Экологические проблемы атомных электростанций (стр. 3 из 5). Проблемы эксплуатации атомных электростанций


"Ликвидация" российских АЭС: проблемы и перспективы

Сегодня в России действует 31 энергоблок АЭС. Остановлены, но не выведены из эксплуатации четыре блока Нововоронежской и Белоярской АЭС. К 2020 году еще 28 энергоблоков, построенные и введенные в эксплуатацию в основном в 1970-1990 годах, исчерпают 30-тилетний срок службы.

В настоящее время концерн «Росэнергоатом» реализует программы подготовки и вывода из эксплуатации остановленных первого и второго блоков Белоярской и Нововоронежской АЭС. Кроме того, в рамках условий действия лицензий на эксплуатацию разработаны программы вывода первого, второго Курской, первого, второго и третьего Кольской АЭС, первого, второго, третьего и четвертого блоков Билибинской и Ленинградской станций, третьего Белоярской, третьего, четвертого и пятого блоков Нововоронежской АЭС.

Срок эксплуатации действующих энергоблоков с реакторами ВВЭР первого поколения и РБМК продлен на 15, с реакторами ВВЭР – на 25 лет. Это сдвинет начало массовой остановки энергоблоков на 2016 год и при правильной стратегии позволит накопить достаточные финансовые средства для вывода их из эксплуатации, а так же ввести в действие новые мощности, обеспечивающие рост производства электрической энергии на атомных станциях.

Основные подходы к выводу из эксплуатации

Вывод блоков АЭС из эксплуатации направлен на освобождение объектов из-под контроля и надзора со стороны органов государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности. Он может осуществляться по трем основным вариантам (или их комбинациям). Ликвидация предусматривает удаление всех радиоактивных веществ и материалов с площадки энергоблока и приведение оставшихся зданий, сооружений и оборудования в состояние, обеспечивающее снятие с контроля ядерной и радиационной безопасности со стороны органов государственного регулирования. Создание объекта окончательной изоляции РАО на месте расположения выводимого из эксплуатации объекта («захоронение на месте») предполагает создание необходимых физических барьеров для предотвращения нерегламентированного выхода радиоактивных веществ в окружающую среду и несанкционированного доступа в зону локализации отходов. Конверсия направлена на изменение целевого назначения основных сооружений, зданий, инженерных систем и оборудования блока, перепрофилирование объекта для ведения иных работ, в том числе в области использования атомной энергии. Технических проблем, ограничивающих возможность реализации любой модели, в настоящее время не существует.

Белоярская АЭС

Концерн «Росэнергоатом» в качестве основного варианта вывода из эксплуатации выбрал ликвидацию блоков АЭС как радиационно-опасных объектов после длительного сохранения под наблюдением. Этот процесс включает в себя следующие этапы: окончательный останов, подготовку к выводу из эксплуатации, подготовку к сохранению под наблюдением, длительное сохранение под наблюдением, ликвидацию. Подготовка к выводу из эксплуатации включает в себя перевод блока в ядерно-безопасное состояние (удаление топлива из активной зоны реактора и, в дальнейшем, с площадки энергоблока), удаление и переработку радиоактивных рабочих сред и эксплуатационных РАО, разработку необходимой технической и разрешительной документации, получение лицензии Ростехнадзора на вывод. После этого начинаются сами работы по выводу. Подготовка к сохранению под наблюдением заключается в локализации высокоактивного оборудования в помещениях реакторного отделения, а также и консервацию оборудования, систем и строительных конструкций блока. Длительное сохранение под наблюдением, при поддержании на должном уровне состояния защитных барьеров, снизит уровень опасности энергоблоков за счет физического распада радиоактивных веществ.

Выбор такой модели обусловлен закреплением за эксплуатирующей организацией площадок АЭС в бессрочное пользование, необходимостью обеспечить безопасную эксплуатацию работающих блоков, расположенных на этих площадках, отсутствием в настоящее время национальных и региональных пунктов хранения и захоронения РАО, а также недостатком финансовых средств, накопленных на вывод из эксплуатации. 

Правовое обеспечение

Для эффективного планирования, контроля и реализации работ по выводу из эксплуатации в современных условиях требуется совершенствование существующей нормативно-правовой базы. В частности, необходимо определить статус объекта после окончательного останова для вывода из эксплуатации, разграничить и установить долгосрочную ответственность за безопасность объектов, выводимых из эксплуатации по варианту «захоронения на месте».

Нужна четкая регламентация критериев безопасности блоков на всех этапах их вывода из эксплуатации – в первую очередь, с момента окончательного останова (когда ядерные материалы и ОЯТ еще находятся на объекте, а работы по подготовке к выводу из эксплуатации уже необходимо проводить) до приведения энергоблока в ядерно-безопасное состояние.

Следует определить параметры, характеризующие конечное состояние ЯРОО, промплощадки и территории санитарно-защитной зоны после вывода из эксплуатации, их пригодность для ограниченного и неограниченного использования, а также критерии и порядок снятия их с регулирующего контроля.

Должна быть законодательно оформлена ответственность государства за финансирование работ по решению проблем, накопленных в результате деятельности прошлых лет. Необходимо также разработать критерии отнесения этих проблем к ядерному наследию и механизмы обеспечения необходимого бюджетного финансирования мероприятий по их ликвидации.

Кроме того, должны быть решены вопросы налогообложения остановленных энергоблоков АЭС как объектов, не предназначенных для производства товаров и услуг.

Проблемы финансирования

До конца 80-х финансирование подготовки и вывода из эксплуатации блоков АЭС предполагалось осуществлять за счет государственного бюджета. С начала перестройки и вплоть до середины 90-х такие работы оплачивались концерном «Росэнергоатом» из средств, полученных от основной деятельности.

В августе 1995 года Минатомом России было принято решение о создании резерва на покрытие расходов по выводу из эксплуатации блоков АЭС, формирующегося из отчислений в размере 1,3% выручки от реализации продукции и услуг атомных станций. Соответствующее положение вступило в силу после введения новой редакции Налогового кодекса РФ и выпуска Постановления Правительства РФ № 68 от 30.01.2002 г. «Об утверждении Правил отчисления эксплуатирующими организациями средств для формирования резервов, предназначенных для обеспечения безопасности атомных станций на всех стадиях их жизненного цикла и развития».

Кольская АЭС

В настоящее время средства этого резерва покрывают затраты только на подготовку и вывод из эксплуатации уже остановленных энергоблоков Белоярской и Нововоронежской АЭС, частично – на подготовку к выводу из эксплуатации четырех блоков Билибинской, а также первого и второго блоков Курской и Ленинградской АЭС. Это не позволяет формировать накопительную часть резерва и полностью финансировать работы по обращению с РАО и ОЯТ после промежуточного хранения на площадках атомных станций.

В конце 2007 года Правительство РФ приняло Федеральную целевую программу «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года», взяв ответственность за финансирование основных накопленных проблем ЯРБ. В ФЦП, в частности, предусмотрены средства на вывод из эксплуатации уже остановленных блоков Белоярской и Нововоронежской АЭС и подготовку к выводу четырех блоков Билибинской станции.

Специалисты ВНИИАЭС на основании «Расчета-обоснования норматива отчислений в специальный фонд эксплуатирующей организации по выводу энергоблоков АЭС из эксплуатации», выполненного в 1998 году и одобренного Минфином РФ для различных сценариев развития атомной энергетики, рассчитали нормативы отчислений в резерв. С учетом продления срока службы действующих блоков и ввода в эксплуатацию новых мощностей, величина вклада должна составлять 3,2% выручки от реализации продукции и услуг АЭС.

