Конструкция автомобильных аккумуляторов и аккумуляторных батарей. Состав аккумуляторной батареи
устройство, эксплуатация, принцип работы и схема
Виды и типы аккумуляторных батарей — подробно!
Категория: Поддержка по аккумуляторным батареям Опубликовано 25.06.2015 19:00 Автор: Abramova OlesyaАккумуляторная батарея – это источник постоянного тока, который предназначен для накопления и хранения энергии. Подавляющее число типов аккумуляторных батарей основано на циклическом преобразовании химической энергии в электрическую, это позволяет многократно заряжать и разряжать батарею.
Еще в 1800 году Алессандро Вольта произвел поразительное открытие, когда опустил в банку, наполненную кислотой, две металлические пластины – медную и цинковую, после чего доказал, что по соединяющей их проволоке протекает электрический ток. Спустя более чем 200 лет, современные аккумуляторные батареи продолжают производить на основе открытия Вольта.
Рисунок 1. Вольтов столб из шести элементов. |
Рисунок 2. Алессандро Джузеппе Антонио Анастасио Вольта |
Со времени изобретения первого аккумулятора прошло не больше 140 лет и сейчас сложно представить современный мир без резервных источников питания на основе батарей. Аккумуляторы применяются всюду, начиная с самых безобидных бытовых устройств: пульты управления, переносные радиоприемники, фонари, ноутбуки, телефоны, и заканчивая системами безопасности финансовых учреждений, резервными источниками питания для центров хранения и передачи данных, космической отраслью, атомной энергетикой, связью и т. д.
Развивающийся мир нуждается в электрической энергии столь сильно, сколько человеку нужен кислород для жизни. Поэтому конструкторы и инженеры ежедневно ведут работу по оптимизации имеющихся типов аккумуляторов и периодически разрабатывают новые виды и подвиды.
Основные виды аккумуляторов приведены в таблице №1.
Тип |
Применение |
Обозначение |
Рабочая температура, ºC |
Напряжение элемента, В |
Удельная энергия, Вт∙ч/кг |
Литий-ионный (Литий-полимерный, литий-марганцевый, литий-железно-сульфидный, литий-железно-фосфатный, литий-железо-иттрий-фосфатный, литий-титанатный, литий-хлорный, литий-серный) |
Транспорт, телекоммуникации, системы солнечной энергии, автономное и резервное электроснабжение, Hi-Tech, мобильные источники питания, электроинструмент, электромобили и т.д. |
Li-Ion (Li-Co, Li-pol, Li-Mn, LiFeP, LFP, Li-Ti, Li-Cl, Li-S) |
-20 … +40 |
3,2-4,2 |
280 |
никель-солевой |
Автомобильный транспорт, Ж\Д транспорт, Телекоммуникации, Энергетика, в том числе альтернативная, Системы накопления энергии |
Na/NiCl |
-50 … +70 |
2,58 |
140 |
никель-кадмиевый |
Электрокары, речные и морские суда, авиация |
Ni-Cd |
–50 … +40 |
1,2-1,35 |
40 – 80 |
железо-никелевый |
Резервное электропитание, тяговые для электротранспорта, цепи управления |
Ni-Fe |
–40 … +46 |
1,2 |
100 |
никель-водородный |
Космос |
Ni-h4 |
|
1,5 |
75 |
никель-металл-гидридный |
электромобили, дефибрилляторы, ракетно-космическая техника, системы автономного энергоснабжения, радиоаппаратура, осветительная техника. |
Ni-MH |
–60 … +55 |
1,2-1,25 |
60 – 72 |
никель-цинковый |
Фотоаппараты |
Ni-Zn |
–30 … +40 |
1,65 |
60 |
свинцово-кислотный |
Системы резервного питания, бытовая техника, ИБП, альтернативные источники питания, транспорт, промышленность и т.д. |
Pb |
–40 … +40 |
2, 11-2,17 |
30 – 60 |
серебряно-цинковый |
Военная сфера |
Ag-Zn |
–40 … +50 |
1,85 |
<150 |
серебряно-кадмиевый |
Космос, связь, военные технологии |
Ag-Cd |
–30 … +50 |
1,6 |
45 – 90 |
цинк-бромный |
|
Zn-Br |
|
1,82 |
70 – 145 |
цинк-хлорный |
|
Zn-Cl |
–20 … +30 |
1,98-2,2 |
160 – 250 |
Таблица №1. Классификация аккумуляторных батарей.
Исходя из приведенных данных в таблице №1, можно прийти к выводу, что существует достаточно много видов аккумуляторов, отличных по своим характеристикам, которые оптимизированы для применения в разнообразных условиях и с различной интенсивностью. Применяя для производства новые технологии и компоненты, ученым удается достигать нужных характеристик для конкретной области применения, к примеру, для космических спутников, космических станций и другого космического оборудования были разработаны никель-водородные аккумуляторы. Конечно, в таблице приведены далеко не все типы, а лишь основные, которые получили распространение.
Современные системы резервного и автономного электропитания для промышленного и бытового сегмента основаны на разновидностях свинцово-кислотных, никель-кадмиевых (реже применяются железо-никелевый тип) и литий-ионных аккумуляторах, поскольку эти химические источники питания безопасны и имеют приемлемые технические характеристики и стоимость.
Свинцово-кислотные аккумуляторные батареи
Этот тип является самым востребованным в современном мире по причине универсальных особенностей и невысокой стоимости. Благодаря наличию большого количества разновидностей, свинцово-кислотные аккумуляторы применяется в областях систем резервного питания, системах автономного электроснабжения, солнечных электростанций, ИБП, различных видах транспорта, связи, системах безопасности, различных видах портативных устройств, игрушках и т. д.
Принцип действия свинцово-кислотных батарей
Основа работы химических источников питания основана на взаимодействии металлов и жидкости – обратимой реакции, которая возникает при замыкании контактов положительных и отрицательных пластин. Свинцово-кислотные аккумуляторы, как понятно из названия, состоят из свинца и кислоты, где положительно заряженными пластинами является свинец, а отрицательно заряженными – оксид свинца. Если подключить к двум пластинам лампочку, цепь замкнется и возникнет электрический ток (движение электронов), а внутри элемента возникнет химическая реакция. В частности, происходит коррозия пластин батареи, свинец покрывается сульфатом свинца. Таким образом, в процессе разряда аккумулятора на всех пластинах будет образовываться налет из сульфата свинца. Когда аккумулятор полностью разряжен, его пластины покрыты одинаковым металлом – сульфатом свинца и имеют практически одинаковый заряд относительно жидкости, соответственно, напряжение батареи будет очень низким.
