17.07.2024

Самая северная атомная электростанция россии: 521: Web server is down

Содержание

Первая в мире АЭС за Полярным кругом и первый атомный ледокол «Ленин»

Пишет Валерий Гикавый: Буквально вчера вернулся из поездки по Кольскому полуострову. До этого я ни разу не был на действующей атомной электростанции. Предполагал, что там жесткие требования по безопасности объекта — все таки стратегическое и потенциально опасное производство. Читал, что используется очень строгий регламент у сотрудников для предотвращения воздействия радиации на человека. Много говорили, что атомная станция абсолютно безопасна для проживающих рядом людей и экологии.

Но то, что я увидел в действительности совершенно не совпало с моими теоретическими представлениями и ожиданиями…

Мне очень многое называли в Мурманской области самым/самым СЕВЕРНЫМ (мы еще вспомним все это в последующих постах), но вот Кольская атомная электростанция не самая северная. Самой северной сейчас считается Билибинская АЭС (Чукотская АЭС) – самая северная АЭС России и мира расположена в зоне вечной мерзлоты в Чукотском автономном округе Российской Федерации рядом с городом Билибино, на расстоянии в 4,5 километра от последнего.

Но Кольская АЭС (КАЭС), расположенная в 12 км от города Полярные Зори, тоже имеет свои рекордные регалии — это первая атомная станция мира, построенная за Полярным Кругом.

Давайте посмотрим на историю ее строительства.

Фото 2.

Ленинградское отделение института «Теплоэнергопроект» направило в 1963 году в поселок Зашеек экспедицию С. П. Иловайского для проведения изыскательских работ по выбору площадки для строительства АЭС и будущего поселка энергетиков. Первые строители появились там в конце ноября 1964 года. Перед ними стояла задача создать стройбазу, построить жилье и дороги.

Непосредственно сооружение АЭС берет начало 18 мая 1969 года. В этот день был уложен первый кубометр бетона в основание будущей станции. Строительство города и Кольской АЭС вело управление строительства Кольской АЭС, которое возглавлял Александр Степанович Андрушечко, проработавший в этом качестве 17 лет. В 1971 году стройка была объявлена Всесоюзной ударной комсомольской.

Фото 3.

Интересно, что:
— За основу проекта Кольской атомной станции взяли проекты строительства энергоблоков №3 и №4 Нововоронежской АЭС.
— Во время строительства пришлось несколько раз менять проектировки, т.к. эксплуатация оборудования при экстремально низких северных температурах требовала особого подхода и корректив в проектной документации.
— Первую очередь стройки (энергоблоки №1 и №2) завершили через 4 года, что по меркам сооружения АЭС достаточно быстро.

Фото 4.

В июне 1973 года состоялся пуск первого энергоблока Кольской АЭС. В декабре 1974 года Кольская атомная станция получила в эксплуатацию ядерный реактор №2.

На Кольской АЭС стоят водяные реакторы на медленных нейтронах ВВЭР-440. Их общая мощность – 1760МВт. Третий энергоблок атомной станции подключили к системе в 1983 году, четвертый – в 1984.

Фото 5.

Итак, мы приехали на электростанцию. Скажу сразу — снимать разрешали очень мало и строго следили за этим. В плоть до того, что если в ракурс съемки попадали окна  — снимать запрещено. Все переходы между цехами — снимать запрещено. Процедуры проверки сотрудников — снимать запрещено. С нами ходили два сотрудника безопасности, которые неуклонно следили за исполнением инструкций и предписаний. По этому собственно фото и видео репортаж вам может показаться несколько рваным по контенту.

Я конечно предполагал, что процедур по безопасности и по диагностике заражения сотрудники проходят много, но чтобы так много не думал. Откровенно — больше устал от самих действий по инструкции, чем от осмотра станции.

Началось все с того, что мы переоделись в рабочую одежду и одели синие каски.

Фото 6.

Прошли пункт контроля и проверки документов из холла станции. Кстати, там интересные автоматические кабинки — если ты туда зашел и у тебя какой то косяк с документами — ты уже оттуда не убежишь и будешь заперт. Проверка работников происходит по пропускам и отпечаткам пальцев.  Оборудование все современное, но импортное. Это был уже третий пункт, где у нас проверили допуски и документы, а мы еще только прошли парадную проходную. Очень жесткие правила.

Направляемся в машинный зал.

Фото .7

Итак мы входим в машинный зал. Это место вокруг турбин, которые преобразуют тепловую энергию пара в электрическую.  Они обозначены цифрой 3. А внизу зала находятся различные механизмы, конденсаторы, насосы.

Это второй контур реактора и все тут совершенно не радиоактивно и все безопасно. Сотрудники ходят в каске и обычной рабочей одежде и без всякой последующей обработки.

Фото 8.

Вот так вот выглядит сам зал. Стоит сильный шум от работы турбин, по этому беруши — обязательный элемент экипировки. В помещении ничего лишнего. Везде порядок и ничего нигде не валяется. Обратите внимание. А ведь это огромное предприятие с кучей механизмов и агрегатов.

Фото 9.

Очень много труб и очень мало людей. Такое ощущение, что тут просто никого нет. Все само по себе шумит и гудит.

Фото 10.

По сути пройдя весь машинный зал мы встретили максимум пару человек проходящих мимо.

Фото 11.

Вот кстати, один из них.

Фото 12.

Очень много измерительный приборов. Когда я спросил, почему все же почти все аналоговое, а не цифровое — ответили, что дело в надежности. Хотелось бы эту тему мне копнуть глубже.

Фото 13.

Вот табличка на турбине — работает с 1970 года.

Фото 14.

Однако конечно же очень много всего модернизируется. В общих словах — не тронутым модернизацией остался только корпус реактора и то потому, что эти физически невозможно. Дальше про корпус еще будет интересная информация.

Фото 15.

Собственно чего то прямо эффектного нет — трубы, трубы, стрелки, трубы. Все же ожидают, что прямо перед ними начнут менять стержни с ураном в атомном реакторе. Конечно же, когда все работает — все очень скромно, не считая размеров.

Фото 16.

