Блок реле - Блок сопряжения контроллера и исполнительных механизмов. Реле контроллер
Контроллер для ветрогенератора, схема, описание, и видео
В прошлых статьях я уже описывал схему изготовления контроллера для ветрогенератора на основе автомобильного реле-регулятора (РР). Также в тех статьях есть фото и видео работы этого балластного регулятора. Принцип работы очень простой, реле-регулятор автомобильный при 14.2 вольта отключает щетку генератора и он перестаёт заряжать аккумулятор в автомобиле и таким образом АКБ не перезаряжается. А для работы с ветрогенератором сигнал от РР используется для включения дополнительной нагрузки к АКБ, которая сжигает лишнюю энергию и не даёт напряжению выросли выше 14.2 вольта.В оригинальной схеме балласт подключается с помощью транзистора. Реле-регулятор подключается к АКБ и пока напряжение ниже 14.2 вольта, то РР подаёт минусовое напряжение не затвор транзистора и он закрыт. А как только напряжение на АКБ достигнет 14.2 вольта, то РР отключает минус и транзистор открывается, и через него идет ток на балласт. При этом РР работает очень быстро и держит напряжение 14.2 вольта, оно несколько раз в секунду открывает и закрывает транзистор обеспечивая плавный отбор лишней мощности. И собственно по этому нельзя в этой схеме использовать обычное контактное реле, оно просто не выдержит частоту включения-выключения 10....100Гц, будет сильно дребезжать контактами пока они не отгорят.
Сама схема выглядит вот так (ниже рисунок) дополнительное описание - Балластный регулятор для ветрогенератора схема и описание
>
Если у вас нет реле-регулятора с управлением по минусу то можно сделать балластный контроллер на основе реле генератора ВАЗ, и других автомобилей где реле отключает плюсовую щётку генератора и об этом далее.
Ниже рисунок со схемой балластного контроллера с реле генератора ВАЗ. Так как выход реле на щётку плюсовой, то есть она отключает плюс, а не минус как реле ГАЗ, то нужно ставить два транзистора.Когда напряжение ниже 14.2В то плюсовое напряжение подаётся на контакт "Ш", оно подаётся на затвор первого транзистора и он открывается (резистор затвора на минус подключается). Далее этот транзистор подаёт через себя минус (исток-сток) на затвор второго транзистора, и тот минусом закрывается, и через себя не пропускает минус на балласт.
А когда напряжение поднимается выше 14.2В то плюс пропадает с выхода реле регулятора. Первый транзистор закрывается разряжая затвор через резистор на минус. И на затвор второго транзистора перестаёт поступать минус, и он открывается заряжается затвор через резистор от плюса. И он на балласт подаёт минус, балласт включается. Ниже рисунок схемы на двух транзисторах и реле ВАЗ.
>
Из минусов такой схемы это некоторая сложность с подключением транзистора, хотя куда ещё проще, но всё-таки многие не могут и у них не получается. А так-же бывает что транзисторы сгорают, не понятно из-за чего, но такое случалось не только у меня. Вдаваться в описание возможных причин не будем, в общем я нашёл другой выход, и об этом далее.
Транзистор в схеме, которая выше я заменил на твёрдотельное реле и всё стало гораздо проще и надёжнее. Теперь для сборки самого контроллера надо приобрести всего две детали, ну ещё маленькую светодиодную лампочку и балласт. Принципиально схема выглядит вот так (ниже рисунок).>
Для изготовления понадобятся: 1. Реле-регулятор любой с управлением по плюсу, это регуляторы ВАЗ например 2. Твёрдотельное реле на постоянный ток 3. Резистор или светодиодную лампочку маломощную 4. Балласт, в качестве которого лампочки или большой резистор
Ветрогенератор подключается напрямую на аккумулятор и с балластным контроллером никак не связан. А сам контроллер подключается тоже к аккумулятору, но с ветряком никак не связан, он просто отслеживает напряжение аккумулятора и при превышении 14.2 вольта включает балласт чтобы остановить рост напряжения и сжечь лишнюю энергию. Поэтому не важно что заряжает аккумулятор, это может быть ветрогенератор, солнечные батареи, или зарядное устройство, контроллер всё равно будет включать балласт при превышении 14.2 вольта. Таким образом можно излишки энергии использовать даже с солнечных батарей, и эти излишки можно пустить на подогрев воды заменив лампочки на водонагревательный ТЭН.
И если говорить о работе самого контроллера, то балласт он включает не резко, а мягко, импульсами, отбирая только лишнюю энергию. Ветрогенератор при этом не получает удары мощной нагрузкой, как это бывает с другими контроллерами. Контроллеры с мощными балластами обычно полностью подключают нагрузку и происходит резкий удар по ветряку, и он начинает замедляться и пока напряжение АКБ не просядет до заданного гистерезиса ветряк будет нагружен мощной нагрузкой и останавливается. И когда акб заряжены то ветряк может получать несколько таких ударов балласта, от этого нагрузки большие на лопасти и подшипники, обмотку генератора. Так-же есть контроллеры, которые просто тормозят генератор при превышении напряжения, и они тоже резко включают торможение практически замыкая генератор, что тоже очень плохо. А этот балластный регулятор работает как ШИМ(PWM) контроллер мягко скидывая только излишки на балласт, только здесь импульсный принцип работы.
Кстати потребление контроллера совсем небольшое, порядка 20мА, и реле твёрдотельное включается только во время скидывания лишней энергии и в отличие от контактных реле потребляет всего 15мА.
Для наглядности работы данной схемы контроллера я записал небольшое видео. На видео реальная работа контроллера с реальным ветрогенератором. Правда в в день съёмки ветерок был совсем небольшой, поэтому чтобы было видно как происходит сброс лишней энергии я отключил две из трёх лампочек балласта, чтобы было видно по яркости свечения лампочки.
На этом всё, всем удачи в повторении подобной конструкции балластного регулятора для ветряка... Ниже несколько фото этого контроллера.