Если к батарее подключить зарядное устройство к соответствующим клеммам и включить его, ток будет протекать в кислоте в обратном направлении. Ток будет вызывать
xn--90adflmiialse2m.xn--p1ai
Аккумуляторные батареи. Виды аккумуляторов - Help for engineer
Аккумуляторные батареи. Виды аккумуляторов
Аккумулятор – многоразовый источник тока химического действия, в основу которого положен принцип обратимости химических процессов (окислительно-восстановительная реакция), что обеспечивает многократное его использование. Аккумулятор используется для накопления энергии и дальнейшего его использования как автономный источник энергии в различных электротехнических устройствах.
Аккумуляторная батарея – это несколько аккумуляторов, соединённых в одну электрическую цепь.
Устройство аккумулятора
Принцип действия аккумулятора, как уже было сказано ранее, исходит из обратимости химических процессов, то есть при полностью разряженном аккумуляторе, мы можем восстановить его работоспособность путём заряда, пропуская электрический ток в направлении, обратном направлению при разряде.
Ёмкость аккумулятора – это величина заряда, который отдается полностью заряженным аккумулятором при разряде до момента наступления наименьшего допустимого напряжения, другими словами это максимальный полезный заряд аккумулятора. Ёмкость аккумулятора на практике чаще всего измеряют в так называемой единице «ампер час», в системе СИ ёмкость измеряют в кулонах, и соответственно 1 ампер-час = 3600 Кл соответственно. Иногда еще используется такое понятие как – энергия, которую аккумулятор отдает с полностью заряженного аккумулятора при разряде до наименьшего допустимого напряжения, в системе СИ она измеряется в джоулях, на практике «ватт час», 1 Вт*ч = 3600 Дж.
Характеристики аккумуляторных батарей
Характеристики аккумулятора в первую очередь зависят от металла из которого сделаны электроды и состава электролета.
Наиболее распространёнными сейчас являются:
1. Свинцово-кислотный (Lead Acid) – самый распространённый тип аккумуляторной батареи, который используется в автомобилях, или же как источники бесперебойного питания в аварийных случаях.
2. Никель-кадмиевые (NiCd) – наибольшее распространение получили как замена стандартного гальванического элемента, так же применяются в электрокарах, трамваях и троллейбусах для осуществления питания цепей управления.
3. Никель-металлогидридные (NiMH) – так же используются как замена стандартного гальванического элемента, в электромобилях, радиоаппаратуре, осветительной технике.
4. Литий-ионные (Li-ion) – нашел применение в современных бытовых и строительных приборах, а так же в мобильных устройствах.
5. Литий-полимерные (Li-pol) – используется в мобильных устройствах и цифровой технике
6. Никель-цинковые (NiZn) – используется как стандартный гальванический элемент
Рисунок 1 - Разновидности аккумуляторных батарей
С момента полной зарядки и в процессе использования аккумулятора, его напряжение и ток падают, что связано с протеканием окислительной реакции в нём. Зарядка аккумуляторной батареи осуществляется от любого источника постоянного тока. Для каждого отдельно взятого аккумулятора напряжение и ток зарядки разные, их величины мы рассмотрим в последующих статьях непосредственно для каждого из них.
Так же, при зарядке батарей необходимо учесть различные ограничения для каждого из типов, к примеру, NiCd- и NiMH аккумуляторы имеют так называемый эффект памяти ( зарядка аккумулятора который не полностью разрядился) , поэтому такие аккумуляторы нужно разряжать полностью, и только потом ставить на зарядку, для продолжения их срока службы и последующей эксплуатации. NiMH аккумуляторы – очень чувствительны к перезаряду, а Li-ion и Li-pol наоборот – к переразряду. Так же данным типам аккумуляторов можно отнести заметный саморазряд, что говорит о том, что будучи заряженными и не подключенными к нагрузке, они будут терять свой заряд, и если вы их храните не используя, то вам необходимо постоянно проверять их уровень заряда, и при необходимости заряжать. Или же использовать метод капельной подзарядки – это подзарядка аккумулятора малым током, для того что бы скомпенсировать его саморозряд.
Добавить комментарий
h4e.ru
АККУМУЛЯТОРНАЯ БАТАРЕЯ
Аккумуляторная батарея — это электрическая гальваническая система, способная накапливать химическую энергию и отдавать ее в виде электрической энергии во внешнюю цепь.
История создания аккумуляторной батареи
Впервые о создании аккумуляторов и аккумуляторных батарей заговорил в начале XIX в. В. В. Петров. Позже X. Д. Гротгус и Э. X. Ленц изучили зависимость величины гальванической поляризации от силы зарядного тока, который возрастал до некоторых пределов. Установленные законы поляризации играли большую роль в развитии электротехники. В 1839 г. англичанин Гров построил для использования поляризационных токов первый аккумулятор. В 1860 г. французский физик У. Гастон Планте и русский физик В. С. Якоби впервые применили свинцовые пластины и показали аккумулятор с электролитом из раствора серной кислоты, но данные аккумуляторы были непрочными.
После создания электрических генераторов для заряда аккумуляторов начали использовать энергию топлива или воды. Это дало возможность апробировать аккумуляторные батареи на созданных небольших электрических станциях, а также для применения в сухопутном и морском транспорте. В 1881 г. К. Фор предложил крепление аккумулятора в виде слоя сурика на свинцовой пластине с помощью войлока и пергамента. Но данные батареи были очень малой емкости. В этот же период Е. П. Твере-тиновым в Кронштадте был создан аккумулятор, работающий на растворе серной кислоты с использованием свинцовых решеток. Данный аккумулятор получил широкое распространение на всех военно-морских судах начала XX в. В 1880-е гг. Н. Н. Бенардос изготовил буферную аккумуляторную батарею для конструкции нового аппарата, помогающего проводить сварочные работы. В начале XX в. в Санкт-Петербурге на заводе фирмы «Тюдор» начинается серийное производство аккумуляторов. В 1900 г. Т. А. Эдисон создал аккумуляторные батареи щелочного типа. В России работы советских конструкторов всегда были направлены на создание аккумуляторов для аккумуляторных батарей силового назначения, а также для транспорта, связи и осветительных целей. Иногда выделяют несколько видов аккумуляторных батарей. Это батареи, состоящие из аккумуляторов тепла, гидравлических аккумуляторов или торфяных.