Как мы уже знаем на АЭС 4 реактора. Соответственно существуют 2 пульта управления, на котором находятся начальник блока (1,2,3,4) и начальник всей смены АЭС. Там же находятся дежурные инженеры.

Зашли на пульт управления 1 и 2 реакторного блока.

Фото 17.

О чем можно спросить руководитея смены? Конечно об авариях, которые были у него на смене. Ничего серьезного нам не рассказали, кроме того, что была перегрузка в сети в связи с аварией на электролиниях. Приходилось снижать мощности станции.

Фото 18.

Вот в этом круге и показаны места расположения стержней в активной зоне.

Фото 19.

Очеередной раз обращаешь внимание на обилие аналоговых приборов и индикаторов.

Фото 20.

Фото 21.

Фото 22.

Двигаемся в реакторный зал.

Фото 23.

А вот кто отвечает за безопасность собственно на станции — ВСЕ кто там работают и находятся!

Фото 24.

Что бы попасть в зал реакторов нужно еще раз переодеться, причем полностью до нижнего белья и обуви.

Так де перед этим мы должны пройти пост контроля службы безопасности (дядька с автоматом проверяет еще раз паспорта и документы) и пост радиационного контроля. Все работающие на станции и проходящие через этот пост в машинный зал получают два индивидуальных дозимитра. Первый накапливает полученное облучение и при выходе оставляется в такой вот ячейке.

Фото 25.

А второй показывает, сколько облучения вы получили за само посещение станции в этой смене и он каждый раз сдается для контроля на пост.

Фото 26.

Прошли вот такой коридор с УФ лампами.

Фото 27.

Поменяли каски, полностью переоделись вплоть до нижнего белья, носков и обуви.

Вот представьте себе, сотрудники так делают постоянно. Даже чтобы выйти на обед нужно все это пройти, а потом когда будут выходить еще и душ обязательно принять и сделать 2 проверки на заражение в автоматических кабинках.

Фото 28.

Это не наше фото, но вот так мы были одеты:

Фото 29.

И вот она — крышка реактора.

Фото 30.

Под этой крышкой находится вот такой реактор:

Фото 31.

Здесь показана установка корпуса ВВЭР-440 на третий блок АЭС Моховце, что в Словакии. Происходит это все 7 сентября 2010 года

Зал на самом деле выглядит очень пустынно. 

Фото 32.

На полу много графических изображений и все покрыто листами металла. Ничем не примечательный потолок на самом деле выдерживает падение самолета.

В прошлом году сообщали, что специалисты Кольской АЭС (филиал Концерна «Росэнергоатом») и специализированных организаций произвели уникальный комплекс работ по восстановлению физико-механических свойств металла корпуса реактора, изменяющихся в процессе эксплуатации за счет радиационного воздействия, — отжиг корпуса реактора энергоблока №1.

В процессе отжига металл корпуса реактора медленно нагревают до 475 градусов по Цельсию. Затем в течение 150 часов его выдерживают при этой температуре и далее постепенно охлаждают.

Ранее в 2016 году из корпуса реактора были вырезаны и подвергнуты отжигу в лабораторных условиях на территории НИЦ «Курчатовский институт» образцы металла (так называемые темплеты) для определения его фактического состояния.

Параллельно в АО ОКБ «Гидропресс» идет работа по обоснованию возможности продления срока эксплуатации корпуса реактора с использованием результатов исследований темплетов, выполненных НИЦ «Курчатовский институт». По результатам прочностных расчетов АО ОКБ «Гидропресс» даст заключение о возможности и условиях продления.

Фото 33.

Стелаж для хранения сборок.

Фото 34.

Тут хранятся футляры для топливных сборок.

Фото 35.

Все это находится прямо в зале и не имеет никакой опасности. Личные дозиметры показывали все по нулям.

Фото 36.

После выхода из реакторного зала обязательно проходим автоматический радиационный контроль ступней ног и ладоней. Ну может трогали что попало или натопали там где не надо!

Фото 37.

А по всей станции висят очень забавные лозунги:

Фото 38.

Кстати, еще в 2006 году Кольская АЭС обзавелась собственным комплексом по переработке жидких радиоактивных отходов. После их переработки по методу Кольской атомной станции остается лишь нерадиоактивный солевой сплав, который далее пока использовать не научились. Он хранится на территории станции в больших металлических бочках.

Подобный комплекс, кстати, единственный в мире!

Давайте пройдем сначала на пульт управления этим комплексом:

Фото 39.

Вот посмотрите как тут уже современно по оборудованию и информационным стендам и приборам.

Фото 40.

Контроль за порцессом.

Фото 41.

А вот они и сами бочки с отходами в твердом виде, которые теперь не представляют никакой опасности.

Фото 42.

Итак, этот комплекс предназначен для извлечения из ёмкостей хранения жидких радиоактивных отходов, накопленных за годы работы АЭС, их очистки и перевода в безопасное состояние. Конечный продукт переработки кубовых остатков – солевой плав не относится к категории радиоактивных отходов и в перспективе может стать исходным материалом для извлечения полезных химических соединений.

Фото 43.

Вот внизу карусель, на которой стоит еще пустая бочка, которая скоро будет заполняться.

Фото 44.

Потом эта бочка поднимается на площадку вот такими клешнями и подъемником.

Фото 45.

Фото 46.

А вот эта защитная плита я не выяснил для чего она, но она выглядит очень надежно 🙂

Фото 47.

На полу всюду обозначения.

Фото 48.

Выходим из зала и тоже проверяемся на зараженность. Я трогал эти соли в бочке — индикаторы показали все по нулям.

Фото 49.

А вот так выглядит сборка стержня для реактора.

Фото 50.

Интересно, что Кольскую атомную станцию можно назвать самой спортивной АЭС России. И вот почему:

— 1700 человек из 2500 рабочих станции занимаются любительским спортом. Это больше, чем 2/3 всего штата. Среди них есть и профессионалы, в основном мастера зимних видов спорта. Некоторые работники ездят даже на чемпионаты России. На территории станции есть собственный бассейн, ледовый дворец и спортивный зал.
— Еще в 1990е годы Кольская атомная станция открыла собственный горнолыжный комплекс «Салма». Горнолыжный спуск стал курортным местом. Часто туда даже приезжают спортсмены из Японии и Китая для тренировок. Среди сотрудников станции ежегодно проводятся соревнования по 16 видам спорта. На эти соревнования приезжают и спортсмены-работники других атомных станций.
— Кольская АЭС имеет свою хоккейную и футбольную команды.
— На благо народа Кольская АЭС вырабатывает питьевую воду, которая очищается в отдельном цехе с системой фильтрации, которую придумали на станции. Водный цех вырабатывает 250 бутылок газированной воды в час.

