Какие бывают поломки на линиях электропередач. Какие лэп бывают
Какие бывают опоры ЛЭП на существующих воздушных линиях электропередач?
Существующие в настоящее время опоры линий электропередач настолько привычны для нашего глаза, что мы и не задумываемся о том, почему бывают деревянные опоры ЛЭП, бетонные столбы электропередач и металлические опоры ЛЭП. В зависимости от назначения линии, её напряжения, количества проводов и тросов, их расположения, климатических и других условий применяют различные конструкции деревянных, железобетонных или металлических опор.
Так какие бывают линии электропередач (ЛЭП)?
Все существующие опоры ЛЭП можно классифицировать на деревянные, железобетонные (ЖБ) и металлические. Первое, с чего началась эволюция конструкций ЛЭП это деревянные опоры. Такие столбы из дерева были использованы при прокладке первых ЛЭП, и они до сих пор существуют на воздушных линиях электропередач. Какое используется дерево? Это круглые столбы из сосны, реже лиственницы. В Украине такие опоры применяют для линий электропередач с напряжением до 220 кВ, а в США бывают классы напряжений ЛЭП до 345 кВ, использующих деревянные столбы.
Деревянные опоры применяют совместно с железобетонными приставками. Опоры и приставки скрепляют в двух местах бандажом из мягкой стальной оцинкованной проволоки диаметром 4 мм, число витков – 12; диаметром 5 мм, число витков – 10; диаметром 6 мм, число витков – 8. Допускается крепление бандажом из неоцинкованной проволоки. Затяжку бандажей выполняют так, чтобы все витки проволоки плотно соприкасались друг с другом и были равномерно натянуты. Концы проволоки загибают и забивают в дерево на глубину 20–25 мм.
Наибольшее достоинство существующих деревянных опор ЛЭП – дешевизна, они очень просты в изготовлении особенно при условии наличия местной древесины! Однако существенный недостаток - гниение древесины, в связи с чем срок их эксплуатации деревянных опор ЛЭП составляет от 4 до 6 лет. Используя современные пропитки, которые предотвращают гниение, срок эксплуатации увеличивается до 25 лет!
Простейшей конструкцией деревянных опор являются одиночные столбы. Также бывают другие формы деревянных конструкций ЛЭП: А - образные и П-образные.
Второй тип существующих на линиях электропередач опор – это железобетонные столбы.
Какие бывают электрические столбы?
Электрические столбы ЛЭП бывают марок СВ, СК, СЦ. Такие столбы изготавливают из армированного металлом бетона и требуют меньше металла, не подвержены коррозии, долговечнее деревянных, а поэтому и получили распространение при сооружении ЛЭП. Высота столба, как гласят Правила устройства электроустановок (ПУЭ) должна быть минимум 5 м, и максимум 12, на практике применяются 7-метровые бетонные опоры.
По способу уплотнения бетона при изготовлении бывают опоры вибрированные и центрифугированные. Стальная арматура может быть ненапряжённой, частично напряжённой и напряжённой. Предприятие-изготовитель снабжает опоры паспортом, в котором указывает тип опор, марку бетона, вид армирования, дату изготовления и отгрузки. При перевозке и разгрузке опор наблюдают за тем, чтобы они не подвергались ударам, резким толчкам и рывкам. Нельзя разгружать опоры сбрасыванием. Запрещается транспортировать железобетонные опоры и детали по земле волоком. Их развозят по трассе специальными опоровозами, оборудованными приспособлениями для погрузки и выгрузки.
Железобетонные опоры устанавливают на линиях электропередач с напряжением от 35 кВ и до 380 кВ. Столбы СВ имеют гораздо более высокие характеристики по прочности в сравнении с деревянными. Однако существуют и недостатки - большие размеры и масса железобетонных опор. Поэтому их тяжело и экономически невыгодно транспортировать на большие расстояния. Срок службы железобетонных опор для ЛЭП приблизительно 50 лет.
Последний существующий тип опор, используемых для высоковольтных ЛЭП – это металлические опоры. Изготавливают такие высоковольтные конструкции из специальной высокопрочной стали, отдельные элементы скрепляют друг с другом с помощью болтов. Бывают и сварные металлоконструкции ЛЭП.
Какие существуют опоры воздушных линий электропередач в Украине?
Стальные опоры ЛЭП бывают типов:
1. Решетчатые опоры ЛЭП – представляют собой металлический каркас, который собирают из стального проката при помощи болтов. Решетчатого вида опоры очень экономичны при перевозках благодаря компактности пакетов и относительно небольшому весу составных деталей. Для продления срока службы металлических конструкций опор ВЛ существуют методы защиты от коррозии: их оцинковывают или окрашивают специальными красками. Срок эксплуатации оцинкованных конструкций ЛЭП более 50 лет.