В состав аккумуляторной батареи входят три основные составляющие: положительный электрод, отрицательный электрод и электролит. Электроды в аккумуляторной батарее погружены в электролит. Причем электроды должны быть разными металлами, так как только в этом случае создается разность потенциалов, необходимая для появления электродвижущей силы.
Принцип работы аккумуляторной батареи
От электрода в электролит переходят ионы металла электрода для уравновешения энергетического состояния. В результате такого перехода на электроде образуются свободные электроны, заряженные отрицательно. Положительные ионы, отошедшие от электрода, притягиваются другим электродом. Результатом всех этих изменений является создание разности зарядов у электродов. Сам процесс продолжается вплоть до того, как будет уравновешено электрохимическое состояние в аккумуляторной батарее.
Технические характеристики аккумуляторной батареи
К таковым относятся емкость, которая измеряется в ампер-часах, среднее напряжение, измеряемое в вольтах, удельная энергия, измеряемая в ватгах-часах/килограмм (дм3), отдача по емкости, отдача по энергии.
Емкость — это такое количество электроэнергии, которую способна передать в цепь, к которой она присоединена, аккумуляторная батарея. Удельная энергия — это количество энергии, которое снимается в результате разряда с одного килограмма массы и 1 дм3 объема аккумуляторной батареи. Отдача по емкости — это отношение количества электричества, сообщенного аккумуляторной батарее, к количеству электричества, которое должна передать эта аккумуляторная батарея в цепь.
Для получения аккумуляторной батареи, с помощью которой получают источник тока необходимого напряжения, нужно соединить необходимое число аккумуляторов. Существуют стационарные и переносные аккумуляторные батареи. К стационарному типу относятся батареи, применяемые на телефонных станциях, телеграфах.
Переносные батареи подразделяются на стартерные, тяговые, фонарные и радиогруппы. По применению различных веществ электродов и электролитов аккумуляторные батареи делятся на свинцово-кислотные, кадмиево-никелевые и железо-никелевые системы. Кадмиево-никелевая и железо-никелевая чаще всего называются щелочными.
Свинцовые аккумуляторные батареи в положительном электроде имеют двуокись свинца, а в отрицательном электроде — губчато-металлический свинец. Электролитом является раствор серной кислоты h3S04 с удельным весом 1,18—1,29. При разряде данной батареи количество серной кислоты уменьшается, что приводит к образованию воды. При заряде вода расходуется, а количество серной кислоты в электролите увеличивается, поэтому напряжение аккумуляторной батареи зависит от концентрации серной кислоты. При нормальных режимах работы среднеразрядное напряжение составляет 1,98 V, а среднезарядное напряжение 2,4 V. Для свинцовых аккумуляторных батарей элекчроды готовятся вмазыванием пасты, состоящей из окислов свинца, серной кислоты и воды, в свинцово-сурьмяную пастированную пластину. Данная пластина с обеих сторон закрывается перфорированным свинцовым листом.
Кадмиево-никелевая аккумуляторная батарея имеет в положительном электроде смесь окисла никеля с графитом, а в отрицательном электроде — губчатый металлический кадмий в смеси с губчатым железом. Электролитом для них служит едкий калий или едкий натр с удельным весом 1,2 с добавкой гидроокиси лития. Концентрация электролита при работе данной батареи не меняется, так как не происходит участия кадмия в химической реакции. Среднее разрядное напряжение 1,23 V, а среднее зарядное напряжение — 1,65 V.
Железо-никелевые аккумуляторные батареи имеют положительный электрод в виде смеси окисла никеля с графитом, а отрицательный электрод — в виде мелкого порошка железа.
Данная батарея имеет большой саморазряд, что приводит при изменении температуры и в период бездействия к потере емкости. Это делает железо-никелевые аккумуляторные батареи дешевыми по себестоимости и с большим сроком службы по сравнению с другими аккумуляторными батареями. Дальнейшие перспективы развития железоникелевых аккумуляторных батарей состоят в разрешении проблем способности работать в широких временном и температурном режимах при минимальных нагрузках.
enciklopediya-tehniki.ru
Из каких элементов состоит аккумуляторная батарея
Категория: Поддержка по аккумуляторным батареям Опубликовано 01.03.2016 05:05 Автор: Abramova OlesyaЭлектрохимическая батарея состоит из катода, анода и электролита. При зарядке аккумуляторной батареи происходит накопление электронов на аноде, которое создает потенциал напряжения между анодом и катодом. При обычной работе в качестве источника питания ток протекает от катода к аноду через нагрузку. При зарядке аккумулятора ток течет в противоположном направлении.
Электроды батареи связаны между собой двумя различными путями, первый это электрический контур, через который электроны текут питать нагрузку, а второй - через электролит, где ионы движутся между электродами через диэлектрический разделитель (сепаратор). Рассмотрим подробнее эти три компонента батареи.
Анод и катод
Электрод, который высвобождает электроны в ходе окислительно-восстановительной реакции, называется анод. Электрический потенциал анода гальванического элемента отрицателен по отношению к катоду. Химическая реакция в аккумуляторной батарее является обратимым процессом, и, следовательно, полярность электродов меняется в зависимости от режима работы (заряд/разряд), но обозначение клемм всегда постоянно. В таблицах 1a, b, c и d описывается состав и процессы в литиевых, свинцовых, никелевых и щелочных батареях.
Литий-ионная батарея | Катод | Анод | Электролит |
Материальный состав элементов | Оксиды кобальта, никеля, марганца, железа и алюминия | На углеродной основе | Соли лития в органическом растворителе |
Состав и процессы при заряженном состоянии | Оксид металла с интеркаляционной структурой | Миграция ионов лития к аноду | |
Состав и процессы при разряженном состоянии | Ионы лития возвращаются к положительному электроду | В основном, углеродная основа |
Таблица 1a: Состав и процессы в литий-ионном аккумуляторе.
Свинцово-кислотная батарея | Катод | Анод | Электролит |
Материальный состав элементов | Диоксид свинца | Серый губчатый свинец | Соляная кислота |
Состав и процессы при заряженном состоянии | Диоксид свинца PbO2, электроны присоединяются | Свинец Pb, электроны отсоединяются | Сильная серная кислота |
Состав и процессы при разряженном состоянии | Свинец преобразуется в сульфид свинца, на аноде – с выделением электронов, а на катоде - с присоединением | Слабая серная кислота (разбавленная водой) |
Таблица 1b: Состав и процессы в свинцово-кислотном аккумуляторе.