И еще…

Фото 51.

Учитывая то, что вода из второго контура реактора сливается в водоем — для демонстрации безопасности этого процесса решили построить Форелевый комплекс на Имандре. Как мы помним форель живет только в абсолютно чистой воде, по этому она одновременно будет являться индикатором безопасности воды, сбрасываемой АЭС, а так же будет дополнительной статьей дохода для предприятия.

Фото 52.

Это единственное в области хозяйство, где выращивать рыбу можно круглый год. Теплые воды сбросного канала атомной станции обеспечивают форели курортные условия жизни. Форель здесь вырастает быстро, полновесная, мясистая, на мурманских рынках сейчас как раз торгуют рыбой с Имандры. Осетры на Имандре — экзотика Кольского Севера. Учитывая, что ресурс теплых вод на территории области ограничен сбросным каналом Кольской атомной станции, повторить этот опыт никому больше не дано. Сибирские осетры появились на форелевом хозяйстве Имандры семь лет назад.

Фото 52.

В этих садках разводят осетра и форель. Вот в этом садке осетр растет с 1992 года. Посмотрите, какой он уже огромный. Да, его используют для получения черной икры.

В остальный садках форель. Это по сути прямо на водной поверхности организованы загончики покрытые сеткой. Рыба живет в проточной воде озера.

Фото 53.

Форелька. Предприятие достаточно доходное и постоянно расширяется и развивается.

Фото 54.

Воду АЭС сбрасывает теплую, посмотрите пар идет. Насколько я помню, говорили что вода сейчас зимой в озере +11 градусов.

Фото 55.

К сожалению рыбки и икры попробовать не удалось 🙁

Много чего попало не попало на фото. Потому советую в дополнение к фоторепортажу посмотреть еще и мой видеоролик:

Гигантское по тем временам судно с ядерной силовой установкой спустили на воду 60 лет назад с верфи Адмиралтейского завода в Ленинграде. Это было, без преувеличения, историческое событие. Советский атомоход проложил дорогу нашим судам не только в арктических льдах Северного морского пути, но и к развитию нового направления отечественного флота. Причём он все ещё в рабочем состоянии и если надо может встать в строй. Многие помещения оставили как было в момент завершения эксплуатации. Любителям советского ретро, атомных объектов или флота обязательно к посещению, хотя бы виртуально.

Рекомендуется к просмотру: 

Пуск Ростовской атомной станции — прорыв в будущее Северного Кавказа / Регионы России / Независимая газета

ИЗ ДОСЬЕ НГ:
Владимир Филиппович Погорелый, 1941 года рождения, образование высшее, женат, имеет двух дочерей. В конце декабря 1998 г. был назначен на должность директора Ростовской АЭС, до этого работал заместителем главного инженера Балаковской АЭС.

— ВЛАДИМИР ФИЛИППОВИЧ, правительством России принято решение о пуске в этом году Ростовской АЭС. Но многие жители Приазовья до сих пор не согласны с тем, что атомная станция построена на берегу именно Цимлянского водохранилища, снабжающего водой все оросительные системы, многие хутора, станицы и города как Донского края, так и соседних краев.


— Давайте размышлять. Ростовская область — один из самых крупнейших промышленных комплексов России, больше других страдающий от нехватки электрической мощности. На сегодня Донской край остался с такими станциями, как Шахтинская 1929 года строительства, Каменская 1938 года открытия, Несветайская ГРЭС 1948 года пуска. Единственная палочка-выручалочка — Новочеркасская ГРЭС, крупнейшая на юге России — последний раз работала с избытком в 1994 году. Эти станции не только морально устарели, но и физически не пригодны для дальнейшей эксплуатации. Отсюда и «веерные» отключения, и высокие цены на электроэнергию.


Прогнозируя ситуацию еще в 1975 году, специалисты Ростовского отделения института «Теплоэлектропроект» провели исследования и выполнили технико-экономическое обоснование строительства атомных электростанций на Северном Кавказе. Было признано целесообразным размещение АЭС именно на берегу Цимлянского водохранилища. Для такого решения были учтены все факторы, определяющие надежность и безопасность функционирования станции, а также сохранение экологической системы региона. При этом, во-первых, предусматривалось, что при строительстве атомной станции можно было использовать уже имеющиеся железные и автомобильные дороги и другие подъездные коммуникации. Во-вторых, задействовать мощности крупнейшего в стране завода «Атоммаш», где к этому времени уже был организованный и опытный коллектив строителей. В-третьих, в районе строительства ничего не нужно сносить — там нет населенных пунктов. К тому же пахотные земли практически не занимаются — всего около 300 га (инженерные коммуникации прокладываются вдоль существующей автодороги). И, конечно же, главное, решающее, как я уже сказал, — нехватка электрической мощности.


Проект Ростовской атомной по технической идеологии одинаков со многими другими проектами АЭС. Прежде всего из-за близости к Цимлянскому водохранилищу. Нет ни одной АЭС в мире, которая не находилась бы рядом с крупным водоемом, ведь без источника охлаждения невозможен тепловой цикл станции.


Площадка строительства Ростовской АЭС оказалась пригодной для размещения атомной станции и по следующему условию: в этом краю нет гор, не бывает землетрясений.


Расстояние от главных корпусов АЭС до водохранилища составляет два километра. Много ли воды будет безвозвратно забирать водоем-охладитель? Менее 2% от естественного испарения с поверхности водохранилища, или всего 0,25% притока реки Дон. Как видите, такая незначительная величина никак не может ухудшить состояние водных запасов. Работа атомной станции практически не повлияет на водный баланс в регионе по сравнению с другими пользователями воды.