Информационная и социальная поддержка

Помимо технических, правовых и финансовых вопросов необходимо решить и ряд других важных задач. Процесс вывода из эксплуатации должен быть обеспечен информационной поддержкой – сбором, хранением и распространением детальных сведений о текущем состоянии блоков, наличии технической, эксплуатационной документации и т.д. В концерне «Росэнергоатом» создаются корпоративная информационная система и базы данных по подготовке и выводу из эксплуатации, а также унифицированные базы данных по каждому выводимому из эксплуатации энергоблоку.

Работы по выводу из эксплуатации должны сопровождаться комплексом мер по социальной защите персонала остановленных объектов. Часть специалистов будет занята в мероприятиях по выводу из эксплуатации, для остальных следует проводить переподготовку, создавать новые рабочие места либо переселять вместе с семьями на новое место жительства.

Кроме того, эксплуатирующая организация должна обеспечить эффективное взаимодействие с общественностью, региональными и территориальными органами власти, средствами массовой информации, в том числе широкое информирование о целях и конечных результатах деятельности по выводу ЯРОО из эксплуатации.

***Вывод из эксплуатации энергоблоков предполагает превращение промплощадки в «серую лужайку», предусматривающее ее неограниченное промышленное использование. Это наиболее разумное решение.

Атомная энергетика России – это многоблочные АЭС, имеющие разветвленную инфраструктуру, с пристанционными городами и сложившимся потребителями. Стоимость строительства нового блока составляет не более 10-15 % стоимости существующей инфраструктуры. Таким образом, если, в конечном итоге, готовить площадку демонтируемого блока для строительства нового, вывод из эксплуатации замкнет жизненный цикл АЭС и гармонично включится в процесс развития не только площадки, но региона и промышленно-энергетического комплекса страны в целом.

 

Как показала мировая практика, вывод из эксплуатации атомных станций требует больших материальных затрат. Необходимо как можно быстрее разработать новую российскую «Методику расчета затрат на подготовку и вывод из эксплуатации блоков АЭС», опираясь на современные подходы и аналогичный опыт западных стран в условиях рыночной экономики.

Для обеспечения эффективного и безопасного вывода из эксплуатации нужны масштабные научно-исследовательские, проектные, технологические и опытно-конструкторские работы, изготовление, испытание и внедрение робототехники и устройств для проведения глубокой дезактивации. Для РАО разных категорий, образующихся в процессе вывода (от 5х103 т до 20х103т для одного энергоблока), необходимо сооружение хранилищ и могильников, транспортных контейнеров, технических средств разделения и кондиционирования.

В начале 90-х годов специалисты МАГАТЭ оценивали затраты на вывод АЭС из эксплуатации как 12 % от расходов на строительство станции. Однако такая оценка содержала ряд неопределенностей. Например, самые низкие затраты (менее 12 %) планировались в Финляндии, где на площадке АЭС имелось подземное хранилище для РАО, как эксплуатационных, так и образующихся при выводе. А в Германии в смету затрат включались расходы на создание инфраструктуры переработки и захоронения РАО, и стоимость вывода из эксплуатации оценивалась почти в пять раз выше рекомендованной. Нормативы по категорированию РАО также сильно различаются. Так, в Японии отходы с удельной активностью 130 Бк/кг относятся к категории низкоактивных РАО, подлежащих захоронению в специальных хранилищах, а в Финляндии допускается неограниченное использования отходов с удельной активностью 1000 Бк/кг

На основе рекомендаций МАГАТЭ в разных странах рассчитали затраты на вывод из эксплуатации с учетом типов и мощности реакторов, а также национальных систем обращения с РАО. Так, в Германии немедленный демонтаж энергоблока с реактором PWR мощностью 1200 МВт должен был стоить $425,2 млн, с реактором BWR (770 МВт) – $556,9 млн. В Швеции расходы на вывод блока PWR (860 МВт), по расчетам, составляли $150,5 млн, BWR (1160 МВт) – $195,7 млн. США на вывод энергоблоков с PWR и BWR мощностью по 1100 МВт должны были затратить $225,8 млн и $278,4 млн соответственно.

