Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ"Об использовании атомной энергии". Законодательство в области использования атомной энергии


Федеральный закон № 170 Об использовании атомной энергии...

Действующий

Государственной Думой

20 октября 1995 года

Настоящий Федеральный закон определяет правовую основу и принципы регулирования отношений, возникающих при использовании атомной энергии, направлен на защиту здоровья и жизни людей, охрану окружающей среды, защиту собственности при использовании атомной энергии, призван способствовать развитию атомной науки и техники, содействовать укреплению международного режима безопасного использования атомной энергии.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Законодательство Российской Федерации в области использования атомной энергии

Законодательство Российской Федерации в области использования атомной энергии в мирных и оборонных целях основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации в области использования атомной энергии в мирных и оборонных целях и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Положения федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих требования промышленной безопасности опасных производственных объектов, требования пожарной безопасности, требования по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, касающиеся сферы применения настоящего Федерального закона, применяются к отношениям в области использования атомной энергии в мирных и оборонных целях в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Деятельность, связанная с разработкой, изготовлением, испытанием, эксплуатацией и утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, не регулируется настоящим Федеральным законом.

Статья 2. Принципы и задачи правового регулирования в области использования атомной энергии

Основными принципами правового регулирования в области использования атомной энергии являются:

обеспечение безопасности при использовании атомной энергии - защита отдельных лиц, населения и окружающей среды от радиационной опасности;

доступность информации, связанной с использованием атомной энергии, если эта информация не содержит сведений, составляющих государственную тайну;

участие граждан, коммерческих и некоммерческих организаций (далее - организации), иных юридических лиц в обсуждении государственной политики, проектов федеральных законов и иных правовых актов Российской Федерации, а также в практической деятельности в области использования атомной энергии;

возмещение ущерба, причиненного радиационным воздействием; предоставление работникам объектов использования атомной энергии социально-экономических компенсаций за негативное воздействие ионизирующего излучения на здоровье человека и за дополнительные факторы риска; обеспечение социальной защиты граждан, проживающих и (или) осуществляющих трудовую деятельность в районах расположения этих объектов;

разграничение ответственности и функций органов государственного регулирования безопасности, органов управления использованием атомной энергии, уполномоченного органа управления использованием атомной энергии и организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии;

независимость органов государственного регулирования безопасности при принятии ими решений и осуществлении своих полномочий от органов управления использованием атомной энергии, уполномоченного органа управления использованием атомной энергии и от организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии;

соблюдение международных обязательств и гарантий Российской Федерации в области использования атомной энергии.

Основными задачами правового регулирования отношений, возникающих при осуществлении всех видов деятельности в области использования атомной энергии, являются:

создание правовых основ системы государственного управления использованием атомной энергии и системы государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии;

установление прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и иных юридических лиц и граждан.

Статья 3. Объекты применения настоящего Федерального закона

Объектами применения настоящего Федерального закона (объектами использования атомной энергии) являются:

ядерные установки - сооружения и комплексы с ядерными реакторами, в том числе атомные станции, суда и другие плавсредства, космические и летательные аппараты, другие транспортные и транспортабельные средства; сооружения и комплексы с промышленными, экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами, критическими и подкритическими ядерными стендами; сооружения, комплексы, полигоны, установки и устройства с ядерными зарядами для использования в мирных целях; другие содержащие ядерные материалы сооружения, комплексы, установки для производства, использования, переработки, транспортирования ядерного топлива и ядерных материалов;

радиационные источники - не относящиеся к ядерным установкам комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируется ионизирующее излучение;

пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения, хранилища радиоактивных отходов (далее - пункты хранения) - стационарные объекты и сооружения, не относящиеся к ядерным установкам, радиационным источникам и предназначенные для хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранения или захоронения радиоактивных отходов;

тепловыделяющая сборка ядерного реактора - машиностроительное изделие, содержащее ядерные материалы и предназначенное для получения тепловой энергии в ядерном реакторе за счет осуществления контролируемой ядерной реакции;

облученные тепловыделяющие сборки ядерного реактора - облученные в ядерном реакторе и извлеченные из него тепловыделяющие сборки, содержащие отработавшее ядерное топливо;

ядерные материалы - материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества;

радиоактивные вещества - не относящиеся к ядерным материалам вещества, испускающие ионизирующее излучение;

радиоактивные отходы - не подлежащие дальнейшему использованию материалы и вещества, а также оборудование, изделия (в том числе отработавшие источники ионизирующего излучения), содержание радионуклидов в которых превышает уровни, установленные в соответствии с критериями, установленными Правительством Российской Федерации.

Отнесение указанных в части первой настоящей статьи объектов к перечисленным категориям, состав и границы указанных объектов определяются в зависимости от категории объекта организациями, осуществляющими деятельность в области использования атомной энергии, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Для целей настоящего Федерального закона под полным жизненным циклом объекта использования атомной энергии в зависимости от категории объекта применения настоящего Федерального закона понимаются размещение, проектирование (включая изыскания), конструирование, производство, сооружение или строительство (включая монтаж, наладку, ввод в эксплуатацию), эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, вывод из эксплуатации (закрытие), транспортирование (перевозка), обращение, хранение, захоронение и утилизация объектов использования атомной энергии.

Действие настоящего Федерального закона не распространяется на объекты, содержащие или использующие ядерные материалы и радиоактивные вещества в количествах и с активностью (и (или) испускающие ионизирующее излучение с интенсивностью или энергией) менее установленных федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии значений, для которых требуются разрешения федеральных органов исполнительной власти в области государственного регулирования безопасности (далее - органы государственного регулирования безопасности) при использовании атомной энергии при осуществлении деятельности с указанными объектами, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Статья 4. Виды деятельности в области использования атомной энергии

Настоящий Федеральный закон распространяется на следующие виды деятельности в области использования атомной энергии:

размещение, проектирование, сооружение, эксплуатацию и вывод из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, закрытие пунктов захоронения радиоактивных отходов, проведение экспертизы безопасности объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии;

разработку, производство, испытание, транспортирование, хранение, утилизацию, использование ядерных зарядов в мирных целях и обращение с ними;

обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами, в том числе при разведке и добыче полезных ископаемых, содержащих эти материалы и вещества, при производстве, использовании, переработке, транспортировании и хранении ядерных материалов и радиоактивных веществ;

обеспечение безопасности при использовании атомной энергии;

контроль за обеспечением ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности (далее - безопасность) ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, за обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия граждан при использовании атомной энергии;

проведение научных исследований во всех областях использования атомной энергии;

физическую защиту ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения, ядерных материалов и радиоактивных веществ;

учет и контроль ядерных материалов и радиоактивных веществ;

экспорт и импорт ядерных установок, оборудования, технологий, ядерных материалов, радиоактивных веществ, специальных неядерных материалов и услуг в области использования атомной энергии;

государственный мониторинг радиационной обстановки на территории Российской Федерации;

подготовку специалистов в области использования ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения, ядерных материалов и радиоактивных веществ;

выполнение иных видов деятельности в области использования атомной энергии.