Скажу прямо, вода в Цимлянском водохранилище далеко не кристальной чистоты. Там заметно превышена предельно допустимая концентрация нефтепродуктов (более чем в 7 раз), опасно повышены концентрации фенолов, тяжелых металлов. Это результат того, что некоторые предприятия, не задумываясь об экологии, сливают различные отходы в водохранилище.



— Проекту Ростовской атомной станции уже 20 лет. Отвечает ли он сегодня современным требованиям безопасности, выдвигаемым к сооружениям такого типа?


— В средствах массовой информации распространялась масса сведений о низком качестве строительства Ростовской АЭС, об устаревшем проекте, ненадежности блока и так далее. Почему-то при этом умалчивалось, что решение о прекращении строительства АЭС в 1990 году было принято на гребне «чернобыльского синдрома» и не имело под собой какого-либо технического обоснования.


Проект Ростовской атомной станции относится к серии унифицированных проектов с водо-водяными реакторами корпусного типа ВВЭР-1000. По такому проекту построены и надежно работают 14 энергоблоков на Запорожской и Балаковской АЭС, Хмельницкой и Калининской АЭС, Южно-Украинской и Ровенской АЭС, на одном из блоков Нововоронежской АЭС и на болгарской АЭС «Козлодуй». Прототипы ВВЭР-1000 отечественного производства — реакторы ВВЭР-440 — имеют длительный (с 1963 года) опыт безаварийной эксплуатации, в том числе и за рубежом. Например, в Финляндии. Наличие герметичной и прочной защитной оболочки реакторов ВВЭР, укрывающей весь первый контур — активную зону — реактора, использование в качестве замедлителя нейтронов раствора борной кислоты вместо пожароопасного графита стало общепринятой мировой практикой и полностью исключает возможность серьезных, и уж тем более катастрофических последствий аварий.


Проект Ростовской АЭС соответствует всем современным требованиям и в сейсмическом, и в экологическом отношении, а следовательно, не представляет для населения Дона какой-либо угрозы. Я хорошо понимаю, что «чернобыльский синдром» нелегко пережить, но есть положительное заключение государственной экспертной комиссии. Например, что касается осадки зданий. Установлено, что с сентября 1983 года по ноябрь 1998 года средняя осадка составила менее 85 мм при допустимом расчетном значении 297 мм для стен обстройки реакторного отделения и менее 14 мм при допустимых 86 мм для машинного зала. По остальным сооружениям осадка также незначительна. Это свидетельствует о том, что научно-техническое решение по обустройству фундаментов реакторных блоков правильно.


Район станции относится к зоне, в которой вероятность 6-балльного землетрясения — один раз в 5000 лет. Так что все слухи, связанные со словами «трещина», «разлом», «землетрясение», надуманы и не имеют под собой никакой почвы. Сейсмобезопасность этой территории полностью доказана и научно обоснована.



— Каковы барьеры безопасности Ростовской атомной?


— Барьеры безопасности нашей АЭС высоки и прочны. Например, использование топлива для реакторов в твердом виде — в форме таблеток. В них удерживается подавляющее количество нуклидов, образующихся в процессе деления ядер. Также полностью исключено попадание нуклидов в атмосферу. Конструкция герметичной оболочки позволяет выдерживать все реально возможные в месте размещения АЭС виды внешних воздействий — землетрясения силой до 7 баллов, смерчи, ураганы, падение самолета массой до 20 тонн при скорости в 700 км в час. Внутри этой оболочки размещается реактор, парогенераторы, циркуляционные ветви с главными насосами, компенсатор давления, гидроемкости аварийного охлаждения. Спринклерная система разбрызгивает внутри герметичной оболочки холодную воду, так что пар, который образуется в случае протечки теплоносителя, конденсируется. Одновременно снижаются давление и температура внутри оболочки. Так что при нормальной работе атомная электростанция является всего лишь безопасным и надежным производителем энергии.



— Избавит ли Ростовская АЭС Северный Кавказ от возведения подобных сооружений? Видите ли вы в ближайшем будущем альтернативу атомной энергетике? Ведь в некоторых странах уже отказываются от их строительства.


— Когда говорят, что Западная Европа перестала строить атомные станции (во Франции, Италии и в других развитых странах), я задаю вопрос: «Мы что, такие плохие?» В Италии, во Франции действительно не строят атомные станции. Во Франции не строят, потому что там уже построено 56 блоков, там переизбыток энергии, они питают Италию, Португалию, Испанию — все окружающие западные страны. Одним нет нужды строить, потому что у них переизбыток электроэнергии, а другим нет нужды, потому что есть за что купить.


К сожалению, пока вся экономика России строится не на развитии производства, а на вывозе углеводородного сырья. Но этому же должен прийти конец. И, похоже, некоторые страны уже делают первые шаги к тому, чтобы ни от кого не зависеть, в том числе и от российского сырья. Франция и Германия создают крупнейшую в мире компанию в области атомной энергетики. Там считают, что наращивание производства энергии просто необходимо, и в первую очередь, для поддержания высокого уровня жизни и экономической стабильности. А кроме того, как долгосрочная альтернатива энергетической зависимости Европы от привозного углеводородного топлива, большая часть которого, подчеркиваю, поступает из нашей страны.


Я считаю, что экономика не только Донского края, но и всего Северного Кавказа во многом потеряла из-за того, что было заморожено строительство Ростовской АЭС. Сегодня региональные генерирующие мощности, так же как и ростовские, я уже отмечал это, работают практически на пределе. При вводе только одного энергоблока АЭС уже с 2000 года область не будет иметь дефицита электроэнергии, а с вводом в 2005 году второго блока появляется значительный избыток в энергии и мощности.


Обеспеченность Северного Кавказа собственными топливно-энергетическими ресурсами составляет на сегодня 56%. Кроме неплатежей за электроэнергию в регионе, вторая проблема — топливо. Собственных источников по газу у нас нет. Ввод одного реактора атомной станции экономит 2 млрд. кубометров природного газа. Это очень много, учитывая, что сейчас энергосистема Северного Кавказа потребляет всего 7,8 млрд. кубометров газа. Что же касается угля, то и здесь не все гладко. Дело в том, что в Восточном Донбассе в связи с реструктуризацией сложилась особая ситуация. Из когда-то добываемых более 25 млн. тонн донбасских углей (имеется в виду российский Донбасс) мы спустились до 8,5-9 млн. тонн добычи. Такое падение привело к тяжелым последствиям, в том числе и для энергетики.


