Нормативные и ненормативные регуляторы
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
В любом обществе исторически складывается и действует система социальных регуляторов,
которые в совокупности оказывают воздействие на развитие общественных отношений, на
поведение людей. Уже в первобытном обществе действовали свои регуляторы — система мононорм, регулировавших значимые для жизни родовой общины наиболее важные общественные отношения.
Термин «регулирование» означает определять поведение людей и их объединений, придавать ему конкретное направление, вводить в конкретные рамки, упорядочивать.
В регулятивной системе принято выделять нормативные и ненормативные социальные регуляторы.
К нормативномуотносится регулирование посредством норм, т.е. одинакового масштаба, меры поведения, путем установления конкретных, четких рамок поведения участников общественных отношений.
Регулирующее воздействие нормативных регуляторов имеет целью упорядочить общественные отношения, достичь определенного их состояния, в том числе с помощью механизма социального принуждения.
Социальное принуждениеможет быть:
государственным, применяемым в случае нарушения норм права;
моральным, которое выражается в общественном осуждении нарушения норм нравственности и этических норм;
со стороны общественных объединений, когда нарушаются корпоративные нормы, т.е. нормы
уставов, положений общественных объединений и др.;
со стороны мирового сообщества — в случае нарушения общепризнанных норм и принципов
международного права.
Систему нормативных регуляторов составляют нормы права, морали, политические,
корпоративные нормы, обычаи, традиции, деловые обыкновения, нормативно-технические нормы и др. Разновидностью правовых регуляторов являются: правовой обычай; прецедентсудебный и административный. К специфическим нормативным регуляторам относятся религиозныенормы.
Все нормативные регуляторы взаимодействуют друг с другом в процессе регулирования
общественных отношений, а также с другими регуляторами, которые принято обозначать как
ненормативные.Выделяют три виданенормативных регуляторов — ценностный, директивный и информационный, также воздействующих на общественные отношения.
Ценностныйрегулятор определяет поведение членов общества с помощью исторически
сложившейся системы социальных ценностей, стереотипов поведения, психологических
установок. Они формируются прежде всего в культуре общества или отдельных народов, наций, в профессиональной среде, половозрастных группах и т.д. Ценностный регулятор складывается и закрепляется в памяти этноса и сохраняет свое регулирующее значение на последующих этапах развития общества длительное время. Он содержит в себе традиционно-ритуальные, обрядовые, символические формы, которые устойчивы, например, в сфере трудовых, семейных и национальных отношений.
Директивныйрегулятор есть способ воздействия на общественные отношения с помощью
директивы, приказа, указания, направленных на решение какой-либо важной задачи, цели.
Например, директивы КПСС в период административно-командной системы по различным
вопросам жизни страны, в том числе в области законотворчества, планирования и др.
Информационныйрегулятор представляет собой воздействие на общественные процессы с
помощью средств массовой информации (СМИ), например использование СМИ в защите прав и свобод человека, для привлечения внимания общественности к важным вопросам жизни общества или к отдельным мероприятиям. Действие информационного регулятора, его эффективность обусловлены связью с институтом гласности, т.е. этот институт обеспечивает участие населения в делах государства и его информирование о положении дел в стране.
Ненормативные регуляторы способны как умножить действие нормативных, в том числе правовых норм, так и затормозить, блокировать или нейтрализовать, исказить их действие.
Не каждая норма права является социально полезной и эффективной, хотя она принята в
установленном порядке. Выяснение действия ненормативных регуляторов позволяет установить, что конкретно влияет на бездействующую правовую норму, обеспеченную государственным принуждением, какие регуляторы оказались приоритетнее правовых.
У ценностного регулятора, как известно, велика сила имитации, подражания массовому поведению («поступай как все»). Это древнейший из всех регуляторов. Отсюда нормы права, не учитывающие сложившиеся в обществе ценностные ориентиры, не будут реальными, действующими.
Директивный и информационный ненормативные регуляторы также имеют соответствующие
материальные и моральные стимулы. Их влияние огромно, например, невыполнение директив
КПСС грозило исключением из партии, наложением партийных взысканий, увольнением с работы и др.
17. Социальные нормы и технические нормы
Действующие в обществе нормы принято подразделять на две большие группы: социальные и
технические.
Социальные нормы— это определенные образцы, стандарты, модели поведения участников социального общения. Иногда в юридической литературе социальные нормы характеризуют как правила поведения в обществе, отражающие потребности и интересы людей. Или еще одно определение: это правила поведения общего характера, направленные на регулирование социально значимого поведения.
Исторически первая группа социальных норм, сложившаяся в человеческом обществе, — обычаи,т.е. правила поведения, утвердившиеся в результате их длительного применения и вошедшие впривычку. Нередко употребляют как равнозначные термины «обычаи», «нравы» и «традиции». Этоблизкие, но неравнозначные понятия. Под нравамипринято понимать правила или обычаи,имеющие нравственное содержание и значение. В нравах отражается психология жителейопределенного региона, народа, нации. Традициипредставляют собой правила поведения,которые унаследованы от предшествующих поколений. Это могут быть идеи, взгляды, вкусы,образ жизни. Но все три категории составляют культурное наследие общества, обладаютустойчивостью, опираются на общественное мнение.
Обычаи и традиции у разных народов получают неодинаковое развитие. Народы Африки, живущие к югу от Сахары (Судан, Сомали и др.), в течение многих веков жили по нормам обычаев, так как уважают память предков. И до сих пор суды многих африканских стран разрешают споры, ссылаясь на обычаи.
Разновидностью обычаев является деловой обычай. Он играет большую регулирующую роль в
сфере предпринимательства, делового партнерства. Например, предприниматели редко
обращаются в суд для взыскания пени, штрафа за недопоставку, несвоевременную поставку
товаров, так как иначе можно потерять партнера.
Религиозные нормы— разновидность социальных норм, установленных различными
вероисповеданиями и имеющих обязательную силу для исповедующих ту или иную веру. В
качестве нормативного регулятора используется та часть религиозных норм, которые регулируют ритуальную и догматическую (заповеди) стороны. Особенно серьезную роль они играют в мусульманских государствах.
Религиозные нормы имеют некоторое сходство с нормами права: они формализованы в известной мере, документально зафиксированы в Библии, Коране, Талмуде и нередко выступают источниками права, например в мусульманской правовой системе. В Германии и ныне каноническое право служит частью национальной правовой системы.
Корпоративные нормы— правила поведения, создаваемые в общественном объединении,
общественной организации и регулирующие отношения между членами данных объединений. Эти нормы:
1) распространяются только на членов данной организации;
2) закрепляются в уставе, положении и принимаются на общих собраниях, конференциях, съездах;
3) определяют права, обязанности членов объединения, а также его структуру, порядок
формирования, компетенцию руководящих органов и другие вопросы внутренней жизни
объединения;
4) обеспечиваются специальными санкциями: предупреждение, выговор, исключение из
организации и др.
Моральпредставляет собой правила поведения, основанные на представлениях людей о добре и зле, достоинстве и чести, справедливости, долге и служащие мерилом и оценкой деятельности индивидов, организаций и других субъектов. Мораль тесно связана с нормами права: они практически действуют в одних и тех же сферах, поддерживают друг друга, их действие пересекается. Но в то же время они остаются самостоятельными нормативными регуляторами общественных отношений.
Технические нормырегулируют отношения между людьми и внешним миром — природой,
техникой. Это отношения человек — машина, человек и производство. Технические нормы не
имеют социального содержания, но их соблюдение важно, так как иначе неизбежны аварии,
катастрофы, подобные чернобыльской.
К техническим нормам относятся биологические, санитарно-гигиенические, технологические,
экологические и др. Их нельзя отождествлять с законами природы. Технические нормы создаются людьми, а законы природы существуют объективно, т.е. не зависят от воли человека. Наиболее важные технические нормы закрепляются в нормах права, приобретают юридическую силу и называются технико-юридическими. За их нарушение устанавливается юридическая ответственность. Это Правила противопожарной безопасности, Правила дорожного движения, Правила строительных работ, различные ГОСТы, стандарты и т.д.
В условиях научно-технического прогресса значение технических норм возрастает, так как
технические ошибки могут привести к промышленным и экологическим катастрофам.
Моральпредставляет собой правила поведения, основанные на представлениях людей о добре и зле, достоинстве и чести, справедливости, долге и служащие мерилом и оценкой деятельности индивидов, организаций и других субъектов. Мораль тесно связана с нормами права: они практически действуют в одних и тех же сферах, поддерживают друг друга, их действие пересекается. Но в то же время они остаются самостоятельными нормативными регуляторами общественных отношений.