2. Многогранные опоры ЛЭП – это граненая коническая конструкция, изготовленная из стального листа, который изгибают в виде короба и продольно сваривают. Существуют многогранные опоры, которые достигают 40 метров в высоту. Мачты такого типа считаются более выгодными с экономической точки зрения и надежными в конструкции по сравнению с решетчатыми конструкциями ЛЭП, а так же имеют лучшую транспортабельность.
Бывают опоры ЛЭП транспозиционные, повышенные, пониженные, анкерные, угловые, промежуточные, перекрёстные и ответвительные. Также существует классификация по количеству подвешиваемых проводов/цепей. В неё входят одно-, двух-, многоцепные линии. Помимо всего, они различаются по типу конструкции. Бывают одностоечные, свободностоящие, с оттяжками и др.
Промежуточные прямые опоры устанавливаются на прямых участках линии. На промежуточных опорах с подвесными изоляторами провода закрепляются в поддерживающих гирляндах, висящих вертикально; на опорах со штыревыми изоляторами закрепление проводов может быть произведено проволочной вязкой. Существующие нагрузки на промежуточные опоры ЛЭП можно разделить на горизонтальные от давления ветра на провода и на опору и вертикальные — от веса проводов, изоляторов и собственного веса опоры.
Промежуточные угловые опоры устанавливаются на углах поворота линии с подвеской проводов в поддерживающих гирляндах. В этом случае помимо нагрузок, действующих на промежуточные прямые опоры ВЛ, существуют дополнительные нагрузки от поперечных составляющих тяжения проводов и тросов. При углах поворота линии электропередачи более 20° вес промежуточных угловых опор значительно возрастает. При больших углах поворота могут быть установлены анкерно-угловые опоры.
При установке анкерных опор на прямых участках трассы и подвеске проводов с обеих сторон от высоковольной опоры, существующие нагрузки от тяжения проводов уравновешиваются и анкерная опора работает так же, как и промежуточная, то есть воспринимает только горизонтальные поперечные и вертикальные нагрузки. Если существует необходимость, провода с одной и с другой стороны от опоры могут быть натянуты с различным тяжением проводов. В этом случае, кроме горизонтальных поперечных и вертикальных нагрузок, на существующую опору ЛЭП будет воздействовать горизонтальная продольная нагрузка.
Линии передач бывают высокого напряжения (35, 110, 220 и 500 кВ), которые используются для транспортировки электрической энергии от вырабатывающих ее электростанций до специальных электроподстанций, а линии низкого напряжения (0.4, 6, 10 кВ), отходящие от подстанций, предназначаются для распределения электроэнергии между потребителями. Линии электропередач (ЛЭП) бывают 3 типов: воздушные, кабельные и смешанные — кабельно-воздушные.
Выбор вида опор ЛЭП при проектировании воздушных линий электропередач обычно основывается на наличии соответствующих материалов в районе постройки линии электропередачи, экономической целесообразностью и техническими характеристиками строящегося объекта.
sbk.ltd.ua
Линия электропередачи - это... Что такое Линия электропередачи?
Линии электропередачи Линии электропередачи (Шарья)Линия электропередачи (ЛЭП) — один из компонентов электрической сети, система энергетического оборудования, предназначенная для передачи электроэнергии посредством электрического тока. Также электрическая линия в составе такой системы, выходящая за пределы электростанции или подстанции.[1]
Различают воздушные и кабельные линии электропередачи.
По ЛЭП также передают информацию при помощи высокочастотных сигналов (по оценкам[каким?], в СНГ используется порядка 60 тысяч ВЧ-каналов по ЛЭП) и ВОЛС. Используются они для диспетчерского управления, передачи телеметрических данных, сигналов релейной защиты и противоаварийной автоматики.
Воздушные линии электропередачи
Линия электропередачи 500 кВВоздушная линия электропередачи (ВЛ) — устройство, предназначенное для передачи или распределения электрической энергии по проводам, находящимся на открытом воздухе и прикреплённым с помощью траверс (кронштейнов), изоляторов и арматуры к опорам или другим сооружениям (мостам, путепроводам).
Состав ВЛ
Документы, регулирующие ВЛ
Конструкция ВЛ, её проектирование и строительство регулируются Правилами устройства электроустановок (ПУЭ) и Строительными нормами и правилами (СНиП).
Классификация ВЛ
По роду тока
В основном, ВЛ служат для передачи переменного тока и лишь в отдельных случаях (например, для связи энергосистем, питания контактной сети и другие) используются линии постоянного тока. Линии постоянного тока имеют меньшие потери на емкостную и индуктивную составляющие. Так, в Ростовской области была построена экспериментальная линия постоянного тока на 500 кВ. Однако широкого распространения такие линии не получили.