Пуск АЭС позволит улучшить экономическое положение региона за счет развития и активизации промышленной деятельности, повысить уровень занятости, социального обеспечения. Позволит производителям промышленной и сельскохозяйственной продукции снизить ее себестоимость и стать более конкурентоспособной как на собственном, так и на зарубежном рынках. Пуск Ростовской атомной — это не только киловатты электроэнергии. Это прорыв в будущее Северного Кавказа. Это весьма значительные благоприятные социально-экономические возможности развития республик, краев и областей Юга России.



— Городу атомщиков

Почему Ленинградская АЭС стала самой крупнейшей атомной станцией в России


На 6 декабря энергетическая мощность ее пяти действующих энергоблоков составляет 5240 МВт.  Такой показатель в России зафиксирован впервые.


Новый энергоблок в состоянии вырабатывать и передавать в единую энергосистему России электрическую энергию в соответствии с заявленной максимальной мощностью – это подтвердила специальная проверка Объединенного диспетчерского управления энергосистемы Северо-Запада в рамках аттестации генерирующего оборудования.



Кроме того, Ленинградская АЭС – единственная в России станция, где действуют энергоблоки двух разных типов – канальные уран-графитовые и водо-водяные. Пятью энергоблоками ЛАЭС проработает до конца 2018 года. 22 декабря первый блок РБМК-1000 после 45 лет выработки электроэнергии будет остановлен и перейдет в статус «эксплуатация без генерации», начнется новый этап его жизненного цикла – вывод из эксплуатации.


Андрей Петров, генеральный директор АО «Концерн Росэнергоатом»: «Ввод в промышленную эксплуатацию 1-го энергоблока с реактором ВВЭР-1200 Ленинградской АЭС-2, который состоялся в текущем году, стал одним из ключевых событий не только для российской атомной отрасли, но и страны в целом. Мы полностью готовы к выполнению всех взятых на себя обязательств по поставке мощности на оптовый рынок.  Таким образом, до конца текущего года Ленинградская АЭС будет в статусе единственной за всю историю России и Советского Союза самой мощной из российских АЭС, работающей одновременно пятью энергоблоками».


Владимир Перегуда, директор Ленинградской АЭС: «В этом году произойдет не просто полное замещение мощности новым энергоблоком. ВВЭР-1200 выдает на 20% больше мощности, а это значит, что мы обеспечиваем задел для развития промышленности всего Северо-Запада. Мы полностью уверены в безопасной эксплуатации нового энергоблока. Все проверки подтвердили: энергоблок готов работать в полном соответствии с проектом в течение последующих 60-ти лет».



Сегодня Ленинградская АЭС обеспечивает порядка 50% энергопотребления Петербурга и Ленинградской области. Доля во всех мощностях Северо-Запада составляет около 30%.

Первая плавучая атомная электростанция серийного производства для обеспечения энергии в российской Арктике в 2016 году — RT World News

По словам вице-премьера России Дмитрия Рогозина, первая плавучая атомная электростанция, построенная для использования в Арктике, будет готова к октябрю 2016 года.

«Фактически, это ядерный
реактор, который можно подключить к любой береговой инфраструктуре, поэтому
что он питает любой арктический город по кабелю », — сказал
Рогозин, обращаясь к
участники планируемой молодежной арктической экспедиции.

Плавучие реакторы будут использоваться для энергоснабжения портовых городов,
промышленная инфраструктура, нефтегазовые буровые установки и
НПЗ, которые, по мнению Рогозина, станут большим активом
в освоении Арктики. Росатом сообщает 15
страны, включая Китай, Алжир, Индонезию, Малайзию и
Аргентина проявили интерес к аренде таких электростанций для
собственные проекты.


ЧИТАЙТЕ БОЛЬШЕ: Северный полюс-2015: Россия запускает дрейфующую Арктику
станция

Строительство «Академика Ломоносова» началось в 2007 году в Санкт-Петербурге.Петербург. Несамоходное судно будет иметь длину
144 метра и будет эксплуатироваться экипажем из 69 человек. Его два
реакторы смогут производить до 70 мегаватт
электричества, которого хватило бы для питания около 22 000 домохозяйств.

Ожидается, что он станет
флагманский проект серии мобильных электростанций,
сделает его первым в истории массовым корабельным ядерным
электростанция. Он основан на атомных двигателях ледокола.
суда, испытанные и проверенные годами использования в
Арктический.

Рогозин только что вернулся
с открытия «Северный полюс-2015», нового научного дрейфующего
станция предназначена для поддержания присутствия российских исследователей
в Северном Ледовитом океане на несколько месяцев.

Северный полюс. Наша Станция-2015. Годовщина «Битвы на
Лед »на Чудском озере. Но все тихо и по плану)
pic.twitter.com/fm7m2YaUfY

— Дмитрий Рогозин (@DRogozin) апрель
19, 2015

Россия рассматривает Арктику как приоритетную область для исследования и
защита.В конце прошлого года была принята новая военная доктрина.
принята, что означает защиту национальных интересов в
Арктика как одна из главных целей армии. Россия тоже
интенсификация освоения территории в поисках энергоресурсов,
с национальными компаниями, планирующими новые буровые установки.

Первая в мире плавучая атомная станция в России прибыла в порт

Первая в мире плавучая атомная электростанция «Академик Ломоносов» завершила свою одиссею из арктического порта Мурманск на Дальний Восток страны, но экологи опасаются последствий

Первая в мире плавучая атомная электростанция в России завершила в субботу арктический переход на дальний восток страны протяженностью 5 000 километров (3100 миль), сообщило ядерное агентство «Росатом».

«Плавучая атомная электростанция« Академик Ломоносов »прибыла … в Певек, Чукотский автономный округ», где она должна начать работу к концу года после подключения к местной электросети, сообщил Росатом.

Самая северная атомная электростанция в мире покинула Мурманск на крайнем севере России 23 августа после загрузки горючего ядерного топлива.

Платформа весом 21 тонну, 144 метра (470 футов) в длину и 30 метров в ширину, которая предназначена для удовлетворения энергетических потребностей удаленных населенных пунктов, была отбуксирована в Певек группой судов.