Статья 5. Собственность на ядерные материалы, ядерные установки, пункты хранения, радиационные источники и радиоактивные вещества

dokipedia.ru

Глава VII Правовое положение организаций осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21-11-95 170-ФЗ (ред от 30-11-2011) ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ

действует Редакция от 25.06.2012 Подробная информация
Наименование документФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.11.95 N 170-ФЗ (ред. от 25.06.2012 с изменениями, вступившими в силу 25.06.2012) "ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ"
Вид документазакон
Принявший органпрезидент рф, гд рф
Номер документа170-ФЗ
Дата принятия28.11.1995
Дата редакции25.06.2012
Дата регистрации в Минюсте01.01.1970
Статусдействует
Публикация
  • В данном виде документ опубликован не был
  • (в ред. от 20.10.95 - "Российская газета", N 230, 28.11.95;
  • "Собрание законодательства РФ", 27.11.95, N 48, ст. 4552)
НавигаторПримечания

Глава VII Правовое положение организаций осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии

Статья 34. Эксплуатирующая организация, осуществляющая деятельность в области использования атомной энергии

Эксплуатирующая организация - организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации и признанная в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации, соответствующим органом управления использованием атомной энергии пригодной эксплуатировать ядерную установку, радиационный источник или пункт хранения и осуществлять собственными силами или с привлечением других организаций деятельность по размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения, а также деятельность по обращению с ядерными материалами и радиоактивными веществами. Для осуществления указанных видов деятельности эксплуатирующая организация должна иметь разрешения (лицензии), выданные соответствующими органами государственного регулирования безопасности, на право ведения работ в области использования атомной энергии.

(в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 318-ФЗ)

Эксплуатирующая организация должна обладать полномочиями, финансовыми, материальными и иными ресурсами, достаточными для осуществления своих функций.

Эксплуатирующая организация совместно с соответствующими органами управления использованием атомной энергии создает специальный фонд для финансирования затрат, связанных с выводом из эксплуатации ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения, с обращением с отработавшим ядерным топливом, и для финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по обоснованию и повышению безопасности этих объектов.

(в ред. Федеральных законов от 05.02.2007 N 13-ФЗ, от 01.12.2007 N 318-ФЗ)

Порядок, источники образования и порядок использования данного фонда устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Вмешательство в деятельность эксплуатирующей организации в части эксплуатации ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения, кроме случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими законами и иными правовыми актами Российской Федерации, не допускается.

Статья 35. Ответственность и обязанности эксплуатирующей организации по обеспечению безопасности ядерной установки, радиационного источника и пункта хранения

Эксплуатирующая организация несет всю полноту ответственности за безопасность ядерной установки, радиационного источника и пункта хранения, а также за надлежащее обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами. В случае лишения эксплуатирующей организации разрешения (лицензии) на эксплуатацию ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения она продолжает нести ответственность за безопасность ядерной установки, радиационного источника и пункта хранения до передачи указанных объектов другой эксплуатирующей организации или до получения нового разрешения (лицензии). В случае неспособности эксплуатирующей организации обеспечить безопасность указанных объектов ответственность за безопасность и надлежащее обращение несет соответствующий орган управления использованием атомной энергии, который обязан обеспечить безопасность этих объектов до создания новой эксплуатирующей организации.

Эксплуатирующая организация разрабатывает и осуществляет мероприятия по поддержанию безопасности ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения, создает при необходимости специальные службы, осуществляющие контроль за безопасностью, представляет информацию о состоянии безопасности ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения в органы государственного регулирования безопасности.

Эксплуатирующая организация обеспечивает:

использование ядерной установки, радиационного источника и пункта хранения только для тех целей, для которых они предназначены;

организацию и координацию разработки и выполнения программ обеспечения качества на всех этапах создания, эксплуатации и вывода из эксплуатации ядерной установки, радиационного источника и пункта хранения, контроль за выполнением этих программ;

(в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 347-ФЗ)

разработку и реализацию мер по предотвращению аварий на ядерной установке, на радиационном источнике и в пункте хранения и по снижению их негативных последствий для работников указанных объектов, населения и окружающей среды;

безопасное для работников объектов использования атомной энергии и населения обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами и их хранение;

реализацию прав работников объектов использования атомной энергии на социальные гарантии;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

учет индивидуальных доз облучения работников объектов использования атомной энергии;

разработку и реализацию в пределах своей компетенции мер по защите работников и населения в случае аварии на ядерной установке, на радиационном источнике или в пункте хранения;

учет и контроль ядерных материалов и радиоактивных веществ;

осуществление физической защиты ядерной установки, радиационного источника, пункта хранения, ядерных материалов и радиоактивных веществ;

разработку и реализацию мер пожарной безопасности;

радиационный контроль в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения;

подбор, подготовку и поддержание квалификации работников ядерной установки, радиационного источника, пункта хранения и создание для них необходимых социально-бытовых условий на производстве;

информирование населения о радиационной обстановке в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения;

осуществление иных полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

Статья 36. Обязанности эксплуатирующей организации по защите работников объектов использования атомной энергии, населения и окружающей среды при аварии на ядерной установке, на радиационном источнике или в пункте хранения

При возникновении аварии на ядерной установке, на радиационном источнике или в пункте хранения, приведшей к выбросу радиоактивных веществ сверх установленных пределов в окружающую среду, эксплуатирующая организация обязана обеспечивать оперативной информацией о радиационной обстановке соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления и население наиболее угрожаемых участков территории, органы управления использованием атомной энергии, органы государственного регулирования безопасности, службы системы государственного контроля за радиационной обстановкой, государственного мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации и Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях.

(в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 331-ФЗ)

При выполнении работ по предотвращению развития аварии или по ликвидации ее последствий облучение работников (в том числе командированных) выше установленных дозовых пределов может быть допущено (но не выше дозы потенциально опасного облучения, установленной нормативными документами) только тогда, когда нет возможности принять другие меры, исключающие указанное облучение, и может быть оправдано лишь при спасении людей, предотвращении массового облучения, а также при угрозе значительного радиоактивного загрязнения окружающей среды. Администрация эксплуатирующей организации обязана информировать работников, принимающих участие в этих работах, о возможном риске облучения выше установленных дозовых пределов и получить на это их согласие, а также разрешение соответствующих органов здравоохранения Российской Федерации.