Однако осуществление проектов по выводу АЭС из эксплуатации показала, что реальные затраты составляют около 37 % от расходов на создание нового объекта и их величина колеблется в довольно широком диапазоне.

Расходы зависят от мощности и типа блока, срока его службы и времени до окончательной остановки, проблем, связанных с обработкой и хранением остаточных материалов, затрат на оплату труда персонала, графика работ и т.д. Существенное влияние оказывают национальные особенности (объем необходимых работ, способы обращения с РАО, нормативы радиационной защиты, методика получения лицензий и прочее). За стоимостный ориентир можно условно принять сумму $750 на киловатт мощности реактора.

В некоторых государствах в том или ином виде существуют централизованные фонды по выводу АЭС из эксплуатации. В других, например, Великобритании, бюджетные фонды отсутствуют, а для коммерческих АЭС созданы частные. Еще один механизм – полное финансирование работ государством. 

www.atomic-energy.ru

Экологические проблемы атомных электростанций - часть 3

На первом этапе исследований была разработана концепция и программа проведения мониторинга, выбраны критерии и методы оценки здоровья людей, выявлены основные факторы окружающей среды, способные повлиять на здоровье людей, на основе современных информационных технологий создан единый банк данных для хранения и систематизации всей накопленной информации. Он состоит из медицинской и гигиенической баз данных. В первой содержатся сведения медицинской статистики и результаты обследований, во второй - сведения о радиационной обстановке и о наличии вредных химических веществ в ареале наблюдения.

Наблюдения ведутся в зоне расположения двух атомных станций - Калининской и Ростовской. Первая - работает долгие годы, вторая - недавно пущена. Ростовская АЭС, пуск которой был осуществлен после начала исследования, дала медикам уникальную возможность оценить так называемый "нулевой фон", то есть состояние здоровья населения в период, предшествующий началу эксплуатации энергоблока.

Исследование началось с изучения радиационно-гигиенической обстановки, уровня химических полютантов, оценки надежности показателей государственной статистики.

В ходе мониторинга специалисты ГНЦ "Институт биофизики" обследовали людей, а также собирали медицинские данные обследуемых за последние пять лет. Они изучали демографическую и медицинскую статистику - показатели рождаемости, смертности и заболеваемости в основной и контрольной группах населения. Основная группа - люди, проживающие в зоне наблюдения, контрольная - жители отдаленных от АЭС населенных пунктов, имеющих сходные климатические и демографические условия.

С особой тщательностью, методом углубленного медицинского обследования, изучалось состояние здоровья у наиболее чувствительных к воздействию радиации групп населения - детей, подростков, беременных. Предметом изучения было не только общее состояние здоровья, но и состояние критических систем организма, таких как кроветворная, эндокринная, репродуктивная.

В общей сложности исследованиями были охвачены 36 тысяч жителей Ростовской области и 75 тысяч жителей Калининской.

В ходе мониторинга определялся и такой важный параметр как частота врожденной и наследственной патологии, так называемый генетический груз. Частота наследственных болезней в популяциях - фундаментальный параметр, от которого отталкиваются при расчете оценок генетических последствий облучения. При проведении мониторинга специалисты ИБФ пользовались специально разработанным для популяционных исследований и получившим одобрение Всемирной организации здравоохранения протоколом. Он включает в себя целый комплекс исследований, направленных на выявление возможного влияния различных факторов на формирование наследственных болезней.

Исследования показали, что груз наследственных болезней у людей, живущих по соседству с АЭС, близок к среднему по России. Для серьезных выводов необходимо продолжить исследование и существенно расширить круг обследуемых лиц.

В рамках мониторинга изучался также уровень социально-психологической напряженности - "радиофобии" - среди населения.

Первые результаты исследования уже получены, но выводы пока делать преждевременно - для этого потребуются многолетние наблюдения. Однако некоторые результаты можно привести в качестве примера.