NiMH, NiCd | Катод | Анод | Электролит |
Материальный состав элементов | Никель | NiMH: водородопоглощающий сплавNiCd: кадмий | Гидроксид калия |
Таблица 1c: Состав никель-металл-гидридного и никель-кадмиевого аккумуляторах.
Щелочная (алкалиновая) батарейка | Катод | Анод | Электролит |
Материальный состав элементов | Диоксид марганца | Цинк | Водный раствор щелочи |
Таблица 1d: Состав щелочной (алкалиновой) батарейки.
Электролит и сепаратор
При затопленной негерметичной системе конструкции аккумулятора, жидкий электролит свободно течет между двумя электродами. В герметичных же конструкциях электролит обычно выступает в роли пропитки для сепаратора, чтобы обеспечивать движение ионов от катода к аноду и в обратном направлении при зарядке. Ионы – это атомы, которые присоединили или потеряли электроны. Потеряв благодаря этому электронейтральность, они приобретают способность двигаться между электродами через сепаратор. Сам же сепаратор является диэлектрическим, то есть не способным к электропроводности. Смотрите также: Какую функцию выполняет в электрической батарее сепаратор? и Для чего в электрической батарее нужен электролит?
best-energy.com.ua
Аккумуляторный ликбез: общее знакомство с автомобильными аккумуляторами
Аккумуляторный ликбез: общее знакомство с автомобильными аккумуляторами
18.11.13 | Рубрика: Аккумуляторный ликбез, Эксплуатация аккумуляторов. Просмотры: 6 008
Загрузка...При поддержке крупнейшего японского производителя аккумуляторов GS Yuasa мы начинаем публикацию цикла статей под названием «Аккумуляторный ликбез», охватывающих многие аспекты работы и обращения с автомобильными аккумуляторными батареями. Попутно мы развенчаем некоторые популярные мифы, распространенные в аккумуляторной сфере. Мы надеемся, что эта информация, изложенная в доступной форме, будет полезна как обычным автовладельцам, так и профессиональным участникам аккумуляторного рынка.
Что такое аккумулятор?
Во-первых, распространенное среди автовладельцев название «аккумулятор» — не совсем верно. Правильнее говорить «аккумуляторная батарея» или АКБ (профессиональная аббревиатура).
Аккумуляторная батарея – это устройство из нескольких электрических аккумуляторов (в 12В батарее их шесть), объединенных перемычками в единую цепь, предназначенное для хранения электроэнергии в химической форме и дальнейшей ее передачи в виде постоянного тока контролируемым способом.
Все типы электрических аккумуляторов содержат положительные и отрицательные электроды, погруженные в электролит, вся конструкция при этом помещена в контейнер. Наиболее распространенный на сегодняшний день тип батарей, применяемых в автомобилях — свинцово-кислотный. Именно о нем и пойдет речь в наших публикациях.
Свинцово-кислотные АКБ – это тип батарей, у которых положительные и отрицательные электроды произведены из сплава свинца и размещены в растворе серной кислоты (электролите).
Свинцово-кислотные батареи являются перезаряжаемыми АКБ. Это означает, что их можно заряжать снова и снова после того, как они разрядятся. Первичные элементы, напротив, заряжаются всего один раз, а потом выбрасываются (например, — батарейки для фонариков и радиоприемников).
Каков принцип работы АКБ?
Положительный электрод аккумулятора изготавливается из диоксида свинца, отрицательный электрод — из пористого свинца. Когда электрическая нагрузка подается на АКБ (например, при включении фар или вращении стартера), электроток протекает через электролит батареи и внешнюю нагрузку. В результате АКБ разряжается, химический состав электродов меняется, превращаясь в сульфат свинца.
Батарея может быть заряжена при пропускании через нее тока от внешнего источника питания, такого как генератор, динамомашина или зарядное устройство. При этом сульфат свинца превращается в исходный материал – диоксид свинца и пористый свинец.
По мере зарядки АКБ происходит процесс гидролиза, — электричество расщепляет воду в электролите на две составляющие – водород и кислород. Вот почему батарея выделяет газ при ее зарядке.
Из чего изготовлена АКБ?
Решетки
Так как положительные и отрицательные электроды изготовлены из мягких материалов, им нужна связующая механическая опора, в качестве которой служит решетка из сплава свинца. Применение сплавов обусловлено тем, что чистый без примесей свинец имеет также мягкую структуру.
Помимо удержания активной массы электродов решетка выполняет функцию проводника электричества от электродов к внешним потребителям.
Электроды
На первом этапе производства электроды изготавливаются из смеси оксида и сульфата свинца. Затем во время первой зарядки АКБ эта смесь превращается в диоксид свинца в положительном электроде и в пористый свинец в отрицательном. Отрицательный электрод также содержит некоторое количество добавок, улучшающих стартерные характеристики батареи при низких температурах.
Комбинация решетки и электрода обычно называется пластиной.
Электролит
Электролит – это водный раствор серной кислоты. Он служит проводником электрических ионов между положительными и отрицательными пластинами при заряде и разряде АКБ. Кислота также принимает участие в саморазряде батареи, так как сульфат-ионы вступают в химическую реакцию на электродах и образуют сульфат свинца.
Сепаратор
Сепаратор – это изолятор, помещенный между положительным и отрицательным электродом с целью предупреждения короткого замыкания. Сепаратор должен быть микропористым, т.е. иметь маленькие отверстия, для того чтобы ионы могли пройти через сепаратор от одной пластины к другой. Он также должен выдерживать высокие температуры и кислотную среду внутри АКБ.
Большинство современных сепараторов изготавливают из микропористого полиэтилена, свойства которого наиболее подходят для работы в агрессивной среде свинцово-кислотных батарей.
Корпус и крышка
Обычно они изготавливаются из сополимера полипропилена (PP), который легок, но в то же время очень прочен. В отличие от других видов пластика полипропилен не становится хрупким при низких температурах и имеет высокую ударопрочность. Он не разрушается при соприкосновении с кислотой и другими жидкостями, которые используются в автомобиле (бензин, дизельное топливо, тормозная жидкость, антифриз).
1 — решетка положительного электрода; 2 — положительный электрод; 3 — сепаратор; 4 — решетка отрицательного электрода; 5 — отрицательный электрод; 6 — блок отрицательных электродов; 7 — секция аккумуляторной батареи; 8 — блок положительных электродов.
Что такое необслуживаемая АКБ?