18. Право в системе социального регулирования.
Право относится к социальным нормам, поэтому ему присущи те черты, которые свойственны
всем социальным нормам. В то же время право отличается спецификой по сравнению с другими социальными нормами.
1. У права особая нормативность.Она состоит в том, что право четко определяет права и
обязанности субъектов правового общения, а также меры юридической ответственности за их
нарушение.
2. Нормы права в отличие от других социальных норм имеют дифференцированное внутреннее строение,т.е. в норме права можно выделить гипотезу, диспозицию и санкцию.
3. Иерархичность(субординация) в системе права имеет строго определенное место, поскольку каждая норма занимает свое место. Например, конституционные нормы занимают самое высокое положение среди других норм права и им не могут противоречить другие правовые нормы.
4. Качество системности,иначе говоря, право — сложное институциональное образование,
состоящее из норм, институтов, подотраслей и отраслей права.
5. Право в целом выражает идеи справедливости, свободы и равноправиялюдей – извечные идеалы, к которым стремится человечество. При этом справедливымсчитается то, что служит благу человека и не ущемляет интересов других людей, не наносит вреда обществу. Эти критерии складываются в сознании людей и затем закрепляются в законодательстве. В основе справедливости должны лежать общечеловеческие начала, т.е. приоритет прав и свобод человека и защита со стороны государства.
Свободачеловека — неотъемлемое свойство человека, без которого невозможно нормальное
существование личности, раскрытие его творческих возможностей.
Дореволюционные юристы, например Е.Н. Трубецкой, полагали, что каждый человек должен
обладать как внутренней, так и внешней свободой. При этом Е.Н. Трубецкой понимал под
внутренней свободой способность сознательно избирать то или другое поведение, сознательно руководствоваться теми или иными мотивами, а под внешней свободой — отсутствие внешних препятствий для осуществления целей человека, его желаний. Там, где нет внешней свободы, нет и самого права. В этом смысле свобода составляет содержание права.
Говоря о равноправии,имеется в виду принцип формального, а не фактического равенства людей. Иначе говоря, право должно устанавливать равную для всех меру поведения, или равную меру свободы. Принцип формального равенства означает, что люди равны между собой как субъекты права, т.е. как участники правового общения, равны в смысле своей правоспособности, равных возможностей в достижении целей правовыми средствами, но никогда не могут быть равны фактически.
6. Право имеет свой предметотражения, предмет регулирования. Его составляют наиболее
важные, фундаментальные институты жизни общества — власть, государство, порядок в обществе, собственность и т.д.
7. Право, регулируя поведение и действия людей, воздействует на их сознание и чувства. Если
право отражает идеи справедливости, свободы и равноправия людей, то они добровольно, по
внутреннему убеждению подчиняются правовым предписаниям.
8. Праву присуща специфическая форма выражения и закрепления — законодательство в широком смысле, включающее не только законы, но и указы, постановления, другие виды нормативных правовых актов. Способность права облекаться в специфическую юридическую форму и принято называть формальной определенностью.
9. Право характеризуется связью с государством, что делает его общеобязательным, и
возможностью применить государственное принуждение или иные меры государственного
воздействия для обеспечения действия права.
10. Право отличается процедурностью, т.е. устанавливает определенные процедуры для своей
реализации. При этом данные процедуры устанавливают точные права и обязанности участников правового общения. Например, уголовный, гражданский, административный процесс, порядок рассмотрения трудовых споров, законодательный процесс и др.
19. Право и мораль.
Всем социальным нормам присущи общие черты:
1) они носят социальный, а не технический характер, т.е. регулируют отношения между людьми;
2) имеют один и тот же объект регулирования – общественные отношения и адресуются людям и их объединениям;
3) как нормативные явления они определяют границы должного и возможного поведения
субъектов;
4) характеризуются многократностью действия, т.е. направляют поведение людей во многих,
заранее не фиксированных случаях;
5) основаны на свободе воли индивида, т.е. возможности выбора варианта поведения. При
отсутствии свободы выбора не наступает ни правовой, ни моральной, ни иной ответственности индивида, так как он был лишен возможности выбрать иной вариант поведения;
6) преследуют одну и ту же цель — упорядочение общественных отношений, внесение в них
организующих начал.
Различия между социальными нормами наиболее наглядно прослеживаются на примере
сопоставления норм права и норм морали. Они различаются:
1) способом формирования.Нормы права создаются государством, им же отменяются,
изменяются, дополняются, поскольку правотворчество — прерогатива государства, а нормы морали- всем обществом в процессе общения людей, их жизнедеятельности. Для осуществления норм морали не требуется признание их государством, достаточно признания их обществом;
2) формами закрепления.Нормы права закрепляются в специальных актах государства (законах, указах, декретах и др.) и систематизируются, а нормы морали содержатся в религиозных, литературных памятниках, в летописях, иногда существуют в устной форме;
3) методами обеспечения.Нормы права обеспечиваются государственным принуждением или угрозой его применения, а нормы морали — общественным мнением, которое при этом может быть более эффективным, чем санкции нормы, например административный штраф и бойкот, объявленный коллективом одному из своих членов;
4) оценочными критериямиповедения и поступков. Правовые нормы оценивают их с точки зрения правомерного и неправомерного, законного и незаконного, наказуемого и ненаказуемого, а нормы морали — нравственными критериями: плохо — хорошо, честно — бесчестно, справедливо — несправедливо и др.;
5) характером ответственностиза нарушение. Нарушение норм права влечет юридическую
ответственность, при этом порядок привлечения к юридической ответственности строго
регламентирован действующим законодательством, например порядок наложения штрафа,
дисциплинарного воздействия, привлечение к уголовной ответственности и др. При нарушении норм морали применяются, как правило, общественное осуждение либо меры общественного воздействия. Здесь нет установленной процедуры применения к нарушителю мер общественного воздействия;
6) уровнем требованийк поведению: у морали он выше, чем у норм права. Мораль осуждает всякое антиобщественное поведение, любой поступок может быть оценен с точки зрения требований морали. Право же представляет собой лишь минимум нравственности, так как оно не может требовать высокой нравственности от всех действий людей;
7) пространством действия:у морали оно шире, чем у права, поскольку право регулирует лишь наиболее важные сферы общественных отношений, например отношения власти, собственности, управления, правосудия и т.д. Личные взаимоотношения людей, как правило, не регулируются правом, здесь — поле действия морали, этики, обычаев, традиций. Иначе говоря, что регулируется правом, регулируется и моралью, но не все регулируемое моралью регулируется правом. Право и мораль тесно взаимодействуют в сферах:
правотворчества. Новая или проектируемая норма права должна учитывать нравственные устои общества. Например, введение многоженства в православной стране обречено на неудачу;
реализации права. Сотрудничество права и морали имеет место при:
а) определении личных качеств правонарушителя, в том числе преступника, что влияет на
избираемую судом меру наказания; при решении вопроса о лишении родительских прав
учитываются личные качества родителей; при решении судом вопроса, при ком из родителей
оставить детей в случае их развода и спора по этому поводу бывших супругов, и т.д.;
б) юридической квалификации действий субъекта, например при квалификации деяний в качестве хулиганства, клеветы, унижения достоинства и т.д.;
в) толковании норм права, в частности оценочных терминов: «цинизм», «особая жестокость»,
«недобросовестное отношение к служебным обязанностям» и др.
Но между правом и моралью иногда наблюдаются противоречия. Например, право более
консервативно, мораль более подвижна, динамична и активно реагирует на происходящие в жизни изменения. Поэтому у общества может быть разное правовое и моральное состояние.
Случаются и прямые столкновения права и морали. Например, некоторые молодые матери
оставляют своих детей в родильном доме, так называемые отказницы. Закон это не запрещает, но мораль осуждает.
Возможны и отдельные безнравственные нормы права. Например, в советское время в Уголовном кодексе РСФСР существовала норма об ответственности близких родственников за недоносительство о преступлениях своих родных. Сейчас эта норма отменена, более того, в ст. 51 Конституции РФ закреплено: «Никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом».
Итак, возможны ситуации, когда закон разрешает, а мораль запрещает, и наоборот. Здесь важно, чтобы противопоставление права и морали не создавало условий для произвола должностных лиц и отдельных граждан.
20. Право и политика. Право и культура.
Политика, как и право, сложное социальное явление. Она оказывает огромное воздействие на все стороны жизни общества и проникает во все общественные явления и процессы — идеологию, культуру, семейные, нравственные и иные отношения. Значительно ее влияние и на экономику: политика способна сгладить остроту экономических противоречий, своевременно реагировать на экономические потребности, создавать условия для нормального экономического развития; с помощью политических методов определяются наиболее целесообразные пути развития и применения экономических законов. Особенно это ощутимо в кризисных ситуациях.