Обязанности и порядок действий эксплуатирующей организации, а также порядок ее взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления и органами управления использованием атомной энергии по осуществлению мероприятий по защите работников объектов использования атомной энергии и населения в случае возникновения аварии, в том числе и при транспортировании ядерных материалов и радиоактивных веществ, должны быть предусмотрены планами указанных мероприятий. Порядок разработки и утверждения таких планов устанавливается нормами и правилами в области использования атомной энергии.

Статья 36.1. Особенности регулирования деятельности с использованием радиационных источников, содержащих в своем составе радионуклидные источники

(в ред. Федеральных законов от 30.11.2011 N 347-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ)

Регулирование деятельности по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе радионуклидные источники, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

(в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ)

Для целей настоящей статьи радионуклидными источниками признаются изделия, содержащие зафиксированное в ограниченном объеме радиоактивное вещество и предназначенные для использования в составе радиационных источников.

Деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности в соответствии с нормами и правилами в области использования атомной энергии, не подлежит лицензированию в соответствии с настоящим Федеральным законом.

(в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ)

Организации, осуществляющие деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники (в том числе отработавшие) четвертой и пятой категорий радиационной опасности, не признаются эксплуатирующими организациями в соответствии с настоящим Федеральным законом.

(в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ)

Организации, осуществляющие деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности, подлежат регистрации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ)

Статья 37. Организации, выполняющие работы и предоставляющие услуги для эксплуатирующей организации

Организации, осуществляющие научные исследования и изыскания, проектирование, сооружение и вывод из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников или пунктов хранения, конструирование и изготовление для них оборудования, проведение иных работ и предоставление иных услуг в области использования атомной энергии, обеспечивают выполнение работ и предоставление услуг в таком объеме и такого качества, которые отвечают нормам и правилам в области использования атомной энергии, и несут ответственность за качество выполненных работ и предоставленных услуг в течение всего проектного срока службы ядерной установки, радиационного источника, пункта хранения или изготовления для них оборудования.

Орган управления использованием атомной энергии рекомендует организацию, ответственную за разработку проекта ядерной установки или пункта хранения.

Руководитель организации (государственного унитарного предприятия), ответственной за разработку проекта ядерной установки или пункта хранения, назначается решением органа управления использованием атомной энергии на основании полномочий, предоставленных ему Правительством Российской Федерации.

Оборудование, изделия и технологии для ядерных установок, радиационных источников или пунктов хранения подлежат оценке соответствия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 248-ФЗ)

При прекращении деятельности организаций, выполняющих работы и предоставляющих услуги в области использования атомной энергии для эксплуатирующей организации, ответственность, предусмотренная по всем видам деятельности таких организаций, возлагается на другую организацию, признанную соответствующим органом управления использованием атомной энергии.

Статья 37.1. Организации научно-технической поддержки уполномоченного органа государственного регулирования безопасности

(в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 347-ФЗ)

Организации научно-технической поддержки уполномоченного органа государственного регулирования безопасности осуществляют свою деятельность в целях:

научно-технического обеспечения государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, в том числе выполнения и координации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проведения экспертиз, включая экспертизу безопасности;

развития и совершенствования нормативно-правовой базы в области использования атомной энергии, иной деятельности, направленной на совершенствование государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии.

Отнесение юридического лица к организации научно-технической поддержки осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статья 38. Трудовые отношения и дисциплина работников, деятельность которых связана с использованием атомной энергии

Трудовые отношения и дисциплина работников, деятельность которых связана с использованием атомной энергии, регулируются законодательством о труде Российской Федерации.

Для организаций с особо опасным производством трудовые отношения и дисциплина указанных работников регулируются наряду с законодательством о труде Российской Федерации уставами о дисциплине. Перечень таких организаций устанавливается Правительством Российской Федерации.

Особенности условий труда и социально-бытового обеспечения отдельных категорий работников ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения определяются Правительством Российской Федерации и условиями соответствующих трудовых договоров.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Статья 39. Публичные мероприятия на территориях ядерных установок и пунктов хранения

(в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 347-ФЗ)

Проведение несанкционированных собраний, митингов, демонстраций и других несанкционированных публичных мероприятий (далее - публичные мероприятия) на территории ядерной установки или пункта хранения и в их санитарно-защитных зонах запрещается.

(в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 347-ФЗ)

Не допускаются организация и проведение публичных мероприятий за пределами территорий ядерных установок и пунктов хранения, а также забастовок, если в результате этого может произойти нарушение работоспособности ядерной установки или пункта хранения, будет затруднено выполнение работниками ядерных установок или пунктов хранения своих служебных обязанностей либо будут иметь место иные угрозы безопасности населения, окружающей среды, здоровью, правам и законным интересам других лиц. Протесты против недопущения и запрещения указанных действий разрешаются в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 347-ФЗ)

Ущерб, причиненный эксплуатирующей организации в результате указанных действий, посягающих на безопасную работу ядерной установки или пункта хранения, возмещается виновными лицами и организациями (при наличии спора) в судебном порядке.

zakonbase.ru

Правовое регулирование в области использования атомной энергии

Алексей Владиславович Алёшин

Миссия МАГАТЭ инструмент повышения эффективности деятельности Ростехнадзора р у к о в о д и т е л ь Ф е д е р а л ь н о й с л у ж б ы п о э к о л о г и ч е с к о м у, т е х н о л о г и ч е с к о м у и

Подробнее

Безопасность при строительстве АЭС

Безопасность при строительстве АЭС Госкорпорация «Росатом» - один из крупнейших инвесторов среди международных лидеров атомной отрасли 14,0 1, 1,0 10,0 8,0 6,0 (млрд. долларов США) 4,0,0 0,0 Программы

Подробнее

о ц к с А.М. Филимонов

Тема 1: «Лицензирование деятельности организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.» Тема 2: «Порядок привлечения граждан иностранных государств

Подробнее

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая дополнительная образовательная программа разработана на основании Типовой программы по курсу «Промышленная, экологическая, энергетическая безопасность и безопасность

Подробнее

«Обращение продукции»

Перечень основополагающих нормативных правовых актов Российской Федерации и Таможенного союза, с учетом изменений в законодательство в части порядка прохождения процедур по востребованным компетенциям