30 лет назад аккумуляторы очень быстро теряли воду, и автомобилистам рекомендовалось проверять уровень кислоты в батарее каждую неделю! Современные необслуживаемые АКБ не требуют доливки воды в течение всего срока службы при их эксплуатации в нормальных условиях. В связи с этим срок службы АКБ более чем удвоился – с 2 лет до 4-5 лет.
В прошлом решетки АКБ изготавливали из сплава свинца с добавлением 10% сурьмы. Сурьма увеличивала прочность решетки, так как чистый свинец очень мягок. К сожалению, часть сурьмы растворялась в кислоте, и батарея теряла воду.
По мере усовершенствования аккумуляторных технологий содержание сурьмы снизилось с 10% до 1,5%, такое снижение сделало АКБ малообслуживаемыми, теперь они требовали внимания лишь один раз в год.
Последним усовершенствованием стало добавление вместо сурьмы 0,1% кальция для придания прочности решеткам (так называемые «кальциевые» аккумуляторы). В результате, электролит теперь меньше загрязняется, а потери воды значительно снизились. Такие аккумуляторы получили название необслуживаемые, так как долив воды в них не требуется на протяжении всего срока службы.
МИФ: Необслуживаемый аккумулятор — это аккумулятор, у которого нет заливочных пробок на крышке.
На самом деле, термин «необслуживаемый» относится к отсутствию необходимости доливки воды во время эксплуатации батареи, при этом конструкция крышки может разной — как с пробками, так и без них.
Почему аккумуляторы «умирают»?
Избыточный заряд
Исправная система зарядки современных машин подзаряжает полностью заряженную батарею только малым током. Когда же генератор дает сбой, гораздо больший ток проходит через АКБ при работе автомобиля. Этот ток заставляет АКБ быстро терять воду (это относится даже к необслуживаемым АКБ), ухудшая ее характеристики, а также снижает срок ее службы, повреждая положительные решетки.
Темно-коричневый или черный налет на нижней части вентиляционных пробок – верный признак избыточного заряда.
Если генератор имеет напряжение выше 14,8В при нормальной температуре, это указывает на то, что система зарядки автомобиля неисправна. При широко распространенной неисправности диода в выпрямителе, зарядное напряжение в АКБ будет составлять 16В. В этом случае генератор должен быть незамедлительно отремонтирован, чтобы предотвратить дальнейшее повреждение АКБ.
Примечание: В новейших автомобилях с системой Start-Stop и рекуперацией энергии торможения используется более высокое напряжение (15,2В), чтобы увеличить эффективность и сократить время зарядки от генератора.
Эксплуатация в режиме «глубокого разряда–заряда»
Современные зарядные системы сохраняют АКБ в высокой степени заряженности (SOC) в большинстве случаев обычной эксплуатации автомобиля. Однако, батарея может разрядиться в сложных условиях или если автомобиль будет простаивать с электрической нагрузкой, например с включенными фарами. В современных автомобилях всегда есть постоянная утечка тока из АКБ, благодаря компьютерам, сигнализациям, часам и другим постоянным потребителям энергии. В зависимости от автомобиля на это могут понадобиться недели или месяцы.
Автомобильные АКБ созданы с возможностью принимать ограниченное количество циклов заряда и разряда, но они не созданы для работы в условиях непрерывных циклов заряда и разряда (режим глубокого разряда-заряда). Для таких условий используются специальные «тяговые» батареи.
Продолжительная эксплуатация в условиях глубокого разряда-заряда автомобильных АКБ приведет к выходу их из строя, так как активная масса положительного электрода будет осыпаться на дно АКБ, снижая способность пластин сохранять электричество.
Большое количество маленьких черных и коричневых частиц в электролите указывает на то, что АКБ работает в условиях глубокого разряда-заряда.
Сульфатация
Сульфатация – это неотъемлемая часть в процессе работы АКБ, — она происходит всегда при разряде АКБ. Когда батарея подзаряжается, сульфат свинца снова превращается в активный материал.
Если же АКБ долго хранится разряженной, сульфатация постепенно переходит в такую стадию, когда при зарядке она уже не может быть обращена полностью в активный материал. Поэтому после зарядки батарея не будет иметь своих первоначальных характеристик. При глубокой сульфатации электродов батареи, автомобиль может не завестись.
Недозаряд
Недозаряд происходит, когда АКБ не получает достаточного заряда от генератора. Состояние постоянного недозаряда постепенно приведет к глубокой сульфатации. Эта неисправность может быть вызвана тем, что автомобиль используется редко, часто используется в режиме езды на короткие дистанции или если автомобиль эксплуатируется в режиме Start-Stop в городских условиях. Недозаряд может быть также вызван напряжением генератора ниже рекомендованного уровня в 13,6-13,8 В.
Читайте также:
Источник: GS Yuasa
Метки:: GS Yuasa, start-stop, автомобильный аккумулятор, Аккумуляторный ликбез, система Start-Stop, система старт/стоп, Старт-стоп, устройство аккумулятора, эксплуатация аккумулятора
www.battery-industry.ru
Виды аккумуляторов « МегаБат
Аккумуляторная батарея предназначена для накопления электроэнергии и последующего использования ее в качестве источника питания.
Среди аккумуляторных батарей в настоящее время занимают лидирующее положение свинцово-кислотные аккумуляторные батареи, т.к. выгодно отличаются от батарей с применением других химических процессов. Свинцово-кислотные батареи в сравнении с другими батареями имеют достаточно хорошие технические параметры при относительно невысокой цене.
В зависимости от функционального назначения различают 3 основных вида свинцово-кислотных аккумуляторных батарей. Это стартерные, тяговые и стационарные. К каждому из этих видов аккумуляторных батарей существуют различные требования.
Стартерные аккумуляторные батареи используются в основном для запуска двигателя, кроме того, как аварийный источник питания при выходе из строя генератора. При этом основное требование к батарее - это способность при относительно большом значении тока нагрузки (при пуске двигателя, нагрузка на аккумуляторную батарею может превышать 300А.), сохранить минимальное падение напряжения.
Тяговые аккумуляторные батареи предназначены для комплектования батарей, используемых в качестве источников энергии для электрических средств транспорта, электрических средств тяги, подъемно-транспортного оборудования и электрических дорожных машин. Особенность эксплуатации тяговых аккумуляторных батарей - это постоянная нагрузка, и зачастую батарея при использовании ежедневно проходит цикл заряд-разряд.
Стационарные аккумуляторные батареи используются в качестве источника постоянного тока на электрических станциях и подстанциях, телеграфных и телефонных узлах связи, в режимах постоянного подзаряда и заряда-разряда, в качестве источников постоянного тока на объектах энергетики и связи.