В политике принято выделять объективныеи субъективныеначала.
К объективным началам относятся складывающиеся в определенных исторических условиях отношения между классами, нациями, государствами.Эти отношения во многом определяются экономическим строем общества и не могут быть произвольно изменены. Каждое новое поколение людей вступает в условия уже сложившихся политических отношений классов, наций, государств. Изменить эти отношения кардинальным образом могут только революционные изменения, когда к власти приходят новые силы.
Субъективные начала в политике составляет практическая деятельностьклассов, наций, государств, политических партий и движений, осуществляющих свои интересы, намеченные цели. В этом случае политика выступает как осознанная волевая деятельность
людей и их объединений.
К субъективным началам относятся и политические идеи, взглядыпредставителей различных социальных групп и слоев общества, отражающие их интересы и выражающие их отношение к другим социальным группам, классам, партиям, к государству и т.д.
Политика как социальное явление тесно связана с государственной властью.Напомним, что термин «политика» происходит от греческого «полис», что означает город-государство. Аристотель считал, что политику составляет то, что относится к государству. Многие ученые философы и политологи более позднего времени отождествляли политический строй и государство, а политику связывали с деятельностью государства. Таким образом, политика фигурирует чаще всего как государственная политика.
Государственная политика проявляется в первую очередь в актах государства.Это нормативные правовые акты, а также декларации, обращения, призывы и иные официальные документы. Они принимаются от имени государства.
Право и политика тесно связаны друг с другом, в их социальном назначении много общего, они оказывают взаимное влияние.
Общееу них, во-первых, то, что и право, и политика обусловлены объективными потребностями и интересами людей.Во-вторых, их социальное назначение состоит в том, чтобы упорядочивать общественные отношения, разрешать социальные конфликты.
Вместе с тем это различные явления. Различия между ними заключаются в следующем:
1) политика охватывает более широкий круготношений по сравнению с правом. Политика проникает во многие части надстройки и формы общественного сознания. Право регулирует менее узкий круг общественных отношений, т.е. право не исчерпывает всей государственной политики;
2) политика — более динамичноеявление, чем право. Политика быстрее реагирует на новые общественные потребности и в этом плане как бы предшествует праву. Право медленнее реагирует на изменения в общественных отношениях;
3) политика имеет более разнообразные формы и методывыражения, чем право. Право имеет строго определенную форму выражения (закон, указ, постановление и др.), а методы воздействия права на общественные отношения ограничены: диспозитивный, императивный, рекомендательный и поощрительный методы регулирования.
Надо отметить, что право не представляет собой пассивной формыполитики. Посредством права решаются многие важные, принципиальные политические задачи, право активно способствует реализации политики, не растворяясь и не исчезая в политике.
Не все общественные отношения, регулируемые правом, имеют политический характер, например экономические, семейные, религиозные и другие отношения. Но при их правовом регулировании проводится определенная политика государства.Если государство считает необходимым урегулировать посредством права какие-либо общественные отношения, то это означает, что государство включает их в сферу своей политики.
В теории государства и права сложились два противоположных подходак трактовке соотношения политики и права.
Первый подходисходит из приоритета политики,в частности утверждается: право ничто без политики, не существует права аполитичного, не зависимого от политики. При этом подходе право рассматривается как инструментполитики, рычаг политических преобразований. Этот подход был господствующим в советское время.
Второй подходсостоит в том, что приоритет отдается праву:
право трактуется как фундамент всех политических процессов.
Однако многие юристы полагают, что нельзя однозначно подходить к соотношению права и политики. В каждом типе государства это соотношение различно. Поэтому требуется конкретно-исторический подход, который позволяет выявить роль права или политики в той или иной ситуации. Известно, что политика может быть инициатором прогрессивных социальных изменений, а право, напротив, будет тормозить эти реформы. В ряде случаев принятые реакционные законы были отменены только благодаря усилиям политических движений и политических деятелей.
Представляется более правильным исходить из того, что политика и право — два способа существования государственной власти.Они тесно взаимодействуют и оказывают влияние друг на друга. Право, например, должно выступать ограничителемполитики, политика, в свою очередь, является средством реализации и функционирования права.
Структурные элементы права — основные нормативных регуляторов, понятие системы, что является
Правовая система (ПС) – это нормативный комплекс, включающий в себя правовые нормы и отрасли, а также институты права, функционирующие в рамках тесного взаимодействия между собой, что обусловлено особенностями социальных отношений.
Системные элементы права характеризуются внутренним единством, несмотря на различия, связанные с особенностями регулируемых ими сфер общественной жизни.
Исторически сложилось так, что имеющиеся (ПС) включают в себя право публичное и частное.
Для (ПС) характерно проявление следующих общих черт:
- Единство при различности норм и их юридическое взаимодействие;
- Способность к структурированию и систематизации;
- Нормы права объективны;
- Материальная подоплека или обусловленность.
В целом, (ПС) в широком ее понимании – сложносоставная полиструктурная организация, отличающаяся динамичность, позволяющая четко выделить следующие ступни, выраженные:
- В структурах отдельных юридических предписаний;
- В структуре институтов права;
- В структуре правовых отраслей;
- В правовой структуре в целом.
Основные элементы
(ПС), действующая в рамках конкретного общества, являясь объективной, отражает характер и потребности существующих в нем общественно-правовых отношений. Про соотношние системы права и системы законодательства читайте здесь.
Так, структурные элементы (ПС) существуют с целью регламентации отдельной категории отношений в обществе, например, имущественных, земельных, политических, социальных. Первичным или структурным базовым элементом выступает правовая норма, она находит свое содержание и в других элементах системы права, обеспечивая тем самым тесное их взаимодействие.
Каков место международного частного права в системе права, подробно указано в данной статье.
Что такое понятие и система основных принципов международного права, подробно указано в статье.
Что собой представляет система земельного права как отрасли права, указано здесь: https://ruleconsult.ru/zemelnoe/principy/sootnoshenie-zemelnogo-prava-s-drugimi-otraslyami-prava.html
Институт права – следующий по значению элемент, являющийся промежуточным между нормой и отраслью права. Их принято классифицировать по ряду критериев, среди которых основными выступают:
- Сфера распространения, подразделяющая правовые институты (ПИ) на отраслевого и межотраслевого права;
- Правовой критерий, подразделяющий институты права на материальные и процессуальные;
- Характер функционального назначения, подразделяющий (ПИ) на регулятивные и охранительные.
На видео-понятие и структурные элементы системы права:
В качестве примеров (ПИ) можно привести гражданства, купли – продажи, частной собственности, сроки давности, лишения свободы. Про элементы и характеристику норм права узнайте по этой ссылке.
Правовая отрасль – это некое обобщающее понятие, включающее в себя комплекс норм и (ПИ) различной направленности. Также принято выделять правовые подотрасли.
Они включают в себя в определенном понимании родственные (ПИ), функционирующие в рамках одной общественной сферы. Они выполняют промежуточную роль между (ПИ) и отраслями права. Для наглядности можно привести следующий пример: право налоговое является подотраслью права финансового.
Отрасли права условно можно подразделить на две категории:
- Материальные, регулирование которых распространяется на сферу общественных отношений;
- Процессуальные, регламентирующие особенности порядка правового регулирования, процедуры и происходящие процессы.
Также целесообразно рассмотреть такое понятие, как комплексная отрасль права, выполняющая промежуточную роль при взаимодействии различных правовых отраслей. К таковым можно отнести право муниципальное или предпринимательское.
От теоретических основ к практическим проявлениям
Рассмотренная выше правовая система на примере российского законодательства выглядит следующим образом.
Верхние позиции в иерархии законодательства, определяющие юридические нормы, отрасли и институты права, занимает Конституция и конституционный закон.
Возможно вам так же будет интересно узнать про понятие предмет метод система права социального обеспечения.
Что собой представляет система права социального обеспечения, можно узнать из статьи.
В данной статье можно прочесть про систему экологического права как отрасли права.
Так же будет интересно узнать из статьи про систему принципов арбитражного процессуального права.
В рамках правых отраслей формируются федеральные законы. Представительным высшим органам дано право заниматься законотворчеством в рамках имеющейся у них компетенции. Они вправе создавать законы и подзаконные акты. Ключевые позиции среди подзаконных актов принадлежат президентским Указам, они также несут в себе юридическую норму и должны создаваться в полном соответствии с конституционным законом. Следующими по значимости и юридической силе являются правительственные постановления.