По назначению
- сверхдальние ВЛ напряжением 500 кВ и выше (предназначены для связи отдельных энергосистем)
- магистральные ВЛ напряжением 220 и 330 кВ (предназначены для передачи энергии от мощных электростанций, а также для связи энергосистем и объединения электростанций внутри энергосистем — к примеру, соединяют электростанции с распределительными пунктами)
- распределительные ВЛ напряжением 35, 110 и 150 кВ (предназначены для электроснабжения предприятий и населённых пунктов крупных районов — соединяют распределительные пункты с потребителями)
- ВЛ 20 кВ и ниже, подводящие электроэнергию к потребителям.
По напряжению
- ВЛ до 1000 В (ВЛ низшего класса напряжений)
- ВЛ выше 1000 В
- ВЛ 1–35 кВ (ВЛ среднего класса напряжений)
- ВЛ 110–220 кВ (ВЛ высокого класса напряжений)
- ВЛ 330–750 кВ (ВЛ сверхвысокого класса напряжений)
- ВЛ выше 750 кВ (ВЛ ультравысокого класса напряжений)
Эти группы существенно различаются, в основном — требованиями в части расчётных условий и конструкций.
В сетях СНГ общего назначения переменного тока 50 Гц, согласно ГОСТ 721-77, должны использоваться следующие номинальные междуфазные напряжения: 380 В; (6)[2], 10, 20, 35, 110, 220, 330, 500, 750 и 1150 кВ. Могут также существовать сети, построенные по устаревшим стандартам с номинальными межфазными напряжениями: 220 В, 3 и 150 кВ.
Самой высоковольтной ЛЭП в мире является линия Экибастуз-Кокчетав, номинальное напряжение — 1150 кВ. Однако, в настоящее время линия эксплуатируется под вдвое меньшим напряжением — 500 кВ.
Номинальное напряжение для линий постоянного тока не регламентировано, чаще всего используются напряжения: 150, 400 (Выборгская ПС — Финляндия) и 800 кВ.
В специальных сетях могут использоваться и другие классы напряжений, в основном это касается тяговых сетей железных дорог (27,5 кВ, 50 Гц переменного тока и 3,3 кВ постоянного тока), метрополитена (825 В постоянного тока), трамваев и троллейбусов (600 В постоянного тока).
По режиму работы нейтралей в электроустановках
- Трёхфазные сети с незаземлёнными (изолированными) нейтралями (нейтраль не присоединена к заземляющему устройству или присоединена к нему через аппараты с больши́м сопротивлением). В СНГ такой режим нейтрали используется в сетях напряжением 3—35 кВ с малыми токами однофазных замыканий на землю.
- Трёхфазные сети с резонансно-заземлёнными (компенсированными) нейтралями (нейтральная шина присоединена к заземлению через индуктивность). В СНГ используется в сетях напряжением 3–35 кВ с большими токами однофазных замыканий на землю.
- Трёхфазные сети с эффективно-заземлёнными нейтралями (сети высокого и сверхвысокого напряжения, нейтрали которых соединены с землёй непосредственно или через небольшое активное сопротивление). В России это сети напряжением 110, 150 и частично 220 кВ, в которых применяются трансформаторы (автотрансформаторы требуют обязательного глухого заземления нейтрали).
- Сети с глухозаземлённой нейтралью (нейтраль трансформатора или генератора присоединяется к заземляющему устройству непосредственно или через малое сопротивление). К ним относятся сети напряжением менее 1 кВ, а также сети напряжением 220 кВ и выше.
По режиму работы в зависимости от механического состояния
- ВЛ нормального режима работы (провода и тросы не оборваны)
- ВЛ аварийного режима работы (при полном или частичном обрыве проводов и тросов)
- ВЛ монтажного режима работы (во время монтажа опор, проводов и тросов)
Основные элементы ВЛ
- Трасса — положение оси ВЛ на земной поверхности.
- Пикеты (ПК) — отрезки, на которые разбита трасса, длина ПК зависит от номинального напряжения ВЛ и типа местности.
- Нулевой пикетный знак обозначает начало трассы.
- Центровой знак на трассе строящейся ВЛ обозначает центр расположения опоры.
- Производственный пикетаж — установка пикетных и центровых знаков на трассе в соответствии с ведомостью расстановки опор.
- Фундамент опоры — конструкция, заделанная в грунт или опирающаяся на него и передающая ему нагрузку от опоры, изоляторов, проводов (тросов) и от внешних воздействий (гололёда, ветра).
- Основание фундамента — грунт нижней части котлована, воспринимающий нагрузку.