Подробнее

КОРПОРАТИВНАЯ АКАДЕМИЯ РОСАТОМА

КОРПОРАТИВНАЯ АКАДЕМИЯ РОСАТОМА Директор Центра нормативного регулирования АНО «Корпоративная Академия Росатома» Козлов Павел Владимирович 2014 Содержание слайда 3-4 5-7 Система требований Техническое

Подробнее

а, й м ш б» Q 9 - o f о А ( т

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (РОСТЕХНАДЗОР) ул. А.Лукьянова д. 4, стр. 1, Москва, 105066 Телефон: (495) 647-60-81. Факс: (495) 645-89-86 E-mail: rostehnadzor/a!gosnadzor.ru

Подробнее

АтомСтройСтандарт-2014

АтомСтройСтандарт-2014 Об особенностях продукции (работ, услуг), для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии Директор Департамента

Подробнее

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

18 июля 2011 года N 243-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Принят Государственной

Подробнее

Конгресс «АТОМЭКСПО 2012»

Конгресс «АТОМЭКСПО 2012» 1 Принцип классификации объектов атомной энергии для целей управления и регулирования при обеспечении глобальной ядерной безопасности Докладчик: А.М.Агапов д.т.н. Директор Института

Подробнее

СОДЕРЖАНИЕ «О «О

СОДЕРЖАНИЕ Указ Президента Республики Беларусь от 15.09.2011 г. 418 «О размещении и проектировании атомной электростанции в Республике Беларусь» 3 Указ Президента Республики Беларусь от 02.11.2013 г. 499

Подробнее

использования атомной энергии

Комментарии о легитимности наделения Госкорпорации «Росатом» правом выдачи разрешений на начало сооружения ядерно-опасных объектов и ввод их в эксплуатацию Требования по обеспечению качества при Предложения

Подробнее

Безопасность прежде всего!

Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь Департамент по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор) Текущее состояние регулирующей инфраструктуры Республики Беларусь в области

Подробнее

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к программе предаттестационной подготовки по курсу: ПБ 1223.1 (Б.8.23) «Подготовка и аттестация руководителей и специалистов организаций, эксплуатирующих сосуды, работающих под

Подробнее

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 10 июля 2014 г. 639 МОСКВА О государственном мониторинге радиационной обстановки на территории Российской Федерации В соответствии с Федеральным

Подробнее

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ АПЕЛЛЯЦИОННОЕ 65-АПГ15-10 ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Москва 20 января 2016 г. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего

Подробнее

Основы управления качеством

Основы управления качеством КОНВЕНЦИЯ О ЯДЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (Вена, 17 июня 1994 года) Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на

Подробнее

docplayer.ru

К вопросу о необходимости совершенствования законодательства в области использования атомной энергии на основе современной Концепции ядерного права России для обеспечения инновационного развития атомной отрасли

Из истории вопроса

Постановка вопроса о необходимости разработки квалифицированным сообществом специалистов в области использования атомной энергии и юристов, занимающихся вопросами законодательного обеспечения использования атомной энергии, современной Концепции ядерного права  имеет длинную и весьма любопытную предысторию.

Хорошо известно, что идеи совершенствования атомного права и создания Концепции неоднократно высказывалась в печати  и обсуждалась на многочисленных  форумах, посвященных различным проблемам атомной отрасли. Авторы могли бы указать несколько десятков статей со своим участием, чтобы проследить актуальность тех или иных вопросов, возникавших в разные периоды реструктуризации отрасли. Однако мы ограничимся здесь ссылкой только на некоторые из них (1-27).  

">

Нам приходилось быть участниками нескольких  попыток разработки Концепции атомного права, предпринятых в 1992г. Верховным Советом РСФСР, и неоднократно в конце 90-х - начале 2000-х Минатомом России.

Что касается первой из них, то это была, пожалуй, единственная попытка высшего органа законодательной власти страны на деле, а не на словах  системно решить проблему создания российского атомного права. Для этого Комитет по вопросам экологии и рационального использования природных ресурсов – председатель В.П.Ворфоломеев и Комитет по промышленности и энергетике – председатель А.Е.Ерёмин постановили создать рабочую группу для разработки Концепции атомного права и структур законов и подзаконных актов. Руководителем рабочей группы назначен член Верховного Совета, заместитель Председателя подкомитета по радиационной безопасности Е.К.Нестеров, заместители: член Верховного Совета Г.С.Калистратов и профессор У.Я.Маргулис. И хотя развернутый  проект Концепции  и структуры атомного права России рабочей группой Верховного Совета  был в назначенный срок разработан и представлен (мы очень старались), но произошли известные события, связанные с «танковым пожаром» в Белом доме, в котором  «сгорели» и данные проекты и благие пожелания народных депутатов. 

Много позже, начиная с 1998–1999 гг. Министерством по атомной энергии неоднократно  создавался Координационный совет по атомному праву под председательством трёх последовательно сменявших друг друга заместителей Министра и организовывалась работа по инвентаризации отраслевого нормативного правового поля и анализу законопроектной деятельности в отрасли. По результатам этой работы даже была подготовлена (реанимирована) и утверждена Концепция нормативного правового регулирования использования атомной энергии.  Однако, к сожалению, дальнейшей практической работы по реализации этой Концепции не велось, на чем все и закончилось.

В настоящее время в Госкорпорации «Росатом» тоже существует комиссия по атомному праву, назначенная приказом, к результатам деятельности которой видимо относится ФЗ №35 от 8 марта 2011г. «Устав о дисциплине работников»

Несколько примеров из современной истории.

В 2009 г.  в Государственной Думе РФ были проведены заседания Экспертного Совета (19), очередного «Круглого стола» на тему: «Совершенствование законодательства в области использования атомной энергии в современных условиях» и ряд других форумов (27,20,22).

В выступлениях участников (О.А.Супатаева) отмечалось, что совершенствование  законодательства об использовании атомной энергии в современных условиях должно сопровождаться комплексной инвентаризацией всего правового поля в этой области – как действующего законодательства, так и законотворческой деятельности (разрабатываемых законопроектов). Справедливо отмечалось, что только на основе такой инвентаризации, а также постоянного законодательного мониторинга состояния и прогноза развития  правового регулирования может осуществляться выработка новых подходов и принципов к совершенствованию законодательства. При этом подчеркивалось, что  имеющийся опыт позволяет отметить, что темпы развития  законодательного обеспечения серьезно отстают от темпов и масштабов развития отрасли. До настоящего времени (читай – и сегодня!) не приняты многие важные законопроекты, необходимость разработки которых была  определена такими  основополагающими документами, как утвержденные Президентом Российской Федерации "Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности на период до 2010 года и дальнейшую перспективу" и "Программа развития атомной отрасли", а также планами мероприятий и распоряжениями Правительства Российской Федерации по их реализации.