На станции установлены два реактора мощностью 35 мегаватт, которые больше соответствуют мощности атомных ледоколов, чем типичные атомные станции нового поколения мощностью около 1000 МВт.

«Академик Ломоносов» должен обеспечивать энергией около 100 000 человек, а также снабжать энергией нефтяные платформы, поскольку Россия развивает добычу природных ресурсов в богатой полезными ископаемыми территории, восточная оконечность которой находится в нескольких десятках километров от Аляски.

«Возможно, это небольшой шаг к устойчивому развитию Арктики, но это гигантский шаг к декарбонизации удаленных автономных зон и поворотный момент в глобальном развитии малых модульных атомных станций», — заявил глава Росатома Алексей Лихачев. заявление.

Экологические группы под руководством Гринпис России, однако, долго критиковали проект, предупреждая, что он будет иметь «серьезные последствия» для хрупкой экосистемы в случае штормов или аварий.

Гринпис предупредил об опасности «ядерного Титаника» и «Чернобыля на льду», а экологические опасения усилились после августовского взрыва на ядерном исследовательском объекте на крайнем севере России, в результате которого местные уровни радиации на короткое время резко повысились.

Ядерная промышленность в целом стремилась заново изобрести себя в условиях депрессивного рынка, в частности, путем производства небольших модульных реакторов с привлекательными ценами, чтобы привлечь потенциальных новых клиентов.

Индустрия приветствует высокий спрос, особенно на атомные подводные лодки, а также на ледоколы и авианосцы, которые все больше предназначены для изолированных и бедных инфраструктурой регионов.


Россия запускает плавучий ядерный реактор в Арктике, несмотря на предупреждения


© 2019 AFP

Цитата :
Первая в мире плавучая атомная электростанция прибыла в порт (15 сентября 2019 г.)
получено 30 ноября 2020
из https: // techxplore.ru / news / 2019-09-russia-world-first-nucle-port.html

Этот документ защищен авторским правом. За исключением честных сделок с целью частного изучения или исследования, никакие
часть может быть воспроизведена без письменного разрешения. Контент предоставляется только в информационных целях.

Российский атомный гигант Росатом на передовой арктической экспансии Москвы

Выступая на форуме, генеральный директор Росатома Алексей Лихачев подчеркнул, что у компании есть широкий спектр проектов и предложений в области транспорта, энергетики, добычи полезных ископаемых и защиты окружающей среды. многие из них принимаются во внимание государством и компаниями, работающими в регионе.

Например, атомные ледоколы Росатома активно участвуют в создании так называемого Северного морского пути — нового северного морского пути, пролегающего вдоль арктического побережья России от Карского моря до Берингова пролива. А Билибинская АЭС обеспечивает электроэнергией арктические территории. Кроме того, компания по праву гордится своей ролью в решении существующих экологических проблем, связанных с так называемым «ядерным наследием», демонтажом и утилизацией термоэлектрических генераторов с ядерными двигателями и содействием снижению радиации на загрязненных территориях.

Росатом разработал собственную «Программу инновационного развития и технологической модернизации до 2020 года», направленную на повышение эффективности строительства и эксплуатации объектов, возводимых в Арктике, в секторах инфраструктуры энергетики, транспорта и связи за счет использования новых технологий.

Выступая на полях форума в интервью РИА Новости, генеральный директор Росатома по управлению инновациями Вячеслав Перхуков подчеркнул, что в госпрограмме развития Арктики учтены многие предложения компании.По словам чиновника, это предложения Росатома по развитию атомного ледокольного флота России, а также его предложения по обеспечению ядерной и радиационной безопасности. Другие предложения, как и следовало ожидать, включают в себя обеспечение арктических территорий ядерной энергией и даже проекты по созданию новых смесей и соединений стали и сплавов для использования в арктических условиях.

Самый северный горный кластер планеты

Росатом играет активную роль в строительстве нового крупного промышленного кластера в Арктике, который он планирует разместить на архипелаге Новая Земля для добычи и переработки свинцовых и цинковых руд.Горнодобывающий дивизион госкорпорации «Атомредметзолото» (АРМЗ) подписал на форуме соглашение с правительством Архангельской области по широкому кругу вопросов, связанных с этим проектом.

По завершении проект «Новая Земля» станет крупнейшим горно-обогатительным комбинатом в Арктике, который будет перерабатывать около 220 000 тонн цинка и 50 000 тонн свинцового концентрата в год, а также 16 тонн серебра. Ожидается, что в проект будет вложено около 27 миллиардов рублей (или 479 миллионов долларов США), который начнет работу в 2021 или 2022 годах.Глава Росатома подчеркнул, что отечественные и зарубежные покупатели уже проявили интерес к продукции проекта, и предварительные договоренности уже разрабатываются.

©
AP Photo / Пресс-служба Роснефти

Нефтяная буровая платформа «Российская Арктика».

АРМЗ, Росатомфлот (дочерняя компания Росатома, обслуживающая российский флот атомных ледоколов) и горнодобывающая компания Востокуголь также подписали соглашение, которое поможет построить морской порт для поддержки работы горнодобывающего мегапроекта.

Также на форуме Атомэнергомаш (дочернее предприятие Госкорпорации «Росатом») и Новатэк (крупнейший независимый производитель газа в России) подписали соглашение о формировании партнерства по локализации производства оборудования, трубопроводов и модулей большой мощности для заводов СПГ, в том числе новых марки стали отечественного производства.

Флот атомных ледоколов

На форуме

«Арктика: территория диалога» также широко обсуждались вопросы строительства новых атомных ледоколов для укрепления лидерства России в Арктике.В настоящее время Петербургский «Балтийский завод» строит серию из трех универсальных атомных ледоколов, известных как ледокол ЛК-60Я (или проект 22220). После ввода в эксплуатацию в 2019 году первое судно грузоподъемностью 33 500 тонн, спущенное на воду в июне прошлого года, станет самым большим и мощным ледоколом в мире, превзойдя еще одно российское судно — 50 лет Победы.

