29.11.2024

Обслуживание и ремонт электродвигателей: Техническое Обслуживание и Ремонт Электродвигателей

Содержание

Техническое Обслуживание и Ремонт Электродвигателей

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ


(ТО) и ремонт ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ




Техническое
обслуживание (ТО и ремонт электродвигателей)
это — мероприятия профилактического
характера, которые поддерживают бесперебойную работу электродвигателя.


Мероприятия
по техническому обслуживанию (ТО и ремонту электродвигателей) проводятся
регулярно, через установленные периоды времени, и включают в себя определённый
комплекс работ, который описан в регламентах
и системе Планово-Предупредительных работ (системы ППР).




Все
работы по поддержанию необходимого уровня технического состояния оборудования
подразделяются на техническое обслуживание (ТО), ремонт электродвигателей,
модернизацию и замену.




ТО (и ремонт электродвигателей)
подразделяется на регламентированное и нерегламентированное.


Техническое
обслуживание и ремонт электродвигателя,
так же как и любой машины, проводят на месте установки без демонтажа и разборки
. В объем ТО и ремонта электродвигателя
входят:


  • очистка
    электродвигателя от пыли и грязи;

  • проверка
    исправности заземления,

  • проверка
    крепления электродвигателя и его элементов,

  • проверка
    степени нагрева электродвигателя

  • и уровня вибрации и шума,

  • надежности
    контактных соединений;

  • измерение
    сопротивления изоляции и устранение обнаруженных неисправностей.

  • У электродвигателей с фазным ротором проверяют
    состояние контактных колец и щеточного механизма.

Сроки ТО и
ремонта
электродвигателей
зависят от
характеристики помещений и рабочих машин, с которыми они работают. ТО и ремонт
электродвигателей
серий АИР,
5АИ,2АИ, АД, АДМ, АДМП, АДММ, АИРМ, ДАТ, 5АМ, 4А общепромышленных, асинхронных, короткозамкнутых,
изготовленных в соответствии с
ГОСТ51689-2000 и которые являются аналогами между сабой, проводят
1 раз в три месяца, кроме электродвигателей, установленных на зернодробилках,
молотилках, прессах, измельчителях кормов
(пыльные влажные помещения), для которых ТО и ремонт осуществляют 1 раз в
полтора месяца.

Такую же
периодичность обслуживания имеют электродвигатели, работающие на открытом
воздухе или под навесом. Для ТО и ремонт электродвигателей для молочных вакуумных насосов и
пастеризаторов (особо сырые помещения) выполняют 1 раз в два месяца.

Периодичность
ТО и ремонта для электродвигателей серии АО2,
установленных в сухих и влажных, а также сырых помещениях, для
электродвигателей, используемых в пыльных и особо сырых помещениях, определена
в соответствии с ППРЭ – системе планово-предупредительных ремонтов
электрооборудования.

Дата: 02.11.15 | 17:30:10

 

Техническое обслуживание электродвигателя | Техпривод


Существует множество рекомендаций по проведению технического обслуживания (ТО) электродвигателя. Но на каждом предприятии необходимо разрабатывать свой план ТО с учетом специфики оборудования и технологического процесса. Мы озвучим общие принципы проведения техобслуживания.

Правила безопасности при проведении ТО


Перед проведением ТО любой сложности необходимо обеспечить безопасность обслуживающего персонала. Все работы по техобслуживанию (кроме проверки рабочих режимов) проводятся при полном снятии напряжения с оборудования.


Непосредственный исполнитель должен обеспечить блокировку самопроизвольной или ошибочной подачи напряжения на обслуживаемый электродвигатель. Для этого необходимо заблокировать средство подачи напряжения, а на рычаге механизма включения вывесить плакат «Не включать, работают люди!».

Диагностика электродвигателя


Под диагностикой подразумевается измерение определенных параметров электродвигателя в рабочем режиме и без напряжения.


Обычно измеряют следующие параметры:

  • Температура. Это универсальный параметр, который может многое сказать о состоянии двигателя. Оперативное измерение температуры корпуса производится с помощью пирометра или тепловизора. В некоторых случаях в двигателе должен быть установлен термодатчик, обеспечивающий постоянный контроль температуры. Подробно о температурном режиме и перегреве электродвигателя читайте здесь.
  • Ток. Сравнив номинальный (рабочий) ток с измеренным, можно оценить состояние электродвигателя и привода в целом.
  • Вибрация. При увеличении уровня вибрации может произойти механическое разрушение двигателя. Этот параметр оценивают при помощи специального оборудования.


На обесточенном двигателе производят измерение сопротивления изоляции с помощью мегаомметра.


На основании результатов перечисленных измерений и их сравнения с номинальными значениями можно сделать вывод о необходимости ремонта.

Осмотр оборудования


Регулярный осмотр работающего оборудования – важная часть ТО, позволяющая выявить неисправности на самых ранних стадиях. При обходе ответственный за оборудование наблюдает за электродвигателями в работающем состоянии, проверяет тепловой режим, целостность креплений, уровень механической вибрации. В зависимости от сложности и важности оборудования осмотр может проводиться от нескольких раз в смену до одного раза в месяц.