- Пролёт (длина пролёта) — расстояние между центрами двух опор, на которых подвешены провода. Различают промежуточный пролёт (между двумя соседними промежуточными опорами) и анкерный пролёт (между анкерными опорами). Переходный пролёт — пролёт, пересекающий какое-либо сооружение или естественное препятствие (реку, овраг).
- Угол поворота линии — угол α между направлениями трассы ВЛ в смежных пролётах (до и после поворота).
- Стрела провеса — вертикальное расстояние между низшей точкой провода в пролёте и прямой, соединяющей точки его крепления на опорах.
- Габарит провода — вертикальное расстояние от провода в пролёте до пересекаемых трассой инженерных сооружений, поверхности земли или воды.
- Шлейф (петля) — отрезок провода, соединяющий на анкерной опоре натянутые провода соседних анкерных пролётов.
Кабельные линии электропередачи
Кабельная линия электропередачи (КЛ) — линия для передачи электроэнергии или отдельных её импульсов, состоящая из одного или нескольких параллельных кабелей с соединительными, стопорными и концевыми муфтами (заделками) и крепёжными деталями, а для маслонаполненных линий, кроме того, с подпитывающими аппаратами и системой сигнализации давления масла.
По классификации кабельные линии аналогичны воздушным линиям.
Кабельные линии делят по условиям прохождения
- Подземные
- По сооружениям
- Подводные
К кабельным сооружениям относятся
- Кабельный тоннель — закрытое сооружение (коридор) с расположенными в нём опорными конструкциями для размещения на них кабелей и кабельных муфт, со свободным проходом по всей длине, позволяющим производить прокладку кабелей, ремонт и осмотр кабельных линий.
- Кабельный канал — непроходное сооружение, закрытое и частично или полностью заглубленное в грунт, пол, перекрытие и т. п. и предназначенное для размещения в нём кабелей, укладку, осмотр и ремонт которых возможно производить лишь при снятом перекрытии.
- Кабельная шахта — вертикальное кабельное сооружение (как правило, прямоугольного сечения), у которого высота в несколько раз больше стороны сечения, снабженное скобами или лестницей для передвижения вдоль него людей (проходные шахты) или съемной полностью или частично стенкой (непроходные шахты).
- Кабельный этаж — часть здания, ограниченная полом и перекрытием или покрытием, с расстоянием между полом и выступающими частями перекрытия или покрытия не менее 1,8 м.
- Двойной пол — полость, ограниченная стенами помещения, междуэтажным перекрытием и полом помещения со съемными плитами (на всей или части площади).
- Кабельный блок — кабельное сооружение с трубами (каналами) для прокладки в них кабелей с относящимися к нему колодцами.
- Кабельная камера — подземное кабельное сооружение, закрываемое глухой съемной бетонной плитой, предназначенное для укладки кабельных муфт или для протяжки кабелей в блоки. Камера, имеющая люк для входа в неё, называется кабельным колодцем.
- Кабельная эстакада — надземное или наземное открытое горизонтальное или наклонное протяженное кабельное сооружение. Кабельная эстакада может быть проходной или непроходной.
- Кабельная галерея — надземное или наземное закрытое полностью или частично (например, без боковых стен) горизонтальное или наклонное протяженное проходное кабельное сооружение.
Пожарная безопасность кабельных сооружений
Основная статья: Пожары в электроустановках
При пожарах в кабельных помещениях в начальный период происходит медленное развитие горения и только спустя некоторое время скорость распространения горения существенно увеличивается. Практика свидетельствует, что при реальных пожарах в кабельных туннелях наблюдаются температуры до 600 °C и выше. Это объясняется тем, что в реальных условиях горят кабели, которые длительное время находятся под токовой нагрузкой и изоляция которых прoгревается изнутри до температуры 80 °C и выше. Может возникнуть одновременное воспламенение кабелей в нескольких местах и на значительной длине. Связано это с тем, что кабель находится под нагрузкой и eгo изоляция нагревается до температуры, близкой к температуре самовоспламенения[3].
Кабель состоит из множества конструктивных элементов, для изготовления которых используют широкий спектр горючих материалов, в число которых входят материалы, имеющие низкую температуру воспламенения, материалы склонные к тлению. Также в конструкцию кабеля и кабельных конструкций входят металлические элементы. В случае пожара или токовой перегрузки происходит прогрев этих элементов до температуры порядка 500—600 ˚C, которая превышает температуру воспламенения (250–350 ˚C) многих полимерных материалов, входящих в конструкцию кабеля, в связи с чем возможно их повторное воспламенение от прогретых металлических элементов после прекращения подачи огнетушащего вещества. В связи с этим необходимо выбирать нормативные показатели подачи огнетушащих веществ, чтобы обеспечивать ликвидацию пламенного горения, а также исключить возможность повторного воспламенения[4].