Сущность права
10 класс. ПРАВО
Блок-модуль темы: «Сущность пава (& 2)
Пункт: Право как средство регулирования общественных отношений (стр. 14)
Задание1.
Сформулируйте и запишите понятия:
Право как нормативный регулятор — ___________________________________
Социальное регулирование — _________________________________________
Регулировать отношения между людьми — ______________________________
Задание 2.
Ответьте на вопрос:
В чём заключается единство порядка и права?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пункт: Понятие права (стр. 15)
Задание 1. Составьте схему
Структурные элементы нормативных регуляторов
_________________ _________________ ________________
Задание 2.
Ответьте на вопрос:
Как вы поняли, все уровни права связаны между собой. Эту связь принято характеризовать как «круговращение» элементов права. Объясните, каким образом осуществляется «круговращение»? Почему связь элементов (уровней) характеризуют как их «круговращение»?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пункт: Различие подходов к пониманию права (стр. 17)
Задание 1. Заполните таблицу
Различные подходы к пониманию права
Название подхода к пониманию права | Характерные особенности |
1) нормативный подход | |
2) социологический подход | |
3) естественно-правовой подход |
Задание 2.
Составьте перечень
Особенности современного права:
1) ______________________________________________________________________
2_______________________________________________________________________
3)______________________________________________________________________
4) и т.д.
Задание 3.
Ответьте на вопросы:
1) Почему нельзя определять право только через норму?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) Почему право не может существовать без такой важной черты, как государственное принуждение?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4.
Составьте схему
Правовые институты, учреждения
__________________ _________________ ___________
ПРАКТИКУМ
Задание 1.
Для развития демократии важно, чтобы государство находило в праве не только средство государственного управления, но и цель своего развития. Как вы понимаете это положение? Раскройте его смысл.
Задание 2.
Познакомьтесь с некоторыми из современных определений права:
Право – система норм, исходящих от государства (установленных или санкционированных государством), выражающих волю или интересы государства и гарантированных государством.
Право – система общеобязательных норм, обеспечиваемых государством и направленных на регулирование поведения людей в соответствии с принятыми в данном обществе устоями.
Право – общеобязательная система норм равенства, свободы и справедливости, установленных или санкционированных государством и обеспеченных возможностью государственного принуждения.
— Какое понимание права отражает каждое из этих определений?
— Своё мнение поясните.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Система социальных регуляторов: нормативные, ненормативные регуляторы.
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 21Следующая ⇒
В самом общем плане социальное регулирование понимается как имманентный обществу и определяющий социальный порядок процесс.
Конкретный социальный порядок устанавливается в результате действия множества самых разнообразных факторов. В их числе выделяют следующие.
1. Так называемые «стихийные» регуляторы как непосредственное проявление естественных законов природы и общества. Факторы стихийного регулирования носят естественный характер и могут выражаться в виде конкретных событий обще социального масштаба, явлений экономического порядка, феноменов массового поведения и т.п. Это, например, увеличение продолжительности жизни людей, массовые сезонные заболевания, демографические процессы, миграция населения, инфляционные ожидания и т.д. В своем стремлении к порядку общество и государство стремятся взять под свой контроль данные факторы, однако это удается далеко не всегда. Иногда же их влияние вообще не отражается общественным сознанием или отражается неадекватно.
2. Социальные нормы как регуляторы, связанные с волей и сознанием людей.
3. Акты индивидуального регулирования, выступающие в виде целевого, адресного воздействия субъектов друг на друга.
Указанные факторы могут играть в обществе как стабилизирующую, так и дестабилизирующую роль. Правда, в юридической литературе принято считать, что стабилизация, упорядочение общественных отношений обеспечиваются действием социальных норм и актов индивидуального регулирования, а действие стихийных регуляторов выступает фактором дестабилизирующего влияния. Однако если в качестве основания оценки принять критерий устойчивого функционирования общества, то все регулятивные факторы могут иметь и позитивное, и негативное влияние. Вместе с тем функциональная характеристика стабилизации, упорядочения общественных отношений должна быть отнесена прежде всего к социальным нормам.
Для понимания природы действующих в обществе норм, оснований и правил социального нормирования необходимо различать два смысла термина «норма». Во-первых, норма есть естественное состояние некоторого объекта (процесса, отношения, системы и т.д.), конституируемое его природой — естественная норма. Во-вторых, норма — это руководящее начало, правило поведения, связанное с сознанием и волей людей, возникающее в процессе культурного развития и социальной организации общества — социальная норма.
Реально действующие в жизни людей нормы нельзя однозначно отнести к естественным или социальным. Так, естественные нормы могут быть переведены в систему технических правил (правила работы с техническими или природными объектами), стать основанием социального нормирования (например, установление срока признания отцовства после смерти супруга), а социальные нормы — сформировать характер объекта, его качественное состояние. Таким образом, в зависимости от соотношения естественной нормативности и социального нормирования можно выделить, как минимум, четыре группы действующих в обществе нормативных регуляторов.
1. Естественные нормы, существующие в виде сформулированного знания о нормальном, естественном состоянии объекта, определяемом его природой. Такие нормы формирует, например, наука.
2. Разработанные на основе знания естественных норм правила работы с техническими и природными объектами. Подобные правила принято называть техническими нормами.
3. Правила поведения, базирующиеся на естественных нормах или складывающиеся в связи с их действием. Сюда относится большинство социальных норм.
4. Правила поведения, содержание которых определяется не столько естественной нормативностью, сколько целями и задачами, стоящими перед обществом, или потребностями конкретной его сферы. Это некоторые юридические процессуальные нормы, ритуалы и т.п.
В любом обществе действует система социальных регуляторов, которые в совокупности оказывают регулирующее воздействие на развитие общественных отношений. Эти регуляторы определяют поведение людей, их объединений, вводят его в те или иные рамки, упорядочивают общественные отношения.
Среди такого рода регуляторов принято выделять нормативные и ненормативные социальные регуляторы. Нормативные регуляторы устанавливают четкие рамки поведения людей, содержат одинаковый масштаб (эталон) поведения, т.е. норму. Нормативные регуляторы обеспечивают определенное состояние общественных отношений, в том числе и с помощью мер социального принуждения. К нормативным регуляторам относятся: нормы права, морали, религиозные, корпоративные нормы, обычаи (в том числе деловые обыкновения) и др.
Все нормативные регуляторы взаимодействуют друг с другом в процессе регулирования общественных отношений, а также с ненормативными регуляторами.
Среди ненормативных регуляторов выделяют ценностный, директивный и информационный. Ценностный регулятор воздействует на общественные отношения с помощью исторически сложившейся системы социальных ценностей, которые формируются в культуре общества, отдельных народов, наций, в профессиональной среде, возрастных группах и т.д. Это один из древнейших регуляторов в человеческом поведении. Если законодатель не будет учитывать систему социальных ценностей, сложившихся в обществе, то такого рода нормы и акты не будут восприняты обществом.
Директивный регулятор представляет собой воздействие на общественные процессы посредством директивы, приказа, указания. Такой регулятор оказывал огромное влияние на жизнь советского общества в период существования административно-командной системы.
Информационный регулятор означает воздействие на общественные отношения и процессы с помощью средств массовой информации, которые способны придать тем или иным поступкам и действиям положительное или отрицательное значение. Влияние информационных регуляторов на жизнь общества огромно: они по существу создают стереотипы поведения, по-разному оценивают различные политические и правовые ситуации и т.д.
Все социальные регуляторы образуют социальные нормы, т.е. общепризнанные или достаточно распространенные правила поведения людей. Социальные нормы регулируют не любые, а наиболее типичные, массовые общественные отношения, которые фактически утвердились в жизни.
Несмотря на разнообразие социальных норм, у них есть общие черты:
1) все они регулируют общественные отношения;
2) все социальные нормы адресуются людям или их объединениям;
3) они определяют границы должного и возможного поведения;
4) преследуют одну и ту же цель — упорядочение общественных отношений.
47.Социальные и технические нормы.
Само название технические норм говорит об их специфическом содержании, о том, что они действуют в сфере техники, в сфере производственной деятельности человека, в сфере воздействия человека на природу, предметы внешнего мира.
Чтобы стать нормой, техническое правило должно приобрести черты правила общего характера, должно стать мерой поведения не отдельного индивида, а коллектива. Технические правила, принявшие общий характер, то есть, ставшие нормами, поддерживаются также общественным мнением. Их нарушение вызывает отрицательное мнение общества не меньше чем нарушение обычаев, норм морали. Технические нормы, как и другие нормы регулирующие поведение людей, являются продуктом сознательно волевой деятельностью людей.