Было бы неплохо, отмечалось в Докладе, посвятить специальное заседание нашего Экспертного совета этой проблеме;  а также проблеме создания современной, отвечающей требованиям времени Концепции атомного права России .

И, наконец, форумы и публикации прошлого года (23-26)  в этой области. В частности, 8 июня 2010г. в Москве, в рамках II Международного форума "Атомэкспо-2010" прошел круглый стол, посвященный законодательному обеспечению развития атомной отрасли. В выступлениях докладчиков отмечались отдельные недостатки действующего законодательства, создающие излишние административные барьеры на пути инновационного развития атомной отрасли или оставляющие неурегулированными отдельные аспекты деятельности в области использования атомной энергии, а также  вносились различные предложения по устранению этих недостатков.

Общие подходы к проблеме законодательного обеспечения развития атомной отрасли были представлены в докладе  «О  концепции развития атомного права России  в современных условиях» (23).

Как отмечалось в докладе, одной из первоочередных задач совершенствования законодательства в области использования атомной энергии в современных условиях модернизации и инновационного развития атомной отрасли является создание современной научно обоснованной Концепции его развития - Концепции атомного права России - 2010. Задачей Концепции атомного права, по мнению авторов, является всесторонняя проработка вопросов, связанных с созданием  обновленной правовой базы  использования атомной энергии в России. При этом особое внимание должно быть уделено регулированию глобальной ядерной опасности (26).

Необходимо подчеркнуть, что высказанное в Докладе предложение разработать Концепцию атомного права Российской Федерации - 2010 было включено в  рекомендации очередного «Круглого стола» (24).

Опыт развития других отраслей российского права и законодательства

В то же время,  во многих отраслях российского законодательства разработаны и активно совершенствуются такие Концепции - например,  хорошо известная Концепция развития гражданского законодательства, Концепция корпоративного законодательства, Концепция экологического законодательства и т.д.  Принятые на  высоком государственном уровне (например, Советом при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства) указанные документы являются важными ориентирами для научно обоснованного и  систематизированного  совершенствования отдельных отраслей (подотраслей, институтов) законодательства. В то же время отсутствие  или слабость отраслевых концепций законодательства затрудняет разработку научных основ всего российского законодательства в целом.

При работе над предлагаемой Концепцией ядерного права  целесообразно использовать опыт разработки аналогичных концепций в других отраслях российского законодательства (включая перечисленные).

Опыт реализации мероприятий, предусмотренных Основами государственной политики в области ядерной и радиационной  безопасности    

Концептуальным документом, предусматривающим основные направления  развития национального законодательства в области ядерной и радиационной безопасности являются хорошо известные Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности (2003 г.). В  2005г. был утвержден План мероприятий, связанных с выполнением второго этапа реализации  указанных Основ; однако известно, что до сих пор  по целому ряду причин, в том числе и объективных, из 12 пунктов мероприятий не выполнена  почти половина и, в том числе:

  • п.7. Подготовка предложений о внесении изменений в Федеральный закон "Об использовании атомной энергии", предусматривающих усиление роли государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии;
  • п.8. Разработка проекта федерального закона о ядерных установках военного назначения;
  • п.12.  Разработка предложений о государственном надзоре за ядерной и радиационной безопасностью при разработке, изготовлении, испытании, эксплуатации, хранении и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения.

Что касается п. 4 Плана - подготовки проекта федерального закона «Об обращении с радиоактивными отходами» (16), то все Вы знаете, что данный законопроект был  принят ГД в первом чтении в январе 2010г.; однако рассмотрение его во втором чтении затянулось уже на второй год, что, естественно, внушает определенные опасения насчет его дальнейшей судьбы.

В тоже время на подготовку предложений о внесении изменений в ФЗ «Об  использовании атомной энергии» затрачено много усилий, включая рассмотрение этого вопроса на совместном заседании секции №1 НТС №5 и НТС №12 Росатома 14 февраля 2008г. (14) или работу Межведомственной рабочей группы по приказу Минприроды №115 от 21.04.2010г., а так же целую серию статей.

То же самое можно сказать и о законопроекте о ядерных энергетических установках военного назначения, разработка которого резво стартовала лет семь тому назад – первые редакции даже направлялись на согласования в Министерства, и который сейчас скорее мёртв, чем жив. А о законопроекте о ядерном оружии (1-4) сейчас вообще предпочитают не вспоминать. Есть и другие забытые законопроекты, например в сфере лицензирования и технического регулирования (9,10,12,13,18,21), не потому ли, что у атомной отрасли исчез Федеральный орган исполнительной власти, призванный осуществлять нормативно-правовое регулирование на уровне государственной политики – Министерство?

Система нормативных актов, регулирующих деятельность по использованию атомной энергии и обеспечение её безопасности, по-прежнему является не полной, а входящие в неё законы нуждаются в дальнейшем совершенствовании.  В целях устранения отмеченных недостатков в 2010 г. мы высказывали следующее предложение: Правительству Российской Федерации, в целях  корректировки и формирования основных принципов и задач государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, поручить Госкорпорации "Росатом", компетентным федеральным органам исполнительной власти и  другим заинтересованным организациям разработать План мероприятий, связанных с выполнением третьего этапа реализации "Основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу" и обеспечить контроль за его реализацией.

Однако, поскольку  ситуация  в атомной отрасли и нашей страны и во всем мире меняется, сегодня, в 2011 г. может быть более актуальной была бы разработка новой редакции Основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности РФ и дальнейшая последовательная работа по  их выполнению.  Ответ на этот вопрос также могла бы дать Концепция ядерного права.

Ядерное право России и международные требования

В 2010 г. году МАГАТЭ выпустило 2 редакцию “Справочника по ядерному праву".  Как указывается в Справочнике, во-первых, чтобы ядерное законодательство было эффективным и действенным, оно должно соответствовать общей правовой и регулирующей структуре государства и отражать уровень и направленность его ядерной программы. Во-вторых, несмотря на индивидуальные потребности национальных правовых систем, весьма выгодным было бы достижение наибольшей согласованности и соответствия между законодательными базами государств в ядерной области на основе международных требований и рекомендаций.   

Рассмотрим  реализацию этого важнейшего положения в  российской законодательной практике в области использования атомной энергии на примере совершенствования правового режима гражданской ответственности за ядерный ущерб и  гармонизации его с нормами международного права.