Ледоколам нового класса будет поручено сопровождать конвои в сложных морских условиях Арктики, преодолевая лед толщиной до трех метров.Корабли позволят грузовым судам доставлять углеводороды с месторождений на полуостровах Ямал и Гыдан в Карское море или даже на рынки Азии. Двухосадочная конструкция ледоколов делает их идеальными для использования в арктических водах и в устьях полярных рек России.

По словам официальных лиц, вслед за «Арктикой» два других корабля — «Сибирь» и «Урал» будут сданы в конце 2020 и 2021 годов. Также ведутся переговоры о строительстве еще двух кораблей класса ЛК-60Я. В беседе с РИА Новости вице-премьер Дмитрий Рогозин сказал, что дополнительные суда будут заказаны, если и когда объемы перевозок вырастут, и когда так называемый восточный маршрут (от завода СПГ в Сабетте, который сейчас строится) начнет свою работу в Юго-Восточную Азию.«С учетом технологического цикла изготовления ледоколов, мы своевременно примем соответствующее решение», — подчеркнул чиновник.

В переговорах по кораблям ЛК-60Я также учтены планы постройки еще одного судна — ЛК-110Я, также известного как «Лидер». Ожидается, что это массивное судно длиной 206 метров и массой 55 600 тонн будет заложено в 2019 году. Ледокол предназначен для круглогодичной арктической навигации, независимо от погодных условий, не только на Северном морском пути, но и на море. так называемый высокоширотный арктический маршрут.

Атомный ледокол проекта «Лидер». Концептуальное искусство.

Мобильные плавучие атомные электростанции

Инженеры российской атомной отрасли и Санкт-Петербургское конструкторское бюро «Айсберг» разработали концептуальный проект плавучей атомной электростанции, которая, по их словам, обеспечит стабильный источник электроэнергии для ряда проектов освоения Арктики. .

Ведутся работы по созданию электростанции на базе плавучей атомной электростанции «Академик Ломоносов» — пилотного проекта по обеспечению электроэнергией Чукотского региона.По словам официальных лиц, строительство таких плавучих энергоблоков потребует усилий по оптимизации исходного проекта, снижению его стоимости и времени, необходимого для его строительства.

В беседе с РИА Новости в кулуарах форума на прошлой неделе генеральный директор «Атомэнергомаша» Андрей Никипелов подтвердил, что дочерняя компания, другие компании Росатома и КБ «Айсберг» уже работают над оптимизированным проектом плавучей электростанции.

«Это несамоходное судно для снабжения электроэнергией объектов, занимающихся разработкой природных ресурсов, или удаленных населенных пунктов, где спрос на электроэнергию высок, а нехватка генерирующих мощностей должна быть компенсирована дизель-генераторы », — пояснил чиновник.Он добавил, что этот проект «может стать надежным источником энергии для освоения арктического шельфа».

Плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТУ) «Академик Ломоносов»

Никипелов отметил, что конструкторы уже разработали эскизный проект и схему эксплуатации корабля. Также ведутся предварительные переговоры с потенциальными заказчиками. В проекте будет учтен ряд нововведений по усовершенствованию конструкции Академика Ломоносова, в том числе усовершенствованные системы реакторов корабельного базирования, известные как RHYTHM-200M.При общей генерирующей мощности 100 МВт эти блоки могут генерировать на 30% больше энергии и меньше, чем блоки на борту «Академика Ломоносова», а это означает, что общий размер самого мобильного генерирующего корабля также может быть уменьшен.

В конечном итоге, имея за плечами целый ряд впечатляющих проектов и планы на будущее, Росатом продемонстрировал свое намерение очень активно участвовать в третьей волне промышленного освоения Арктического региона Россией.

Первая в России морская атомная электростанция, которую критики окрестили «ядерным Титаником», отправилась в плавание по Арктике

Первая в России плавучая атомная электростанция вышла из арктического порта Мурманск, чтобы обеспечить энергией один из самых отдаленных регионов страны. вызывая экологические проблемы.

Ключевые моменты:

  • Станция заменит угольную электростанцию ​​и атомную электростанцию ​​на Чукотке
  • Гринпис заявил, что это «чрезмерно рискованный и дорогостоящий» способ получения энергии
  • Росатом отклонил эти опасения и сказал, что станция смогла безопасно противостоять антропогенным и стихийным бедствиям

Разработанная российской государственной атомной компанией Росатом, станция, известная как Академик Ломоносов, отправилась в 5000-километровое путешествие через арктические воды в пятницу (местный time), чтобы добраться до Чукотки, которая лежит через Берингов пролив от Аляски.

Станция, загруженная ядерным топливом, заменит угольную электростанцию ​​и стареющую атомную электростанцию, обеспечивающую электроэнергией более 50 000 человек в городе Певек.

Росатом заявил, что станция безопасна и может служить новым источником энергии для самых изолированных сообществ планеты, но экологи выразили обеспокоенность по поводу риска ядерных аварий.

Гринпис назвал его «ядерным Титаником».

«Мы думаем, что плавучая атомная электростанция — это чрезмерно рискованный и дорогостоящий способ получения энергии», — сказал Рашид Алимов из Гринпис России.

Он добавил, что блок был построен не для удовлетворения энергетических потребностей Чукотки, а для того, чтобы служить моделью для потенциальных иностранных покупателей.

На просьбу прокомментировать заявление Гринпис Росатом обвинил организацию в разжигании паники.

Чернобыль 2.0? Что мы знаем о российском взрыве, в котором резко увеличился уровень радиации

Предположительно неудачное испытание оружия в России вызвало опасения по поводу утечки радиации, которая была замута из-за запутывания Кремля.Видим ли мы повторение истории, которую слышали раньше?

Подробнее

«Вместо того, чтобы рассматривать Академика Ломоносова как возможность для экологически чистого, экологически чистого и стабильного энергоснабжения в суровых и отдаленных условиях, он пугает», — говорится в сообщении.

Росатом заявил, что станция «способна безопасно противостоять всему спектру негативных сценариев, включая антропогенные и стихийные бедствия».

Спецпредставитель президента по вопросам экологии и транспорта Сергей Иванов сообщил, что во время строительства станцию ​​посетили специалисты Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ).

«Не было ни одного замечания или озабоченности по поводу его экологической безопасности», — сказал г-н Иванов на церемонии запуска завода.