Не убедившись в целесообразности технической нормы, человек не будет ее выполнять, насколько бы она ни была целесообразной и полезной. Убежденность людей (а не одного человека) в целесообразности технической нормы, в конце концов, приводит к тому, что создается определенное общественное мнение в целесообразности и полезности технической нормы.
К техническим нормам в широком смысле относят нормы: санитарно-гигиенические, научно-технические, экологические, правила выполнения строительных работ, инструкции по эксплуатации машин и механизмов, нормы расхода сырья топлива, электроэнергии и т.д.
Технические нормы это целевые правила общего характера. Регламентируя тем или иным способом поведение людей в сфере их производственно-технической деятельности, в сфере техники, технические нормы и отражают обобщенный производственной опыт, закон природы и свойства вещества природы, лежащие в основе техники созданной человеком.
В итоге можно сказать, что уровень развития техники, уровень достижений, открытий естественных наук, уровень знаний и навыков непосредственных производителей и определяют характер и содержание технических норм на той или иной ступени общественного производства.
Среди технических норм есть такие которые в силу своей значимости получают закрепление в правовых актах и таким образом приобретают юридическую силу, получив название технико-правовых. Подобные не теряя своего организационно-технического характера приобретают качественные признаки правовой нормы:
– они исходят от государства, выражают его волю
– обеспечиваются возможностью принуждения
– закрепляются в специальных актах
–регулируют, хотя и специфические, но весьма важные отношения.
Свою регулирующую функцию они осуществляют в совокупности с другими правыми нормами и в этом смысле играют дополнительную роль. Технические нормы, являясь разновидностью норм социальных соотносятся между собой как часть и целое. Являясь совокупностью различных видов социальных норм с техническим содержанием. Эти нормы могут приобретать разные формы: правовую, моральную, форму обычаев и другие. К техническим нормам, принявшим форму обычаев, можно отнести правила выполнения команд “на караул” с оружием, правила развода караулов в вооруженных силах.
Но при всей их важности их не стоит смешивать с социальными.
Граница между ними проходит главным образом по предмету регулирования. Технические нормы имеют социальный характер. Но в отличие от норм социальных, которые регулируют отношения непосредственно между людьми (человек-человек), технические нормы регулируют поведение людей в связи с использованием техники (человек-техника-человек). Общее у технических и социальных норм, то, что они имеют дело с человеческой деятельностью.
48.Виды социальных норм.
.Социальные нормы. Это правила поведения, регулирующие отношения между людьми. Это своего рода образцы, стандарты, масштабы поведения одного человека по отношению к другому, которые распространяются на все случаи данного рода и которым должны подчиняться вен лица, попавшие в регламентированную ситуацию. Социальные нормы учитывают интересы тех или иных социальных групп и могут создаваться определенными социальными группами, хотя существует немало норм и общечеловеческих.
Социальные нормы имеют следующие общие признаки.
Во-первых, они регулируют типичные ситуации или вид общественных отношений (поведение в общественном место, отношение к старшим, проведение демонстраций и т. п.), а не отдельный случай или конкретные общественные отношения.
Во-вторых, социальные нормы рассчитаны на многократное повторение. Урегулировав одну ситуацию, социальная норма начинает действовать вновь, если возникнет аналогичная ситуация.
В-третьих, социальные нормы имеют общий характер, т. е. они рассчитаны не на одного или нескольких человек, а сразу на многих лиц, поименно не указанных. Их характеризуют неперсонифицированность, неконкретность адресата.
В своем поведении люди используют самые разнообразные социальные нормы. В их числе можно выделить:
1. Ритуалы — правила поведения, в которых акцент делается на внешнюю форму поведения. Содержание же ритуала не столь важно. Иначе ритуал можно определить как церемонию, демонстративное действие, имеющее целью внушить людям определенные чувства. Например, при открытии сессии Государственной Думы исполняется гимн России [на музыку Глинки), что должно внушать депутатам чувство ответственности за свою деятельность.
2. Обряды — также заключаются в символических действиях, но в отличие от ритуалов глубже проникают в психологическую сферу человека, преследуют еще и воспитательные, идеологические цели, например, обряд захоронения, заключения брака и др.
3. Мифы — предания, сказания, повествования, былины, которые учат людей тому, что следует делать, а чего делать нельзя.
4. Обычай — это правило поведения, сложившееся исторически. на протяжении жизни нескольких поколений, ставшее всеобщим в результате многократного повторения. Иначе обычай можно определить как стереотип поведения. Он прочно входит в сознание людей потому, что выражает какую-то жизненную закономерность. например, передача имущества умершего близким родственникам, воспитание детей матерью, кровная месть, двоеженство и др.
5.Традиции ~ так же как и обычаи, регулируют устойчивые отношения. Но традиции носят поверхностный характер, поскольку ни затрагивают какой-либо общественной закономерности, а больше относятся к внешней стороне поведения людей. Отличает эти два вида социальных норм и срок их формирования:
обычаи формируются на притяжении жизни нескольких поколений, традиции имеют, меньший исторический шлейф.
6. Религиозные нормы — это правила поведения, регулирующие отношения между людьми через призму требований божественного начала. Их смысл сводится к тому, что человек должен служить прежде всего Богу, а уже потом людям, обществу. Подчинение воле Бога пронизывает религиозные нормы. Поскольку предполагается, что не все верующие смогут соблюсти требования религиозных норм, в нормах предусмотрены определенные санкции: епитимья, анафема, попадание в ад, страшный суд, лишение сана и др. Некоторые религиозные нормы как бы опосредуют человеческий и божественный путь Бога и требуют помнить и чтить его (Рождество Христово, Крещение. Вознесение, Пасха). Другие же религиозные нормы определяют поведение людей, например, десять заповедей из Ветхого Завета (не убий, не укради, не прелюбодействуй и др.).
7. Правовые нормы — это правила поведения, являющиеся обязательными, и охраняемые от нарушений силой государственного принуждения. Юридические нормы регулируют наиболее важные общественные отношения (структуру и порядок осуществления государственной власти, взимание налогов, ответственность за правонарушения, использование земли, недр, охрану окружающей среды и др.), Поскольку нарушение этих норм может принести обществу значительный вред, государство и устанавливает за него санкции, отличающиеся жестокостью, суровостью по сравнению с мерами реагирования за нарушение других видов социальных норм.
8. Моральные нормы — это правила поведения, определяющие, что есть добро и что есть зло. Моральные требования, -предъявляемые к людям, и контроль за их исполнением осуществляются с помощью средств духовного воздействия: через чувство долга, которое каждый человек должен сделать мотивом своего поведения, а также через оценку и самооценку поступков. Опираясь на выработанные нравственные требования, усваивая их, каждый человек может самостоятельно регулировать свое поведение.
9. Политические нормы — эти правила поведения, регулирующие отношения между нациями, классами и другими, социальными группами, направленные на завоевание, удержание и использование государственной власти. Политические нормы часто формулируются в виде призывов, лозунгов и носят весьма общий и доступный характер. Это связано с необходимостью привлечь на свою сторону как можно более широкий слой людей. Доходчивость, простота, лозунговость — особенности политических норм.
10. Нормы этикета — это правила поведения, касающиеся внешнего проявления отношения к людям, причем отношения благоприятного, располагающего к общению (обхождение с окружающими. формы обращений и приветствий, манеры, одежда и т. и,). Однако за учтивостью могут скрываться недоброжелательность и неуважительное отношение к человеку, и в этом плане можно сказать, что выполнение человеком данных норм может расходиться с его истинным отношением к людям, событиям.
11. Эстетические нормы — это правила поведения, регулирующие отношение к прекрасному и безобразному.
12. Деловые обыкновения — это правила поведения, складывающиеся в практической (производственной, учебной, научной) деятельности и регулирующие повседневную жизнь людей. Они фиксируют заведенный порядок дел и имеют локальный характер. Например, принято, что студенты приветствуют преподавателя стоя или что на некоторых предприятиях рабочий день начинается с планерки, а на другие — с выдачи работникам письменных заданий на день (водителям — путевого листа или товарно-транспортной накладной).
Нормативные и ненормативные регуляторы общественных отношений — Студопедия
Регулирование означает определять поведение людей и их объединений, придавать ему конкретное направление, вводить в установленные рамки, упорядочивать. В регулятивной системе принято выделять нормативные и ненормативные социальные регуляторы.
К нормативному относится регулирование посредством норм. Цель: упорядочить общественные отношения, достичь определенного их состояния, в том числе с помощью механизма социального принуждения.
Социальное принуждение может быть:
— государственным, применяемым в случае нарушения норм права;
— моральным, которое выражается в общественном осуждении нарушения норм нравственности и этических норм;
— со стороны общественных объединений, когда нарушаются корпоративные нормы, т. е. нормы уставов, положений общественных объединений и др.;
— со стороны мирового сообщества — в случае нарушения общепризнанных норм и принципов международного права.
Кроме средств принуждения, в социальном регулировании используются методы стимулирования, рекомендации, поощрения и др. Разновидностью правовых регуляторов являются: правовой обычай; судебный прецедент; правовая доктрина. К специфическим нормативным регуляторам относятся религиозные нормы.
Ненормативные регуляторы. Взаимодействуют с нормативными, способны как умножить действие нормативных, в том числе правовых норм, так и затормозить, блокировать, исказить их действие.
Выделяют три вида ненормативных регуляторов:
— Ценностный регулятор определяет поведение членов общества с помощью исторически сложившейся системы социальных ценностей, стереотипов поведения, психологических установок. Они формируются прежде всего в культуре общества или отдельных народов, наций, в профессиональной среде, половозрастных группах («поступай как все»). Содержат в себе традиционно-ритуальные, обрядовые, символические формы, которые устойчивы, например, в сфере трудовых, семейных и национальных отношений.
— Директивный регулятор – способ воздействия на общественные отношения с помощью директивы, приказа, указания, направленных на решение какой-либо важной задачи, цели. Например, директивы КПСС в период административно-командной системы по различным вопросам жизни страны (невыполнение директив КПСС грозило исключением из партии, увольнением с работы).
— Информационный регулятор воздействует на общественные процессы с помощью средств массовой информации, например использование СМИ в защите прав и свобод человека, для привлечения внимания общественности к важным вопросам жизни общества или к отдельным мероприятиям. Действие информационного регулятора, его эффективность обусловлены связью с институтом гласности, т. е. этот институт обеспечивает участие населения в делах государства и его информирование о положении дел в стране.
Выяснение действия ненормативных регуляторов позволяет установить, что конкретно влияет на бездействующую правовую норму, обеспеченную государственным принуждением, какие регуляторы оказались приоритетнее нормативных.
Понятие системы нормативного регулирования — Студопедия
ГЛАВА 10. ПРАВО В СИСТЕМЕ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Система нормативного регулирования представляет собой совокупность норм, упорядочивающих поведение людей, действия социальных групп, коллективов, организаций в различных сферах жизнедеятельности.
Основной элемент системы нормативного регулирования – социальная норма. Социальная норма — это правило социально значимого поведения членов общества.
Социальные нормы делятся на социально-технические нормы и просто социальные нормы. Социально-технические нормы вытекают из всевозможных правил эксплуатации технических средств, санаторно-гигиенических, агрономических и других подобных правил. К собственно социальным нормам относят право (нормы права), мораль (нормы морали) или нравственность (нормы нравственности), корпоративные нормы (нормы общественных организаций), религиозные нормы, неправовые обычаи, традиции, ритуалы.
Нормативная система в обществе – это действительно целостная система, так как, кроме определенных элементов, составляющих ее, она еще имеет четкие связи между своими элементами, а эти связи, в свою очередь, имеют соответствующие характеристики.
В систему нормативного регулирования общественных отношений входят:
обычаи— это правила поведения, сложившиеся под воздействием обстоятельств и выполняемые в силу привычки;
традиции— это исторически сложившиеся правила поведения, выполняемые под воздействием общественного мнения;
нормы морали— правила поведения, сложившиеся в обществе в соответствии с общепринятыми представлениями о добре и зле, выполняемые в силу внутреннего убеждения;
религиозные нормы — это правила поведения, сложившиеся в соответствии с духовными потребностями человека, выполняемые в силу внутреннего убеждения;
корпоративные нормы — это правила поведения, установленные общественными организациями для своих членов, охраняемые от нарушений уставными мерами;
технические нормы –правила, определяющие взаимодействие человека с техникой и силами природы.
Классификации социальных норм:
1. По источнику возникновения — обычаи (традиции), нормы морали, религиозные нормы, корпоративные и юридические.
2. По сфере урегулирования общественных отношений — политические, организационные эстетические и правовые нормы.
3. По способу выражения — письменные и устные социальные нормы.
Отличительные черты правовых норм, как особого регулятора общественных отношений:
1) нормативность, т. е. выраженность в определенных нормах, правилах, распределяющихся на определенное количество лиц и неопределенное количество случаев. Признаком нормативности обладают и все остальные специальные нормы;
2) общеобязательность, т. е. распространение действия норм права на всех членов общества. Этим же признаком, кроме права, обладают мораль и неправовые обычаи, традиции, ритуалы;
3) преимущественная выраженность норм права в определенных письменных источниках (кроме некоторых правовых обычаев). Таким же признаком среди других социальных норм обладают корпоративные нормы;
4) возможность применения мер принуждения со стороны государства в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения правил, принципов, норм права. Таким признаком не обладают никакие иные социальные нормы.
Понятие нормативного регулятора
⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 37Следующая ⇒
Нормативное регулирование сложилось в процессе исторического развития общества. Уже на ранних этапах его существования возникли первые правила (нормы) поведения, первые правила общения людей между собой (например, между старшими и младшими). Точно также в тот период возникли правила охоты, рыболовства и других видов добычи пищи. Эти правила складывались стихийно, они постепенно укреплялись, увеличиваясь по мере расширения человеческой деятельности, т.е. — наличие определенных правил (нормативность) присуща человеческому обществу изначально; без них оно не смогло бы прогрессировать в своем развитии.
Нормативность и человеческое общество неразделимы. Общество, в котором отсутствуют должные нормативные регуляторы, обречено на хаос, противоречия и разлад.
Любое общество объективно нуждается в нормативных регуляторах (правилах), поскольку для того, чтобы действия людей направлялись в нужном для этого общества направлении, чтобы общество не было размыто прямо противоположными людскими стремлениями, необходимы правила, регулирующие поступки людей, указывающие приемлемые обществу варианты поведения.
Источниками этих регуляторов могут быть экономические, классовые, политические, социальные, религиозные и другие факторы (причины). Именно экономический источник необходимости нормативного регулирования имел в виду Ф.Энгельс, когда писал, что уже на весьма ранней ступени развития общества возникает потребность охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов и позаботиться о том, чтобы отдельный человек подчинился общим условиям производства и обмена. Это правило, вначале выражающееся в обычае, становится затем законом.
Классовые регуляторы (нормы права, определенная часть норм морали и т.д.) выражали прежде всего волю господствующего класса, они были направлены на охрану интересов того класса, который занимал властвующее положение в обществе. Правила, устанавливаемые этим классом, становились обязательными для всего общества. Это были, в основном, императивные (повелительные) регуляторы, предписывающие должное поведение в интересах властвующего (господствующего) класса. Разумеется, в любом классовом обществе устанавливались правила, которые были необходимы всему обществу (санитарные, природоохранные), но бесспорный приоритет принадлежал регуляторам, выражающим волю и интересы господствующего класса (рабовладельцев, феодалов, буржуазии, пролетариата).
Если в основе источника нормативного регулятора лежал религиозный фактор, то это означало, что правила поведения даны людям свыше, они божественны, их соблюдение угодно богу, а несоблюдение великий грех и т.д. Причем религиозные нормы нередко регулировали не только чисто религиозные отношения среди верующих, но и семейные, бытовые отношения, т.е. были правилами для всех.
Основной целью нормативного регулирования всегда было, есть и будет сохранение существующей системы, обеспечение ее стабильности.
Любое общество в интересах самосохранения вынуждено создавать правила, обеспечивающие его существование и развитие. Эти правила устанавливают определенный порядок во взаимоотношениях членов общества, предписывают (указывают) варианты действий (поступков) для них и тем самым предопределяют должную урегулированность, упорядоченность этого общества. Поэтому нормативные регуляторы считаются не только объективно необходимым, но и целесообразным механизмом обеспечения организованности в общественных отношениях.
Профессор П.Е. Недбайло совершенно правильно характеризовал нормативное регулирование как установление правил, в соответствии с которыми происходит организация, согласованность поведения субъектов общественных отношений, оценка и разрешение фактов общественной жизни с точки зрения этих правил.