Техническое обслуживание электродвигателя


ТО электродвигателя – плановое мероприятие, на которое должно выделяться время и назначаться ответственный. Как правило, техобслуживание двигателя проводится на месте его установки, при этом выполняются следующие действия:

  • чистка корпуса двигателя от загрязнений
  • проверка механических креплений электродвигателя и привода в целом
  • проверка целостности и надежности крепления крыльчатки вентилятора охлаждения (независимого вентилятора)
  • вскрытие клеммной коробки двигателя, осмотр, ревизия и протяжка силовых клемм
  • смазка подшипников
  • осмотр целостности питающего кабеля и заземления


Кроме того, при проведении ТО необходимо проверить систему питания двигателя – клеммы, контакторы, устройства защиты и т. д.


При качественном регулярном техобслуживании асинхронного двигателя он может работать без ремонта десятки лет. Однако в силу ряда причин (например, несоответствие параметров питающей сети или ухудшение условий работы) ремонт может потребоваться.

Ремонт электродвигателя


Кроме ТО в случае необходимости или по плану может производиться текущий, средний и капитальный ремонт электродвигателя. Цель ремонта – восстановление рабочих характеристик или работоспособности двигателя.


При ремонте на основе ранее проведенных осмотра и диагностики могут выполняться следующие мероприятия:

  • замена подшипников
  • балансировка ротора
  • замена крыльчатки вентилятора
  • перемотка обмотки статора


Другие полезные материалы:
Об электродвигателях с тормозом
Принудительное охлаждение электродвигателя
Как правильно подобрать электродвигатель

Технический ремонт и обслуживание электродвигателей в Москве и Санкт-Петербурге, периодичность ТО ЭД

Чтобы электродвигатель оставался функциональным на протяжении длительного времени, необходимо раз в определенный срок проводить его техническое обслуживание. Это в первую очередь касается производительных машин, установленных на предприятиях: активность их работы подразумевает быстрый износ. Аварийное состояние лучше предупредить, чем устранить.

Сроки ремонтных работ

Обслуживание и ремонт электродвигателей производятся с определенной периодичностью. Точные их сроки определяет главный инженер предприятия, в нормативах же указано, что капитальный ремонт следует проводить не реже раза в 2–3 года, другие виды – с более короткими интервалами. Необходимо учитывать условия использования оборудования: чем они тяжелее, тем чаще следует производить ремонтные манипуляции. К тяжелым условиям относят:

  • эксплуатацию в загрязненных или запыленных помещениях;
  • интенсивный режим работы;
  • высокую температуру или влажность в помещении, где используется электродвигатель.

Внешняя среда влияет на вероятность окисления пластин ротора, забивания составных частей пылью, в том числе возникшей из-за истирания движущихся деталей.

Виды технического ремонта

Выделяют несколько видов плановых ремонтных работ:

  • межремонтное обслуживание;
  • текущий ремонт;
  • средний;
  • капитальный.

В ходе работ проверяются основные узлы двигателя и их функциональность, заменяются изношенные детали, восстанавливаются характеристики. В случае с капитальным ремонтом цель – вернуть электродвигатель к исходным параметрам, восстановить КПД и добиться прежнего уровня работоспособности. Текущий – наиболее частый, при нем проверяются и очищаются основные узлы двигателя, однако полного разбора устройства не происходит. Средний – промежуточный вариант, при котором двигатель разбирается и внимательно анализируется, однако не в тех объемах, что при капитальном ремонте. В интервалах между техническими работами машину необходимо обслуживать, соблюдать условия ее эксплуатации и следить за работоспособностью.

Наше предложение

ООО ПО «Электромашина» готово провести технический ремонт электродвигателей любого типа. Мы работаем со случаями разной сложности, имеем собственный механический цех в СПб., в результате чего можем самостоятельно производить блоки обмотки с нужными параметрами, активную сталь и т. д., а также проводить испытания двигателей после ремонтных работ или в процессе обслуживания. Вы можете обратиться к нам, связавшись одним из доступных способов, и получить консультацию.

Этапы работ

Ремонт электрических машин в ООО ПО «Электромашина» предусматривает:

  • Приемку оборудования и его доставку в ремонтный цех.
  • Присвоение каждому заказу порядкового номера.
  • Диагностику состояния полученного электродвигателя или генератора.
  • Окончательный расчет стоимости ремонта, определяемый по результатам диагностирования.
  • Если требуется – согласование рассчитанной суммы с заказчиком до выставления счета.
  • Если клиент согласен с ценой – выставление счета.
  • Проведение полного объема ремонтных работ.
  • Оплату заказчиком стоимости услуги.
  • Возможность для клиента уточнять степень готовности оборудования и иметь представление о том, на каком этапе находится ремонт.
  • Самовывоз отремонтированного электродвигателя либо генератора или заказ доставки отремонтированной техники по указанному адресу в любой регион России. Чтобы забрать заказ, нужно предъявить акт приема оборудования в ремонт, доверенность и реквизиты предприятия-заказчика.

Наши преимущества

Снижение затрат за счет сокращения времени простоя оборудования

Опыт работы со сложными, специализированными и крупногабаритными электродвигателями

Ответственный подход к диагностике и ремонту в реальные сроки и за разумную стоимость

Разработка и расчет Проектирование ключевых узлов электродвигателя

Техническое обслуживание электродвигателей — диагностика, ремонт

Техническое обслуживание электродвигателей

Любой электрический двигатель время от времени должен проходить технический осмотр с целью обеспечения его бесперебойной работы. На предприятиях различного типа обслуживанием электродвигателей занимается квалифицированный рабочий персонал.

