, будет гореть лампа Л1, при воздействии на подвижный контакт сначала загорится лампа Л2, причем Л1 будет продолжать гореть, а затем, при дальнейшем движении подвижного контакта, погаснет. При ремонте аппаратов часто приходится переделывать контактную систему с целью изменения числа размыкающих и замыкающих контактов. Для этого в пакетных ключах и переключателях (в зависимости от их конструкции) в соответствующем пакете поворачивают подвижный контакт на некоторый угол или заменяют его на другой (в ключах завода «Электропульт»), поворачивают или заменяют кулачковую шайбу (в универсальных переключателях УП5000).
Рисунок 13. Проверка последовательности замыкания и размыкания контактов электрических аппаратов: а — замыкающих, б — переключающих, в — с безобрывным переключением
Рисунок 14. Секция универсального переключателя УП5300
Рисунок 15. Контактный пакет ключа управления
На рисунок 14 показана секция универсального переключателя УП5300, у которой в исходном положении замкнут левый контакт (контактный палец 2 прижат к скобе 3 с неподвижными контактами). При необходимости замыкания в исходном положении правого контакта (контактный палец 4 прижат к скобе 3), достаточно кулачковую шайбу 5 повернуть на 180°, а шайбу 6 переместить на центральном валике 7, поменяв местами с кулачковой шайбой 1 так, чтобы ее выступ 9 упирался в скобу 8 включения контактного пальца 4.
Рисунок 16. Положение главных контактов контактора: а — начальное касание, б — окончательное включение
На рисунок 15 показан контактный пакет ключа управления КУ завода «Электропульт», подвижный контакт 1 которого в исходном положении не замыкает ни одной из пар неподвижных контактов. Если нужно, чтобы он замыкал в исходном положении контакты 3—5 или 2—4, достаточно подвижный контакт повернуть несколько вправо или примерно на 45° влево. Аналогично переделывают и блокировочные контакты КСА и КСУ. Вопросы регулировки контактов реле подробно рассмотрены в гл. XII, посвященной испытанию реле, поэтому ниже приводим технологию регулировки контактов контакторов и автоматических выключателей. При регулировке контакторов добиваются нормированных значений растворов, провалов, нажатия (начального и конечного) контактов. Контакты должны соприкасаться по линии, прилегая один к другому не менее 70—80% ширины контакта от момента начального касания до полностью включенного состояния. При замыкании и размыкании подвижный контакт должен перекатываться с одновременным проскальзыванием по неподвижному контакту 2. Рассмотрим, как происходит включение главных (силовых) контактов контактора от момента начального касания (рисунок 16, а) до окончательного включения (рисунок 16, б). При повороте вала (на чертеже не показан) планка 1, закрепленная на нем, также поворачивается, пружина 5 сжимается и нажатие контакта увеличивается до момента окончательного включения. При этом подвижный контакт перекатывается с одновременным проскальзыванием по неподвижному контакту. В момент начального касания в точке 3 возникает значительное переходное сопротивление и под действием тока нагрузки возможно в этом месте оплавление контакта. Однако благодаря проскальзыванию происходит самоочищение контакта и установка его на неповрежденном участке в точке 6. Начальное нажатие измеряют при разомкнутом контакте, для чего на подвижный контакт в месте начального касания надевают петлю из тонкого шнура и, вставив между подвижным контактом и планкой (в месте упора) полоску тонкой бумаги, оттягивают подвижный контакт за петлю динамометром. Показание динамометра, когда полоску бумаги можно легко вытянуть, определяет начальное нажатие контактов. Конечное нажатие измеряют аналогичным способом, но петлю надевают на подвижный контакт в месте касания контактов при включенном контакторе (точка 6), а полоску тонкой бумаги вставляют между неподвижным и подвижным контактами. Раствор контактов измеряют при отключенном контакторе в самом узком месте между контактами. При этом пользуются шаблоном в виде пластинки, одна сторона которой равна минимальному, а другая — максимально допустимому раствору. Провал практически замерить нельзя. Поэтому мерой провала служит расстояние А между планкой 1 и подвижным контактом 4 в месте упора при включенном контакторе. Очевидно, рассмотренные параметры зависят и от величины хода якоря магнитной системы. При наличии блок-контактов их регулировку выполняют также исходя из нормированных рассмотренных параметров. При ремонте автоматических выключателей серии A3100 надо иметь в виду, что, если толщина металлокерамического слоя в контактах или провал контактов станет меньше 0,5 мм, такой автомат к работе непригоден и должен быть заменен новым. У автомата А3140 кроме главных имеются и искрогасительные контакты, которые при включении должны замыкаться раньше, а при отключении — размыкаться позже главных контактов, для чего искрогасительный контакт должен опережать главный не менее чем на 1 мм. Провал этих контактов не нормируется, поскольку обеспечивается при условии соблюдения правильной регулировки главного контакта и указанного опережения дугогасительного контакта. Места замеров и регулировочные данные для каждого типа автомата приводятся в заводских инструкциях.
diplomka.net
Видеоматериалы
Опыт пилотных регионов, где соцнормы на электроэнергию уже введены, показывает: граждане платить стали меньше
Подробнее...С начала года из ветхого и аварийного жилья в республике были переселены десятки семей
Подробнее...Более 10-ти миллионов рублей направлено на капитальный ремонт многоквартирных домов в Лескенском районе
Подробнее...Актуальные темы
ОТЧЕТ о деятельности министерства энергетики, ЖКХ и тарифной политики Кабардино-Балкарской Республики в сфере государственного регулирования и контроля цен и тарифов в 2012 году и об основных задачах на 2013 год
Подробнее...Предложения организаций, осуществляющих регулируемую деятельность о размере подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на 2013 год
Подробнее...
КОНТАКТЫ
360051, КБР, г. Нальчик
ул. Горького, 4
тел: 8 (8662) 40-93-82
факс: 8 (8662) 47-31-81
e-mail:
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.