Поскольку жизнь современного общества достаточно многогранна и разнообразна, в нем постоянно возникают самые различные жизненные ситуации, а у участников этих отношений имеются различные цели и интересы, то совершенно естественно на протяжении длительного исторического развития человеческого общества в нем сформировалась определенная система нормативных регуляторов, система различных правил поведения. В нее входят правила, основанные на моральных и религиозных установках, экономических и политических интересах, обычаи и традиции, правила для членов сформировавшихся организаций (корпоративные правила) и т.д.
Весь опыт мировых цивилизаций свидетельствует о том, что ни одна из них не может успешно развиваться без наличия адекватных этой цивилизации социальных нормативных регуляторов.
Ценность нормативного регулирования на основе общих правил поведения (норм) состоит в том, что норма — это готовое решение для человека в определенной жизненной ситуации, это готовый вариант действия, заранее апробированный и подсказываемый ему обществом, государством, социальной группой и т.д. Именно в этом заключается основная ценность нормативного регулирования.
Таким образом, нормативные регуляторы — это правила, формирующиеся в обществе под воздействием экономических, классовых, социальных, религиозных и др. факторов, направленные на обеспечение нормального (безопасного) существования и прогрессивного развития общества.
Нормативные регуляторы могут выражать волю и интересы всего общества, определенного класса, отдельной социальной группы (партии, организации).
Говоря о нормативных регуляторах, следует сказать, что наряду с ними существуют иные регуляторы — казуальные, ценностные, информационные, директивные и т.п.
Казуальные регуляторы — это необходимые для любого общества регуляторы. Взаимодействие субъектов общественных отношений (граждан, организаций, органов власти и управления) осуществляется не только на основе общих правил поведения. На практике имеется масса конкретных индивидуальных вопросов, для которых нет нормы или для которых она не требуется. При таких обстоятельствах необходимо разовое, персональное решение. Это и будет казуальное регулирование. Например, решение мэрии г. Москвы об установлении памятника конкретному гражданину в определенном месте.
Казуальное регулирование не является масштабным, ему не присущи длительность и многократность действия, но посредством казуального регулирования решаются многие важные жизненные вопросы. Обществу, государству, гражданам оно так же необходимо, как и нормативное. В реальной действительности нередки случаи, когда вопрос решается индивидуальным распоряжением, он не требует нормативного регулятора. Казуальное регулирование — это практическое решение конкретного жизненного вопроса путем правового, морального, корпоративного и т.п. акта (приказа, требования, разрешения, запрета). Отличительные черты казуального регулятора — отсутствие типичности, повторяемости и, напротив, наличие конкретности, индивидуальности, однократности в регулировании общественных отношений.
Ценностный регулятор предопределяется наличием в данном обществе определенных обобщенных представлений о целях и нормах поведения людей, воплощающих исторический опыт и уровень культуры данного общества. Это, прежде всего, представления членов общества, их сознание, устремления, желания, признание необходимости существования данной социальной системы. С субъективной стороны — это оценки и суждения типа: «полезный — вредный», «нравится — не нравится», «добро — зло», «желательный — нежелательный» и т.д.
Ценностный регулятор определяет поведение участников общественных отношений с помощью исторически сложившейся системы социальных ценностей, социально-психологических установок, стереотипов, штампов*(21).
Ценностный регулятор формируется в конкретном обществе (социуме), в его различных социальных слоях, группах, у различных наций и народностей. Поэтому то, что для одних народов ценно, важно, необходимо, для других безразлично, для третьих вредно (обряд обрезания, многоженство, проституция, калым, кровная месть и т.п.).
Ценностный регулятор достаточно весом в жизни отдельных народов, он выполняет у них регулирующую роль достаточно длительное время, поскольку устойчиво сохраняется в памяти народа, оказывает воспитательное воздействие на целые поколения. Это наблюдается в сохранении многих вековых традиций и обычаев, отказе от новых, в особенности навязываемых, ценностей. Например, неприятие мусульманским миром (да и не только) американского образа жизни.
Информационный регулятор играл и играет важную роль в жизни любого общества. Его регулирующие свойства состоят в том, что посредством различных форм, способов, мер и средств в обществе распространяются сведения, слухи, сообщаются факты, воздействующие на волю и сознание людей и побуждающие их совершать какие-либо поступки или, напротив, воздерживаться от таковых. В древние времена роль информационного регулятора выполняли слухи, мифы, легенды.
В настоящее время пресса (газеты, журналы), телевидение, радио, компьютерные технологии стали играть очень важную как положительную, так и отрицательную роль, они позволяют сделать белое черным, а черное белым, побудить массы людей подражать каким-либо примерам или заставить осуждать их.
Современные средства массовой информации (СМИ) могут привлечь внимание всей страны к важным вопросам жизни общества либо отвлечь от них, используя информационную блокаду данной актуальной темы. Кроме того, многие СМИ являются зависимыми, они подают информацию в интересах тех, кто является их хозяином, т.е. используются в качестве заинтересованного регулятора. Тем не менее технический прогресс свидетельствует о все возрастающем значении информационного регулятора в жизни не только одного конкретного общества, но и всего мирового сообщества.
В юридической литературе выделяются еще некоторые ненормативные социальные регуляторы, например директивный регулятор. Особенность его состоит в том, что посредством определенного способа, специфического приема обществу предписывается (либо предлагается) безальтернативная директива (указания, предписания, программа), которую необходимо выполнять или учитывать в своей деятельности.
Это может быть директива, направленная на решение важной с точки зрения власти или организации задачи. В СССР это были пятилетние планы развития народного хозяйства, программы КПСС, совместные постановления партии и правительства. В США — сообщение об уровне террористической опасности (зеленый, оранжевый).
Директивный регулятор мало популярен, он не очень согласуется с демократическими методами регулирования.
В заключение необходимо отметить, что общество создает разнообразные регуляторы в целях своего нормального существования и развития. Эти регуляторы нередко взаимодействуют между собой, усиливая влияние каждого из них на общество. В других обстоятельствах они могут противоречить один другому, и тогда общество выбирает более приемлемый для себя регулятор, оставляя другие как бы в тени.
Ненормативные и нормативные регуляторы — объективная необходимость общественного развития. Роль каждого из них на определенном историческом этапе человеческой цивилизации неодинакова (прогрессивна, регрессивна, нейтральна), но без них существование общества невозможно. Все зависит от его способности своевременно избрать для себя наиболее оптимальный регулятор, в наибольшей степени способствующий прогрессивному развитию, и создать преграды для негативных регуляторов или блокировать их влияние на общественную жизнь.
Рекомендуемые страницы:
Теория регулирования
Описание
Этот том знакомит читателей с теорией регулирования. Программа Regulatory Theory , предназначенная для практиков, аспирантов и тех, кто интересуется регулированием как сквозной темой в социальных науках, включает главы, посвященные социально-психологическим основам регулирования, а также теориям регулирования, таким как гибкое регулирование, умное регулирование и узловое управление. Он исследует ключевые темы соответствия, правового плюрализма, мета-регулирования, верховенства закона, риска, подотчетности, глобализации и регулирующего капитализма.Окружающая среда, преступность, здоровье, права человека, инвестиции, миграция и налоги относятся к числу областей регулирования, рассматриваемых в этой новаторской книге. Каждая глава знакомит читателя с ключевыми концепциями и идеями и содержит предложения для дальнейшего чтения. В число участников, которые либо являются, либо были связаны с сетью регулирующих институтов (RegNet) в Австралийском национальном университете, входят Джон Брейтуэйт, Валери Брейтуэйт, Питер Грабоски, Нил Ганнингем, Фиона Хейнс, Терри Холлидей, Дэвид Леви-Фор, Кристин Паркер. , Колин Скотт и Клиффорд Ширинг.
PDF-главы
Теория регулирования »
Пожалуйста, прочтите Условия использования перед загрузкой форматов.
Если ваш веб-браузер не открывает эти файлы автоматически, загрузите приложение для чтения PDF-файлов, например, бесплатное приложение Adobe Acrobat Reader.
Чтобы скопировать ссылку DOI главы, щелкните правой кнопкой мыши (на ПК) или нажмите Ctrl + щелчок (на Mac), а затем выберите «Копировать расположение ссылки».
Regulatory Theory содержит интерактивную страницу содержания, на которой главы разделены на ключевые теории, концепции, методы и психологические основы.Если вы не знаете, с чего начать, или ищете материал, например, по определенной теории (например, интеллектуальное регулирование) или концепции (например, верховенству закона), используйте этот интерактив, чтобы перейти к главам в интересующей вас области или найти ключевые чтения по теории регулирования. Актуальный Adobe Flash необходим. В качестве альтернативы интерактивное содержимое также включено в загружаемый epub.