Сотрудники обязаны осуществлять постоянный контроль таких показателей оборудования, как:

  • степень нагревания тех или иных элементов двигателя;
  • наличие необходимого количества смазочного материала в подшипниках;
  • проверку агрегата на соответствие нужному уровню производимого шума при его работе;
  • уровень нагрузки на все элементы двигателя;
  • соответствие вибрации необходимым стандартам;
  • отсутствие или присутствие появления искр при работе в щётках.

Как часто проводится техобслуживание электродвигателей

Техническое обслуживание электрических двигателей предполагает осмотры агрегатов сотрудниками, обладающими квалификацией, отвечающей III группе. Если речь идёт о плановом осмотре, то он предусматривает выполнение:

  • оценки технического состояния агрегата;
  • составление плана необходимых работ для последующего ремонта оборудования.

Все графики работ по проведению контрольных мероприятий надлежит составлять главному инженеру предприятия. Более частые осмотры могут быть целесообразны в зависимости о той информации, которая была собрана при первом техосмотре. В таких данных должна быть указана степень износа оборудования. Среди факторов, которые могут существенно затруднять условия использования электродвигателей, следует упомянуть такие:

  • повышенная продолжительность запуска, либо же частота включения мотора;
  • неблагоприятные температурные условия для работы двигателя;
  • чрезмерная запыленность в пространстве, где находится агрегат.

Стоит заметить, что если присутствует большое количество пыли, то чистить аппарат от пыли, нагара и иных загрязнений сотрудники предприятия должны каждый день. Таким образом, можно избежать преждевременного ремонта электродвигателя.

Порядок обслуживания электродвигателей

Первые действия необходимо выполнить ещё до запуска двигателя. Прежде всего, персонал обязан проверить:

  • не соприкасаются ли посторонние предметы с механизмом и иными составляющими элементами оборудования;
  • не присутствуют ли на контактных кольцах какие-либо неисправности;
  • переведена ли в нужную позицию ручка пуска.

Что касается небольших двигателей, то прежде чем завести такой аппарат, ротор можно проверить собственными руками. Когда движок будет приведён в движение, следует понаблюдать, как происходит действие на предмет:

  • шумов, стуков, гудения, которые не являются приемлемыми для работы того или иного двигателя;
  • перегрева подшипников, корпуса агрегата;
  • биения ременной передачи;
  • непредусмотренной вибрации.

Устранение неисправностей электродвигателя

Неисправности, которые не требуют основательного ремонта, такие как разборка двигателя, устраняются по время техосмотра. Это может быть замена подшипников, щёток, колец и т.п. В некоторых ситуациях может понадобиться срочная аварийная остановка мотора. К таким случаям относятся:

  • повреждения приводного механизма;
  • задымление аппаратуры;
  • резкое усиление вибрации.

Отдельно следует проверить состояние и количество масла в оборудовании. Количество смазки должно поддерживаться на уровне, который установлен техническими нормами относительно конкретного двигателя. Естественно, если обнаруживается дефицит смазочных материалов, значит масло необходимо долить.

Техническое обслуживание асинхронных электродвигателей | Насосы и принадлежности

Добрый день, уважаемые читатели блога nasos-pump.ru

ТО асинхронных двигателей

В рубрике «Общее» рассмотрим техническое обслуживание асинхронных электродвигателей. Чтобы увеличить срок службы и предотвратить возникновение неполадок в асинхронных электрических двигателях переменного тока, необходимо проводить их регулярную оценку технического состояния. Технический осмотр и проверку технического состояния электродвигателей и принадлежностей нужно проводить не реже, чем один раз в полгода. К основным причинам выхода из строя электродвигателей следует отнести неправильное хранение, некачественное или несвоевременное проведение технического обслуживание и нарушение условий эксплуатации. Для предотвращения выше перечисленных причин и необходимо проведение технического обслуживания (ТО). Основной целью ТО и является обеспечить эксплуатацию и функционирование оборудования в соответствии с требованиями заводов производителей и нормативных документов. Эти работы необходимы для поддержания КПД электрического двигателя на достаточно высоком уровне в течение всего его срока эксплуатации. Мы рассмотрим, что собой представляет профилактический осмотр, что такое профилактическое обслуживание и техническое обслуживание с проведением ремонта. ТО проводится на месте монтажа и эксплуатации оборудование без проведения разборки или демонтажа. Объем ТО предполагает собой проведение очистки оборудования от грязи и пыли, проверку сопротивления изоляции и исправности заземления, надежность крепления электродвигателя и его элементов к основанию, степень нагрева, уровень шума и вибрации, надежность контактных соединений. Все выявленные замечания, неполадки и неисправности необходимо устранить.

Профилактический осмотр электродвигателей

Данный вид технического обслуживания асинхронных электродвигателей необходим для предупреждения неисправностей и обеспечения надежной и бесперебойной работы оборудования в процессе его эксплуатации. Профилактический осмотр включен обычно в план программы направленной для поддержания всей производственной или технологической системы в рабочем состоянии. Обычно внеплановые простои сопровождаются значительными убытками, так как они связаны чаще всего с полной остановкой производственного или технологического процесса. При регулярном проведении профилактических осмотров можно предупредить в электродвигателях возникновение неисправностей и, следовательно, исключить незапланированные остановки производства. На (Рис. 1) приведены основные факторы, влияющие на срок эксплуатации двигателя при отсутствии регулярного профилактического осмотра.