Как известно, проект федерального закона «О гражданской ответственности за ядерный вред и ее финансовом обеспечении» был внесен в Государственную Думу РФ 16 июля 1996 г. В первом чтении указанный  законопроект был  принят 9 сентября 1998 года. В период с 1999 по 2005 годы законопроект неоднократно рассматривался Советом Государственной Думы, но по различным причинам его рассмотрение во втором чтении переносилось на более поздние сроки, в том числе и в связи с ратификацией в марте 2005 года Российской Федерацией Венской конвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб (Вена, 21 мая 1963 года).

В настоящее время подготовлена новая редакция законопроекта для рассмотрения его во втором чтении.  Анализ законопроекта показывает, что он по-прежнему не учитывает основных тенденций развития международно-правового регулирования в области гражданской ответственности за ядерный ущерб и законодательства зарубежных стран в рассматриваемой области.

Законопроект разработан с учетом положений ратифицированной Россией в 2005 г. Венской конвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб от 21 мая 1963 г. Однако, сегодняшний этап развития атомной энергетики требует новых подходов к обеспечению безопасности людей и окружающей среды и повышению государственных гарантий финансового обеспечения такой безопасности. В области гражданской ответственности за ядерный ущерб в настоящее время такие гарантии формируются на основе всеобъемлющих и почти идентичных режимов:

а) универсального (глобального) режима, формируемого Венской конвенцией 1997 г. и дополняемого Конвенцией о дополнительном возмещении за ядерный ущерб 1997г.;

б) регионального режима (для стран членов OECD), формируемого Парижской конвенцией 2004г. и Брюссельской дополнительной конвенцией 2004г. (обе конвенции в редакции соответствующих протоколов 2004 г.)

Участие в одном из названных режимов относятся сегодня к международному стандарту гражданской ответственности за ядерный ущерб. Основные принципы и важнейшие положения рассмотренных конвенций признаются  на международном уровне в качестве надлежащих юридических средств при рассмотрении ядерных рисков. Они являются международным критерием для оценки того, соответствует ли национальное законодательство об ответственности за ядерный ущерб имеющимся рискам. Поэтому МАГАТЭ считает, что национальным законодателям следует учитывать преимущества согласования своего внутреннего ядерного законодательства с этими конвенциями. 

Этот вопрос, а также многие другие вопросы, касающиеся направлений, основных целей, принципов и идей развития российского ядерного законодательства, нуждаются в последовательном  концептуальном обосновании.

Новые проблемы развития атомного законодательства

Помимо давно известных, но так и не решенных до сих пор проблем,  в российском законодательстве в области использования атомной энергии закономерно возникают и новые – такие, например, как проблемы законодательного обеспечения кадрового состава атомной отрасли.

Нужно  отметить, что  сегодня вопросы, связанные с подготовкой персонала как одним из факторов, определяющим надежность персонала в целях обеспечения безопасности ядерных объектов и технологий, в федеральном законодательстве  не отражены. Фактически «белым пятном» в нем является и правовое обеспечение требований к составу и содержанию подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в области использования атомной энергии с учетом инновационного развития отрасли. А между тем именно профессионализмом, культурой безопасности и чувством ответственности персонала обеспечивается безопасность ядерных объектов и производств (26).

Не отражены в законодательстве и вопросы внедрения культуры безопасности, которая является одним из основных механизмов обеспечения ЯРБ. В своей практической реализации этот термин тесным образом увязан с ответственностью эксплуатирующей организации, а также со всеми аспектами нормативного регулирования и контролем за безопасной эксплуатацией объекта. Внедрение культуры безопасности является важнейшим фактором обеспечения безаварийной работы организаций Госкорпорации «Росатом». Поэтому совершенствование законодательного и иного нормативно-правового обеспечения в сфере работы с персоналом и культуры безопасности должно быть направлено в первую очередь на формирование и поддержание культуры безопасности на корпоративном уровне, а также на проведение контроля и оценки уровня культуры безопасности в организациях Госкорпорации «Росатом» с целью выявления и внедрения перспективных форм работы с персоналом в этой сфере.

Приведенный  краткий анализ современного состояния и  ключевых проблем развития  национального  ядерного законодательства вынуждает нас повторить хорошо известные, но так и не воплощенные в жизнь выводы и предложения:

  1. Инновационное развитие атомной отрасли (включая ее блок обеспечения глобальной ядерной безопасности) требует адекватной законодательной поддержки. Одной из первоочередных задач совершенствования законодательства в области использования атомной энергии в современных условиях модернизации и инновационного развития атомной отрасли является создание современной научно обоснованной Концепции его развития - Концепции ядерного права России, в которой в полной мере должны быть отражены  современные тенденции международно-правового режима безопасного использования атомной энергии и передовая зарубежная практика в этой области.
  2. Следовало бы создать при Экспертном Совете по вопросам законодательного обеспечения атомной отрасли Комитета по энергетике Государственной Думы Российской Федерации рабочую группу по подготовке указанной Концепции, опираясь на опыт работы аналогичной группы экспертов Верховного Совета РСФСР в 1992г.

Авторы: 

Эксперты Комитета Государственной Думы по энергетике (секция по вопросам законодательного обеспечения атомной отрасли)

Г.А.Новиков, д.т.н.

О.А.Супатаева , к.ю.н.