- Регулирование, институты и сети (PDF, 0,1 МБ) — Питер Драхос и Мартин Кригьер doi
Секция 1: Социально-психологические основы и методические вопросы (PDF, 0.1 МБ)
- Устранение разрыва между регулированием и сообществом (PDF, 0,1 МБ) — Валери Брейтуэйт doi
- Процессуальное правосудие и его роль в содействии добровольному соблюдению (PDF, 0,1 МБ) — Кристина Мерфи doi
- Позор в нормативных условиях (PDF, 0,1 МБ) — Натан Харрис doi
- Методологические подходы и соображения в регуляторных исследованиях (PDF, 0.2MB) — Ibolya Losoncz doi
- Многопрофильные полевые исследования по нормативным исследованиям (PDF, 0.1 МБ) — Кэтрин Хенн doi
Раздел 2: Теории и концепции регулирования (PDF, 0,1MB)
- Типы отзывчивости (PDF, 0,1 МБ) — John Braithwaite doi
- Интеллектуальное регулирование (PDF, 0,1 МБ) — Нил Ганнингем и Даррен Синклер doi
- Метарегулирование (PDF, 0.1MB) — Peter Grabosky doi
- Узловая перспектива управления: успехи в мышлении узлового управления (PDF, 0.1 МБ) — Кэмерон Холли и Клиффорд Ширинг doi
- Регулирование и риски (PDF, 0,1 МБ) — Фиона Хейнс doi
- Подотчетность обществу: концептуальные, исторические и эпистемологические карты (PDF, 0,1 МБ) — Michael W Dowdle doi
- Соответствие: 14 вопросов (PDF, 0,2 МБ) — Кристин Паркер и Вибеке Леманн Нильсен doi
- Правовой плюрализм: регулирование традиционной медицины на Островах Кука (PDF, 0.1 МБ) — Miranda Forsyth doi
Раздел 3. Государственные и нормативные преобразования (PDF, 0,1 МБ)
- Нормативная глобализация (PDF, 0,1 МБ) — Питер Драхос doi
- Нормативно-правовое регулирование и за его пределами (PDF, 0,2 МБ) — Colin Scott doi
- Регулирующий капитализм (PDF, 0,1 МБ) — Дэвид Леви-Фор doi
- Время и темпоральность в глобальном управлении (PDF, 0,1 МБ) — Теренс Халлидей doi
- Международные переговоры (PDF, 0.1 МБ) — Кристиан Дауни doi
- Транснациональные негосударственные режимы регулирования (PDF, 0.1MB) — Наташа Тусикова doi
Раздел 4: Регулирование прав (PDF, 0,1 МБ)
- Нормативный взгляд на международную систему прав человека (PDF, 0,1 МБ) — Hilary Charlesworth doi
- Глобальное управление трудовой миграцией: от «управления» миграцией к комплексному подходу, основанному на правах (PDF, 0.1 МБ) — Никола Пайпер doi
- Нормативно-правовое регулирование (PDF, 0,2 МБ) — Veronica L Taylor doi
- Регулирование секса в миротворческих операциях (PDF, 0,1 МБ) — Габриэль Симм doi
- Привлечение физических лиц к ответственности за пределами государства? Права, нормы и применение международной уголовной ответственности (PDF, 0.1MB) — Michelle Burgis-Kasthala doi
Раздел 5: Преступность и регулирование (PDF, 0,1 МБ)
- Борьба с преступностью через сети (PDF, 0.1 МБ) — Russell Brewer doi
- Масштабирование криминологии: от уличного насилия к зверским преступлениям (PDF, 0,2 МБ) — Susanne Karstedt doi
- Эксперименты в области восстановительного правосудия (PDF, 0.1MB) — Heather Strang doi
- Предупреждение транснациональной экологической преступности и регуляторный плюрализм (PDF, 0,2 МБ) — Джули Эйлинг doi
- Спам и преступность (PDF, 0,2 МБ) — Родерик Бродхерст и Мамун Алазаб doi
- Управление киберпространством (PDF, 0.2MB) — Леннон Ю.С. Чанг и Питер Грабоски doi
Раздел 6: Регулирование здравоохранения (PDF, 0,1 МБ)
- Научная оценка воздействия закона на общественное здоровье (PDF, 0,2 МБ) — Scott Burris doi
- Управление, регулирование и справедливость в отношении здоровья (PDF, 0,1 МБ) — Шарон Фрил doi
- Пациенты как субъекты регулирования в своем собственном здравоохранении (PDF, 0,3 МБ) — Джудит Хили doi
- Регламент охраны труда и техники безопасности (PDF, 0.1 МБ) — Элизабет Блафф doi
Раздел 7: Регулирование торговли (PDF, 0,1 МБ)
- Защита потребителей: пример успешного регулирования (PDF, 0,2 МБ) — John TD Wood doi
- Сдвиг прибыли и скрытые счета: Регулирование налоговых убежищ (PDF, 0,2 МБ) — Грегори Роулингс doi
- Урегулирование споров между инвесторами и государством (PDF, 0.1MB) — Kyla Tienhaara doi
- Сетевое (агентское) регулирование конкуренции (PDF, 0.1 МБ) — Имельда Махер doi
- Доверие, культура и пределы регулирования, основанного на управлении: уроки горнодобывающей промышленности (PDF, 0,1 МБ) — Нил Ганнингем и Даррен Синклер doi
- Устойчивость и устойчивость городов (PDF, 0,1 МБ) — Йерун ван дер Хейден doi
- Регулирование и управление окружающей средой (PDF, 0,1 МБ) — Cameron Holley doi
Раздел 8: Регулирующие фьючерсы
- Регулирование процессов разрушения капитализма (PDF, 0.2MB) — Питер Драхос doi
.Структурная схема
| Статья о структурной диаграмме от The Free Dictionary
(также называемая диаграммой равновесия или фазовой диаграммой), графическое представление отношений между структурными параметрами физико-химической системы (такими как температура и давление) и ее составом. В простейшем случае, когда система состоит только из одного компонента, структурная схема представляет собой трехмерную фигуру, построенную по трем перпендикулярным координатным осям, вдоль которых температура T , давление p и молярный объем v нанесены.Использование трехмерной структурной схемы неудобно из-за ее громоздкости; поэтому на практике используется проекция структурной схемы на одну из координатных плоскостей, обычно это плоскость p-T .
Структурная диаграмма диоксида углерода CO 2 показана (не в масштабе) на Рисунке 1 в качестве очень простого примера. Любая точка структурной схемы (образная точка) отображает состояние CO 2 при температуре и давлении, соответствующих этой точке.Точка O (тройная точка) соответствует равновесию трех фаз — твердой, жидкой и газообразной CO 2 . Три кривые пересекаются в точке O: OA (кривая улетучивания), что соответствует равновесию между твердым и газообразным CO 2 ; OC (кривая испарения), что соответствует равновесию между жидким и газообразным CO 2 ; и OB (кривая плавления), для твердого и жидкого CO 2 .Кривые делят плоскость диаграммы на три поля, которые представляют собой области трех фаз: твердой фазы S , жидкой L и газообразной G . Точка C соответствует критической температуре CO 2 (31,0 ° C), при которой исчезает разница между свойствами жидкости и газа. Согласно терминологии правила фаз, инвариантному равновесию соответствует O ; моновариантное равновесие к точкам на кривых OA, OB и OC ; и дивариантного равновесия к точкам в полях S , L и G.В случае полиморфизма структурная диаграмма усложняется — количество тройных точек равно количеству полиморфных превращений. ( См. Структурные схемы систем с более чем одним компонентом БИНАРНЫЕ СИСТЕМЫ .)
Рисунок 1 . Структурная диаграмма диоксида углерода (CO 2 )
Экспериментальное построение структурных диаграмм осуществляется различными методами физико-химического анализа, термического и рентгеноспектрального анализа, оптической и электронной микроскопии, дилатометрии и измерения электрического сопротивления. твердость и другие свойства.Правильность построения структурной схемы проверяется на основе правила фаз, принципа соответствия и принципа непрерывности. Структурные диаграммы широко используются в практике металловедения, металлургии и химии. Например, структурная диаграмма железо-углерод имеет большое значение для термической обработки стали.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Аносов В.Я., Погодин С.А. Основные начала физикохимического анализа . Москва-Ленинград, 1947 год.
Аносов В.Я. Краткое введение в физико-химический анализ . М., 1959.
Древинг В.П., Я. А. Калашников. Правило фаз с изложением основ термодинамики , 2-е изд. Москва, 1964.
Большая Советская Энциклопедия, 3-е издание (1970-1979). © 2010 The Gale Group, Inc. Все права защищены.
.