Длительное время в кабельных помещениях применялись установки пенного тушения. Однако опыт эксплуатации выявил ряд недостатков:
- ограниченный сpoк хранения пенообразователя и недопустимость хранения их водных растворов;
- неустойчивость в работе;
- сложность наладки;
- необходимость специального ухода за устройством дозировки пенообразователя;
- быстрое разрушение пены при высокой (около 800 °C) температуре среды при пожаре.
Исследования показали, что распыленная вода обладает большей огнетушащей способностью по сравнению с воздушно-механической пеной, так как она хорошо смачивает и охлаждает горящие кабели и строительные конструкции[5].
Линейная скорость распространения пламени для кабельных сооружений (горение кабелей) составляет 1,1 м/мин[6].
По типу изоляции
Изоляция кабельных линий делится на два основных типа:
- жидкостная
- кабельным нефтяным маслом
- твёрдая
- бумажно-масляная
- поливинилхлоридная (ПВХ)
- резино-бумажная (RIP)
- сшитый полиэтилен (XLPE)
- этилен-пропиленовая резина (EPR)
Здесь не указана изоляция газообразными веществами и некоторые виды жидкостной и твёрдой изоляции из-за их относительно редкого применения в момент написания статьи.
Высокотемпературные сверхпроводники
HTS кабель
Технология высокотемпературной сверхпроводимости (HTS), разработанная «Sumitomo Electric», применяется в демонстрационной системе силовой сети, запущенной в эксплуатацию в июле 2006 в США (Лонг-Айленд). При напряжении 138 кВ передаётся мощность в 574 МВА на длину 600 метров.
Потери в ЛЭП
Потери электроэнергии в проводах зависят от силы тока, поэтому при передаче её на дальние расстояния, напряжение многократно повышают (во столько же раз уменьшая силу тока) с помощью трансформатора, что при передаче той же мощности позволяет значительно снизить потери. Однако с ростом напряжения начинают происходить различные разрядные явления.
В воздушных линиях сверхвысокого напряжения присутствуют потери активной мощности на корону (коронный разряд). Коронный разряд возникает, когда напряжённость электрического поля E у поверхности провода превысит пороговую величину Eкр, которую можно вычислить по эмпирической формуле Пика: МВ/м, где r - радиус провода в метрах, β - отношение плотности воздуха к нормальной.[7] Напряженность электрического поля прямо пропорциональна напряжению на проводе и обратно пропорциональна его радиусу, поэтому бороться с потерями на корону можно, увеличивая радиус проводов, а также (в меньшей степени) - применяя расщепление фаз, т.е. используя в каждой фазе несколько проводов, удерживаемых специальными распорками на расстоянии 40-50 см. Потери на корону приблизительно пропорциональны произведению U(U-Uкр).
Потери на корону резко возрастают с ростом напряжения, среднегодовые потери на ЛЭП напряжением 500 кВ составляют около 12 кВт/км, при напряжении 750 кВ - 37 кВт/км, при 1150 кВ - 80 кВт/км. Потери также резко возрастают при осадках, особенно изморози, и могут достигать 1200 кВт/км[8].
Потери в ЛЭП переменного тока
Важной величиной, влияющей на экономичность ЛЭП переменного тока, является величина, характеризующая соотношение между активной и реактивной мощностями в линии — cos φ. Активная мощность — часть полной мощности, прошедшей по проводам и переданной в нагрузку; Реактивная мощность — это мощность, которая генерируется линией, её зарядной мощностью (ёмкостью между линией и землёй), а также самим генератором, и потребляется реактивной нагрузкой(индуктивной нагрузкой). Потери активной мощности в линии зависят и от передаваемой реактивной мощности. Чем больше переток реактивной мощности - тем больше потери активной.
При длине ЛЭП переменного тока более нескольких тысяч километров наблюдается ещё один вид потерь — радиоизлучение. Так как такая длина уже сравнима с длиной электромагнитной волны частотой 50 Гц, провод работает как антенна.
См. также
Литература
- Электромонтажные работы. В 11 кн. Кн. 8. Ч. 1. Воздушные линии электропередачи: Учеб. пособие для ПТУ / Магидин Ф. А.; Под ред. А. Н. Трифонова. — М.: Высшая школа, 1991. — 208 с. — ISBN 5-06-001074-0
- Рожкова Л. Д., Козулин В. С. Электрооборудование станций и подстанций: Учебник для техникумов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Энергоатомиздат, 1987. — 648 с.: ил. ББК 31.277.1 Р63
- Проектирование электрической части станций и подстанций: Учеб. пособие / Петрова С.С.; Под ред. С.А. Мартынова. — Л.: ЛПИ им. М. И. Калашникова, 1980. — 76 с. — УДК 621.311.2(0.75.8)
Ссылки
Примечания
biograf.academic.ru
Персональный сайт - ЛЭП
Линия электропередачи (ЛЭП) — один из компонентов электрической сети, система энергетического оборудования, предназначенная для передачи электроэнергии посредством электрического тока. Также электрическая линия в составе такой системы, выходящая за пределы электростанции или подстанции.
Воздушные линии электропередачи
Линия электропередачи 500 кВВоздушная линия электропередачи (ВЛ) — устройство, предназначенное для передачи или распределения электрической энергии по проводам, находящимся на открытом воздухе и прикреплённым с помощью траверс (кронштейнов), изоляторов и арматуры к опорам или другим сооружениям (мостам, путепроводам).
Линия электропередачи 750 кВСостав ВЛ
Документы, регулирующие ВЛ
Конструкция ВЛ, её проектирование и строительство регулируются Правилами устройства электроустановок (ПУЭ) и Строительными нормами и правилами (СНИП).
Классификация ВЛ
По роду тока
- ВЛ переменного тока
- ВЛ постоянного тока
В основном, ВЛ служат для передачи переменного тока и лишь в отдельных случаях (напр., для связи энергосистем, питания контактной сети и др.) используют линии постоянного тока.
Для ВЛ переменного тока принята следующая шкала классов напряжений: переменное — 0.4, 6, 10, (20), 35, 110, 150, 220, 330, 400 (Выборгская ПС - Финляндия), 500, 750 и 1150 кВ; постоянное - 150, 400 и 800 кВ.
По назначению
- сверхдальние ВЛ напряжением 500 кВ и выше (предназначены для связи отдельных энергосистем)
- магистральные ВЛ напряжением 220 и 330 кВ (предназначены для передачи энергии от мощных электростанций, а также для связи энергосистем и объединения электростанций внутри энергосистем — к примеру, соединяют электростанции с распределительными пунктами)
- распределительные ВЛ напряжением 35, 110 и 150 кВ (предназначены для электроснабжения предприятий и населённых пунктов крупных районов — соединяют распределительные пункты с потребителями)
- ВЛ 20 кВ и ниже, подводящие электроэнергию к потребителям
По напряжению
- ВЛ до 1000 В (ВЛ низшего класса напряжений)
- ВЛ выше 1000 В
- ВЛ 1—35 кВ (ВЛ среднего класса напряжений)
- ВЛ 110—220 кВ (ВЛ высокого класса напряжений)
- ВЛ 330—500 кВ (ВЛ сверхвысокого класса напряжений)
- ВЛ 750 кВ и выше (ВЛ ультравысокого класса напряжений)
Эти группы существенно различаются, в основном — требованиями в части расчётных условий и конструкций.
По режиму работы нейтралей в электроустановках
- Трехфазные сети с незаземленными (изолированными) нейтралями (нейтраль не присоединена к заземляющему устройству или присоединена к нему через аппараты с большим сопротивлением). В России такой режим нейтрали используется в сетях напряжением 3-35 кВ с малыми токами однофазных замыканий на землю.
- Трехфазные сети с резонансно-заземлёнными (компенсированными) нейтралями (нейтральная шина присоединена к заземлению через индуктивность). В России используется в сетях напряжением 3-35 кВ с большими токами однофазных замыканий на землю.
- Трехфазные сети с эффективно-заземленными нейтралями (сети высокого и сверхвысокого напряжения, нейтрали которых соединены с землей непосредственно или через небольшое активное сопротивление). В России это сети напряжением 110, 150 и частично 220 кВ, в которых применяются трансформаторы (автотрансформаторы требуют обязательного глухого заземления нейтрали).
- Сети с глухозаземлённой нейтралью (нейтраль трансформатора или генератора присоединяется к заземляющему устройству непосредственно или через малое сопротивление). К ним относятся сети напряжением менее 1 кВ, а также сети напряжением 220 кВ и выше.
По режиму работы в зависимости от механического состояния
- ВЛ нормального режима работы (провода и тросы не оборваны)
- ВЛ аварийного режима работы (при полном или частичном обрыве проводов и тросов)
- ВЛ монтажного режима работы (во время монтажа опор, проводов и тросов)
Основные элементы ВЛ
- Трасса — положение оси ВЛ на земной поверхности.
- Пикеты (ПК) — отрезки, на которые разбита трасса, длина ПК зависит от номинального напряжения ВЛ и типа местности.
- Нулевой пикетный знак обозначает начало трассы.
- Центровой знак на трассе строящейся ВЛ обозначает центр расположения опоры.
- Производственный пикетаж — установка пикетных и центровых знаков на трассе в соответствие с ведомостью расстановки опор.
- Фундамент опоры — конструкция, заделанная в грунт или опирающаяся на него и передающая ему нагрузку от опоры, изоляторов, проводов (тросов) и от внешних воздействий (гололёда, ветра).
- Основание фундамента — грунт нижней части котлована, воспринимающий нагрузку.
- Пролёт (длина пролёта) — расстояние между центрами двух опор, на которых подвешены провода. Различают промежуточный пролёт (между двумя соседними промежуточными опорами) и анкерный пролёт (между анкерными опорами). Переходный пролёт — пролёт, пересекающий какое-либо сооружение или естественное препятствие (реку, овраг).
- Угол поворота линии — угол α между направлениями трассы ВЛ в смежных пролётах (до и после поворота).
- Стрела провеса — вертикальное расстояние между низшей точкой провода в пролёте и прямой, соединяющей точки его крепления на опорах.
- Габарит провода — вертикальное расстояние от провода в пролёте до пересекаемых трассой инженерных сооружений, поверхности земли или воды.
- Шлейф (петля) — отрезок провода, соединяющий на анкерной опоре натянутые провода соседних анкерных пролётов.
Кабельные линии электропередачи
Кабельная линия электропередачи (КЛ) — линия для передачи электроэнергии или отдельных её импульсов, состоящая из одного или нескольких параллельных кабелей с соединительными, стопорными и концевыми муфтами (заделками) и крепежными деталями, а для маслонаполненных линий, кроме того, с подпитывающими аппаратами и системой сигнализации давления масла.
По классификации кабельные линии аналогичны воздушным линиям.
Кабельные линии делят по условиям прохождения
- Подземные
- По сооружениям
- Подводные
К кабельным сооружениям относятся
- Кабельный туннель — закрытое сооружение (коридор) с расположенными в нём опорными конструкциями для размещения на них кабелей и кабельных муфт, со свободным проходом по всей длине, позволяющим производить прокладку кабелей, ремонт и осмотр кабельных линий.
- Кабельный канал — непроходное сооружение, закрытое и частично или полностью заглубленное в грунт, пол, перекрытие и т. п. и предназначенное для размещения в нём кабелей, укладку, осмотр и ремонт которых возможно производить лишь при снятом перекрытии.
- Кабельная шахта — вертикальное кабельное сооружение (как правило, прямоугольного сечения), у которого высота в несколько раз больше стороны сечения, снабженное скобами или лестницей для передвижения вдоль него людей (проходные шахты) или съемной полностью или частично стенкой (непроходные шахты).
- Кабельный этаж — часть здания, ограниченная полом и перекрытием или покрытием, с расстоянием между полом и выступающими частями перекрытия или покрытия не менее 1,8 м.
- Двойной пол — полость, ограниченная стенами помещения, междуэтажным перекрытием и полом помещения со съемными плитами (на всей или части площади).
- Кабельный блок — кабельное сооружение с трубами (каналами) для прокладки в них кабелей с относящимися к нему колодцами.
- Кабельная камера — подземное кабельное сооружение, закрываемое глухой съемной бетонной плитой, предназначенное для укладки кабельных муфт или для протяжки кабелей в блоки. Камера, имеющая люк для входа в неё, называется кабельным колодцем.
- Кабельная эстакада — надземное или наземное открытое горизонтальное или наклонное протяженное кабельное сооружение. Кабельная эстакада может быть проходной или непроходной.
- Кабельная галерея — надземное или наземное закрытое полностью или частично (например, без боковых стен) горизонтальное или наклонное протяженное проходное кабельное сооружение.
Пожарная безопасность кабельных сооружений
При пожарах в кабельных помещениях в начальный период происходит медленное развитие горения и только спустя некоторое время скорость распространения горения существенно увеличивается. Практика свидетельствует, что при реальных пожарах в кабельных туннелях наблюдаются температуры до 600 °C и выше. Это объясняется тем, что в реальных условиях горят кабели, которые длительное время находятся под токовой нагрузкой и изоляция которых прoгревается изнутри до температуры 80 °C и выше. Может возникнуть одновременное воспламенение кабелей в нескольких местах и на значительной длине. Связано это с тем, что кабель находится под нагрузкой и eгo изоляция нагревается до температуры, близкой к температуре самовоспламенения.
Кабель состоит из множества конструктивных элементов, для изготовления которых используют широкий спектр горючих материалов, в число которых входят материалы, имеющие низкую температуру воспламенения, материалы склонные к тлению. Также в конструкцию кабеля и кабельных конструкций входят металлические элементы. В случае пожара или токовой перегрузки происходит прогрев этих элементов до температуры порядка 500…600˚C, которая превышает температуру воспламенения (250…350˚C) многих полимерных материалов, входящих в конструкцию кабеля, в связи с чем возможно их повторное воспламенение от прогретых металлических элементов после прекращения подачи огнетушащего вещества. В связи с этим необходимо выбирать нормативные показатели подачи огнетушащих веществ, чтобы обеспечивать ликвидацию пламенного горения, а также исключить возможность повторного воспламенения.
Длительное время в кабельных помещениях применялись установки пенного тушения. Однако опыт эксплуатации выявил ряд недостатков:
- ограниченный cpoк хранения пенообразователя и недопустимость хранения их водных растворов;
- неустойчивость в работе;
- сложность наладки;
- необходимость специального ухода за устройством дозировки пенообразователя;
- быстрое разрушение пены при высокой (около 800 °C) температуре среды при пожаре.
Исследования показали, что распыленная вода обладает большей огнетушащей способностью по сравнению с воздушно-механической пеной, так как она хорошо смачивает и охлаждает горящие кабели и строительные конструкции.
Линейная скорость распространения пламени для кабельных сооружений (горение кабелей) составляет 1,1 м/мин.
По типу изоляции
Изоляция кабельных линий делится на два основных типа:
- жидкостная
- кабельным нефтяным маслом
- твёрдая
- бумажно-масляная
- поливинилхлоридная (ПВХ)
- резино-бумажная (RIP)
- сшитый полиэтилен (XLPE)
- этилен-пропиленовая резина (EPR)
Здесь не указана изоляция газообразными веществами и некоторые виды жидкостной и твёрдой изоляции из-за их относительно редкого применения в момент написания статьи.
fornit-mc.narod.ru
Какие бывают поломки на линиях электропередач
Главная » Статьи » Какие бывают поломки на линиях электропередач 16.11.2012Из самых вероятных причин поломок на воздушных линиях электропередач можно выделить перенапряжение, резкое изменение температуры, значительный ветер, гололед, который появляется на проводах и многие-многие другие. Давайте рассмотрим эти факторы в отдельности.
Перенапряжения, связанные с атмосферными явлениями напрямую, возникают из-за гроз. В это время появляются пробои в изоляционных промежутках, а также и в полном разрушении изоляции или в ее повреждении. При перекрытии изоляции почти всегда появляется электрическая дуга, которая не исчезает и после того, как перенапряжение прошло. Электрическая дуга подразумевает под собой короткое замыкание, поэтому если это произошло, то необходимо место аварии обесточить и вызвать электролабораторию ппу.
Перенапряжение, связанные при включении и выключении выключателей. При коммутационном перенапряжении получается аналогичная электрическая дуга, как и при атмосферном перенапряжении. При аварии необходимо отключить поврежденный участок в чём и поможет электролаборатория ппу.
Стоит заметить, что на линиях, напряжением до 220 кВ опасными являются атмосферные перенапряжения, а на линиях, напряжение которых 330 кВ и выше, коммутационные перенапряжения играют очень зловещую роль.
Следующий фактор — значительное изменение температуры воздуха. Интервал изменения воздуха может варьироваться от минус сорока градусов до плюс сорока градусов. Также стоит помнить, что температура самих проводов всегда на 2-5 градусов выше, чем температура воздуха.
Опасности, связанные с появлением сильного ветра, могут привести к тому, что появляется лишняя нагрузка на провода, тросы, а также на опоры воздушной линии электропередач. Одновременно с этим происходит увеличение тяжения проводов, и появляется дополнительное усилие на опоры. Бывают случаи, когда происходят поломки одновременно нескольких рядов опор воздушной линии электропередач.
Еще один фактор, о котором хотелось бы поговорить, это образование гололеда на проводах: гололед может появиться на проводах вследствие попадания на них дождя, снега, тумана и других частиц. После того, как на проводах появился гололед, это может привести к сильной механической нагрузке на провода, тросы и опоры. В данном случае механическая нагрузка будет проявляться в лишней вертикальной силе, что может повлечь за собой значительное снижение прочности проводов, изменение изоляции, а также в случае запущенного состояния может произойти обрывы проводов.
www.ognetika.com
Видеоматериалы
Опыт пилотных регионов, где соцнормы на электроэнергию уже введены, показывает: граждане платить стали меньше
Подробнее...С начала года из ветхого и аварийного жилья в республике были переселены десятки семей
Подробнее...Более 10-ти миллионов рублей направлено на капитальный ремонт многоквартирных домов в Лескенском районе
Подробнее...Актуальные темы
ОТЧЕТ о деятельности министерства энергетики, ЖКХ и тарифной политики Кабардино-Балкарской Республики в сфере государственного регулирования и контроля цен и тарифов в 2012 году и об основных задачах на 2013 год
Подробнее...Предложения организаций, осуществляющих регулируемую деятельность о размере подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на 2013 год
Подробнее...
КОНТАКТЫ
360051, КБР, г. Нальчик
ул. Горького, 4
тел: 8 (8662) 40-93-82
факс: 8 (8662) 47-31-81
e-mail:
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.