По конструкции свинцово-кислотные аккумуляторные батареи можно разделить на батареи с жидким электролитом - обслуживаемые и необслуживаемые - и батареи с регулируемыми клапанами (VLRA - Valve Regulated Lead Acid batteries) - с увлажненными сепараторами и с гелевым электролитом.
В различной технической литературе можно встретить такие названия батарей, как SLA - Sealed Lead Acid batteries - герметичные свинцово-кислотные батареи, относящиеся к VRLA батареям. Хотя это не вполне соответствует истине: абсолютно герметичных батарей не существует по той причине, что во всех них используется клапаны для снижения внутрикорпусного давления. Очень часто, подчеркивая это, вместо термина «герметичные батареи» употребляют термин «герметизированные батареи». Встречается также название Gelcell - торговая марка гелевых батарей. Стартерные батареи иногда сокращенно называют SLI, что расшифровывается как Start, Light, Ignition - пуск, освещение, зажигание.
Свинцово-кислотные аккумуляторные батареи до сих пор остаются самыми надежными, долговечными и не требующими высоких эксплуатационных затрат химическими источниками тока.
В настоящее время производятся и активно эксплуатируются аккумуляторные батареи трех поколений:
1. Батареи первого поколения - батареи с жидким электролитом открытого или закрытого типа, имеющие емкость от 36 до 5328 Ач и срок службы от 10 до 20 и более лет. Батареи открытого типа не имеют крышек, и электролит непосредственно соприкасается с открытым воздухом.
Основные затраты при их эксплуатации - это затраты на обслуживание, связанные с необходимостью частой доливки дистиллированной воды, и расходы на содержание хорошо вентилируемых помещений, в которых их устанавливают. Батареи закрытого типа имеют специальные пробки, обеспечивающие задержку аэрозоли серной кислоты. Пробки для заливки электролита и добавления воды при эксплуатации вывинчиваются. Батареи закрытого типа могут быть и необслуживаемыми: от производителя они поставляются залитыми и заряженными, и в течение срока службы нет необходимости доливки воды, т.к. конструкция пробок таких батарей обеспечивает удержание ее паров в виде конденсата. Кроме использования в качестве стационарных, батареи закрытого типа являются основным типом батарей, используемых в автотракторной технике в качестве стартерных и тяговых.
2. Батареи второго поколения, которыми являются герметизированные гелевые батареи. В них вместо жидкого электролита используется гелеобразный, представляющий собой желе, полученное в результате смешивания раствора серной кислоты с загустителем (обычно это двуокись кремния SiO2 - силикагель). Технология производства гелевых батарей получила название GEL. Гелевые батареи в течение всего срока эксплуатации не нуждаются в обслуживании, их нельзя вскрывать. Для их подзаряда необходимо использовать зарядные устройства, обеспечивающие нестабильность напряжения заряда не хуже +/- 1% для предотвращения обильного газовыделения. Такие аккумуляторные батареи критичны к температуре окружающей среды.
3. Батареи третьего поколения - это герметизированные батареи с абсорбированным сепараторами электролитом. Часто их называют батареями, собранными по AGM-технологии. AGM - Abrsorbed in Glass Mat, т.е. технология, при которой электролит абсорбирован в сепараторах из стекловолокна, размещенных между электродами. Такой сепаратор представляет собой пористую систему, в которой капиллярные силы удерживают электролит. При этом количество электролита дозируется так, чтобы мелкие поры были заполнены, а крупные оставались свободными для свободной циркуляции выделяющихся газов.
По своим свойствам AGM батареи подобны гелевым, за исключением того, что газообразование в них существенно меньше, и меньшее влияние на работу оказывает температура окружающей среды. Как и для гелевых аккумуляторных батарей, для них требуются зарядные устройства, обеспечивающие нестабильность напряжения заряда не хуже +/-1%.
По типу электродов аккумуляторные батареи можно разделить на следующие основные виды:
- Аккумуляторные батареи с намазными электродами. К данному типу аккумуляторных батарей относятся такие аккумуляторные батареи как СН, ОР, ТБ, OGi и пр. Как положительные, так и отрицательные электроды состоят из свинцовых пластин, на поверхности которых электрохимическим способом формируется слой активной массы. Имеют небольшой срок службы. Наибольшее распространение технология получила в сфере производства автомобильных аккумуляторных батарей. Использование тяговых и стационарных аккумуляторных батарей с намазными платинами экономически нецелесообразно (за исключением отдельных случаев - батареи AGM, GEL и пр.).
- Аккумуляторные батареи с панцирными (трубчатыми) электродами. К данному типу аккумуляторных батарей относятся такие аккумуляторные батареи как PzS, OPzS, OPzV и пр. Особенностью исполнения батарей является изготовление положительного электрода по панцирной технологии, а отрицательного - по традиционной, намазной. Как известно, положительный электрод отвечает за отдаваемую емкость, и, как правило, при длительных режимах разрядов склонен к осыпанию активной массы, что в свою очередь приводит к уменьшению емкости, а также возникновению коротких замыканий, оголению решетки, нарушению электрического контакта и т.д. При использовании панцирной технологии (набивка активной массы в панцирь из стеклоткани, в который помещен токоотвод особой конструкции) исключается осыпание активной массы, увеличивается вибростойкость, результат этого - многократное увеличение ресурса батареи.
- Аккумуляторные батареи с электродами типа Планте. К данному типу аккумуляторных батарей относятся такие аккумуляторные батареи как СК, БП, Groe и пр. Длительный срок службы и максимальная надежность в ключевых системах безопасности являются отличительной особенностью этого типа батарей. Аккумуляторы данного типа выпускаются емкостью от 75 до 2600 А/ч. Аккумуляторы обладают очень низким внутренним сопротивлением, что обуславливает исключительно стабильное напряжение, особенно, при больших токах разряда. При средней окружающей температуре +20С и в условиях постоянного подразряда с нечастыми разрядами срок службы достигает максимального. В аккумуляторах применяются положительные электроды поверхностного типа (электроды Планте) и отрицательные намазные электроды. Электроды Планте изготовлены из чистого рафинированного свинца, имеют ламельную структуру и обладают очень большой поверхностью. В отрицательны электродах намазного типа активная масса находится в ячейках токопроводящей решетки, изготовленной из коррозионно-стойкого сплава. Саморазряд составляет приблизительно 0,1% в день.
Существуют и другие типы электродов, основанные на инновационных разработках отдельных компаний. В целом же к основным и наиболее распространенным типам электродом следует отнести электроды, приведенные выше.
Товар 95 Добавить в корзину шт. ОК
www.megabat.ru
Конструкция автомобильных аккумуляторов и аккумуляторных батарей
Что такое АКБ?
Что там внутри? Да все то же самое, что и раньше, поскольку принципиально конструкция аккумуляторов остается неизменной с незапамятных времен: свинцовые пластины и кислота.
Стандартный автомобильный аккумулятор состоит из шести 2-вольтовых элементов, что дает на выходе 12 вольт. Каждый элемент состоит из свинцовых решетчатых пластин, покрытых активным веществом и погруженных в кислотный электролит.
Отрицательные пластины покрыты мелкопористым свинцом, а положительные двуокисью свинца. Когда к аккумулятору подключают нагрузку, активное вещество вступает в химическую реакцию с сернокислотным электролитом, вырабатывая электрический ток. На пластинах при этом осаждается сульфат свинца, и электролит, соответственно, истощается. При зарядке эта реакция проходит в обратном направлении, и способность аккумулятора давать ток восстанавливается.
Автомобильный аккумулятор выполняет три функции: во-первых, он запускает двигатель, во-вторых, питает некоторые электрические устройства, например, сигнализацию и телефон, когда двигатель не работает. И, наконец, он «помогает» генератору, когда тот не справляется с нагрузкой.
Аккумулятор обычно соседствует с двигателем. А как раз высокой температуры этот агрегат не переносит. Законы, ограничивающие уровень шума, заставляют производителей все тщательнее затыкать любые отверстия в отсеке двигателя, что приводит к повышению температуры в моторном отсеке. На сегодняшний день это, пожалуй, самая большая проблема для производителей аккумуляторов.
Ведь верхний предел рабочей температуры этих устройств — 100 градусов С, дальше электролит просто закипает. Но даже если температура и не достигает рокового предела, а только к нему приближается, срок службы батарей все равно снижается в три-четыре раза.
Свинцовая стартерная аккумуляторная батарея (АКБ) — вторичный источник электрической энергии. Это значит, что после глубокого разряда ее работоспособность можно полностью восстановить при помощи заряда — пропускания электрического тока в направлении, обратному тому, в котором протекал ток при разряде.
Работает АКБ по принципу превращения электрической энергии в химическую (при заряде) и обратном превращении — химической энергии в электрическую (при разряде). Активные вещества заряженного свинцового аккумулятора, принимающие участие в токообразующем процессе:
- на положительном электроде — двуокись свинца темно-коричневого цвета;
- на отрицательном электроде — губчатый свинец серого цвета.
Электролит — водный раствор серной кислоты плотностью 1,28 г/смі, который, как и активная масса электродов, принимает участие в токообразующем процессе.
В процессе разряда активная масса как положительного, так и отрицательного электродов превращается в сульфат свинца (белого цвета). Поэтому теория, описывающая химические процессы, протекающие при заряде и разряде свинцового аккумулятора, называется теорией двойной сульфатации. При этом плотность электролита снижется к концу разряда до 1,08-1,10 г/смі.
Сегодня наиболее распространены автомобильные АКБ номинальным напряжением 12 В. Их емкость составляет от 36 до 190 А·ч.
Виды АКБ, продаваемые в России
У свинцовых стартерных АКБ в зависимости от исполнения свои конструктивно-технологические особенности, однако, в их устройстве много общего. Все они содержат разноименные электроды, разделенные сепараторами, которые помещают в сосуд, заполненный электролитом.
В зависимости от применяемых при производстве материалов и используемых конструктивных, технологических и эксплутационных особенностей, современные батареи можно подразделить на два основных вида: классического исполнения и необслуживаемого исполнения.
Классическое (традиционное) исполнение
Основы традиционного исполнения батарей сформировались уже в начале 20-го века и постепенно трансформировались до современного состояния по мере появления новых конструкционных материалов, но их эксплуатационные недостатки при этом сохранились.
В России батареи традиционного исполнения выпускают как в моноблоках с отдельными крышками, герметизируемыми битумной смазкой, так и в моноблоках с общей крышкой, герметизируемой контактно-тепловой сваркой.
Аккумуляторные батареи с отдельными крышками (рис. 1) собирают в одном многоячеечном корпусе — моноблоке (2), выполненном из эбонита или другой кислотостойкой пластмассы, разделенном перегородками (16) на отдельные камеры-ячейки (банки), по числу аккумуляторов в батарее. В каждую из ячеек помещен блок, состоящий из чередующихся положительных (5) и отрицательных (3) электродов, разделенных сепараторами (4). Он представляет собой отдельный аккумулятор напряжением 2 В. Пространство между дном моноблока и верхними кромками фиксирующих электроды опорных призм (1) служит для накаливания шлама — осадка, образующегося в процессе эксплуатации вследствие оплывания частиц активной массы положительных электродов. Когда объем шламового пространства заполняется, происходит замыкание нижних кромок разноименных электродов и аккумулятор теряет работоспособность.
Рис. 1 Аккумуляторная батарея с отдельными крышками |
Электроды состоят из активной массы, нанесенной на токоотвод решетчатой конструкции — решетку. Сепараторы разделяют участвующие в электрохимических превращениях реагенты, а также обеспечивают возможность диффузии электролита от одного электрода к другому. Сторона сепаратора, обращенная к положительному электроду для облегчения доступа электролита к поверхности активной массы, выполнена ребристой.
Борн (8), который служит наружным токоотводом аккумулятора, последовательно соединяет соседние аккумуляторы между собой в батарею. К выводным борнам крайних аккумуляторов батареи привариваются полюсные выводы (9) и (14), служащие для соединения батареи с внешней электрической цепью. Положительный (9) и отрицательный (14) выводы имеют разный диаметр, что позволяет исключить возможность переполюсовки при подключении АКБ к бортовой цепи автомобиля.
В верхней части электродного блока устанавливают щиток (7), предохраняющий верхние кромки сепараторов (4) от повреждения при замерах уровня и плотности электролита.
Каждый аккумулятор после установки электродного блока в камеру-ячейку моноблока закрывают сверху отдельной пластмассовой или эбонитовой крышкой (15). В ней выполняют по два отверстия с втулками для выводных борнов электродного блока. Между ними расположено резьбовое отверстие для заливки электролита и периодического обслуживания аккумулятора в процессе эксплуатации. После заливки электролита резьбовое отверстие закрывают пробкой из полиэтилена (11), имеющей небольшое вентиляционное отверстие (13), предназначенное для выхода газов при эксплуатации.
Для герметичной укупорки новых сухозаряженных батарей в верхней части пробки над вентиляционным отверстием выполнен глухой прилив. Для обеспечения нормальной эксплуатации этот прилив, после заливки электролита в батарею, необходимо срезать.
Благодаря специфическим свойствам термопластичной пластмассы появились аккумуляторные батареи с общей крышкой в моноблоке из сополимера пропилена с этиленом, устройство которых показано на рис. 2.
В моноблоке (1) установлены электродные блоки, состоящие из разноименных электродов (2) и (3), разделенных сепараторами (4). Эти блоки соединены между собой при помощи укороченных межэлементных соединений (6) через отверстия в перегородках (5) моноблока. Крышка (7) сделана единой на все шесть аккумуляторов батареи. Свойства термопластичной пластмассы позволили применить для герметизации АКБ с общей крышкой метод контактно-тепловой сварки, обеспечивающий сохранение герметичности как по периметру, так и между отдельными аккумуляторами в широком диапазоне температур (от −50°C до 70°C).
Рис. 2 Аккумуляторная батарея с общей крышкой |
Необслуживаемое исполнение.
Недостатки традиционных свинцовых батарей обусловлены тем, что содержащаяся в сплаве положительных токоотводов сурьма постепенно, по мере их коррозии, через раствор переходит на поверхность отрицательного электрода. Осаждение большого количества сурьмы на поверхности отрицательной активной массы снижает напряжение на электродах батареи, при котором начинается разложение воды на водород и кислород. Поэтому, в конце зарядного процесса и при небольшом перезаряде, происходит бурное газовыделение, сопровождающееся «кипением» электролита вследствие электролитического разложения входящей в него воды.
За последние 20-25 лет, по мере развития технологии и совершенствования оборудования, появилось несколько разновидностей батарей так называемого «необслуживаемого» исполнения. Их основная отличительная особенность — использование сплавов с пониженным содержанием сурьмы или вовсе без нее для производства токоотводов.
Усовершенствование конструкции при создании необслуживаемых АКБ заключается еще и в том, что для увеличения запаса электролита без изменения высоты батареи, один из аккумуляторных электродов помещают в сепаратор-конверт, который изготовлен из микропористого полиэтиленового материала с низким электросопротивлением. В этом случае замыкание электродов различной полярности, при отсутствии сбоев в работе сборочного оборудования, практически исключено. Поэтому опорные призмы становятся ненужными, и блок электродов можно установить прямо на дно ячейки моноблока. В результате та часть электролита, которая раньше находилась в шламовом пространстве между призмами и не принимала участия в работе аккумулятора, теперь находится над электродами и пополняет его запас, расходуемый при эксплуатации батареи.
Первоначально такие батареи начали выпускать в США на базе свинцово-кальциевого сплава (0,07-0,1% Ca; 0,1-0,12% Sn; остальное — Pb) для токоотводов, положительного и отрицательного электродов. Это снизило газовыделение, что обеспечило эксплуатацию АКБ без доливки воды в течение как минимум двух лет. Расход воды у этих батарей так мал, что конструкторы убрали из крышек отверстия для доливки воды и сделали батареи полностью необслуживаемыми. При этом самозаряд батарей замедлился более чем в 6 раз. Однако, при нескольких глубоких разрядах такие АКБ быстро теряют емкость и их стартерные характеристики резко снижаются, из-за чего они не нашли широкого распространения в Европе и России.
В это же время в США появились батареи системы «кальций плюс» (гибридные) с содержанием до 1,5-1,8% сурьмы и 1,4-1,6% кадмия в положительном токоотводе и свинцово-кальциевым отрицательным токоотводом. Характеристики этих батарей по расходу воды и саморазряду вдвое лучше, чем у малосурьмяных, но все еще не такие хорошие, как у свинцово-кальциевых.
К началу 80-х годов производство необслуживаемых батарей стало быстро развиваться в странах Европы. Но там пошли по пути применения сплавов с пониженным до 2,5-3,0% содержанием сурьмы. Однако, у таких АКБ расход воды и саморазряд в 2-3 раза выше, чем у батарей с кальциевыми токоотводами. Позже и в Европе появились так называемые гибридные батареи.
Наконец, в конце 90-х годов и в США, и в Западной Европе началось производство батарей с токоотводами из свинцово-кальциевого сплава с добавкой новых легирующих компонентов, в том числе серебра, которые не боятся глубоких разрядов.
В России выпускаются необслуживаемые батареи емкостью от 44 до 90 А·ч с токоотводами из малосурьмяного сплава с содержанием сурьмы 1,7-3,0%.
Следует отметить, что эксплуатация батарей без отверстий для доливки воды требует более точной работы системы энергосбережения автомобиля, а также более внимательного отношения автовладельцев к состоянию и исправной работе электрооборудования. В первую очередь это касается натяжения ремня привода генератора и исправности самого генератора, а также регулятора напряжения. Отрицательно сказывается на состоянии батарей последнего поколения и наличие утечек тока в системе электрооборудования или сигнализацию.
Подавляющее большинство АКБ, поступающих в Россию из стран Европы, выпускают, как правило, в гибридном исполнении, либо с токоотводами обеих полярностей из свинцово-кальциевых сплавов. При изготовлении сухозаряженных батарей многие производители применяют для электродов обеих полярностей малосурьмяные сплавы с содержание сурьмы 1,6-1,8%.
www.tmvrn.ru
Видеоматериалы
Опыт пилотных регионов, где соцнормы на электроэнергию уже введены, показывает: граждане платить стали меньше
Подробнее...С начала года из ветхого и аварийного жилья в республике были переселены десятки семей
Подробнее...Более 10-ти миллионов рублей направлено на капитальный ремонт многоквартирных домов в Лескенском районе
Подробнее...Актуальные темы
ОТЧЕТ о деятельности министерства энергетики, ЖКХ и тарифной политики Кабардино-Балкарской Республики в сфере государственного регулирования и контроля цен и тарифов в 2012 году и об основных задачах на 2013 год
Подробнее...Предложения организаций, осуществляющих регулируемую деятельность о размере подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на 2013 год
Подробнее...
КОНТАКТЫ
360051, КБР, г. Нальчик
ул. Горького, 4
тел: 8 (8662) 40-93-82
факс: 8 (8662) 47-31-81
e-mail:
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.