Ссылки на предыдущие публикации

  1. Аврорин Е.Н., Литвинов Б.В., Новиков Г.А. Читая проекты законов / Инф. бюллетень ЦНИИАтоминформ, 1991. № 8.
  2. Новиков Г.А. О правовом регулировании обеспечения безопасности ядерного оружия / Инф. бюллетень ЦНИИАтоминформ, 1992. № 9.
  3. Литвинов Б.В., Новиков Г.А., Щукин В.А. Система нормативно-правовых документов по обеспечению техногенной безопасности человека. Российско-американский симпозиум, г. Снежинск, 1993.
  4. Иванов В.В., Новиков Г.А., Рогожин Ю.А., Сулакшин С.С. Совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы в области использования атомной энергии / Сб. науч. трудов Vмеждународной конференции «Экология и развитие стран балтийского региона», 2000.
  5. Иойрыш А.И., Новиков Г.А. О государственном управлении и регулировании в области использования атомной энергии / Инф. бюллетень ЦНИИАтоминформ, 2000. № 6.
  6. Агапов А.М., Новиков Г.А. О государственной системе регулирования ядерной и радиационной безопасности в Российской Федерации / Инф. бюллетень ЦНИИАтоминформ, 2001. № 6.
  7. Новиков Г.А., Супатаева О.А. Принятие решения о признании эксплуатирующей организации как один из важнейших факторов обеспечения ядерной и радиационной безопасности / Инф. бюллетень «Ядерная и радиационная безопасность России», 2001. Вып. 1.
  8. Новиков Г.А., Супатаева О.А. Об управлении обеспечением безопасности / «Атомпресса», 2004. № 12 (593).
  9. Иойрыш А.И., Новиков Г.А., Супатаева О.А. О концепции атомного права России / Инф. бюллетень «Ядерная и радиационная безопасность России», 2004. Вып. 2.
  10. Агапов А.М., Иойрыш А.И., Новиков Г.А., Супатаева О.А. О совершенствовании атомного права и разработке законопроекта «О лицензировании и техническом регулировании деятельности в области использования атомной энергии» / «Росэнергоатом», 2004.    № 7.
  11. Агапов А.М., Новиков Г.А. Государственные гарантии и государственное управление в области использовании атомной энергии / «Росэнергоатом», 2004. № 8.
  12. Новиков Г.А. О необходимости закрепления в проекте закона «О ядерном оружии» норм о лицензировании и надзоре / Инф. бюллетень «Ядерная и радиационная безопасность России», 2005. Вып. 2.
  13. Новиков Г.А. К вопросу о реализации ФЗ «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ / «Новые промышленные технологии», 2006. № 5.
  14. Новиков Г.А. О концепции совершенствования законодательства в области регулирования ядерной и радиационной безопасности и внесении изменений в ФЗ «Об использовании атомной энергии». Доклад на совместном заседании секции № 1 НТС № 5 и НТС № 12 Росатома 14 февраля 2008 года.
  15. Новиков Г.А., Супатаева О.А. О внесении изменений в Федеральный закон «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» от 1 декабря 2007 года № 317-ФЗ / «Безопасность окружающей среды», 2008. № 1.
  16. Евстратов Е.В., Агапов А.М., Супатаева О.А. и др. О проекте Федерального закона «Об обращении с радиоактивными отходами». Доклад на IIIМеждународном ядерном форуме 22-26 сентября 2006 года.
  17. Агапов А.М., Михайлов М.В., Новиков Г.А. Об оптимизации использования государственных разрешительных методов регулирования безопасности как условии инновационного развития атомного энергопромышленного комплекса. Доклад на IIIМеждународном ядерном форуме 22-26 сентября 2006 года.
  18. Агапов А.М., Михайлов М.В., Новиков Г.А. Об оптимизации нормативно-правового регулирования ядерной и радиационной безопасности (по материалам заседания Круглого стола комитета по энергетике Государственной Думы 16 октября 2008 года) / «Новые промышленные технологии», 2008. № 6.
  19. Агапов А.М., Михайлов М.В., Новиков Г.А. Об устранении административных барьеров и повышении эффективности нормативного правового регулирования безопасности при использовании атомной энергии. Доклад на заседании экспертного совета при комитете Государственной Думы по энергетике 24 мая 2009 года.
  20. Агапов А.М., Михайлов М.В., Новиков Г.А. О совершенствовании обеспечения ядерной и радиационной безопасности в организациях Госкорпорации «Росатом» на основе принципов культуры безопасности. Доклад на IV Международном ядерном форуме 29 сентября - 2 октября 2009 года.
  21. Михайлов М.В., Новиков Г.А. Размышления о государственном регулировании безопасного использования ядерной энергии / «Безопасность окружающей среды», 2009. № 4.
  22. Агапов А.М., Михайлов М.В., Новиков Г.А. Государственная политика в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности при использовании атомной энергии в Российской Федерации. Доклад на Х Петербургском Международном форуме ТЭК 23 марта 2010 года.
  23. Супатаева О.А., Новиков Г.А. О концепции развития ядерного права России в современных условиях. Доклад на Круглом столе II  Международного форума «Атомэкспо-2010».
  24. Зайцев К.Б., Егоров Ю.В., Новиков Г.А. Актуальные проблемы законодательного обеспечения развития атомной отрасли / atomic-energy.ru. 2010.
  25. Агапов А.М., Михайлов М.В., Новиков Г.А. Правовое обеспечение безопасности инновационного развития ядерных технологий в Российской Федерации / atomic-energy.ru 2010.
  26. Агапов А.М., Михайлов М.В., Новиков Г.А. О совершенствовании подготовленности работников атомной отрасли к обеспечению глобальной ядерной безопасности в условиях инновационного развития ядерных технологий и производства. Доклад на V Международном ядерном форуме 29 сентября - 2 октября 2010 года.
  27. Агапов А.М. О законодательной поддержке инновационного развития атомной отрасли. Доклад на Круглом столе комитета по энергетике Государственной Думы 16 ноября 2009 года.
">

www.atomic-energy.ru

Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об...

Действующий

Принят Государственной Думой 20 октября 1995 года

Настоящий Федеральный закон определяет правовую основу и принципы регулирования отношений, возникающих при использовании атомной энергии, направлен на защиту здоровья и жизни людей, охрану окружающей среды, защиту собственности при использовании атомной энергии, призван способствовать развитию атомной науки и техники, содействовать укреплению международного режима безопасного использования атомной энергии.

Статья 1. Законодательство Российской Федерации в области использования атомной энергии

Законодательство Российской Федерации в области использования атомной энергии в мирных и оборонных целях основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации в области использования атомной энергии в мирных и оборонных целях и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Положения федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих требования промышленной безопасности опасных производственных объектов, требования пожарной безопасности, требования по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, касающиеся сферы применения настоящего Федерального закона, применяются к отношениям в области использования атомной энергии в мирных и оборонных целях в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Деятельность, связанная с разработкой, изготовлением, испытанием, эксплуатацией и утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, не регулируется настоящим Федеральным законом.

Статья 2. Принципы и задачи правового регулирования в области использования атомной энергии

Основными принципами правового регулирования в области использования атомной энергии являются:

обеспечение безопасности при использовании атомной энергии - защита отдельных лиц, населения и окружающей среды от радиационной опасности;

доступность информации, связанной с использованием атомной энергии, если эта информация не содержит сведений, составляющих государственную тайну;

участие граждан, коммерческих и некоммерческих организаций (далее - организации), иных юридических лиц в обсуждении государственной политики, проектов федеральных законов и иных правовых актов Российской Федерации, а также в практической деятельности в области использования атомной энергии;

возмещение ущерба, причиненного радиационным воздействием; предоставление работникам объектов использования атомной энергии социально-экономических компенсаций за негативное воздействие ионизирующего излучения на здоровье человека и за дополнительные факторы риска; обеспечение социальной защиты граждан, проживающих и (или) осуществляющих трудовую деятельность в районах расположения этих объектов;

разграничение ответственности и функций органов государственного регулирования безопасности, органов управления использованием атомной энергии, уполномоченного органа управления использованием атомной энергии и организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии;

независимость органов государственного регулирования безопасности при принятии ими решений и осуществлении своих полномочий от органов управления использованием атомной энергии, уполномоченного органа управления использованием атомной энергии и от организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии;

соблюдение международных обязательств и гарантий Российской Федерации в области использования атомной энергии.