Так, стало очевидно, что проработавшая долгие годы Калинская АЭС не является существенным загрязнителем окружающей среды Удомельского района Калининской области, загрязнение атмосферного воздуха, наземных и подземных вод не связаны с ее деятельностью. На обеих станциях - и Калининской, и Ростовской - радиационная обстановка благоприятная. Содержание основных радионуклидов в пищевых продуктах растительного и животного происхождения и питьевой воде такое же, как в аналогичных продуктах других регионов страны, и составляет доли процентов от регламентируемых санитарными нормами и правилами.

Медики не обнаружили отрицательного влияния соседства АЭС на человеческий организм - показатели здоровья населения, проживающего радом со станциями, не хуже, чем у остальных россиян. А некоторые показатели даже лучше. Например, смертность детей до одного года в Удомле намного ниже, чем в целом по стране.

Исследование получило одобрение членов Пятого научно-технического совета - его признали актуальным и своевременным. Оно будет продолжено. Специалисты считают, что мониторинг полностью выполнит свою задачу, если наблюдения будут вестись в течение всего периода эксплуатации АЭС - для недавно пущенной Ростовской станции это возможно. При одном условии - если хватит средств.

Обеспечения радиационной безопасности

Обеспечение радиационной безопасности – это, прежде всего обеспечение безопасности человека. Международная комиссия по радиологической защите (МКРЗ) считает, что если обеспечена радиационная безопасность человека, как наиболее радиочувствительного биологического вида, то обеспечена и безопасность других биологических видов и экосистем, хотя отдельным особям может быть причинен вред.

Радиационные нормативы не могут рассматриваться как граница между опасным и безопасным уровнем облучения человека. Это связано с беспороговым характером действия ионизирующего излучения и полностью исключить вредное влияние ионизирующего излучения невозможно. Абсолютно безопасного уровня облучения людей не существует. Радиационные нормативы представляют собой разумный компромисс между стремлением снизить уровень облучения людей и практическими возможностями снижения этого уровня.

Соблюдение установленных нормативов является необходимым, но не достаточным условием соблюдения радиационной безопасности. Необходима оценка того, достигнут ли оптимальный уровень радиационной безопасности (радиационного благополучия, радиационной обстановки). При конкретных видах работ разумно достижимый уровень облучения может быть значительно ниже дозового предела. При значениях доз облучения людей ниже нормативов также необходимо проведение мероприятий по их снижению, но не любых, а достаточно простых и дешевых, удовлетворяющих принципу оптимизации. Краткая формулировка принципа оптимизации это - снижение доз облучения людей до разумно низкого уровня с учетом экономических и социальных факторов.

Для достижения оптимального уровня облучения и контроля его соблюдения нормы радиационной безопасности требуют устанавливать контрольные уровни, как для отдельных радиационных факторов, так и для уровня облучения работников.

Стратегия обеспечения радиационной безопасности населения основывается на следующих принципах:

- Наибольшее внимание должно уделяться оценке доз, закономерностям их формирования и снижению облучения населения от тех источников ионизирующего излучения, для которых возможно достичь максимального снижения суммарной дозы облучения населения при наименьших затратах.

- Первоочередные защитные мероприятия должны проводиться для групп населения, получающих наибольшие дозы от данного источника (критических групп)

Проведение оценки доз от всех источников ионизирующего излучения позволит в каждом конкретном случае определить, для какого источника защитные мероприятия могут быть наиболее эффективными, провести эти мероприятия и оценить их эффективность по измерению суммарной дозы облучения группы людей, для которых проводились эти мероприятия.

Нормы радиационной безопасности распространяются на следующие виды облучения:

- Облучение персонала и населения в условиях нормальной эксплуатации техногенных источников ионизирующего излучения.

- Облучение персонала и населения в условиях радиационной аварии.

- Облучение работников промышленных предприятий и населения природными источниками ионизирующего излучения.

- Медицинское облучение населения.

Первые два вида облучения создают около 1 (одного) процента средней дозы облучения населения. Ставить задачу существенного улучшения радиационной обстановки в стране, уменьшения общего количества онкологических заболеваний, вызванных воздействием ионизирующего излучения, путем снижения доз от этих видов облучения бессмысленно.

Третий и четвертый виды облучения, за счет природных и медицинских источников излучения, создают около 99 (девяносто девяти) процентов средней дозы облучения населения. Для этих видов облучения вполне реальна постановка задачи не только в плане снижения облучения отдельных групп, но и существенного улучшения радиационной обстановки во всей стране.

Природные источники ионизирующего излучения создают основной вклад в суммарную дозу облучения населения. Они воздействуют на человека, как в производственных, так и в коммунальных условиях.

Внедрение в практику радиационно-гигиенической паспортизации организаций и территорий позволит получать объективную информацию о степени благополучия радиационной обстановки.

Переход на новую стратегию обеспечения радиационной безопасности позволит значительно снизить облучение населения, сделать радиационную обстановку управляемой.

Судьба отработанного ядерного топлива

Что же такое отработавшее ядерное топливо? С одной стороны, оно более чем на 90 % состоит из материалов, пригодных для дальнейшего использования в промышленности, и, следовательно, является ценным сырьем для получения регенерируемых компонентов ядерного топлива и важнейших изотопов. С другой - оно содержит, пусть и в небольших количествах, потенциально опасные, радиоактивные вещества, появившиеся в результате облучения в реакторе АЭС и не имеющие при существующем уровне технологии достаточного применения (РАО). Именно по причине такой двойственности продукта и соответствующей противоречивости подходов к нему (сырье-отход), не прекращаются бурные дискуссии между специалистами - атомщиками, экологами, экономистами, о правильности выбора того или иного способа обращения с отработавшим ядерным топливом. Следует подчеркнуть, что проблема утилизации ОЯТ стоит перед всеми странами, эксплуатирующими ядерные энергетические объекты. Накопление ОЯТ происходит во множестве географических регионов, нецентрализованно, по различным стандартам, что представляет собой потенциальную угрозу глобальной безопасности и вряд ли отвечает задачам ядерного нераспространения. Поскольку из ОЯТ может быть выделен энергетический плутоний, пригодный для создания ядерного взрывного устройства, а также ОЯТ может быть использовано для создания той самой радиологической "грязной" бомбы, по терминологии Генерального директора МАГАТЭ г-на Эль Барадея, образующейся из совмещения обычной взрывчатки и радиоактивного источника, то возникает и политический аспект этой проблемы.

mirznanii.com

Глава 2. Деятельность, связанная с использованием атомной энергии. Атомные электростанции и экологические проблемы, возникающие при их эксплуатации

С конца 1960-х годов начинается бум ядерной энергетики. В это время возникло две иллюзии, связанных с ядерной энергетикой. Считалось, что энергетические ядерные реакторы достаточно безопасны, а системы слежения и контроля, защитные экраны и обученный персонал гарантируют их безаварийную работу, а также считалось, что ядерная энергетика является «экологически чистой», т.к. обеспечивает снижение выброса парниковых газов при замещении энергетических установок, работающих на ископаемом топливе.

Иллюзия о безопасности ядерной энергетики была разрушена после нескольких больших аварий в Великобритании, США и СССР, апофеозом которых стала катастрофа на чернобыльской АЭС. Катастрофа в Чернобыле показала, что потери при аварии на ядерном энергетическом реакторе на несколько порядков превышают потери при аварии на энергетической установке такой же мощности, использующей ископаемое топливо. В эпицентре аварии уровень загрязнения был настолько высок, что население ряда районов пришлось эвакуировать, а почвы, поверхностные воды, растительный покров оказались радиоактивно зараженными на многие десятилетия. При этом в отношении чернобыльского выброса многое остается неизвестным, и риск здоровью населения от аварийных выбросов этой АЭС существенно занижен, т.к. в большинстве стран СНГ отсутствует хорошая медицинская статистика. Рядом исследователей США было установлено, что с мая по август 1986 года, наблюдался значительный рост общего числа смертей среди населения, высокая младенческая смертность, а также пониженная рождаемость, связанные не исключено с высокой концентрацией радиоактивного йода-131 из чернобыльского облака, накрывшего США.

За четыре летних месяца возросло количество смертей от пневмонии, разных видов инфекционных заболеваний, СПИДа по сравнению со средним числом смертей за этот период в 1983-85 годах. Все это с высокой статистически достоверной вероятностью связано с поражением иммунной системы чернобыльскими выбросами.

Такой же точной статистики нет и для большинства других стран, исключая Германию. На юге Германии, где чернобыльские выпадения были особенно интенсивными, младенческая смертность возросла на 35%.

Однако опасность ядерной энергетики лежит не только в сфере аварий и катастроф. Даже без них около 250 радиоактивных изотопов попадают в окружающую среду в результате работы ядерных реакторов. Эти радиоактивные частицы вместе с водой, пылью, пищей и воздухом попадают в организмы людей, животных, вызывая раковые заболевания, дефекты при рождении, снижение уровня иммунной системы и увеличивают общую заболеваемость населения, проживающего вокруг ядерных установок.

Департамент общественного здравоохранения штата Массачусетс с 1990 года установил, что у людей, живущих и работающих в двадцатимильной зоне АЭС «Пилигрим», около города Плимут, в 4 раза выше заболеваемость лейкемией, чем ожидалось. Статистически заметное увеличение случаев заболеваний лейкемией и раком обнаружено в окрестностях АЭС «Троян» в городе Портленд, штат Орегон. Заболеваемость лейкемией детей в поселке около британского ядерного центра в Селлафилде в 10 раз выше, чем в среднем по стране, и, несомненно, связана с его работой. Это стало известно в 1990 году, а недавно официально подтверждено Британским комитетом по радиологии.

Даже когда АЭС работает нормально, она обязательно выбрасывает изрядное количество радиоактивных изотопов инертных газов. Также как радиоактивный йод концентрируется в щитовидной железе, вызывая ее поражение, радиоизотопы инертных газов, в 70-е годы считавшиеся абсолютно безвредными для всего живого, накапливаются в некоторых клеточных структурах растений хлоропластах, митохондриях и клеточных мембранах. После установления этого факта, остается слово «инертные» всегда употреблять в кавычках, поскольку, конечно же, они оказывают серьезное влияние на процессы жизнедеятельности растений.

Радиоизотопы «инертных» газов вызывают и такой феномен как столбы ионизированного воздуха (свечки) над АЭС. Эти образования могут наблюдаться с помощью обыкновенных радиолокаторов на расстоянии в сотни километров от любой АЭС. Кто сможет утверждать, что все это никак не сказывается на состоянии и качестве окружающей среды, на миграционных путях птиц и летучих мышей, на поведении насекомых?

Одним из основных выбрасываемых инертных газов является криптон-85 бета-излучатель. Уже сейчас ясна его роль в изменении электропроводности атмосферы. Количество криптона-85 в атмосфере (в основном за счет работы АЭС) увеличивается на 5 % в год. Уже сейчас количество криптона-85 в атмосфере в миллионы раз (!) выше, чем до начала атомной эры. Этот газ в атмосфере ведет себя как тепличный газ, внося тем самым вклад в антропогенное изменение климата Земли.

Нельзя не упомянуть и проблему другого бета-излучателя, образующегося при всякой нормальной работе АЭС, трития, или радиоактивного водорода. Доказано, что он легко связывается с протоплазмой живых клеток и тысячекратно накапливается в пищевых цепочках. Кроме того, надо добавить загрязнение тритием грунтовых вод практически вокруг всех АЭС. Ничего хорошего от замещения части молекул воды в живых организмах тритием ждать не приходиться. Когда тритий распадается (период полураспада 12,3 года), он превращается в гелий и испускает сильное бета-излучение. Эта трансмутация особенно опасна для живых организмов, так как может поражать генетический аппарат клеток.

Еще один радиоактивный газ, не улавливаемый никакими фильтрами и в больших количествах производимый всякой АЭС, углерод-14. Есть основания предполагать, что накопление углерода-14 в атмосфере ведет к резкому замедлению роста деревьев. Такое необъяснимое замедление роста деревьев, по заключению ряда лесоводов, наблюдается, чуть ли не повсеместно на Земле. Сейчас в составе атмосферы количество углерода-14 увеличено на 25% по сравнению с до атомной эрой.

Но главная опасность от работающих АЭС - загрязнение биосферы плутонием. На Земле было не более 50 кг этого сверхтоксичного элемента до начала его производства человеком в 1941 году. Сейчас глобальное загрязнение плутонием принимает катастрофические размеры: атомные реакторы мира произвели уже много сотен тонн плутония – количество более чем достаточное для смертельного отравления всех живущих на планете людей. Плутоний крайне летуч: стоит пронести образец через комнату, как допустимое содержание плутония в воздухе будет превышено. У него низкая температура плавления – всего 640 градусов по Цельсию. Он способен к самовозгоранию при наличии кислорода.

Обычно, когда говорят о радиационном загрязнении, имеют в виду гамма-излучение, легко улавливаемое счетчиками Гейгера и дозиметрами на их основе. В то же время есть немало бета-излучателей (углерод-14, криптон-85, стронций-90, йод-129 и 130). Существующими массовыми приборами они измеряются недостаточно надежно. Еще труднее быстро и достоверно определять содержание плутония, поэтому если дозиметр не щелкает, это еще не означает радиационной безопасности, это говорит лишь о том, что нет опасного уровня гамма-радиации.

Наконец, важнейшей причиной экологической опасности ядерной энергетики и ядерной промышленности в целом является проблема радиоактивных отходов, которая так и остается нерешенной. На 424 гражданских ядерных энергетических реакторах, работающих во всем мире, ежегодно образуется большое количество низко-, средне- и высокорадиоактивных отходов. К этой проблеме отходов прямо примыкает проблема вывода выработавших свой ресурс реакторов.

Радиоактивное загрязнение сопровождает все звенья сложного хозяйства ядерной энергетики: добычу и переработку урана, работу АЭС, хранение и регенерацию топлива. Это делает атомную энергетику экологически безнадежно грязной. С каждым десятилетием открываются все новые опасности, связанные с работой АЭС. Есть все основания считать, что и далее будут выявляться новые данные об опасностях, исходящих от АЭС.

studfiles.net


Видеоматериалы

24.10.2018

Опыт пилотных регионов, где соцнормы на электроэнергию уже введены, показывает: граждане платить стали меньше

Подробнее...
23.10.2018

Соответствует ли вода и воздух установленным нормативам?

Подробнее...
22.10.2018

С начала года из ветхого и аварийного жилья в республике были переселены десятки семей

Подробнее...
22.10.2018

Столичный Водоканал готовится к зиме

Подробнее...
17.10.2018

Более 10-ти миллионов рублей направлено на капитальный ремонт многоквартирных домов в Лескенском районе

Подробнее...

Актуальные темы

13.05.2018

Формирование энергосберегающего поведения граждан

 

Подробнее...
29.03.2018

ОТЧЕТ о деятельности министерства энергетики, ЖКХ и тарифной политики Кабардино-Балкарской Республики в сфере государственного регулирования и контроля цен и тарифов в 2012 году и об основных задачах на 2013 год

Подробнее...
13.03.2018

Предложения организаций, осуществляющих регулируемую деятельность о размере подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на 2013 год

Подробнее...
11.03.2018

НАУЧИМСЯ ЭКОНОМИТЬ В БЫТУ

 
Подробнее...

inetpriem


<< < Ноябрь 2013 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

calc

banner-calc

.