>
>
>
Дополнительная информация по схеме и описания работы в других статьях:
>Балластный регулятор для ветрогенератора
Самодельный контроллер, или балластный регулятор для моих ветрогенераторов. Ветрогенераторы исправно работают уже более полугода, но все это время я сам контролировал заряд аккумуляторов, и вот наконец собрал самый простой контроллер >Дополнение к статье о балластном регуляторе
Решил снова описать принцип работы балластного регулятора и добавил более понятный рисунок схемы балласта. В статье подробно описаны все элементы и принцип их работы, также фотографии + видео готового балластного регулятора >Контроллер для ветра и солнца
Небольшая модернизация балластного регулятора. Теперь слив энергии идет на четыре автомобильные лампочки. Транзистора два, установил их на новый общий радиатор. Проверка солнечными панелями прошла успешно, но транзисторы стали греться, поэтому решил оставить только две лампочки, подробнее...e-veterok.ru
Серия SR программируемых реле ARRAY ELECTRONICS обладает расширенными возможностями управления и контроля. Имеет возможность расширения до 82-х точек ввода/вывода (50 входов/32 выхода). С помощью программируемых логических контроллеров серии SR можно решить широкий ряд задач по автоматизации, как в промышленности, так и в быту. Благодаря разнообразному набору функций, возможностям расширения точек ввода/вывода, соединения в сеть по RS-485 нескольких модулей становится возможным создание гибкой, и кроме этого экономичной, системы управления учитывающей индивидуальные требования поставленной задачи. Отличительные особенности
Особенности применения
Установка Контроллеры ARRAY могут устанавливаться на:
Подключение Винтовые клеммы контроллера служат для подключения 1 провода сечением 2.5 мм² или 2 проводов сечением 1.5 мм² с использованием 3 мм шлицевой отвертки. В соответствии с типом контроллеры могут питаться переменным напряжением ~220В AC или постоянным напряжением 12-24В DC. Нужное питание подают на контроллеры как показано на приведенных ниже рисунках. Входы контроллеров с питанием постоянным током могут быть подключены как к дискретным сигналам, так и к аналоговым сигналам 0-10В. Это позволяет программируемому контроллеру работать с аналоговыми датчиками: измерители температуры, давления, уровня и другими.
Дискретный AC входДискретный DC входАналоговый входКонтроллеры имеют релейные или транзисторные выходы. Выходные контакты реле изолированы от входов и напряжения питания (сухой контакт). Максимальный ток контактов 10А для резистивной нагрузки и 2А для индуктивной нагрузки. Транзисторные выходы могут быть NPN или PNP типа и требуют для нагрузки отдельный источник питания. Максимальный ток выходных транзисторов 2А, максимальное напряжение 80В.NPN выходPNP выходРелейный выход
|
www.kipsens.ru
Блок реле - Блок сопряжения контроллера и исполнительных механизмов. » Портал инженера
Для многих систем автоматического управления, будь то «Умный дом» или блок автоматики какого-то механизма, необходим специальный блок, который будет соединять систему управления с исполнительными устройствами. Наиболее просто это сделать при помощи реле, хоть контактного, хоть безконтактного.В один прекрасный момент я столкнулся с необходимостью при помощи контроллера управлять силовыми нагрузками сетевого напряжения питания. Для этих целей и был собран следующий девайс.Девайс представляет собой блок из 10 исполнительных реле, оборудованных блоком питания +12В 1,5А для питания дополнительных устройств (я запитываю от него сам контроллер). Управление подается на 2х8 контактный разъем.
Каждое реле включено в коллекторную цепь n-p-n транзистора. Сам транзистор управляется от микроконтроллера.. Разумеется, базу транзистора неплохо бы было подтянуть к земле 1к резистором для пущей надежности. Вместо конденсатора паралельно катушке реле можно поставить диод анодом к коллектору.Данный блок реле может найти широкое применение практически в любых сферах. В моем случае блок собирался «из того что было» для пробы — на данный момент имеется необходимость управления коллекторным электродвигателем с возможностью смены направления (это 2 реле с 2 замыкающими контактами или 1 реле с 2 переключающими или 2 реле с 1 переключающими) и регулировкой скорости (при помощи MOSFET и ШИМ). Транзистор используется КТ315, с током коллектора 150мА. Этого весьма достаточно, поскольку реле потребляет в среднем 20-30мА.
Плата: Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера
Источник: https://rln.nnov.ru
Обсудить на форумеingeneryi.info
Контроллеры и реле электрических кранов
Рис. 3. Фиксирующий механизм контроллера:
1 — пружина; 2 — звездочка 3 — ролик.
Рис. 4. Разрез барабанного контроллера. 1 — кабельный наконечник; 2 — сегмент; 3 — сухарь; 4 — палец контроллера; 5 — пружина пальца.На положении «спуск» двигатель включается по схеме «безопасного спуска». При этом обмотка возбуждения двигателя включается в сеть через добавочное сопротивление на всех положениях.
Контроллеры типа КТ — крановые трехфазные — применяются для трехфазных двигателей с фазовым ротором и имеют симметричную схему включения. На положении «спуск» возможно электрическое торможение в генераторном режиме. Схема их приведена на рис. 6.
Контроллеры типа КТ-2006 предназначены для пуска и реверсирования двигателей с короткозамкнутым ротором.
Контроллеры типа КТК по электрической схеме похожи на контроллеры типа КТ, но отличаются от них тем, что цепь статора двигателя переключается двумя электромагнитными контакторами, а не пальцами и сегментами контроллера.
Кулачковые контроллеры
При числе включений в час не более 240 и при больших мощностях двигателей применяются кулачковые контроллеры. В этих контроллерах на вал насажены профилированные кулачки, которые при повороте барабана нажимают на хвостовую часть подвижного контакта и осуществляют этим замыкание или размыкание его с неподвижным контактом.
Контакты кулачковых контроллеров могут быть двух видов: нормально замкнутые и нормально разомкнутые. Различные схемы электрических соединений в кулачковых контроллерах получают, устанавливая разное число контактов, кулачков и соединительных перемычек, сдвигая кулачки на разные углы по окружности.
Между отдельными контактами, так же как и в барабанных контроллерах, устанавливаются асбестоцементные перегородки. Искрогасительные катушки ставятся для каждой пары контактов отдельно. Управление кулачковыми контроллерами также производится с помощью рычага или маховичка.
Кулачковые контроллеры имеют конструкцию более массивную, и дугогашение у них более совершенно, чем у барабанных, поэтому они с успехом применяются при тяжелых условиях работы и больших мощностях двигателей.
Кулачковые контроллеры переменного тока выпускаются серий ККТ-60, НТ-50, НТ-60, НТ-100 и НТ-150 и предназначаются для управления асинхронными электродвигателями с фазовым ротором. Они имеют одинаковые схемы замыкания роторной цепи для обоих направлений вращения и применяются для двигателей подъема и передвижения.
Контроллеры постоянного тока серий НП-100 и НП-150, выполняемые с одинаковыми схемами замыкания для обоих направлений вращения, применяются обычно для электродвигателей механизмов горизонтального передвижения. Контроллеры постоянного тока этих же серий, но с неодинаковой схемой замыканйя для обоих направлений вращения, применяются для электродвигателей подъема. Все контроллеры изготовляются с кожухами или крышками для защиты от соприкосновения с токоведущими частями.
Магнитные контроллеры
Барабанный или кулачковый контроллер для управления двигателем большой мощности получился бы очень громоздким, требующим больших физических усилий для его вращения. Поэтому в этих случаях применяются магнитные контроллеры, как наиболее совершенные и не требующие больших усилий при работе с ними.
Магнитные контроллеры различаются по допускаемой мощности, по исполнению схемы и по количеству, электродвигателей, управляемых одним контроллером. Магнитные контроллеры серии П применяются для управления электродвигателями постоянного тока последовательного возбуждения, приводящими в действие крановые механизмы горизонтального передвижения (мост и тележки). Магнитные контроллеры серии ПС применяются для управления электродвигателями постоянного тока последовательного возбуждения, приводящими механизмы подъема.
Магнитные контроллеры переменного тока серий Т и ТС применяются для управления трехфазными асинхронными электродвигателями с фазовым ротором, приводящими соответственно механизмы горизонтального передвижения и механизмы подъема.
Магнитные контроллеры серии ДП, ДПС, ДТ и ДТС (дуплексные) имеют то же назначение, что и соответствующие магнитные контроллеры серий П, ПС, Т и ТС, но служат для управления двумя механически связанными электродвигателями.
Магнитные контроллеры состоят из контакторной панели и командоконтроллера.
Панели магнитных контроллеров имеют открытое- исполнение и состоят, в зависимости от схемы и величины, из одного, двух или трех вертикально расположенных блоков. Каждый блок состоит из нескольких изоляционных плит, укрепленных на двух вертикальных стойках из угловой стали. На плитах блоков установлены аппараты управления: контакторы, рубильники, реле и предохранители.
Соединения в главной цепи осуществлены посредством голых шин, а в цепи управления — изолированными проводами.
Провода главной цепи, подводимые к магнитному контроллеру, присоединяются непосредственно к зажимам аппаратов. Провода Цепей управления присоединяются к зажимам, укрепленным на вертикальных стойках. Все соединения сделаны с задней стороны панели.
Каждый магнитный контроллер снабжен устройством для мгно» венной защиты электродвигателя от чрезмерных перегрузок, которые могут быть вызваны неисправностями механизмов или электрооборудования. Катушки токовых реле перегрузки включены в цепь обоих полюсов питания двигателей постоянного тока и в две фазы цепи питания трехфазных электродвигателей. Разрывная мощность магнитного контроллера может оказаться недостаточной для разрыва тока короткого замыкания, поэтому крановая сеть должна быть защищена предохранителями или линейными автоматами. Защита проводов управления осуществляется плавкими предохранителями, установленными на панелях магнитного контроллера.
Магнитные контроллеры постоянного тока изготовляются на напряжение 220 и 440 б, магнитные контроллеры переменного тока на 220, 380 и 500 в. Все контроллеры переменного тока неавтоматические: контроль ускорения и торможения производится крановщиком.
В комплект магнитного контроллера входят: а) контакторная панель (рис. 7, б) командоконтроллер; в) комплект пускового и тормозного сопротивлений, собранных из стандартных ящиков сопротивлений.
При -наличии магнитного контроллера крановщик непосредственно управляет током не в главной цепи, а во вспомогательной, где ток имеет величину около 2 а. Командоаппарат (командоконтроллер) представляет собой кулачковый контроллер малых размеров (рис. 8). Ток, посылаемый по цепям управления с помощью командоаппарата, проходит по катушкам электромагнитных контакторов, которые управляют главным током.
Магнитный контроллер позволяет произвести большее число включений в час, так как не надо задерживать его рукоятку при переходе с одного положения на другое (выдержка времени производится автоматически).
Поскольку конструкция магнитного контроллера более надежна и с его помощью осуществляется защита двигателя от перегрузки, кран, оборудованный такими контроллерами, требует меньшей затраты средств на уход за ним и ремонт электрооборудования.
Основным аппаратом магнитного контроллера является контактор, т. е. выключатель, приводимый в действие электромагнитом. Контакторы выпускаются для работы как на постоянном, так и переменном токе.
Мощность, необходимая для питания электромагнита цепи управления, очень мала по сравнению с мощностью силовой цепи.
При включении тяговой катушки контактора к ней притягивается якорь и замыкаются или размыкаются контакты. Контакты, разомкнутые при невкЛЮченной катушке, называются нормально открытыми; контакты, замкнутые при невключенной катушке, называются нормально закрытыми. При включении катушки контактора нормально закрытый контакт размыкается, а нормально открытый контакт — замыкается. В одном контакторе может быть несколько силовых (главных) и вспомогательных контактов, которые называются блок-контактами, так как они используются чаще всего для блокировки.
Рис. 77. Контакторная панель: 1 — панель; 2—главный рубильник; 3—рубильник цепи управления; 4 — предохранитель цепи управления; 5 — контакторы статоров; 6 — контакторы сопротивлений; 7 —контактор противотока; 8 — реле блокировки; 9 — максимальное реле
При одной паре силовых контактов контактор называется однополюсным. Контакторы постоянного тока изготовляются главным образом однополюсными, контакторы переменного тока — Двух- и трехполюсными.
Втягивающие катушки контакторов постоянного тока изготовляются на напряжения 48, 110, 220 и 440 в, а контакторов переменного тока на напряжения 220, 380 и 500 в. Время срабатывания контактора зависит от его размеров и составляет при включении 0,1—0,4 сек, при отключении — 0,05—0,2 сек.
Контакторы постоянного тока допускают 1500 включений в час, переменного тока — 600 включений в час.
На рис. 9 показан контактор постоянного тока типа КПД завода «Динамо». Он состоит из П-образного ярма, якоря, втягивающей катушки, дугогасительной катушки, подвижного и неподвижного главных контактов, дугогасительной камеры из асбестоцемента и пружины.
Уменьшение износа контактов достигается так же, как и в контроллерах, путем применения дугогасящей катушки. Все основные детали контактора — контакты, катушки, камеры — взаимозаменяемы, монтируются с передней стороны панели без разборки всего контактора, и поэтому замена их не представляет сложности.
Рис. 8. Командоконтроллер: 1 — пружина; 2 — рычаг; 3 — ролики; 4 — контактный мостик; 5 — контакты; 6 — рукоятка; 7 — клеммы; 8 — впадины фиксатора; 9 — вал; 10 — кулачковая шайба
Главные контакты могут быть нормально открытыми и нормально закрытыми.
Блок-контакты, служащие для коммутации тока в цепях управления, выполняются также двух видов — нормально закрытые и нормально открытые.
Контакторы переменного тока изготовляются типов КТД и КТП для напряжения до 500 е; они имеют двух- и трехполюсное исполнение.
Магнитная система контакторов КТД (рис. 10) питается переменным током, а контакторов КТП — постоянным током.
Рис. 9. Однополюсный контактор постоянного тока типа КПД
Рис. 10. Трехполюсный контактор переменного тока типа КТД-2. 1 — искрогасительная камера; 2 — втягивающая катушка; 3 — траверса; 4 — гибкий проводник; 5 — блок-контакты; 6 — магнитопровод
Втягивающая катушка, питаемая переменным током, в момент включения потребляет ток примерно в 12—15 раз больше, чем при полностью притянутом якоре потому, что в этом случае магнитная система не замкнута, индуктивное сопротивление катушки не велико, а активное сопротивление катушек переменного тока всегда мало. Перегрев катушек будет иметь место и при неплотном касании якоря к ярму.
Реле
Реле представляет собою автоматически действующий аппарат, замыкающий или размыкающий свои контакты под действием электрических, магнитных, механических или тепловых импульсов.
Реле применяются для целей защиты электродвигателей от перегрузок, для контроля и управления работой того или иного электродвигателя или установки. По принципу действия различают электромагнитные, индукционные, тепловые, центробежные и другие реле.
По роду величин, на которые реагируют реле, различают реле напряжения, тока, температуры, скорости и др.
Кроме указанных реле в схемах защиты и управления применяются вспомогательные реле: промежуточные, сигнальные и реле времени, обеспечивающие выдержку времени в предусмотренных случаях.
Токовые реле имеются на каждом подъемном кране.
При защите двигателей, работающих в повторно-кратковременном режиме, ток срабатывания реле выбирается равным двух — трехкратным от номинального.
Максимальные токовые реле практически не защищают двигатели от перегрузки, они дают импульс на отключение только при коротких замыканиях или при некоторых повреждениях механизма.
Рассмотрим устройство и действие кранового максимального реле типа Р-4000, обычно применяемого для установки на крановых защитных панелях переменного тока (рис. 11).
Корпус реле состоит из П-образной скобы с двумя гильзами. Вокруг каждой гильзы намотана токовая катушка, включенная последовательно с одной фазой электродвигателя; таким образом, одно реле контролирует ток в двух фазах трехфазного двигателя, что вполне достаточно. Чем больше ток двигателя, тем меньше число витков катушки или ее номер. Внутри гильзы свободно перемещается в вертикальном направлении железный сердечник; нормально он занимает самое нижнее положение, но его можно регулировать с помощью винта.
Положение сердечника определяет уставку реле, что отмечается положением прорези относительно шкалы. При токе уставки (током уставки называется ток, при котором реле приходит в действие) подвижной сердечник поднимается вверх и толкает стержень, который выходит из отверстия в скобе и ударяет коромысло, размыкающее контакты. Положение контакта при срабатывании реле показано пунктиром.
Контакты реле размыкаются независимо от того, по какой катушке проходит ток перегрузки и остаются разомкнутыми, пока этот ток проходит. После прекращения тока перегрузки коромысло поворачивается под действием собственного веса, и контакты замыкаются.
Рис. 11. Реле типа Р-4000
Если тяговую катушку контактор’а включить через нормально закрытые контакты реле, то при перегрузке двигателя реле откроет свой контакт и отключит тяговую катушку, вследствие чего отключится контактор и двигатель остановится.
Реле времени служит для обеспечения правильной работы автоматических схем и срабатывания аппаратов управления в нужной последовательности и с соблюдением необходимых интервалов времени.
Действие применяемых в краностроении электромагнитных реле времени постоянного тока йсновано на том, что при отключении катушки магнитный поток в ней исчезает не сразу, а с некоторым запозданием. Если после отключения от сети, катушку замкнуть накоротко, то тогда время задержки якоря в притянутом состоянии будет еще больше. Время, прошедшее от замыкания катушки накоротко до переключения контактов реле, называется выдержкой времени. Для получения выдержки времени при разрыве цепи катушки реле на сердечник надевают медную гильзу, которая действует в момент отключения тока Как замкнутая накоротко катушка. Электромагнитные реле позволяют регулировать выдержку времени в пределах от 0,2 до 5 сек. Регулирование выдержки времени производится изменением толщины немагнитной прокладки между якорем реле и сердечником или изменением натяжения пружины, открывающей якорь при спадении магнитного потока.
Чем тоньше прокладка, тем дольше магнитный поток сохраняет свою величину, и тем больше будет выдержка времени. При сильно натянутой пружине якорь оторвется раньше, чем при слабо натянутой.
Электромагнитные реле времени применяются на кранах в цепях постоянного тока, например, при работе с грузоподъемными электромагнитами. Работа реле, применяемых в крановых схемах, будет рассмотрена при разборе схем.
Читать далее: Крановые сопротивления электрических кранов
Категория: - Мостовые электрические краны
Главная → Справочник → Статьи → Форум
stroy-technics.ru
microcontroller - В чем разница между контроллером реле и микроконтроллером?
Эти два устройства очень разные. В зависимости от того, что вы пытаетесь сделать, вы, возможно, сможете использовать либо, однако. Вы должны больше рассказать о своей цели.
Если вы включаете и выключаете высоковольтные или высоковольтные нагрузки, вам понадобится какое-то реле (или, возможно, большой полевой транзистор). Если ваши требования к току и напряжению достаточно низки (5 В, 40 мА), вы можете напрямую управлять своей нагрузкой выходными выводами Arduino.
Arduino - это микроконтроллер. Это означает, что весь компьютер просто упрощен. Он имеет оперативную память, регистры, ALU и т.д. Микроконтроллеры обычно специализируются таким образом, что вместо того, чтобы взаимодействовать с периферийными устройствами, использующими какую-то шину, например, в настольном компьютерном процессоре, они имеют встроенные возможности ввода/вывода, часто просто в виде выходов который может быть установлен высоким (входное напряжение, обычно 5 В) или низким (0 В) программно. Arduino, вероятно, использует свой собственный langauge программирования, хотя для него может быть более одного языка (я его никогда не использовал). Я сомневаюсь, что PHP является одним из тех langauges.
Контроллер реле - это именно то, что подразумевает название - простая схема, которая управляет некоторыми реле. Реле представляют собой переключатели с электрическим приводом. В контроллере реле отсутствует интеллект. Он не может быть запрограммирован; он должен управляться извне через USB. Если вы пытаетесь взаимодействовать с ним с PHP на настольном/серверном компьютере, это, вероятно, ваш лучший выбор. Вы правы, что это дорого. Вероятно, вы могли бы построить свою собственную часть затрат, особенно если вы хотите использовать параллельный порт на своем компьютере (поиск в Google для получения простых инструкций). Стоит отметить, что этот контроллер реле и, предположительно, большинство других, скорее всего, содержат какой-то микроконтроллер с контактами ввода/вывода, подключенными к электрической цепи, которые увеличивают ток и/или напряжение до точки, где он может управлять реле, которое, в свою очередь, переключается нагрузка.
Хм... только очень неопределенное программирование:) Я думаю, нам может понадобиться еще один StackOverflow для электроники. Может быть, SparkOverflow?
qaru.site
Реле-регулятор напряжения генератора: схема, принцип действия
Реле-регулятор напряжения генератора — это неотъемлемая часть системы электрооборудования любого автомобиля. С его помощью производится поддержка напряжения в определенном диапазоне значений. В данной статье вы узнаете о том, какие конструкции регуляторов существуют на данный момент, в том числе будут рассмотрены механизмы, давно не используемые.
Основные процессы автоматического регулирования
Совершенно неважно, какой тип генераторной установки используется в автомобиле. В любом случае он имеет в своей конструкции регулятор. Система автоматического регулирования напряжения позволяет поддерживать определенное значение параметра, независимо от того, с какой частотой вращается ротор генератора. На рисунке представлен реле-регулятор напряжения генератора, схема его и внешний вид.
Анализируя физические основы, с использованием которых работает генераторная установка, можно прийти к выводу, что напряжение на выходе увеличивается, если скорость вращения ротора становится выше. Также можно сделать вывод о том, что регулирование напряжения осуществляется путем уменьшения силы тока, подаваемого на обмотку ротора, при повышении скорости вращения.
Что такое генератор
Любой автомобильный генератор состоит из нескольких частей:
1. Ротор с обмоткой возбуждения, вокруг которой при работе создается электромагнитное поле.
2. Статор с тремя обмотками, соединенными по схеме "звезда" (с них снимается переменное напряжение в интервале от 12 до 30 Вольт).
3. Кроме того, в конструкции присутствует трехфазный выпрямитель, состоящий из шести полупроводниковых диодов. Стоит заметить, что реле-регулятор напряжения генератора ВАЗ 2107 (инжектор или карбюратор в системе впрыска) одинаков.
Но работать генератор без устройства регулирования напряжения не сможет. Причина тому — изменение напряжения в очень большом диапазоне. Поэтому необходимо использовать систему автоматического регулирования. Она состоит из устройства сравнения, управления, исполнительного, задающего и специального датчика. Основной элемент — это орган регулирования. Он может быть как электрическим, так и механическим.
Работа генератора
Когда начинается вращение ротора, на выходе генератора появляется некоторое напряжение. А подается оно на обмотку возбуждения посредством органа регулировки. Стоит также отметить, что выход генераторной установки соединен напрямую с аккумуляторной батареей. Поэтому на обмотке возбуждения напряжение присутствует постоянно. Когда увеличивается скорость ротора, начинает изменяться напряжение на выходе генераторной установки. Подключается реле-регулятор напряжения генератора Valeo или любого другого производителя к выходу генератора.
При этом датчик улавливает изменение, подает сигнал на сравнивающее устройство, которое анализирует его, сопоставляя с заданным параметром. Далее сигнал идет к устройству управления, от которого производится подача на исполнительный механизм. Регулирующий орган способен уменьшить значение силы тока, который поступает к обмотке ротора. Вследствие этого на выходе генераторной установки производится уменьшение напряжения. Аналогичным образом производится повышение упомянутого параметра в случае снижения скорости ротора.
Двухуровневые регуляторы
Двухуровневая система автоматического регулирования состоит из генератора, выпрямительного элемента, аккумуляторной батареи. В основе лежит электрический магнит, его обмотка соединена с датчиком. Задающие устройства в таких типах механизмов очень простые. Это обычные пружины. В качестве сравнивающего устройства применяется небольшой рычаг. Он подвижен и производит коммутацию. Исполнительным устройством является контактная группа. Орган регулировки — это постоянное сопротивление. Такой реле-регулятор напряжения генератора, схема которого приведена в статье, очень часто используется в технике, хоть и является морально устаревшим.
Работа двухуровневого регулятора
При работе генератора на выходе появляется напряжение, которое поступает на обмотку электромагнитного реле. При этом возникает магнитное поле, с его помощью притягивается плечо рычага. На последний действует пружина, она используется как сравнивающее устройство. Если напряжение становится выше, чем положено, контакты электромагнитного реле развлекаются. При этом в цепь выключается постоянное сопротивление. На обмотку возбуждения подается меньший ток. По подобному принципу работает реле-регулятор напряжения генератора ВАЗ 21099 и других автомобилей отечественного и импортного производства. Если же на выходе уменьшается напряжение, то производится замыкание контактов, при этом изменяется сила тока в большую сторону.
Электронный регулятор
У двухуровневых механических регуляторов напряжения имеется большой недостаток — чрезмерный износ элементов. По этой причине вместо электромагнитного реле стали использовать полупроводниковые элементы, работающие в ключевом режиме. Принцип работы аналогичен, только механические элементы заменены электронными. Чувствительный элемент выполнен на делителе напряжения, который состоит из постоянных резисторов. В качестве задающего устройства используется стабилитрон.
Современный реле-регулятор напряжения генератора ВАЗ 21099 является более совершенным устройством, надежным и долговечным. На транзисторах функционирует исполнительная часть устройства управления. По мере того как изменяется напряжение на выходе генератора, электронный ключ замыкает или размыкает цепь, при необходимости подключают добавочное сопротивление. Стоит отметить, что двухуровневые регуляторы являются несовершенными устройствами. Вместо них лучше использовать более современные разработки.
Трехуровневая система регулирования
Качество регулирования у таких конструкций намного выше, нежели у рассмотренных ранее. Ранее использовались механические конструкции, но сегодня чаще встречаются бесконтактные устройства. Все элементы, используемые в данной системе, такие же, как и у рассмотренных выше. Но отличается немного принцип работы. Сначала подается напряжение посредством делителя на специальную схему, в которой происходит обработка информации. Установить такой реле-регулятор напряжения генератора ("Форд Сиерра" также может оснащаться подобным оборудованием) допустимо на любой автомобиль, если знать устройство и схему подключения.
Здесь происходит сравнение действительного значения с минимальным и максимальным. Если напряжение отклоняется от того значения, которое задано, то появляется определенный сигнал. Называется он сигналом рассогласования. С его помощью производится регулирование силы тока, поступающего на обмотку возбуждения. Отличие от двухуровневой системы в том, что имеется несколько добавочных сопротивлений.
Современные системы регулирования напряжения
Если реле-регулятор напряжения генератора китайского скутера двухуровневый, то на дорогих автомобилях используются более совершенные устройства. Многоуровневые системы управления могут содержать 3, 4, 5 и более добавочных сопротивлений. Существуют также следящие системы автоматического регулирования. В некоторых конструкциях можно отказаться от использования добавочных сопротивлений.
Вместо них увеличивается частота срабатывания электронного ключа. Использовать схемы с электромагнитным реле попросту невозможно в следящих системах управления. Одна из последних разработок — это многоуровневая система управления, которая использует частотную модуляцию. В таких конструкциях необходимы добавочные сопротивления, которые служат для управления логическими элементами.
Как снимать реле-регулятор
Снять реле-регулятор напряжения генератора ("Ланос" или отечественная "девятка" у вас - не суть важно) довольно просто. Стоит заметить, что при замене регулятора напряжения потребуется всего один инструмент — плоская или крестовая отвертка. Снимать генератор или ремень и его привод не нужно. Большинство устройств находится на задней крышке генератора, причем объединены в единый узел с щеточным механизмом. Наиболее частые поломки происходят в нескольких случаях.
Во-первых, при полном стирании графитовых щёток. Во-вторых, при пробое полупроводникового элемента. О том, как провести проверку регулятора, будет рассказано ниже. При снятии вам потребуется отключить аккумуляторную батарею. Отсоедините провод, который соединяет регулятор напряжения с выходом генератора. Выкрутив оба крепежных болта, можно вытянуть корпус устройства. А вот реле-регулятор напряжения генератора ВАЗ 2101 имеет устаревшую конструкцию - он монтируется в подкапотном пространстве, отдельно от щеточного узла.
Проверка устройства
Проверяется реле-регулятор напряжения генератора ВАЗ 2106, "копеек", иномарок одинаково. Как только произведете снятие, посмотрите на щетки - у них должна быть длина более 5 миллиметров. В том случае, если этот параметр отличается, нужно проводить замену устройства. Чтобы осуществить диагностику, потребуется источник постоянного напряжения. Желательно, чтобы можно было изменить выходную характеристику. В качестве источника питания можно использовать аккумулятор и пару пальчиковых батареек. Еще вам необходима лампа, она должна работать от 12 Вольт. Вместо нее можно использовать вольтметр. Подключаете плюс от питания к разъему регулятора напряжения.
Соответственно, минусовой контакт соединяете с общей пластиной устройства. Лампочку или вольтметр соединяете со щетками. В таком состоянии между щетками должно присутствовать напряжение, если на вход подается 12-13 Вольт. Но если вы будете подавать на вход больше, чем 15 Вольт, между щетками напряжения не должно быть. Это признак исправности устройства. И совершенно не имеет значения, диагностируется реле-регулятор напряжения генератора ВАЗ 2107 или другого автомобиля. Если же контрольная лампа горит при любом значении напряжения или вовсе не загорается, значит, присутствует неисправность узла.
Выводы
В системе электрооборудования автомобиля реле-регулятор напряжения генератора "Бош" (как, впрочем, и любой иной фирмы) играет очень большую роль. Как можно чаще следите за его состоянием, проверяйте на наличие повреждений и дефектов. Случаи выхода из строя такого устройства нередки. При этом в лучшем случае разрядится аккумуляторная батарея. А в худшем может повыситься напряжение питания в бортовой сети. Это приведет к выходу из строя большей части потребителей электроэнергии. Кроме того, может выйти из строя и сам генератор. А его ремонт обойдется в кругленькую сумму, а если учесть, что АКБ очень быстро выйдет из строя, расходы и вовсе космические. Стоит также отметить, что реле-регулятор напряжения генератора Bosch является одним из лидеров по продажам. У него высокая надежность и долговечность, а характеристики максимально стабильны.
fb.ru
Реле регулятора напряжения генератора: устройство и принцип работы
Ищем двух авторов для нашего сайта, которые ОЧЕНЬ хорошо разбираются в устройстве современных автомобилей.Обращаться на почту [email protected].Создано реле регулятор напряжения генератора для корректировки выдаваемого в бортовую сеть и на клеммы аккумулятора «вольтажа» в заданном диапазоне 13,8 – 14,5 В (реже до 14,8 В). Кроме того, регулятор корректирует напряжение на обмотке самовозбуждения генератора.
Рис. 1 Реле регулятор напряжения генератора
Назначение реле регулятора напряжения
Независимо от стажа и стиля вождения владелец авто не может обеспечить одинаковые обороты двигателя в разные моменты времени. То есть, коленвал ДВС, передающий крутящий момент генератору, вращается с разной скоростью. Соответственно, генератор вырабатывает разное напряжение, что крайне опасно для АКБ и прочих потребителей бортовой сети.
Поэтому замена реле регулятора генератора должна производится при недозаряде и перезаряде аккумулятора, горящей лампочке, мигании фар и прочих перебоях электроснабжения бортовой сети.
Взаимосвязь источников тока авто
В транспортном средстве находится минимум два источника электроэнергии:
- аккумулятор – необходим в момент запуска ДВС и первичного возбуждения обмотки генератора, энергию не создает, а только расходует и накапливает в момент подзарядки
- генератор – питает бортовую сеть на любых оборотах и подпитывает АКБ только на высоких оборотах
Рис. 2 В машине генератор и аккумулятор объединены в общую сеть
В бортовую сеть необходимо подключение обоих указанных источников для корректной работы двигателя и прочих потребителей электричества. При поломке генератора АКБ «протянет» максимум 2 часа, а без аккумулятора не заведется двигатель, приводящий в движение ротор генератора.
Существуют исключения – например, а счет остаточной намагниченности обмотки возбуждения штатный генератор ГАЗ-21 запускается самостоятельно при условии постоянной эксплуатации машины. Можно завести авто « с толкача», если в нем установлен генератор постоянного тока, с прибором переменного тока такой трюк невозможен.
Рис. 3 Заводка ДВС с толкача
Задачи регулятора напряжения
Из школьного курса физики каждый автолюбитель должен помнить принцип работы генератора:
- при взаимном перемещении рамки и окружающего ее магнитного поля в ней возникает электродвижущая сила
- электромагнитом генераторов постоянного тока служат статоры, ЭДС, соответственно возникает в якоре, ток снимается с коллекторных колец
- в генераторе переменного тока намагничивается якорь, электроэнергия возникает в обмотках статора
Рис. 4 Принцип действия генератора авто
Упрощенно можно представить, что на величину выходящего с генератора напряжения влияет значение магнитной силы и скорость вращения поля. Основная проблема генераторов постоянного тока – пригорание и залипание щеток при съеме с якоря токов большой величины – решена переходом на генераторы переменного тока. Ток возбуждения, подающийся на ротор для возбуждения магнитной индукции, на порядок ниже, снимать электроэнергию с неподвижного статора гораздо легче.
Однако вместо постоянно расположенных в пространстве клемм «–» и «+» производители авто получили постоянное изменение плюса и минуса. Подзарядка аккумулятора переменным током не возможна в принципе, поэтому диодным мостиком его предварительно выпрямляют.
Рис. 5 Выпрямитель генератора
Из этих нюансов плавно вытекают задачи, решаемые реле генератора:
- подстройка тока в обмотке возбуждения
- выдерживание диапазона 13,5 – 14,5 В в бортовой сети и на клеммах аккумулятора
- отсечение питания обмотки возбуждения от АКБ при заглушенном двигателе
Рис. 6 Назначение реле регулятора напряжения
Поэтому называют регулятор напряжения еще и реле зарядки, а на панель выведена сигнальная лампа процесса подзарядки АКБ. В конструкцию генераторов переменного тока функция отсечения обратного тока заложена по умолчанию.
Разновидности реле регуляторов
Прежде, чем произвести самостоятельный ремонт устройства регулирования напряжения, необходимо учесть, что существует несколько типов регуляторов:
- внешние – повышают ремонтопригодность генератора
- встраиваемые – в пластину выпрямителя или щеточный узел
- регулирующие по минусу – появляется дополнительный провод
- регулирующие по плюсу – экономичная схема подключения
- для генераторов переменного тока – нет функции ограничения напряжения на обмотку возбуждения, так как она заложена в самом генераторе
- для генераторов постоянного тока – дополнительная опция отсечения АКБ при неработающем ДВС
- двухуровневые – морально устарели, применяются редко, регулировка пружинами и небольшим рычагом
- трехуровневые – дополнены специальной платой сравнивающего устройства и сигнализатором согласования
- многоуровневые – в схеме имеются 3 – 5 добавочных резисторов и система слежения
- транзисторные – в современных авто не используются
- релейные – улучшенная обратная связь
- релейно-транзисторные – универсальная схема
- микропроцессорные – небольшие габариты, плавные регулировки нижнего/верхнего порога срабатывания
- интегральные – встраиваются в щеткодержатели, поэтому заменяются после истирания щеток
Рис. 7 Выносное реле
Рис. 8 Реле встроено в щеточный узел
Рис. 9 Регулятор двухуровневый
Рис. 10 Реле трехуровневое
Рис. 11 Регулятор транзисторно-релейный
Рис. 12 Схема реле микроконтроллерного
Рис. 13 Регулятор интегральный
Внимание: Без доработки схемы «плюсовой» и «минусовой» регулятор напряжения являются не взаимозаменяемыми приборами.
Реле генераторов постоянного тока
Таким образом, схема подключения регулятора напряжения при эксплуатации генератора постоянного тока сложнее. Поскольку в стояночном режиме авто, когда ДВС заглушен, необходимо отключить генератор от АКБ.
При диагностике проверка реле происходит на выполнение трех его функций:
- отсечка аккумулятора во время стоянки машины
- ограничение максимального тока на выходе генератора
- регулировка напряжения для обмотки возбуждения
Рис. 14 Регулятор напряжения генератора постоянного тока
При любой неисправности требуется ремонт.
Реле генераторов переменного тока
В отличие от предыдущего случая диагностика своими руками регулятора генератора переменного тока немного проще. В конструкцию «автомобильной электростанции» уже заложена функция отсечки питания во время стоянки от АКБ. Остается проверить лишь напряжение на обмотке возбуждения и на выходе с генератора.
Рис. 15 Реле для генератора переменного тока
Если в машине стоит генератор тока переменного, его невозможно завести разгоном с горки. Так как остаточного намагничивания на возбуждающей обмотке здесь нет по умолчанию.
Встроенные и внешние регуляторы
Для автолюбителя важно знать, что измеряют и начинают регулировать напряжение реле в конкретном месте их установки. Поэтому встроенные модификации воздействуют непосредственно на генератор, а выносные «не знают» о его наличии в машине.
Например, если выносное реле подключено к катушке зажигания, его работа будет направлена на регулировку напряжения лишь на этом участке бортовой сети. Поэтому, прежде чем узнать, как проверить реле выносного типа, следует убедиться, что оно подключено правильно.
Управление по «+» и «–»
В принципе схемы управления по «минусу» и «плюсу» отличаются лишь схемой подключения:
- при монтаже реле в разрыв «+» одна щетка подключается к «массе», другая к клемме регулятора
- если же подключить реле в разрыв «–», то одну щетку нужно подключить к «плюсу», другую к регулятору
Рис. 16 Схема включения регулятора в разрыв плюсового провода
Однако в последнем случае появится еще один провод, поскольку реле напряжения является устройством активного типа. Для него необходимо индивидуальное питание, поэтому «+» нужно подвести отдельно.
Двухуровневые
На начальном этапе в машинах устанавливались механические двухуровневые регуляторы напряжения с простым принципом действия:
- через реле проходит электрический ток
- возникающее магнитное поле притягивает рычаг
- сравнивающим устройством служит пружина с заданным усилием
- при увеличении напряжения контакты размыкаются
- на возбуждающую обмотку поступает меньший ток
Рис. 17 Механический регулятор напряжения
Использовались механические двухуровневые реле в автомобилях ВАЗ 21099. Основным минусом являлась работа с повышенным износом механических элементов. Поэтому на смену этим приборам пришли электронные (бесконтактные) реле напряжения:
- делитель напряжения собран из резисторов
- стабилитрон является задающим устройством
Сложная схема соединения и недостаточно эффективный контроль напряжения привели к снижению спроса на эти приборы.
Трехуровневые
Однако двухуровневые регуляторы, в свою очередь, так же уступили позиции более совершенным трехуровневым и многоуровневым приборам:
- напряжение выходит с генератора на специальную схему через делитель
- информация обрабатывается, действительное напряжение сравнивается с минимальным и максимальным пороговым значением
- сигнал рассогласования регулирует силу тока, поступающего на возбуждающую обмотку
Рис. 18 Трехуровневый регулятор
Более совершенными считаются реле с частотной модуляцией – в них нет привычных сопротивлений, зато увеличена частота срабатывания ключа электронного. Управление осуществляется логическими схемами.
Принцип работы реле регулятора
Благодаря встроенным резисторам и специальным схемам реле получает возможность сравнивать величину вырабатываемого генератором напряжения. После чего, слишком высокое значение приводит к отключению реле, чтобы не перезарядить аккумулятор и не испортить электроприборы, подключенные в бортовую сеть.
Любые неисправности приводят именно к этим последствиям, приходит в неисправность батарея АКБ или резко увеличивается эксплуатационный бюджет.
Переключатель лето/зима
Вне зависимости от сезона и температуры воздуха работа генератора всегда стабильна. Как только его шкив начинает вращаться, электроток вырабатывается по умолчанию. Однако зимой внутренности аккумулятора замерзают, он восполняет заряд значительно хуже, чем летом.
Переключатели лето/зима находятся либо на корпусе регулятора напряжения, либо этим обозначением подписаны соответствующие разъемы, которые нужно найти и подсоединить к ним проводку в зависимости от сезона.
Рис. 19 Регулятор напряжения с зимними и летними клеммами
Ничего необычного в этом переключателе нет, это лишь грубые настройки реле регулятора, позволяющие повысить до 15 В напряжение на клеммах аккумулятора.
Подключение в бортовую сеть генератора
Если при замене генератора вы подключаете новый прибор самостоятельно, необходимо учесть нюансы:
- вначале следует проверить целостность и надежность контакта провода от кузова машины к корпусу генератора
- затем можно подсоединять клемму Б реле регулятора с «+» генератора
- вместо «скруток», начинающих греться через 1 – 2 года эксплуатации, лучше использовать пайку проводов
- заводской провод нужно заменить кабелем сечения 6 мм2 минимум, если вместо штатного генератора монтируется электроприбор, рассчитанный на ток больше 60 А
- амперметр в цепи генератор/аккумулятор показывает, мощность какого источника электроснабжения в данный момент выше в бортовой сети
Рис. 20 Подключение генератора на примере ВАЗ
Амперметры – нужные приборы, с помощью которых можно определить заряд АКБ и работоспособность генератора. Без особых причин не рекомендуется убирать их из схемы.
Схемы подключения регулятора выносного
Монтируется выносное реле регулятора напряжения генератора только после выяснения, в разрыв какого провода оно должно быть подключено. Например:
- на старых РАФ, Газелях и «Бычках» используются реле 13.3702 в полимерном или стальном корпусе с двумя контактами и двумя щетками, монтируются в «–» разрыв цепи, клеммы всегда промаркированы, «+» обычно берется с катушки зажигания (Б-ВК клемма), контакт Ш регулятора соединяется со свободной клеммой щеточного узла
- в «жигулях» применяются реле регуляторы 121.3702 белого и черного цвета, существуют двойные модификации, в которых при выходе из строя одного прибора работа второго устройства продолжается простым переключением на него, монтируется в разрыв «+» клеммой 15 к выводу катушки зажигания Б-ВК, к щеточному узлу крепится проводом клемма 67
Встраиваемые реле-регуляторы автолюбители называют «шоколадками», маркированными Я112. Они монтируются в специальные щеткодержатели, прижимаются винтами и защищаются дополнительно крышкой.
На автомобилях ВАЗ реле обычно встроены в щеточный узел, полная маркировка Я212А11, подключаются к замку зажигания.Если владелец меняет штатный генератор на старом отечественном ВАЗ на устройство переменного тока от иномарки или современной Лады, подключение производится по другой схеме:
- вопрос крепления корпуса автолюбитель решает самостоятельно
- аналогом клеммы «плюс» здесь служит контакт В или В+, его включают в бортовую сеть через амперметр
- выносные реле регуляторы здесь обычно не используются, а встраиваемые уже интегрированы в щеточный узел, из них выходит единственный провод с маркировкой D либо D+, который подсоединяется к замку зажигания (к клемме катушки Б-ВК)
Рис. 21 Замена штатного реле трехуровневым регулятором
Для дизельных ДВС в генераторах может присутствовать клемма W, которая присоединяется к тахометру, ее игнорируют при установке на авто с бензиновым мотором.
Проверка подключения
После установки трехуровневого или иного реле-регулятора необходима проверка работоспособности:
- двигатель заводится
- напряжение в бортовой сети контролируется на разных оборотах
После установки генератора переменного тока и подключения его по вышеприведенной схеме владельца может ожидать «сюрприз»:
- при включении ДВС запускается генератор, измеряется напряжение на средних, больших и малых оборотах
- после выключения зажигания ключом …. двигатель продолжает работать
В этом случае заглушить ДВС можно либо сняв провод возбуждения, либо отпустив сцепление с одновременным нажатием тормоза. Все дело в наличии остаточной намагниченности и постоянном самовозбуждении обмотки генератора. Проблема решается установкой в разрыв возбуждающего провода лампочки:
- она горит при незапущенном генераторе
- гаснет после его запуска
- проходящий через лампу ток недостаточен, чтобы возбудить обмотку генератора
Эта лампа автоматически становится индикатором наличия зарядки АКБ.
Диагностика реле регулятора
Определить поломки регулятора напряжения можно по признакам косвенным. Прежде всего, это некорректная зарядка АКБ:
- перезаряд – выкипает электролит, раствор кислоты попадает на детали кузова
- недозаряд – ДВС не запускается, лампы горят в пол накала
Однако предпочтительнее диагностика приборами – вольтметром или тестером. Любое отклонение от максимального значения напряжения 14,5 В (в некоторых авто бортовая сеть рассчитана на 14,8 В) на больших оборотах или минимального значения 12,8 В на малых оборотах становится причиной замены/ремонта реле регулятора.
Встроенного
Чаще всего регулятор напряжения интегрирован в щетки генератора, поэтому необходимо уровневое обследование этого узла:
- после снятия защитной крышки и ослабления винтов щеточный узел извлекается наружу
- при износе щеток (осталось меньше 5 мм их длины) замена должна производится в обязательном порядке
- диагностика генератора мультиметром производится в комплекте с аккумулятором или зарядным устройством
- «минусовой» провод от источника тока замыкается на соответствующую пластину регулятора
- «плюсовой» провод от ЗУ или АКБ подключается к аналогичному разъему реле
- тестер устанавливается в режим вольтметра 0 – 20 В, щупы накладываются на щетки
- в диапазоне 12,8 – 14,5 В между щетками должно быть напряжение
- при увеличении напряжения больше 14,5 В стрелка вольтметра должна быть на нуле
Рис. 22 Диагностика реле встроенного
В данном случае вместо вольтметра можно использовать лампу, которая должна гореть в указанном интервале напряжения, гаснуть при увеличении этой характеристики больше этого значения.
Провод, управляющий тахометром (маркировка W только на реле для дизелей) прозванивается мультиметром в режиме тестера. На нем должно быть сопротивление около 10 Ом. При снижении этого значения провод «пробит», его следует заменить новым.
Выносного
Никаких отличий в диагностике для выносного реле не существует, зато его не нужно демонтировать из корпуса генератора. Проверить реле регулятор напряжения генератора можно при работающем двигателе, изменяя обороты с низких на средние, затем высокие. Одновременно с увеличением оборотов нужно включить дальний свет (как минимум), кондиционер, монитор и прочие потребители (как максимум).
Рис. 23 Диагностика выносного регулятора напряжения
Таким образом, при необходимости владелец транспортного средства может заменить штатное реле регулятор напряжения на более современную модификацию встраиваемого или выносного типа. Диагностика работоспособности доступна собственными силами при наличии обычной автомобильной лампы.
Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
swapmotor.ru
Видеоматериалы
Опыт пилотных регионов, где соцнормы на электроэнергию уже введены, показывает: граждане платить стали меньше
Подробнее...С начала года из ветхого и аварийного жилья в республике были переселены десятки семей
Подробнее...Более 10-ти миллионов рублей направлено на капитальный ремонт многоквартирных домов в Лескенском районе
Подробнее...Актуальные темы
ОТЧЕТ о деятельности министерства энергетики, ЖКХ и тарифной политики Кабардино-Балкарской Республики в сфере государственного регулирования и контроля цен и тарифов в 2012 году и об основных задачах на 2013 год
Подробнее...Предложения организаций, осуществляющих регулируемую деятельность о размере подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на 2013 год
Подробнее...
КОНТАКТЫ
360051, КБР, г. Нальчик
ул. Горького, 4
тел: 8 (8662) 40-93-82
факс: 8 (8662) 47-31-81
e-mail:
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.