Основными задачами правового регулирования отношений, возникающих при осуществлении всех видов деятельности в области использования атомной энергии, являются:

создание правовых основ системы государственного управления использованием атомной энергии и системы государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии;

установление прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и иных юридических лиц и граждан.

Статья 3. Объекты применения настоящего Федерального закона

Объектами применения настоящего Федерального закона (объектами использования атомной энергии) являются:

ядерные установки - сооружения и комплексы с ядерными реакторами, в том числе атомные станции, суда и другие плавсредства, космические и летательные аппараты, другие транспортные и транспортабельные средства; сооружения и комплексы с промышленными, экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами, критическими и подкритическими ядерными стендами; сооружения, комплексы, полигоны, установки и устройства с ядерными зарядами для использования в мирных целях; другие содержащие ядерные материалы сооружения, комплексы, установки для производства, использования, переработки, транспортирования ядерного топлива и ядерных материалов;

радиационные источники - не относящиеся к ядерным установкам комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируется ионизирующее излучение;

пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения, хранилища радиоактивных отходов (далее - пункты хранения) - стационарные объекты и сооружения, не относящиеся к ядерным установкам, радиационным источникам и предназначенные для хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранения или захоронения радиоактивных отходов;

тепловыделяющая сборка ядерного реактора - машиностроительное изделие, содержащее ядерные материалы и предназначенное для получения тепловой энергии в ядерном реакторе за счет осуществления контролируемой ядерной реакции;

облученные тепловыделяющие сборки ядерного реактора - облученные в ядерном реакторе и извлеченные из него тепловыделяющие сборки, содержащие отработавшее ядерное топливо;

ядерные материалы - материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества;

радиоактивные вещества - не относящиеся к ядерным материалам вещества, испускающие ионизирующее излучение;

радиоактивные отходы - не подлежащие дальнейшему использованию материалы и вещества, а также оборудование, изделия (в том числе отработавшие источники ионизирующего излучения), содержание радионуклидов в которых превышает уровни, установленные в соответствии с критериями, установленными Правительством Российской Федерации.

Отнесение указанных в части первой настоящей статьи объектов к перечисленным категориям, состав и границы указанных объектов определяются в зависимости от категории объекта организациями, осуществляющими деятельность в области использования атомной энергии, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Для целей настоящего Федерального закона под полным жизненным циклом объекта использования атомной энергии в зависимости от категории объекта применения настоящего Федерального закона понимаются размещение, проектирование (включая изыскания), конструирование, производство, сооружение или строительство (включая монтаж, наладку, ввод в эксплуатацию), эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, вывод из эксплуатации (закрытие), транспортирование (перевозка), обращение, хранение, захоронение и утилизация объектов использования атомной энергии.

Действие настоящего Федерального закона не распространяется на объекты, содержащие или использующие ядерные материалы и радиоактивные вещества в количествах и с активностью (и (или) испускающие ионизирующее излучение с интенсивностью или энергией) менее установленных федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии значений, для которых требуются разрешения федеральных органов исполнительной власти в области государственного регулирования безопасности (далее - органы государственного регулирования безопасности) при использовании атомной энергии при осуществлении деятельности с указанными объектами, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Статья 4. Виды деятельности в области использования атомной энергии

Настоящий Федеральный закон распространяется на следующие виды деятельности в области использования атомной энергии:

размещение, проектирование, сооружение, эксплуатацию и вывод из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, закрытие пунктов захоронения радиоактивных отходов, проведение экспертизы безопасности объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии;

разработку, производство, испытание, транспортирование, хранение, утилизацию, использование ядерных зарядов в мирных целях и обращение с ними;

обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами, в том числе при разведке и добыче полезных ископаемых, содержащих эти материалы и вещества, при производстве, использовании, переработке, транспортировании и хранении ядерных материалов и радиоактивных веществ;

обеспечение безопасности при использовании атомной энергии;

контроль за обеспечением ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности (далее - безопасность) ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, за обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия граждан при использовании атомной энергии;

проведение научных исследований во всех областях использования атомной энергии;

физическую защиту ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения, ядерных материалов и радиоактивных веществ;

учет и контроль ядерных материалов и радиоактивных веществ;

экспорт и импорт ядерных установок, оборудования, технологий, ядерных материалов, радиоактивных веществ, специальных неядерных материалов и услуг в области использования атомной энергии;

государственный мониторинг радиационной обстановки на территории Российской Федерации;

подготовку специалистов в области использования ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения, ядерных материалов и радиоактивных веществ;

выполнение иных видов деятельности в области использования атомной энергии.

Статья 5. Собственность на ядерные материалы, ядерные установки, пункты хранения, радиационные источники и радиоактивные вещества

Ядерные материалы могут находиться в федеральной собственности или в собственности юридических лиц.

dokipedia.ru


Видеоматериалы

24.10.2018

Опыт пилотных регионов, где соцнормы на электроэнергию уже введены, показывает: граждане платить стали меньше

Подробнее...
23.10.2018

Соответствует ли вода и воздух установленным нормативам?

Подробнее...
22.10.2018

С начала года из ветхого и аварийного жилья в республике были переселены десятки семей

Подробнее...
22.10.2018

Столичный Водоканал готовится к зиме

Подробнее...
17.10.2018

Более 10-ти миллионов рублей направлено на капитальный ремонт многоквартирных домов в Лескенском районе

Подробнее...

Актуальные темы

13.05.2018

Формирование энергосберегающего поведения граждан

 

Подробнее...
29.03.2018

ОТЧЕТ о деятельности министерства энергетики, ЖКХ и тарифной политики Кабардино-Балкарской Республики в сфере государственного регулирования и контроля цен и тарифов в 2012 году и об основных задачах на 2013 год

Подробнее...
13.03.2018

Предложения организаций, осуществляющих регулируемую деятельность о размере подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на 2013 год

Подробнее...
11.03.2018

НАУЧИМСЯ ЭКОНОМИТЬ В БЫТУ

 
Подробнее...

inetpriem


<< < Ноябрь 2013 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

calc

banner-calc

.