Факторы, влияющие на срок службы двигателя

Основными элементами профилактического осмотра асинхронных электрических двигателей являются:

  • Вентиляция электродвигателя. Когда насосное оборудование установлено и эксплуатируется в условии с плохой вентиляцией, то температура электрического двигателя может подняться до величины, опасной для изоляции обмоток статора и консистентной смазки в подшипниках, что может привести к заклиниванию или разрушению подшипников и выходу из строя двигателя. Часто бывает, что вентиляционные решетки и каналы забиваются пылью или грязью. Для того чтобы не допускать перегрева электрического двигателя, необходимо регулярно с поверхностей насоса и двигателя удалять грязь и пыль при помощи сжатого воздуха. Хотя двигатель и защищен от попадания пыли в его внутреннюю часть, очень важно обеспечить для него хорошую вентиляцию на месте эксплуатации, чтобы высокая температура не способствовала повреждению изоляции и перегреву подшипников. Чем ниже температура при эксплуатации электродвигателя, тем его ресурс больше. Для этого нужно крышку вентилятора и охлаждающие ребра двигателя держать в чистоте.
  • Влажность и конденсат. В электродвигателях с классом защиты IP55 водяной пар находящийся внутри статора, может конденсироваться и попадать в обмотки и подшипники. Для исключения образования конденсата при отключениях или остановках двигателя температура в таком типе двигателя должна быть выше, чем температура окружающей среды. Второй способ для решения данной проблемы это удаление пробок из сливных отверстий двигателя, чтобы образовывающийся конденсат вытекал. После удаления пробок степень защиты электродвигателя поменяется с IP55 на IP44.
  • Неплотные соединения. Все электрические подключения и соединения должны быть зажаты и плотно затянуты в соответствии с рекомендациями. Во время эксплуатации кабельные соединения, плавкие предохранители, контакты в пускателях и автоматах защиты двигателя отходят и ослабевают, поэтому их нужно регулярно проверять и подтягивать.
    • Асимметрия напряжений и токов. В наших сетях асимметрия напряжения на фазах довольно распространенное явление. Поэтому необходимо постоянно проверять и контролировать значения напряжения и тока, и тем самым не допустить выходу из стоя асинхронного электрического двигателя. Асимметрия напряжения возникает тогда, когда напряжения на фазах отличаются друг от друга. Асимметрия напряжений на фазах вызывает в свою очередь и асимметрию линейных токов. Как следствие появляются проблемы связанные с вибрацией, перегревом одной или нескольких обмоток статора и пульсацией вращающего момента. Асимметрия напряжения приводит к сокращению ресурса двигателя и понижению его КПД. Например: напряжение на фазах составляет U1=410, U2=402, и U3=388 вольт. Среднее напряжение можно посчитать по формуле: Uсред.=(U1+U2+U3)/3=400В. Асимметрия определяется как разница между самым большим и самым маленьким значениям напряжения на фазах. В нашем случае разница между U1=410 и U3=388 составляет ΔU=22В. В процентном отношении асимметрию можно посчитать по формуле ΔU/Uсред.*100%=5,5%. Для защиты асинхронных электрических двигателей от асимметрии используется реле контроля фаз (РКФ). Данное реле способно защитить двигатель от перекоса (асимметрии) и пропадания фаз, а также нарушения чередования фаз.
  • Повышенное и пониженное напряжение. Колебания напряжения сокращает срок службы изоляции статора асинхронного электрического двигателя. Пониженное напряжение способствует резкому увеличению температуры в обмотках статора и изоляции. Если электродвигатель однофазный, то происходит «тяжелый» пуск двигателя и увеличивается нагрузка на пусковой конденсатор. В такой ситуации очень часто конденсатор или пусковая обмотка однофазного асинхронного двигателя выходят из строя. При пониженном напряжении электродвигатель работает с пониженным КПД, имеет меньший вращающий момент, увеличенное скольжение, повышенную рабочую температуру и, следовательно, меньший срок службы Обычно индуктивные электрические двигатели справляются с перенапряжением. Хотя большое электрическое перенапряжение может привести к межвитковым и междуфазным коротким замыканиям или коротким замыканием между фазой и корпусом двигателя. Проще говоря, происходит пробой обмоток между собой или на корпус.
  • Подшипники и смазка. Подшипники в настоящее время являются наиболее изнашиваемыми элементом электрического двигателя. Благодаря высокому КПД, у современных двигателей тепловые потери небольшие, изоляция обмоток не подвергается воздействию высоких температур, и короткое замыкание в обмотках больше не является самой частой проблемой при эксплуатации двигателей. На передний план вышли такие проблемы как повышенный шум от подшипников, а также повреждение подшипников. Теперь при проведении осмотра двигателя одной из основных является задача по замене и техническом обслуживании подшипников. В современных двигателях применяются необслуживаемые подшипники или подшипники с постоянной консистентной смазкой. Понятие «необслуживаемые» не означают, что этим подшипникам не требуется абсолютно никакого технического обслуживания. Со временем необслуживаемые подшипники следует менять. Когда именно, это зависит от срока службы подшипника и консистентной смазки применяемой в подшипниках и условий эксплуатации оборудования. Обычно срок службы необслуживаемых подшипников составляет 16000 – 40000 часов. Срок службы консистентной смазки составляет не меньше 40000 часов при нормальных условиях эксплуатации.

Профилактическое техническое обслуживание

Основной целью профилактического технического обслуживания асинхронных электродвигателей является проведение необходимых процедур по техническому обслуживанию в нужное время. Для этого необходимо регулярно контролировать работу электрического двигателя, что позволяет своевременно определить неисправности до того пока они возникнут. Профилактическое техническое обслуживание направлено на сокращение эксплуатационных расходов путем обнаружения и решения возникших проблем на ранних стадиях. Данные про температуру электродвигателя, вибрация и др. – это только некоторые параметры, помогающие определить, когда двигатель необходимо будет ремонтировать или менять

Состоянии подшипников

Спрогнозировать срок службы подшипника невозможно. При соблюдении нормальных условий эксплуатации, срок службы подшипников находится в пределах 16000 – 40000 часов. Известно, что имеются три периода процесса изнашивания деталей оборудования при эксплуатации. Первый период – это процесс приработки, в котором темп изнашивания очень высокий в результате приработки и истирания начальных неровностей или при наличии перекосов поверхностей сопряженных деталей. Второй – это установившийся износ, где происходят естественные изменения форм и размеров деталей в процессе эксплуатации оборудования. Третий – износ это катастрофический, при котором интенсивность износа резко возрастает из-за недопустимых изменений в сопряженных деталях. В этом периоде и происходит выход из строя узла. Чтобы увеличить ресурс и надежность оборудования и сократить затраты, связанные с ремонтами и простоями, необходима очень точная и надежная система диагностики текущего технического состояния подшипников. Одним из таких способов контроля и диагностики подшипников широко распространенным во всём мире является метод, базирующийся на измерении параметров вибрации. Обусловлено это тем, что вибрация несет в себе информацию о состоянии подшипников в частности и механизма в целом. Теория и практика анализов вибрационных сигналов в настоящее времени отработана так, что с ее помощью можно получить достоверную информацию о текущем состоянии не только подшипников, но и его элементов.

Состоянии изоляции

Испытание изоляции электродвигателя на прочность позволяет прогнозировать неисправности электрических двигателей. Существует несколько распространённых способов проверки изоляции, при помощи которых можно заранее определить возможную неисправность электродвигателя. Это измерение сопротивления изоляции на корпус, проверка импульсами высокой частоты, проверка показателя поляризации и проверка высоким напряжением.

Измерение сопротивления изоляции на корпус. Этот метод является самым простым способом проверки, и предупреждения большей части неисправностей электродвигателя. Измеряется сопротивление изоляции при помощи мегомметра. В процессе измерения напряжение 500 или 1000 В подаётся на обмотки статора и корпуса. Мегомметр – это омметр предназначен для измерения сопротивления в высоких диапазонах. В процессе проведения измерений и сразу после них на клеммах мегомметра присутствует опасное напряжение, и прикасаться к ним нельзя.

  • Минимальное сопротивление изоляции у новых и обмоток после проведения чистки или ремонта на корпус составляет 10 МОм или больше.
  • Минимальное сопротивление изоляции, можно вычислить путем умножения номинального напряжения Un, на постоянный множитель 0,5 МОм/кВ. Например: Un=690 В=0,69 кВ, то минимальное сопротивление изоляции составляет 0,69 кВ*0,5 МОм/кВ=0,35 МОм

Процесс измерения:

  • Минимальное сопротивление изоляции обмоток статора относительно корпуса измеряется напряжением 500 вольт. Температура обмоток при проведении измерений должна быть 25°C +/– 15°C.
  • Максимальное сопротивление изоляции обмоток статора относительно корпуса измеряется напряжением 500 вольт при рабочей температуре обмоток 80–120°C в зависимости от типа электродвигателя и КПД.

Проверка показателя поляризации:

  • Если сопротивление изоляции электродвигателя меньше 10 МОм, то высока вероятность того, что в обмотки статора могла попасть влага и их необходимо сушить.
  • Если электрический двигатель работает в течение длительного периода времени, то его минимальное сопротивление может снизиться до критического уровня. Электродвигатель можно эксплуатировать до тех пор, пока величина измеренного значения сопротивления изоляции не упадёт ниже расчётного минимального значения. Если значение сопротивления будет ниже предельного, то чтобы не допустить обслуживающий персонал поражению блуждающими токами, электродвигатель необходимо немедленно вывести из эксплуатации.

Измерение сопротивления изоляции позволяет определить срок, когда необходимо проводить ремонт или замену электродвигателя. Проводить его необходимо регулярно, чтобы прослеживать тенденцию, позволяющую предотвратить неисправность. На (Рис. 2) показан график изменения сопротивления изоляции от времени эксплуатации.

Сопротивление изоляции со временем

На графике видно, что сопротивление изоляции достигло своего критического значения через 60 месяцев после начала эксплуатации двигателя. Электродвигатель необходимо вывести из эксплуатации и провести сушку его обмоток, это лучший случай. В худшем статор электродвигателя необходимо поменять или перемотать.

Чистка и сушка обмоток статора

Если величина сопротивления изоляции не достигла значения минимального сопротивления изоляции, значит, в обмотках находится влага и им требуется сушка. Сушить обмотки необходимо с большой осторожностью. Высокая температура и резкое её увеличение приводит к образованию пара, и высока вероятность того, что можно повредить обмотки. Для предотвращения этого, скорость увеличения температуры при сушке не должна превышать 5°C/ч, а сами обмотки не должны нагреваться на температуру выше, чем 150°C для электродвигателей класса F. Во время сушки надо внимательно контролировать  температуру и проводить замеры сопротивления изоляции. В начале сушки сопротивление изоляции уменьшается из-за увеличения температуры, но в процессе сушки оно возрастает. Время продолжительности сушки, может быть разным и каких либо указаний по ее продолжительности нет. Сушка производится до тех пор, пока замеряемые величины сопротивления изоляции будут постоянными и выше чем минимальное значение. Если после проведения сушки значение сопротивления изоляции не достигло минимального, то это означает, что изоляция нарушена, и электродвигатель необходимо менять или перематывать статор. Электрический двигатель, в который попала влага, масло или токопроводящая пыль, необходимо очень тщательно очистить и высушить. Для удаления загрязнений, масла и пыли из ротора, статора или клеммной коробки применяется горячая вода и специальные моющие растворы. После проведения процесса очистки статор нужно высушить. Для достижения необходимого значения сопротивления изоляции, необходимо от нескольких часов до нескольких дней.

Проверка импульсами высокой частоты

Если с помощью проверки сопротивления изоляции можно определить износ статора на последней стадии, то импульсами высокой частоты проверяется износ изоляции обмоток на ранней стадии. При проверке импульсами высокой частоты проверяется состояние межвитковой и межфазной изоляции обмоток. Межфазная изоляция защищает обмотки от пробоя между фазами и на корпус. Межвитковая изоляция это изоляция, нанесенная на поверхность медного провода. Во время проверки импульсами высокой частоты в изоляции межвитковой и межфазной создаётся напряжение. Для создания этого напряжения применяется конденсатор, который разряжается на обмотку и образует колебательный контур. С помощью осциллографа, можно посмотреть результаты испытаний по каждой из фаз статора. Три фазы электродвигателя одинаковые, и, следовательно, полученные формы импульсов должны быть одинаковы. Если импульсы разные то это означает, что в электродвигателе изоляция повреждена. На (Рис. 3) так примерно выглядят форма сигнала на дефектной и рабочей обмотках.

Формы сигнала на осциллографе

Температура электродвигателя

Как было сказано выше, температура электрического двигателя очень сильно влияет на срок эксплуатации и является точной индикацией его состояния. Если температура электродвигателя превышает предельно допустимое значение на 10°C для определённого класса изоляции, например, класса F, то срок службы его изоляции может сократиться на 50%. На фирменной табличке всегда указывается класс нагревостойкости изоляции. Изоляция любого класса нагревостойкости двигателя должна выдерживать температуру, равную температуре окружающей среды плюс повышение температуры при условии эксплуатации с максимальной нагрузкой. Поэтому контроль температуры подшипников также является частью процесса технического обслуживания. Температура в подшипниках с консистентной смазкой не должна превышать ∆Т=60. Если взять максимальную температуру окружающей среды 40°C, то абсолютная температура подшипника вычисляется как сумма ∆Т и максимальной температуры окружающей среды В нашем случае абсолютная температура подшипников НЕ ДОЛЖНА превышать 100°C. Максимальную температуру подшипников электродвигателя нужно постоянно контролировать с помощью внешних термометров. В таблице приведены данные для двух наиболее распространённых классов нагревостойкости изоляции: B и F.

Таблица

Термографическое исследование

При помощи инфракрасного сканирования можно определить скрытую неисправность в электродвигателе и этот способ очень хорошо для этого подходит. С помощью инфракрасного сканирования, определяются места с повышенной температурой. Например, какая степень износа подшипников. Инфракрасное исследование позволяет распознавать и при необходимости сделать снимки мест локального перегрева в двигателе. Таким образом, сканирование обеспечивает своевременный ремонт в случаях, когда было найдено место локального перегрева, и не допустить выхода из строя электродвигателя. В обычных условиях инфракрасное сканирование выполняются при нормальной работе и при полной  нагрузке. Полученные данные затем анализируются для определения возникших проблем в электродвигателе, и решение которых возможно при помощи ТО. Термографическое изображение насоса, перекачивающего горячую воду, изображено на (Рис. 4)

Термографическое изображение насоса

Техническое обслуживание с проведением ремонта

Основной целью этого типа технического обслуживания является выполнение ремонта или замены двигателя в случае возникновении неисправностей. Техническое обслуживание с проведением ремонта или аварийный ремонт не являются регулярными работами.

Анализ неисправностей

Чтобы определить место и причину поломки, при возникших неисправностях в электродвигателе, его следует осмотреть. Обычно профилактический осмотр помогает предотвратить неисправность. Если неисправность могла возникнуть из-за какого-либо ненадёжного компонента, узла или плохого технического обслуживания, то необходимо проверить всё оборудование этого типа, чтобы подобная неисправность не появилась где-либо в другом электродвигателе или в системе. Из-за больших затрат на электроэнергию основной задачей для пользователей является обеспечение требуемого КПД электродвигателя. При возникновении в электродвигателе неисправности, по какой-либо причине, стоит вопрос, необходимо ли ремонтировать старый двигатель или купить новый. Из-за роста цен на электроэнергию потребители очень часто стараются купить новый электродвигатель, особенно тогда, когда стоимость ремонта старого соизмерима со стоимостью нового. Если перемотка или ремонт электродвигателя стоит дешевле, чем новый двигатель, тогда ремонтируется старый. Здесь следует отметить, что КПД перемотанного двигателя не может быть лучшим, чем КПД у нового двигателя.

Замена подшипников

Подшипники в электродвигателях являются самими часто изнашиваемыми узлами, и за один срок службы электродвигателя менять их приходится по нескольку раз. Вот общие рекомендации по разборке двигателя снятию старых подшипников и установке новых, а также мерам по обеспечении правильного монтажа подшипников в электродвигателе.

Разборка

Для выполнения технического обслуживания и текущего ремонта узлов электродвигателя приходится необходимо разобрать двигатель и снять подшипники. При этом ротор и крышки не меняются. Во время проведения разборки необходимо соблюдать чистоту и аккуратность. Для демонтажа подшипников применяются различные съемники подшипников.

Установка новых подшипников

Перед тем как устанавливать новый подшипник необходимо тщательно очистить элементы электродвигателя, корпус и вал. Если не удалять оставшуюся консистентную смазку и грязь, новые подшипники могут шуметь, и срок службы их будет меньше. При выполнении монтажа подшипников усилие запрессовки необходимо передаваться только на напрессовываемое кольцо. На внутреннее кольцо, если монтаж производится на вал, и на наружное кольцо, если в корпус. Проводить монтаж так, чтобы усилие с одного кольца передавалось на другое кольцо через тела качения запрещено. В случае, когда подшипник одновременно насаживается и в корпус и  на вал, тогда усилия должны передаваться на торцы обоих колец. При монтаже запрещено прикладывать усилие к сепаратору. Нельзя прикладывать усилие напрямую на кольцо, допускается наносить легкие удары, по кольцу только применяя втулку из мягкого металла. В случае монтажа подшипников открытого типа, подшипник необходимо предварительно прогреть в масляной ванне. Подшипник погружается в ванну с чистым минеральным маслом, нагретым до температуры 80-90°С, и выдерживается 15-20 мин в зависимости от типоразмеров подшипника. При монтаже закрытых подшипников с постоянной консистентной смазки их нагрев до такой же температуры необходимо производить в термостате. Нагретый в масле подшипник устанавливают на вал и с небольшим усилием насаживают на место. Сторона подшипника, где находится заводское клеймо, должна быть снаружи.

Меры предосторожности при монтаже подшипников

Подшипники всегда должны быть чистыми. В случае попадание в подшипник грязи или загрязняющих веществ может привести преждевременному его разрушению. Основные рекомендации по обращению с подшипниками и поддержанию их в чистоте.

  • Монтаж подшипников всегда необходимо производить на чистом рабочем месте и при помощи чистых инструментов.
  • Не нужно удалять с поверхностей подшипника консервационное масло. Практически все подшипники монтируются без удаления с их поверхностей масла.
  • Не следует ронять и деформировать подшипники. При изменении геометрической формы работа подшипника будет нарушена.
  • Для монтажа подшипника используются только инструменты из дерева или мягкого металла. Запрещается применять инструменты, которые могут повредить поверхность подшипника.
  • Упаковку подшипника необходимо открывать непосредственно перед его монтажом

Эксплуатационные испытания

Для того чтобы определить, правильно ли смонтирован подшипник в двигателе, надо провести его испытания. Сначала необходимо провернуть вал ротора вручную. Если никаких проблем при этом не возникло, испытать подшипник можно на малой скорости вращения без нагрузки. Если все нормально, то необходимо постепенно увеличивать нагрузку и скорость вращения до номинальной скорости. Если в процессе проведения испытаний обнаружены вибрация и необычный шум, или повышение температуры, испытания необходимо незамедлительно прекратить и проверить, правильно ли собран электродвигатель.

Заключение

Целью технического обслуживания асинхронных электродвигателей является предупреждение и сокращение внеплановых простоев, которые могут отрицательно сказаться на производственном или технологическом процессе. Профилактический осмотр, способствует повышению КПД электродвигателя, а, следовательно, и КПД всей насосной установки. Техническое обслуживание позволяет определить сроки замены электродвигателя на более новый и высокотехнологичный. И последнее, но тоже очень важное: необходимость в ТО с проведением ремонта возникает тогда, когда осмотр и профилактическое ТО выполнялись формально, или если электрический двигатель неправильно сконструирован, или неправильно подобраны его материалы. ТО с проведением ремонта является крайней мерой, так как это связано с устранением повреждений возникших в электродвигателе и, следовательно, приводит к простою производства. Здесь уместно также напомнить, что заменяемые узлы и запчасти для электродвигателей должны быть оригинальными.

Спасибо за внимание.

P. S. Понравился пост? Порекомендуйте его своим друзьям и знакомым в социальных сетях.

Еще похожие посты по данной теме:

Обслуживание электродвигателей


В процессе эксплуатации любого электродвигателя необходимо контролировать его состояние и регулярно проводить техническое обслуживание.

Обслуживание электродвигателя включается в себя проверку следующих элементов:

1. Контроль температуры нагрева электродвигателя.

Регулярное измерение температуры отдельных частей электродвигателя позволит избежать перегрева и выхода двигателя из строя. Температура нагрева обмоток не должна превышать допустимых значений. При этом также важно следить за отклонением напряжения питания от номинального значения. Работа электродвигателя с номинальной нагрузкой не допускается, если напряжение в сети снизилось более чем на 5 % или повысилось более чем на 10 % относительно номинального значения. Нагрузка на электродвигатель должна быть снижена, если температура окружающей среды превысила допустимое значение (для машин общего назначения это 40 °С). При измерении температуры могут применяться ртутные и спиртовые термометры, прикладываемые к наиболее доступным местам электродвигателя, возможен метод определения температуры измерением электрического сопротивления обмоток или же с применением температурных датчиков, заложенных в обмотку или другие части электродвигателя.

2. Подшипники качения

Подшипники качения, применяемые обычно в электрических машинах мощностью до 500 кВт, в процессе работы электродвигателя также нагреваются. Предельно допустимая температура их нагрева 100 °С. Если подшипник нагревается свыше указанной температуры, то электродвигатель следует остановить, выяснить причину перегрева подшипника и устранить ее. При необходимости подшипник следует заменить. Вид смазки подшипника и периодичность ее замены или пополнения должны соответствовать инструкции по эксплуатации данного электродвигателя. При пополнении или замене смазки подшипник следует внимательно осмотреть и, в случае обнаружения его чрезмерного износа или повреждения, заменить.

3. Подшипники скольжения

Подшипники скольжения, применяемые в электродвигателях мощностью 500 кВт и более, залиты баббитом, поэтому при длительной работе его температура не должна превышать 80 С. В этих подшипниках возможно применение принудительной системы смазки: либо масло подается в подшипник под напором, либо оно подается на шейку вала посредством свободно вращающихся колец (одного или нескольких), нижняя часть которых помещена в ванну (картер) с постоянным объемом масла. Уровень масла в этой ванне должен поддерживаться на отметке указателя уровня, а если же отметка отсутствует, то уровень следует поддерживать на середине маслоуказательной стеклянной трубки. При завышенном уровне масла в подшипнике возникает опасность попадания масла на обмотку машины, что может привести к повреждению изоляции обмотки и выходу двигателя из строя. При нормальной работе подшипника доливку масла делают обычно один раз в месяц, а замену — не реже одного раза в год. Признаком недостаточного уровня масла в ванне подшипника скольжения является чрезмерно быстрое вращение колец, сопровождаемое легким позваниванием.

3. Коллектор и щетки

Коллектор и щетки в электродвигателях постоянного тока нуждаются в контроле их состояния. При работе электродвигателя с номинальной нагрузкой на коллекторе не должна быть превышена допустимая степень искрения. Необходимо следить, чтобы щетки равномерно перекрывали поверхность коллектора, что способствует его равномерному износу. Поверхность щеток должна быть блестящей и всей поверхностью прилегать к коллектору. Сколы щеток недопустимы. Все пластины коллектора должны иметь одинаковый цвет. Если же некоторые пластины имеют более светлый оттенок, то это свидетельствует об их более интенсивном износе.

Техническое обслуживание и текущий ремонт электродвигателей в Новосибирске

 

Добро пожаловать, на официальный сайт ООО АПК «РемЭлектроМаш»

Наше предприятие одно из лидеров по капитальному ремонту электродвигателей в Новосибирске — быстро, качественно, надежно

АПК «РемЭлектроМаш» производственное объединение, обладающее многолетним опытом по ремонту всех видов электрических машин:

Также осуществляем ремонт электродвигателей, электронасосов – специального назначения, импортных, промышленного назначения. Производим ремонт нестандартных электромагнитных катушек общепромышленного назначения и иностранного производства.

В настоящее время АПК «РемЭлектроМаш»  является одним из ведущих предприятий по ремонту электрических машин в Сибирском регионе. Мы имеем собственную  материально-производственную базу.Огромный опыт, проведенных ремонтов позволяет техническим специалистам выработать рекомендации по эксплуатации каждой единицы оборудования. Налаженные взаимоотношения и производственные возможности смежных предприятий позволяют справиться с любым объемом ремонтных работ.

АПК «РемЭлектроМаш» проводит весь набор ремонтных услуг: капитальный ремонт, техническое обслуживание, профилактические работы, осуществляет не только восстановление электродвигателей, но и предлагает доставку, монтаж, диагностику на месте, инженерные консультации.

Ремонт элекродвигателей в Новосибирске осуществляется с применением новейших технологий и материалов. Все материалы применяемые при ремонте электромашин — сертифицированы. Ремонт электродвигателей осуществляется без отступления от ГОСТа на высоком профессиональном и техническом уровне. Проверка и испытания электрических машин осуществляются на месте и с применением новейших приборов.

Мы долгие годы сотрудничаем со многими ведущими заводами и предприятиями нашего региона: ОАО СибЭлектроПривод, ООО Механика , ОАО НПО ЭЛСИБ, ОАО Новосибирский Сельский Строительный Комбинат, ОАО Новосибирск-Лада, ОАО Балтика-Новосибирск, ОАО АэропортСервис, ОАО Строймонтаж, Предприятия МУП ЖКХ, Дирекция по ремонту и эксплуатации Зап.Сиб. железной дороги ОАО «РЖД» и многие другие.

Что отличает нас от конкурентов:

  • СРОЧНЫЙ РЕМОНТ за 24 часа !
  • НИЗКИЕ ЦЕНЫ при высоком качестве работ !
  • ГАРАНТИЯ на выполненную работу !
  • ФОРМА ОПЛАТЫ как за наличный, так и безналичный расчет !
  • Постоянным клиентам гибкая СИСТЕМА СКИДОК !

7 способов обеспечить лучшее обслуживание электродвигателей

Электродвигатели могут выглядеть как любые другие электрические компоненты, но они оказывают огромное влияние на прибыльность и производительность компании. Таким образом, очень важно проводить регулярные профилактические проверки электродвигателей 1 , чтобы гарантировать, что они всегда работают с максимальной нагрузкой.

Для начала подготовьте контрольный список, в котором основное внимание уделяется проверке и контролю двигателя и электропроводки.Это позволяет обнаруживать и идентифицировать потенциальные проблемы, с которыми может столкнуться двигатель, и позволяет решать эти проблемы заранее. Это резко снизит непредвиденные расходы на ремонт.

Вот семь советов по улучшению обслуживания электродвигателя.
Не забудьте добавить их в свой контрольный список.