Путешествие атомной электростанции происходит в период повышенной озабоченности по поводу ядерной энергии после смертельного взрыва в этом месяце на севере России во время испытания системы вооружения, которое вызвало скачок уровня радиации в соседнем городе.

Reuters

Чукотский округ, Россия справочник

Чукотка обзор

Чукотский ( Чукотский ) автономный округ — субъект Российской Федерации, расположенный на Дальнем Востоке, граничит по морю с США на востоке, входит в состав Дальневосточного федерального округа.Анадырь — столица области.

Население Чукотки составляет около 50 000 человек (2015 г.), площадь — 721 481 кв. Км.

История Чукотки

Первые люди пришли на Чукотку десятки тысяч лет назад в каменном веке. Это были примитивные охотники из более южных регионов Центральной и Восточной Азии. В те времена тундра Северо-Восточной Азии и Аляски представляла собой единый природный регион Берингии с лесами, стадами мамонтов, шерстистыми носорогами, бизонами, северными оленями.

В отличие от мифической Атлантиды, Берингия ушла под воду около 10 тысяч лет назад. Самыми ранними найденными стоянками древнего человека на Чукотке являются Ананайвеем на реке Ананайвеем (около 8400 лет назад) и Кулен IV на озере Кулен около села Уэлен (около 6000 лет назад).

В историческое время чукчи считаются коренным народом Чукотки, хотя сохранили память о более древнем народе — онкилонах. Важную роль в становлении чукчей сыграло оленеводство.Первое столкновение с русскими произошло в 1641 году, западнее нынешней Чукотки, на реке Яна. К этому времени чукчи еще находились на техническом уровне каменного века.

Больше исторических фактов…

Сама Чукотка была открыта русскими во время экспедиции Семена Дежнева в 1648 году. Анадырская крепость, основанная в 1649 году, стала первым русским поселением. В эпоху русской колонизации Чукотки принадлежал Якутской губернии. В 1778 году между русскими и чукчами был подписан официальный мирный договор.

В 1930 году был образован Чукотский национальный район. В 1980 году он стал автономным. В 1992 году Чукотский автономный округ вышел из состава Магаданской области и стал отдельным субъектом Российской Федерации. Сегодня это единственный автономный округ, не входящий ни в один регион России.

Природа Чукотки

Чукотский пейзаж

Автор: Воробьев Максим

Медведь Чукотский

Автор: Станислав Степанов

Гора Чукотка

Автор: Воробьев Максим

Особенности Чукотки

Вся территория Чукотского автономного округа относится к Крайнему Северу.Здесь расположены Певек, самый северный город России, и Анадырь, самый восточный город. Чукотка занимает весь полуостров Чукотка и ряд островов (Врангеля, Айон, Большой Диомид и другие). Омывается Восточно-Сибирским и Чукотским морями Северного Ледовитого океана и Беринговым морем Тихого океана.

Большая часть региона расположена за Полярным кругом. Поэтому климат здесь суровый, субарктический, на побережье — морской, в глубине — континентальный. Зима длится до 10 месяцев.Средняя температура января колеблется от -15 до -39 градусов по Цельсию, июля — от +5 до +10 градусов по Цельсию, абсолютный минимум — минус 61 градус по Цельсию, абсолютный максимум — плюс 34 градуса по Цельсию. На Чукотке зафиксировано много климатических рекордов.

Территория Чукотки богата водными ресурсами. Существует более 8000 рек длиной более 10 км, большинство из них горные. Основные реки — Анадырь, Омолон, Великая, Амгуэма, Большой и Малый Анюй.Крупнейшие озера — Красное, Майницкое, Пекульнейское и уникальное озеро Эльгыгытгын, изучение которого позволяет людям понять, каким был климат Земли тысячи лет назад.

Чукотка обладает большими запасами природных ресурсов: нефти, природного газа, угля, золота, олова, вольфрама, ртути. Горнодобывающая промышленность — основа местной экономики. Коренное население занимается традиционными ремеслами.

Основным направлением сельского хозяйства региона является оленеводство.Стадо северных оленей Чукотки — одно из крупнейших в мире. В 1970 году он достиг своего максимума — 587 тысяч (четверть мировой популяции северных оленей). В 2010 году их было около 195 тысяч.

Туризм на Чукотке

Туризм основан на экспедициях, круизах, этнотуризме. Круизы привлекают наибольшее количество посетителей, в основном иностранцев. Основные достопримечательности находятся в приграничной зоне. Для посещения Чукотки иностранцам необходимо получить разрешение ФСБ России.

Сегодня дороги с твердым покрытием есть только в городах и прилегающих деревнях; на всей остальной территории Чукотки используются зимние дороги — грунтовые дороги, движение по которым возможно только зимой. На Чукотке тоже нет железных дорог. Основными видами транспорта для перевозок на дальние расстояния являются морской и воздушный. Несмотря на близость Аляски, здесь нет регулярного воздушного и морского сообщения.

Путешествие по водным путям дает прекрасную возможность увидеть прекрасную природу Чукотки.Сплав на каяках и лодках возможен в июле и августе, в остальное время реки либо покрыты льдом, либо слишком мелководны.

Круизы доступны по побережью Чукотки и районов Провиденс (в основном американские, канадские и российские туристы). В их числе посещение уникальных природных объектов, памятников истории и культуры: Китовая аллея на острове Ытырган, горячие источники Лорин, этнографические места на мысах Нуньямо и Дежнева, национальные поселения.

Также все более популярными становятся круизы по побережью Анадырского и Берингова районов.Для туристов, приезжающих в Анадырь летом, предусмотрены туры в Онежский залив, устья Канчалина, Анадырский лиман и устья рек Анадырь и Великая. На Чукотке много мест для охоты.

Ежегодно Чукотку посещает большое количество российских и зарубежных ученых, которые проводят исследования в различных областях науки. В районе постоянно работают несколько научных экспедиций. Лагеря оленеводов в Шмидтовском и Иультинском районах и поселках на побережье привлекают этнографов и лингвистов, изучающих народы Крайнего Севера.Орнитологи тоже частые гости на Чукотке, здесь обитает более 250 видов птиц.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *