20.01.2025

Плавучая атомная теплоэлектростанция: Развитие и инновации

Содержание

Развитие и инновации

ПАТЭС.jpg

Плавучий энергетический блок (ПЭБ) «Академик Ломоносов» проекта 20870 — это головной проект серии мобильных транспортабельных энергоблоков малой мощности. Он предназначен для работы в составе плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС) и представляет собой новый класс энергоисточников на базе российских технологий атомного судостроения. 

Строительство плавучего энергоблока (ПЭБ) велось с 2008 года на ООО «Балтийский завод — Судостроение» (Санкт-Петербург) по заказу эксплуатирующего все АЭС России АО «Концерн Росэнергоатом». 

Плавучий энергоблок, предлагаемый для энергообеспечения крупных промышленных предприятий, портовых городов, комплексов по добыче и переработке нефти и газа на шельфе морей, создается на основе серийной энергетической установки атомных ледоколов, проверенной в течение их длительной эксплуатации в Арктике.  Энергоустановка ПАТЭС имеет максимальную электрическую мощность 80 мегаватт и включает две реакторные установки КЛТ-40С. 

Проект предназначен для надежного круглогодичного тепло- и электроснабжения удаленных районов Арктики и Дальнего Востока. ПАТЭС решает две задачи: первая — это замещение выбывающих мощностей Билибинской АЭС, действующей с 1974 года, и Чаунской ТЭЦ, которой уже более 70 лет. Сроки остановки 1-го блока БлбАЭС в 2019 г. будут синхронизированы с вводом ПАТЭС в Певеке; вторая — это обеспечение энергией основных горнодобывающих компаний, расположенных на западной Чукотке в Чаун-Билибинском энергоузле: это большой рудно-металлический кластер, в том числе золотодобывающие компании и проекты, связанные с развитием Баимской рудной зоны.

Это уникальный проект, не имеющий аналогов в мире, и Россия выступает пионером в его реализации. Поэтому к объекту сейчас приковано особое внимание. Сегодня к ПАТЭС проявляют интерес множество стран, в их числе: страны Юго-Восточной Азии (Малайзия, Индонезия, Таиланд) и Ближнего Востока (Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Катар).

Напомним, спуск ПЭБ на воду состоялся 30 июня 2010 года. В 2011 г. была полностью завершена поставка на завод-строитель энергетического оборудования ПЭБ. 7 декабря 2012 г. АО «Концерн Росэнергоатом» и ООО «Балтийский завод – Судостроение» подписали договор на достройку головного атомного плавучего энергоблока «Академик Ломоносов». А 28 апреля 2018 г. ПЭБ успешно покинул территорию Балтийского завода, а далее успешно пришвартовался в Мурманске, на площадке ФГУП «Атомфлот». 19 декабря 2019 г. ПАТЭС выдала первую электроэнергию в изолированную сеть Чаун-Билибинского узла Чукотского АО. 

22 мая 2020 года плавучая атомная теплоэлектростанция была сдана в эксплуатацию.

Основные предприятия — участники создания ПЭБ «Академик Ломоносов»:



Приложение № 5 Информация о поданных заявках на техприсоединение за теку…
pdf, 0.2 Мб

Приложение № 4 Информация об осуществлении техприсоединения по договора…
pdf, 0.28 Мб

Предложение о размере цен (тарифов), долгосрочных параметров регулирования на 2020-2022 годы по цене на электроэнергию (мощность) Дирекции по сооружению и эксплуатации ПАТЭС
pdf, 0.27 Мб

Буклет АО «ОКБМ Африкантов» о КЛТ-40С
pdf, 10.19 Мб

«Академик Ломоносов» для Чукотки и перспективы для «Росатома»

23 августа новейший плавучий энергоблок «Академик Ломоносов» был выведен из порта Мурманска, и началась его буксировка к месту службы, г. Певек (Чукотский автономный округ). В ближайшие недели ПЭБ прибудет на место, после чего начнется его подготовка к работе. Эксплуатация энергоблока начнется до конца года. Ожидается, что эти события самым серьезным образом повлияют на развитие отечественных и зарубежных энергосистем.

Буксировка «Академика Ломоносова» во время испытаний, апрель 2018 г.

От проекта к ПЭБ

Закладка плавучего энергоблока для плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС) состоялась в апреле 2007 г. на заводе «Севмаш» (г. Северодвинск). Тогда на строительство отводилось несколько лет. В следующем году было принято решение о переносе строительства на «Балтийский завод» (г. Санкт-Петербург). В конце июня 2010 г. достроенное судно спустили на воду и продолжили его достройку на плаву. Производился монтаж реакторного и генерирующего оборудования.

В начале 2018 г. ПЭБ был подготовлен к проведению испытаний. В апреле его отправили из Санкт-Петербурга в Мурманск, на базу ФГУП «Атомфлот». Летом началась загрузка ядерного топлива, а в ноябре состоялись запуски двух реакторов. Комплексные испытания энергоблока завершились в конце апреля 2019 г. 23 августа началась буксировка блока к месту службы.

Построенный «Академик Ломоносов» будет работать в составе более сложного комплекса, в котором также присутствует береговая инфраструктура. Строительство необходимых объектов в г. Певек стартовало в 2016 г. и в основной массе завершено. В ближайшее время энергоблок прибудет к месту службы, где его подключат к береговым сооружениям и подготовят к старту полноценной эксплуатации.

Задачей «Академика Ломоносова» является энергоснабжение Певека и ближайших населенных пунктов Чукотского автономного округа. ПАТЭС даст населению и экономике электроэнергию и тепло. При этом речь идет о частичном замещении Билибинской АЭС. Через несколько лет ее выведут из эксплуатации, а ПАТЭС позволит сохранить требуемую генерацию.

АЭС на воде

ПЭБ «Академик Ломоносов» представляет собой несамоходное судно стоечного типа с двойными бортами и двойным днищем. Судно имеет развитую надстройку, в которой предусматриваются объемы для реакторов, энергетического оснащения и бытовых помещений. Наибольшая длина энергоблока достигает 144 м при максимальной ширине 30 м. Водоизмещение – 21560 т. Собственная силовая установка отсутствует, и потому для перемещения ПЭБ нуждается в помощи буксиров. Во время эксплуатации ПЭБ остается у необходимых береговых сооружений и соединяется с коммуникациями.
Плавучий энергоблок во время буксировки в Певек, август 2019 г.

Основой энергоустановки ПЭБ являются две реакторные установки КЛТ-40С разработки ОКБМ им. Африкантова, соединенные с двумя паротурбинными установками. При помощи реакторов и другого бортового оборудования осуществляется выработка электроэнергии и нагрев воды. На номинальном режиме «Академик Ломоносов» должен выдавать на берег 60 МВт электроэнергии и 50 Гкал/ч тепла. За счет сокращения выдачи теплой воды энергетическая мощность может быть доведена до 70 МВт. Имеется режим повышенной выдачи тепла – 145 Гкал/ч при 30 МВт электроэнергии. Дополнительной функцией ПАТЭС является опреснение морской воды – оценочно от 40 до 240 тысяч кубометров пресной воды в сутки.

Заявленные характеристики позволяют ПАТЭС нового типа обеспечивать теплом и электричеством населенный пункт с 100 тыс. жителей. Для сравнения, все население Чукотского АО примерно вдвое меньше.

Работа ПЭБ обеспечивается экипажем из 70 человек. Для них на борту судна имеются каюты, камбуз со столовой, библиотека и т.д. Предусматривается медблок с современным оснащением. Наличие мощных источников тепла на борту позволило организовать баню и сауну.

Береговые сооружения, построенные в г. Певек, включают защитные и энергетические системы. Так, место у причала для «Академика Ломоносова» защищено специальным молом, предотвращающим проход волн или навал льда. При этом гидротермические характеристики акватории остаются на нужных значениях. На берегу развернуты системы для приема энергии и тепла с борта ПЭБ и для их передачи на существующие линии.

Назначенный срок службы ПАТЭС составляет 40 лет. До заводского ремонта станция проработает 12 лет. Все основные операции в ходе эксплуатации осуществляются энергоблоком самостоятельно и при помощи имеющейся на борту аппаратуры. При этом некоторые операции и процедуры могут выполняться только в условиях судостроительного завода.

Перспективы ПАТЭС

«Академик Ломоносов» еще не эксплуатируется, но уже есть все поводы для оптимизма – как в контексте конкретного проекта, так и в отношении всего направления. Первая отечественная плавучая атомная теплоэлектростанция успешно достроена и направляется к месту службы и вскоре сможет показать весь свой потенциал.

Своим существованием ПЭБ «Академик Ломоносов» демонстрирует способность российской промышленность создавать столь сложные проекты особого рода и особого значения. При наличии соответствующих заказов «Росатом» и Объединенная судостроительная корпорация могут строить новые ПАТЭС для работы в других районах. Кроме того, уже разрабатывается новое поколение подобных электростанций, основанное на иных технологиях.

Главной задачей ПАТЭС считается энергоснабжение удаленных районов, где невыгодно или невозможно строительство электростанций традиционного облика. Так, на стадии разработки «Академика Ломоносова» рассматривалось несколько вариантов размещения будущей станции – она могла отправиться на Чукотку или остаться в Северодвинске. Также рассматривался перевод ПЭБ на Камчатку. В дальнейшем, после того, как местом службы выбрали г. Певек, звучали заявления о необходимости развертывания 5-7 ПАТЭС в разных районах страны.

Серийное строительство ПАТЭС позволит решить проблемы энергоснабжения в труднодоступных регионах, изолированных от общих энергосистем и снабжаемых преимущественно по морю. В первую очередь, это касается городов Заполярья и Дальнего Востока.

Впрочем, решение таких задач не отличается простотой и дешевизной. Проект «Академик Ломоносов» неоднократно подвергался критике из-за немалой стоимости, которая к тому же выросла за время строительства. Тем не менее, речь идет об инфраструктурном проекте большой важности, закладывающем фундамент для развития экономики регионов, и потому вопросы окупаемости могут уходить на второй план.

Международный рынок

С проектом ПАТЭС «Росатом» может выйти на международный рынок. Уже известно, что интерес к таким разработкам проявляют некоторые зарубежные страны, испытывающие проблемы с энергоснабжением. Ведутся переговоры с государствами Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки. Также темой интересуются некоторые островные страны.

Для строительства плавучих электростанций необходимы особые компетенции, имеющиеся всего у нескольких стран. Таким образом, наличие проектов ПЭБ и ПАТЭС дает России особые преимущества на международном рынке энергетических систем и электростанций. Есть все основания полагать, что «Росатому» и ОСК удастся превратить интерес потенциальных заказчиков в реальные контракты.

У нашей страны уже есть опыт «экспорта» атомных электростанций, что может привлечь новых заказчиков. Кроме того, хорошей рекламой для наших ПАТЭС станет запуск эксплуатации «Академика Ломоносова». Пока есть все основания для положительных прогнозов, и можно рассчитывать на получение желаемых результатов.

Однако попытки продвижения ПАТЭС в мире могут сталкиваться с противодействием третьей стороны. Так, последние новости о буксировке «Академика Ломоносова» в Певек повлекли за собой вал публикаций в зарубежной прессе, часть которых носит явно критический характер. В них упоминается весь набор штампов об опасности ядерной энергетики, а также оговариваются различные угрозы для станции.

Вряд ли можно с уверенностью говорить, что за такими публикациями стоит исключительно забота о природе и людях. Они весьма похожи на уже имевшие место попытки испортить репутацию проекта и, соответственно, ухудшить его коммерческие перспективы. Вполне возможно, что речь идет о попытках нечестной конкуренции.

Накануне пуска

В ближайшие недели «Академик Ломоносов» прибудет к месту службы и будет выполнена стыковка бортовых систем с береговой инфраструктурой. К концу года состоится ввод в эксплуатацию, и Чукотка получит новый энергетический объект особого значения. При этом подобные события будут важны не только для автономного округа, но и для нескольких отраслей промышленности и для всей страны в целом.

Успех первой плавучей атомной теплоэлектростанции станет толчком к строительству новых подобных судов для собственных нужд и для экспорта. В ближайшее время единственная ПАТЭС будет эксплуатироваться в Певеке, но в дальнейшем такие объекты могут появиться и в других местах – как в России, так и за рубежом. Возможно, в будущем это направление получит развитие, и можно будет говорить о настоящей революции в энергетике. Пока же основной задачей является запуск «Академика Ломоносова» на назначенном месте службы.

Плавучая АЭС вдохнет новую жизнь в развитие Чукотки — Экономика и бизнес

ПЕВЕК /Чукотский АО/, 14 сентября. /ТАСС/. Новая плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС), которая появилась в субботу в самом северном городе России Певеке, станет надежным источником тепло- и электроснабжения жителей города и близлежащих регионов, а также поможет Чукотке интенсифицировать свое развитие. В регионе уверены, что новый энергообъект поможет не только решить бытовые вопросы горожан, но и оставит положительный след на экономической и социальной жизни всего региона.

«Новая жизнь, новая эра для Чукотки и новая эра для развития региона. Энергоблок пришел к месту своей постоянной приписки — город Певек, — и в декабре мы рассчитываем получить первые киловатты электроэнергии, — сказал губернатор региона Роман Копин на торжественной церемонии, посвященной завершению швартовки плавучего энергоблока «Академик Ломоносов» в порту Певека, на которой также присутствовал корреспондент ТАСС. — Это значит, что будет развиваться промышленность, будут рабочие места, люди смогут работать, растить детей, у Чукотки есть будущее».

«Академик Ломоносов»

Первый в мире плавучий атомный энергоблок (ПЭБ) «Академик Ломоносов», прошедший около 5 тыс. км по Северному морскому пути из Мурманска в Певек, в субботу прибыл на место своего постоянного базирования. В Певеке из ПЭБ после подключения блока к наземной инфраструктуре, позволяющей выдавать на большую землю электроэнергию и тепло, будет создана атомная электростанция. В результате Чукотка станет самым «атомным» регионом, в котором до вывода из эксплуатации Билибинской АЭС будет работать две атомные станции.

«Основные этапы, которые нам предстоят, это интеграция энергоблока в энергосети береговой площадки, постановка под напряжение подстанции «Береговая», подключение к энергосистеме Чукотки и подключение к энергосетям города Певека. Это основная задача, которая нам предстоит», — сообщил журналистам директор филиала «Концерн Энергоатом» «Дирекция по сооружению и эксплуатации ПАТЭС» Виталий Трутнев, говоря о планах на ближайшее время.

Плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС) станет одиннадцатой в России и самой северной в мире. Энергообъект электрической мощностью 70 МВт и тепловой — 50 Гкал/ч может обеспечить светом и теплом до 100 тыс. человек. Сейчас в Певеке живет 5 тыс. человек, «излишки» вырабатываемой электроэнергии будут способствовать развитию промышленности региона.

«Чукотка в настоящее время добывает около 10% драгоценного металла (золота) в стране. Атомная станция будет обеспечивать действующие проекты, например, Майское месторождение, которое недалеко от Певека, и новые проекты, такие как Кекура — это крупное золоторудное месторождение, и месторождения Баимской рудной зоны — прежде всего, это медное месторождение, но там есть и другие металлы. Таким образом, регион становится полиметаллическим регионом, и его экономика становится более устойчивой, не зависящей только от одного вида деятельности, более диверсифицированной», — сказал Копин.

До конца этого года плавучая АЭС начнет выдавать первые киловатты электроэнергии в сеть Певека, а уже весной, после прохождения зимы, станция будет подавать тепловую энергию в дома жителей города. После завершения строительства линии электропередачи (ЛЭП) Билибино — Певек, которую ведет генерирующая компания «Русгидро», электроэнергия с плавучей АЭС пойдет дальше портового города.

Социальное значение

Немаловажно, что наличие в регионе новой атомной электростанции поможет, по мнению главы городского округа Певека Николая Леванова, удержать молодежь в регионе.

«Естественно, мы ожидаем приток молодежи. Во всяком случае, смену тренда на то, что те, кто уезжает и получает высшее образование, не возвращается. Наверное, наступит момент, когда будут возвращаться», — отметил он.

Ранее директор дирекции Северного морского пути госкорпорации «Росатом» Вячеслав Рукша в интервью официальному журналу ВЭФ, прошедшему на первой неделе сентября 2019 года, сообщил, что в целом развитие Северного морского пути, над которым сейчас работает Росатом, откроет новые возможности рынка труда, причем не только на Чукотке, где появилась новая атомная электростанция, а во всех регионах Арктики.

Он отметил, что это рабочие места с хорошей оплатой труда «для крепких, здоровых мужчин, которыми могут интересоваться девушки любой страны мира».

Большое будущее

«Академик Ломоносов» как первый в своем поколении плавучих атомных электростанций может стать «достойным образцом» для будущих ПАТЭС, которые востребованы как в российской Арктике, так и за рубежом.

«Я думаю, что такие энергоблоки в ближайшее время будут достаточно востребованы, даже видно по тому, как много стран ведут подобные работы. Все, что требовалось в мире в части большой энергетики, строится или будет строиться в ближайшее время, а вот этот размер малой энергетики от 10 МВт до 400-500 МВт действительно может быть хорошо востребован», — сказал Рукша.

Кроме Арктики, плавучие АЭС малой мощности могут быть интересны островным государствам, странам Африки и другим. Причем не только для выработки электроэнергии, но и опреснения воды. Но пока новых заказов на плавучие атомные блоки Росатом не получал.

Подробности маршрута

«Академик Ломоносов» преодолел путь от Мурманска до Певека и пересек четыре моря, впадающих в Северный Ледовитый океан, за срок не многим более двух недель при прогнозных 35-40 сутках.

«Предварительно считалось, что потребуется суть ли 35-40 суток, на деле практически в два раза быстрее. И надо отдать должное, что в этом году Северный Ледовитый океан достаточно открыт был в сентябре, поэтому транспортировка из Мурманска в Певек прошла достаточно успешно», — сказал Рукша.

Однако одним из наиболее напряженных моментов оказалась швартовка плавучего энергоблока к мол-причалу, которая заняла порядка пяти часов.

Задача изначально не представлялась легкой — впервые в жизни капитану плавучего энергоблока надо было пришвартовать довольно громоздкого «Академика Ломоносова» в созданной для него гавани. Однако сам капитан энергоблока Василий Головастов принял такой вызов легко.

«Переход прошел успешно и быстро, нам повезло с погодой и с судами, которые нас вели», — сказал он, отвечая на вопрос о трудностях, с которыми ему пришлось столкнуться по пути из Мурманска в Певек.

В Певеке «Академик Ломоносов» останется минимум на 12 лет, через этот срок энергоблоку понадобится перезагрузка топлива и профилактический ремонт, для чего ПЭБ будет временно отбуксирован в Мурманск. На время его отсутствия электроэнергию и мощность будет вырабатывать новая газовая теплоэлектростанция, которую планируется построить вместо уже выработавшей свой срок угольной Чаунской ТЭЦ. В настоящее время решается вопрос о финансировании строительства новой станции.

Первую в мире российскую плавучую АЭС ввели в промышленную эксплуатацию

https://ria.ru/20200522/1571843944.html

Первую в мире российскую плавучую АЭС ввели в промышленную эксплуатацию

В мировой атомной энергетике произошло историческое событие: в России ввели в промышленную эксплуатацию первую в мире плавучую атомную теплоэлектростанцию… РИА Новости, 22.05.2020

2020-05-22T14:55

2020-05-22T14:55

2020-05-22T17:08

ядерные технологии

академик ломоносов (плавучая атомная электростанция)

чукотка

росэнергоатом

новости — ядерные технологии

технологии

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdn23.img.ria.ru/images/155784/59/1557845991_0:320:3072:2048_1400x0_80_0_0_e4fbf1d417b12ff6e2f0bcfb44a2270e.jpg

<strong>МОСКВА, 22 мая — РИА Новости.</strong> В мировой атомной энергетике произошло историческое событие: в России ввели в промышленную эксплуатацию первую в мире плавучую атомную теплоэлектростанцию «Академик Ломоносов», сообщила пресс-служба концерна «<a href=»http://ria.ru/organization_Rosehnergoatom/» target=»_blank» data-auto=»true»>Росэнергоатом</a>».Соответствующий приказ подписал генеральный директор «Росэнергоатома» Андрей Петров.Основанием для подписания приказа стало заключение о соответствии, которое комиссия Дальневосточного управления <a href=»http://ria.ru/organization_Rostekhnadzor/» target=»_blank» data-auto=»true»>Ростехнадзора</a> накануне выдала «Росэнергоатому». Этот документ подтверждает, что <a href=»http://ria.ru/product_akademik-lomonosov-plavuchaya-atomnaya-elektrostantsiya/» target=»_blank» data-auto=»true»>ПАТЭС</a> построена в соответствии с требованиями проектной документации. Кроме того, положительное заключение выдал и <a href=»http://ria.ru/organization_Rosprirodnadzor/» target=»_blank» data-auto=»true»>Росприроднадзор</a>.»Эти документы свидетельствуют, что ПАТЭС полностью отвечает действующим нормам и правилам, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим, пожарным, строительным требованиям и государственным стандартам», — отмечается в сообщении.Первая в мире плавучая АЭС состоит из береговой инфраструктуры и плавучего энергоблока «Академик Ломоносов», который оснащен двумя реакторами типа КЛТ-40С мощностью 35 мегаватт каждый. Электрическая мощность ПАТЭС составляет 70 мегаватт, тепловая — 50 гигакалорий в час.Первую электроэнергию ПАТЭС выдала в изолированную сеть Чаун-Билибинского энергоузла <a href=»http://ria.ru/location_CHukotka/» target=»_blank» data-auto=»true»>Чукотки</a> 19 декабря прошлого года, а всего с момента включения в сеть выработала более 47,3 миллиона киловатт-часов. Сейчас станция обеспечивает 20 процентов потребности Чаун-Билибинского энергоузла, а в дальнейшем, по мере окончательного завершения работы энергоблоков <a href=»http://ria.ru/organization_Bilibinskaja_AEHS/» target=»_blank» data-auto=»true»>Билибинской АЭС</a>, ей предстоит стать основным источником энергоснабжения Чукотки.

https://ria.ru/20190718/1556652686.html

https://ria.ru/20200516/1571548461.html

Фома Фомич

Вы на карту посмотрите. Проложить линию электропередач по абсолютно диким местам и вечной мерзлоте встанет в очень сильно золотую копеечку. Дешевле плавучая АЭС,

68

Sergey

Только не говорят нафига она вообще нужна , когда есть Билибинская АЭС на всю Чукотку. Билибино теперь закроют вместе с АЭС? по мне — хорошее освоение бюджетных средств. Что будут делать если война? — титаник уйдет на дно?

65

19

чукотка

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2020

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdn24.img.ria.ru/images/155784/59/1557845991_120:0:2851:2048_1400x0_80_0_0_2d0179e9ab049cf66b33f26e5fd746af.jpg

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

академик ломоносов (плавучая атомная электростанция), чукотка, росэнергоатом, новости — ядерные технологии, технологии

Академик Ломоносов ПАТЭС | Атомная энергия 2.0

Плавучая атомная теплоэлектростанция «Академик Ломоносов» — головной проект серии мобильных транспортабельных энергоблоков малой мощности. Энергоустановка ПАТЭС имеет максимальную электрическую мощность болеее 70 МВт и включает две реакторные установки КЛТ-40С. ОАО «ОКБМ Африкантов» является главным конструктором, изготовителем и комплектным поставщиком оборудования этих реакторных установок тепловой мощностью 150 МВт каждая — реакторов, ИМ СУЗ, насосов, оборудования обращения с топливом, вспомогательного оборудования и др.

Плавучий энергоблок, предлагаемый для энергообеспечения крупных промышленных предприятий, портовых городов, комплексов по добыче и переработке нефти и газа на шельфе морей создан на основе серийной энергетической установки атомных ледоколов, проверенной в течение их длительной эксплуатации в Арктике.

Выполненные институтами и предприятиями Госкорпорации «Росатом» исследования и проектные проработки показали возможность создания на основе освоенных в России судовых реакторов энергоисточников нового класса для коммерческого производства электричества, опресненной воды, промышленного и бытового тепла — плавучих атомных энергоблоков мощностью от 3,5 до 70 мегаватт (эл.) и более.

Плавучий энергоблок (ПЭБ) — это автономный энергетический объект, который целиком создается на судостроительном заводе как несамоходное судно и затем буксируется морским или речным путем к месту его эксплуатации. Заказчику поставляется полностью построенный, испытанный и готовый к работе энергетический объект с жилыми помещениями и полной инфраструктурой, обеспечивающей проживание эксплуатационного персонала и техническое обслуживание самого объекта, то есть реализуется технология сдачи «под ключ».

Корпус реактора ПАТЭС в цехе предприятия

Строительство ПЭБ в заводских условиях позволяет максимально сократить сроки и стоимость сооружения станции, обеспечивая одновременно самые высокие требования к качеству. Исключаются дорогостоящие строительные работы на месте размещения ПАТЭС. При необходимости ПЭБ может быть перебазирован с одной площадки на другую.

Плавучие энергоблоки наилучшим образом приспособлены для работы в труднодоступных районах по берегам морей или крупных рек, удаленных от систем централизованного энергоснабжения. В России это, прежде всего, районы Крайнего Севера и Дальнего Востока, которые не охвачены единой энергетической системой и нуждаются в надежных  и экономически приемлемых источниках энергии. Здесь уже в настоящее время существует острая потребность в нескольких десятках теплоэлектростанций малой мощности для стимулирования развития экономической активности и обеспечения современных условий жизни местного населения. Типичные поселки Севера имеют от сотен до нескольких тысяч человек. Потребности такого поселка в электроэнергии составляют соответственно от нескольких единиц до нескольких десятков МВт. Аналогичны промышленные потребности большинства рудников и горно-обогатительных комбинатов.

Для экспорта в прибрежные районы стран и регионов с засушливым климатом разработан  вариант атомного энергоопреснительного комплекса (ПАЭОК), который производит не только электроэнергию, но и качественную питьевую воду из морской воды. В составе такого комплекса — ПЭБ и плавучий водоопреснительный комплекс, в котором может использоваться либо технология обратного осмоса (RO), либо- многоступенчатые испарительные установки (MED). Интерес к таким комплексам проявляют многие страны Африки, Азии и Европы, испытывающие острый дефицит пресной воды.

Обогащение топлива, применяемого в установках плавучего энергоблока, не превышает предельного уровня, установленного МАГАТЭ для соблюдения режима нераспространения ядерного оружия. Это позволяет использовать атомные плавучие энергоисточники в рамках международного законодательства в том числе и в развивающихся странах.

Работа станции в прибрежных районах мирового океана ставит вопрос об их устойчивости к экстремальным природным воздействиям, таким как цунами, смерчи и т.п. ОАО «ОКБМ Африкантов» располагает комплексом технологий для изготовления атомной энергоустановки таким образом, чтобы она выдерживала любой заданный в проекте уровень динамических нагрузок. Это подтверждено практикой: реакторные установки атомного подводного крейсера «Курск», созданные специалистами ОКБМ, не только выдержали мощный взрыв, но и автономно обеспечили вывод реактора из работы, поддержание его в безопасном состоянии. Даже продолжительное пребывание разрушенного корабля под водой не привело к выходу радиоактивности в окружающую среду.
Барьеры защиты плавучей АЭС, препятствующие выходу радиоактивности в окружающую среду

Плавучая атомная станция – впрочем как и любая другая — согласно современным нормам безопасности изначально проектируется с «запасом прочности», превышающим предельно возможные в данной местности нагрузки, такие как удар волны цунами по станции, столкновение с другим судном или с береговым сооружением в результате такого удара.

Говоря о безопасности плавучих АЭС важно отметить, что сотни судов и военных кораблей с атомными энергетическими установками, эксплуатируются в составе флотов России, Соединенных Штатов, Китая, Великобритании, Франции. Атомные ледоколы, ракетные крейсера, авианосцы и атомные подводные лодки базируются в портах, нередко находящихся вблизи крупных городов (например, в Мурманске).

Ремонт станции и перегрузка топлива будут выполняться в условиях существующих в нашей стране специализированных предприятий технологического обслуживания атомных судов, располагающих необходимым оборудованием и квалифицированным персоналом.

После 40 лет работы энергоблок будет заменен новым, в то время как старый возвращается на специализированное технологическое предприятие для утилизации. Как в процессе, так и после окончания работы плавучей АТЭС на месте ее эксплуатации не остается никаких экологически опасных веществ и материалов (принцип «зеленой лужайки»).

Основные технические характеристики станции и реактора в буклете:

Плавучая атомная теплоэлектростанция малой мощности на основе судовых технологий с реакторными установками КЛТ-40С

Последнее обновление: 30 июня 2020

Плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС) Академик Ломоносов — Что такое Плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС) Академик Ломоносов?

ПАТЭС Академик Ломоносов -головной проект серии мобильных транспортабельных энергоблоков малой мощности.


Плавучая атомная теплоэлектростанция Академик Ломоносов — головной проект серии мобильных транспортабельных энергоблоков малой мощности.


Энергоустановка ПАТЭС имеет максимальную электрическую мощность более 70 МВт и включает 2 реакторные установки КЛТ-40С.


ОАО ОКБМ Африкантов является главным конструктором, изготовителем и комплектным поставщиком оборудования этих реакторных установок тепловой мощностью 150 МВт каждая — реакторов, ИМ СУЗ, насосов, оборудования обращения с топливом, вспомогательного оборудования и др.


Плавучий энергоблок, предлагаемый для энергообеспечения крупных промышленных предприятий, портовых городов, комплексов по добыче и переработке нефти и газа на шельфе морей создан на основе серийной энергетической установки атомных ледоколов, проверенной в течение их длительной эксплуатации в Арктике.

Выполненные институтами и предприятиями ГК Росатом исследования и проектные проработки показали возможность создания на основе освоенных в России судовых реакторов энергоисточников нового класса для коммерческого производства электричества, опресненной воды, промышленного и бытового тепла — плавучих атомных энергоблоков мощностью от 3,5 до 70 МВт (эл.) и более.

Плавучий энергоблок (ПЭБ) — это автономный энергетический объект, который целиком создается на судостроительном заводе как несамоходное судно и затем буксируется морским или речным путем к месту его эксплуатации.


Заказчику поставляется полностью построенный, испытанный и готовый к работе энергетический объект с жилыми помещениями и полной инфраструктурой, обеспечивающей проживание эксплуатационного персонала и техническое обслуживание самого объекта, т. е. реализуется технология сдачи «под ключ».


Согласно проекту, ПАТЭС состоит из гладкопалубного несамоходного судна с 2-мя реакторными установками КЛТ-40С ледокольного типа, разработанными «ОКБМ Африкантов. 


Длина судна — 144 м, ширина — 30 м.


Водоизмещение — 21,5 тыс. т.


Плавучая станция может использоваться для получения электрической и тепловой энергии, а также для опреснения морской воды.


В сутки она может выдать от 40 до 240 тыс. т пресной воды.


Установленная электрическая мощность каждого реактора — 35 МВт, тепловая мощность — 140 Гкал/час.


Срок эксплуатации станции составит минимум 36 лет: 3 цикла по 12 лет, между которыми необходимо осуществлять перегрузку активных зон реакторных установок.


Строительство ПЭБ в заводских условиях позволяет максимально сократить сроки и стоимость сооружения станции, обеспечивая одновременно самые высокие требования к качеству.


Исключаются дорогостоящие строительные работы на месте размещения ПАТЭС. При необходимости ПЭБ может быть перебазирован с одной площадки на другую.


Плавучие энергоблоки наилучшим образом приспособлены для работы в труднодоступных районах по берегам морей или крупных рек, удаленных от систем централизованного энергоснабжения.


В России это, прежде всего, районы Крайнего Севера и Дальнего Востока, которые не охвачены единой энергетической системой и нуждаются в надежных и экономически приемлемых источниках энергии.


Здесь уже в настоящее время существует острая потребность в нескольких десятках теплоэлектростанций малой мощности для стимулирования развития экономической активности и обеспечения современных условий жизни местного населения.


Типичные поселки Севера имеют от сотен до нескольких тыс. человек.


Потребности такого поселка в электроэнергии составляют соответственно от нескольких единиц до нескольких десятков МВт. Аналогичны промышленные потребности большинства рудников и горно-обогатительных комбинатов.


Для экспорта в прибрежные районы стран и регионов с засушливым климатом разработан вариант атомного энергоопреснительного комплекса (ПАЭОК), который производит не только электроэнергию, но и качественную питьевую воду из морской воды.


В составе такого комплекса — ПЭБ и плавучий водоопреснительный комплекс, в котором может использоваться либо технология обратного осмоса (RO), либо- многоступенчатые испарительные установки (MED).


Интерес к таким комплексам проявляют многие страны Африки, Азии и Европы, испытывающие острый дефицит пресной воды.


Обогащение топлива, применяемого в установках плавучего энергоблока, не превышает предельного уровня, установленного МАГАТЭ для соблюдения режима нераспространения ядерного оружия.


Это позволяет использовать атомные плавучие энергоисточники в рамках международного законодательства в том числе и в развивающихся странах.




Работа станции в прибрежных районах мирового океана ставит вопрос об их устойчивости к экстремальным природным воздействиям, таким как цунами, смерчи и т.п. ОАО «ОКБМ Африкантов» располагает комплексом технологий для изготовления атомной энергоустановки таким образом, чтобы она выдерживала любой заданный в проекте уровень динамических нагрузок. 


Это подтверждено практикой: реакторные установки атомного подводного крейсера «Курск», созданные специалистами ОКБМ, не только выдержали мощный взрыв, но и автономно обеспечили вывод реактора из работы, поддержание его в безопасном состоянии. 


Даже продолжительное пребывание разрушенного корабля под водой не привело к выходу радиоактивности в окружающую среду.


Плавучая атомная станция — впрочем как и любая другая — согласно современным нормам безопасности изначально проектируется с «запасом прочности», превышающим предельно возможные в данной местности нагрузки, такие как удар волны цунами по станции, столкновение с другим судном или с береговым сооружением в результате такого удара.


Говоря о безопасности плавучих АЭС важно отметить, что сотни судов и военных кораблей с атомными энергетическими установками, эксплуатируются в составе флотов России, Соединенных Штатов, Китая, Великобритании, Франции.


Атомные ледоколы, ракетные крейсера, авианосцы и атомные подводные лодки базируются в портах, нередко находящихся вблизи крупных городов (например, в г. Мурманске).


Ремонт станции и перегрузка топлива будут выполняться в условиях существующих в нашей стране специализированных предприятий технологического обслуживания атомных судов, располагающих необходимым оборудованием и квалифицированным персоналом.


После 40 лет работы энергоблок будет заменен новым, в то время как старый возвращается на специализированное технологическое предприятие для утилизации.


Как в процессе, так и после окончания работы плавучей АТЭС на месте ее эксплуатации не остается никаких экологически опасных веществ и материалов (принцип «зеленой лужайки»).

Плавучая атомная теплоэлектростанция выдала первую электроэнергию в сеть Чукотки

19 декабря 2019 г. в 11:00 по московскому времени в г. Певеке (Чукотский автономный округ) плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС) выдала первую электроэнергию в сеть. Для жителей города этот день стал символичным: в преддверии Нового года с энергетическим пуском ПАТЭС в городе зажглась новогодняя ёлка. 

ПАТЭС состоит из плавучего энергоблока (ПЭБ) «Академик Ломоносов» и береговой инфраструктуры. Вырабатываемое электричество поступает в Чаун-Билибинский узел Чукотского автономного округа. Ранее комиссия Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) выдала разрешение на эксплуатацию электроустановки, также было получено разрешение на его подключение к северным электросетям АО «Чукотэнерго». 

Комментируя это значимое событие, генеральный директор АО «Концерн Росэнергоатом» Андрей Петров отметил: «Сегодня произошло историческое событие – осуществлено первое включение генераторов ПЭБ «Академик Ломоносов» в сеть. Таким образом, сделан важнейший шаг на пути к развитию Певека как новой энергетической столицы региона, опорного пункта освоения западной Чукотки и ключевого звена Северного морского пути. Основная задача текущего года успешно выполнена, а задача на следующий 2020 год — выполнить сдачу ПАТЭС в промышленную эксплуатацию».

Включение генераторов ПЭБ в сеть было осуществлено после синхронизации с параметрами береговой сети. Этому предшествовало завершение сооружения береговых объектов, обеспечивающих передачу электрической энергии плавучего ПЭБ в высоковольтные сети Чукотского автономного округа. Также был выполнен большой объем работ по сооружению инженерных сетей теплоснабжения. Подключение к тепловым сетям Певека будет произведено в 2020 году.

патэс2.png
Директор филиала АО «Концерн Росэнергоатом» «Дирекция по сооружению и эксплуатации плавучих атомных теплоэлектростанций» Виталий Трутнев отметил: «Специалисты провели большой комплекс испытаний и проверок на различных этапах освоения мощности. Все мероприятия, необходимые для подтверждения надежности и безопасности работы ПАТЭС выполнены в соответствии с графиком». Он также подчеркнул, что главным приоритетом при сооружении ПАТЭС всегда оставались вопросы безопасности, поэтому набор мощности реакторной установки происходил поэтапно, с проведением необходимых испытаний оборудования ПАТЭС для ее дальнейшей безопасной эксплуатации.

После ввода ПАТЭС в эксплуатацию количество действующих атомных станций России вырастет с 10 до 11. Кроме того, впервые в истории отечественной атомной энергетики сразу две действующих АЭС (ПАТЭС и Билибинская АЭС) будут находиться на территории одного субъекта Федерации.

Справка:

Плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС) в составе плавучего энергоблока «Академик Ломоносов» и береговых гидротехнических сооружений предназначена для энергоснабжения Чукотского автономного округа и снабжения теплом г. Певека. В перспективе ПАТЭС заменит мощности технологически устаревшей Билибинской АЭС и угольной Чаунской ТЭЦ. После ввода в эксплуатацию ПАТЭС станет самой северной атомной станцией в мире, забрав этот титул у Билибинской АЭС. Размещение станции в Певеке создаст условия для ускоренного социально-экономического развития Чаунского муниципального района и Чукотки в целом. Кроме того, она станет одним из ключевых элементов инфраструктуры в рамках программы развития Северного морского пути. 

ПАТЭС разработана с большим запасом прочности для противодействия внешним угрозам. Станция оснащена двумя реакторными установками ледокольного типа КЛТ-40С, которые способны вырабатывать до 70 МВт электроэнергии и 50 Гкал/ч тепловой энергии, что достаточно для обеспечения энергопотребления города с населением около 100 тыс. человек. В настоящее время Госкорпорация «Росатом» уже работает над вторым поколением ПАТЭС – оптимизированным плавучим энергоблоком (OFPU), который будет меньше и мощнее своего предшественника. Его предполагается оснастить двумя реакторами типа РИТМ-200M общей мощностью 100 МВт.

Российская плавучая атомная электростанция начала работу на Чукотке

Пожертвовать

Russia

Нажмите, чтобы увидеть полноразмерное изображение

19 декабря года первая в мире плавучая атомная электростанция (ПАТЭС) Академик Ломоносов произвела свою первую электрическую энергию, которая запустила и обеспечила энергией город Певек в Чукотский автономный округ, Россия.

«Академик Ломоносов» начал работу в 11:00 по московскому времени, сообщил ОАО «Концерн Росэнергоатом», дочернее предприятие Росатома.

В качестве символа встречи Нового года была зажжена новогодняя елка с помощью энергии от ПАТЭС.

ПАТЭС состоит из плавучего энергоблока «Академик Ломоносов» и его береговой инфраструктуры.

Выработанная электроэнергия направляется на узел Чаун-Билибино Чукотского автономного округа. Ранее комиссия Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) выдала разрешение на эксплуатацию электроустановки, а также получено разрешение на ее подключение к северным электрическим сетям ОАО «Чукотэнерго». .

«Сегодня произошло историческое событие — осуществлено первое подключение генераторов ФПУ« Академик Ломоносов »к сети. Таким образом, основной шаг был сделан в направлении развития Певека в качестве нового энергетического капитала в регионе, оплота для развития западной Чукотки и ключевого звена в Севморпути. «Основная задача текущего года успешно выполнена, а задача на следующий 2020 год — завершить ввод ПАТЭС в промышленную эксплуатацию», — прокомментировал генеральный директор ОАО «Концерн Росэнергоатом» Андрей Петров.

Подключение генераторов FPU к сети производилось после синхронизации с параметрами береговой сети.

Этому предшествовало завершение строительства береговых объектов, обеспечивающих передачу электроэнергии от ПНК в высоковольтные сети Чукотского автономного округа. Также был проведен большой объем работ по строительству инженерных сетей теплоснабжения. Подключение к тепловым сетям Певека будет произведено в 2020 году.

«Специалисты провели большой комплекс испытаний и инспекций на разных этапах развития мощностей. Все мероприятия, необходимые для подтверждения надежности и безопасности работы ПАТЭС, были выполнены в соответствии с графиком », — сказал директор по строительству и эксплуатации плавучих АЭС Виталий Трутнев филиала ОАО« Концерн Росэнергоатом ».

Он также подчеркнул, что вопросы безопасности всегда оставались главным приоритетом при строительстве ПАТЭС, поэтому электростанция создавалась поэтапно, с необходимыми испытаниями оборудования ПАТЭС, чтобы гарантировать ее безопасную работу.

После ввода в эксплуатацию ПАТЭС количество действующих АЭС в России увеличится с 10 до 11. Кроме того, впервые в истории российской атомной энергетики, две действующих АЭС, ПАТЭС. а Билибинская атомная электростанция (АЭС) будет расположена на территории того же района.

Плавучая атомная электростанция (ПАТЭС), плавучий энергоблок «Академик Ломоносов» и береговые гидротехнические сооружения предназначены для энергоснабжения Чукотского автономного округа и теплоснабжения города Певек.

В перспективе ПАТЭС заменит мощности технологически устаревших Билибинской АЭС и угольной Чаунской ТЭС.

После ввода в эксплуатацию ПАТЭС станет самой северной атомной электростанцией в мире, получив это название от Билибинской АЭС. Размещение станции в Певеке создаст условия для ускоренного социально-экономического развития Чаунского муниципального района и Чукотки в целом. Кроме того, он станет одним из ключевых инфраструктурных элементов в рамках программы развития Северного морского пути.

Станция оснащена двумя реакторами ледокольного типа КЛТ-40С, способными вырабатывать до 70 МВт электроэнергии и 50 Гкал / ч тепловой энергии, что достаточно для обеспечения энергопотребления в городе с населением около 100000 человек.

В настоящее время Российская корпорация по атомной энергии «Росатом» уже работает над вторым поколением ПАТЭС — Оптимизированным плавучим энергоблоком (OFPU), который будет меньше и мощнее своего предшественника. Предполагается оснастить его двумя реакторами РИТМ-200М общей мощностью 100 МВт.

Главный конструктор, производитель и поставщик реакторных установок — ОАО «ОКБМ Африкантов» (г. Нижний Новгород).

ПНП проекта 20870 представляет собой гладкопалубное несамоходное судно длиной 144,2 метра, шириной 30 метров, осадкой 5,6 метра и водоизмещением 21 560 тонн. Экипаж 69 человек.

Плавучая атомная электростанция (ПАЭС) состоит из плавучего энергоблока (ПЭС), береговой площадки с объектами, обеспечивающими электроэнергию и тепло потребителям, а также гидротехнических сооружений, обеспечивающих безопасную стоянку ПНК в акватории.

Назначенный срок службы ПНК — 40 лет. Расчетный срок службы до необходимости проведения осмотров и заводского ремонта — 12 лет. Наработка реакторных установок между перегрузками активной зоны — 3 года.

Все системы обращения с ядерным топливом и радиоактивными материалами расположены внутри FPU. Перегрузка активной зоны и хранение ОЯТ осуществляется на борту ПНК.

Russia

Нажмите, чтобы увидеть полноразмерное изображение

30 июня , 2010 г. в г. Санкт-Петербург был запущен ФПУ «Академик Ломоносов».Петербург на Балтийском заводе. Однако парогенераторные установки были загружены на ПНК 27 сентября и 1 октября , 2013. По условиям нового контракта Балтийский завод обязался передать СРП в готовом к буксировке месте. эксплуатация, 9 сентября , 2016.

4 октября , 2016 началось строительство береговой инфраструктуры ПАТЭС в г. Певек (Чукотский автономный округ).

Буксировка завершенного ФПУ «Академик Ломоносов» с Балтийского завода в Мурманск началась 28 апреля , 2018, энергоблок прибыл в Мурманск 19 мая , 2018.

Загрузка ядерного топлива в первый реактор энергоблока началась 25 июля , 2018, во второй реактор — 28 сентября .

23 августа 2019 года СЭБ Академика Ломоносова было отправлено на буксировке из Мурманска в Певек, откуда прибыло 14 сентября , 2019.

ПОДРОБНЕЕ ПО ТЕМЕ:

Пожертвовать

.

Российская плавучая атомная электростанция начала смену в мировой энергетике

Пожертвовать

Russia

Щелкните, чтобы увидеть изображение в полный размер

23 августа -го числа года состоялась церемония начала буксировки плавучей атомной электростанции «Академик Ломоносов» из Мурманска в постоянный порт города Певека, Чукотка. Там он станет полноценным энергопроизводящим предприятием.

Команду на буксировку плавучего энергоблока «Академик Ломоносов» из Мурманска дал генеральный директор Госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев.

Плавучая атомная электростанция с помощью буксиров преодолеет расстояние более 4700 км, прежде чем будет перемещена от берега в Певек.

После подключения к электрическим сетям он по сути будет использоваться в качестве энергоблока атомной электростанции, обеспечивая электроэнергией город Певек и Чукотский автономный округ, в том числе замену мощности Билибинской АЭС, которая будет окончательно введена в эксплуатацию. остановился в начале 2020 года.

Russia

Нажмите, чтобы увидеть полноразмерное изображение

Плавучая атомная электростанция «Академик Ломоносов» является головным проектом для серии мобильных мобильных энергоблоков малой мощности. Он предназначен для работы в составе плавучей атомной электростанции (ПАТЭС) на Крайнем Севере и Дальнем Востоке и представляет собой новый класс источников энергии, основанный на российских технологиях атомного судостроения. ПАТЭС спроектирована с большим запасом прочности для противодействия внешним угрозам.Станция оборудована двумя реакторами ледокольного типа КЛТ-40С, способными вырабатывать до 70 МВт электроэнергии и 50 Гкал / ч тепловой энергии в номинальном режиме работы, что достаточно для обеспечения энергопотребления в городе с высокой мощностью. население около 100 000 человек.

Russia

КЛТ-40С. Нажмите для увеличения изображения

Академик Ломоносов имеет длину 144 метра и ширину 30 метров. Водоизмещение 21 500 тонн, экипаж 69 человек.

Russia

Нажмите для увеличения

Реакторы спроектированы ОКБМ Африкантова и собраны Нижегородским научно-исследовательским институтом «Атомэнергопроект». Корпуса реакторов изготовлены на Ижорских заводах. Турбогенераторы поставил Калужский турбинный завод.

Russia

3D Разрез типовой ПАТЭС

Срок службы — 40 лет. Наработка реакторных установок между перегрузками активной зоны — три года.Все системы обращения с ядерным топливом и радиоактивными материалами расположены внутри ПАТЭС. Перегрузка активной зоны и хранение отработавшего топлива осуществляется на борту ПАТЭС.

Он может перевозить обогащенный уран, достаточный для работы двух реакторов в течение 12 лет. , прежде чем его нужно будет отбуксировать вместе с отработавшим топливом обратно в Россию, где будут обрабатываться радиоактивные отходы. Кроме того, таких энергоблоков могут работать в островных государствах, а на их базе может быть создана мощная опреснительная установка.

Сфера энергетики может быть легко изменена двумя поколениями ПАТЭС. Первое поколение — это огромный инженерный подвиг, а второе — еще более впечатляющее.

Эта технология, которая потенциально может обеспечить безопасную и чистую энергию для большей части планеты, которая также может быть предоставлена ​​по низкой цене.

Естественно, без критики не обошлось. Академик Ломоносов подвергся широкой критике со стороны экологических организаций, таких как Гринпис и Фонд Беллона.Гринпис раскритиковал проект как проект, который может нанести ущерб «хрупкой окружающей среде, которая уже находится под огромным давлением из-за изменения климата», а также назвал его «ядерным Титаником» и «Чернобылем на льду».

В ответ Росатом подтвердил, что были приняты меры для предотвращения ядерной катастрофы и что плавучая установка соответствует всем требованиям Международного агентства по атомной энергии.

Еще в 2018 году New York Times написала репортаж об Академике Ломоносове со ссылкой на Якопо Буонджорно, профессора ядерной инженерии Массачусетского технологического института (MIT).

«Они на световые годы впереди нас», — сказал Буонджорно.

Строительство ПАТЭС осуществлялось по заказу Госкорпорации «Росатом» в соответствии с Федеральной целевой программой «Энергоэффективная экономика» на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года. Первоначально, 19 мая 2006 г., Победителем конкурса на строительство ПАТЭС проекта 20870 признано ОАО «Производственное объединение« Северное машиностроительное предприятие »(СМП, г. Северодвинск).

15 апреля , 2007, , на СМП прошла церемония закладки киля Академика Ломоносова, завершение строительства запланировано на 2010 год.

Однако тогда руководство СМП заявило о требованиях по пересмотру условий контракта и стоимости строительства ПАТЭС. В результате, в августе 2008 года , Росатом расторг соглашения с СМП и передал строительство ПАТЭС ОАО «Балтийский завод» (тогда входившее в Объединенную промышленную корпорацию Пугачева). В мае 2009 года «Академик Ломоносов» был перезагружен на Балтийском заводе. При этом договорная готовность ПАТЭС была перенесена на конец 2012 г. , а ввод в эксплуатацию — в 2013 г.

30 июня 2010 года на Балтийском судостроительном заводе в Санкт-Петербурге состоялся пуск ПАТЭС им. Академика Ломоносова. Однако только , 27 сентября и 1 октября , 2013 , парогенераторы были загружены на ПАТЭС. По условиям нового контракта Балтийский завод обязался передать готовую к буксировке ПАТЭС к месту эксплуатации 9 сентября , 2016.

4 октября , 2016 , началось строительство береговой инфраструктуры ПАТЭС в г. Певек (Чукотский автономный округ).

Буксировка завершенной ПАТЭС им. Академика Ломоносова с Балтийского завода в Мурманск началась 28 апреля , 2018 , прибыла в Мурманск 19 мая -го и пришвартовалась на площадке Атомфлота. ФГУП (дочернее предприятие Росатома).

Загрузка ядерного топлива в первый реактор (правый борт) энергоблока началась здесь 25 июля , 2018, а во второй реактор (правый борт) 28 сентября . 2 ноября , 2018, был запущен первый реактор PEB. ГРЭС «Академик Ломоносов» официально допущена к эксплуатации 4 июля , 2019 .

Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» уже работает над вторым поколением ПАТЭС — Оптимизированным плавучим энергоблоком (OFPU) , который будет меньше и мощнее своего предшественника. Предполагается оснастить его двумя реакторами РИТМ-200М общей мощностью 100 МВт.Плана того, сколько таких ПАТЭС будет произведено, не разглашается. В настоящее время с «Академиком Ломоносова» в России работает 11 атомных электростанций, а Билибинская АЭС должна выйти из строя в начале 2020-х годов, некоторое время их количество останется на уровне 10.

Второе поколение находится в стадии разработки, и в 2015 году Росатом объявил о строительстве второго судна, которое начнется в 2019 году. В 2007 году « Росатом» подписал соглашение с Республикой Саха на строительство плавучего завода для его северных частей с использованием реакторов меньшей мощности ABV

Якобы «Газпром» также планирует использовать 5 ПАТЭС для разработки морских нефтегазовых месторождений и эксплуатации. на полуостровах Кольский и Ямал. Другие локации, в которых могут использоваться эти суда, включают Дудинку на Таймыре, Вилючинск на Камчатке.

По данным Росатома, 15 стран, включая Китай, Индонезию, Малайзию, Алжир, Намибию, Кабо-Верде и Аргентину, проявили интерес к аренде такого устройства. Было подсчитано, что 75% населения мира живет в пределах 100 миль от портового города.

Это те места, которые были бы полезны — на Северном морском пути, в Арктике и вокруг нее. Плавучие атомные электростанции решат вопрос энергообеспечения региона и позволят создать комплексную опорную инфраструктуру вдоль Северного морского пути.

Такие АЭС также позволят решить энергетические вопросы в тех областях, где строительство классических АЭС невозможно (например, из-за сейсмической опасности) или слишком дорого и сложно. Это поможет обеспечить дополнительной электроэнергией портовые города Севастополь, Новороссийск или Владивисток.

Африканские государства страдают от постоянной нехватки энергии. Кроме того, как упоминалось выше, судно может быть оборудовано опреснительной установкой, так что оно также может обеспечивать огромное количество чистой питьевой воды для местного населения.

Еще одно вероятное место — Аравийский полуостров, некоторые части Саудовской Аравии страдают от дефицита энергии. То же самое и в Йемене. Такой корабль может быть использован для обеспечения аль-Худайды, например, энергией и чистой водой, и, конечно, если вмешательство Саудовской Аравии продолжится, его безопасность должна быть обеспечена.

Плавучие атомные электростанции могут использоваться на речных путях , например, в России и по всей Азии. Некоторые города Соединенных Штатов в отдаленных районах, таких как Аляска, также могут получить выгоду, поскольку, пока США не построят несколько адекватных ледоколов, им все равно придется обращаться к России за помощью в случае кризиса.

Экологи опасаются, что плавучий завод может стать жертвой катастрофы, такой как цунами, что приведет к возможной ядерной катастрофе.

«Это более рискованно, чем эксплуатировать обычную атомную электростанцию, и у России неоднозначное прошлое, когда дело доходит до обычных электростанций», — сказал Business Insider Ян Хаверкамп, эксперт по ядерной энергии из экологической некоммерческой организации Greenpeace.

Хаверкамп опубликовал сообщение в блоге, в котором плавучий завод упоминался как «Чернобыль на льду». Хаверкамп сказал, что позаимствовал эту фразу из статьи, опубликованной в финской газете YLE, потому что, по его мнению, Россия может игнорировать опасения по поводу безопасности на станции.

Не совсем ясно, оправданы ли эти опасения. Очевидно, Мировой океан — это гигантская водная масса. Даже если весь корабль затонет, воздействие на окружающую среду будет намного меньше, чем у традиционной АЭС с аварией «чернобыльского типа».Вода печально известна тем, что поглощает радиацию практически без побочных эффектов.

Похоже, что критики игнорируют многие очевидные факты, которые показывают, что FNPP на самом деле намного безопаснее, чем обычные АЭС. Несмотря на это, есть пропагандистский сериал HBO Chernobyl, в котором российская атомная энергетика пыталась представить отрасль, которая срезает углы только ради экономии денег за счет безопасности.

Начало буксировки ПАТЭС им. Академика Ломоносова является важным сигналом, показывающим, что вскоре энергетика может измениться в глобальном масштабе, таким образом, вполне вероятно, что западный истеблишмент будет использовать все необходимые средства, и особенно МСМ и другие каналы пропаганды для влияния на мнения, направленные против технологии.

Истина в том, что если Россия сможет производить эти корабли достаточно быстро, обеспечивать более безопасную и чистую энергию, а также питьевую воду, это означает, что ее позиции сильно вырастут, а ее главный конкурент в США явно не желает этого видеть. .

ПОДРОБНЕЕ ПО ТЕМЕ:

Пожертвовать

.

Российская Плавучая АЭС направляется в Берингов пролив

У России есть плавучая атомная станция на барже, и она направляется к Берингову проливу — всего в нескольких шагах от Аляски.

«Академик Ломоносов», согласно заявлению российской атомной энергетической компании «Росатом», пришвартовался в российском порту Мурманск в субботу (19 мая). Там он получит ядерное топливо. Буксиры в конечном итоге доставят атомную станцию ​​в город Певек на Дальнем Востоке России — всего в 53 милях (86 км), как отмечает Reuters, от западной окраины Аляски через Берингов пролив.

Построенная в Санкт-Петербурге электростанция заменит угольную и старую атомную станцию, не имеющую выхода к морю. По словам Росатома, он будет обслуживать население около 50 тысяч человек. [10 самых больших взрывов в истории]

Росатом представляет «Ломоносов» как первую плавучую установку, которая будет обслуживать удаленные российские населенные пункты и сокращать выбросы парниковых газов. Есть возражения со стороны антиядерного крыла экологического движения, которое представлено подмножеством жестких экологических групп, таких как Гринпис, и не обязательно включает всех защитников окружающей среды.

В блоге 26 апреля под названием «Что могло пойти не так с плавучей атомной электростанцией?» Эксперты Гринпис в ядерной области Ян Хаверкамп и Рашид Алимов предположили, что эти станции будут в первую очередь служить источником энергии для российских усилий по добыче ископаемого топлива в ледяной Арктике, и заявили: «Если это развитие не будет остановлено, следующей ядерной катастрофой вполне может стать Чернобыль. на льду или в Чернобыль-на-камнях «.

Росатом подчеркнул потенциал для немедленного сокращения выбросов и заявил о поддержке сторонников ядерной энергетики.В нем говорилось, что в Арктике не останется ядерных материалов и что через 40 или 50 лет станцию ​​отбуксируют с площадки для вывода из эксплуатации.

Когда «Ломоносов» с двумя его реакторами КЛТ-40 — аналогичными реакторам, используемым для питания российских ледоколов, — будет подключен к электросети вдоль Берингова пролива, он станет единственной плавучей установкой такого типа в мире.

В конце 1960-х — начале 1970-х годов США планировали разместить плавучий реактор у побережья Нью-Джерси , , как сообщил Мэтт Рейманн для Timeline.Он планировался как первый в серии плавучих реакторов, построенных с мыслью о том, что стоимость строительства снизится, если вся необходимая квалифицированная рабочая сила будет размещена в одном месте, прежде чем станции будут отправлены в другое место. Однако планы строительства завода были отменены, поскольку во время нефтяного эмбарго 1973 года энергетика стала менее прибыльной.

Первоначально опубликовано на Live Science .

.

Российская плавучая атомная электростанция — не первая в своем роде

  • Инженерный корпус атомной электростанции армии США Sturgis заходит в Панамский канал в 1968 году. Первоначально баржа была кораблем Свободы времен Второй мировой войны под названием SS Charles H. Cugle . Он был перепрофилирован для размещения ядерного реактора MH-1A мощностью 10 МВт, и в 1968 году его разместили в Панамском канале.

  • « Sturgis заходит в озеро Гатун, которое находится на высоте 85 футов над уровнем моря (1968 год)». Как и российская плавучая атомная электростанция, Sturgis была отключена от двигателя и ее нужно было отбуксировать к месту назначения.

  • Sturgis обеспечивал электроэнергию в Панаме только с 1968 по 1976 год.Это современная фотография Sturgis , который был пришвартован к резервному флоту реки Джеймс в Форт-Юстисе, штат Вирджиния.

  • В 2015 году Sturgis был отбуксирован из Вирджинии в Галвестон, штат Техас, чтобы начать процесс вывода из эксплуатации.

  • Sturgis в порту Галвестон.

  • Инженерный корпус армии США пишет: «Звукоизолированная телефонная будка на борту Sturgis … позволил членам экипажа общаться друг с другом более 30 лет назад «.

  • Головка реактора Стерджиса (2001 г.).

  • На этой фотографии показаны низкоактивные ядерные отходы, удаляемые из Sturgis в 2015 году.«Удаление контейнера для перекачки отработавшего твэла и контейнера для перекачки отработавшего управляющего стержня стало важной вехой в процессе вывода из эксплуатации Sturgis », — пишет Инженерный корпус армии США.

    Инженерный корпус армии США

  • Резервуар под давлением реактора, в котором находилось ядерное топливо во время работы электростанции, был медленно извлечен из Sturgis во время вывода из эксплуатации.Его поместили в специальный контейнер для транспортировки.
    и доставлен на предприятие по утилизации отходов в округе Эндрюс, штат Техас. «С удалением корпуса высокого давления реактора Sturgis ’ было безопасно удалено и захоронено примерно 98 процентов радиоактивности из Sturgis и в общей сложности 850 000 фунтов радиоактивных отходов », — отмечает Инженерный корпус армии.

  • Здесь мы видим резервуар под давлением реактора.Как пишет Инженерный корпус армии США: «С удалением корпуса реактора под давлением инженерный корпус теперь безопасно удалил и утилизировал примерно 98 процентов радиоактивности, которая присутствовала на борту ныне списанной плавучей атомной электростанции».

Как бы я ни старался, я не идеален. Моя цель — правильно описать каждую деталь в каждой истории, но иногда сообщение попадает с фактической ошибкой.Так было вчера вечером в истории о новой плавучей атомной электростанции в России. Некоторые предварительные исследования заставили меня поверить, что это был первый в своем роде.

К счастью, пара читателей Ars быстро разубедила меня в этом понятии (одна крутая вещь в написании для Ars — вы всегда знаете, что пишете для группы людей, которые значительно умнее вас). Хотя такая энергетическая система встречается довольно редко, была еще одна плавучая атомная станция, на которую мы можем указать в качестве примера: баржа армии США под названием Sturgis , которая была установлена ​​в Панаме во время войны во Вьетнаме.

Плавучая атомная электростанция мощностью 10 МВт была переоборудованным кораблем «Либерти» времен Второй мировой войны. Он не был приведен в действие, и его нужно было отбуксировать к месту назначения, где он обеспечивал электричество до 1976 года. Хотя он плавал в озере Гатун в Панаме, он обеспечивал как гражданские, так и военные операции на суше поблизости, «включая питание шлюзов канала во время засухи для усиления это традиционные источники гидроэлектроэнергии », — сказал Кристофер Аугсбургер, пресс-секретарь Инженерного корпуса армии США в округе Балтимор.В 1977 году Sturgis был дезактивирован и подготовлен к долгосрочному хранению, а в 2012 году начался официальный вывод электростанции из эксплуатации в порту Галвестон в Техасе.

К началу 2017 года бригады по выводу из эксплуатации приступили к демонтажу частей контейнера сдерживания радиоактивного реактора, которые находились на барже 50 лет. «В процессе демонтажа частей Sturgis , чтобы получить доступ к радиоактивным компонентам и удалить их, команда смогла безопасно переработать около 600 000 фунтов свинца», — написал Инженерный корпус армии США.

Аугсбургер сообщил Ars в электронном письме, что ожидается, что процесс вывода из эксплуатации завершится этим летом. В настоящее время более 99 процентов радиоактивных частей судна отправлено на свалки. «Основные оставшиеся усилия для Sturgis в Галвестоне — это, по сути, радиологические исследования, подтверждающие, что судно готово к выпуску для демонтажа судов», — написал Аугсбургер. «Одним из ключевых примечаний является то, что мониторинг окружающей среды велся непрерывно с момента прибытия Sturgis в Галвестон, и никаких доказательств наличия радиоактивных материалов, свинца или повышенного радиационного облучения от STURGIS не было зарегистрировано за пределами защитной зоны реактора. Дата.«

Вскоре останется только наследие Sturgis (а также переработанная сталь и свинец).

Изображение листинга Национального управления архивов и документации США

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *